Забота о ближнем ведет нас к Богу

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Христос исцеляет слугу Капернаумского сотника Христос исцеляет слугу Капернаумского сотника
    

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры сегодня в Евангелии мы слышали о сотнике, римском военачальнике, который пришел к Спасителю с просьбой исцелить его слугу: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». При этом он показал удивительную силу веры и доверия Богу и потому увидел Силу Божьего промышления.

Каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу

Забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек.

Святые отцы говорят: «Не ищи чудес, чтобы веровать, ибо не от чудес вера; а приобрети веру, чтобы видеть чудеса; ибо чудеса от веры. Если будешь иметь веру, то каждую минуту, в каждом [явлении природы], в каждой [вещи] будешь видеть чудо; и в себе самом будешь видеть чудо; чудно рождение, чудно питание, чудно житие, и в жизни сколько чудес! И в малом и в великом Бог». «Приучай свое сердце, – говорят святые, – во всем видеть Господа, за все Его благодарить». «Нам Благой Бог дал обильные дарования и не попустил, чтобы мы страдали», поэтому и «мы должны сострадать своему ближнему, который страдает». И тогда Господь обязательно подаст человеку радость.

Во всяком случае и при всякой встрече нужно делать то, что хочет Бог, чтобы мы сделали. А чего Он хочет, это мы знаем из Его заповедей. Приходит к нам ближний – это Бог его привел, с желанием, чтобы мы поступили в отношении к нему по-Божьи, как Ему угодно, и смотрит на нас, как мы в самом деле поступим. А значит, если помощи кто ищет, – помоги.

Забота о другом человеке, милостыня, доброта смягчают сердце, действуют на него, как масло на ржавый замок. Бог не создал человека жестоким и немилосердным, но люди не развивают в себе милосердие, данное им Богом, не сострадают ближнему и от нерадения постепенно становятся жестокосердными.

В акафисте «Слава Богу за все» есть такие слова: «Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный неуловимый Лик… Слава Тебе, преображающему нашу жизнь делами добра… Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие».

Господь вдохновляет нас служить ближним, сама мысль заботы о другом человеке является доброй мыслью, «благим помышлением от Бога», которая наполняет человека, принимающего ее, светом Богообщения.

Святитель Николай Сербский писал: «Если бы сегодня [кто-нибудь] спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, – наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы. Заботясь о других, мы свою жизнь делаем не [горестнее и безотраднее], а, наоборот, вносим в нее сладость и утешение <…> Создайте малое царство душ, о которых вы будете заботиться, и вы почувствуете в себе широту души великих вождей и царей. Знаете ли ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы. Начните счет с нуля. Если вы живете только заботой о себе, вы еще даже не единица. Если никто на свете не чувствует вашей заботы, значит, вы нисколько не заботитесь о себе. <…> Если никто на свете не ощущает вашей заботы, – значит, вы трудитесь только для себя, значит, – пишет святитель Николай, – вы еще не стали единицей, а все еще дробь нуля и единицы, все еще очень и очень малы, малы даже для заботы о самом себе. <…> Постарайтесь … как можно больше заботиться о других, и вы увидите, как вступите в разговор с Богом. <…> Только забота о других открывает нам глаза и дает нам возможность видеть мир и жизнь в их [истинности]».

«Мы должны усвоить себе такой взгляд на жизнь: носить всегда в сознании, что мы должны помышлять не о том, что мы можем потребовать себе, но – что должны дать другим».

«Не ищи великих [значимых] дел для своей деятельной любви: самое ничтожное, по-видимому, дело любви, совершенное участливо к людской нужде, есть дело достойное великих людей, – писал святитель Макарий (Невский), – столь великих, как Христос с его величайшим делом спасения человечества (способных видеть горе матери, потерявшей сына, пожалеть больного слугу, прокаженного, понять нужду каждого человека, видеть важность и поданного стакана воды). Не говори в себе: не нужно размениваться на мелочи: нужно искать крупных дел. Великое слагается из малых частей». Сделай хотя малое, потому что и малое иногда имеет великие последствия.

При этом «Делай дело, но не жди успеха тотчас; говорите, не будучи слышимы; любите, не будучи понимаемы; бросайте свой хлеб неблагодарным, но верьте, что все это в свое время принесет свой плод. “Ты теперь этого не понимаешь, – говорил Господь ученику, умывая его ноги и показывая свою заботу, – но после поймешь”».

Поставь себя на место другого, тогда поймешь, что ему нужно

Святые отцы предлагают очень простое правило, позволяющее точно понять, «что нужно другому человеку, чтобы сделать для него это»: «Поставь себя на место другого, тогда поймешь, что ему нужно. Если [же] будешь сидеть в своей скорлупе, – писал старец Паисий, – то не сможешь понять, что нужно другому человеку». «Например, … если кто-то, кто находится в трудном положении, попросит у нас помощи, мы сразу должны подумать так: “Если бы я был на его месте, разве я бы не хотел, чтобы мне помогли?”». В этом будет наша забота о человеке.

Правило «Поставь себя на место другого, тогда поймёшь, что ему нужно» преподобный Паисий считал основным в отношениях с другими людьми, поскольку оно не только помогает понять, в чем нуждается другой человек, но и дает возможность избежать недоброго и нетерпеливого отношения к нему.

Так, уход за престарелыми родителями для некоторых становится неподъемной ношей, настоящим бременем. Но «если дети ставят себя на место своих состарившихся родителей и думают: “Ведь и я когда-то состарюсь и понравится ли мне, если мои близкие не будут обращать на меня внимания?”» – то они с радостью о них заботятся.

На жалобы одной женщины о том, что ей тяжело уже на протяжении восьми лет ухаживать за своей парализованной матерью, старец Паисий ответил: «О, твоя проблема решается очень просто! Сейчас я помолюсь, чтобы тебя на восемь лет разбил паралич, а твоя мать выздоровела и за тобой ухаживала». Как только дочь поставила себя на место своей несчастной матери, то сразу воскликнула: «Нет, нет, отче!». «Как же тебе только не стыдно? – сказал ей на это старец. – Что предпочтительней? Быть здоровым, не испытывать боли и ухаживать за больным человеком, имея при этом мзду [награду] от Бога, или страдать, быть не в состоянии пошевелить ногой, смиряться и просить: “Принеси мне, пожалуйста, утку, поверни меня на другой бок, подвинь меня к стене...»?”».

Устраивая так, чтобы мы встретились с нуждающимся человеком, Господь, как бы обращаясь к каждому из нас, говорит: «Вы дайте ему есть, вы позаботьтесь о нем; Я же найду ему и место и людей, которые приютят его ради имени Моего. Но Я желал бы, чтобы вы, а не другие приютили Меня в лице этого несчастного». Что бы мы ответили Ему?

Сострадать другому человек может даже тогда, когда сам он находится в нужде

Сострадать другому человек может даже тогда, когда сам он находится в нужде. Действительно, даже в этом случае, «если в нём есть подлинная любовь к ближнему с состраданием, такой человек забывает свою собственную болезнь и (заботится) о других».

Мысль «как поставить себя на место другого, чтобы увидеть его нужду» должна заменить свойственную порой человеку мысль о том, «как сесть на его место».

Так, например, подходя к Причастию, – писал старец Паисий, – следует не обгонять других, но подумать: «“может, другой человек больше меня спешит?” <…> Ведь даже если тебе не хватит Причастия, то ты должен радоваться, что оно досталось другому, а не тебе. А если у священника только одна частица, одна жемчужина, и найдётся больной человек, находящийся при смерти, которому нужно Причастие, ведь тебе нужно радоваться, что не ты причастишься, а он. Вот чего хочет от нас Христос. Вот так Христос и входит в сердце, наполняя человека радостью».

Поступая таким образом, человек учится постоянной заботе о другом, тем самым в своей жизни он преодолевает столь распространенное настроение: “лишь бы мне не было плохо”, в котором выражается господствующая в некоторых людях забота только о себе.

«Если человек не будет ставить себя на место других людей (чтобы увидеть их нужды), и не только людей, – говорит старец Паисий, – он не сможет стать человеком». Забота о другом человеке – это и разделить горе, и упокоить в трудностях, и принять от других грубое слово.

Святитель Макарий (Невский) писал об этом: «Не изнемогай в печали, что призреваемые не понимают заботы о них и оскорбляют заботящихся. [Важность Вашего дела] еще более возвысится, когда вы победите зло добром».

Будем помнить: забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый из нас, когда берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек. «Слава Тебе, Боже, преображающему нашу жизнь делами добра… Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие». Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Настроимся на Божественную частоту Настроимся на Божественную частоту
Архимандрит Андрей (Конанос)
Настроимся на Божественную частоту Настроимся на Божественную частоту
Новое начало. Часть 2
Архимандрит Андрей (Конанос)
Бог пребывает над жизнью, переплетаясь с событиями нашей жизни и входя в каждый день.
«Благотворительность, милосердие, сострадание – проекция нашей любви к Богу и людям» «Благотворительность, милосердие, сострадание – проекция нашей любви к Богу и людям»
Игум. Афанасия (Силкина)
«Благотворительность, милосердие, сострадание – проекция нашей любви к Богу и людям» «Благотворительность, милосердие, сострадание – проекция нашей любви к Богу и людям»
Игумения Афанасия (Силкина)
Когда человек способствует тому, чтобы место, где совершается Евхаристия, восстановилось и расцвело во всей своей красоте, он исполняет заповедь о любви к Господу.
Самый ценный подарок больному человеку – это наше личное время Самый ценный подарок больному человеку – это наше личное время
Марина Суркис
Самый ценный подарок больному человеку – это наше личное время Самый ценный подарок больному человеку – это наше личное время
Советы психолога онкоинститута и реальные истории его пациентов
Смерть может стать частью нового восприятия жизни. Может стать благодарностью за саму жизнь. Она может раскрыть лучшие наши стороны, привести к вере и помирить с близкими людьми.
Это не мы им — они нам нужны Это не мы им — они нам нужны
Людмила Листова
Это не мы им — они нам нужны Это не мы им — они нам нужны
Людмила Листова
— Когда я впервые вошла в палату к больным детям, — говорит Наталья, — я как бы оцепенела в ужасе: сколько горя!
Почему Бог не слышит нашу молитву? Ч. 2. Соучаствуй в боли другого Почему Бог не слышит нашу молитву? Ч. 2. Соучаствуй в боли другого
Архим. Андрей (Конанос)
Почему Бог не слышит нашу молитву? Ч. 2. Соучаствуй в боли другого Почему Бог не слышит нашу молитву?
Часть 2. Соучаствуй в боли другого
Архимандрит Андрей (Конанос)
О Христовом воспитании, о том, когда просить: «Да будет воля моя» – и почему старец Паисий хотел заболеть раком.
Письмо-утешение в минуты отчаяния Письмо-утешение в минуты отчаяния
Тамара Манелашвили
Письмо-утешение в минуты отчаяния Письмо-утешение в тяжелые минуты отчаяния
Тамара Манелашвили
Что нам скорби, когда наш Отец – Сам Господь, Творец неба и земли, Который умер за нас и воскрес. Крепись!..
Комментарии
Светлана28 июня 2018, 10:20
Батюшка, благодарю Вас за проповедь, так необходимые нам всем сказанные Вами слова!
Юлия26 июня 2018, 14:17
Отец Иоанн, благодарю Вас за проповедь! Нашла для себя ответы на некоторые важные вопросы. Спасибо, что есть возможность послушать аудио запись
Ксения25 июня 2018, 22:26
Я пришла к Богу, когда взяла на воспитание ребенка-инвалида. Бог так явственно вошел в мою жизнь и наполнил ее радостью, настоящей. Поэтому ни в коем случае не унывайте, не ропщите, если вам приходится ухаживать за больным человеком. Это огромная милость Божья. Живите духовной жизнью и все трудности, такие тяжелые и невыносимые, постепенно отступят. Где легко, комфортно и удобно - Бога нет.
Ксения25 июня 2018, 15:03
Золотые слова
Вера25 июня 2018, 10:29
Благодарю Вас, Отец Иоанн, за проповедь.
Спасибо за горькое лекарство для моей совести.
Спасибо!
Ljubovj24 июня 2018, 21:21
Spasi Gospodi za propovedj!1 tak soderzateljno i pouchiteljno!!Bozjej pomochi Vam!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×