Кондак на распятие Господа преподобного Романа Сладкопевца

В день Великой пятницы – в день воспоминания распятия Господа – публикуем никогда не переводившийся с древнегреческого языка, в подлинной византийской метрике, кондак преподобного Романа Сладкопевца «На страдание Господа и плач Богородицы».

Почему для нас важен этот кондак? Во-первых, в силу того, что его начало читается на утрене Великой пятницы («Нас ради Распятого, приидите, вси воспоим»). Во-вторых, он явился одним из источников канона Симеона Логофета «Плач Богородицы», который читается на повечерии Великой пятницы.

В кондаке выразительно и ярко отражается скорбь Пресвятой Богородицы о Ее страждущем Сыне:

Ныне, видишь, Чадо, * Моих слез потоки.
Я утру от очей * – сердце Мое сокрушаю * еще боле,
но не может же молчать * помышленье Мое.

С другой стороны, тут парадоксально исповедуется радость страдания Христа:

И день страданья * не явишь горьким.
Ради него сладостен * Я с небес снизошел, * словно манна,
и не на горе Синай[1], * но в чреве Твоем.

Преподобный Роман являет глубокое богословие – сочетание страдания и бесстрастия во едином Христе:

Ты же и страждешь, * Ты и не страждешь,
Ты умираешь, Ты и спасаешь!

Перевод с древнегреческого языка совершен диаконом Владимиром Василиком.

Кондак иной,
поемый в Великую пятницу на страдание Господа и плач Богородицы,
несущий акростих следующий: «Смиренного Романа»

Глас 4

Проэмий

Ради нас всех Распятого * все придите, воспоим,
Его же узрела Мария * на Кресте и глаголала:
«Даже распятье терпящий, * Ты еси Сын Мой и Бог Мой».

Любимого Агнца * видя, Агница ныне
ко убийству влекомого, * последовала Мария, * власы распустив,
со иными женами, * так восклицая:
«Камо идеши, Чадо? * Чего ради Свой путь * быстро свершаешь?
Иль готовится новый * брак иной в новой Кане?[2]
И туда поспешаешь, * из воды им вино сотворити?
Пойду ли с Тобою, * останусь ли, Чадо?
Даждь Мне слово, о Слове, * не молчи, идя мимо.
Чистой Ты соблюл Меня, * Сыне Мой, Ты, и Боже.

Не надеялась, Чадо, * таким Тебя видеть,
никогда не верила, * что настолько столь безумны * беззаконные,
что неправедно прострут * на Тебя руки.
Дети ведь недавно * восклицали так Тебе: * «Благословенный!»[3]
Ветвями дорога * преисполненная
для всех указует * беззаконных к Тебе восхваленья.
Чего ж ныне ради * дурное свершилось?
Знать, увы, желаю, * как Мой свет гаснет днесь,
как к кресту пригвождается * Сын Мой и Бог Мой.

Отходишь, о Чадо, * к неправедной смерти,
и никто не состраждет. * Не идет с Тобою Петр, * сказавший:
«Я не отрекусь вовек * даже пред смертью»[4].
И Фома оставил, * возопивший: «Вместе с Ним * все да умрем мы»[5].
А где же иные * сыновья со слугами,
кто должен судить был * двенадцать колен все[6], * где они ныне?
Из них никого нет, * Один же за всех Ты,
Чадо, Един умираешь * за них, всех Ты спас
и благоволил о всех, * Сын Мой и Бог Мой».

Такое Мария * от скорби глубокой
и от многой горести * восклицала и плакала. * Обратился
к Ней Рожденный от Нея, * так восклицая:
«Что рыдаешь, Мати? * Что с другими женами * Ты предлагаешь?
Бежать от смерти? * Как спасу Адама Я?
Во гроб не вселяться? *Как Я к жизни привлеку тех, кто во аде?
Пусть же, как Ты знаешь, * неправо распнусь Я.
Что же плачешь, Мати? * Лучше воззови же так:
“Ибо волей пострадал * Сын Мой и Бог Мой”.

Оставь ныне, Мати, * оставь Свою горесть,
не положено рыдать, * ибо Ты обрадованной[7] * нареклася,
и Твое призвание * плачем не скрывай
и неразумным * не уподобляй Себя, * Мудрая Дево.
В средине чертога * пребываешь Моего[8].
Не мрачи же душу, * словно вне его пребывающая,
и тех, кто в чертоге ,* зови, как рабов Своих.
В трепете бегущий, * всяк Тебя послушает,
когда скажешь: “Где же есть * Сын и Бог Мой?”

«Не плачь же, Мати, но Ты лучше воскликни: / “Волей принимает страсть Сын Мой и Бог Мой”»

И день страданья * не явишь горьким.
Ради него сладостен * Я с небес снизошел, * словно манна,
и не на горе Синай[9], * но в чреве Твоем,
и внутри его Я * усырился, как Давид * предвозвещает
Гору усыренну. * Всечестная, помышляй[10],
ведь Я существую, * ибо, Слово Сущее, стал в Тебе плотью
и в ней Я страдаю, * и ей Я спасаю.
Не плачь же, Мати, * но Ты лучше воскликни:
“Волей принимает страсть * Сын Мой и Бог Мой”».

При этих реченьях * Пречистая Матерь
от Нее рожденному, * воплощенну несказанно, * еще боле
Свою душу растерзав, * так восклицала:
«Что глаголешь, Чадо: * “Ты с другими женами * не предлагай Мне”?
Им подобно, и Я * в чреве Сына – Тебя –
носила во утробе * и питала молоком сосцами Моими.
Как же хочешь ныне, * чтоб не плакала, Чадо,
о Тебе, спешащем * смерть приять жестокую,
мертвых воздвизающем, * Сын Мой и Бог Мой?

Ныне видишь, Чадо, * Моих слез потоки.
Я утру от очей – * сердце Мое сокрушаю * еще боле,
но не может же молчать * помышленье Мое.
Что глаголешь, Сын Мой: * “Коль не постражду, Адам * здравым не будет”?
Ты же без страданья * многих, многих исцелял.
Очистил проказу * и не пострадал никак, * быв ей непричастен;
Ты расслабленного * воздвиг без болезни[11],
словом же слепому * зренье даровал, Благой[12],
и бесстрастен Ты пребыл, * Сын Мой и Бог Мой.

Мертвых Ты воздвиг, * не стал Ты мертвым
и не положился в гроб. * Как же скажешь: “Коль не страдаю, * коль не умру Я,
ныне страждущий Адам * не исцелится”?
Повели, о Спасе, * и воздвигнется сейчас * ложе носящий[13].
Если и во гробе * погребен был Адам,
как Лазаря гласом * Ты из гроба воздвиг[14], * так и его восставь.
Тебе ведь всё служит, * как всех Создателю.
Что бежишь, о Чадо? К убиенью не спеши,
не дружи со смертию, * Сыне и Боже Мой!»

«Не знаешь, о Мати, * что молвлю, не знаешь.
Так открою Я Твой ум, * и вмести же словеса, * те, что слышишь,
и Сама уразумей * то, что глаголю.
Тот, о ком сказал Я, * ныне страждущий Адам, * болеет люто
не только телом, * но и своей душой.
И по своей воле * заболел, меня не слушав, и пострадал.
Ты знаешь реченье. * Не плачь же, о Мати.
Лучше же воскликни: * “Адама помилуй
и Еву ущедри, * Сыне и Боже Мой!”»

Ты же и страждешь, Ты и не страждешь, / Ты умираешь, Ты и спасаешь!

О Сыне, Ты, Девы, * О Боже, Ты, Девы!
Ты вселенной Творец. * Твои муки, Твою бездну * премудрости
ведаешь же Ты, чем был * и чем Ты стал.
Ты, страдать желая, * удостоил к нам прийти, * спасти человеков,
Ты грехи же наши, * словно Агнец, взял на Себя,
Твоим же закланьем * Ты их умертвил, всех же спас, о Спасе.
Ты же и страждешь, * Ты и не страждешь,
Ты умираешь, Ты и спасаешь. * Ты Пречистой даровал
дерзновенье звать Тебе: «Сын и Бог Мой».

Диакон Владимир Василик

13 апреля 2017 г.

[1] См.: Исх. 19: 1–10. Это чтение присутствует на Литургии в Великий четверг.

[2] См.: Ин. 2: 1–10.

[3] См.: Мф. 21.

[4] См.: Ин. 13: 37.

[5] См.: Ин. 11: 16.

[6] См.: Мф. 19: 28.

[7] См.: Лк. 1: 29.

[8] См. притчу о десяти девах – Мф. 25: 1–13.

[9] См.: Исх.. 19: 1–10. Это чтение присутствует на Литургии в Великий четверг.

[10] См.: Пс. 67: 15–17 (текст по Септуагинте).

[11] См.: Ин. 5: 1–16.

[12] См.: Ин. 9: 1–35.

[13] См.: Ин. 5: 8–12.

[14] См.: Ин. 11: 43.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Гомилия о страстях Спасителя Гомилия о страстях Спасителя
Преподобный Ефрем Сирин
Гомилия о страстях Спасителя Гомилия о страстях Спасителя
Преподобный Ефрем Сирин
Се, снова скорбь и слезы сковали сердце мое, когда я вижу, как Владыка терпит от рабов насмешки, оскорбления, плевки и побои. Придите и узрите полноту сострадания, терпения и милосердия нашего Сладчайшего Владыки.
Не Сего, но Варавву Не Сего, но Варавву
Прот. Андрей Ткачев
Не Сего, но Варавву Не Сего, но Варавву
Протоиерей Андрей Ткачев
Когда угроза реальной смерти нависла над совершенно невинным Иисусом Христом, Пилат хотел воспрепятствовать этому злодейству...
Мир сей – убийца Богочеловека Мир сей – убийца Богочеловека
Архим. Тихон (Шевкунов)
Мир сей – убийца Богочеловека Мир сей – убийца Богочеловека
Слово у святой Плащаницы
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Мир сей. Много грандиозных свершений было предпринято им. Свершений, исполненных блистающейся гордыни, величайшей славы. Но, самое великое деяние мира сего сейчас находится перед нашими очами в образе Плащаницы погребения Богочеловека. (MP3 файл. Продолжительность 11:37 мин. Размер 5.6 Mb)
Комментарии
игорь29 апреля 2017, 08:44
Добрый день отец Владимир! Спасибо,что ответили! Пророчества об Антихристе и о том,что якобы появится он на территории России-в сети кто-то выкладывает такое от имени преподобного отца Серафима!
диакон Владимир Василик17 апреля 2017, 19:33
Дорогой Игорь. Христос воскресе! Большая просьба конкретизировать - о каких пророчествах преп.Серафима Вы хотите узнать. С ними ситуация не такая простая. С уважением.диакон Владимир Василик.
игорь14 апреля 2017, 18:58
Отец Владимир,добрый вечер! Извините,что обращаюсь через эту статью к вам-я просто не знаю как вам задать вопрос. Напишите пожалуйста о пророчествах Преподобного Серафима Саровского-как Мать Церковь объясняет пророчества отца Серафима! Спасибо!
Дмитрий 14 апреля 2017, 15:24
Утешение в день скорби.
Елена14 апреля 2017, 13:21
Как трогательно! Спаси, Господи!
Валентина14 апреля 2017, 08:55
Очень поэтично, очень, И СВЕТЛО о скорби.Спасибо автору! Современным "христианам" это необходимо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×