«Мы едины во Христе!»

Монах Силуан (Браун) о работе организации «Православная Африка»

Прошлым летом мы беседовали с отцом Силуаном (Брауном) о его предстоящей миссионерской поездке в Кению от благотворительной организации «Православная Африка», основанной им самим для того, чтобы рядовые православные христиане из любой точки мира (включая тех, кто не имеет возможности поехать в дальние страны) могли бы внести свою лепту в миссионерскую работу и распространение слова Божия на Черном континенте. Сейчас эта организация сотрудничает с несколькими миссиями и приютами в Кении.

В сегодняшней беседе отец Силуан делится впечатлениями о прошедшей поездке в Кению, о том, как лучше послужить жителям Африки, и рассуждает о духовной связи православных христиан всего мира, объединенных общей верой во Иисуса Христа.

– Отец Силуан, расскажите, пожалуйста, как прошла ваша поездка в Кению.

– Я был впечатлен готовностью кенийцев сотрудничать с нами. Самым ярким «открытием» было то, что мы поистине едины во Христе, несмотря на разный цвет кожи и другие различия. Для них я был «мзунгу», то есть «белый человек» на языке суахили, но мне это было совсем не обидно! В целом, не чувствовалось никаких противоречий или напряженности на расовой почве (что порой наблюдается на Западе), и это здорово. Я возвращался домой с самым главным выводом: мы по-настоящему составляем единое Тело Христово. Будучи православными христианами, мы все связаны друг с другом. Как вы знаете, до отправления в Кению я посещал Россию. Так вот, игумения Борисоглебского Аносина монастыря в Подмосковье произнесла целую речь о нашем единстве в Боге: мы едины с вами, а вы – с нами. Тогда для меня эти слова не имели особого значения, я их не очень понимал. Но во время визита в Африку все встало на свои места в моем сознании, я был просто потрясен! Мы действительно одна Церковь, одно Тело!

– Что помогло вам осознать это: какой-то конкретный опыт или вообще поведение людей?

– Православные кенийцы чувствуют себя очень изолированными от остального православного мира – вот одна из причин, почему я начал делать упор на нашем единстве. Протестантские секты практически убедили их, что мы – это просто одна из новых деноминаций. Они, не зная истории Православия, еще не понимали универсальности нашей веры. Священники, с которыми я там виделся, не раз просили меня обращать на это особое внимание в общении с верующими кенийцами. Так что я снова и снова повторял, что мы едины!

Для меня миссия – это нечто личное. Люди в Африке – моя правая нога, левая рука… Мы все единое тело

– И вы видели, что они сердцем принимают ваши слова?

– О да! И та любовь, которую они показывали, особенно дети, была безграничной! Это позволило мне немного изменить свой взгляд на миссию. До этого для меня миссия всегда была связана в первую очередь с главой 25 Евангелия от Матфея: нам надо одеть нагих, накормить голодных, позаботиться о вдовах и сиротах; но теперь миссия стала чем-то более личным. Эти люди – моя правая нога, левая рука и т.д. Мы все единое тело. Ведь мы не оставим без заботы нашу жену, нашего ребенка; а они тоже – наши родные братья и сестры, которым реально очень тяжело в жизни. Я старался донести до их сердец, что мы едины, что мы вместе, хотя и не можем видеть друг друга, – что у них есть миллионы братьев и сестер во всем мире, которые молятся друг за друга и за них в том числе, и что у нас есть тысячи африканских братьев и сестер, молящихся вместе с нами. Их очень впечатлило мое свидетельство о такой тесной взаимосвязи между Поместными Православными Церквями.

– Протопресвитер Александр Шмеман писал как раз о том, о чем вы говорите, – что не следует воспринимать Церковь как социальную организацию. Он предупреждал: можно легко увлечься «делами» и при этом забыть о людях, тогда как благодаря личности Христа наша православная вера тоже личная. Думаю, как только мы вносим в миссионерскую деятельность личный подход, это сразу достигает сердец, в отличие от обычной помощи в виде перечисления денег или отправки одежды.

– Я хотел бы, в частности, разработать метод, с помощью которого люди смогут взаимодействовать с детьми, которым они помогают. Мы посмотрели на возможности видеоконференций.

Важно продвигать идею о соработничестве Православных Церквей как единой Церкви во всем мире

Один святой сказал: «Как можно говорить с людьми о социальных вопросах, когда они голодны?» Их нужно обеспечить всем необходимым. Никто из умирающих с голоду, мокнущих под дождем, сидящих в грязи не будет думать в первую очередь о религии. Предоставляя помощь, мы показываем свою любовь и заботу о наших братьях и сестрах. Думаю, именно потому Иисус так конкретно говорит, что надо делать. И я продолжаю продвигать идею о соработничестве Православных Церквей как единой Церкви во всем мире, а не просто как Греческой, Русской, Арабской, Румынской и так далее.

Отец Силуан проводит урок в сиротском приюте и образовательном центре святого Варнавы Отец Силуан проводит урок в сиротском приюте и образовательном центре святого Варнавы
– Вы опасались, что православные миссии в Кении слабо общаются и взаимодействуют друг с другом. Был ли достигнут прогресс в этом направлении?

– До своей поездки в Кению я и не подозревал, насколько они разобщены! У них 42 разных племени, и не какие два из них не интересуются друг другом!

– Почему это так? Это давнишняя вражда, или просто они вот такие?

– Есть и то, и другое. И где-то ситуация так себе, а где-то – очень плоха. Разумеется, акты жестокости имеют место. Например, в прошлом году во время выборов представители разных племен публично совершали насильственные действия друг против друга. Это настоящая проблема. Двумя миссиями, с которыми я работаю, руководят кикуйю – это самый многочисленный народ в Кении, ему же принадлежит государственная власть. Другой миссией руководят лухья. Они не доверяют друг другу, следуя многолетней традиции, поэтому я постоянно «бью их по голове» напоминанием о нашем единстве.

– Вы ощущаете, что это стало укореняться в их сознании? Если они могут чувствовать себя едиными во Христе, когда они с вами, то почему бы им не относиться так же к другим племенам своего народа? Начинает ли разделяющая их стена рушиться?

– Абсолютно так! Церковь – это единственное место, где люди реально спасаются. Во время выборов Кибера – трущобы возле Найроби (самые большие в Африке), куда были изгнаны меньшинства из других районов, – становится местом разгула ужасной жестокости. Всё полыхает в огне, кроме православного храма святого Георгия. Все уважают Православную Церковь, и сотни человек бегут в храм, когда вокруг сплошное насилие. Они даже спят в грязи вокруг церкви. Только она объединяет людей, и они уже не разобщенные группы. В Церковь они могут прийти вместе, преодолев племенные разногласия. Один священник сказал мне, что он родом из одного племени и может работать с людьми из всех остальных племен и что взаимоотношения внутри Церкви побеждают любые расовые и племенные барьеры. Очень радостно это слышать!

Насколько я понимаю, Патриарх Александрийский Феодор II начинает новую страницу в церковной жизни Африки, посвящая епископов-африканцев, которых до этого не было. По моему мнению, это очень хорошее дело.

Отец Силуан с епископом Неофитом, главой епархии Ньери Отец Силуан с епископом Неофитом, главой епархии Ньери
    

Православная Церковь существует в Африке с 65 года н.э.! Но как часто мы слышим о Православии на этом континенте?

– Хорошо, что есть такие дальновидные греки.

– Православная Церковь существует в Африке с 65 года нашей эры! Но как часто мы слышим о Православии на этом континенте? Проблема носит этнический характер. Как только мы начнем преодолевать этнические барьеры, то сразу увидим сильную Церковь, поэтому мне очень радостно, что я принимаю участие в этом и помогаю налаживать более тесные взаимоотношения между братьями и сестрами, принадлежащими разным народам и племенам.

– Некоторые отворачиваются от Православия, думая, что оно – не более чем этнический клуб по интересам.

– Верно.

– И если люди увидят, как воплощаются в жизнь слова апостола Павла, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, то они потянутся в Церковь. Ваша миссия должна иметь влияние и за пределами Африки.

– Это то, чего нам необходимо достичь. Люди видят, как Церковь спасает физически во время гонений и беспорядков, но если мы дополним их картину и покажем, как Церковь спасает и духовно, то появится гораздо больше желающих к ней присоединиться.

Местный епископ говорил мне, что одна из основных задач развития Церкви в Африке – это чтобы она была одновременно африканской (и к ней могли присоединяться африканцы) и традиционно Православной, чтобы любой человек, придя сюда, нашел православную Литургию. Стремление такое есть, и оно усиливается. Последние 50 лет мы наблюдаем феноменальный рост Церкви в Африке, а особенно – в Кении.

Меня пригласили в одну маленькую кенийскую деревню, где инициатива по созданию православного прихода исходила от самих людей. Одна жительница предоставила свою землю под свиноферму, и сельчане «скинулись» на покупку трех свиней. Люди, радостно танцующие на видео, как раз из той общины. Они хотят разводить свиней, чтобы были средства для поддержания их общины и миссионерской работы.

– Они уже пришли к тому, чтобы начать содержать священника?

– Да, у них есть священник. Насколько я знаю, их «дело» пока не приносит прибыли, но это базовые инвестиции. Свиньи еще молодые, и им придется подождать какое-то время, прежде чем начать их разводить.

– Вы собирались поговорить с африканскими епископами о том, чтобы миссиям в Африке стать более самостоятельными и не зависеть от постоянной поддержки «Православной Африки». Вам удалось это сделать, и есть ли прогресс в этом направлении?

– Двум епископам, с которыми я встречался, эта идея понравилась, ее полностью поддержали и благословили. Они предложили нам любую помощь, и это здорово, потому что мы сосредоточены на том, чтобы как можно больше людей привести к вере, сотрудничая, где это необходимо, с другими организациями. Знаю, что самый верный способ помочь людям и подарить им православную веру – это начать решать их насущные проблемы. Голодающему не до бесед о вере – я уже говорил об этом и вновь повторю.

Отец Силуан общается с одним из детей Киберы в образовательном центре святого Георгия Отец Силуан общается с одним из детей Киберы в образовательном центре святого Георгия
    

– Как прошли переговоры? Возникли ли какие-то конкретные планы?

– Они официально подключились к этой работе. Мы обсуждали различные деловые вопросы.

Я посетил одну неправительственную организацию в Кибере, чтобы узнать, что другие организации предприняли для помощи людям. Лучший способ спасти людей от нищеты – научить их чему-то, дать им навык. Поэтому одна организация завезла партию швейных машинок и научила местных шить прекрасного качества платья в традиционном африканском стиле и из традиционной материи. Они на редкость красивые! И с американской и западноевропейской точки зрения это выход, но проблема в том, что кенийцы научились делать изделия, которые здесь никто не может себе позволить купить или в которых никто не нуждается. Так что они пока не сдвинулись с места. По сути, им придется дожидаться приезда туристов или выходить на международный рынок.

Я ясно дал понять священникам, что направленный на самообеспечение проект должен быть нужным и доступным кенийцам. Хочу как можно дальше отстраниться от него, потому что было бы неправильно принимать за них решение, как-то влиять на их видение этого дела. Не мне строить Церковь в Африке. Этим там занимаются священники, а мы и наша «Православная Африка» просто спрашиваем у них: «Как мы можем вам помочь наилучшим образом?» Я не миссионер; миссионеры – это отцы Мефодий, Агапий, Константин. А наша организация всего лишь предлагает некоторую поддержку.

Нужно и растить людей в православной вере. Если веру не взращивать, тогда мало смысла в том, чтобы к вере обращать

– Безусловно, они сами лучше понимают, в чем нуждаются и на что способны их люди.

– Конечно. Миссия святой Тавифы хочет собрать денег на закупку компьютеров и открытие интернет-кафе, ведь не у всех есть доступ в интернет. Любой сможет воспользоваться интернетом за небольшую почасовую плату, а деньги пойдут на помощь всем сиротам. Одна девушка хочет получить стипендию, чтобы изучать информатику, и они надеются, что она сможет получать образование онлайн и одновременно заведовать кафе.

Еще одна проблема – отсутствие православных средних школ при изобилии православных начальных школ. У нас очень много новообращенных учащихся в начальных школах, но потом мы передаем их в правительственные заведения или школы, принадлежащие другим деноминациям и даже сектам… Так мы теряем многих людей. Миссия святого Варнавы намерена привлечь высококвалифицированных преподавателей для средней школы. Они могут использовать деньги – плату за обучение кенийских учащихся – для поддержания сирот и предоставления обучения тем, кто не может себе этого позволить. Очень важно продолжать растить людей в православной вере. Если нас не будет рядом, чтобы взращивать в них веру, тогда мало смысла в том, чтобы их обращать к вере.

– Да, стать православным, а потом отпасть намного хуже, нежели вовсе не становиться православным. Если мы начинаем процесс, то его надо доводить до конца.

– Совершенно верно. Мы надеемся выстроить православную общину вокруг этих программ. Миссия святой Ирины планирует открыть общинную клинику, потому что есть большая необходимость в медицинской помощи, а многие люди не могут позволить себе лечение или не имеют к нему доступа. Это будет их форма миссии в этом районе. Мы сейчас работаем над бизнес-планами для дальнейшего их представления инвесторам и благотворителям, чтобы те, кто разбирается в расчетах, видели: эта идея жизнеспособная, а не сырая.

Отец Силуан служит своим братьям во Христе в миссии и образовательном центре во имя святой Ирины Отец Силуан служит своим братьям во Христе в миссии и образовательном центре во имя святой Ирины
    

– У них уже есть люди со знанием медицины?

– В Кибере уже действует клиника при миссии святого Георгия, где врач-фармаколог оказывает основную медицинскую помощь. Конечно, всегда есть нужда во врачах, хотя у них есть несколько местных. Им очень нужен акушер-гинеколог, особенно в Кибере, где до сих пор много женщин умирает при родах. Считаю, что реализация этих планов – верный путь служения нашим братьям и сестрам…

– Было бы приятно видеть, как ваши проекты приносят свои плоды. Очевидно, Господь благословляет ваше начинание, ведь все пока движется «по плану».

– Я никогда не знаю, в чем эти планы. А наш проект оказался чем-то гораздо большим, чем я ожидал. Поначалу я думал, что мы ограничимся одним сайтом, поможем одной миссии и расскажем ее историю. А теперь мы переросли старый сайт и уже полностью его перестроили. Учредили регулярный совет директоров… у нас работает с десяток волонтеров, причем у них практически «полная занятость». Мы развились в нечто вроде некоммерческой организации.

– Что побудило «Православную Африку» стать такой организацией – со статусом 501с3, то есть некоммерческим объединением, необлагаемым налогами?

– Дело в том, что, как поведал мне один тамошний священник, из-за политики колониализма развилось такое мышление: «белый человек кормит черного». Люди привыкли к подаянию, поэтому мы осознали важность построения миссий, способных самих себя обеспечить, а если мы так и будем отправлять деньги прямо в миссии, то они не смогут их сохранить. Они всегда будут находить нового ребенка, умирающего от голода на улице, и тратить эти средства на его спасение. Ответственность и самодисциплина заключаются в стремлении к самостоятельности, и мы не сможем этого достичь, если все деньги будут тратиться на каждодневные нужды. Мы решили, что нам нужен сберегательный счет в Америке, чтобы объединять ресурсы для интернет-кафе или средней школы, и как только накопим достаточно средств для начала строительства или покупки земли, один из нас поедет с деньгами в Африку.

Прозрачность и ответственность – вершина всего того, чем мы занимаемся. Секретов никаких нет. Будучи официальной организацией со статусом 501c3, мы храним деньги в одном месте, и все видят, на что они идут. Решили, что это лучший способ убедить наших благотворителей в том, что наша деятельность полностью законна.

– За время вашего пребывания в Кении у вас была возможность проверить, как обстоят дела в новых миссиях? И привлекли ли ваше внимание новообразованные миссии?

– Видел две новые миссии, которые хотелось бы когда-нибудь принять, но наш совет директоров решил, что нам не следует браться одновременно за много дел. Есть сильная нужда, и мы могли бы принимать все законные миссии, но если будем так разбрасываться, то не сможем добиться для них самостоятельности. Поэтому решено сконцентрировать внимание на проектах, которые уже стоят перед нами. Сначала надо их реализовать, а затем уже принимать новые миссии.

– Думаю, будет очень тяжело отказать той или иной программе.

– Это очень тяжело. Вот поэтому нам и понадобился накопительный счет. Как можно сказать «нет», видя страдающего, лежащего на помойке ребенка? У вас возникает только одно желание – подобрать его и накормить. Но если у нас долгосрочные цели, то есть и надежда, что через пару лет у них будут средства позаботиться об этом ребенке. Это проблема, в которую я попал с одним священником: у него очень доброе сердце, и он не может сказать «нет». Однако это не принесет детям особой пользы, если вы возьмете их к себе, но не сможете о них заботиться. В чем тогда заключается ваша помощь? К сожалению, в нашем положении иногда приходится отказывать, хотя в наши цели входит по возможности не отказывать.

Отец Силуан со своими двумя новыми крестниками Отец Силуан со своими двумя новыми крестниками
– Пока вы были в Кении, несколько раз присутствовали на таинстве Крещения и у вас появились новые крестники.

– Двадцать два или двадцать три!

– Создается впечатление, что ваша поездка была во многом успешной. Вы стали свидетелем, как в Церковь приходят новые люди, у вас появились новые связи, еще более преуспели в помощи миссиям…

– Все это абсолютно так! Для меня это была большая честь, и они пригласили снова к ним приезжать. В планах – привезти одного священника из этих миссий в Америку (вероятно, следующим летом), чтобы наши люди почувствовали связь с ними. Отец Даниил из Индонезии приезжал в Америку много раз, и ощущалась связь с Индонезией. С Кенией мы хотим добиться того же самого.

Чтобы перечислить пожертвование проекту «Православная Африка», пройдите по ссылке: http://orthodoxafrica.org/donate-now/.

Справка:

Монах Силуан (Браун) родился в 1983 году в городе Денвер штата Колорадо. Он записался в морскую пехоту США и служил военным полицейским на острове Окинава (Япония). Затем получил приказ явиться в распоряжение четвертого батальона тылового обеспечения на базе Фостер для переброски в иракскую провинцию Анбар, где принимал участие в более чем 200 дежурствах патруля тылового обеспечения.

В 2011 году отец Силуан принял монашество, сейчас проживает в штате Флорида и посвящает себя помощи ближним, особенно ветеранам, страдающим от последствий черепно-мозговых травм и посттравматического стрессового расстройства. В настоящее время он учится на магистра социального обслуживания и лицензированного независимого социального работника, чтобы профессионально и клинически консультировать, помогать и направлять ветеранов, страдающих от вышеупомянутых недугов, наркомании и лишенных крыши над головой.

С монахом Силуаном (Брауном)
беседовал Джесси Доминик
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Orthodox Christianity

3 апреля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Миссия для тех, кто не может поехать в дальние страны Миссия для тех, кто не может поехать в дальние страны
Мон. Силуан (Браун)
Миссия для тех, кто не может поехать в дальние страны Миссия для тех, кто не может поехать в дальние страны
Беседа с монахом Силуаном (Брауном) о проекте «Православная Африка»
Будьте «неверным управителем», правильно распорядившись тем, что имеете, даже если это только доступ к интернету!
Православная Африка: христиане из племени масаи Православная Африка: христиане из племени масаи
ФОТОРЕПОРТАЖ, ВИДЕО
Православная Африка: христиане из племени масаи Православная Африка: христиане из племени масаи
ФОТОРЕПОРТАЖ, ВИДЕО
Екатерина Степанова
Масаи — африканское племя проживающее в саванах на юге Кении. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, за последнее столетие, под воздействием греческих миссионеров, многие масаи приняли православие, в то время как католицизм и протестантизм так и остались религией «белых» жителей страны.
Надежда народа Кикуйю Надежда народа Кикуйю
Денис Маханько
Надежда народа Кикуйю Денис Маханько. Надежда народа Кикуйю
Репортаж о Православии в центральной Кении.
Денис Маханько
Денис Маханько побывал в одном из беднейших районов Кении и узнал, что Православие, сыгравшее значительную роль в формировании современной Кении, остается здесь движущей силой и зачастую единственной надеждой для местных жителей.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×