Хранитель сокровищ

Беседа с Георгиосом Ладоврехисом, протопсалтисом храма Всех святых (о. Корфу)

Известный греческий протопсалтис, профессор Института церковной музыки при митрополии Керкирской, Паксийской и Диапонтийских островов, глава общества «Очаг культуры», автор ряда пособий по теории и практике византийского распева Георгиос Ладоврехис дал эксклюзивное интервью порталу «Православие.ру».

Мы беседовали о византийском распеве, его истории и сегодняшнем дне, о том, где и как учат церковному пению, какими качествами должен обладать певчий, как соединяются канон и свобода творчества, о важности сохранения традиций.

Георгиос Ладоврехис Георгиос Ладоврехис
    

– Господин Ладоврехис, что вдохновило вас связать свою жизнь с византийским распевом?

– Мое детство прошло в церковной среде, многое было перенято от верующих родителей. Однако, начиная с 15-летнего возраста, я прошел через путь сомнений и размышлений о роли Церкви, предназначении человека, о Боге. Уже находясь в браке и ожидая появления на свет дочери, по воле случая был приглашен в церковный хор, так как обладал хорошими вокальными данными. Чтобы стать достойным примером для своего ребенка, я принял предложение и начал постоянно участвовать в богослужениях в качестве певчего. Моей душе как будто заново открылись красота и величие церковной жизни. Принялся за усердное изучение византийского распева, что потребовало многих лет занятий и практики.

– Как вы считаете, необходимо ли получить академическое музыкальное образование, прежде чем приступать к занятиям византийским распевом?

– Классическое музыкальное образование полезно, причем главным образом на первом году обучения византийскому распеву. Но так как он основан на микрохроматике и системе четвертей тонов, в дальнейшем учащемуся необходимо изменить свое музыкальное мышление и перестать ориентироваться на выработанную в европейской музыке систему тон/полутон.

– Какой состав учащихся в Институте церковной музыки, где вы уже много лет преподаете? Каковы их возраст, профессиональная принадлежность, цели обучения?

– Среди слушателей института можно встретить людей самых разных возрастов и профессий: это музыканты, инженеры, врачи, журналисты и т.д. Причем цели, которые они ставят в связи с обучением, также отличны друг от друга. Некоторые из них приходят для расширения своего церковного кругозора; иные учащиеся могут не иметь опыта церковной жизни, но желают обогатить свое музыкальное и общее образование. Также есть люди, целенаправленно получающие данное образование для дальнейшего профессионального трудоустройства.

– Как в целом происходит процесс обучения в Институте церковной музыки? Из чего состоит учебная программа, и какими знаниями овладевают студенты на каждом этапе?

– В программу обучения входят следующие предметы: византийская семиография, практика исполнения церковных песнопений, литургика, устав, гимнология, история византийской музыки, теория европейской музыки, хоровой класс. Основное обучение длится 5 лет. В первый год изучается семиография, на втором и третьем курсе – песнопения Октоиха и Ирмология. На два последних года приходится освоение более сложных песнопений, в том числе Литургии святителя Иоанна Златоуста всех восьми гласов, Литургии святителя Василия Великого, Литургии Преждеосвященных Даров, песнопений Страстной седмицы и проч.

По окончании этого пятилетнего курса слушатели сдают экзамены для получения диплома. Однако желающим освоить более сложные грани византийского распева предоставляется возможность еще в течение двух лет продолжать обучение, по результатам которого можно получить также право преподавания византийского распева. Поэтому можно сказать, что формально для становления профессиональным певчим необходимо пройти семилетнее обучение, однако совершенствование в искусстве не прекращается никогда.

– Существуют ли различные стили и школы исполнения византийского распева? Расскажите, пожалуйста, об основных вехах развития традиции церковного пения в Греции.

– Если обратиться к истории византийского распева, можно выделить следующие наиболее значимые периоды в его развитии: IV–V века – зарождение распева, во многом основанного на древнегреческой мелодике; VIII век стал знаменательным в связи с гимнографией преподобного Иоанна Дамаскина, созданием Октоиха и упорядочением церковных песнопений, разделением их на восемь гласов, а с музыкальной точки зрения – палестино-сирийским влиянием на звучание византийского распева. Даже после падения Константинополя в 1453 году развитие и обогащение распева продолжалось, причем при его записи и воспроизведении использовалась весьма сложная невменная нотация. Судьба ее активно обсуждалась в 1814 году, после чего была проведена ее реформа, а также некоторое упрощение самой музыкальной канвы церковных песнопений.

В последние 30–40 лет некоторые музыковеды и непосредственно исполнители византийского распева стали призывать к отказу от произведенных в XIX веке упрощений. Несмотря на то, что современные противники реформы 1814 года составляют явное меньшинство, в церковной среде продолжаются дискуссии. Это и дает основание для ряда стилистических расхождений в исполнении византийского распева.

– Чем лично для вас является церковная музыка? Откуда вы каждый раз черпаете вдохновение?

Когда я пою за богослужением, покидает ощущение времени: всё происходит словно в первый раз

– Это дело моей жизни, и я уже отдал ему 25 лет. Меня поддерживает ощущение того, что в этом мое предназначение. Когда я прихожу в храм и пою за богослужением, покидает ощущение времени: всё происходит словно в первый раз. Это потрясающий духовный опыт.

– Как человек, занимающийся церковным искусством, в том числе пением, может творчески проявить себя, несмотря на наличие строго определенных канонов?

– Отвечая на данный вопрос, можно указать как техническую, так и эмоциональную сторону вопроса. Прежде всего скажу, что у исполнителя византийского распева есть определенная свобода трактования письменных обозначений. Но также степень проникновения в глубину текста песнопения каждый раз зависит от духовного и жизненного опыта, проживаемого в данный момент, от внутреннего отклика молящихся в храме. Свой вклад в это вносят также служащий священник и члены церковного хора.

– Какими внутренними качествами должен обладать певчий?

– Главными, помимо хорошего музыкального слуха и вокальных данных, являются способность к концентрации внимания, культура взаимодействия в коллективе, любовь к Церкви и непрестанная работа над собой.

    

– Расскажите о ваших повседневных занятиях.

– Помимо преподавания в Институте церковной музыки при Керкирской митрополии и служения в храме Всех святых на Корфу в качестве руководителя церковного хора, веду еженедельные передачи о византийском распеве и греческой народной музыке на радиоканале митрополии. По этим же дисциплинам провожу занятия в Культурном центре «Εναλλακτικό Πολιτιστικό Εργαστήρι», которые осуществляются на безвозмездной основе. В настоящее время готовлю курс, посвященный национальной греческой музыке, для находящихся в тюремном заключении. Регулярно провожу репетиции хоровых коллективов Института церковной музыки при митрополии и упомянутого Культурного центра, готовящихся к участию в различных публичных концертных мероприятиях и празднованиях. Также почти ежедневно я занят в школе для детей с ограниченными возможностями. Готовлю к публикации новые учебные пособия. Свет уже увидели «Теория и практика византийской музыки» в двух частях, «Типикон, история византийской музыки, гимнология, литургика», три сборника народных греческих песен и рождественских калядок. В настоящее время много сил отдаю созданному обществу «Очаг культуры» («Εστία Πολιτισμού»).

– Интересно узнать подробнее о деятельности данного общества и его целях.

– В обществе «Очаг культуры» («Εστία Πολιτισμού») на данный момент насчитывается порядка 35 членов. В основном это слушатели Института церковной музыки при Керкирской митрополии и Культурного центра «Εναλλακτικό Πολιτιστικό Εργαστήρι». Главные цели общества – сохранение греческой культурной традиции (в данной связи древнегреческую культуру представляет театр, средневековье – византийский распев, а период от туркократии до сегодняшнего дня – народная музыка); поддержка самоидентификации греков в современном мире; налаживание связей с греками зарубежья, вынужденными покинуть Грецию в силу экономических причин, но испытывающими ностальгию по родине; вклад в будущее страны, которую все мы хотим видеть сильной и процветающей.

Фото из личного архива г-на Георгиоса Ладоврехиса

С Георгиосом Ладоврехисом
беседовала Анна Авдеева

24 апреля 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как петь на службе с теми, кто не поет Как петь на службе с теми, кто не поет
Александра Боровик
Как петь на службе с теми, кто не поет Как петь на службе с теми, кто не поет
Беседа с регентом народного хора Дмитрием Ключевым
О создании и управлении народным хором, связанных с этим трудностях и радостях.
Два луча одного солнца Два луча одного солнца
Драгослав Павел Аксентьевич
Два луча одного солнца Два луча одного солнца
Интервью с композитором Драгославом Павлом Аксентьевичем
Композитор Павел Аксентиевич – один из самых известных специалистов и популяризаторов сербской народной музыкальной и песенной традиции. Он уже не одно десятилетие упорно пытается донести до людей национальную музыкальную культуру. Одновременно он отстаивает родное культурное пространство от натиска разных современных музыкальных веяний – так называемой турбо-фолк музыки, – которые уже нанесли неизмеримый вред вкусу и самому национальному самосознанию нескольких поколений
Византийское пение сегодня Византийское пение сегодня
Свящ. Иоанн Фатопулос
Византийское пение сегодня Византийское пение сегодня
Священник Иоанн Фатопулос
Музыка понимается Церковью как союзница поэтического слова, как его вторая половина. Как пишут святые отцы – двуединство, то есть ритм мелодии и сила слов, слово и мелодия, поэзия и музыка, образуют священное песнопение.
Церковная музыка в Румынии Церковная музыка в Румынии
Архидиакон Гавриил-Константин Опреа
Византийская музыкальная традиция существовала у нас беспрерывно с IV-V веков до реформ, известных как реформы Хрисанфа из Мадиты — одного из трех выдающихся реформаторов румынской музыки. Однако византийская музыкальная терминология не столь древняя, как сама традиция: ее возникновение датируется XIX веком, когда западные музыковеды обратились к изучению византийской духовности и литургической эстетики. После того, как в 1814 г. хрисанфовская нотация была принята на уровне официальной, в оборот вошли такие синонимы, как «хрисанфовская», «неовизантийская» и даже «поствизантийская» музыка.
Комментарии
Гость24 апреля 2017, 08:57
А у нас в России в храмах часто непонятно что поют. Нахватались у запада. И увы, некоторым еще нравится такое пение...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×