В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии

    

Часто на разнообразных встречах и даже на церковных соборах звучит мнение, что «ради единства» необходимо прийти к консенсусу по какому-то вопросу, даже если у нас есть по нему разномыслие.

А бывает, что одни и те же соборные институты, в которых заседают одни и те же люди, принимают противоречащие друг другу решения, оправдывая себя тем, что действуют «ради единства» или «для единства». Существуют и политики с церковными деятелями, которые утверждают, что они борются за единство института, который представляют, искусственно противопоставляя себя тем, кто будто бы не заинтересован в сохранении единства.

С самого начала скажем: единство в обществе и Церкви является конечной целью, к которой мы все должны стремиться.

Особенно в Церкви к единству должны стремиться все, ведь единство было достигнуто в день Пятидесятницы. Об этом хорошо сказано в кондаке праздника: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва». Это дело Святого Духа, Который действует в Церкви. Таким образом, единство в Церкви есть опытное переживание Пятидесятницы, поэтому в богословской сфере есть такое понятие, как единство апостолов и отцов Церкви.

Но необходимо отметить, что единство бывает и между теми, кто совершает зло и составляет преступную организацию, направленную на разделение и нанесение общественного вреда. Эти люди заботятся о своем единстве, чтобы иметь возможность совершать зло и не быть выведенными на чистую воду. Так что не единство является искомой конечной целью, а сочетание единства и истины.

В Божественной Литургии есть призыв к верующим: «Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Единство на церковном языке не является абстрактной и безусловной категорией, оно неразрывно связано с верой. Единство составляет единство веры, как это было открыто Богом и святыми, связано с «причастием Святого Духа» и, безусловно, требует посвящения всей своей жизни Христу. Такое единство благословляется Богом, в отличие от того «единства», которое могут иметь еретики между собой, опорой которого служит спекулятивное слово и война против православного учения.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам советует христианам стремиться соблюдать единство духа, которое связано с Единым Господом Богом в единой вере и едином крещении. Вот что он пишет: «Тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4: 3–6). Единство веры связано единым Господом, единой верой, единым крещением, единым телом, единым духом.

Далее апостол Павел говорит об единстве в обожении: «И Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4: 11–13).

Это значит, что единство веры связано с познанием Сына Божиего и имеет своей целью совершенство, чтобы человек пришел в меру возраста и исполнения Христова, то есть к обожению.

В той же системе координат действовали и отцы Церкви. Они пытались сохранить единство Церкви на основе данной в откровении веры, изгоняя из Церкви еретиков, которые своими лжеучениями нарушали единство Церкви.

Ересь, а не истина нарушает единство. Анафеме еретиков предавали, чтобы обезопасить единство веры и единство Церкви. Святые отцы, удаляя еретиков от Церкви, не разрушали единство, а защищали его. Любое другое толкование есть не что иное, как ложная трактовка Вселенских соборов Церкви.

Ересь, а не истина нарушает единство.

Авва Дорофей связывал соединение христиан между собой с единомыслием. Такое отношение неоднократно прослеживается и у апостола Павла. Например, к христианам Рима он пишет: «Бог же терпения и утешения да даст вам тожде мудрствовати друг ко другу о Христе Иисусе, да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15: 5–6).

С такими же словами апостол обращается и к филиппийцам: «Аще убо кое утешение о Христе, аще кая утеха любве, аще кое общение духа, аще кое милосердие и щедроты, исполните мою радость, да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни» (Фил. 2: 1–2).

Преподобный Исаак Сирин дает определение духовному союзу. Вот что он пишет: «Духовное единение есть незапечатлеваемое памятование; оно непрерывно пылает в сердце пламенною любовию, в неуклонении от заповедей заимствуя силу к пребыванию в союзе не с насилием природе и не по природе». Духовное соединение достигается соблюдением заповедей Христовых и воспламеняет ревность по Богу в сердцах людей.

В обществе говорят о единстве при существующих различных точках зрения – именно для этого разработан демократический общественный строй. Различные центры власти и различные программы политических партий, разные позиции и во внутрипартийных дискуссиях, когда они высказываются демократическим образом, становятся признаком достигнутого консенсуса.

Но в Церкви все обстоит иначе. Единство – не внешнее согласование разных позиций, отличающихся от данной в откровении веры и Предания. Единство – плод Духа Святого, причастие Святого Духа, единство веры.

Только тот, кто хранит богооткровенную истину, является и хранителем единства

Таким образом, в Церкви «ради единства» нельзя идти против православной экклесиологии и православного богословия, тем самым в конечном итоге подрывая основы богооткровенной веры. Когда кто-то отклонился от веры, единство с ним не будет благом; напротив, тот, кто хранит богооткровенную истину, является и хранителем единства. В церковных вопросах недопустимо следовать дипломатии, отрекаться от своих слов, менять все время мнения и называть подобное поведение вкладом в достижение единства.

Мы живем в такое время, когда недопустимо ниспровергать смысл слов, особенно такого, как «единство», ради внешнего рукотворного и изменчивого дипломатического умонастроения, за которым скрывается стремление к собственной выгоде и конъюнктурность.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора
По просьбе насельников афонской обители Григориат Agionoros.ru публикует перевод заявления монастыря по итогам Критского собора.
Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе
Священный Синод Элладской Церкви обращается ко всем верным чадам, чтобы проинформировать их о Святом и Великом Соборе Поместных Православных Церквей, который состоялась в июне 2016 года на острове Крит.
Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви
Иерарх Элладской Православной Церкви прокомментировал итоги Критского собора и рассказал о том каким видит будущее межправославного диалога.
В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора
В Греции не стихает полемика по поводу Китского собора и принятых на нем документов. Митрополит Солунский Анфим направил открытое послание известному греческому богослову, почетному профессору Салоникского университета им. Аристотеля протопресвитеру Феодору Зисису.
Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке
Владыка подчеркнул, что Церкви необходимы в первую очередь не дипломаты, а богословы, взгляды которых являются плодом их опыта духовной жизни.
Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным
Вслед за Болгарской Православной Церковью, священноначалие которой пришло к выводу что собор на Крите не был ни «Великим» ни «Вселенским», со схожими оценками выступил Священный Синод Грузинской Православной Церкви.
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Иеремия (Фундас)
Открытое письмо митрополита Гортинского и Мегалопольского Иеремии, разосланное иерархам Элладской Церкви и опубликованное в различных интернет-изданиях.
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Определение Священного Синода
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь никогда не утрачивала единения в вере и общения в Святом Духе и потому не может принять утверждения о «восстановлении единства» с «другими христианами», поскольку данное единство существует неизменно в Теле Христовом.
Александрийская Православная Церковь утвердила документы Критского Собора Александрийская Православная Церковь утвердила документы Критского Собора
Священный Синод Александрийского Патриархата на основе принятых соборных документов намерен активизировать межхристианский диалог с инославными.
Комментарии
Максим17 сентября 2018, 09:00
Прекрасное объяснение митрополита Иерофея, и так актуально.
Dmitri26 января 2018, 20:56
Вот гигантище! Начал читать его "Жизнь после смерти". Какой глубокий анализ.
Татьяна23 марта 2017, 11:32
Замечательно. Митр. Иерофей, как всегда, на высоте, - настоящий православный богослов.
раиса23 марта 2017, 09:13
Абсолютно согласна. Все уклоняющиеся от истины и согрешающие уже находятся вне единства церкви, как бы мы не старались внешне быть едины в церкви воинствующей. Поэтому, тщетны все старания договариваться о единстве церкви со всеми еретиками, раскольниками до тех пор, пока они не принесут искреннего покаяния и не вернутся в церковь православную. Дипломатия по сути своей, есть не что иное как лукавство, ложь, интриги. В ней не приемлемы правда, искренность. Любой компромисс есть отступление от своих убеждений ради греховного единства, что не допустимо в вопросах веры.
Георгий23 марта 2017, 08:26
Да хранит Господь истинных пастырей Божьих. да удалит всех лжеучителей!!! Спаси Господи владыку Иерофея.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×