Иоанн Лествичник о пастырях и духовных врачах

    

***

Истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвою.

***

Врач духовный есть тот, кто стяжал и тело и душу свободные от всякого недуга и уже не требует никакого врачевства от других.

***

Учителям неприлично преподавать наставления, выписанные из сочинений других, так, как и живописцам, когда они делают только списки с чужих рисунков.

***

Добрый кормчий спасает корабль; и добрый пастырь оживотворит и исцелит недужных овец.

***

Да мещет пастырь, как камнем, грозным словом на тех овец, которые по лености или по чревоугодию отстают от стада; ибо и это признак доброго пастыря.

***

Когда тьма и ночь страстей постигла паству, тогда определяй пса твоего, т.е. ум, на неотступную стражу к Богу; ибо ничего тут не будет несообразного считать ум губителем мысленных зверей.

***

Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал.

***

Духовный врач должен совершенно совлечься и самых страстей, дабы мог он при случае притворно показывать какую-либо из них, и особенно гнев. Если же он совершенно не отринул страсти, то не возможет бесстрастно принимать на себя их личины.

***

Видел я, что конь, который был объезжен, но еще не совсем, шел спокойно, пока его крепко держали на узде, а как только ему было послаблено, он низверг своего всадника. Притча эта указывает преимущественно на две страсти; желающие испытывать да испытуют с усилием.

***

Тогда духовный врач познает данную премудрость от Бога, когда успеет исцелить такие страсти, которых многие не могли уврачевать. Не тот учитель достоин удивления, который способных отроков сделал знающими людьми; но тот, который невежд и тупоумных умудрил и довел до совершенства. Искусство ездоков тогда является и похваляется, когда они и на плохих конях одержат верх над своими противниками и сберегут коней.

***

Если ты получил от Бога дар предвидеть бури, то явно предвозвещай о них находящимся с тобою в корабле. Если не так, то ты будешь виновен в крушении корабля, потому что все с полною доверенностию возложили на тебя управление оного.

***

Видал я врачей, которые не предупредили больных о причинах усиления болезни, и чрез то сделались виновными многих трудов и скорбей и больным, и себе.

***

Истинного пастыря укажет любовь; ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь.

***

Опечаливай до времени недугующего, чтобы не закоснел в своем недуге или не умер от проклятого молчания. Многие принимали молчание кормчего за признак благополучного плавания, доколе не ударились о камень. Послушаем, что пишет к Тимофею великий Павел: настой, говорит он, благовременне и безвременне. Благовременне, сим обозначает, по мнению моему, такое время, когда обличаемые благодушно переносят обличение; а безвременне, когда их оное огорчает. Ибо источники не перестают изливать струи свои и тогда, когда нет и ни одного жаждущего.

***

Не может кормчий один, без помощи корабельных служителей, спасти корабль. Не может врач исцелить больного, если сей не убедит врача просьбою и открытием язвы с полною доверенностию. Устыдившиеся врачей подвергали раны свои гниению; а многие нередко и умирали.

***

Когда овцы пасутся, пастырь да не перестает употреблять свирель слова, и особенно когда они преклоняются ко сну; ибо волк ничего так не боится, как гласа пастырской свирели.

***

Пастырь не должен всегда безрассудно смиряться перед подчиненными; но не должен и возноситься всегда несмысленно, взирая в обоих случаях на пример Апостола Павла. Господь часто закрывает очи подчиненных, не видеть немощей в предстоятеле; а когда сам предстоятель начнет им объявлять свои недостатки, тогда родит в них неверие.

***

Несвойственно льву пасти овец; небезбедно и тому, кто еще сам страстен, начальствовать над другими страстными.

***

Несообразно видеть лисицу между курами; но еще несообразнее видеть пастыря гневливого. Ибо лисица губит кур, а сей смущает и погубляет разумные души.

***

Смотри, не будь строго взыскателен за малейшие согрешения; иначе ты не будешь подражателем Бога.

***

Имей и сам Бога руководителем и наставником твоим. Наставляемый Им, как превосходнейшим правителем, во всех твоих внутренних и внешних действиях, и пред волею Его отсекая свою волю, будешь и ты без попечения, водимый единым Его мановением.

***

Кто поистине обрел милость у Бога, тот неприметно может благодетельствовать недужным, чрез то имея две выгоды, и себя сохраняя невредимым от ржавчины славы, и располагая помилованных воздавать благодарение Единому Богу.

***

Стыдно пастырю бояться смерти; ибо о самом послушании иноческом говорят, что оно есть небоязненность смерти.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О покаянии, отпущении грехов и о противнике О покаянии, отпущении грехов и о противнике
Святитель Кирилл Иерусалимский
О покаянии, отпущении грехов и о противнике О покаянии, отпущении грехов и о противнике
Святитель Кирилл Иерусалимский
Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе бо́льшую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого.
О настоящей смерти и истинной жизни О настоящей смерти и истинной жизни
Свт. Григорий Палама
О настоящей смерти и истинной жизни Григорий Палама о настоящей смерти и истинной жизни
Святитель Григорий (Палама)
И вот настоящая смерть, когда душа разъединяется с божественной благодатью и сочетается с грехом. Имеющие ум должны избегать такой смерти и страшиться.
Вступим в предстоящее нам сражение Вступим в предстоящее нам сражение
Святитель Лев Великий
Вступим в предстоящее нам сражение Вступим в предстоящее нам сражение
О подвиге Великого поста
Святитель Лев Великий
Будем прощать, чтобы и нам прощали, не станем отказывать в милости, о которой просим, молясь об отпущении грехов, не будем стремиться к отмщению.
Тайна воспитания детей Тайна воспитания детей
Свт. Макарий (Невский)
Тайна воспитания детей Тайна воспитания детей
Святитель Макарий (Невский)
Кого мы не знаем, того не можем и любить. Поэтому дитя не может любить Бога, доколе не услышит о Нем и не узнает Его.
Вне хри­сти­ан­ства нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра Вне хри­сти­ан­ства нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра
Сщмч. Мефодий (Красноперов)
Вне хри­сти­ан­ства нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра Вне христианства нет истинных героев добра
Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский
Ни­ка­кие бла­га это­го ми­ра, ни­ка­кая муд­рость мир­ская не мо­гут так ско­ро при­ве­сти нас к це­ли, к ис­ко­мо­му на­ми и все­ми людь­ми сча­стью, ра­до­сти, бла­жен­ству, как тес­ный, уз­кий еван­гель­ский путь, или путь кре­ста.
Что должен знать работающий Господу Что должен знать работающий Господу
Свт. Николай Японский
Что должен знать работающий Господу Николай Японский о том, что должен знать работающий Господу
Святитель Николай Японский
Все катехизаторы и священники находятся под пристальным вниманием диавола, который, желая их победить, выпускает множество огненных стрел.
О милосердии и богатстве О милосердии и богатстве
Свт. Григорий Богослов
О милосердии и богатстве Григорий Богослов о милосердии и богатстве
Cвятитель Григорий Богослов
Бесчеловечие мы уважаем как дело благородное, а сострадание презираем как нечто постыдное. Их гонят из городов, гонят из домов, с площади, с дорог, из бесед, из народных собраний, пиров и – о горькая участь! – их отгоняют и от самой воды.
Бегай зла богомерзкого ростовщичества Бегай зла богомерзкого ростовщичества
Прп. Максим Грек
Бегай зла богомерзкого ростовщичества Бегай зла богомерзкого ростовщичества
Из нравственных поучении Максима Грека
Преподобный Максим Грек
Бегай зла лихоимства, делающего антихристом, то есть противником евангельским заповедям, всякого, утешающегося им.
Об умных людях и умных душах Об умных людях и умных душах
Прп. Антоний Великий
Об умных людях и умных душах Антоний Великий об умных людях и умных душах
Преподобный Антоний Великий
Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением.
Комментарии
Людмила27 марта 2017, 17:00
Очень хорошая ссылка,много полезного для себя нашла,но предпоследние 2 -мне не совсем понятны.Как понять ,что наставляем ты Богом?И кем ты водим (своими мыслями ,или ещё чьими)?Так можно и прельститься, и отсечь свою волю не только перед Богом,но и перед бесом.И в чьё попечение, ты попадёшь? Своих мыслей ,или бесовских .И в следующей.Как понять обрёл ты милость у Бога для благодетельствования недужным? Кого имеют ввиду под недужными и какие благодетельствования?Если духовные наставления , то часть понятна,остаётся тогда только про обретение...Благодарю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×