Человек умер. Что делать?

Размышления неофита

Геннадию Хазанову как-то задали в интервью непопулярный вопрос. «Вы не боитесь смерти?» – спросила артиста симпатичная журналистка. Хазанов улыбнулся и спокойно ответил, что бессмысленно бояться того, чего нельзя избежать. И добавил: «А вообще – это всегда проблема для того, кто остается».

Мы остались

Я – один из тех, кто остался. Остался один на один с горем, когда умер родной и любимый человек. Умер неожиданно, скоропостижно, внезапно. Я мог бы много и долго описывать свое горе, но, думаю, что каждый, кто терял близкого человека, знает всю палитру этих не передаваемых словами чувств… Поэтому расскажу о другом.

Я – самый обычный человек. С одной стороны, вроде и верящий в бессмертие души и жизнь вечную. С другой – в церковь заходящий от случая к случаю, не знающий наизусть ни одной молитвы, кроме «Отче наш», и привыкший считать, что зажженная перед иконой свеча – вполне достаточный вклад в собственную духовную жизнь.

Так было всегда, сколько себя помню. Ну, как минимум, последние лет сорок. Удобное «традиционное» объяснение своего равнодушия к вере всегда под рукой: мол, так нас воспитали – пионерами-комсомольцами, которым «Взвейтесь кострами синие ночи» с детства заменили «Верую во Единого Бога Отца»…

Утешая собственную совесть этим «убедительным» доводом, как-то забываешь, что со времен детства прошла уже целая жизнь. И, будучи взрослыми дяденькой или тетенькой, возлагать ответственность за собственное бездуховное существование на живших под прессом коммунистической идеологии родителей инфантильно и, как минимум, нечестно.

Но я отвлекся. Смерть давно стала чем-то привычным для нас, поколения обывателей и телезрителей. Убийства, теракты, катастрофы, уход кумиров исчезающей эпохи…

Главная наша беда – незнание того, что происходит с близкими после смерти

Все это воспринимается как очередная новость. И если что и способно пробить эту броню бесчувствия – так только смерть любимого и родного человека. Который был настолько неотъемлемой частью твоей жизни, что ты воспринимаешь его кончину как физическое страдание. Как будто тебе без наркоза руку отрезали. Или кусок сердца.

Боль отрезвляет и обостряет чувства. И где-то даже проясняет разум и духовное видение. Ты понимаешь, что человек умер. Но ты чувствуешь, что он продолжает существовать. Почти физически ощущаешь его присутствие в первые дни после смерти. И как никогда ясно понимаешь, что душа умершего продолжает жить какой-то своей невидимой жизнью.

Но только ты об этой жизни ничегошеньки не знаешь! Ничего, кроме каких-то случайных обрывочных сведений, где-то когда-то услышанных, прочитанных, пересказанных тебе такими же «знатоками», как ты.

И в этом главная проблема и беда того, кто остается. Подчеркну: главная беда – не в смерти родного человека, а в незнании того, что с ним происходит после смерти, и непонимании, как и чем ты можешь помочь.

Особенности национальных похорон

Специфика отечественной ритуальной индустрии такова, что подумать о вечном в самый важный для этого момент тебе категорически некогда. Если твой близкий умер дома, тебе сперва нужно вызвать «Скорую помощь», которая не спеша приедет после всех срочных вызовов, чтобы подтвердить страшный факт и дать соответствующую бумагу. С ней в руках ты будешь ждать полицию, которая выпишет справку о «ненасильственности» кончины. И только после этого ты сможешь передать тело в руки спецов из похоронного агентства.

Ритуальные услуги нынче довольно развитая сфера коммерции, о чем свидетельствует просто нечеловеческий уровень конкуренции. Встречая и провожая медиков и полицейских, я уже знал, какая контора займется похоронами, и ждал представителя, который сказал по телефону буквально следующее: «Дверь никому не открывайте! Спрашивайте имя и фирму! К вам выехала Вера! Пароль – название нашей фирмы».

Всего через 10 минут я понял, почему услуга сопровождалась паролями и опознавательными знаками. Дело было поздним вечером, однако домофон в квартире не умолкал. Один за другим в дверь ломились «соболезнующие» представители траурных агентств. Как выяснилось, в госслужбах, официально констатирующих смерть и выдающих соответствующие справки, полно «информаторов», которые извещают ритуальщиков о появлении нового «клиента».

Дальше бюрократическая история продолжается. Собрав все бумаги, бежишь к участковому врачу в поликлинику за справкой о смерти. И тут тоже случаются неприятные проволочки. Мне, например, «повезло» с девушкой в регистратуре, которая никак не могла заполнить форму справки через программу в компьютере. Выдача минутной бумаги затянулась на пару часов…

Много еще было чего. И все это время я и другие родственники нервничали, говорили о пустом и сиюминутном с посторонними людьми, хлопотали, бегали, собирали деньги из всех заначек, обзванивали знакомых и друзей, впадали в отчаяние и делали еще много всего бессмысленного. В то время как осиротевшая душа металась где-то совсем рядом, прося о помощи и молитвенной поддержке.

Сорок дней после жизни

Смерть святой Феодоры и видения мытарств души (Лубок, XIX век) Смерть святой Феодоры и видения мытарств души (Лубок, XIX век)
Хорошо, что оказался рядом человек, который начал читать Псалтырь в первые часы после смерти. Хорошо, что батюшка, которого звали отпевать домой, пригласил в церковь, пояснив, что домашние отпевания не благословляются. Хорошо, что среди друзей и родных нашлось много искренне и глубоко верующих, которые подсказали, что необходимо сделать в первые дни, чтобы хоть как-то облегчить посмертную участь дорогого человека.

Все это было хорошо.

Но это были только первые шаги в сторону истины и укрощения своего эгоизма. Ведь что такое горе от потери близкого? На 99% – эгоизм. Это мне плохо от того, что человека больше нет рядом. Это мне тяжело! Это я страдаю!

Да, потеря тяжела. Да, эту боль ничем не унять. Да, это переживание из тех, что не пожелаешь и врагу. Но есть одно «но», которое пересиливает все это. Истинная любовь бескорыстна. И имеет целью счастье и благополучие того, кого любишь. И если взять это за аксиому, то смерть близкого – не повод упиваться своим горем, убиваясь день и ночь.

Пустые слезы – путь в никуда, ничем не помогающий душе усопшего. А помогать нужно. И возможно!

Да, это горе. Но прежде всего надо задать себе вопрос: «А каково сейчас ему?» Пустые слезы – путь в никуда, разрушающий душу горюющего и ничем не помогающий душе усопшего. А помогать нужно. И возможно! И прежде всего в первые сорок дней после того, как душа покинула тело.

Не возьмусь подробно пересказывать христианское толкование того, что происходит с душой в первые сорок дней после смерти. Эту информацию легко найти в православном интернете. Суть в том, что душа проходит целую череду испытаний, поднимаясь с грешной земли к небесной обители. Православие называет их «мытарствами». И насколько тяжело или легко будет душе пройти эти испытания – зависит отчасти и от нас, от тех, «кто остается».

Верим мы или не верим, не так важно. Важно – любим ли. Ведь настоящая любовь не заканчивается со смертью. И если по-настоящему любишь своего близкого – будешь и молиться о нем, и милостыню раздавать, и добрые дела делать во имя его… А если себя любишь больше – будешь плакать, горевать и убиваться. А то и беспробудно пить горькую, что уж там.

Пить или не пить за упокой

Поминки – неотъемлемая часть похоронного ритуала. «Хотел я выпить за здоровье, а пить пришлось за упокой», – крутилась и у меня в голове эта строчка после похорон. Традиционно на поминальном столе практически всегда стоят блины с медом, кутья и вино с водкой. Кто что любит, как говорится. Кое-кто еще ставит стакан с водкой «для покойника», накрывая его куском черного хлеба. Как сказал один батюшка: правильно по сути, но неверно по форме.

Поминать нужно. Поминальная трапеза – это символическая раздача милостыни и питание голодных, которые мы посвящаем памяти усопшего. И которые, по идее, должны бы зачитаться в добрые дела, делаемые живыми в его пользу.

Душа усопшего так ждет от нас искренней молитвы и добрых дел в память о нем

А теперь ответьте сами себе на простой вопрос: можно ли считать добрым делом застолье, на котором пьют без меры, пьянеют, говорят много лишнего и не относящегося к причине, собравшей всех за столом? Как и чем это помогает душе, проходящей в это время через мытарства?!

«Какие же поминки без вина?» – удивленно ответила мне одна дама, когда я предложил убрать бутылки со стола. Увы, мы до сих пор невежественны в этом вопросе. Пишу «мы», потому что и сам такой. Как и у многих, мой ум – копилка глупых и бессмысленных суеверий. Ведь обязательно «надо накрыть богатый стол на поминки»! И чтобы вино с водкой были. Но только «пить, не чокаясь»! И есть можно «только ложками». И «зеркала надо завесить, пока покойник в доме»! И «гроб нельзя родственникам нести»! И много еще всяких бессмысленных суеверных «нельзя» и «надо», которые полностью заслоняют собой важность главного, чего ждет от нас душа усопшего, – искренней молитвы.

У Бога все живы   

Михаил Бурляш Михаил Бурляш

Когда-то в юности я считал, что Церковь – для старушек. И когда узнавал, что такой-то и такой-то вдруг воцерковился и стал посещать храм Божий, соблюдать посты и молиться, делал простой и примитивный вывод: наверное, заболел или старость подкралась. Человек боится смерти и «на всякий случай» решил уверовать.

Нет, случалось, конечно, и мне заглядывать в храм. Бывало, свечки ставил перед экзаменами. Или когда удавалось выскользнуть невредимым из какой-нибудь передряги. И за упокой ставил, молился как мог. Но всё это было скорее данью традициям, без глубокого понимания сути.

Только сейчас начинаю осознавать свое невежество. Смерть родного человека открыла мне глаза.

Сегодня многие ходят в храм. А особенно много людей приходит на службу в дни поминовения усопших, в родительские субботы. Почему? Потому что чем больше близких тебе людей оказывается в мире ином, тем сильнее твоя душа тоскует по ним. И тем больше твое желание помочь, выхлопотать для них лучшую участь. Молитвой, постом, добрыми делами.

Нерукотворный памятник

«По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16), – сказал Христос о лжепророках. Однако это верно и в отношении любого из нас. Что толку быть хорошим на словах и при этом бесполезной эгоистичной пустышкой в делах? Как пел Константин Никольский: «Я добр, но добра не сделал никому». Увы, это о большинстве из нас.

Десять лет назад любимец миллионов, талантливый актер и человек, достойный уважения, потерял любимую жену. Можно представить, как было велико его горе. Что же он сделал? Он учредил благотворительный фонд, который вот уже десятый год помогает детям с опухолями головного мозга. И это лучшее, что он мог придумать в память ушедшей в мир иной любимой женщины. Придумать – и осуществить!

Не кусок мрамора, не гранитная плита, не дорогущий могильный крест. Благотворительность, добрые дела, бескорыстная помощь другим – вот памятник, который нужен душам наших родных. Константин Хабенский это понял. Поймем ли мы? Или в погоне за видимыми и по сути формальными проявлениями скорби и любви забудем о том, чего действительно ждут от нас души наших умерших близких?

Не мертвые – живые души.

Михаил Бурляш,
музыкант

17 апреля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр 1 декабря 2020, 11:31
"Рыдаю и молюсь-не помогает..." Исповедоваться, каяться, причащаться-это всё, чем могу вам помочь. Простите...
М25 мая 2019, 16:35
Надежда,даруй Вам Господь терпения и сил!
евгений 7 мая 2019, 18:51
Надежда26 мая 2018, 17:05

Надежда,поверьте,безо всего,перечисленного Вами,было бы еще хуже. Дай вам,Боже,сил в несении креста,выпавшего на Вашу долю. Страшно представить,что Вы переживаете. Укрепи вас,Господь+++++++++++++++++
4 февраля 2019, 17:48
Пусть будут силы у всех нас справиться со своим эгоизмом и сделать в этом мире что-то хорошее. Прости, Господи.
Царство Небесное всем, кто ушел, пусть их души обретут мир и радость.
Сергей15 сентября 2018, 21:36
Мне понравилась статья. Только есть одно замечание: чтобы молиться, надо обладать верой в Бога. Не той сиюминутной, когда ставишь свечку в церкви или следуешь каким-то обычаям, не понимая их суть, а настоящей.

Что такое настоящая вера? Бог всеблагой, чувствующий, прощающий, и Он заботится о каждом. Но те, кто обращаются к Нему с благодарностью, те, кто выбирают Его истинным другом, служат Ему, храня в сердце сокровенные молитвы и общаясь с Ним ежедневно, вот молитва таких только людей может принести результаты для умершего. Как, впрочем, и для живущих.
Надежда26 мая 2018, 17:05
Хорошая статья.
но всеравно не знаю, как обрести смысл жизни-осталась одна без дочери,мне 61,ей было 39- ушла из жизни 15 февраля в страшных муках от онкологии.До сих пор в глазах ее измученное операциями и многочслеными химиотерапиями тело.Молюсь и рыдаю. Рыдаю и молюсь.Церковь,литургия,заупокойная служба,неусыпаемый псалтырь, и т.д. не помогают.
Татиана21 мая 2018, 12:40
Благодарю сердечно за статью! Я тоже переживаю этот тяжёлый период:недавно умер мой любимый муж Александр, с которым счастливо и дружно прожито 43 года...
Мария Бычкова19 мая 2018, 23:08
Моя мама скончалась на 104 году жизни. Мы готовились к её успению, молились о том, чтоб Господь удостоил её христианской кончины: духовный её отец 2-3 раза в месяц исповедовал и причащал маму, навещая её на дому.Слава Богу, всё произошло так, как учит православная вера, Конечно, и у нас были формальности с оформлением бумаг, которые оторвали меня на несколько часов от молитвы над усопшей родительницей, но другие сродники , друзья помогли соблюсти весь ритуал прощания и погребения. Всё произошло без суеты, осталось в душе благостное, высокое состояние,Слава Богу!Поняла, надо готовиться к смерти.
Юлиана17 мая 2018, 10:48
Эта статья очень близка мне. Справки, бумаги, формальности, суеверия... Как говорит моя мама: "У человека горе, а он должен бегать оформлять все эти бумажки, звонить, договариваться о похоронах, готовить еду для соседей (а как же?)". Еще не забыть завесить зеркала, вымыть пол после выноса тела, вымыть руки не заходя в дом, когда придешь с кладбища. Недавно умерла моя тетя и крестная, и я видела все это. Тетю хоронил мой двоюродный дядя - протестанский пастор. Остальные родственники и друзья неверующие. Я младше всех в семье и самая верующая. На похоронах я поняла, что вся ответственность за молитвы о ее душе ложится только на меня. Кроме меня некому за нее молится! И вот молюсь изо всех сил.
Лиля13 мая 2018, 22:38
Мой сын умер. Помогите мне.
орешкина людмила11 мая 2018, 09:38
Смерть близких-это такая сложная гамма чувств:и горе,и слезы,и надежда.Надежда,что Господь помилует того,кто тебе дорог.Не следует перекладывать все поминовение на Церковь,на монахинь,читающих неусыпаемую псалтирь.Самим надо потрудиться!Ведь мы же заботились о человек в его земной жизни.Разве можно бросить его сейчас,в его мытарствах?И чем реже умерший человек бывал в храме,тем усерднее должна быть молитва любящих родственников.А о своем чрезмерном отчаянии следует думать как о грехе.Очень горевала о кончине родителя своего.Стала часто ходить на службы в монастырь-и боль стала отступать.А когда умерла мама,уже знала,как помогать её душе,и боль утраты была наполнена надеждой на спасение
Сусанна 4 мая 2018, 07:57
Благодарю!
Екатерина28 апреля 2018, 10:55
23 апреля 2018 Хабенский рассказал в программе Познера:
«Одиннадцать лет назад в моей семье случилась беда. У Насти, моей жены, обнаружили онкологию головного мозга. Сделали две операции, мы переехали в Америку продолжать лечение. Чтобы отвлечь ее от этой истории, я предложил ей заниматься помощью другим — детям с этой же болезнью. И она начала. Мы начали вместе, потом ее не стало, и я понял, что грош нам цена, если это будет однодневная история».
За 10 лет своего существования фонд помог 1700 ребятам!

Вот вам и живой памятник.
Вадим К.22 апреля 2018, 16:34
К жизни на земле и к смерти не следует относиться слишком поверхностно. Господь ясно сказал: узки врата и тесен путь в Царство Его Отца, и, увы, немногие даже из тех, кто поищет их, найдет и наследует. Не следует забывать и цену за ту командировку или, если угодно, возвращение: смерть на кресте Богочеловека. Ведь она и от нас что потребует в тот час? Кто не возненавидит все от мира сего и даже жизнь свою, окажется недостоин! Мало одних добрых дел, нужно быть готовым даже на последнюю смерть, иначе что еще означает: возненавидит даже и душу свою? Уместно ли при этом говорить так, будто прекрасная страна нам уже обеспечена? Кто же будет нести свой земной крест до конца, не мечтая об эдемах?
Елена22 апреля 2018, 11:13
Спасибо Михаилу за то, что он искренне поделился с нами своим жизненным и духовным опытом. Как бы не готовились мы в душе к своей смерти или к смерти наших близких, она всегда приходит неожиданно. Забыты традиции, когда всем миром провожали покойного, разделяя горе осиротевших близких.
Хочу поделиться своим опытом - чтение Псалтыри по усопшему очень помогает близким пережить горе и избавляет от лишних слез. А еще больше помогает новопреставленной душе, которая так нуждается в нашей молитвенной помощи. Смерти нет, есть переход из временной жизни в вечную. И важно не в каком гробу будет лежать покинутое душой тело, но важно где обрящет свое вечное пристанище душа.
Вадим К.21 апреля 2018, 15:02
Наталия и Галина! Михаил не отрицает скорби об усопших близких, и Вы слишком все-таки его строго судите. Он пишет о другом, о том как именно неверующие, не имеющие упования о своих умерших, как пишет ап. Павел Солунянам, неразумно проявляют действительно естественную скорбь о своих близких. Мы должны помнить и не забывать, что печаль наша ни в каком случае, даже самом тяжелом, не должна быть о земном, она должна быть по Боге, и тогда только она будет в жизнь, а не в смерть. И действительно, Христос в случае с прав. Лазарем дал пример, как мы должны воспринимать смерть друга или родственника: достаточно умеренный плач и вера в воскресение.
Сергей20 апреля 2018, 20:09
Наталия Ростова 17 апреля 2018, 09:43: "Смерть - это командировка в Прекрасную Страну, где тебя ждут и где тебе все рады...И это долгожданная встреча с любимыми!"

Я бы сказал наоборот: Жизнь - это командировка в Прекрасную Страну, где ты знакомишься с Создателем, Его миром, созданным для нас, своими родными, близкими, друзьями... А смерть - возвращение домой.
николай-пенсионер.19 апреля 2018, 07:50
Молодец нет слов ,сказал в точку.ОГРОМНОЕ ДРЕМУЧЕЕ НЕВЕЖЕСТВО В РОССИЯНАХ,продолжает жить,после гонений в боле чем 70 лет. Ну а поплакать сам Бог велел.И Костя плакал,но нашел правильный шаг.Хранит Вас Господь.
Svetlana18 апреля 2018, 20:42
Спаси Господи люди твоя! умудри и вразуми!
Алина18 апреля 2018, 11:19
Была недавно на похоронах без отпевания. Поистине это было печально! Все молчат, родственники тихонько плачут, потом кто-то из коллег попытался сказать что-то хорошее... неловкость и непонятность. Когда батюшка отпевает усопшего, а потом говорит утешительное слово о том, что все воскреснут, что теперь надо милостыню творить и молиться об усопшем, это придает смысл смерти и прощанию, даже в глазах тех, кто раньше этого смысла не видел, люди понимают, что им делать дальше, и могут молиться каждый в свою меру. А для кого-то это становится началом пути к Богу. Так что если человек был крещён, надо обязательно отпевать в церкви или сейчас легко можно в ритуальном зале заказать отпевание.
Екатерина18 апреля 2018, 09:17
Жаль не было этой статьи, когда случилась у нас беда.
До сих пор ощущаю вину за свою беспомощность, незнание, непонимание, суету, слабость...
Один мой приятель любит использовать выражение "божественный пинок".
Это, наверное, не совсем тот случай, но все же.
Смерть родного человека - не просто пинок,
это удар кувалдой по голове и сердцу. К этому нельзя быть готовым.
Но если хотя бы немного понимать суть нашего мироздания, хоть немного знать про жизнь вечную -
наверное это всё-таки чуть легче пережить... спасибо, автор

natalja18 апреля 2018, 00:15
Хорошо когда на похоронах есть много верующих, молящихся людей и которые знают, что человек переходит от временной жизни, в вечную к Богу! Люди молятся о упокоении усопшего. В церкви тишина при отпевании. На похоронах моего мужа была суета: выходили, заходили, разговаривали. Народ не понимает о чем там батюшка молится, ходит вокруг гроба и кадилом машет.Взоры на детей и жену, если нет истеричного плача, то жена особо и не переживает и.т.д. На поминках не понимают: почему же нет водки?И потом осудят. Своим сказала отпойте в церкви тихо, тихо и молитесь, чем меньше народу будет, тем лучше и меньше суеты.
Галина И.17 апреля 2018, 18:15
P/S. Мне так понравились слова архимандрита Андрея (Конанаса), вынесенные им в заголовок статьи "Шашлык с соусом, или не строй из себя святого". И когда я пытаюсь навести на себя лоск"православной" (о-го-го!),или вижу, как кто-то старательно пыжится, выдавливая из себя высокомудрие, мне становится смешно. Я сразу вспоминаю: "..не строй из себя святого". Или святошу. Или супердуховную. Прп. Иоанн Лествичник: " Бесчувственный есть безумный мудрец..О смерти любомудрствует, а живет как бессмертный"(ст.18).Христос- Победитель смерти, и мы должны со смирением переносить все скорби, благодаря Бога.Но кто из нас может похвастаться гарантией своего вечного блаженства? Кто уже очищен от всех грехов.
Михаил17 апреля 2018, 16:53
Хорошо поговорил-написал о смерти.
Ольга Нечаева17 апреля 2018, 15:46
Согласна с Натальей. Это не 99% эгоизм. Горе должно быть выплакано иначе сердце может разорваться. Бог дал людям слезы не спроста и сам плакал о Лазаре. Стараться, конечно, не убиваться с горя, держаться, но всё-таки хотя-бы один раз выплакать все. Как разорвать сердце напополам, если это действительно близкий человек и не плакать от боли.
17 апреля 2018, 13:32
Смерть близкого- это рана. кровоточащая.Ине плакать невозможно,потому что болит, потому что любовь оголилась и нет рядом близкого, который согревал.Только в молитве ощущаешь облегчение, и молитва тоже со слезами...
Галина И.17 апреля 2018, 12:53
Согласна с Наталией (17 апреля 2018).Мы так цинично порой стремимся убить самое сокровенное- память об усопших близких и дорогих нам людях. Изгоняя из сердца светлую печаль и скорбь, делаем его окаменевшим. Вот где подспудный настоящий эгоизм- чтобы мне не было горько и печально, чтобы я не заболел.Плюнь на все и береги свое здоровье! Бесстрастие превращаем в ледяное равнодушие.А ведь Свящ. Писание говорит о другом: Сам Господь скорбел о Лазаре, и Авраам оплакивал свою возлюбленную Сарру, и все святые скорбели и плакали, теряя близких. "Двое будут одна плоть", и если вдруг умирает любимый муж, твое сердце кровоточит долго. Важно поминать, молиться и не превышать меру скорби. Любовь вечная!
Ирина17 апреля 2018, 12:09
И поплакать не возбраняется, и Псалтирь почитать, и в Храме свечу поставить на отпевание родного человека... все мы люди из плоти и крови Христовой! Если душа скорбит, то слезы сами катятся...
Татьяна17 апреля 2018, 10:46
Согласна с Наталией Ростовой. С самого раннего детства, в котором не было Церкви и осознанной веры, смерть представляется мне счастьем и возвращением Домой. Конечно, не блаженным успением, а сложным, тернистым, опасным, страшным путем, но, все-таки, - Домой.
ljubinka17 апреля 2018, 10:27
ХВ!
Молим Вас да преведете овај текст за Српску верзију православља.

Благодарим
љубинка
Наталия Ростова17 апреля 2018, 09:43
Сколько мудрости в словах неофита! Смею предположить, что у Михаила хорошие духовные наставники. Умер человек..Значит пришло его время..В минуты моего отчаяния, я всегда хочу к Богу. Прям город давит, стены, люди...И хочется вылететь, как торпеда из этого мира и оказаться рядом возле Любящего Отца...Но потом приходит осознание, что есть ещё долги не отданные, грехи не побеждённые, дела не доделанные, дети недоученные..и отпускает. И это при том, что я очень люблю жизнь! Но если каждый день думать о смерти, то она уже не кажется чем-то противоестественным и ужасным. Смерть - это командировка в Прекрасную Страну, где тебя ждут и где тебе все рады...И это долгожданная встреча с любимыми!
Сергей17 апреля 2018, 08:29
А ещё можно добавить в продолжение песни К.Никольского: "Я тот, чей разум прошлым лишь живёт..." потому как в момент скорби - одни воспоминания о прошлом, не думая, что надо что-то делать для будущего. Как было уже давно сказано: неумеренная скорбь по усопшему - это не по-христиански.
Наталия17 апреля 2018, 08:02
"На 99% – эгоизм. Это мне плохо от того, что человека больше нет рядом. Это мне тяжело! Это я страдаю!"
Никогда и ни разу не эгоизм! Нельзя так обесценивать страдания в связи со смертью родных! Иначе превратишься в правильного "православного робота", который делает всё "как надо". Какие ещё 99%? Неправда. Христос плакал после смерти Лазаря, а мы будем строить из себя "правильных" и непробиваемых? Действительно, после смерти близкого куча земных дел,без которых ты просто не похоронишь человека. И их надо умудриться совместить с чтением Псалтири, организацией отпевания и т.д. И все это - когда ты сам - живая рана и сам отчаянно нуждаешься в утешении. Цинично называть данное состояние эгоизмом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×