Наставник священномученика

О Павле Ивановиче Малицком

Павел Иванович Малицкий (1851–1919) Павел Иванович Малицкий (1851–1919)
Нынешний богатый на скорбные юбилеи год, несомненно, запомнится знаменательным и светлым торжеством освящения величественного храма новомучеников и исповедников Российских в Сретенском монастыре. Посетившие это святое место на собственном опыте познают чувства, охватившие некогда послов равноапостольного князя Владимира в Царьграде: «Не знали – на небе или на земле мы… знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми… Не можем мы забыть красоты той»[1].

Драгоценнейшее украшение храма – мощи священномученика Илариона (Троицкого), почивающие в окружении целого «облака свидетелей» (Евр. 12: 1). Такая великая честь святителю не может быть случайной. В святой и светлой личности владыки Илариона, как в фокусе, сконцентрировалось то единственное, что дало всем новомученикам и исповедникам силу выстоять и победить – вера и верность Христу и Его Церкви.

Великие святые известны всем, но не часто вспоминают наставников, воспитавших их. А они, несомненно, достойны нашей благодарной памяти и почитания. О Павле Ивановиче Малицком (1851–1919), наставлявшем священномученика Илариона в годы его юности в вере и верности, наш рассказ.

***

Историк Церкви, богослов, краевед, публицист и талантливый педагог, Павел Иванович Малицкий родился в 1851 году в семье священника с. Дворянщина Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Вспоминая детство в отцовском доме, он называл себя «вольным сыном сельской природы – лесов, лугов, полей и огородов»[2]. Образование – традиционное для поповича: церковно-приходская школа, Тамбовское духовное училище, затем Тамбовская духовная семинария, которую Павел закончил в 1874 году. В семинарии ему посчастливилось учиться у знаменитого ученого-историка И.И. Дубасова. По воспоминаниям П. Малицкого, огромное духовное влияние на него оказал ректор семинарии протоиерей (впоследствии архиепископ) Димитрий (Самбикин). Талантливый агиограф, знаток русской церковной истории и археологии, увлеченный краевед, отец Димитрий сумел пробудить в одаренном семинаристе Малицком глубокий интерес и любовь к церковно-исторической науке. Дружеские отношения между учеником и учителем сохранились до самой смерти последнего в 1908 году.

Тульская духовная семинария Тульская духовная семинария

В 1874–1878 годах Павел Малицкий продолжил свое обучение в Киевской духовной академии, из стен которой вышел кандидатом богословия. Отслужив несколько месяцев инспектором народных училищ в Гродненской губернии, в том же 1878 году Павел Иванович переселяется в Тулу и поступает на должность преподавателя в Тульскую духовную семинарию. Семинарской службе Малицкий отдал 40 лет своей жизни, и не только как преподаватель: в разные годы он занимал должности помощника инспектора, члена правления семинарии, члена Тульского епархиального училищного совета.

Владимир Троицкий в семинарские годы Владимир Троицкий в семинарские годы
Сферой преподавательской деятельности Павла Ивановича была Священная история и история Церкви. Будучи очень увлеченным и влюбленным в свой предмет педагогом, он умел привить эту любовь и своим ученикам. В 1903 году на праздновании 25-летнего юбилея педагогической деятельности Малицкого один из его воспитанников – будущий архиепископ Иларион Верейский, а тогда ученик IV класса Владимир Троицкий – в своей речи от лица учащихся сказал о преподавателе так: «Павел Иванович!.. Вы полной горстью брали семена добра и истины и с отеческой любовью сеяли их в нивы наших сердец. Благодаря вам эти прекрасные семена получают удивительную жизнеспособность, ибо любовь, с которой вы соединяете их посев, есть сила всемогущая. Мы видели и видим, что преподавание для вас есть великое дело души и сердца. За то говорит уже то, что вы не ограничиваетесь руководством нас в изучении церковной истории; нет, вы настойчиво вводите прекрасные истины христианства в наше существо, вводите для того, чтобы мы могли руководствоваться ими и теперь, и в ожидающей нас жизни… Жизнь издавна сравнивают с морем, и в этом море высоко поднимаются иногда грозные жизненные волны… Вы силою и сердечностью своего слова стряхиваете с нас… преждевременные страхи и указываете нам прочный и надежный путь к тихой пристани и прекрасной цели. Вы советуете нам быть всегда и во всех положениях верными чадами Церкви»[3].

Сам верное чадо Церкви, принесший все свои таланты на служение ей, Павел Иванович искренне считал, что «его служба была только исполнением долга и тяжесть учительского труда не чувствовалась»[4].

Для Малицкого церковность была признаком подлинности как духовного, так и общественного служения

Его отношение к семинаристам было всегда ровным и человечным, изложение учебного материала живым и основательным, оценка знаний – справедливой. Малицкому было недостаточно вложить в умы своих учеников определенное количество исторических знаний согласно программе. Как педагог духовной школы, Павел Иванович старался дать семинаристам цельное церковное миросозерцание, обладая которым они могли бы и сами с успехом сеять благое семя. Для Малицкого «церковность», многими в те годы понимаемая как «зашоренность», ограниченность мировоззрения, была признаком подлинности как духовного, так и общественного служения, а следовательно, его полезности. Эти мысли во многом были восприняты и священномучеником Иларионом, который дерзновенно говорил: «Да, я верую в единую святую, соборную и апостольскую Церковь, принадлежу к святой Православной Церкви, и потому я – самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю»[5].

По словам святителя Илариона, Павел Иванович считал ветхозаветных пророков, вещавших своим соотечественникам волю Божию, лучшими образцами патриотизма[6].

Ученики платили Малицкому сыновней любовью и благодарностью, а коллеги-преподаватели и начальство по достоинству ценили его знания и труды. Неоднократно Малицкий входил в общественные образования г. Тулы. Так, он был членом Тульского историко-археологического товарищества, Тульского статистического комитета, комитета по организации празднования столетия Тульской епархии.

Тульская духовная семинария. 72-й выпуск. 1915 г. В центре вверху – Парфений, архиепископ Тульский и Белевский. Справа от него – архимандрит Алексий (Симанский) Тульская духовная семинария. 72-й выпуск. 1915 г. В центре вверху – Парфений, архиепископ Тульский и Белевский. Справа от него – архимандрит Алексий (Симанский)

Годы дружбы связывали Павла Малицкого с будущим патриархом Алексием I (Симанским), в 1906–1911 годах возглавлявшим в сане архимандрита Тульскую духовную семинарию. Позже, в начале 1960-х годов, первосвятитель, хранивший «сердечную память» о «почтеннейшем Павле Ивановиче», помогал его сыну – Алексею Малицкому, оказавшемуся в то время в тяжелом материальном положении[7]. Дружеские отношения связывали Малицкого и со священномучеником Петром (Павлушковым; † 1937), последним ректором Тульской семинарии.

Много сил и времени было отдано Малицким научной и публицистической работе. Все произведения Павла Ивановича отличают ясность изложения, легкий язык и доступность. Свои труды на исторические, краеведческие, богословские, общественные темы Павел Иванович часто публиковал на страницах тульских епархиальных и губернских «Ведомостей», «Тульской старины», а также отдельными изданиями в виде книг и брошюр. «Руководство по истории Русской Церкви», написанное П.И. Малицким как пособие для семинарий, принесло ему известность и премию имени митрополита Макария. Изданное при жизни автора четыре раза, оно было рекомендовано Учебным комитетом при Святейшем Синоде и Министерством народного просвещения.

Преподавательская корпорация Тульской семинарии. П.И. Малицкий – сидит второй справа Преподавательская корпорация Тульской семинарии. П.И. Малицкий – сидит второй справа

Трудно переоценить вклад Павла Ивановича Малицкого в изучение истории Тульского края. В ряду краеведческих очерков, посвященных старинным городам Тульщины, выделяется капитальный труд – «Приходы и церкви Тульской епархии». Знаменитая книга, по которой имя Малицкого известно и тем, кто о нем вообще ничего не знает! Довольно объемная (около 800 страниц), она имеет подзаголовок «Извлечение из церковно-приходских летописей» и представляет собой подробное историко-географическое обозрение всех приходов и храмов Тульской епархии на конец XIX века. Вышедший в Туле в 1895 году труд сразу стал известным и востребованным. В наше время востребованность его только растет. Уникальность для Тульского края и полнота изложения, помноженные на разрушительное «наследие» советских лет, делают эту книгу незаменимой в руках исследователей – историков, краеведов, генеалогов.

Титульный лист книги «Приходы и церкви Тульской епархии» с дарственной надписью П.И. Малицкого Титульный лист книги «Приходы и церкви Тульской епархии» с дарственной надписью П.И. Малицкого
Важный и интересный момент: на обложке «Приходов и церквей» нет имени Малицкого ни в качестве автора, ни в качестве составителя. В предисловии сказано, что книгой занималась комиссия, «составленная из преподавателей духовно-учебных заведений г. Тулы». Однако это лишь свидетельство скромности и научной добросовестности Павла Ивановича. Да, он не был единственным автором, но был главным координатором, составителем, редактором и издателем этого коллективного труда. Поэтому приписываемое ему в обиходе авторство сборника не кажется большой несправедливостью.

Во второй половине 1890-х годов П. Малицкий женился на Елизавете Андреевне Дубровской (1876–1945). В браке родилось пятеро детей, из которых двое умерли во младенчестве. Семейная жизнь Малицких была благочестивой и мирной. Любимейшим праздником было Богоявление Господне – Крещение. Павел Иванович увлекался садоводством, прививал и скрещивал разные сорта плодовых деревьев. По осени плодами из его сада нагружался большой воз, и Елизавета Андреевна отправляла его арестантам в тульскую тюрьму.

Господь Вседержитель. Кон. XIX в. Дерево, масло; серебряный оклад. Дар преподавателей Тульской духовной семинарии П.И. Малицкому в годовщину 25-летия его служения Господь Вседержитель. Кон. XIX в. Дерево, масло; серебряный оклад. Дар преподавателей Тульской духовной семинарии П.И. Малицкому в годовщину 25-летия его служения
В революционный 1917 год к прежним трудам уже немолодого П.И. Малицкого добавилось исполнение обязанностей редактора «Тульских епархиальных ведомостей». Жизнь страны стремительно менялась… Первый январский номер нового 1918 года вышел с передовицей и.о. редактора. «Россия проходит… Голгофский путь, – со скорбью писал Малицкий. – Великие заветы Страдальца за род человеческий до такой степени помрачены в сознании сынов России, что от них не осталось ничего. Жизнь русского народа пошла не христианским путем. Русский народ, считавшийся народом-богоносцем, в погоне за житейскими благами как будто забыл Бога и Христа, и масса его в устроении своего внешнего благополучия пошла не христианским путем. Этого мало. Язычники, по словам апостола Павла, не знавшие закона, естеством законная творили, то есть поступали по закону совести. В массах русских людей заглушен и этот естественный закон. Единственный жизненный принцип, заменивший все другие, вытеснивший из души все высокое, духовное, идеальное, – принцип грубой силы. Отсюда беспощадная классовая борьба, отсюда девиз: одним – все блага жизни, другим – место на задворках; одни люди – нужные для государственного строительства, другие – паразиты на государственном организме. Господство этого принципа сказалось в таких картинах грабежа, насилия и погромов, для описания которых не нашлось бы подходящих слов. Такой путь ведет нацию к моральному вырождению, к духовному одичанию, к духовной смерти»[8]. Слова Павла Ивановича Малицкого оказались пророческими.

Революционные события стали катастрофой и для духовного образования в России. По декрету от 20 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовная школа лишалась правовой, финансовой и материальной базы. Тульская духовная семинария была закрыта. Все ее здания были переданы 17-й тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели семинарии, как не нужные для нового «государственного строительства», оказались на улице.

Он был избит в семинарском дворе «строителями новой жизни» и вскоре скончался

Павел Иванович очень тяжело переживал происходившее. Отчаянно пытался спасти от разграбления семинарию. Он умер на руках у жены от побоев, полученных им в семинарском дворе от строителей новой жизни. Годы спустя на вопрос внучки «От чего умер дедушка?» Елизавета Андреевна, пережившая лишенчество, конфискацию имущества и арест сына, уклончиво отвечала: «От революции».

В настоящее время здание Тульской духовной семинарии передано Тульской епархии, часть трудов П.И. Малицкого переиздана. В 2004 году по решению Тульской городской думы была установлена памятная доска на доме № 42 по улице М. Смирнова (бывш. Фоминской), в котором до революции проживала семья Малицких.

Могила П.И. Малицкого на Всехсвятском кладбище г. Тулы. Октябрь 2016 г. Могила П.И. Малицкого на Всехсвятском кладбище г. Тулы. Октябрь 2016 г.
Но, к сожалению, говорить о благодарной памяти потомков не приходится. Вскоре новыми владельцами дома памятная доска была снята и выброшена. Высеченное на камне имя «Павла Ивановича Малицкого (1851–1919), преподавателя Тульской духовной семинарии, историка-краеведа», видимо, ничего им не говорило. Подобранная доска была передана в семинарию сотрудниками музея «Тульский некрополь».

Практически ничего не говорит имя Малицкого и большинству читающих его работы, начинающих свои исследования с трудов Малицкого, цитирующих его и заканчивающих свои статьи его словами. Свидетельством этого беспамятства служит могила Павла Ивановича, находящаяся на грани исчезновения. Еще немного – и ее ожидает судьба утраченной могилы другого знаменитого тульского историка-краеведа Н.И. Троицкого. Но даже если имя Павла Ивановича Малицкого и будет забыто его потомками и соотечественниками, оно не будет забыто его благодарным учеником священномучеником Иларионом Верейским, с которым – мы верим – он пребывает ныне в Небесном Отечестве.

Анастасия Горбачева

24 июля 2017 г.

[1] Нестор Летописец, преподобный. Повесть временных лет. Жития. М., 1997. С. 106.

[2] История Малицкого (Великие земляки) // Тульские епархиальные ведомости. 2011. № 4. С. 6.

[3] Чествование преподавателя Тульской семинарии П.И. Малицкого по поводу исполнившегося 25-летия его службы // Тульские епархиальные ведомости. 1904. № 1–2 (январь). С. 16–17.

[4] Там же. С. 19.

[5] Иларион (Троицкий), священномученик. Христианства нет без Церкви // https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/khristianstva-net-bez-tserkvi/.

[6] Чествование преподавателя Тульской семинарии П.И. Малицкого по поводу исполнившегося 25-летия его службы. С. 19.

[7] Майоров М.В. Самая знаменитая книга // Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей / Подготовка текста, сост., табл., посл. М.В. Майорова; комм. М.В. Майорова, Т.В. Майоровой. Изд. 2-е, испр. и доп. Тула, 2010. С. 562.

[8] От редакции // Тульские епархиальные ведомости. 1918. № 1–4. С. 1.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Человек пасхальной радости Человек пасхальной радости
Андрей Горбачев
Человек пасхальной радости Человек пасхальной радости
Андрей Горбачев
Святитель Иларион (Троицкий), несмотря на обстоятельства жизни, которые многих его современников ввергли в отчаяние и гибель, не потерял той пасхальной радости, которую пронес через всю свою недолгую, но насыщенную жизнь.
Священномученик Иларион: Детство и юность Священномученик Иларион: Детство и юность
Андрей Горбачев
Священномученик Иларион: Детство и юность Священномученик Иларион: Детство и юность
Андрей Горбачев
25 (13) сентября исполняется 130 лет со дня рождения священномученика Илариона (Троицкого), талантливого богослова, самого молодого в свое время архимандрита и профессора МДА, сподвижника Святейшего Патриарха Тихона, активнейшего борца с обновленческим расколом.
«Служение святителя Илариона – жертвенное» (+ВИДЕО) «Служение святителя Илариона – жертвенное» (+ВИДЕО)
Свящ. Димитрий Сафонов
«Служение святителя Илариона – жертвенное» (+ВИДЕО) «Служение святителя Илариона – жертвенное» (+ВИДЕО)
Беседа со священником Димитрием Сафоновым
Власть, опомнившись в ноябре 1923 года, теперь воспринимала святителя уже как врага, а не как человека, которому можно доверять, но уже ничего сделать не могла: патриаршая Церковь восторжествовала.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×