К 25-летию Харьковского Собора УПЦ: воспоминания очевидца

25 лет назад, 27–28 мая 1992 года, в Харькове, в епархиальном управлении на территории Покровского монастыря, состоялся Архиерейский Собор епископов Украинской Православной Церкви, положивший начало новой истории православной веры украинского народа, сохранившего каноническое единство с Русской Православной Церковью и мировым Православием. На Соборе была дана оценка антицерковной деятельности бывшего предстоятеля УПЦ митрополита Филарета (Денисенко), который за клятвопреступление и ряд других антицерковных деяний решением Собора был низложен с должности и запрещен в священнослужении. Новым предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский, Патриарший экзарх Западной Европы Владимир (Сабодан; † 5.07.2014). Открывалась непростая, но благодатная страница в новейшей истории украинского Православия.

Предыстория

Автору этих строк довелось начинать работать в церковной журналистике еще до раскола, на Пушкинской, 36, где находился Экзархат митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Молодой викарий, наместник открывшейся в 1988 году Киево-Печерской Лавры, епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких), ныне – митрополит Тульчинский и Брацславский, был инициатором создания первой на Украине православной газеты – официального органа Украинского Экзархата РПЦ, затем – УПЦ.

Как ответственному редактору, мне было поручено подобрать штат и выпускать новую газету «Украинский православный вестник» на двух языках – русском и украинском. После собеседования Филарет предоставил в здании Митрополии помещение для редакции и пожелал видеть новое издание в киосках «Союзпечати». Поэтому наблюдать весь процесс грядущего раскола и борьбу Церкви за его преодоление пришлось «изнутри». А события развивались так.

Выступление митрополита Владимира (Сабодана) на соборе УПЦ 26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре Выступление митрополита Владимира (Сабодана) на соборе УПЦ 26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре
В 1989 году в УССР была реанимирована раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), сбежавшее руководство которой восседало за океаном после победы над фашизмом в 1945 году. В феврале 1990 года, после встречи в Ватикане ратовавшего за «демократические преобразования» Михаила Горбачева с папой Иоанном-Павлом II, была разрешена регистрация греко-католических общин и проведение богослужений. Множество православных храмов на Западной Украине были переданы греко-католикам, православные общины оказались на улице. Представители Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) на этом не успокоились: начались массовые захваты православных храмов по всей территории Западной Украины. Митрополит Филарет, тогда еще законный иерарх, обращался к президенту Горбачеву и в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством защитить права православных верующих. В проповедях он всячески обличал «автокефалистов-националистов», доказывал их каноническую несостоятельность и самозванность, рассказывал о возникновении в 1920-х годах УАПЦ под началом раскольника Василия Лыпкивского, который был кощунственно «рукоположен» возложением руки от мощей святителя Макария на его голову. При этом Филарет оставался ревностным исполнителем повелений советских «партии и правительства».

Филарет по-военному ответил премьер-министру: «Я ничего не предлагаю, а сделаю, как вы скажете»

После постановления властей о передаче православного Воскресенского кафедрального собора Ивано-Франковской епархии греко-католикам, правящий архиепископ Макарий (Свистун; † 2007) отказался выполнять это решение, закрылся в соборе и объявил бессрочную голодовку. Весть о голодающем епископе разнеслась «радиоголосами» по Европе и США. Я тогда как раз дожидался приема у Филарета для предъявления ему материалов готовящегося номера газеты, и из открытого кабинета был слышен его разговор с приемной премьер-министра УССР В. Фокина. По тональности и содержанию ответов Филарета стало понятно, что речь идет о мятежном архиепископе Ивано-Франковском Макарии. Было очевидно, что премьер чихвостил экзарха. Тот пробовал что-то возражать, ссылаясь на разгул греко-католиков. Видимо, Фокин спросил: «Так что вы предлагаете?» На что Филарет по-военному ответил: «Я ничего не предлагаю, Витольд Павлович, а сделаю, как вы скажете». Вскоре владыка Макарий вынужден был прекратить голодовку, покинуть собор и 19 марта 1990 года был освобожден от управления епархией.

Фиаско Филарета

Леонид Кравчук и митрополит Филарет Леонид Кравчук и митрополит Филарет

Далее события развивались стремительно. 3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Пимен, и митрополит Филарет принял обязанности местоблюстителя Патриаршего престола. В Киевской митрополии заговорили о ближайшем избрании Филарета Предстоятелем Русской Православной Церкви. Евгения Петровна Родионова, слывшая «сестрой» Филарета, распоряжалась подготовкой контейнеров для отправки имущества Филарета в Москву. Кандидату в Патриархи, каковым видело в ближайшем будущем его окружение, даже был пошит патриарший клобук.

Однако Господь судил иначе: на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7 июня 1990 года Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий (Ридигер). Председательствующий в первый день Собора Филарет потерпел сокрушительное фиаско еще в первом туре голосования, получив 66 голосов участников Собора; за митрополита Алексия было отдано 139 голосов и за митрополита Владимира (Сабодана) – 107. Во втором туре, состоявшемся в тот же день, митрополит Алексий, набравший 166 голосов, обошёл митрополита Владимира на 23 голоса и был избран Патриархом.

28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе Киевских митрополитов Святой Софии Патриархом Московским Алексием ІІ была дарована Благословенная Грамота (Томас) о даровании Украинской Церкви статуса независимой и самостоятельной в управлении. Характерно, что стратег Филарет пригласил Патриарха в период партийного съезда «руховцев» в Киеве. На Софиевской площади произошло столкновение войск ОМОН с протестующими против приезда Патриарха националистами. Зная о предполагаемых беспорядках, Филарет распорядился прийти на площадь крестными ходами монашествующих женских монастырей и Лавры, в результате чего многие миряне и монашествующие пострадали от рук милиции и оголтелых «руховцев». Так будущий раскольник готовил почву для осуществления своих амбициозных планов – стать «патриархом всея Украины».

Между тем он писал на страницах церковного журнала: «Используя политическую ситуацию, сепаратистские силы способствуют распространению раскола по всей Украине, поставив себе целью ликвидацию УПЦ, которая пребывает в каноническом единстве с Московским Патриархатом» (Православный вестник. 1990. № 10).

После распада Союза и провозглашения на Украине 24 августа 1991 года Акта о государственной независимости, Филарет предпринял попытку предоставления УПЦ полной автокефалии. Он собрал Собор Украинской Православной Церкви (1–3 ноября 1991 г.), на котором протолкнул определение с просьбой к Патриарху Алексию и епископату РПЦ предоставить Украинской Православной Церкви полную автокефалию. Это вызвало неоднозначную реакцию в епархиях УПЦ. На Пушкинскую, 36 прибывали делегации от различных регионов Украины с требованием отозвать обращение и признать его незаконным. На совещании епископата УПЦ три архиерея – епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), ныне Предстоятель УПЦ, Тернопольский Сергий (Генсицкий), ныне митрополит Тернопольский и Кременецкий, и Донецкий Алипий (Погребняк), ныне архиепископ Краснолиманский, – дезавуировали свои подписи под обращением. На следующий день, 23 января они были смещены со своих кафедр. Повсеместно украинская паства выражала свое недоверие Филарету.

В Киеве был создан Комитет защиты Православия в Украине, который возглавил авторитетный священник и духовник протоиерей Михаил Бойко († 2003). Были собраны тысячи подписей о сохранении церковного единства. Делегации комитета обращались к Патриарху Московскому с требованием остановить «филаретовский произвол». Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18–19 февраля 1992 года, принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви».

Харьковский Собор УПЦ

Здание, в котором в 1992 году проходил Харьковский Собор Здание, в котором в 1992 году проходил Харьковский Собор

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1–4 апреля 1992 года Филарет перед Крестом и Евангелием поклялся, что «во имя мира церковного» он подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви об освобождении его от обязанностей Предстоятеля. Но по возвращении в Киев отказался от своих слов. В агентстве УНИАН он провел пресс-конференцию, на которой заявил, что он «побывал на Голгофе» и его, «патриота Украины, вынудили заявить об отставке». Имея многолетний опыт тоталитарного управления, он был уверен, что найдет поддержку украинских иерархов, духовенства и мирян или вынудит привычными методами сделать это. Но созревший в идее раскола иерарх глубоко ошибался. 30 апреля в Житомире состоялось совещание Комитета по защите Православия в Украине, в котором участвовали пять архиереев, представители духовенства и мирян. Собрание выразило недоверие Филарету, квалифицировав его действия как клятвопреступление, и наметило созыв Архиерейского Собора УПЦ для принятия отставки Филарета.

Председательствующего на Соборе то и дело вызывали к телефону киевские чиновники, угрожая и требуя отменить Собор

Исторический Харьковский Собор проходил 27–28 мая 1992 года в напряженной обстановке. Председательствующего на Соборе митрополита Никодима (Руснака, † 2011) то и дело вызывали к телефону киевские чиновники, требуя отменить проведение Собора, не рассматривать «дело Филарета», угрожая объявить Собор незаконным. Однако Собор состоялся. В Соборе участвовало 18 епископов Украины из 21 (не участвовали Филарет, Иаков (Панчук) и Андрей (Горак)). По воспоминаниям епископа Алипия (Погребняка), «во время заседания митрополита Никодима постоянно вызывали к телефону, угрожали, так что он возвращался в зал весь бледный. Было тайное голосование, а он, уходя, чтобы ответить на очередной звонок, сказал: “Можете за меня не голосовать. Я отдаю свой голос митрополиту Ростовскому Владимиру”». Согласно решению Собора, был низложен с запрещением в священнослужении бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) и новым митрополитом избран Блаженнейший Владимир (Сабодан).

Митрополит Никодим (Руснак) Митрополит Никодим (Руснак)

Была открыта новая страница в истории Православия на Украине. Неслучайно, оценивая значение Харьковского Собора, Святейший Патриарх Кирилл назвал его участников исповедниками, вставшими на защиту Церкви. Это знаменательное событие положило начало духовному возрождению нашей веры. И вот уже четверть века церковный корабль украинского Православия преодолевает бури и рифы житейского моря, остается оплотом веры и надежды миллионов людей многострадальной Украины.

Послесловие

Вглядываясь в события 25-летней давности, понимаешь: не Церковь устранила Филарета, он сам отлучил себя от Церкви еще задолго до Харьковского Собора, пренебрегая заповедью любви и сострадания, ломая судьбы людей, внося соблазн и расшатывая церковный мир. Господь держит на земле престарелого раскольника, возможно, ожидая его покаяния, а может, уже и отвернувшись от него. Запомнилась беседа с почившим любвеобильным прозорливым старцем схиархимандритом Архипом (Колодием; † 2016) из Нежинского монастыря, который рассказывал: «Когда Филарет начал раскол, я очень переживал. Я любил Филарета как нашего экзарха и владыку и всегда о нем молился. И думал: поеду к Филарету и поговорю с ним о расколе, о том, что Церковь в опасности, что раскол принесет много бед для Украины. И уже решил ехать в Киев. И во сне вижу: стоит Филарет без одежды, совершенно голый, в пустом колодце, из которого ушла вода. И взмолился я во сне ко Господу – и проснулся. И растолковал свой сон: Филарет лишен архиерейской благодати, и колодец – Вода Живая – Дух Святой – отошел от него. И передумал я к нему ехать».

В конце июня 1992 г. Филарет при поддержке власти зарегистрировал в Минюсте устав нового церковного формирования «УПЦ-Киевский Патриархат», по сей день не признанного ни одной Поместной Православной Церковью мира. Это положило начало новой раскольнической деятельности лжепатриарха Филарета.

Недавно в беседе прихожан услышал высказывание одной старушки: «А я молюсь о Филарете, чтоб Господь вразумил его и он покаялся». Хочется, чтобы молитва ее была услышана. Однако трагедия раскола, деятельность раскольников и ее лидера, увы, говорят об обратном.

Сергей Герук

30 мая 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О патриотизме «патриотомерчика» О патриотизме «патриотомерчика»
Василий Анисимов
О патриотизме «патриотомерчика» О патриотизме «патриотомерчика»
Василий Анисимов
Не успела Православная Церковь в Украине избрать нового Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, – как тут же со своими доносами выполз на телеэкраны отлученный от Церкви вечно бдительный гражданин Михаил Антонович Денисенко (Филарет). Давно разменявший девятый десяток престарелый стукач объявил, что Православная Церковь избрала Киевским Митрополитом «непатриота».
«К вопросу о канонических предпосылках Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви 1992 г.» «К вопросу о канонических предпосылках Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви 1992 г.»
Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Украинская Православная Церковь на рубеже тысячелетий» (Киев, 28 мая 2012 г.)
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион 28 мая 2012 года совершил рабочую поездку в Киев, в ходе которой выступил с докладом на международной конференции, посвященной двадцатилетию Харьковского Собора Украинской Православной Церкви.
К вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата К вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
Иеромонах Тихон (Васильев)
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа – это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе – Святая Русь… Было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов».
Комментарии
1 июня 2017, 10:01
Пора перестать пользоваться вражеской терминологией поляков, австрийцев и коммунистов и говорить о т.н. "украинском" народе. Есть только русский народ! и его юго-западная часть, впавшая в прелесть. Как можно говорить об "украинском" народе и "украинской" церкви, если нет ни одного украинского святого, который именно по этой причине не был бы русским
31 мая 2017, 01:39
Счастье, что есть такие старушки. Истинно православные.
Николай30 мая 2017, 22:55
27Мир оставлю вам, мир Мой даю вам;не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.И паки; 34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. 35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Приложим сюда апостольские слова Иоанна Богослова "Кто говорит: "я люблю Бога ", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 2. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Вразуми Господи.
Александр Б30 мая 2017, 17:58
...гордость наша житейская, с таких высот духовных, и в пустой колодец нагишом... Господи помилуй нас.
Вера Дремлюга30 мая 2017, 13:38
Так хочется, чтобы не было раскола, чтобы церковь на Украине не пострадала, а наоборот окрепла и поддержала людей. Им сейчас так это нужно. И нам всем нужен мир и согласие.Церковь - тело Христово, не рвите его на части.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×