Актуален ли для России «Выбор Бенедикта»?

Размышления по прочтении книги Рода Дреера

Немного размышлений о нашумевшей книге православного американца Рода Дреера «Выбор Бенедикта», постхристианском мире и параллелях с российской действительностью.

Род Дреер – необычный человек. Известный в американской среде журналист и консерватор родился в методистской среде, в зрелом возрасте перешел к католикам. Сегодня Род – чадо Православной Церкви. Со своими апокалипсическими идеями Дреер может показаться неофитом и радикалом из уходящего поколения православных патриотов 1990-х. Другие разглядят в его творчестве тонкую связь с пронзительными прозрениями отца Серафима (Роуза).

Род Дреер считает, что современные христиане проиграли культурную войну. Чтобы сохранить себя и свою веру, им необходимо на время дистанцироваться от мира, переключив усилия от сферы публичной к вопросам внутреннего содержания современных общин. Дреер убежден, что духовная и интеллектуальная мощь христианства сегодня подорвана. И потому необходимо замкнуться, поднять уровень религиозного образования и просвещения в своей среде в целом, уделить внимание и силы созданию коммерческих предприятий, основанных на фундаменте прочных духовных убеждений. В противном случае, считает Дреер, христиане уже спустя поколение начнут исчезать и не сохранят свою веру.

Конечно же, Род Дреер говорит о религиозном пространстве Запада – США и Европы. Однако надо признать, что мир сегодня, несмотря на серьезные изменения, продолжает находиться под влиянием массовой культуры как раз таки вышеозначенных стран. Россия – хочется нам того или нет – не исключение. Западная поп-синтетика стала неотъемлемой частью жизни вокруг. Эти образы, дизайн, музыка, кинематограф, язык пронизывают наше общество. Зайдите в любую уютную кофейню или в средней руки бутик, где постоянно звучит музыка, и вы неизбежно обратите внимание на культурную принадлежность исполнителя и его язык. На Рождество Христово в одном из соборов моего родного города незадолго до Причастия хор исполнил «We wish you a Merry Christmas». Я привожу этот пример не для порицания (статья не об этом), а для понимания того, насколько российское общество сегодня (неважно, церковное или нецерковное) пронизано влиянием западной культуры. А значит, происходящие «за бугром» процессы имеют все шансы на повторение в России.

Будучи консерватором с сильной гражданской позицией, Дреер рассматривает христиан США и Европы как некую общность с единым культурным началом и схожими проблемами (с чем, в общем-то, нельзя не согласиться). Возможно, именно поэтому он предлагает взять за основу в эпоху постхристианства поведенческую модель и опыт Бенедикта Нурсийского, общего для православных и католиков святого.

Американские правые привыкли считать, что культурное поражение они получили в 1960-х годах – во времена сексуальной революции. Дреер убежден, что все случилось гораздо раньше – в эпоху Просвещения. По мнению писателя, именно тогда западный мир лишился христианских корней, как бы громко это ни звучало. Тут возникает некая аллюзия на отечественные события. Часть представителей консервативного крыла в России называет точкой начала конца христианской эпохи в нашей стране революцию 1917 года. Другая часть – значительно меньшая – уверена, что процесс был запущен в период никоно-алексеевской реформы, усилен петровской эпохой и к 1917 году лишь получил свой естественный выплеск в виде накопившихся противоречий и обнищания веры.

Род Дреер Род Дреер

Дреер подчеркивает, что процесс дехристианизации усугубили приход эпохи потребления и научно-технический прогресс. Это вполне ожидаемо. Излишняя доступность предметов первой (и далеко не первой) необходимости, расширение возможностей жизнедеятельности, прорыв в области медицины дали хорошую пищу гордыне человечества.

Американские католики, по мнению Дреера, исповедуют определенную форму протестантизма. В общих чертах это формулируется так: нужно «быть хорошим, чтобы попасть в рай». Дреер уверен, что католики имеют все рычаги и возможности вернуться в общественное пространство и переломить ситуацию, связанную с дехристианизацией, но… по каким-то причинам уже много десятилетий этого не делают. В США католики занимают по общественным вопросам позиции порой даже более либеральные, чем их сограждане.

Мысль написать книгу «Выбор Бенедикта» появилась у Дреера под воздействием книги Аласдера Макинтайра «После добродетели». Ключевым моментом можно считать идею о том, что общество эпохи Просвещения сделало опорой нравственности исключительно рассудок. Рационализм такого подхода привел к фрагментации нравственности, то есть разному ее пониманию. Этот момент можно считать ключевым в начале многовековой атомизации христианской цивилизации (Россия – не исключение). Мировоззренческие парадигмы и подходы современных людей настолько многообразны, что это мешает договариваться людям по ряду вопросов. Это касается и церковной среды. Добавьте сюда эффект «жидкого общества» (по философу Зигмунту Бауману, это индивидуалистическое и оторванное от традиции общество с собственным «я» во главе), и получится очень печальный результат.

Я вспоминаю, как в 2016 году на Великую субботу в моем родном городе волонтеры собирали подписи за запрет абортов. Мне довелось оценить настроение прихожан трех приходов. Было грустно, что от людей, посещающих храм Божий, по вопросам абортов можно было услышать диаметрально противоположные мнения! Еще больше споров вызывают культмассовые мероприятия некоторых приходов и епархий, становящиеся предметом широкого обсуждения в сети. Нет единства у православных христиан даже в отношении чтения рэпа на амвоне и танцев маленьких балерин в храме.

В условиях «рушащейся империи» Дреер предлагает стратегическое отступление. Молитва, порядок во всем, труд, аскетичный образ жизни и общинное жительство дадут христианам шанс сохранения своей веры. Писатель также призывает к практике, а не пустому разглагольствованию. По его мнению, на базе общин необходимо создавать христианские предприятия и школы. Род Дреер непримирим в отношении светского образования. Современные христиане стремятся организовать обучение своего ребенка с целью его дальнейшего успешного устройства в этой жизни. Однако дети довольно часто становятся жертвами духа времени. Не имея твердых нравственных основ, они не всегда способны этому духу сопротивляться. Дреер приводит обезоруживающий пример: как обезопасить чадо от окружающих сверстников со смартфонами, имеющих доступ к интернету и информации ЛЮБОГО содержания? Спорить трудно.

Дреер подводит читателя к монастырскому идеалу жизни для мирян. Мне это напомнило единоверческую традицию

Писатель, взяв святого Бенедикта Нурсийского и его общину за образец, неизбежно подводит читателя к монастырскому идеалу жизни для мирян. Мне это мгновенно напомнило единоверческую традицию внутри Русской Православной Церкви. Священномученик Симон (Шлеев), ярчайший из апологетов и защитников «древлего благочестия» синодального периода, справедливо назвал «монашеским» быт единоверческих приходов. Действительно, у «бенедиктинского варианта» и старообрядной традиции на первый взгляд много общего.

Американские консерваторы традиционно искали внешнего врага, в то время как «яблоко» сгнило изнутри. Дреер отмечает невнимание к христианскому воспитанию и тотальную дехристианизацию общества США. Кстати, говоря о последнем, писатель приводит в пример назначение верующего католика главой Верховного суда Штатов. Это кадровое решение вызвало шквал критики со стороны ряда обозревателей: мол, религия помешает быть хорошим судьей назначенцу. Ничего нам это не напоминает?

Нельзя в постхристианском мире быть христианами только по воскресеньям

Нельзя в постхристианском мире быть христианами по воскресеньям, – говорит Род Дреер, и его слова словно соль на рану. Вопрос о том, является ли вера образом нашей жизни или лишь ее частью, занимающей свою полку в ряду наших интересов и сфер деятельности, можно считать одним из ключевых в религиозном самоопределении личности. В действительности мы понимаем, что вне зависимости от эпохи христианин должен оставаться христианином. Однако агрессивный дух времени, безусловно, требует максимально большего собирания ума и концентрации от верующих.

«Выбор Бенедикта», безусловно, можно назвать полезной пищей для ума. Книга ценна не алармистскими настроениями, а выделением полезной практики христианского жития, которая направлена, прежде всего, на личность и совершенствование общества верующих. Большее внимание к себе, своему образу жизни и состоянию своей общины, аскетизм и упор на личное духовное образование полезны для христианина и в эпоху «империи» – когда за окном все хорошо и «солнце светит». Незабвенные слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» – напоминают нам, даже в церковной жизни порой увлекающимся внешним (хотя, безусловно, и полезным) деланием, что, прежде всего, православному человеку необходимо внимательно и бережно относиться к своему внутреннему миру. Ведь «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).

Владимир Басенков

29 января 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Гарвардская речь Гарвардская речь
Прот. Андрей Ткачев
Гарвардская речь Гарвардская речь
Протоиерей Андрей Ткачев
Целый ряд положений, высказанных Солженицыным в 1978 г., не только не утратил актуальности, но лишь приобрел вкус и подтвердился новыми фактами.
Европа христианская и постхристианская Европа христианская и постхристианская
Прот. Владислав Цыпин
Европа христианская и постхристианская Европа христианская и постхристианская
Протоиерей Владислав Цыпин
Естественно или противоестественно одинаково ценить и любить христианскую и постхристианскую Европу? Ответ известному политологу.
Преподобный Венедикт Нурсийский Преподобный Венедикт Нурсийский Преподобный Венедикт Нурсийский Преподобный Венедикт Нурсийский
Однажды Венедикт вернулся с поля и увидел у дверей монастыря бездыханное тело ребенка, положенное туда его отцом. Движимый состраданием, он умолил Господа, ради веры убитого горем отца, вернуть мальчику жизнь. Слова святого обладали божественной силой и могли даже нака­зывать или освобождать души умерших.
Комментарии
Дмитрий 5 февраля 2018, 01:39
Георгий, "Нельзя осуждать. Вообще нельзя. Никого, никогда". Но если человек ошибается в чем-то, то высказать ему это нужно. Может, этим вы поможете ему грех преодолеть. Равнодушно нельзя смотреть, как кто-то идет по неправильному пути.
Дмитрий 5 февраля 2018, 01:32
Не понравилась статья. Христианство дано людям от Бога. Будет так, как определил Господь. Христианская идея победит, иначе и быть не может. Праведные наследуют землю. Мыслить по-другому (что подорвана интеллектуальная и духовная мощь и т.п.) - это неверие. Мне все это чем-то напомнило рассуждения маркетологов о сохранении имеющейся доли на рынке. Нельзя в таком вопросе делать основную ставку на человеческие усилия. Вспомните историю с исцелением хромого в Деяниях апостолов и в соответствии с каким принципом после этого иудеи решили вести себя по отношению к христианам. Ну а христианами, да, мы должны оставаться всегда. Нельзя быть христианином только наполовину, по праздникам и т.п.
наталья 1 февраля 2018, 23:12
Доброго настроения всем.То,что предлагает автор статьи,есть в Минске.При Свято Елисаветинском монастыре.Для меня это идеал жизни для современного православия в городах. На окраине города монастырь,при нем мужское и женское подворье,где трудятся воцерковляющиеся люди,отверженные обществом. При монастыре много мастерских и производств, где работают православные миряне. Они состовляют общину при монастыре. Православная школа,миссионерская деятельность за границей,православные фестивали, патронажная служба,сестричество, опекающее детский интернат и больницу.Для детей много всего. И при этом ни какого православного гетто.
Катерина 31 января 2018, 23:23
Владимир Вусек31 января 2018, 19:12 - и кому же конкретно надо к этим корням вернуться? Читателей-участников обсуждения этой статьи? Уверенна, что они все без исключения вступили на Лествицу, ведущую к Небу и карабкаются по ней упорно, частенько оступаясь, но тем не менее их вектор направлен к Нему. Может быть, своих соотечественников? Но там ведь тоже есть православные приходы. И ничто не останавливает и их вереуться к этим самым корням. Отчего медлят? Может быть, консерваторов-соотечественников? И их никто не неволит оставаться вдали от этих корней. Так кто ж всё-таки целевая группа автора?
наталья31 января 2018, 22:46
Отвечаю Руслану.Сейчас много русских православных семей уезжают из Европы и других стран в Россию из за детей.В своем комментарии я написала о троих наших знакомых семьях из Канады. Одна семья переехала в Дивеево, дочка учится там в школе при монастыре. У всех свои причины проживания за границей. Семьи командированных священников, дипломатических работников, и т.д. Наша семья из этой категории. В Женеве есть русская школа при посольстве. Многие туда детей отдают. Не забывайте о смешанных семьях, где отец швейцарец. А мама воцерковилась за границей. Господь нас не оставляет, и помогает избегать всех этих гадостей. Но бывает трудно из за содомской политики Европы.
Владимир Вусек31 января 2018, 19:12
Слава Богу, что есть такие люди как Дреер! Российская "элита" всегда тянулась к западному. Как все Вы знаете план уничтожения Росси построен на подмене ценностей, профанации, дебилзации и идеологии потребления. Вертуальный мир: смартфончики и телефончики, замкнутость и полная пустота, потребительское отношение к человеку. Дреер не призывает создавать монастырские "гетто", он призывает вернуться к своим христианским корням. Что касается нас россиян, то надо признать честно, что план Алена Далесса выполнен на 1000%.Нужны изменения в конституции и в законодательстве, должна быть прописана государственная идеология: Россия православная страна без ограничений для других вероиповеданий
Руслан31 января 2018, 14:16
Наталья, простите, не в Австрии, а в Швейцарии*
Георгий31 января 2018, 14:07
Алла, вы совершенно правы. Имеем пример девочки, мама которой и тетя одеваются скромно, красятся минимально, ходят в храм, не орут на ребенка, а имеют с ним доверительные отношения. Результат: хоть ребенок ходит в обычную школу и в 15 лет уже знает всё "плохое", но понимает почему(!) это плохо, сама различает пошлость и вульгарность. Конечно ей было бы легче в спец. школе с такими же детьми, но жизнь вообще-то не оранжерея, поэтому учимся терпению.
Валерий Жданов31 января 2018, 00:25
Да надо жить просто : любить, трудиться и Богу молиться.
Алла30 января 2018, 21:03
Я против православных гетто. Детей вечно в нем держать не получится, а незнакомый с миром ребенок не сможет и избежать его соблазнов. Вот если мать говорит дочери, что нельзя фривольно одеваться и вести себя, то дочке надо видеть пример, почему нельзя, видеть последствия. Если она общается с разными сверстниками, то воочию увидит, что девушки, выглядящие и ведущие себя подобным образом, имеют и неприглядные последствия от такого поведения. А если она будет сидеть в "гетто", то увидев потом только внешнюю сторону, может ей прельститься. Она увидит только красоту и легкость бытия, но не что стоит за этим.
Руслан30 января 2018, 20:22
Наталья, простите, если так плохо в Австрии и так хорошо в России, то почему вы живёте в Австрии? Я уже море таких комментариев видел. Все пишут о том, как плохо на Западе и как хорошо в России, вот только таких людей с этого самого Запада палкой не выгонишь.
Катерина 30 января 2018, 16:18
"Таким образом, древняя Россия в замкнутости своей готовилась быть неправа, — неправа перед человечеством, решив бездеятельно оставить драгоценность свою, свое православие, при себе и замкнуться от Европы, то есть от человечества, вроде иных раскольников, которые не станут есть из одной с вами посуды и считают за святость каждый завести свою чашку и ложку". Это то, что предлагает нам американец, и давным-давно опроверг Достоевский.
Дмитрий30 января 2018, 13:00
"...необходимо замкнуться, поднять уровень религиозного образования и просвещения в своей среде в целом, уделить внимание и силы созданию коммерческих предприятий, основанных на фундаменте прочных духовных убеждений." ЛУЧШЕГО ДЛЯ РОССИИ и пожелать нельзя. Конечно речь должна идти не только о коммерции, мы же не американцы.
Дионисий30 января 2018, 00:44
Среди экономически развитых стран с высоким уровнем урбанизации только в Израиле рождаемость достигает трёх детей на женщину. При этом неверующих в Израиле мизерное количество http://www.demoscope.ru/weekly/app/world2017_1.php Как верующим, доминирующего там иудаизма, удалось добиться подобного? С одной стороны жизнь сплочёнными общинами по Дрееру, а с другой стороны сплочённое голосование за партии религиозно-патриотического лагеря. Веб-админ портала "Православный Медик" Дионисий.
наталья29 января 2018, 22:06
Прочитала статью и думаю,что автор прав. Мы живем в Швейцарии. Двое детей.Соблазны мира выводят не только подростков из Церкви,но и проникают через нас взрослых в виде теплохладности. Думали с мужем о будущем православных в Европе и пришли к выводу, что так и будет, как в статье. Выбора не останется. Три знакомые семьи из за детей переехали из Канады в Беларусь. Учат детей в православной школе при Свято Елисаветинском монастыре. У нас в Швейцарии в школах разрешают работать содомитам, где детям все это внушается на уроках секспросвета. Хорошо,если директор школы христианин или кантон католический.Тогда повезло.А в России пока все хорошо, не без ошибок,но вся духовная надежда на нее.
Георгий29 января 2018, 16:48
Очередная книга про внешнюю форму. Да, все на исторических предпосылках и логике, но если жизнь по Евангелию не является главной задачей, никакая форма не поможет. Наша задача не искать удобные загоны, а топать за Пастырем куда бы он нас не вел. Прыгать через канавы, лезть в гору и т.п. Только радикальное следование Евангелию изменяет мир, и неважно в правгетто ты сидишь или в пабе. Да, надо не врать, вообще не врать. Работа заставляет - увольняйся или снимай крест. Нельзя осуждать. Вообще нельзя. Никого, никогда. Попросили - помог, помог без оговорок. И так далее. И дети вырастут глядя на это какими надо и окружающие изменятся.
Екатерина29 января 2018, 15:20
Господи, благослови! Как жаль, что эта статья только оной и останется, соберет комментарии всех толков и канет в информационном потоке. Помните "Собачье сердце", где в доме Филипп Филипповича начали петь? - "все, дому конец"...Не знаю, когда это началось и где, но мы "начали петь", водить хороводы, разрезать торжественно ленточки у врат новых храмов и т.д. Покажите мне православные школы, университеты, больницы, дома призрения, предприятия...Мы стали продавцами воздуха, превратились в демагогов и философов! Я не умею и не хочу заниматься политикой, я умею рожать здоровых и умных детей, учить их любить Христа, покажите мне православное гетто, мне туда надо...Не народ потерял веру, вера его...
катто29 января 2018, 14:06
последние статьи вызывают смешанные чувства-домашний дет.сад,ДО,православные общины и т.д.было такое американское шоу(не помню называние)-там молодые члены какой-то реалигиозной общины впервые выходили "в мир"-я смотрела отрывки-молодежь настолько обалдевала от увиденного вокруг,что бросалась во все тяжкие.разве правильно огораживать человека от мира?ведь ранние христиане жили вообще среди язычников и не огораживались от них,а,скорее,подавали пример благочестивой жизни так,что многие язычники уверовали! так не правильнее ли православным жить также среди смешаного общества,показывая другим,как хороша и красива жизнь с Христом и уча своих детей преодолевать соблазны??
Антоний29 января 2018, 12:48
Катерина, в целом я знаю устав, поскольку закончил семинарию. Для вас будет, наверное, сюрпризом узнать, что тема православных монашеских уставов наиболее полно раскрыта на данный момент не столько православными (за искл. Π. Παναγιωτάκος), которые, к сожалению, мало этим интересуются, а иезуитами, тем же Placidius de Meester и др. И это наш позор.
Alexander29 января 2018, 11:21
Ктерина, прислушайтесь к словам Антония. Это действительно так. Радостно, что у нас немало грамотных и знающих Историю Православной Церкви людей. Антонию - моё уважение. Спаси Господи.
Катерина 29 января 2018, 11:12
Антоний29 января 2018, 10:43 - в православной греческой церкви был долгое время принят Устав Св. Саввы Освященного. Мы его знаем? Вы? Нет, скорее всего. Почему ж тогда непременно устав латинянина как основа... спасения христиан? Наверное, потому что он по духу ближе авторам книги и статьи чем Св Сввва
Ксения29 января 2018, 10:50
На фоне душеполезных житий и поучений святых, той нашей сокровищницы, которая не иссякала веками, и на фоне уже несколько лет начавшегося духовного поворота России к своим корням, чему постоянные читатели этого портала являются свидетелями, а зачастую и непосредственными его участниками, работа Рода Дрейера выглядит как симпатичный игрушечный домик на фоне огромной каменной скалы, возвышающейся величественно... И прекрасно, что православие коснулось души и этого человека, ведь это церковь Бога Живаго... В Америке, может быть, она и проиграла, но не здесь...
Антоний29 января 2018, 10:43
Катерина, Бенедикт (по-другому Венедикт) Нурсийский - ПРАВОСЛАВНЫЙ святой, который написал свой устав в VI в. от Рождества Христова. Так что говорить о том, что мы что-то там перенимаем из латинского Ордена бенедиктинцев СОВЕРШЕННО неправильно. Это НАШ святой, это НАШ устав, но вот то, что мы о нем мало знаем, не делает нам чести.
Катерина 29 января 2018, 10:30
Эпоха Просвещения поставила в центр человека (эпоха гуманизма), а не Бога. Вот и все.
Катерина 29 января 2018, 10:25
Трогательна забота о спасении и сохранении христианства, и развитии духовности христиан у бойкого пером автора книги, сменившему уже 3 религиозных конфессии:) но, может, пора б ему наконец сделать паузу и начать спасать свою собственную душу? автору статьи - за прошедшие 2 тысячи лет у православных христиан уже накопилось достаточно проверенных временем православных учителей, советы которых актуальны во все времена и для всех народов. И сейчас они не перевелись - тот же Афон. Потому необходимости перенимания какого-то особого аскетического опыта Ордена бенедектинцев не вижу.
Олег29 января 2018, 09:57
Не только американские консерваторы,мы ищем внешнего врага, - в то время как "яблоко" сгнило внутри.Спаси Господи нас всех грешных!
Анна29 января 2018, 09:34
Статья обещает вызвать шквал критики противников "православного гетто"... а посмотришь вокруг и думаешь - а не прав ли Дреер? Спасибо В. Басенкову за статью, хорошая информация для размышления...
Евгения Пешкова29 января 2018, 09:01
Очень интересно было бы почитать. Но где же ее купить? Переводили ли ее на русский?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×