Разговор с разведенной

Священник – плохой собеседник на тему женского счастья

Название новых статей обычно указывает сама жизнь, так же как и их содержание. Общение священника с разведенными женщинами – дело повседневное. В среднем, таких встреч от 5 до 10 за день. Это общение происходит как во время Исповеди, так и во внебогослужебное время. Беседуем обычно про неустроенную жизнь и крест одиночества. Любая женщина, в том числе и разведённая, хочет счастья, но часто понимает его по-своему. Обычно – через фантазии и мечты. Редко анализируя неудачное прошлое, но уже строя планы на будущее. Священник – это не мечтатель, а реалист, опирающийся на Евангельские заповеди и горькую правду жизни. Его задача – разрушать «воздушные замки» и фантазии человека. А дело это очень неблагодарное и чаще всего болезненное. Священник в этом диалоге похож на сапера или канатоходца. Ошибка в слове или неудачное выражение могут привести к эмоциональному взрыву в душе женщины. Она почувствует болезненный удар или психологическую травму, сравнимую с травмой от падения с высоты. Это может никак внешне не выразиться, но такой искренний разговор разведенной женщины со священником может оказаться последним. Одним словом, батюшке в подобной беседе требуется деликатность, такт и рассудительность, но он всё равно плохой собеседник на тему женского счастья.

Замуж мне очень хочется, но «без этого» не берут

Идти на блуд – ЭТО ПРЕДАВАТЬ ХРИСТА

Соблюдая названные требования, священник должен всегда говорить человеку о необходимости для христианина следовать Евангельским заповедям. Настаивать на этом, твёрдо и недвусмысленно. И здесь в разговоре с разведённой женщиной начинается самое трудное. Позиции собеседников могут оказаться непримиримыми. Поясню подробней. Большинство разведённых женщин ещё достаточно молоды. «Замуж – поздно, а умирать ещё рано» – эта присказка не про них. Как правило, они не собираются уходить в монастырь или коротать жизнь в одиночестве. Женская природа требует своего, и это требование часто разбивает в прах все иные здравые аргументы, в том числе относящиеся к духовно-нравственной жизни. 80% одиноких женщин снова хотят замуж. Некоторые в первом браке не стали матерями, другие, родив одного ребёнка, мечтают родить ещё. Всем им хочется иметь хозяина в доме, видеть в новом муже своего защитника и кормильца. Хочется прижаться к мужскому плечу, услышать ласковое слово, дождаться наконец, чтобы тебя обняли и поцеловали. Хочется заботиться о любимом мужчине, быть ему помощницей, стать для него заботливой женой, матерью его детей, хозяйкой в его доме. Продолжать список женских желаний можно долго, почти бесконечно. С этими доводами женщин не поспоришь, они свойственны женской природе и даже вложены неё   Самим Богом. «К мужу будет твоё влечение» (ср. Быт. 3, 16), гласит Слово Божие. И это влечение есть благая цель. А к цели, даже благой, как известно, ведут многие пути. И одна и та же цель может быть достигнута разными средствами. Разведенные женщины обычно это понимают и с этим не спорят. Но, к сожалению, чаще всего на словах. В жизни – всё по-другому, но не только у женщин... Не лучше ситуация с мужчинами, у которых слова и поступки, как вода с маслом, обычно не соединяются. Позиция современных не состоявшихся в браке мужчин в отношении женщин часто лукавая и двойственная. Заметьте, что бывшая супруга получает обидное клеймо «разведённая женщина», тогда как мужчина после развода именуется свободным, в крайнем случае холостяком. Всем мужчинам известно слабое место в жизни одинокой женщины, с которого всё и начинается. Чтобы закрепить и упрочить отношения с интересной и красивой женщиной, в скором времени заводится разговор о возможной женитьбе и создании семьи. Удивляешься, как некритичны, доверчивы и наивны многие женщины. Поддавшись на мужскую провокацию, они теряют благоразумие и соглашаются на грех. Заметил, что легче грешат разведенные, чем незамужние женщины. Обычным ответом священнику служит «расхожая» фраза: «Сейчас по-другому никто не захочет...». На моей памяти почти нет удачных примеров, когда через блуд женщине удавалось второй раз выйти замуж и стать в браке счастливой... Давайте вместе с вами, дорогие женщины, сделаем первый и важный вывод: как бы ни складывалась ваша личная жизнь после развода, идти на блуд – ЭТО ПРЕДАВАТЬ ХРИСТА !

Выход всё-таки есть !

Как быть и что делать, если многого хочется, а Евангельские заповеди всё это возбраняют? В этом случае посоветую заняться духовным самообразованием. Начать с азов духовной жизни, которые изложены в книгах. Начинайте читать серьёзную литературу и учитесь размышлять о жизни! Святые отцы в деталях и конкретике описали настроения и действия человека на пути греха. Всё начинается с ума. Пока человек в своих мыслях не согласится на грех – диавол бессилен. Но вот тут и находится главный камень преткновения для многих женщин. Голос ума и здравого смысла заглушают эмоции и чувства: «Мне плохо, и я не хочу быть одна!» Эти слова – крик утопающего, который хватается за соломинку – «последнюю попытку выйти замуж». Но паника и истерика – в жизни плохие помощники. Нужно взять себя в руки и трезво поразмышлять – где была допущена главная ошибка жизни... По-христиански требуется сделать над собой внутреннее усилие, чтобы не пойти на поводу у плотского желания. Нужно некоторое подражание мужчине в холодном и здравом рассудке. Почаще говорите себе: «Заповедь Божия запрещает грех, потому что человек за грех будет страдать. А страдать, мучиться и болеть я не хочу!» Такое сопротивление греху и верность Евангелию у ап. Иоанна Богослова называется хождением и стоянием в Истине. А ещё нужно верить, что когда мы исполняем заповедь Божию – мы со Христом, а с Ним мы сильнее греха и своей падшей природы.

Духовник – лучший друг

Хорошим подспорьем разведённой женщине может стать духовник. Отсутствие духовников у современных христиан – серьёзнейшая проблема нашей церковной жизни. Но об этом в следующий раз. Когда человеку плохо и одиноко, нужен тот, кто если и не даст духоносный совет, то хотя бы поймёт и выслушает. А это наши батюшки делать умеют – слушать, слушать и слушать, особенно женщин. За духовником не нужно ездить в далёкие монастырские скиты к прозорливым старцам. Ваш «старец», скорее всего, служит в ближайшем к вашему дому храме. Важно, чтобы священник, с одной стороны, не шёл у вас на поводу, потакая вашим жалобам и ропоту на одиночество, а с другой стороны, всё-таки утешал словом и поддерживал молитвой. Хорошо, когда вы будете регулярно слышать про чистоту жизни и добродетель воздержания. А ещё духовник незаменим в периоды соблазнов и искушений – когда есть реальная опасность духовного падения. Если бы в это время могли мы переступить через ложные стыд и страх и дойти до Исповеди, тогда грех никогда не проник бы в человека и окончательно не разрушил его жизнь. Но почему-то именно на этой стадии борьбы, когда можно реально помочь человеку и оттащить его от края бездны, когда не поздно ещё потушить начавшийся пожар в доме нашей души – обычно полное бездействие и потворство греху.

Будьте мудры как змии...

Итак, разведенной женщине требуется особое внимание к своей внутренней жизни. Искушает не только собственная плоть, но ещё множество мыслей и чувств. В памяти – прошлая жизнь, где было всё – равнодушие, измены, предательства. И это всё – от самого близкого, любимого человека. По Евангелию, нужно простить и забыть все обиды, даже если сердечная боль всё равно никуда не уходит... Тяжело приходить в пустой дом, где когда-то было всё по-другому и где начиналась, казалось бы, счастливая жизнь. Совсем не просто вести себя на работе, особенно в женском коллективе, где всегда гипертрофированный интерес к семейной жизни. А ещё докучают родственники, знакомые, соседи. Кто-то жалеет, иной сочувствует, а ведь находятся и те, кто злорадствует. Но самое трудное – это объяснить случившееся собственному ребёнку. Есть мнение, что развод родителей многие дети воспринимают тяжелее, чем смерть одного из них. Здесь труднее всего малышам. Им почти невозможно объяснить, почему папа ушёл из семьи к другой тёте. Вот с таким далеко не полным перечнем проблем и скорбей, скорее всего, придётся соприкоснуться и жить дальше. Без Божией помощи понести этот крест невозможно.

Помогите стать счастливым своему ребёнку

Нужно найти силы для добрых разговоров о семейном счастье

Если с одинокой мамой осталась дочка, то она подсознательно воспринимает любого мужчину как потенциального предателя женщины. Это настроение ребенку внушает родная мама, с годами всё больше открывая дочери «горькую правду жизни». Затаенная обида матери на мужскую измену, скорее всего, перейдёт на родного ребёнка. Как бы трудно ни жилось разведённой женщине, нужно найти силы для добрых разговоров о семейном счастье. Нужно сказать дочке: «У нас с твоим отцом семейная жизнь не сложилась, но у тебя обязательно получится. Ты станешь самой счастливой на свете. У тебя будет замечательный муж и прекрасные дети. Твёрдо в это верь и проси этого у Бога...». Обязательно беседуйте с ребёнком о хорошем, чтобы в детской душе добро и счастье было всегда сильнее зла и одиночества. А если девочка растёт в полной семье, где папа и мама вместе, то ей полезно с самых малых лет внушать, как тяжело для женщины остаться одной, без мужа, да ещё с ребёнком на руках... Девочка должна знать о проблемах одинокой разведённой женщины, чтобы, взрослея, не совершить в своей жизни непоправимых ошибок.

Для Бога дорог человек согрешающий и кающийся...

Жить жизнью, в центре которой – Бог

Не хочется оканчивать наш разговор на грустной ноте. Слово священника должно призывать человека к ответственности за совершённые поступки. Больше всего мне хочется, чтобы вы, дорогие читатели, научились побольше размышлять о жизни. Размышлять, взяв в руки Евангелие. Вспоминайте его содержание и исполняйте прочитанное на практике. В этом – основа правильной жизни и гарантия «духовного успеха». На мой взгляд, человек, разрушивший свой брак, в большинстве случаев где-то допустил серьёзную жизненную ошибку... В этом нужно признаться себе и раскаяться перед Богом. Чтобы исправить и даже забыть прошлое и начать созидать настоящее, чтобы победить одиночество и найти силы для новой жизни. Богу возможно всё. Главное – не сходить с пути, который указал нам Христос. Людям свойственно ошибаться, так же как и грешить. Но ошибки следует признавать, в грехах каяться, и самое главное – жить дальше. Жить жизнью, в центре которой – Бог. Я желаю всем одиноким женщинам долгожданного душевного покоя. Чтобы каждая женщина раскрылась как уникальная личность, бесконечно драгоценная перед Богом. Чтобы не только Бог, но и люди увидели красоту женской души и её лучшие качества в служении людям.

До новых встреч.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна10 ноября 2023, 12:17
В моём случае развод по инициативе мужа. После 13 лет отношений, брака, венчания и двоих детей. Вместе прошли воцерковление, много было радости и счастья. Со временем начал бывший супруг меняться, отходить постепенно от Господа. Я тоже где-то меньше стала уделять время молитве, было много дел и трудностей. Но мысли о Нём меня ни покидали никогда и молилась как могла. И вот горячо любимый, венчанный муж; муж который привёл меня в Церковь, поставил мне ультиматум либо - я и сохранение семьи, но живём в грехе (смертном) и грешим, либо - развод. Я не смогла выбрать сохранение семьи, в который глава семьи ставит себя выше Бога. Тяжело и больно, не могу принять реальность и наверно до конца
Павел27 декабря 2017, 13:40
Вот тут много говорят о том, что мужчине проще обмануть женщину, легче смутить ее и, получив желаемое, удерживать ее в постоянном ожидании предложения. А ведь в человеке бывает и такое отношение к браку, что он после расставания не может пойти на сделку со своей совестью, и искать "замену" своему бывшему супругу, ради удовлетворения своего желания во что бы то ни стало иметь семью. Конечно, на фоне преобладания разводов над хорошими браками, такой выбор может показаться окружающим излишне нарочитым, мол, с жиру бесится, вокруг столько несчастных и одиноких мужчин или женщин, а чего ему/ей надо.
Екатерина20 ноября 2017, 22:38
Михаилу (" Блуд ради блуда - это плохо. Но если есть настоящая любовь и перспектива, то некоторые отступления возможны").

У меня 90% подруг живет 5-10 лет в "настоящей" любви, с "перспективой". Их гражданские мужья говорят, что любят и что "подумают" о браке. А еще одной моей знакомой в гражд. браке уже скоро 38 лет, а он за 12 сожительства так и не решил, хочет жениться или нет. Какие перспективы ей стать женой и матерью, Михаил?
Елена20 ноября 2017, 06:53
Возможно, кто-то уже высказывал уже эту мысль. Прошу прощения, если повторюсь. Однако в статье есть это отношение к женщине, как к неразумному существу, сверху-вниз. Частенько за благообразными речами встречается оно. Почему вместо того, чтобы постоянно вразумлять женщин,- и без того в нашем патриархальном обществе затюканных,- священникам не вразумлять мужчин, не объяснять им, что грех совращения тяжек?
На примере знакомых скажу, что среди моих ровесников подавляющее меньшинство не жило в блуде. Некоторые после создавали семью официально, иные нет.
А на своем примере скажу, что поиски мужа благочестивого равносильны ожиданию у моря погоды. Ищу, жду. А предлагают блуд и только.
Елена20 ноября 2017, 06:43
Комментариев множество. Это только об одном говорит - тема важная, животрепещущая. История Отечества, Богословие, "как загнивает запад" и прочие популярные темы конечно интересны, но более исследователям, чем обывателям. В жизни же мирской есть семья, есть взаимоотношения людей, есть быт - и ничего дурного в том нет. Образовывать и вразумлять на сей счет как раз, полагаю, и можно, и нужно. С той самой любовью, о которой повсеместно распинаются, с вниманием - с эмпатией. Ведь человеку, вне зависимости от пола, важно сочувствие, внимание, доброе слово. И тогда каждый сам разберется в своих сложных проблемах, чувствуя поддержку в Церкви, а не вечное взращивание комплекса вины.
Елена19 ноября 2017, 20:28
Ольге, которая "не поняла данную статью" (не знаю, как иначе обозначить, ни в коем случае не хочу обидеть или задеть):
А у меня по ощущениям иначе - "эта сторона жизни" не становится важнее с годами, наоборот, период юности с ее темпераментом и нетерпением прошел. И любишь мужа не за эту сторону жизни, а - вообще. Так что ли, получается.
Иначе как воздерживаться в постные дни, коих считай большая часть недели, да еще есть многодневные посты.
И ведь я тоже замужем уже долго, почти как Вы. Видимо, все-таки интимная сторона жизни не есть самое главное. И даже не есть самое главное в отношениях мужа и жены.
Во всяком случае такой мой опыт. Все мы и правда очень разные:)
Саша А.17 ноября 2017, 23:40
прохожему: "Убеждение дочери о тяжести жизни в разводе необходимо для того чтобы дочь не боялась повторения маминой судьбы, не боялась мужчин, верила в то, что ее брак может быть счастливым."
Что за перекос? "Убеждение о тяжести жизни в разводе" порождает только страх остаться одной, стремление выйти за первого встречного, терпеть насилие в семье и т.д., множество ошибок. Никак это не сделает брак счастливым.
Галина 2 ноября 2017, 09:07
Просто расскажу свою историю, вступила в брак очень рано в 19 лет, венчались, но неосознанно, скорее по настоянию родителей. В 20 лет родила сыночка, в 21 развелась. Вскоре стала воцерковляться, посещала храм, молилась, причащалась, разговаривала с батюшками, одной воспитывать сына было очень тяжело, хоть мои родные и помогали.Задумалась о замужестве, не буду долго разглагольствовать, 15 лет ездила по храмам молилась о муже. Когда встретила будущего мужа прямо сказала или брак, или никак. Мы поженились и живем счастливо уже много лет, мой сын называет его батей, он его сыном. Мы очень и очень счастливы и благодарим Бога за эту встречу.
Ольга25 октября 2017, 19:03
Не поняла данную статью. Получается какое-то лицемерие,раз была замужем, уже не невинна, что теперь блюсти честь, которую потеряла много раньше? Получается ставить себя выше мужчины, который может и станет мужем, если "пазл сойдется". А если очередное замужество принесет сплошное разочарование? Тем более, когда люди не молоды, это сторона жизни становится важнее, уже не будешь довольствоваться суррогатом, не будешь закрывать глаза на то, что супруг не подходит темпераментом, или вовсе не собирается стараться для супруги. Конечно, мне трудно судить, я в счастливом браке 17 лет, но если бы муж меня предал или разлюбил, я бы не строила из себя недотрогу. Не понимаю смысла воздержания здесь.
Елизавета18 октября 2017, 14:01
Спасибо! В тему!
не молодой и не старый 6 октября 2017, 21:28
Если бурное житейское море разбило семейный катамаран, то это всего лишь драма, ибо прийти к родным берегам можно и на шлюпке. Однако, если хоть яхта, хоть катамаран, хоть роскошный лайнер (то есть много детей, внуков, правнуков...) упрямо будет держать курс по блуждающим огонькам и окажется наконец в обители чудовищ, то это подлинно трагедия. Старинный образ, но что это за такие блуждающие огоньки? А гордость, тщеславие, гнев, печаль, уныние, сребролюбие, чревоугодие, любодеяние и иже с ними.
Ольга 5 октября 2017, 13:49
Комментарии читать интересней, чем саму статью. Читала как увлекательную книгу) Насколько у людей разное видение одной и той же ситуации. Да, душа человеческая это космос. Расскажу о себе. В молодости натворила много чего отвратительного. Блуд был естественным, особенно когда юность проходила в 90-х. Родила сына "для себя". Так получилось, что стала воцерковляться. Ой, какой мерзкой мне моя жизнь открылась! Твердо решила никакого блуда. Но очень хотелось семьи, дочку уж так хотелось. Но "для себя" уже нельзя. Стала просить у Бога благочестивого замужества, хотя шансов... 39 лет, с ребенком. Через неделю познакомилась с будущим мужем, растим замечательную дочку, живем душа в душу. Спаси Бог!
Юля Исакова 5 октября 2017, 01:52
Спасибо за тему,однако как женщина понимаю что не удовлетворяют,не доходят до мирской женщины банальные слова священника почитать Библию, воспринимаются как отфутболивание, нежелание вникать в ее проблему. А ведь мы приходим именно за мудростью, за подробным анализом нашей ошибки,вовлеченностью в нашу беду, за смыслом. Никто не спросит, давай посмотрим, что ты делала не так, и сейчас делаешь, ты знала чего не хватало от тебя твоему мужу, ты его спрашивала? Какую атмосферу ты создала в доме? Терпелива ли ты, деликатна была? А может скучно с тобой было? И т.д. Вот тебе поле деятельности, работай над этим, появится человек, который будет восхищатся,уважать,а не использовать.Ты причина и источник
Иван 3 октября 2017, 23:47
Анна 2 октября 2017, 21:39 "Петр, наше будущее решается именно в Кремле. И быть или не быть нашим семьям - решается там же. (Я про укрепление института семьи, которое является прямой инициативой государства)." От такого "укрепления", с государственным субсидированием абортов, с издевательски-копеечными пособиями надетей и ювенальным беспределом становиться совсем грустно. Но слава Богу наше будущее не они решают. "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения" (Псало 145).
Елена Николенко 3 октября 2017, 23:34
совершенно согласна с Наталья30 сентября 2017, 10:43: жизнь человека- хоть женщины, хоть мужчины - ценна и без брака. я не понимаю женщин, которые стенают из-за своего одиночества - неужели заняться нечем, когда в жизни столько всего интересного? надо жить полной жизнью, встретиться тебе человек, близкий по духу - хорошо. не встретиться - ну значит нет. зачем выть и биться головой о стену из-за того, что одна? может, тебе лучше будет быть одной, чем ради галочки замужества с каким-то мужчиной. кстати, не согласна с автором статьи: для меня разведенный мужчина - это не свободный мужчина, а именно разведенный. эти стереотипы уходят в прошлое, особенно в больших городах.
Ирина 3 октября 2017, 21:18
Реальная история из моей жизни под названием: не бойтесь не блудить. Моя лучшая подруга, как все, после развода, сожительствовала с мужчиной, но как-то с моей семьей пошла в церковь на исповедь с желанием причаститься. Каков был наш с ней ужас, когда батюшка не допустил ее к причастию, посоветовав прекратить блудить, объяснив, что блуд - это отлучение от церкви. На резонный вопрос, а что же теперь делать, мы с ней рассудили:может ли быть счастье в отлучения от Бога? Она пришла домой и сказала любимому, что мол, любишь?женись, он конечно же, сказал, что не готов. Но подруга проявила твердость, не выгоняя его, но не уступая. Причащалась! Каков конец? Счастливый! Через 6!месяцев поженились
Лилия 3 октября 2017, 14:48
Грешнику... Я рассматриваю ситуацию заданную статьей. Мне кажется, здесь говорится о разведённых женщинах (не мужчинах) и проблеме общения священника с ними (женщинами ). Рамки конкретны. Полемизировать и углубляться и в этой теме можно сколь угодно долго. И я ни слова не сказала о том, что брак, семья это легко.... Учимся Любить...... Кто ж сказал что это легко? Никто и не обещал. :) Это дело венценосное. На таинстве венчания этого сложно не заметить :)
Но минуты радости они есть и счастья тоже (это я к автору строк об отсутствии счастья).
Анна 2 октября 2017, 21:39
Петр, наше будущее решается именно в Кремле. И быть или не быть нашим семьям - решается там же. (Я про укрепление института семьи, которое является прямой инициативой государства).
не молодой и не старый 2 октября 2017, 19:51
Видя как комментаторы делают ссылки на собственное мнение, невольно задаюсь вопросом: а какова весомость этого аргумента? Так мог бы говорить генерал, располагая теоретически достаточным могуществом, но не имея полного контроля ситуации и не будучи в состоянии гарантировать результат. Когда законы военного дела соблюдены, но противник тоже не лопух, а потому неизбежен риск. А вот кто из рождённых жёнами от века обладал достаточною силою для того, что бы без бедствий миновать воздушные мытарства имея в активе помыслы о допустимости "пробной связи" или желание смотреть как люди будут состязаться перед очередным идолом? Положительно, тут многим стоит проверить свою точку отсчёта.
С. 2 октября 2017, 19:43
Михаил, Киев30 сентября 2017, 23:35 "Блуд ради блуда - это плохо. Но если есть настоящая любовь и перспектива, то...". Вот ведь лукавая у вас позиция, Михаил. "Если нельзя, но очень хочется, то можно". Вы хоть понимаете что вы вот так походя толкаете людей на СМЕРТНЫЙ ГРЕХ (а блуд относиться именно к смертным грехам). А блудники, как известно,"Царства Божия не наследуют". Вот и подумайте куда ведут ваши как-бы-размышления-как-бы-умудренного человека...
Петр 2 октября 2017, 18:33
Уважаемый отец Андрей, снова замечательная статья. Комментарии - изумрудики мудрости в большой горЕ "лекарств от иллюзий" о "чудных и прекрасных"; и почти уже окончательный диагноз нам как народу - ведь наше будущее решается не в Кремле, а в наших семьях. Но Господь милостив.
Не оставляйте же пера, батюшка, не оставляйте.
Иоанна_ 2 октября 2017, 17:49
Александр, брак в Кане Галилейской, где Господь сотворил Своё первое чудо. Именно этот отрывок читается во время венчания. Ещё несколько раз в Евангелии брачный пир упоминается как символ радости, счастья, веселья. С чего бы веселиться, если это дело обычное, безрадостное, или если радоваться и испытывать земное счастье грешно? Человек был сотворён Богом для райского наслаждения, и даже после изгнания людей из рая брачный союз сохранился как осколок рая на земле.
Евгения 2 октября 2017, 16:14
Александр, говоря о Иове, я имела в виду, что в Писании есть подтверждение - человек может быть счастлив и при земной жизни.
александр 2 октября 2017, 12:46
Евгения, что вы имели в виду, говоря о Иове?
Ирина 2 октября 2017, 11:07
Всё верно,но очень,как бы так сказать теоретически.У меня есть разведённые подруги,среди них есть люди очень воцерковлённые,с юности в храме,трудящиеся на церковном поприще,но когда случился развод,я этого человека почти не узнала.Нет,она не ушла из церкви,она всю надежду возложила на Бога,но через какое-то время ударилась во все тяжкие,это была реакция на тяжёлую ситуацию в жизни.И наш духовник,старенький батюшка,священник с огромным опытом,многие его даже за старца почитают,не осудил её,он только очень жалел её,много с ней разговаривал и больше утешал,ей очень не хватало человеческого утешения,ничего другого она тогда не воспринимала,хотя всё головой понимала.
Михаил, Киев 2 октября 2017, 09:47
Александр 1 октября 2017, 12:34 - Спаси Господи, Александр! Согласен с тем, что в рамки настоящего христианства понятие мирского "счастьичка" не вписывается. А именно за этим-то "счастьичком" многие сейчас и гоняются! Но сказать, что мы созданы для страдания - это тоже наверное преувеличение. Ведь цель христинства - это быть с Богом (стяжание Духа Святаго по прп. Серафиму Саровскому). А с Богом-то хорошо! Почитайте дневники св. Иоанна Кронштадского, письма св. Феофана Затворника. Они были в труде, в борьбе с грехом, но они были счастливы и благодарили Господа за жизнь от чистого сердца. Для нас вопрос в основном в нашем настрое. А правильный настрой можно долго искать...
грешник 2 октября 2017, 09:18
Лилии.Как я понял,Вы рассматривает ситуацию,когда женщина согрешила прелюбодеянием,развелась и желает повторно выйти замуж.А как Церковь смотрит на повторное венчание для ВИНОВНОЙ стороны?Говорите она осознала...это хорошо,но как учат Св.отцы,нужно ещё понести покаянный труд.А нам нужно счастье здесь и сейчас.Так Бог может дать такое "счастье" в лице нового мужа,что женушка в слезах воскликнет:жила бы без мужа и горя не знала,угождала бы Богу:молилась,творила дела милосердия...Вы упомянули царя Давида,что он покаялся.А какие семейные скорби он испытал(можно сказать епитимию)от своего сына
!Был гоним Саулом притворялся безумным,чтобы спастись...
Евгения 1 октября 2017, 21:57
Александру (01.10.2017, 12:34) "и умер Иов в старости, насыщенный днями."(Иов 42:17).
Читательница 1 октября 2017, 17:57
Прохожий, заповеди должны исполняться в семье обоюдно. Если мужчина их исполняет, как глава семьи, здесь нет вопросов, за что его уважать и почитать. Если нет, и женщина одна будет пытаться ради Христа исполнять заповеди, это, как правило, приводит к перекосу в семье, а затем и к трагедии. Как правило, страдают от этого женщины, как немощные и уязвимые сосуды. Семья - это дело двоих. Так что, мужчины, потрудитесь все исполнять, как главы своих семейств.
Александр 1 октября 2017, 12:34
Много всего сказано, кроме одного - где в Писании сказано, что человек должен быть счастлив? Кто из святых отцов обещал людям счастье? Суть земного жития, на мой взгляд, одна - страдание для искупления грехов. И вот об этом как раз многие из святых отцов писали. С моей точки зрения, все эти разговоры о всяких "счастьях" - и женских и прочих, никакого отношения к православию не имеют.
Лилия 1 октября 2017, 10:04
Хорошо.Замуж нельзя второй раз.Тогда почему все же Церковь принимает второй брак?Пусть чин для венчания второго брака не так торжественен, но он есть.Принимается и третий брак.Не более.Почему же Царя Давида Господь наказал за "воровство" чужой жены, а потом помиловал. Можно сказать Ветхий Завет.Можно сказать милость Божия.В Священном Писании говорится, что прелюбодеев судит Бог.Кому-то Он и подаст возможность создать семью ещё раз, если видит, что ошибки осознанны, человек готов.Нам сложно судить пути Божии.Да, и не нужно.Другое дело, что священник не должен "убить" словами о том, что все "завязываем" с темой брака - на себя посмотри блудница.Все в руках Божиих и наших трудах.С Любовью все.
Юра 1 октября 2017, 09:11
Нина30 сентября 2017, 09:42"Я бы, наоборот, хотела развестись". Сочувствую беде Вашей. Бог создал вам условия 15 лет молиться за мужа, а вы 15 лет: "Я бы, наоборот, хотела развестись". А если бы молились - Бог изменил бы или вашего мужа или ситуацию, и вы прославили бы Его. Сочувствую и вашему мужу. Утешает только, что, возможно, Бог по милосердию Своему простит многие его грехи за то, что он 15 лет жил с женщиной, которая "Я бы, наоборот, хотела развестись"
прохожий30 сентября 2017, 23:55
Фраза:"полезно с самых малых лет внушать, как тяжело для женщины остаться одной, без мужа, да ещё с ребёнком на руках", приведена в продолжение другой: "Если с одинокой мамой осталась дочка, то она подсознательно воспринимает любого мужчину как потенциального предателя женщины." Убеждение дочери о тяжести жизни в разводе необходимо для того чтобы дочь не боялась повторения маминой судьбы, не боялась мужчин, верила в то, что ее брак может быть счастливым. "...У нас с твоим отцом семейная жизнь не сложилась, но у тебя обязательно получится. Ты станешь самой счастливой на свете. У тебя будет замечательный муж и прекрасные дети. Твёрдо в это верь и проси этого у Бога..."
Михаил, Киев30 сентября 2017, 23:35
В.С., 29 сентября 2017, 22:26 - ну насчет сексуальных меньшинств - это разговор отдельный. Не знаю как их воспринимать. Их сейчас не так много вокруг нас. И вообще, это разговор отдельный. Зачем столько негатива? Объяснять друг другу, что "низя" - на это много ума не надо. А как помочь одиноким женщинам обрести семейное счастье, не ударяясь в крайности? Вы лучше об этом подумайте! Мне кажется, нужен путь средний. А если женщина слишком закрытая со своей как бы "воцерковленностью", то вряд ли она вообще замуж выйдет. Блуд ради блуда - это плохо. Но если есть настоящая любовь и перспектива, то некоторые отступления возможны. Это лично мое мнение, братья и сестры.
прохожий30 сентября 2017, 23:20
"...Если ничего из этого нет, за что тогда уважать и почитать (ред. мужей)?..." Ради исполнения заповеди "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу", ради любви ко Христу. Из-за грехопадения и вызванного им повреждения исполнение заповедей Евангельских, для нас смерти подобно. Христос так и говорит, "...отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", "...Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее..". Если например красть нельзя, то красть нельзя ни у кого в том числе и у очень богатых, даже про которых 100% известно, что они разбогатели "на крови" (неправедно). Выход в том, чтобы не вникая кто как живет самому идти за Христом, как будто только для тебя заповеди написаны.
Михаил, Киев30 сентября 2017, 23:19
Спаси Господи, братья и сестры! Всем не угодишь, у каждого свое мнение, свой жизненный опыт. И каждый сам отвечает перед Богом за свои грехи. Я давно в церкви, многих всякого видел... Мой главный посыл по этой статье такой: нужно иметь любящее сердце и стремиться к Богу. Тогда и семейная жизнь будет складываться. Быть "строгими" - это как правило напрасное притворство, свойственное новоначальным или просто гордым. Излишнее самобичевание - это как правило обман, который не приносит плодов. Чем человек духовнее, тем он проще и добрее. Желаю всем мира в Господе нашем Иисусе Христе!
Сергий30 сентября 2017, 20:29
Есть такая сказка - "Волшебник изумрудного города", там упоминается народ Болтунов. В каком-то смысле мы стали именно таким вот народом) Что мы больше всего ценим и за что любим людей? За подвешенный язык! Никакая не плотская похоть и даже не материальный интерес создают духовно несостоятельные браки, но то, что хотим бесперерывного развлечения от второй половинки. Но щедрые на слова люди обычно скупы на хорошие дела. Давайте читать Евангелие правильно: "В начале был Логос" (смысл, сознание; Сын Божий), - по гречески.
Иоанна_30 сентября 2017, 17:20
NN NN: /Вам бы не мешало поучится смирению, терпению, обуздыванию своих языков и почтению к мужу. Тогда все у Вас прекрасно будет.// Верно! Но только этого мало. В последнее время нам почему-то "впаривают" как "истинно православный" этот южный вариант, типа "молчи, пока джигиты разговаривают." Я его в своё время наблюдала в Югославии, так вот, для России он категорически не подходит. И не подходит не только женщинам, но и самим мужчинам. У нас жена - это прежде всего близкая душа, друг, а не молчаливая домохозяйка. Разводятся ведь и от скуки, или, - вариант для не церковных, - гуляют по-чёрному...
Читательница30 сентября 2017, 14:55
NN, а вы сначала докажите, что вас действительно есть за что уважать и почитать. Поступки должны быть, дела, действительно достойное отношение к женщине, как к немощному сосуду. Если ничего из этого нет, за что тогда уважать и почитать? "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1 Пет. 3:7).
Наталья30 сентября 2017, 10:43
Не согласна с мнением, что девочке "полезно с самых малых лет внушать, как тяжело для женщины остаться одной, без мужа, да ещё с ребёнком на руках". Если у неё не сложится семейная жизнь, к примеру, моральное насилие в семье,она может бояться изменить свою жизнь под влиянием установки, что быть разведённой очень плохо. Такая женщина может быть загнана в глухой психологический угол, из которого нет выхода и страдать. Важно объяснять девочке, что не нужно переносить центр своего счастья во вне, в зависимость от других людей - я счастлива, если есть мужчина. Центр нашей жизни должен быть внутри нас и не зависеть от других людей - это Господь. Он не оставит никогда, даже если ты без мужа.
Юра30 сентября 2017, 10:22
Михаил, Киев29 сентября 2017, 16:20 Спасибо Вам, брат, за Ваши комментарии! За милосердное сердце к грешникам! Вы правы: "...мы все делаем беззакония". Но не правы, когда привязываете эту мысль к словам Господа "И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7,22-23). Иначе (если принять, что Вы правильно "привязались") получается, что воля Божия в том, чтобы ВСЕ МЫ ПОГИБЛИ :) Это ведь не так. Господь сказал НАМ: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11,28). Да, все люди грешники. Но одни любят закон Божий, каются (в меру возраста Христова) и спасаются Господом, а др. грешат сознательно (нераскаянно), гибнут. Простите :)
Нина30 сентября 2017, 09:42
NNNN-у. Я бы, наоборот, хотела развестись. Вообще , это надо было сделать 15 лет назад, но послушалась "духовника". Ума нет-нигде не займёшь
NN NN29 сентября 2017, 22:49
Если Вы, женщины, хотите не терять мужей, то Вам бы не мешало поучится смирению, терпению, обуздыванию своих языков и почтению к мужу. Тогда все у Вас прекрасно будет. А если Вы за пальму первенства постоянно ведете борьбу, так в результате и оказываетесь разведенками. А еще поразмышляйте, почему Соломон говорит: " Умная женщина устроит свой дом, а глупая разрушит своими руками"
В.С.29 сентября 2017, 22:26
Михаил, Киев29 сентября 2017, 10:18 "Иоанне_ и Екатерине: не делите людей на православных и неправославных, каждый - наш ближний. И не будьте строги к окружающим, будьте строги к себе." Михаил, ах какая сладость и елей! Просто сама любовь и всепрощение! Заодно неразумных Иоанну и Екатерину уму разуму научили, с любовью (Очень по-христиански!) Но у меня другой вопрос. Если ваша любовь такая всеобъемлющая и безграничная, то границ получается вообще никаких нет? Или есть? Вот вы проповедуете "не делить людей на православных и неправославных". Вот нынче представители сексуальных меньшинств требуют своё место в Церкви. Их Вы также предлагаете воспринимать как полноправных "братьев и сестер"?
Елена29 сентября 2017, 22:20
Дорогие, мы совсем разучились молиться... В моей семье бывало всякое, муж некрещеный, с иронией относился к моему говению, походам в храм, периодически выскакивали его добрачные привычки. Я все «домагалась» батюшек КАК исправить ситуацию, ведущую к разводу. И один мне сказал: молитесь за мужа, вставайте в 5 утра, пока все спят, на искреннюю молитву о нем.
И что вы думаете! Господь слышит! Божия Матерь и св мч Гурий, Самон и Авива помогают, началось наше обоюдное изменение. Слава Тебе, Господи!!! Начинайте искренний разговор с Богом, постоянный, длящийся не месяц, а всю вашу жизнь и Он исправит пути ваши...
Иоанна_29 сентября 2017, 20:29
Помилуйте, Михаил, где вы увидели строгость? И крайности? Отказ от грубых грехов - это самый первый шаг в духовной жизни. А ваша мысль о том, что заданная отцом Андреем планка "очень высока, из ВОЦЕРКОВЛЁННЫХ ее мало кто способен понести", повергает меня в полное смятение. И заставляет задуматься над тем, что именно вы понимаете под "воцерковлённостью".
Евгения29 сентября 2017, 20:23
Реальная история. Из больничной палаты. Катя: ей 50, у нее 3 квартиры в Москве, замужняя дочь 28 лет, мать 76-и лет. В одной из Катиных квартир живет ее бывший муж, пивной алкоголик. В другой - дочь. В третьей она с новым мужем, недавно поженились. Катя единственная наследница квартиры своей матери. Катя очень любит мужа, дочь и мать. Дочь и мать звонили ей в б-цу по несколько раз в день. Суть бесед - её новый муж не любит, женился "на имуществе". Мужа её они, понятное дело, на дух не переносят! Муж воцерковлен, Катя не очень. Вердикт нашей больничной палаты был: с мужем повенчаться, и развестись в ЗАГСе. А так-то, уважаемый прохожий, вы абсолютно правы - надо оформиться, если любовь.
Юра29 сентября 2017, 16:55
Поддержу Иоанну_ (не для паритета :)) У нее православный настрой. Кстати, многие святые - максималисты в вопросах веры. А, например, прп. Иосиф Исихаст долгое время зилотствовал вместе со своей общиной :). И ничего, величайший святой XX века (прп. отче Иосифе, моли Бога о нас!). Да и дары Божии людям различны: одному так, другому иначе. P/S: по мне, так максималистов в жизни катастрофически не хватает :)
Михаил, Киев29 сентября 2017, 16:20
Евгении: спаси Господи! У меня был один пост под ником Михаил: "28 сентября 2017, 12:07". А потом я стал подписываться "Михаил, Киев", чтобы было понятно. Батюшка учит "как надо", но эта планка очень высока, из воцерковленных ее мало кто способен понести. Тут надо относиться трезво. Иоанне_: спаси Господи! По поводу "делающих беззакония". К сожалению мы все делаем беззакония. Мы глубоко сидим в наших грехах и живем только по Милости Божией. Никто из нас не спасается своими делами, а только по Милости Божией. Стараться конечно надо, но без крайностей. Не будьте так строги, это опасный путь, который может навредить прежде всего Вам самой. Милости Вам Божией, и простите, если чем-то обидел :-)
прохожий29 сентября 2017, 15:44
"...50-летние (или одна из сторон, как пишет о.Андрей) совершенно искренне готовы служить друг другу до последнего вздоха, но пока не оформили отношений, разве это смертный грех?..." Для того, чтобы узаконить, т.е. засвидетельствовать перед обществом, о том что этот мужчина и эта женщина теперь муж и жена, в 21 веке, достаточно подать заявление в ЗАГс, за это взимается пошлина в размере доступном всем. Когда священники все как один считают браком только прошедшие государственную регистрацию союзы, было бы странно им противоречить. Если священник, через которого действует Сам Христос, скажет, что правильнее расписаться и до времени запретит причащаться, зачем с ним спорить?
Иоанна_29 сентября 2017, 12:14
Михаил, Киев, на православных и не православных люди сами себя делят: первые не принимают грех или хотя бы борются с ним, а вторые считают его "делом житейским". Господь, разумеется, Милосерд и Добр к окружающим, но Он же говорит: "Отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7:23).
Евгения29 сентября 2017, 10:45
В поддержку Михаила (28.09.17, 12:07): "Тут главное не "буква закона", а "дух закона"." В прошлые века венчались только знатные люди, т.к дорого это было - венчаться. А простолюдинов благословляли на брак отец-мать, и жили супруги в вере и правде до гроба. Сейчас, если оба 50-летние (или одна из сторон, как пишет о.Андрей) совершенно искренне готовы служить друг другу до последнего вздоха, но пока не оформили отношений, разве это смертный грех, как пишет Иоанна_? Иоанна_, вы зачастую толкуете рафинированные состояния. Не знаю, тот же или другой Михаил (28.09.17, 19:06) пишет: "толпы одиночек, никто никому не нужен". Вот это по-настоящему страшно!
Михаил, Киев29 сентября 2017, 10:18
Спасибо многим высказавшимся за мудрые слова! Очень отрадно читать... Спаси Господи! Иоанне_ и Екатерине: не делите людей на православных и неправославных, каждый - наш ближний. И не будьте строги к окружающим, будьте строги к себе. Это Закон для всех нас. Почитайте внимательно Евангелие, и увидете как милосерд Господь, как добр к окружающим. А "бремена неудобоносимые" возлагают на плечи окружающих совсем другие люди - фарисеями их называют. Они и сейчас есть, в том числе в православной среде. Господь - это Доброта, Радость и Жизнь. Ангела-хранителя всем!
Анна29 сентября 2017, 08:01
Поддержу Елена 28 сентября 2017, 21:36. Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, о том, что можно и что нельзя ТЕРПЕТЬ в браке. Где граница? Как начавшей входить в Церковь женщине, которая слишком рьяно начинает воспринимать истины о смирении, не довести ситуацию до того, что и ее, и ребенка просто растопчут? Есть ли ситуации, когда надо просто сбегать из семьи ради физического спасения и Спасения души... И всегда Ваши статьи украшали конкретные примеры, судьбы... Сейчас их почти не стало. Но в любом случае - спасибо!!!
грешник28 сентября 2017, 23:39
О мужчинах.Как то дочь по жаловалась,что мальчик в школе обижает.Пошёл на род.собрание,выразил обеспокоен-ность его маме.У мамы благодушное настроениние не изменилось.И какой он вырастет,воспитанный МАМОЙ?Блуд до свадьбы?Да пожалуйста!Гулял поздно в парке,крики матом,идут 2 парня и девушка с сигаретой,значит ее это устраивает?Сейчас разведен.Мно-гие женщины в храме(не церковных не считаю) дают понять,что хотят познакомиться.Ну пусть мне нравятся,но вот я себе не нравлюсь.Уверен,что Промысел Божий устраивает спасение и посылает кому что полезно(чтобы исправить душу).А нам подавай счастье и сплошную нирвану.Не видим себя,своих грехов.Господь авансом даёт благодать,есть ради чего трудится.
прохожий28 сентября 2017, 23:34
Причины развода бывают разные, бывает семья распадается из-за "благочестия" одного из супругов. Бывает так, что начавший ходить в храм супруг так перегнет с постами, воздержаниями, что второй половине становится не по себе. Фразы, укоры и недовольство супруга воспринимаются как нападки лукавого, а их игнорирование как некое благочестие и стояние в истине. Одна барышня пожаловалась подруге, что муж, вот ведь незадача пожелал быть с ней накануне воскресного дня, к которому она так сильно готовилась! Но это конечно из-за по незнанию. "С трудом изгоняется гордость, когда человек и признает ее гордостью, но как он изгонит ее, когда она кажется ему смирением?" ("О Смирении" Св. И.Брянчанинов).
Елена Богданова28 сентября 2017, 23:21
Все наши жизненные пути определены Господом и никогда не надо об этом забывать! Главное - жить с Господом в душе и любить людей. Я 25 лет прожила в браке и 17 лет одна. Есть о ком заботиться,кому служить, кого любить,вокруг меня так много людей, что я никогда не ощущаю одиночества. Знаю точно, как страшны грехи блуда и прелюбодеяния, вот чего надо бояться. Жить по совету духовника намного легче, чем по своим измышлениям и рекомендациям подруг и друзей. Духовник - настоящий друг, который не позавидует и не предаст. Спасибо за статью, отец Андрей! Слава . Богу за все!
Виктория28 сентября 2017, 22:17
Очень понравилась статья. Чувствуется любовь к людям в каждом слове. Огромное спасибо от разведенной.
Елена28 сентября 2017, 21:36
Конечно, развод это грех. Но в наше время очень часто мужчины, мужья живут такой жизнью, что с ними просто опасно находиться рядом и приходится спасаться бегством. Что в браке можно и нужно терпеть, а что ни в коем случае нельзя? Об этом лучше расскажите. Сейчас даже страшные грехи стали обыденностью,разве можно воспитывать детей в семье, где курят, ругаются матом, мама одевается так, как будто она выставляет себя на продажу. Всё перечисленное стало нормой. Развод становится единственным выходом для женщины, которая хочет в чистоте воспитать ребёнка.
Иулиания28 сентября 2017, 21:22
Отец Андрей, если на тему блуда... Внешне человек может не блудить. Но что делать с блудными помыслами, блудными снами, которые часто приводят к рукоблудию? Физиологию и гормоны не обманешь и, порой, они очень бунтуют. И даже если после каждого падения следуют земные поклоны и покаяние - это спасает лишь на время.
Олег28 сентября 2017, 21:03
Почему то многие женщины находят в разводе единственный выход,забывая,что любовь это самопожертвование и служение близким в первую очередь и то что от развода крест становиться лиш тяжелее и приходиться частично ставать мужчиной(неся двойное бремя(Несите бремена друг друга), а не я супер,а он лиш раб моих желаний,без потребностей и нужды в понимании и ласке)женщины выбирают сей пагубный путь без терпения и помощи даже если обидно,несправедливо и нечестно, я знаю о чем говорю, моя жена нецерковная,я сам наделал очень много бед и ошибок,многое пришлось претерпеть но ради ребенка я терпел,терплю и вижу,милостью Божей плоды,жена несмотря на невзгоды причиненные мною начала меняться и мы опять семья
Мария28 сентября 2017, 20:47
Татьяна Д.28 сентября 2017, 11:02 "Удивительно, что в статье речь идёт именно о разведённых женщинах! У разведённых мужчин соблазнов и искушений поболее будет..." Татьяна, а Вам интересно про мужчин послушать? Зачем? Вот удивляюсь я всегда нашей женской вздорности. У нас есть проблемы, НАШИ ПРОБЛЕМЫ, не дающие НАМ жить. Но как только нам хотят помочь, мы встаём на дыбы - "а почему о нас? А они что лучше???" Может отсюда, от этой неумной гордости и вздорности и все наши проблемы и неустроенность личной жизни?
Всеволод28 сентября 2017, 20:33
Что же никто не скажет, что христианский брак - не для счастья, а чтобы, за долгие годы, научиться любви? Счастье, конечно, будет, и скорби будут, но если брак не ради главной цели, то скорбей будет больше. А "предуготовительный" блуд убивает любовь.
Михаил28 сентября 2017, 19:06
Ещё во времена наших отцов, ещё наверное до войны был принят некий общественный договор, суть которого можно было бы выразить в том, что мужнины дали женщинам свободу, но по бесовски. Мы как бы предоставили женщинам жить как им хочется и "умыли руки" сложив с себя всякую ответственность за их жизнь и судьбу. В городах это разделение эта взаимонезависмость все нарастала и нарастала и вот сейчас мы имеем, что имеем - толпы одиночек, никто никому не нужен, институт семьи разрушен и в поношении. Пока общество не решит, что женщина принадлежит мужчине, а мужчина за неё отвечает полностью, ( все общество должно решить ), пока так и будет.
Крепкая28 сентября 2017, 19:04
Спасибо Вам, отец Андрей, за искренний разговор и отеческое переживание за судьбу женщины, которая не смогла обрести счастье в семейной жизни и пережила развод. Сама я прошла через предательство любимого человека и его уход из семьи, за годы одиночества душа была борима и тоской, и обидой, и разочарованием в своем выборе... Но все это время Господь удерживает от развода... И с Божией помощью со временем прихожу к тому, что Вы советуете читательницам - нужно каяться в грехе "себялюбия", исправляться в духе "Евангелия". В каждой семье свои сложности, но выбор своей второй половины мы совершали сами, и при желании начинаешь видеть свои ошибки, которые были допущены за время совместной жизни.
Нина28 сентября 2017, 18:26
И ещё, простите, добавлю. Если у вас нет детей, то мое мнение :смиряйтесь, как хотите, живите с любым идиотом. Но детей надо от ссор спасать. Любым путем. Если без развода никак-надо разводиться. И не слушайте никого.
Читатель28 сентября 2017, 17:32
Читательница, очень опрометчиво вы написали. Легко свалить вину на кого-то, мол, он меня искусил. Если бы не было согласия на грех изначально, никто бы и не искусил. В Писании сказано: "Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Ап.Иак.1:15).
Иоанна_28 сентября 2017, 17:24
Читательница: /Разведенную женщину, в большинстве случаев, НЕ искушает собственная плоть.// Каждый будет искушаем в том, в чём он слаб. Бесы здесь весьма изобретательны, на каждого найдут свою ловушку. И приманку. А вот как распознавать искушения и как противостоять им - это наука из наук, тонкости, "кружева" духовной жизни.
Екатерина28 сентября 2017, 17:17
Михаилу
Это не батюшки оторваны от реальной жизни, а те, кто предпочитает жить во лжи и собственных иллюзиях о реальности, которые потом закономерно расхлебывают.

Ложь, какая бы она ни была, это постройка нереального мира, а нереальном мире нет Бога, потому что Бог есть абсолютная реальность.
Антоний Сурожский

В статье и описано, что многие любят гоняться за счастьем, со страстью, а там где хоть малая тень страсти, там не жди проку.
наташа28 сентября 2017, 17:06
Есть всеобщее заблуждение:"вот встречу Васю/Петю/Славу и он сделает меня счастливой". Но хитрость в том, что очередь стоит к женщине, которая уже внутри себя счастлива (даже будучи одинокой). Она генерирует любовь и дарит заботу всем, с кем соприкасается, к ней хочется подключиться как к батарейке.

"А если я откажусь, а он найдет кого-то посговорчивей?" - "...Уж лучше голодать, чем что попало есть;
Быть лучше одному, чем с кем попало".Омар Хайам

Где же берутся душевные силы на все на это? - В молитве!
Иоанна_28 сентября 2017, 17:03
Наталья, Украина: /Не спешите разводиться!// О! Это самые главные слова! С этого надо было начинать статью.
Иоанна_28 сентября 2017, 16:59
Михаил: /Через "блудное сожительство" создано много хороших семей!.. Некая грешная составляющая в этом процессе неизбежна...// Для нецерковных. С них и спрос другой. А для церковных никакого компромиcса с грехом быть не должно. Как можно совместить "настоящую веру в Бога и любовь к ближнему, искреннее желание создать семью, рассудительность" со смертным грехом? Никак. Как нельзя быть "немножко беременной", так и здесь: или - или.
Елена28 сентября 2017, 16:42
Господа, доброе время!
Любовь либо есть, либо её нет. Самообманом на почве откусывания от себя в пользу другого заниматься вредно. Любовь как футбол - голы в двое ворот. Настоящая любовь как привидение - все о ней говорят, но мало кто видел.
У меня знакомая русская красавица 21 века - ум, карьера, всё при ней. Муж гулял просто в хлам. Развелась. Без интимной жизни здоровье сильно подорвалось. Ничего она так сильно не хочет, как выйти замуж и успеть ещё родить. Как же мне жалко наших женщин. Они все хорошие!
Гость28 сентября 2017, 16:26
Мне кажется, важно учить людей тому, что такое христианская семья. Не соблудить до вступления в брак - это еще полдела, но как строить эту самую домашнюю церковь, пусть даже во втором браке? Да и в первом тоже. Надо говорить о несении бремен, о терпении и прочих вещах. Чтобы человек не наступал на одни и те же грабли - первый брак развалился, чтобы и второй не развалился. В этом всегда виноваты оба. Надо учитывать свои прежние ошибки. Это для тех, кто хочет еще раз построить семью. Но иногда человек так обжигается на негативном опыте, что семья ему уже больше никакая не нужна.
...28 сентября 2017, 16:04
Всем «нападающим» на батюшку: статья написана на основе его личного общения с разведенными женщинами. В храм ходят, в основном, женщины. Они же составляют большую часть исповедующихся. Женщин больше и за пределами храма. Поэтому статья, за отсутствием достаточного опыта общения с разведенными мужчинами, и адресована женщинам. Добавлю еще: если разведенным женщинам «Нужно начать читать и думать», то мужчинам в таком же статусе следует обчитаться и обдуматься.) Но гендерная солидарность с мужчинами все же чувствуется. )
P.S. К числу разведенных не отношусь.
Александр28 сентября 2017, 15:51
Бросая или оставляя свой Крест, который тащим, мы надеемся что следующий будет легче, лучше. Увы, такового не будет, будет ещё тяжелее.Больше и сложней испытаний. И дай нам Бог усердия и терпения, смирения дотащить и перетерпеть. Храни Господь, кто попал в сложные ситуации. А иным стоит задуматься, разводиться или нет. Прощайте друг-друга и терпите. Господь за это воздаст. Мужчины стали не те, женщины не таковы, ценности другие, всё это отговорки,всё это от Лукавого. Истина одна, она от Бога. Закон один на протяжении всего рода человеческого. Его надо исполнять, с ним и жить. А совесть подскажет, на правильном ли мы пути, к ней прислушивайся. И Молитва, общение с Богом, от сердца исходящая.
Читательница28 сентября 2017, 15:21
Разведенную женщину, в большинстве случаев, НЕ искушает собственная плоть. Искушает тот, кто склоняет на это. Ей и не хочется таких отношений вне брака, тем более, если она верующая.
Ольга28 сентября 2017, 14:01
Спасибо за статью отец Андрей.. последние строчки прям до слез.
Мария28 сентября 2017, 13:42
Если бы мы ВСЕ были православными, то таких ситуаций, когда мужчина мог бы безнаказанно пользоваться женщиной, а женщина позволяла бы ему вешать себе лапшу на уши и шла бы на поводу намеков и обещаний, было бы в разы меньше. Думается, если бы всем, кто смеет называть себя православными, но при этом живет в блуде, разом показать на дверь, то многие из них задумались. Ты, весь такой обвешанный крестами, православный активист, миссионер и т.п., но живешь с женщиной вне брака? - Нет, нам тебя тут не надо! - И ничего, придут, как миленькие, каяться. А не придут - туда и дорога. Возможно, я неправильно понимаю послание к коринфянам, где говориться не сообщаться с блудниками.
Нина28 сентября 2017, 13:22
Я сейчас грешную вещь напишу, но я против страшилок, против бесконечных самобичеваний и мазохизма. Не приносит семейная жизнь радость - надо разводится и точка. Хотеть детей - это не преступление ради Христа. Завидовать и горевать, глядя на чужое счастье - куда грешнее. Если молодая, здоровье позволяет - конечно надо замуж. Бородатые эксперты сами грешат похлеще разведённых.
Анна28 сентября 2017, 13:04
Спасибо, очень понравилась статья. Считаю, что такие статьи нужны именно женщинам, в основном в разводе обвиняют "эгоистичных", "пьющих" мужчин. А женщинам тоже надо о многом задуматься.
лидия28 сентября 2017, 12:23
Согласна с Анной и Натальей,научите мужчин отвечать за семью,не менять старых жен на молодых,опять у вас виновата женщина,она все должна, а мужчина ничего,и никакой ответственности,как всегда в православии возвышают только Матерь Божью и уничижают и ущемляют просто женщин,женщина для вас зло,а понять ее никто не хочет,потому что священник мужчина.Ты кайся и паши как лошадь всю жизнь и не смей искать того кто может взять на тебя часть забот о тебе и детях даже и без брака и живи как во времена Ветхого Завета, хотя в те времена женщин не бросали, а вдов обеспечивали и оберегали родственники. А изменщик благодетельствует и алименты платит копейки. Учите лучше мужиков покаянию и воздержанию.
прихожанка28 сентября 2017, 12:14
Вышла замуж ,влюбившись в мною же придуманный идеал,хотя выпивал и сквернословил мой ненаглядный и до женитьбы.Прожили 2 года и все-таки развелись.После такого замужества не могла долго встречаться с мужчинами,т.к.казалось,что все такие,как мой бывший.Но встретился все-таки человек,с которым вот уже 40 лет вместе.Надо заметить,что воцерковление мое произошло уже в середине второго брака.С мужем повенчались.От первого брака детей не было,т.к.свекровь настояла,чтобы я сделала аборт(за который раскаиваюсь и плачу всю жизнь),а со вторым мужем есть дети.Желание иметь близкого ,родного человека рядом,присуще(думаю)каждой женщине.
Михаил28 сентября 2017, 12:07
Спаси Господи, братья и сестры!
Не хочу никого обидеть, но наши батюшки часто оторваны от реальной жизни. Это и понятно: как правило они священники из поколения в поколение, а это определенная специфическая среда. И зачастую образ жизни, сильно отличающийся от мирского. К чему я это? С грехом мы должны бороться, но результат порой приходит с годами и через очень разные обстоятельства. Через "блудное сожительство" создано много хороших семей! И православных, и не православных. Тут главное не "буква закона", а "дух закона". То есть настоящая вера в Бога и любовь к ближнему, искреннее желание создать семью, определенная рассудительность. Некая грешная составляющая в этом процессе неизбежна...
Евгения28 сентября 2017, 11:59
«…если же разведется, то должна оставаться безбрачною…» (1Кор.7:11). «Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так…» (1Кор.7:27-28, 39-40). Если бывший муж жив, приходит к детям, то надо постараться удержаться на первом правиле, т.е. оставаться безбрачною. Если бывший муж не женат последующим браком, то жена просто обязана стоять в первом правиле. Так тяжело, т.е. последующим браком, мужчину обижать нельзя!
28 сентября 2017, 11:48
Отец Андрей как всегда на высоте!!!Ударит в "мозговой колокол" и пошли круги по воде. Мысли,мысли,воспоминания,встречи,слова,поступки... и анализ.Замечательные его проповеди, всегда их с вниманием слушаю.Человек цельный и с опытом, большим.К такому духовнику хочется прийти и поделиться.Один ,из многих ,которые заставляют думать,думать и думать...Многая лета отец Андрей!
Большая просьба сайту Православие.РУ -- запишите цикл передач протоиерея А.Овчинникова о христианской семье, ее сложностях, трудностях и о ее спасении.Уверяю Вас ему есть,что нам всем рассказать( его аудиозаписи проповедей о семье ходят по всем соцсетям).
Мария28 сентября 2017, 11:48
Спасибо. Хорошая статья.
Только относительно духовника и разведенной женщины это сложная тема. Духовник ведь на самом деле не для того, чтобы было кому поплакаться и пожаловаться на свою несчастную одинокую жизнь. Бывает, одинокие женщины плачутся священнику, потому что очень хочется пожалиться именно мужчине, а не подружке, например...

Елена28 сентября 2017, 11:39
Низкий поклон,батюшка,за мудрые слова и советы!От себя скажу,что всё, чему здесь учит батюшка, подтвердилось и воплотилось в моей жизни и моих близких подруг."Если бы в это время люди могли переступить через ложные стыд и страх и дойти до Исповеди, тогда грех не проник бы в человека и не разрушил бы его жизнь" - только это спасло меня в своё время - за шкирку тащила себя на исповедь и Господь спас мою семью от развала.И,с другой стороны,с горечью и болью смотрю,как обида моей подруги на измену мужа повлияла на судьбу дочери,когда она (дочь) с детства слышала, что "все мужики сволочи".Подпишусь под каждым словом статьи! Спаси Бог!
Елена28 сентября 2017, 11:19
Отче, и спасибо Вам за молитвенные пожелания в конце статьи! Молитесь о нас, замутненных грехом женщинах. Мы просто в массе своей еще не научились и не укрепились против мира - общество сейчас настолько развращенно к женщине, что мы теперь самые уязвимые и слабые (ещё дети). Помолитесь, пожалуйста, об укреплении нашего женского благочестия и упования на Христа в устройстве праведной перед ним семейной жизни, а если оно то нам не полезно, то о радости несения креста одиночества. Сложно нам женщинам очень, мужчины нас не защищают от тягот и опасностей мира(и материальных и духовных), а только их добавляют. Вот один только Христос с нами.
Наталия28 сентября 2017, 11:11
«Замуж — поздно, на погост еще рано»...?? Это откуда же такое присловье? Замуж не поздно ни в каком возрасте. Было бы на это благое желание и воля Божья. И многие примеры (иногда весьма) поздних, но счастливых, вымоленных у Господа браков тому подтверждение.
Елена28 сентября 2017, 11:06
поддержку комментарии, о том, что такие статьи надо не женщинам, а мужчинам посвящать. Мы, женщины, сейчас нравственно никак не защищены. Ну нет в нас мужской разумности, мужского самолюбия "чтоб меня да кто обидел?", мужского преобладания разума над сердцем... Да, мы легко и наивно поддаемся на "намеки на замужество", мы доверчивы и надеемся, много надеемся обрести эту самую мужскую защиту и женскую реализацию. Мы как лосось идущая на нерест против течения, рискуя погибнуть. Нами движет женская натура. Мы чесслово не специально. А мужчины этим пользуются. Вот для них статьи и стоит писать.
Татьяна Д.28 сентября 2017, 11:02
Удивительно, что в статье речь идёт именно о разведённых женщинах! У разведённых мужчин соблазнов и искушений поболее будет, особенно, если учитывать, что они более склонным к блудным грехам и легче относятся к близости, им проще себя оправдывать. И как правило, именно мужчина становится инициатором близости, в том числе и до свадьбы, т.к. женщины всегда готовы подождать, если мужчина не ставит условий, что либо так, либо я другую, более сговорчивую найду.
Яна 28 сентября 2017, 10:36
А если девочка растет в полной семье, где родители вместе, то ей полезно с самых малых лет внушать, что женщине трудно быть одной, без мужа, особенно с ребенком на руках...

Вот-вот , и побежит она , "если что" на аборт, зачем ей быть одной "без мужа, и особенно с ребенком на руках"
вова28 сентября 2017, 10:21
Точно, чётко и верно, действительно как сапёр, прочитал несколько раз, видно от сердца что ли. Спасибо.
Лариса28 сентября 2017, 10:18
Дай Бог каждой душе хорошего мужа/жену, чтобы жили в любви и радости, мире и согласии, в единении духовном, душевном и телесном, и, если Бог даст, растили детей в православной вере.
Радости в труде созидания семьи, своей души, отношений, радости духовной в преодолении трудностей, в победах над собой.
Наталья, Украина28 сентября 2017, 10:11
Спаси Вас Господи, дорогой Батюшка!
Слушаю Вас и читаю с большой пользой для себя: два года назад мне запали в душу слова о том, что о своей семейной жизни можно говорить только духовнику. Старалась советоваться, возможно и слишком часто (но спасение "во мнозе совете")о так, как поступить во взаимоотношениях с мужем. Главная и всепобеждающая сила - смирение и смиренномудрие, о чем мы больше любим рассуждать - нужно применять:"Благо мне, яко смирил мя еси, яко на научуся оправданиям Твоим"
И опять Ваши слова, что нужно понуждать себя к любви, не упрекать, чаще благодарить за всякие "мелочи"... Опыт. Слава Богу, у нас кризис миновал. Не спешите разводиться!
Анна28 сентября 2017, 09:04
Да... Хорошая статья, отец Андрей, нечего сказать. Спасибо!
Но в первую очередь внушать трудности одинокой женской жизни надо не девочке, а МАЛЬЧИКУ. И именно в мальчике воспитывать ответственность за женщину (жену), семью, детей.
Олег Костенко28 сентября 2017, 08:51
Да уж,как человек переживший развод и посильно проанализировав это событие,осмелюсь добавить,что причина такой трагедии,лежит в эгоизме супругов,причём в моём случае, в моём "махровом" эгоизме. Осознание своей "болезни" и путь к исправлению таких недостатков,и есть решение проблемы. В моём случае это-православный путь к Богу. Спасибо отец Андрей,что "не позволяете душе лениться", а своими публикациями,постоянно подталкиваете к размышлению!
Наталия28 сентября 2017, 08:20
Для чего Бог, назначив мужчину главой семьи, не вложил в него (в отличие от женщины) такое же сильное стремление создать семью, какое вложил в женщину? Из-за этого много проблем с мужской безответственностью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×