Может ли отношение к пьянству быть снисходительным?

Ответы пастырей

11 сентября, в день праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, в России отмечается День трезвости. Мы решили спросить, можно ли считать пьянство смертным грехом? Ведь апостол Павел сказал: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9). Почему же тогда у нас так часто в России, причем даже среди верующих людей, в церковной среде, встречается снисходительное отношение к пьянству?


Подлинное приобщение Божию Царству
начинается именно с трезвости

Священник Валерий Духанин

Алкогольное опьянение – в каком-то смысле наглядный образ греховности человечества

Пьянство – грех смертный, и я бы даже сказал, грех смертельный, смертоносный, убийственный. Вспомним сказание о подвижнике, которого долгое время искушал бес, а потом предложил: «Я от тебя отстану, только сделай хотя бы один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство». Подвижник подумал: «Убить человека – страшно, ибо это великое зло, совершить блуд – стыдно, ибо так я потеряю целомудрие, напиться же, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Пойду напьюсь, чтобы бес больше не искушал меня». Как только он пришел в город и напился, он тут же спутался с бесстыдной женщиной и впал с ней в грех. А после этого пришел муж этой женщины, и соблудивший убил его. Так пьянство ввергает во все остальные грехи.

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин
В каком-то смысле пьянство – выражение в целом греха человеческого. Потому что любой грех, любая греховная страсть опьяняет душу, лишает ее трезвости, она теряет контроль над собой, начинает делать то, что немыслимо для человека в здравом состоянии. Человек, опьяненный страстью, идет на убийство, грабеж, блуд, разрушает всё вокруг и уничтожает свою собственную душу. Поэтому алкогольное опьянение – в каком-то смысле наглядный образ и символ греховности всего человечества.

Люди привыкли наблюдать вокруг себя пьяных людей, их асоциальный образ жизни. Люди знают, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость, что это приводит к потере здоровья, утрате работы, разрушению семьи. Но люди привыкли к пьянству, как к чему-то естественному для нашего мира. Как и к неубранным улицам, к ДТП на дорогах, к бытовым скандалам и склокам. Пьянство стало восприниматься как грех заурядный, обыденный.

Пьянство – это лишение себя жизни, как телесной временной, так и вечной небесной

Но если бы мы каждый день видели, как кто-то вешается или вскрывает себе вены, разве мы не ужаснулись бы этому, разве не вызвало бы у нас глубокое внутреннее возмущение то, как люди сами губят себя? Пьянство – это медленное самоубийство, это лишение себя жизни, причем жизни как телесной временной, так и вечной небесной. И только сердце матери болит безмерной болью о пьющем сыне, только жена не найдет себе места от пристрастия мужа к вину, только дети скорбят и переживают, когда видят пьющих родителей.

Снисходительное отношение к пьянству началось с того, что мы перестали воспринимать праздники без алкоголя. Без вина уже радость не радость, и встреча друга не воспринимается как торжество, если друзья вместе не выпьют. Алкоголь дает иллюзию радости и, как кажется, снимает стресс, помогает расслабиться. Если бы мы проявили хоть чуточку научной любознательности, то увидели бы, что опьянение – результат отравления организма этиловым спиртом. Алкоголь убивает мозг, но нам, к сожалению, важнее, что он дает ощущение блаженства.

Сложившиеся традиции трудно менять. Бороться с принятыми в народе обычаями практически невозможно. Но каждый христианин может по крайней мере самому себе задать вопрос: а надо ли это лично мне? Зачем мне травить себя, губить свое здоровье, лишать душу чистоты и трезвости? И если, по словам апостола Павла, пьяницы не наследуют Царства Божия, то подлинный путь к Богу, подлинное приобщение Божию Царству начинается именно с трезвости.


Пьянство лишает человека самого главного –
образа Божия

Священник Лев Аршакян

Священник Лев Аршакян. Фото: radiovera.ru Священник Лев Аршакян. Фото: radiovera.ru

Пьянство – это бич нашего времени, одна из самых мощных приманок сил зла, которая улавливает души людей. Оно имеет самые тяжелые последствия, потому что лишает человека самого главного – образа Божия. Он становится буквально безобразным, безобразным, и не только в смысле внешнем, хотя мы видим, до какой степени могут опуститься люди, уловленные этой страстью. Но самое главное, что он теряет один из самых главных Божиих даров – рассудок, умение рассуждать. Ум помрачается, человек попадает под власть демонических сил. Очень часто, придя в себя после алкоголического опьянения или отравления, люди в ужасе недоумевают: как я мог это сделать?! Я знаю многие семьи, которые несут тяжелейшие кресты из-за пьянства близких. Страдают дети, родители, страдают и те, кто уловлен этой бесовской приманкой – алкоголизмом. Так что, да: пьянство является смертным грехом, относится к смертному греху чревоугодия. Организму необходима пища, но мы знаем и то, что стремление к насыщению может довести до смертного греха, когда смыслом жизни становится чрево, его насыщение. Люди живут, чтобы есть, переедают, не соблюдают посты.

Однако с другой стороны, мы знаем, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Вино – тот целебный сок виноградной лозы, которая потом претворяется в Плоть Христову. И тот же апостол Павел, который сказал, что пьяницы не наследуют Царства Божия, призывал Тимофея пить не только воду, но и немного вина для укрепления здоровья и от немощей: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). А на горе Афон освящают даже узо – крепкую анисовую настойку. Поэтому надо подчеркнуть, что само по себе вино не является злом. Поэтому мы не против вина, мы боимся пристрастия, страсти к вину. Если человек переходит некую грань, то он попадает в демонический мир, бесы овладевают им. Таким людям должна помочь Церковь, молитва и церковное покаяние, вместе с медициной и близкими.

Почему тогда у нас такое снисхождение к пьянству, спрашиваете вы. Во многом потому, я думаю, что инвалид не может осуждать инвалида. Пьянство, как, ни странно, это все же не самый страшный грех. Я думаю, что быть гордым – гораздо страшнее. Внешне гордый человек выглядит, может быть, привлекательнее, хорошо, но душа его находится в большей погибели, чем душа кающегося алкоголика.

Поэтому надо уметь помогать таким людям. Очень много так называемых бытовых алкоголиков, которые привыкли, скажем, пить раз в неделю, но это затягивает, и, к сожалению, есть много замечательных, талантливых людей, которые превращаются в уже полностью зависимых от этого зелья, и они просто погибают – духовно и физически. Поэтому надо употреблять все силы – церковные, семейные, общественные, чтобы не проходить мимо этих людей, не считать их изгоями. Надо понимать, что эти люди в беде, и уметь им помогать. Здесь очень нужны, просто необходимы молитва, покаяние, любовь и терпение близких.

А людям, которые уловлены в эту страсть, нужно просто отказываться от зелья, как диабетики отказываются от сахара, или иные больные тоже отказываются от того, что причиняет им страшный вред. Так и в данном случае нужно сознательно отказаться от этого яда и осознанно включиться в борьбу за свою бессмертную душу.  


Мы должны преодолевать не по-доброму терпимое отношение
к неумеренному винопитию

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов

По преподобному Иоанну Лествичнику, есть один грех ко смерти: это если кто согрешает и в нераскаянии пребывает. При этом раскаяние должно пониматься не в смысле словесного признания своих грехов на исповеди, а в смысле своего внутреннего изменения в отношении греховной страсти. Теоретически осознавать себя нехорошим человеком – еще не значит раскаяться в своем грехе. Покаяние – это когда смотришь на свой грех с ненавистью и отторжением. Тем не менее по вышеуказанной причине, когда мы говорим о смертных грехах по отношению к названиям тех или иных грехов, мы говорим об этом, конечно, в условном смысле. Потому что нет греха, от которого человек не мог бы покаяться и восстать.

Однако нельзя не отметить, что к разным пагубным страстям отношение у разных христианских народов сформировалось разное. Скажем, в Греции пьяный священник – абсолютный нонсенс. И если, скажем, там батюшку увидят пьяным, он попадет под запрет или лишится сана. При этом курящий священник в Греции – явление довольно обычное, не страшное. А у нас наоборот: народ возмутится, если батюшку увидят с сигаретой или даже трубкой. Но если батюшка у нас немного выпьет, то к нему отнесутся с пониманием.

Можно по-разному рассуждать и выдвигать разные причины того, почему так получилось. Тем не менее преодолевать не по-доброму терпимое отношение к неумеренному винопитию мы должны, потому что очевидно, что эта страсть мучит огромное количество наших соотечественников, включая даже церковных людей. И попустительское к ней отношение, как и ко всякой страсти, мешает ее искоренению. Внутреннее согласие с тем, что это вещь, конечно, нехорошая, но по большому счету терпимая, ведет к укоренению того же самого пьянства, увы, среди многих из нас.

Подготовил Юрий Пущаев

11 сентября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Для меня что “Боярышник”, что коньяк – от лукавого» «Для меня что “Боярышник”, что коньяк – от лукавого»
Леонид Варламов
«Для меня что “Боярышник”, что коньяк – от лукавого» «Для меня что “Боярышник”, что коньяк в золотой упаковке – от лукавого»
Беседа с Леонидом Варламовым, председателем Общероссийской организации «Общее дело»
Никита Филатов
Можно ли победить алкогольное безумие и сделать Россию трезвой? Как уберечь детей и подростков от шагов к винно-водочному аду? Что уже сделано в этом направлении, и что можно сделать еще, причем каждому из нас?
«О наилучших способах привлечения общественных сил к делу борьбы с пьянством» «О наилучших способах привлечения общественных сил к делу борьбы с пьянством»
Периодика начала XX века о народном пьянстве и борьбе с ним
Анна Кропоткина
«Необходимо устранить ложное воззрение на спиртные напитки, господствующее в нашем отечестве, и тогда легче будет изменить нравы и обычаи и ввести лучшие законы и правила и скорее можно будет применять их к жизни», – писала газета «Голос Церкви» в 1912 году.
Отходняк Отходняк
Даниил Ильченко
Отходняк Отходняк
Даниил Ильченко
– Лежи! Тебе плохо?! – командует с порога Людмила. – Что случилось? Рассказывайте. Мужчина откидывается на подушку. Широко раскрытые глаза упираются в потолок, дрожь жестоко колотит тело; лицо, как мел; загорелые пальцы с грязными ногтями комкают в кулак простыню.
Комментарии
Сергей23 сентября 2017, 18:22
Здравствуйте 2 августа умерла жена, ездил с Москвы в Якутск. 28 июля. Она меня ждала несколько лет. лежачая больная. Теперь не могу простить себя это уже грех к смерти. Но здесь в Подмосковье у меня мать и сестра которой в 2003 году мама отдала почку. Конечно надо было год назад поехать до её смерти. Она меня так ждала! И не разу не упрекнула или попросила приехать! Когда её хоронили лицо такое было красивое! Даже постеснялся попросить прощения когда в последнии дни с ней был. Она иногда почему-то улыбалась, может ангелов видела. Эту последнюю неделю не ела совсем: "не хочу кушать". Это не исправимая ошибка, она меня сьедает и гложет. Что же делать? Как искупит или исправить положение?
иерей Илья Баршунин13 сентября 2017, 15:25
притчи глава 31,6-7 разное бывает братья и сестры
Андрей12 сентября 2017, 16:49
У моей супруги, младший брат пил 30 лет. Безпробудно, с чувством, с толком расстановкой, с кражей и бесконечным клянчанием денег. Тесть также любил это "дело". С утра выпил - целый день свободный! Без веры, не сделать ничего. Можете хоть душем святой водой поливать с утра до ночи. Единственное средство - молитва, от всего сердца. Молились мы женой и тещей долго! К сожалению тесть ушел из жизни, брат заработал инсульт. Пить перестал совсем, получил инвалидность, кое как перебивается с работы на работу. К чему все это? Друзья, оступиться может каждый, как бы мы в грудь себя не били, что истинные правоверные. Важно подать помощь упавшему, пусть даже молитвой. Пьянство никого не красит.
Наталия Ростова12 сентября 2017, 09:45
Я сейчас уже внутренне приготовилась,что мужики закидают меня помидорами.Тем не менее,я скажу.Мне искренне жаль женщин,которые употребляют алкоголь, и совсем не жаль спившихся мужчин.Чтобы кто не говорил,что женщина,как резина - гнётся,но не ломается; на самом деле,женщина запросто может сломаться,только вида не подаст.И если рядом не окажется никого,она может за помощью обратиться к бутылке.До самого последнего момента,когда уже результат будет виден на лице,женщина будет скрывать факт употребления спиртного.Потому что стыдно,потому что общество осудит,потому что к мужикам более снисходительное отношение.И ещё. НИ ОДНА ЖЕНЩИНА НЕ НАЧНЁТ ПИТЬ, ЕСЛИ РЯДОМ С НЕЙ ХОРОШИЙ МУЖИК.
Анна12 сентября 2017, 09:11
Согласна с Hola. В рассуждениях любимых и очень уважаемых пастырей иногда проскальзывает элемент наивности. Один раз в неделю пить в нашей стране за пьянство не считается, это даже не рассматривается... Страна залита алкоголем. Мыслят и оценивают ситуацию примерно в таких категориях - запойный/незапойный, каждый день пьет/не каждый, пьет больше бутылки водки за раз/меньше... Какое снисходительное отношение? Нужны полувоенные меры,чтобы спасти хоть кого-то из молодежи... Соцопрос показал, что народ сейчас положительно воспримет крутые меры в отношении алкоголя...
Михаил12 сентября 2017, 02:27
У мня папа никогда не пил пива. Он рассказал, что когда был маленький, то около их школы была пивная и он видел как мужики напивались до скотоподобия, и так у него это отложилось в голове, что выпить пива = стать алкоголиком. А снисходительно мы относимся, потому что слишком многие у нас попивают. И то, на юге России жесче отношение к пьяницам, их там презирают и многие люди отворачиваются от таких, так же там больше трезвых. А в центральной России больше пьют, и проще народ смотрит на пьянство.
Юлия12 сентября 2017, 00:38
Пьянство- это болезнь. И отношение к таким людям должно быть снисходительным. Порой они сами хотели бы остановиться,но уже не в силах.
Hola11 сентября 2017, 23:07
К сожалению, пастыри рассуждают теоретически, не знают что это такое. Снисходительное отношение недопустимо. Но для большинства людей это норма жизни. И предложить нам этим людям нечего, и это самое страшное
11 сентября 2017, 23:06
Ой дорогие вы мои братья! Как мы можем всегда просто "повесить" ярлык, дать совет, охарактеризовать кого то, даже того кого не знаем.... Грех конечно пьянство, но отношение к этому должно быть снисходительным. Не так всё просто, почему человек становиться пьяницей. Это хорошо, что мы не поддались это греху, соблазну - пьянству, но не все такие сильные. Скорее наоборот большинство слабых! Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов! Получается, снисходительное отношение нам нужно иметь к таким людям!
Иоанна_11 сентября 2017, 14:58
НЕ САМЫЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ? Удивительно слышать такие слова от священника! Так это и есть то самое снисходительное отношение к пьянству! Но общеизвестно, что легче вообще не прикасаться ко греху, чем пытаться балансировать над пропастью. Почему-то мы думаем, что мы сильные и умные, что у нас всё под контролем, что сможем распознать опасность, вовремя остановиться... Не будем себя обманывать: на самом деле мы слабые и глупые, а вот бесы - умные, хитрые и настойчивые, и с ними шутки плохи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×