О нравственности

В сборнике «Золотые цитаты», вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия.

Достоевский Федор Михайлович Достоевский Федор Михайлович

От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке»! <…> …Я не хочу, чтобы страдали больше. И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которые необходимы были для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 223)

***

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?

(Записная тетрадь. XXVII. С. 56)

***

Скажу одно: что нравственные лишения тяжелее всех мук физических. Простолюдин, идущий в каторгу, приходит в свое общество, даже, может быть, еще в более развитое. Он потерял, конечно, много – родину, семью, все, но среда его остается та же.

(Записки из мертвого дома. IV. С. 55)

***

…Жалость – драгоценность наша, и искоренять ее из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему же самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно…

(Дневник писателя. XXII. С. 71)

***

…Самые благороднейшие способности человеческого сердца, именно – способность прощать и отплачивать за зло великодушием.

(Униженные и оскорбленные. III. С. 248)

***

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-то моей и смеются. Но как мне не веровать: я видел истину, – не то что изобрел умом, а видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки. Я видел ее в такой восполненной целости, что не могу поверить, чтоб ее не могло быть у людей…

(Дневник писателя. XXV. С. 118)

***

Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим одним и можно ее исправлять.

(Дневник писателя. XXI. С. 15)

***

Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет.

(Село Степанчиково и его обитатели. III. С. 13)

***

Всякая нравственность выходит из религии, ибо религия есть только формула нравственности.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 168)

***

Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.

(Дневник писателя. XXV. С. 181)

***

…В самом падшем создании могут еще сохраниться высочайшие человеческие чувства.

(Село Степанчиково и его обитатели. III. С. 160)

***

…Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности.

(Дневник писателя. XXII. С. 75)

***

Преступление всегда останется преступлением… грех всегда будет грехом, постыдным, гнусным, неблагородным, на какую бы степень величия вы ни вознесли порочное чувство!

(Неточка Незванова. II. С. 262–263)

***

Не наказывайте его [человека], если хотите, но назовите зло злом, иначе вы сделаете большой вред.

(Дневник писателя. XXIII. С. 167)

***

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра.

(Дневник писателя. XXV. С. 62)

***

Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 162)

***

Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 234)

***

Ошибки и недоумения ума исчезают скорее и бесследнее, чем ошибки сердца; излечиваются же не столько от споров и разъяснений логических, сколько неотразимою логикою событий живой, действительной жизни, которые весьма часто, сами в себе, заключают необходимый и правильный вывод и указывают прямую дорогу, если и не вдруг, не в самую минуту их появления, то во всяком случае в весьма быстрые сроки, иногда даже и не дожидаясь следующих поколений. Не то с ошибками сердца. Ошибки сердца есть вещь страшно важная: это есть уже зараженный дух иногда даже во всей нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими фактами, сколько бы они ни указывали на прямую дорогу.

(Дневник писателя. XXV. С. 5)

***

…Если то, что мы почитаем святынею, – позорно и порочно, то мы не избегнем кары от самой природы: позорное и порочное несет само в себе смерть и, рано ли, поздно ли, само собою казнит себя.

(Дневник писателя. XXV. С. 98)

***

Да тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?

(Дневник писателя. XXVI. С. 164)

***

…Разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку.

(Дневник писателя. XXI. С. 10)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Видеть Бога в лице другого Видеть Бога в лице другого
Митр. Лимасольский Афанасий
Видеть Бога в лице другого Видеть Бога в лице другого
Митрополит Лимасольский Афанасий
Человек, унижающий себя, не может почитать других, он и их будет унижать. Научись уважать себя, свое тело, свое лицо. Не превращай себя в зверя. Спрашивают: грех ли краситься? Это не грех. Но проблема в чем? В том, что этим ты подменяешь себя.
О времена! О нравы! О времена! О нравы!
Прот. Александр Салтыков
О времена! О нравы! О времена! О нравы!
Беседа о том, как архитектура и облик городов связаны с нравами и нравственными ценностями
Никита Филатов
Что воспитывает человека? Как архитектура свидетельствует о нравственном состоянии общества? Почему русские храмы многокупольные? И можно ли спасти старую Москву?
Почему Сократа называют христианином до Христа? Почему Сократа называют христианином до Христа?
Виктор Лега
Почему Сократа называют христианином до Христа? «Я готов умереть за свои слова, потому что говорю истину»
Почему Сократа называют христианином до Христа?
Виктор Лега
О том, как античный философ Сократ интуитивно дошел до христианского понимания Бога как Истины, почему считал, что люди совершают зло только из невежества, и за какие мысли его казнили соотечественники-язычники.
Комментарии
Виктор18 ноября 2017, 02:51
Ассоциации... В свое время был курс под названием "Политическая экономия...", кажется. При умном авторе совсем не глупый курс — не важно, чего и кто там экономил... * Интересно другое... Политику с эконимикой связывали на уровне учебников; а вот курса "Нравственной Истории"... даже названия такого не было... Т. е. как нравственное состояние души лидеров и народа в целом определяло жизнь страны — "во избежание правды мы о нравственных основах истории до сих пор — молчок!".
Павел З.12 ноября 2017, 07:12
Елена и Надежда! Спаси Господи за подсказки и желание как-то меня направить! Но, видимо, мой комментарий был излишним, потому что начались дискуссии, а готов ли я к ним сам? Что касается тем добра и зла, нравственности, общественного устройства, то я отнюдь к ним не безразличен, скорее, наоборот. Просто тот подход к этим темам, который в сознании русского интеллектуала связан с Достоевским, не является единственным. У Достоевского все эти проблемы решены умом (во всяком случае, это моя точка зрения), а надо - сердцем. Впрочем, Достоевский - в любом случае тема для разговоров часами с глазу на глаз, а не обсуждения в интернете длиной в 700 символов.
некто12 ноября 2017, 02:10
Павел З 11.11.17 «А Достоевский тем не менее пишет о том,что разум "может создать лишь муравейник".» Ф.М.Достоевский говорит об интеллекте.Способность накапливать и трансформировать знания. Разум подчиняется сердечному уму,в котором заключается Божественная благодать.Мы употребляем определение-человек разумный(gomo sapiens),но ведь среди предполагаемых разумных,есть безумные(психически больные)и психически здоровые,просто не очень умные.Тем не менее,мы обозначаем определением всех- разумный.Интеллектуально развитый,но безблагодатный человек,не просвещённый Благодатью Божьей,который находится сердечным умом в беспросветном мраке собственных страстей,тревожит писателя.
Надежда Н.11 ноября 2017, 21:15
Дорогой Павел! Федор Михайлович имел ввиду разум человечечкий, а Иоанн Дамаскин и др. Святые Отцы говорили о Высшем Божием разуме, посредством которого мы получаем благодать и отличаемся от животных, т.к. душа и тело у них тоже имеется. С уважением.
Елена Черезова11 ноября 2017, 17:23
Быть может, Павел З., подборка эта в какой-то момент обратит Ваши мысли к темам добра и зла, справедливости, устройства общества и этого будет уже достаточно, чтобы считать публикацию удачной. А фигура самого Федора Михайловича столь трагична и сложна, как и тема разума, например, что однозначные и категоричные оценки, пожалуй, неуместны.
Павел З.11 ноября 2017, 13:21
Изменила ли эта подборка мое отношение к Достоевскому в целом? Может ли она также изменить отношение к нему всех тех, кто его недолюбливает? Думаю, что нет. Сколько у святых отцов сказано положительного о разуме, например, отличная цитата из Иоанна Дамаскина приводится в недавней статье на этом портале о Реформации... А Достоевский тем не менее пишет о том, что разум "может создать лишь муравейник". Правда, я не читал "Дневник писателя" и не знал высказывания "назови зло злом, иначе сделаешь большой вред", оно всё же улучшило мое мнение о Достоевском, но только в частностях.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×