Правильное Православие

Жили-были два монаха-пустынника по разные стороны границы двух государств. А границу эту провели серьёзные люди — ну, то есть не бирюльки какие, сами понимаете. И отшельники, будучи гражданами сознательными, воспринимали эту затею как положено. Со всей строгостью. Каждый желал исцелить око брата своего, потому что в нём был всякий мусор. И мусор этот мешал спасению. Да и вообще духовной жизни, чего уж там.

— Ты, брат, пойми, — терпеливо уговаривал один монах другого, — твоё Православие неправильное, потому что ты давеча левой рукой крестился.

— Да у меня правая сломана была! — оправдывался второй монах. — А вот ты сам-то третьего дня зевнул, а рта не перекрестил. Какой же ты после этого православный?

Откуда ни возьмись, оказался рядом францисканец, оглядел спорщиков, да и обозвал еретиками-схизматиками сразу обоих. Да и ушёл восвояси подобру-поздорову. На время объединились православные в своей обиде против католика, забыв свои распри. Но назавтра всё повторилось вновь…

То, конечно, байка. Но сколько же среди нас, православных христиан, бывает разделений! Искусственных, надуманных. Человеческих, одним словом.

Я русский, ты татарин, а тот и вовсе негр. Кто-то демократ, а кто-то монархист. Одни за прививки, другие против. И почему-то это даёт повод одним православным скептически рассуждать о Православии других.

Как будто не нам сказал апостол Павел, что нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания (Кол.3,11).

Смотришь новости — не молитвенник. Не смотришь — равнодушный человек

Но нет. Не любишь Достоевского? Не православный. Уважаешь Басту? Бездуховный. Критикуешь Патриарха — ренегат. Не критикуешь — ретроград. Смотришь новости — не молитвенник. Не смотришь — равнодушный человек. И всяк норовит другого обидеть, уязвить, унизить, втоптать в грязь.

Но «пристало ли вам допускать в себе движение страстей, производящих среди вас разделение и нарушающих взаимное единение ваше, производимое в вас тем, что в вас все — Христос. Раздирая союз, Христа раздираешь», — утверждает святитель Феофан Затворник.

Легко сказать. Он-то — затворник, а тут, куда ни взгляни, всюду бардак и отщепенцы с нечестивцами.

Один пяточисленные молитвы отказывается читать, иной не убоялся ИНН с масонами, а некто и вовсе дерзает проходить между амвоном и аналоем. Ну как тут не анафематствовать друг друга? Причин-то куча кучная. Сплошь наиважнейшие сотериологические вопросы.

А правильные просфоры из бесовских ли дрожжей выпекать или на богоугодном хмеле?

А правильные просфоры из бесовских ли дрожжей выпекать или на богоугодном хмеле? А правильный поп должен ли крепко веровать в рукописный акафист киево-печерских старцев, согласно которому нерадивый служитель алтаря, преподав благословение женщине, сущей в нечистоте, Самой Богородицей лишается благодати на несколько часов, или же ему простительно этого не знать по бездуховности? А правильный православный храм может ли стоять на месте бывшего кладбища, или же там мерзость запустения, как верно гласит vox populi? А правильная православная жена должна ли любить рукоприкладство, или ей достаточно просто терпеть? А Ветхий Завет нужно ли читать правильным новозаветным людям, или… ой, да чего тут думать, конечно же, ерунда всё это! А кто не с нами, тот против нас. Мы их отфрендим в соцсетях, да и в глаза не побоимся отречься.

Дорогие мои братья и сёстры, ну к чему вся эта страстная ветхость? Не нам ли сказал блаженный Павел: А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол.3,8)?
Не в главном ли должно у нас быть единство, а во второстепенном — свобода, и во всём — любовь?

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь…

— Дар видения чужих заблуждений!

А? Чего? Послышалось, что ли?

Да нет, не то. Если будете иметь любовь между собою (Ин.13,35).

— Это между кем конкретно?

Нет, не послышалось…

— Между православными, конечно! — отвечаю с жаром.

— Да какой же мой оппонент православный, ежели не почитает старца N? — протестует, раздираемый страстями, ещё не облекшийся в нового человека христианин. — Самарянин он самый настоящий, но не тот, который милосердный, а который плохой, ведь ему невдомёк, что спасение — от старца N.

Разве не Символ веры и догматы определяют правильность веры христианина?

Господи, да разве старец N распялся за нас? Разве не Символ веры и догматы определяют правильность веры христианина?

«При обновлении себя христианину нужно забыть о своих национальных и общественных преимуществах: один Христос должен стоять у него пред лицом, как высший образец; во Христе должны быть для него сосредоточены все его интересы», — говорит русский богослов и библеист А.П. Лопухин, толкуя Священное Писание.

Борцам же за чистоту рядов путём бытового анафематствования своих братьев и сестёр по вере я, недостойный, могу лишь молча указать на Христа, Который, как свидетельствует преподобный Максим Исповедник, «не позволяет началам сущих рассыпаться по периферии, но замыкает их центробежные стремления, приводя к Себе многоразличные виды сущих, получившие бытие от Него. И это для того, чтобы творения и создания единого Бога не были совершенно чуждыми и враждебными друг другу, чтобы не утратили они предмет и цель проявления своей любви, миролюбия и тождества по отношению друг к другу».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Жизнь без подпорок, <br>или Зачем класть астры в чай Жизнь без подпорок,
или Зачем класть астры в чай

Ксения Манякова
Жизнь без подпорок, <br>или Зачем класть астры в чай Жизнь без подпорок,
или Зачем класть астры в чай

Ксения Манякова
Не абсурдно ли, помолившись святому, тут же идти привязывать ленточку на дерево, чтобы «желание сбылось»? Подобных суеверий даже у воцерковленных людей немало!
Осуждение Осуждение
Из наследия Оптинских старцев
Осуждение Осуждение
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться.
О суеверии и подлинной вере О суеверии и подлинной вере
Валерий Духанин
Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных. А когда нет подлинной веры в Бога, то богом становится что-то более близкое и понятное, на что можно полагаться в обыденной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями.
Комментарии
Алексей Шарапов20 мая 2017, 23:30
Воистину - нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания (Кол.3,11).
20 мая 2017, 08:38
Сейчас поди до того дойдет, что между атеистами куда меньше разногласий и поводов для брани окажется, тем паче они против семейного насилия выступают. Неужели не понимаете, что мы сами отталкиваем от себя людей своей агрессией и непримеримостью, а потом еще задаемся вопросами по поводу событий вековой давности! Можно подумать, подавляющее большинство россиян ну просто мечтает о соблюдении сухоядных постов, возвращении института телесных наказаний и прочих аскетических подвигах, а уж видя наши распри, злоречие и порою сквернословие действительно на ум приходят мысли, что "вера должна быть в душе" или "они такие злые от воздержания". Вряд ли этого хочет от нас Бог
natalja18 мая 2017, 18:34
Это происходит от того, что много людей считающих себя христианами и по воскресениям , и по праздникам ходящих в церковь годами , на самом деле ничего не знают о реальном христианстве .Ничего не читают и Евангелие в руки никогда не брали. Надо священникам на проповедях об этом постоянно говорить, а те кто взялись преподовать в воскресных школах обязаны знать, что такое реальное христианство, а не рассказывать годами о традициях, обрядах и.т.д Это ответственная работа и каждый, кто за нее берется будет отвечать перед БОГОМ за неправильное обучение.
Світлана18 мая 2017, 12:43
Христос Воскресе! Ця тема срправді АЖ дуже поширена: православні такі правильні... що бачать тільки погану поведінку інших. Люди розучились бачити добро, бачити образ Божий у кожній людині, бояться простягнути руку упавшій людині, щоб самим не вимазатись... Господи помилуй! Дякую за статтю, гарна стаття, влучна!
Алексей18 мая 2017, 10:43
Я думаю, "правильное Православие" все такие есть на свете. Как и искажения оного - есть. И споры поэтому есть! И в Писании сказано о том же. И еще о том, что полемика должна быть. Иначе поставим знак равенства меж наукой и невежеством, культурой и безкультурием, верой и неверием. Люди критикующие меня/тебя - хорошо! Не нравится мне наоборот глупая фраза: "Надо уважать чужое мнение!" Уважать надо великое, доброе, вечное...
Андрей Маслаков18 мая 2017, 04:42
Согласен. Порой ввяжешься в какую-то интернет​ - баталию по поводу чьих то, как кажется, ну очень радикальных взглядов и думаешь потом, а не лучше ли промолчать было, даже если и правым себя считаешь. И что потом удивляться, что как в байке, знакомые сектанты телефон обрывать начинают с какими то свидетельствами. И действительно дело не в том что они это видят...
Alexx Tell17 мая 2017, 20:01
Фраза, что лежит в основе идеи статьи - "В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь" — довольно скользкая. Проблема в том, чтО главное, а чтО второстепенное. Всегда в таких случаях привожу пример, как мелкая мелочь, филиокве, всего одно слово в Символе веры, оказалось на деле детонатором раскола. И суть-то не в расколе, а в том, что понимание духа из-за этой казалось бы мелочи исказилось, из-за чего всё католическое богословие оказалось искажено. А сколько таких "мелочей", на посторонний взгляд выеденного яйца не стоящих, лежат в основе сект, расколов, в основе ересей? Пожалуй, подытожу: главное -- православие, а вот внутри него -- уже второстепенное.
Андрей17 мая 2017, 19:49
Только забыли пояснить - эллины были язычниками, а евреи - иудеями. Так что не про национальность речь шла, а про вероисповедание. Хотите объединяться с коммунистами и либералами? Пожалуйста! Тогда отчего ж не с фашистами? Фашисты не так уж сильно отличаются по идеологии от коммунистов и либералов, и цель у них точно такая же - уничтожить Россию. Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, и многие другие, сражавшиеся с теми, кто мечтал уничтожить Русь/Россию, наверное, мало чего понимали в православии. Куда им до современных "богословов".
Валентина17 мая 2017, 16:25
Очень нравятся все статьи автора. Спаси Господи!
Darina17 мая 2017, 15:38
В Лавре сладкоголосых, быстро и мелко крестящихся и предлагающих вопросы с хитренькими глазками, одергивают довольно резко. И правильно делают.
Сергей Ч17 мая 2017, 14:44
Евангелие от Иоанна. Глава 8. "Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 43. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. 44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. 45. А как Я истину говорю, то не верите Мне.". Нелицеприятная правда в том, что не живем по слову Спасителя. Все его слова для нас, как об стенку горохом.
Марина17 мая 2017, 12:49
С юмором. Ситуация именно такая. Удивило недавно, как одна женщина сказала, что Доктор Лиза помогала несчастным потому, что была из масонов. А всё, что не делается во имя Господа, человеку потом "не зачтётся". Только вот жаль слышать подобные слова: человек делал добро, а после его смерти "благочествивые прихожане" пытаются обесценить добрые поступки своими домыслами. Да и вообще: если ты христианин, то не обесценивай труд и добро других людей, старайся сам помогать окружающим! Но нет: легче следить за другими.
Margaret17 мая 2017, 11:22
Самое страшное и опасное, что КОЧЕТКОВЦЫ называют себя православными, хотя с католиками у нас больше общего чем с этой расползается липкой сектой кочеткова
Юрий17 мая 2017, 09:05
Спасибо отец Сергий.Мало говорят о этом .А то действительно один поп либерал другой коммунист третий монархист а Христос как приложение к внутреннему неспокойствию человека.Сначала Господь потом все остальное.Да и касается это всех христиан прежде всего не только священников .Простите если кого обидел.
Виктор17 мая 2017, 08:51
Примеры не слишком убедительные; есть покруче: гражданская война, современная Украина, да и... * Православные убивают православных, причем каждый уверен в своей правоте - где-то допущена корневая ОШОИБКА! - нет? * А призывы - ну сами же, ув. Батюшка, все видете... Каждый хочет попризывать другого... Хотите, призову Вас?!: * Попробуйте найти эту ошибку /не в виде общих фраз!/, озвучить и исправить ее... Кто, кроме священства, на это способен? - Мнение мирян... - "Этот народ невежда в законе, проклят он"... * Нет? Только не затягивайте, пожалуйста, - как бы все опять не повторилось с нового начала, пусть и с вариациями... * Простите... Мы же можем оказаться по разные стороны...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×