Слово Патриарха

Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

Христианство – великая сила освобождения человеческого рода

Люди очень часто попадают в рабство опасных идей, которые проистекают от злой человеческой воли. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст сказал: «Крест положил конец диавольской тирании».

    

А что такое диавольская тирания? Разве диавол ходит по городам и весям, размахивая огненным мечом? Совсем нет! Диавол как абсолютное зло способен внушать лукавые, злые мысли, которые обретают совершенно конкретные способы выражения, и мы знаем, какие страшные мысли распространялись в совсем недавние времена, да и на протяжении всей человеческой истории, как эти мысли полностью лишали людей свободы. Мы знаем, как некоторые из этих мыслей приводили к деградации человеческих обществ, к страшным разрушительным войнам. Не потому ли преподобный Ефрем Сирин сказал: «Крест – это безопасность вселенной»? Сегодня человечество может лучше понять эти пронзительные слова, обращенные к миру из IV века, потому что сознание, зараженное грехом, распространяет свое влияние на множество людей, порабощая их волю, закабаляя их предрассудками, стереотипами, создавая некую моду, когда кажется, что альтернативный взгляд на вещи невозможен: «Ну как же так? Ну все же так думают, все же так говорят».

Христианство – это великая сила освобождения рода человеческого от силы диавольской, которая осуществляется через крест, в первую очередь в духовном и интеллектуальном поле. Вот где проходит принципиальная борьба между светом и тьмой, Богом и диаволом – в человеческом сердце, как сказал Достоевский. Это область чувств, область мыслей, область переживаний, область убеждений, и как же легко подпасть под навязываемые нам убеждения и взгляды! Мы знаем: то, что еще вчера казалось немыслимым, что отвергалось всем человеческим нутром, сегодня во многих странах закрепляется силой закона и поставляется на один уровень с тем, что в точности соответствует Богом созданной нравственной природе человека. И такие примеры можно продолжить.

Что же делать, чтобы остаться свободными? Чтобы не поддаться внушению, которое сегодня умножается многократно силой техники – через Интернет, средства массовой информации, через телевидение, через кинематограф, – и бросить вызов мыслям, которые исходят из злого начала и пытаются формировать убеждения современного человека? Где найти опору? Как не заблудиться? Как не соблазниться? Ведь зло всегда рядится в светлые одежды и использует добрые аргументы, в том числе апеллируя к свободе человека, а на деле закабаляет человеческую свободу страшными и греховными предрассудками, превращая людей в легкую добычу сил зла, легко манипулируемую массу. И как трудно в одиночку встать и сказать: «Нет, я этого не принимаю, я вижу, что король голый, почему же вы восторгаетесь его “одеждами”?» Трудно так сказать – засмеют, камнями закидают – в переносном смысле слова, конечно. Где же найти силы, где найти мудрость, где обрести критерии?

Когда наши предки на Руси, приняв христианство, размышляли о кресте Господнем, их образу предстал наш восьмиконечный русский крест. И эта нижняя перекладина, которая символизирует разбойника праведного и разбойника грешного, представлялась нашим предкам как некие весы, некое мерило, некий критерий истины. Именно этот критерий нужно налагать на все, чему нас учит мир, и тогда мы никогда не ошибемся.

Как важно это понять современному поколению, в том числе нашей молодежи, которая находится в самом эпицентре бурлящего житейского моря! Как легко попасть в воронку и погибнуть в водах житейского моря! Но крест Господень дает нам этот критерий. Может, поэтому почти все политические выступления во имя свободы, прав, человеческого достоинства оборачивались гонениями на Церковь и на Востоке, и на Западе – именно потому, что крест, принятый сознанием и сердцем человека, делает его свободным и способным различать духов, способным отвергать зло и устремляться к добру, даже если движение к добру связано с возложением на себя креста по образу и подобию креста Христова.

Из слова после Литургии
в Успенском кафедральном соборе
Астраханского кремля 27 сентября 2017 года,
в праздник Воздвижения Креста Господня

Лучи Божественной благодати воздействуют на нас

Нас с вами в храм приводит не обычай, не традиция. Было бы неверно думать, что посещение храма – это лишь часть некоей национальной традиции. Мы знаем, что есть много людей, которые знают национальные традиции, а в храм не ходят вовсе. В храм человек приходит, потому что у него есть такое желание. А почему возникает это желание? Потому что в храме мы переживаем особое состояние души. И стоять жарко, и тесно, и физических сил много тратим, но ведь стоим, молимся, а выходя из храма, чувствуем особое просветление души, сердца, разума. Это действительно так, потому что через молитву, особенно молитву в храме, мы приближаемся к Богу. Лучи Божественной благодати воздействуют на нас, как теплые солнечные лучи воздействуют на человека и на все живое. И нет никакой другой силы, никакой другой возможности приблизиться к Богу и воспринять исходящие от Него лучи Божественной энергии, Божественной благодати, как только через веру. Вера – это состояние души, которое соединяет нас с Богом.

Многие люди считают, что самая великая сила человека – это сила разума. Некоторые считают, что это физическая сила. Третьи делают акцент на силе воли. Но ни одна из человеческих сил неспособна вырваться за пределы пространства и времени и соединиться с Богом, Который вне времени и пространства, вне земной реальности. Мы знаем: чтобы ракета разогналась и вышла за пределы земного притяжения, нужно развить так называемую космическую скорость. Иначе от этого притяжения не оторваться никакими силами. Можно создавать прекрасные чертежи и модели, но пока не заработает этот мощный двигатель, ракета земное притяжение не преодолеет. Вот то же самое – и человек в его стремлении быть ближе к Богу. Никакие силы не соединят человека с Богом и к Нему не приблизят – только сила веры. А мы знаем, что именно близость к Богу помогает человеку преодолевать трудности и невзгоды, вставать, если упал, получать исцеление, когда сильно, иногда даже безысходно, заболел. Господь творит с нами чудеса, и это знает каждый верующий. Бог воздействует на нас Своей энергией, Своей благодатью в ответ на нашу веру.

Нет молитвы – нет религиозной жизни

Но для того чтобы вера была сильной, ее нужно тренировать – так же, как нужно тренировать память, разум, физическую силу. Ни один спортсмен не выиграет соревнования, если он не тренирует свои мышцы, не развивает свои спортивные навыки. Как же мы должны тренировать веру, чтобы она становилась все более сильной и совершенной? Есть только два способа – это молитва и добрые дела. В молитве мы постоянно говорим с Богом. Мы вступаем с Ним в том числе в рациональный, умственный контакт. Ведь мы словами молимся, мы формулируем свои просьбы к Богу, мы благодарим Его словами – значит, работает наш мозг. Но и наше сердце работает, и наше религиозное чувство, чувство веры максимально работает. Без молитвы не может быть религиозной жизни – это хорошо знают и христиане, и мусульмане. Нет молитвы – нет религиозной жизни.

    

Но для того чтобы молитва наша не была праздной, мы должны приносить Богу небольшие жертвы. Иногда люди, особенно из числа неправославных христиан, спрашивают меня: «Почему ваши люди стоят? Гораздо же удобнее сидеть и молиться». Я отвечаю: «Это маленькая жертва». Вот мы с вами стоим час, два или три – это же тяжело! Но мы знаем, почему мы стоим: мы предстоим Богу. Не «предсидим», не «предлежим» – мы предстоим Богу в прямом и переносном смысле. Мы приносим маленькую жертву. Мы возлагаем на себя самоограничения. Мне тяжело, а я стою.

Итак, здесь мы закаливаем в том числе наше религиозное чувство. Поэтому не спешите из храма убегать. Приходите сюда почаще, ведь в храме вы молитесь и своим стоянием в храме приносите некую, пусть небольшую, жертву Господу.

Нужно уметь помогать

Но есть еще что-то, что нужно делать, чтобы Бог слышал нашу молитву, – это добрые дела. Нужно помогать тем, кто нуждается. Это наши родные, близкие, старые родители, кто-то из друзей или знакомых, кто потерял здоровье, не имеет физической силы, материально немощствует. Нужно уметь помогать, нужен навык помощи другим людям. Если этого навыка нет, то и вера наша – пустой звук. Почему Господь должен нашу молитву слышать и нам Свою благодать давать, если мы от себя никакой благостыни не даем – ни добрым словом, ни добрым делом, ни временем, ни вниманием? Вот почему очень важно заботиться о тех, кто в нашей помощи нуждается.

В этом и заключается христианское житие. Не надо много слов, чтобы сказать о нем почти все: вера, молитва, добрые дела и обязательно небольшая жертва.

Из слова после утрени всенощного бдения
в соборе святителя Алексия, митрополита Московского,
в Самарканде 30 сентября 2017 года

Крест возлагается на человека свыше

Крест возлагается на человека свыше. Почему? Да потому что, преодолевая скорби и страдания, мы мобилизуем все свои силы, и каждый это знает. Если человек заболел, он старается всеми силами вылечиться. Если он попал не по своей вине в тяжкие жизненные обстоятельства, он стремится из них вырваться. Страдания являются огромным вызовом для человека, и, реагируя на них, человек мобилизует все свои внутренние силы и непременно меняется к лучшему, если хочет эти скорби преодолеть.

Может, кто-то усомнится в этом и скажет: «Человек может возвышаться через образование, через науку, делая карьеру». Внешне, но не внутренне! Чтобы человек стал внутренне сильным, ему нужно пройти через жизненные испытания. А без этих испытаний он не будет обладать собственным жизненным опытом, он не сформируется как личность – сильная, мудрая, способная работать над самим собой. Вот поэтому Господь и говорит: отвергнитесь себя, то есть меньше служите своему собственному «я», следуйте за Мной, примите Мою волю в свою жизнь, возьмите на себя крест – чтобы через преодоление скорби возрастать духом.

Эта великая идея опознается не только в религиозном опыте, не только через Церковь и благочестие, через слышание слова Божиего, – эта идея опознается и через человеческий опыт. Мы знаем: если человек с легкостью прошел свой жизненный путь, если у него все было благополучно – родился в богатой семье, был здоров, счастлив, сделал карьеру и никогда не преодолевал скорби, возложенные на него свыше, – то такой человек не имеет мудрости и внутренней силы.

Крест Христов – символ спасения

Величайшая премудрость заложена в этот символ спасения – в крест Христов. И нам нужно стараться принимать возлагаемые на нас свыше кресты с доверием Господу – никогда, ни в коем случае не роптать, никогда не опускать руки, не сдаваться перед трудными обстоятельствами, но, вспоминая крест Христов, мужественно идти по жизни, зная, что крест когда-нибудь с тебя будет снят.

А снимается крест в ответ на наши усилия, на нашу веру, на наше доверие к Богу. Каждый человек проходит через скорби, в каком бы обществе, в каком бы государстве он ни жил. Люди старшего и среднего поколений, жившие в Советском Союзе, помнят, как нас учили, что наступит коммунизм – светлое будущее, счастливая жизнь, когда каждый будет иметь все, что нужно по его потребностям. Но не могли тогдашние философы и политики ответить на простой вопрос: а как же быть со страданиями? Они тоже уйдут? Об этом старались не говорить, как старались не говорить о смерти. Но и смерть, и страдание – это часть человеческого бытия. Нет человека, который бы не проходил через страдания, и христианское послание помогает людям решать самую, может быть, сложную задачу – задачу преодоления скорби и страданий в своей жизни.

Вот почему для нас Крест Христов – это не символ казни, не символ гибели, а символ спасения. И силой крестной мы способны побеждать тяжкие обстоятельства нашей жизни, духовно расти, а значит – следовать за Христом.

Из проповеди после Литургии
в Успенском кафедральном соборе
г. Ташкента 1 октября 2017 года

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях
В этот день мы публикуем значимые выдержки из проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённых им в январе 2021 года.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Комментарии
тамара 2 октября 2017, 17:07
Многая и благая лета нашему патриарху Кириллу.Божией помощи всегда и во всём.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×