Китайцы

Фото: Артем Геодакян/ТАСС Фото: Артем Геодакян/ТАСС
    

Летний день в Коломенском. Женщины с детьми, молодежь, туристы, бабушки с внуками. Кто валяется на траве, кто метает мячик на лужайке, кто во что горазд, то и творит. Скейты, самокаты… Короче, все отдыхают. Марксист сказал бы, что это картина достигнутого счастья. Поскольку счастье по Марксу это, именно, много свободного времени, потраченного на саморазвитие. Т.е. на всякие курсы, лекции, тренинги и прочую милую белиберду, ходящую по миру под именем «личностного роста». Все личностно растут, растут на природе, ибо, где же еще и расти? Сытость, безопасность и полезно заполненная праздность… Чего вам еще? Нешто это не счастье?

Там (в Коломенском) есть Петровский домик, специально перевезенный из Архангельска в годах 30-х прошлого, конечно, столетия. Есть Казанский храм с той самой иконой, которая явилась в день отречения Государя Императора – Державная именуемая. Там много чего есть, как и во всей России. Ну, и много там китайцев. Шумные, по-птичьи говорящие, пожилые в основном, они присутствуют везде, где есть, что посмотреть. Помню, бывши однажды во Флоренции, и закрывши на пару минут глаза, открыв их, я не понял, где я: в Шанхае или в Европе? Ну, чего Бога гневить? Есть китайцы, есть рост жизненных стандартов у них, следовательно, есть у них и туризм. А значит нужно смотреть на это дело терпеливо и мудро, как тот сфинкс, который засыпается песками, облапан туристами, но плюет на все, потому что ему уже так много лет, что его ничем не удивишь.

Среди экскурсий, снующих туда-сюда меж древних дубов, под которыми Петр Великий грамоте учился, была тогда (когда я там был) экскурсия детей. Простых современных детей, испортивших психику раньше времени на компьютерных играх и дня прожить не могущих без телефона с выходом в интернет. Взвинченных, самолюбивых детей, с которыми так трудно учителям в школе. Детей, являющих точную, хотя и уменьшенную, копию своих родителей. И когда я шел мимо них, то услышал фразу от одного мальчонки: Китайцы оккупировали Россию! Это он так высказался о массовом присутствии китайцев в поле нашего зрения. То ли дома подслушал, то ли сам родил, но он эту фразу выдал. Малышня его шумно поддержала. Китайцы оккупировали Россию. Но сдается мне, что фраза эта – не случайный звук из малолетних уст, а некое общее место пустых взрослых разговоров. Оттого и наш сей разговор начат.

Хочу сказать, что китайцы не больше туристы в наших парках и храмах, чем сами русские, ничем толком от туристов не отличающиеся. Разве что отсутствием нужды в переводчике. А так – дикари дикарями. Уже одно осознание этого факта (а это факт) должно с нас спеси посбить. Многие русские ведь не знают ничего, и в храм заходя, что мы, что китайцы, ведем себя подчас одинаково неуверенно и нелепо. Им-то прощается. Нам – не знаю.

Потом, вспомним себя те, кто однажды нашел дорогу к храму. Разве мы не заходили в наши русские храмы, как чистые иностранцы? Именно так и заходили. И теперь благодарим Господа, что нас тогда не прогнал никто, за руку взял, подсказал, научил. Чем китайцы хуже? В тысячах и тьмах приходя к нам регулярно, они ведь прикасаются к нашим святыням: бывают в монастырях, слушают рассказы гидов о нашей истории… Наверняка, вот, даже не сомневайтесь, что многие из низ Бога почувствуют. Еще и впереди нас на Суде будут. Но у меня вопрос: а кто-нибудь молился Богу Святому и Истинному, чтобы эти туристические массы просветились верой? Кто-нибудь смотрел на них не как на оккупантов с языком, похожим на птичий, а как на будущих братьев и сестер по вере? Нет? Так неужели у нас с вами нет совсем никакого христианского сострадания к людям, находящимся вне Церкви, и н какого обновленного ума? Неужели мы только о себе самих способны думать, а больше ни о ком?

Мы не направляем сотни миссионеров в страны Юго-Востока. Стыд наш, но не направляем. Мы вообще никуда сотни миссионеров не направляем. Разве единицы куда-то, и то – редко. Но они –иностранцы - сами к нам едут. Едут миллионами. И это вовсе не оккупация, а скрытая жажда истины. Стоит только хоть изредка молиться Богу, чтобы тысячи китайцев (и прочих азиатов) приходящих к мощам Сергия, например, познали Бога, ощутили благодать и покаялись. Захотели креститься. Если хотя бы один – два процента от общего числа паломников вернется домой, ощутившими благодать Духа Святого, то это будут тысячи душ в год, ставшие на путь исправления. Это будет миру восстание!

Молимся ли мы об этом? Если нет, то почему? Неужели мы такие неисправимые эгоисты и духовные слепцы, что даже в молитве не можем забыть себя и расширить сердце? Если так, то нам скоро конец. А если нет, то от нашей лампады еще много света воссияет.

И если нет, то примите к сердцу сказанное. Забудьте на время про себя. Гляньте, как много людей от чужих языков приходит к нам ежедневно! Оперу послушать, в монастырь древний съездить, нечто новое узнать. Вы помолитесь о них! Их многолюдство - не оккупация вовсе. Это паломничество, скрытое до времени по смыслу от самих паломников. Сергий продолжает проповедовать Евангелие, когда мы молчим. Он продолжает нести слово Божие дальним и ближним, если мы не несем его ни тем, ни другим. Так давайте заметим этот нелинейный след Промысла. Помолимся хоть когда-нибудь о всех людях от разных язык приходящих к нашим святыням. Да просветятся они. Аминь.

Да познают Христа Спасителя верою и в Духе Святом. Аминь.

Да вернутся домой иными, не теми, какими уехали. Да захотят приехать еще. Аминь.

Вот вам простейшая вещь, могущая изменить историю мира – желать в молитве духовного просвещения всем иноплеменникам, приходящим к нам, как туристы; приходящим к родникам русской веры. К Православию. Всего-то на всего – думать о людях и молитвенно желать им вразумления и спасения. А какие, даст Бог, плоды в будущем…!

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

23 августа 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталия Н30 августа 2017, 14:32
"...Сергий продолжает проповедовать Евангелие, когда мы молчим. Он продолжает нести слово Божие дальним и ближним, если мы не несем его ни тем, ни другим. Так давайте заметим этот нелинейный след Промысла. Помолимся хоть когда-нибудь о всех людях от разных язык приходящих к нашим святыням. Да просветятся они. Аминь..."
Меня зацепили эти слова. Господи, помоги нам, очерствевшим в суетном мире, помолиться хотя бы однажды "о людях от разных язык, приходящих к нашим святыням".
Отец Андрей, спаси Бог, за наставление и просвещение!
Алла25 августа 2017, 22:46
В продолжение к предыдущему комментарию. Русские, которых он видел на службе в храме, не туристы. Они-то знают, как нужно себя вести в храме. И так тепло и радостно на душе стало за наших соотечественников. Хотелось бы больше слышать таких историй.
Алла25 августа 2017, 22:41
Может быть, это не совсем по теме статьи. В этом году впервые побывала в Египте, в городе Александрии. И посчастливилось прожить несколько дней совсем неподалёку от кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда зашла в этот великолепный храм, ощутила себя как дома (как будто в храме в России), только ровные ряды стульев отличают. Смотритель храма, узнав, что я из России, с радостью показывал и рассказывал о храме. Из его рассказа, состоявшего из жестов, греческих, арабских, отдельных английских слов смогла понять, что его всегда поражают наши соотечественники на службе. Что они всегда очень сосредоточенно молятся только стоя либо преклонив колени
виталий кондратов25 августа 2017, 06:43
Мы были в эти выходные в Лавре, у Святого Сергия Радонежского и там было очень много китайских туристов! Можно сказать-- толпы! И знаете, глядя на них, у меня, вольно , или невольно, появилась мысль, что вот побывают они в нашей Лавре, послушают рассказы об истории основания, о Великом Святом Сергии Радонежском и, может, задумаются, а кто- то из них, приехав домой, примет Првославие! Пусть таких будет намного, но это , все равно, станет торжеством Веры Православной!
Александр, Москва25 августа 2017, 00:25
Читательнице из Подмосковья. bis Один удивительный, чудесный человек, до которого нам, ныне живущим, расти и расти, говаривал так: "Радость моя, молю тебя: стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи!". И ещё расскажу о тех словах, что однажды услышал от батюшки в ответ на жалобы женщины, утверждавшей, что не может прочесть всего молитвенного Правила целиком, и потому не читает его вовсе. И привела такие резоны: я не понимаю там многих слов и ударения не там делаю. А батюшка ответил с теплотой сердечной и кротостью, достойной царя Давида: "А Вы не смущайтесь, читайте как можете, бесы, они всё правильно слышат",-- как мне показалось, женщина поняла. Спаси Господи за статью, о. Андрей.
Вера24 августа 2017, 18:53
Мне вот точно не до китайцев... Мне бы в себе разобраться
Наталия Ростова24 августа 2017, 17:34
Ой,давайте будем честными! Отрадно,конечно,видеть,как китаец или какой другой иноверец, в нашем храме благоговейно ставит свечу и поднимает глаза к небу...Но, кто из нас,действительно будет за них молиться? Часто ли мы в своей молитве вспоминаем всех своих родных, начальников,благодетелей,друзей? Врагов,за которых Господь заповедовал молиться? Иной раз помолишься,иной - забудешь, а иногда и не хочется.Какие тут китайцы, правильно сказала Ирина, свой бы народ сначала к вере пришёл.И потом "православный",ещё не значит спасённый.А вот что Конфуций говорил:"Чего я не желаю,чтобы другие делали мне,того я не желаю делать другим".Ничего не напоминает? Заповедь Христа.
Юлия24 августа 2017, 15:50
Устами ребенка глаголет истина. Нас оккупируют китайцы. Если мы не будем создавать семьи и рожать детей сколько Бог даст. В среднем -7. И миссионерами надо быть среди нашей молодежи, чтобы они воцерковились и Бог вразумил их на создание семей и молиться за своих родных и близких. У нас - все нормально уже? У них население растет на 100 млн за 10 лет. При ограничении рождаемости. А у нас в мирное время население не растет. В начале 20 века население России и Китая отличалось в 2 раза. Сейчас отличается в 10 раз. За кого надо молиться и где быть миссионерами? За нашу молодежь и среди нашей молодежи.
Вера24 августа 2017, 14:25
Очень неожиданная мысль, спаси Господи, отец Андрей! Действительно, надо молиться, и не только за тех, кто в гости приезжает, но и за тех, кто переезжает к нам из бывших союзных неправославных республик, чтобы были мы с ними в одном духе, чтобы не было ненависти друг к другу!
Читательница (Подмосковье)24 августа 2017, 13:30
Александру, Москва (24 августа 2017, 07:00): весьма удивлена, что Вы увидели в моем комментарии негатив. Интересно, к кому: к Церкви, к автору, к китайцам?) На этом сайте нередко встречаются не только безымянные комментарии, но даже и без ника – и положительные, и отрицательные. Каждый подписывается так, как ему удобно. Раз уж Вас это как-то смущает, скажу, что я с детства скромный и робкий человек, не любящий публичности.) Даже если человек написал какое-то имя, отправляя комментарий, почему нужно верить, что оно настоящее? Я же Вас или кого-то другого, пишущего здесь, не знаю. Для меня все комментаторы, кроме авторов, изредка участвующих в дискуссии, - анонимы – кем бы они ни назывались.
Irina24 августа 2017, 12:31
Да каких миссионеров в Китай, хоть бы до регионов и Москвы доехали миссионеры. В регионах очень мало Храмов, а там где есть инициативные батюшки одиночки не справляются. Люди ничего не понимают, идут если в Храм- то яйца красить и в проруби купаться. Отче наш не знаем толком, что-то от бабули слышали на ухо в детстве, что детей крестить -знаем,что отпевать, кресты золотые из ювелирных магазинов носить тоже надо, в "гражданских браках" большая часть страны живет. Какой Китай:(
Ольга24 августа 2017, 11:49
А почему бы не помолиться! Увы, мне и голову не приходило молиться за китайцев, чем не люди, теже люди, все по одной земле ходим и лучшей жизни для себя и близких ищем. Спасибо, о. Андрею за наставления и вразумления.
Людмила24 августа 2017, 11:44
Почему не посылаем миссионеров? Насколько мне известно религиозная миссия не приветствуется властями Китая. Можно ездить с культурной миссией, например с хором какого-нибудь монастыря и начать с культурных мероприятий религиозную миссию. Что касается поездок китайцев к нам, то водить их по храмам это не миссия, это осмотр архитектурных достопримечательностей. Если действительно христианизировать китайцев, то нужно иметь в наших храмах Евангелие на китайском языке. В скандинавских гостиницах в каждом номере есть Новый завет, можно перенять этот опыт и наполнить хотя бы часть гостиниц Новым заветом на китайском языке
Татьяна24 августа 2017, 11:06
Спасибо, отец Андрей! Действительно, вера православная именно та величайшая ценность, что сможет объединить людей, уберечь от лихих помыслов и злобы, независимо от цвета кожи и разреза глаз. Мне кажется, зашедший в наши храмы иностранец, на капельку уже будет смотреть на страну другими глазами. Даже если ничегошеньки не знал до этого о православии.
Да просветятся они. Аминь.
Да познают Христа Спасителя верою и в Духе Святом. Аминь.
Да вернутся домой иными, не теми, какими уехали. Да захотят приехать еще. Аминь.
Храни Господи Вас, любимый наш батюшка, за терпение и вразумление нам, за возможность посмотреть на ситуацию другими глазами.
Александр, Москва24 августа 2017, 07:00
Спаси Господь, отец Андрей, за статью. И ведь, действительно, китайцев нередко можно встретить в лавре у батюшки Сергия. А вот таджиков, узбеков, туркменов я как-то не встречал там. Возможно, почаще бывать надо у батюшки Сергия, по его молитвам о нас, грешных, много разных чудес происходит. И ещё интересен один момент: у негативных (против мнения Церкви или отдельных клириков) отзывов автор нередко скрывает своё имя. Всё-таки душа наша христианская смущается в этих ситуациях, чует, что вне Церкви спасения нет. Не остави, Господи, заботой Твоей комментатора по именем Читательница (Подмосковье), просвети сердце раб Твоих благодатию Святаго Духа Твоего. Слава Тебе, Господи, за всё.
Ирина23 августа 2017, 22:42
Нам бы со своими разобраться, да свою страну вымолить!
Наталья Богоявленская23 августа 2017, 20:32
Читательнице из Подмосковья: автора, между прочим, зовут отец Андрей -- прошу любить и жаловать. В Кремле я была относительно недавно, и ощущения Шанхая у меня не было. А было -- ощущение Благодати. Видимо, каждому своё. Простите.
Читательница (Подмосковье)23 августа 2017, 19:49
Автор, похоже, давно не был в соборах Кремля и на Соборной площади - вот где полное ощущение Шанхая. )
В Коломенском - бывают, но не в таком количестве. В Третьяковке, к примеру, - больше.

Елена23 августа 2017, 19:48
Конечно, не как иностранцы люди далекие от веры заходят в храмы и монастыри. Хотя бы потому что это НАША история, а не китайская. Не просто из любопытства люди едут в туристические поездки по монастырям, а узнать СВОЮ историю лучше.
Зачем направлять сотни миссионеров в страны Юго-Востока? Достаточно одного Святителя Николая Японского.
Китайцев много, миллионы, да. Действительно, остается только молиться.
И делать из Лавры сувенирный магазин нехорошо.
И Святой Сергий - не сфинкс, слава Богу.
София23 августа 2017, 18:04
Да, да в лавре я видела как китаец ставил свечку и перекрестился. Другие благоговейно подняли глаза к иконам. Молиться надо за них
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×