Без терпения невозможно найти покой

    

Господь сказал: «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Терпение служит укреплением для всех добродетелей. И ни одна из добродетелей без него не может устоять.

***

Во всяком искусстве и при всяком знании необходимо терпение. И справедливо, потому что без него не совершаются и самые внешние дела; но если бы какое-нибудь из них и совершилось, то нужно бывает терпение для того, чтобы совершившееся сохранилось. И просто сказать: всякое дело прежде, нежели совершится, с терпением совершается, и совершенное терпением сохраняется, и без него не может устоять, да и не получает конца. Если дело хорошее – терпение податель и хранитель его; если же худое – терпение подает (в нем) покой и великодушие и не попускает искушаемому томиться малодушием, обручением геенны.

***

Терпению свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу

Терпению свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу. Оно научает душу утешать себя и не унывать от множества браней и скорбей. Уклонившийся от него Иуда, как неопытный в брани, нашел себе двоякую смерть. Усвоивший его себе апостол Петр, как опытный в брани, и в самом падении победил низложившего его дьявола. Терпение усовершенствовало блаженного Иова и первые его добрые дела. Ибо если бы немного уклонился от него праведный, то потерял бы и все прежнее; но Знавший его терпение попустил бедствие, к усовершенствованию его и пользе многих.

***

Познавший пользу терпения прежде всего старается приобрести его.

***

Нигде нет места без испытаний, потому без терпения и невозможно найти покой

Если кто-либо не имеет терпения, то никогда не может устоять на войне видимой, и не только себе, но и другим наносит своим уклонением бегство и погибель. Но при видимой войне иной может оставаться внутри дома и, может быть, не выходит на войну; хотя чрез это и лишится даров и венцов, и останется, может быть, в бедности и бесчестии. В мысленной же брани невозможно найти места, где бы ее не было; хотя бы и все творение прошел кто-либо, но куда ни пойдет, везде встретит брань. В пустыне – звери и демоны и прочие злополучия и страшилища. В безмолвии – демоны и искушения. Среди людей – демоны и люди искушающие. И нигде нет места без испытаний, потому без терпения и невозможно найти покой.

***

Терпение происходит от страха и веры и начинается с благоразумия. Благоразумный испытывает дела согласно уму и избирает лучшее.

***

Бог близок к тем, которые желают ради Его терпеть искушение и не хотят оставить добродетель по нерадению из-за скорби, но предпочитают закон Божий, и в терпении того, что их постигает, увеселяются надеждою спасения.

***

Если предстоят два бедствия: одно временное, а другое вечное, то не лучше ли избрать первое. Ибо нам необходимо или здесь бедствовать телесно и царствовать мысленно со Христом, в нынешнем веке, ради бесстрастия, и потом в будущем; или отпасть по страху искушений и пойти в вечную муку, от которой да избавит нас Бог, чрез терпение бедствий здесь.

***

Терпение есть как бы камень, неподвижно стоящий против ветров и волн житейских, и достигший его не изнемогает при наводнении и не возвращается назад; но, и находя покой и радость, не увлекается самомнением, а всегда пребывает одинаковым, и в благоденствии, и в злополучии; потому он и пребывает невредимым от сетей врага. Когда встретит бурю, терпит с радостью, ожидая конца; когда и тихая погода бывает, ожидает искушения до последнего издыхания. Такой познает, что в этой жизни отнюдь ничего нет неизменного, но все проходит, потому он и нимало не заботится о чем-либо земном, но предоставляет все Богу, ибо Он печется о нас. Ему подобает всякая слава, честь и держава во веки. Аминь.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Почему христианин призван терпеть до смерти Почему христианин призван терпеть до смерти
Сергей Худиев
Почему христианин призван терпеть до смерти Почему христианин призван терпеть до смерти
Сергей Худиев
Четвертый из плодов Святого Духа, упомянутый у Апостола (Гал.5:22) — это долготерпение. Словарь переводит соответствующее греческое слово как «долготерпение, великодушие, терпеливость, стойкость, выдержка», а в библейском контексте оно означает, во-первых, готовность великодушно сносить чужие грехи и недостатки, во-вторых — стойкость перед лицом испытаний.
Узнает лишь тот, кто потерпит Узнает лишь тот, кто потерпит
Игум. Нектарий (Морозов)
Узнает лишь тот, кто потерпит Узнает лишь тот, кто потерпит
Игумен Нектарий (Морозов)
Священник отвечает кратко, но и вместе с тем очень емко: «Надо просто потерпеть...». Просто... Да нет: совсем не просто терпеть!
Бог хранит нас, а не мы Его Бог хранит нас, а не мы Его
Митр. Афанасий Лимассольский
Бог хранит нас, а не мы Его Бог хранит нас, а не мы Его
Беседа на фрагмент Послания святого апостола Иакова
Митрополит Лимассольский Афанасий
Когда другой ругает меня, а я ему не отвечаю, сдерживаюсь, разве это не труд духовный? Это труд. А когда другой надоедлив, а я терплю? Тоже.
Комментарии
Максим22 февраля 2017, 21:00
А с терпением совсем ничего не найдёшь!
Иван Агафонов22 февраля 2017, 18:00
Иногда в разговорах между людьми проскакивает, как-бы между прочим слово; "терпеть", или "терпение тебе", но разговор ведется о каких-то проблемах, где один рассказывая о них дает понять оппоненту, что он и так на грани срыва от этих "терпений", а друг или знакомый все равно при уходе говорит ему о "терпении", так вот может нам, как-то осторожнее с этим словом? Пусть сам Бог распоряжается словом про терпение, ибо ОН его дает, или в награду, или для смирения и вразумления, а может еще для чего-то. Но мне почему-то очень не хочется говорить людям;- "терпение тебе". Простите меня, может и не прав. Человеку, если ты знаешь, что он терпит что -то, наверное надо пожелать мужества и веры в Бога
Марфа Коврова22 февраля 2017, 12:00
Дай,Господи мне благоразумие,дабы укрепиться в вере и приобрести терпение.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×