Покаяние, являющее Бога

Слово в Навечерие Богоявления

Крещение Господне Крещение Господне
    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братия и сестры, в день навечерия великого праздника Господня – Богоявления, или Крещения Христова, мы с вами молимся за продолжительным, но удивительным по своему содержанию богослужением, которое объединяет и чтение часов, и вечерню, и Божественную Литургию святителя Василия Великого, и вот скоро под пение тропаря: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – выйдет из алтаря духовенство для совершения Великого освящения воды.

Сегодняшнее богослужение более всего напоминает богослужение навечерия праздника Рождества Христова, и также сегодняшний день называется сочельником. Эта схожесть богослужений объясняется тем, что до V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Господа нашего Иисуса Христа в один день, и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Пресвятой Троицы в водах Иорданских.

На берегах Иордана раздался «глас Господень на водах»: Бог Отец при Крещении Христа Спасителя являет Себя Своему созданию – человеку голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой нисходит на Христа «в телесном виде, как голубь». Богоявление Господне не осталось незамеченным людьми, после этого явного чуда многие внимательнее стали присматриваться к этому малоизвестному (как им ранее казалось) тридцатилетнему Человеку из Назарета Галилейского. Кто-то стал Его учеником и, оставив свою семью и привычную жизнь, пошел за Ним, чтобы слушать Его Благую Весть, пить воду, от которой никто не будет жаждать вовек. И в дальнейшем эта вода – благодать Истины Христовой – сделалась в тех людях, свидетелях Богоявления на Иордане, источником воды, текущей в жизнь вечную.

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис. 55: 1), – взывает пророк Исаия. Как чувство физической жажды является проявлением нашего естества, так и духовная жажда естественна для каждого человека. Страдая и мучаясь от жажды Богообщения, мы ищем встречи с Богом, стремимся к Нему приблизиться, исполнять Его волю и заповеди. Но не будем забывать, что до Богоявления на Иордане, до крещения Духом Святым имело место быть крещение Иоанново – крещение Иоанном Предтечей людей, жаждущих встречи с Богом, «в воде в покаяние».

Чтобы нам сподобиться явления Бога, мы должны покаяться, но не только словами, а стремиться жить по правде Божией

Чтобы нам сподобиться явления Бога и утоления своей духовной жажды, мы должны быть чистыми, омытыми от телесной и душевной скверны греха и дурных привычек. Мы должны покаяться, но не только словами, но всеми силами стремиться жить так, как подобает раскаявшемуся грешнику. Вместо самоядения и уныния мы должны постоянно творить достойные плоды покаяния, а иначе, несмотря на наши заявления о покаянии, которые мы произносим на молитве и исповеди, не сможем избежать «будущего гнева». Плоды покаяния обнаруживают, было ли оно искренним, а перемена наших мыслей доказывается только изменением образа жизни.

Из сегодняшнего евангельского чтения мы слышали пояснение Иоанна Крестителя об этих плодах покаяния тем людям, которые приходили к нему на Иордан креститься. Фарисеи и саддукеи – общественная элита – не задавали никаких вопросов Иоанну, они были уверены в том, что не хуже его знают Закон Моисеев и знают, что им делать или не делать. Но простой народ, мытари и воины, понимавшие, что живут неправильно, и – самое главное – осознающие, что должны жить лучше, осознающие собственное невежество, стремились услышать совет праведника и подвижника, совет человека Божия. И первым звучит вопрос простого народа: что же нам делать, чтобы сотворить плоды покаяния? И дается им ответ: будьте милосердны, начните свое исправление с дел милосердия – у кого две одежды, а значит, одна у лишняя, тот отдай или по крайней мере одолжи неимущему, чтобы он мог согреться. Господь ждет от нас милости, а не жертвы, и цель этой милости – сделать нас годными на всякое доброе дело.

Затем обращаются к Иоанну Предтече с вопросом: а что же нам делать? – мытари, то есть люди, имеющие власть над другими, чиновники, сборщики императорского годового дохода. Их плод покаяния – ничего не требовать более определенного, не превышать свои должностные полномочия, не злоупотреблять властью. Очень хорошо об этом сказал святитель Григорий Богословов: «Посему все правители прежде всего должны обращать внимание не на власть над подчиненными по своему положению, а на равенство с ними по природе своего происхождения и утешаться не тем, что они начальствуют над подобными себе, но тем, что, начальствуя над ними, они имеют возможность быть для них полезными… Стремиться к тому, чтобы перед нами трепетал равный нам человек, – значит властвовать против природы».

После мытарей свой вопрос: а нам что делать? – задают воины. Это не иудеи, воспитанные в Законе Моисеевом, это люди – по рождению язычники, но уверовавшие в Бога Единого. Обычно воины-солдаты редко являют собой пример благочестия. И даже оправданное убийство неприятеля на поле битвы или законная казнь преступника лишает человека внутреннего мира и радости. Чтобы заполнить эту гнетущую пустоту в своих душах – явный признак жажды Бога, воины ждут ответа от пророка Божия. И в ответ на их вопрос Иоанн Креститель не призывает их бросить свое оружие и оставить службу, а предостерегает против грехов, в которых обычно бывают виновны воины: нельзя обижать людей, среди которых они расквартированы и над которыми поставлены. «Никого не обижайте. Ваше дело – оберегать мир и предотвращать злодеяния среди людей, но никого не обижать. Не устрашайте народ, ибо меч войны, как и меч правосудия, должен быть направлен против творящих зло в защиту делающих добро. Не будьте грубыми там, где живете, и не вымогайте угрозами деньги у людей. Не проливайте кровь в мирное время, будьте со всеми учтивы. Не клевещите перед правительством ради того, чтобы заставить бояться себя; не торопитесь жаловаться друг на друга начальству, чтобы отомстить тому, на кого вы затаили обиду; не подсиживайте вышестоящих, чтобы занять их место; не берите взятки».

А еще: будьте всем довольны, потому что недовольство делает людей деспотичными и несправедливыми. Тот, кто всегда считает, что имеет недостаточно, не постесняется никакого незаконного поступка, чтобы, обманывая других, увеличить свое богатство. Это правило всем нам – довольствоваться своим жалованьем и разумно использовать наилучшим образом то, что имеешь.

И вот когда мы покаемся, исправимся и делом докажем изменения своей доселе греховной жизни, принесем плоды покаяния, станем милостивыми, кроткими, добрыми, благодарными, тогда и услышим глас Господень на водах, который вопиет, глаголя: «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа». На водах раздается этот глас, и не один Иордан – маленькая река в Палестине – получил особую благодать явления Пресвятой Троицы, приняв в свои воды Богочеловека, но по всей земле и на море совершилось и ежегодно совершается таинство Крещения Господня при освящении водного естества призыванием имени Божия.

Придем и мы, дорогие братия и сестры, жаждущие Бога, любители Божией Правды и святой воды, придем в храмы за великой святыней – водой святых Богоявлений, Великой Агиасмой.

Проявим же при получении агиасмы терпение, великодушие, кротость, ласку, доброту

Но будем помнить, что если не хотим мы в очах Божиих выглядеть порождениями ехидниными и пойти в огонь вечный, то должны никогда не забывать о плодах покаяния. Проявим же при получении агиасмы терпение, великодушие, кротость, ласку, доброту, пропустим всех вперед, с любовью дадим ответ вопрошающим.

Святитель Иоанн Златоуст в сегодняшний день – день навечерия Богоявления Господня – более 1600 лет назад сказал следующее:

«Многие ныне приступят к Священной Трапезе по случаю праздника. Но некоторые приступают не с трепетом, а толкаясь, ударяя других, пылая гневом, крича, злословя, перебивая ближних, с великим смятением… Чем, скажи мне, смущаешься ты, человек? Что беспокоит тебя? Необходимые дела, конечно, призывают тебя; в этот час ты особенно сознаёшь, что у тебя есть дела, особенно помнишь, что ты находишься на земле, и думаешь, что обращаешься с людьми? Но не каменной ли душе свойственно думать, что в такое время ты стоишь на земле, а не ликуешь с Ангелами, с которыми ты возносишь победную песнь Богу? Для того Христос и назвал нас орлами, сказав: “идеже труп, тамо соберутся орли” (Мф. 24: 28), чтобы мы восходили на небо, чтобы парили в высоте, возносясь на крыльях духа; а мы, подобно змиям – порождениям ехидны, пресмыкаемся во прахе и едим землю…

Будем же, возлюбленные, представлять себе это, будем помышлять об этом, страшась предстоящего за то осуждения. Будем приступать к Священной Жертве и ко всякой святыне, в том числе и святой воде, с великим благочинием, с надлежащим благоговением, чтобы нам заслужить большее благоволение у Бога, очистить свою душу и получить вечные блага, коих да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, и держава, и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Крещение Господне (+ВИДЕО) Крещение Господне (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
Крещение Господне (+ВИДЕО) Крещение Господне (+ВИДЕО)
Читаем Евангелие от Матфея. 3: 1–17
Протоиерей Олег Стеняев
Почему Иоанн Предтеча проповедует именно в пустыне? О каком Царстве его проповедь? Зачем Сын Божий принимает Крещение? Где еще и как в Библии говорится о Святой Троице?
Проповедь Иоанна Предтечи Проповедь Иоанна Предтечи
Фрагмент из древнесаксонской поэмы «Гелианд»
Проповедь Иоанна Предтечи Проповедь Иоанна Предтечи
Фрагмент из древнесаксонской поэмы «Гелианд»
Древнесаксонская поэма IX века «Гелианд» (Спаситель) посвящена жизни Христа и основана на латинском переводе Диатессарона.
Едино Крещение во оставление грехов Едино Крещение во оставление грехов
Иеромонах Никон (Париманчук)
Едино Крещение во оставление грехов Едино Крещение во оставление грехов
Слово на праздник Крещения Господня
Иеромонах Никон (Париманчук)
Только так, соединяясь со Христом-Спасителем, Богом, ставшим человеком для нас – мы носим Его имя
Сретенский монастырь: украшение храма Сретенский монастырь: украшение храма
ФОТО и ВИДЕО
Сретенский монастырь: украшение храма Сретенский монастырь: украшение храма
ФОТО и ВИДЕО
О том, как украшается перед Рождеством Христовым и Богоявлением храм Сретенского монастыря, мы хотим рассказать – и показать – нашим читателям в небольшом видеоролике и фотогалерее.
Крещение Господне Крещение Господне
Прот. Андрей Ткачев
Крещение Господне Крещение Господне
Протоиерей Андрей Ткачев
Мы, со склянками и баклажками пришедшие во множестве, словно измученные жаждой и добравшиеся до водопоя, что услышим сердцем? Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению. Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния». И да не подумаем говорить в себе: «Мы-де право веруем. Мы хорошие. Мы, мол, ничего такого…»
Что такое сочельник и что нужно делать в этот день? Что такое сочельник и что нужно делать в этот день?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Что такое сочельник и что нужно делать в этот день? Что такое сочельник и что нужно делать в этот день?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Что такое сочельник и что нужно делать в этот день?
Комментарии
Наталия19 января 2018, 16:06
Боговдохновенно. Благодарим, братия! С праздником всех!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×