«Я пощусь и молюсь, но все равно на грани развода»

Сколько разочарования от христианства – после разочарования в личной жизни – люди порой выплескивают «в инернетах»: мол, я молилась, постилась, была верной женой, а что толку?! Или даже не «что толку», а напрямую обвиняют пост, молитву и всю вообще христианскую традицию в развале семьи!

Но, ожидая, что венчанный брак будет счастливым сам по себе, просто в силу нашего благочестия и состоявшегося таинства, мы совершаем логическую подмену.

Во-первых, мы неосознанно пытаемся навязать Богу некие товарно-денежные отношения. Ну, или точнее – отношения обмена. «Я Тебе, Господи, обряд, пост и молитву – ну а уж Ты, будь добр, счастья нам подай в личной жизни». Здесь общение с Богом важно не само по себе, а лишь как средство благополучно устроить свое существование, и религиозная жизнь человека становится жестко регламентированной: читаем именно эти молитвы, молимся таким-то святым, «и ни одним поклоном меньше». Просто иначе боязно: вдруг вот на столько-то граммов благочестия Бог еще согласен «меняться», а если на грамм меньше или из другого кулечка – уже не согласен. При этом сами молитвы и поклоны могут вообще постепенно «механизироваться» настолько, что человек, по ошибке начав вместо утреннего читать вечернее правило, обнаруживает эту ошибку разве что ближе к концу (пример из жизни).

Попытки выпросить у Бога счастье в обмен на наше недозрелое благочестие сродни намерениям европейских путешественников получить золото в обмен на дешевые безделушки. Но молодожены поступают так не злонамеренно. Просто это привычка, сформированная еще в детстве: я решаю задачку – учитель ставит пятерку, я приношу пятерку – дома меня хвалят… А потом человек вдруг сталкивается с тем, что Господь не предлагает отличникам «поставить счастье автоматом».

Впрочем, это еще не худший подход, худший – откровенный «магизм», оккультное мышление, при котором для человека храм, таинства и молитвы – лишь один из методов «воздействия на вселенную» для достижения определенных целей. Мол, я даже не уверен, есть ли Бог, но попробуем – а вдруг оно поможет.

Но «оно» не поможет. «А тогда зачем оно надо?!» – спросят нас, христиан. Действительно, что все-таки дает христианство в нашей земной, семейной повседневности? Или ничего не дает, и оно все только про вечность, а земная жизнь – сама по себе со всеми ее трудностями, в которых «каждая семья несчастна по-своему»?

Последняя мысль мне не близка. Как-то не вдохновляют заверения в стиле: «Наша радость в будущем веке, а что с мужем живем как кошка с собакой – так то наш крест, куда уж без него». В чем же тогда христианство и «возлюби ближнего», если наш самый-самый ближний почему-то не любим, а ненавидим? Или просто «терпим» под лозунгом «так он же – мой крест»…

Крест, когда надо, Господь каждому из нас и так подаст, а поспешно водружать на лопатки самодельный – плохая идея. И нет ничего хуже, чем мастерить поддельный «крест» из родной семьи: «постить» мужа, «смирять» жену или «сбивать спесь» с детей методами, как у героя чеховского «Убийства».

И спустя несколько лет обвинить именно христианскую веру в распаде брака. Хотя на самом деле виновата не вера, а ее подвывих в конкретной голове. Но со стороны, конечно, все равно покажутся «виноватыми» христианские традиции, извратив которые, кто-то быстро «засмирял» друг друга до полного отвращения.

И хотя правильный, хороший текст должен быть про позитив и «напишите уже наконец, как надо», я пойду по легкому пути: напишу, как не надо. Как не употребить во зло некоторые благие и полезные… как бы сказать… инструменты духовной жизни («Шишков, прости: не знаю, как перевести»).

Пост

Начну с темы самой простой и приземленной – поста. Обычно именно он первым бросается в глаза начинающим христианам и христианкам, и именно злоупотребление им очень часто переворачивает семейную жизнь с ног на голову – особенно если в этой жизни один супруг уже пришел к вере, а другой еще нет.

Зачем нам телесный пост как инструмент духовной жизни? Написано миллион раз, но в миллион первый повторюсь: для некоторого «подтесывания» и заземления себя любимого, для наблюдения за собственным несовершенством. «Ого, а я, оказывается, ничего себе раздражительная, если утро без кофе со сливками! А еще на мужа роптала, что злой, когда голодный…» Для некоего утончения, развития и облагораживания собственного душевного устроения. Для подготовки души к общению с Богом. Но хотя центрально здесь именно Богообщение, в мирской жизни пост по остаточному принципу тоже может дать неожиданные бонусы. «Не стану смотреть телек – пойду книжку читать, образовываться».

И кроме шуток: пост при правильном подходе позволяет нам лучше узнавать и воспитывать себя в направлении смягчения, снисходительности к маленьким повседневным немощам ближних – ведь мы и свои начинаем замечать точно такие же.

Нас уже не раздражает просьба мужа приготовить в сто первый раз определенное блюдо, ведь и собственные странные пристрастия становятся видны гораздо лучше. Нас не цепляет проявление чьей-то легкой лени – ведь мы видим, как самим лень хотя бы в Страстную седмицу нормально почитать вечерние молитвы, например. А супружеский пост укрепляет душевную связь мужа и жены, элементарно учит их проявлять любовь и нежность словом, заботой, вниманием – на языке популярной психологии это можно назвать развитием «пяти языков любви» вместо акцента на языке тела.

Пост – это, прежде всего, познание собственных немощей, воспитание и обтесывание себя, а не другого

Но иногда за счет поста можно неожиданно достигнуть совсем иных «результатов». Например, начать воспитывать невоцерковленных домочадцев с помощью кабачков и подсолнечного масла: «Вот попостятся, и дури-то поубавится, будут слушать о Боге без вот этих вот всех ухмылок». И вместо познания собственных немощей такой «воспитатель» (или «воспитательница») возрастает лишь в чувстве собственной значимости и правильности: «несмь якоже прочии», жующие за столом сосиску.

Немного настойчивости – и вуаля: муж обедает в кафе, ужинает у свекрови, а в выходные уезжает с друзьями; дети-подростки не желают возвращаться от друзей в «казарму»; семья сохраняется формально, но внутри – взаимное недовольство, раздражение и желание держаться подальше.

А что касается супружеского воздержания, то оно, применяемое односторонним порядком в качестве «воспитательных» или «миссионерских» санкций, а не по согласию супругов, как об этом пишет апостол Павел, способно и вовсе развалить семью в рекордные сроки.

Исповедь

Не будем забывать: исповедь – это покаяние и примирение, а не поле семейных разборок

Что еще в христианстве мы часто используем не по назначению? Формальную сторону таинства покаяния – исповедь. В идеале она могла бы дать супругам все то же, что и разумный пост: память о собственных немощах, делающую человека снисходительным и добродушным. Но часто она становится инструментом самооправдания. Порой в очереди на исповедь бывает неловко стоять: так много женщин не стесняется достаточно громко «исповедоваться», какие негодяи муж-дети-свекровь, как они ее «доводят до греха».

Да и по себе помню это лукавое стремление молодой жены не столько исповедаться, сколько «нажаловаться» священнику на вторую половину или, может быть, даже заставить его «повлиять» на супруга в нужном направлении. И тут важна опытность и тактичность исповедующего священника. Так легко пойти на поводу у эмоций, начать жалеть и поддакивать тому, кто на самом деле может оказаться не столько жертвой, сколько первым источником семейных конфликтов. Важна и наша собственная трезвость и взрослость в оценке своих целей и мотивов: зачем пришли, для чего? Рассказывать батюшке, как вокруг все плохо, а я – несчастная жертва обстоятельств? Ну ладно, батюшка поверит – а Бог? Тот, Кто незримо стоит и у Кого священник – только свидетель, как сказано в одной из молитв, – каково Ему видеть, что исповедь из места покаяния и примирения превращается в поле семейных разборок и самоутверждения?

Есть еще совершенно отдельный разговор о том, с какими перегибами молодожены понимают и применяют на практике идеи патриархальной семьи, но здесь двух абзацев не хватит, а пора бы заканчивать витийство. Потому напишу о другом камне преткновения в семейной жизни – слишком «духовном» взгляде на эту самую жизнь.

«Духовность»

Как это? А очень просто. Вот представьте: приходит муж с работы – жены нет. Она на службу сходила, потом добрые дела осталась делать: храм прибрала, подсвечники начистила, бабу Нюру, которая с палочкой, до дому проводила, купила ей плюшек к чаю… Добралась домой – стала к Причастию каноны читать. Муж покамест сходил в магазин за пельменями, сварил на двоих – планировал вместе поужинать. А у жены пост, ей причащаться завтра – и «когда ж ты уже запомнишь…» В общем, слово за слово – ссора.

И жена после размышляет не о том, что зря она, пожалуй, стабильно ставит супруга на 110-е место в своей жизни – где-то сильно после бабы Нюры, тети Маши и всех разнообразных приходских дел. Нет, она думает о том, что это лукавый на нее орудует и подсылает искушения за добрые дела и молитвы.

Но разве это не правильная мысль, разве мы в патериках не читаем, как ополчаются бесы против молитвы подвижника? В том-то и дело, что желание выдать каждую семейную размолвку за «искушение» ведет к банальной прелести. Ведь если на меня «ополчились бесы», значит, я уже чего-то да достиг в духовной жизни! Ай, каков молодец. Это раз. Два – у меня нет вопросов к себе, ведь искушение – оно и в Африке искушение, оно от лукавого, а меня упрекнуть не в чем совершенно. Ну и три – я буду продолжать в том же духе, чтобы не дать «бесу» сбить меня с толку. Пойду в храм и завтра, и послезавтра, буду там жить и благодетельствовать ближним – а с детьми и хозяйством как-нибудь муж и сам справится (или жена – если «приступ благочестия» с головой накрыл мужа). И ничего, что супруг мой не планировал принудительное внутрисемейное монашество, – я его постепенно «приучу» и «вымолю».

Все это со стороны выглядит очень героически, возвышенно и благочестиво. Иногда – это именно так. Но чаще внутри – слишком много гордыни и элементарного пренебрежения к самым близким людям. А еще – панический страх допустить даже мысль о собственной неправоте хоть в чем-то.

Но в таком печальном состоянии виновата не вера.

Здесь скорее гордыня использует традиции благочестия в своих целях, чем благочестие порождает гордыню. Не будь под рукой веры, такой человек просто самоутверждался бы иначе.

Это принципиальный момент! Ни в коем случае не хочу создать у читателя иллюзию, что частое хождение на службу или помощь в храме сами по себе могут повредить семейной жизни. Важно то, для чего именно мы ходим в храм. Просить ли у Бога разума, сил и любви для того, чтобы спасаться, неся радость и счастье в свою семью? Или – только чтобы поставить себе галочку: я стал лучше, еще лучше – не то что некоторые? Второй путь и ведет «не туда».

Елена Фетисова

28 июня 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи
Епископ Пантелеимон (Шатов)
Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи
Православные просветительские курсы
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
Общая духовная жизнь семьи, муж как священник малой церкви, супруга как помощница мужа, молитвенная жизнь семьи дома и в храме, духовное воспитание детей, роль духовника в жизни семьи, духовный рост семейного человека.
Еще раз о посте Еще раз о посте
Прот. Олег Стеняев
Еще раз о посте Еще раз о посте
Протоиерей Олег Стеняев
О том, как связаны пост и молитва, может ли воздержание от жвачки быть подвигом и с чего начать поститься тем, кто всё еще сомневается в своих силах.
«Маленький принц» о Малой церкви «Маленький принц» о Малой церкви
Нина Жильцова
«Маленький принц» о Малой церкви «Маленький принц» о малой церкви
Нина Жильцова
О мудрой сказке Сент-Экзюпери как о настольной книге для супругов, советы которой помогут сохранить брак, пережить кризисы и избежать крушений.
Комментарии
22 декабря 2018, 13:54
Очень интересная и поучительная статья!Жаль, что мы все равно думаем, что умнее и так то делать не будем!Берегите свою семью и своих близких!
Вероника23 августа 2018, 18:12
Очень полезная статья. С юмором. Посмеялась над нашими отношениями с мужем. Ну нет, я не такая...я еще хуже....Спасибо за статью.
Войтковская Татьяна20 июля 2018, 22:19
Я уже больше года получаю по воскресеньям рассылку на православный календарь на предстоящую неделю, теперь почему-то перестала получать?
Оксана19 июля 2018, 00:08
очень хорошая статься, заставляет взглянуть на религию и семейную жизнь под "другим углом" и уберечься от гордыни.
Андрей 6 июля 2018, 16:19
Для Дины. Господь всем нам посылает разные испытания, каждому по силе. Не сдавайтесь. Примите ситуацию из рук Господа, но не думайте про "смирение", и том, как Вы смиряетесь - впадете в уныние. Помните из Евангелия о том, как женщина исцелилась прикосновением? Помните как Господь помиловал хананеянку язычницу? "О женщина, велика вера твоя..." Вот бы нам всем иметь такую веру, чтобы сказать горе пересадиться в море... Не унывайте, что не получаете. Почитайте Феофана Затворника о молитве и духовной жизни, посмотрите лекцию А.И. Осипова "Как молитвой убивают душу свою". Вам сейчас тяжело, но не сдавайтесь. Господь наш Иисус Христос видит сердце наше, и не оставит нас. По вере нашей дается нам.
Елена 4 июля 2018, 20:32
ой,как улыбнуло,узнала себя в недавнем прошлом! Спасибо за пинок!))
Арина 3 июля 2018, 16:33
Возможно, наверное, вычитывать и в патериках, что сердцу мило, пропуская основное - смирение подвижников. Смирись на своем месте (жены или мужа) как подвижник на своем, потом можно и об искушениях с прелестями порассуждать, если желание не пропадает. Мы же норовим через ступеньку, лучше через три, скакать, не задумываясь куда избранная лестница ведет, вверх или вниз, когда подражаем форме без содержания.
Виктор 3 июля 2018, 16:03
Дина, может быть, Вам поможет лекция А.И. Осипова: http://alexey-osipov.ru/video/molitva-dobrodeteli/svjatye-ottsy-o-molitve-jasenevo-20140209/
Здесь тоже много полезного о молитвенном делании: http://alexey-osipov.ru/video/molitva-dobrodeteli/
ирина 3 июля 2018, 08:27
Спаси Вас Господи за статью.очень полезная.наш батюшка всегда предупреждал перед постом,чтоб женщины не забывали о своих обязанностях в семье и готовили для непостящихся.....
человек 2 июля 2018, 23:13
Дине.Вы,дорогая сестра,сосредоточили все свое внимание на болезни дочери,оно и понятно.Просите здоровья,а его все нет.А Вы попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны.А кто такая просительница?Как жила,в чем грешна?Не всегда болезнь-наказание за грехи,но,думаю,чаще за них.Особо пагубно действуют тяжкие и смертные грехи.Пересмотрите свою жизнь в свете Божиих заповедей и совершите генеральную исповедь,если не совершали.Несите свой крест,пока Господь не исцелит или облегчит.У Бога щедрот много.Читайте о промысле Божием,например "Судьбы Божии".Св.Игнатия.А может быть болезнь не за что,а для чего.Соборуйте дочку,учите ее вере,подавайте записки за здавие и милостыню.Молитесь и святым целителям.
Марина 2 июля 2018, 20:33
Дина, милая. Вы не думайте много "про баш на баш или нет". Молитесь, подавайте милостыню, творите добрые дела и делайте что можете для выздоровления дочери. А Господь сам все управит. Просить можно, ведь дети нас просят. Вот лениться, все бросать и унывать нельзя. Помощи Божией!!!
Владимир Степанов 2 июля 2018, 06:04
Дине - когда доверие обрящете, Вы это сразу почувствуете. Это чем-то похоже на взаимную дружбу с лучшим другом/подругой. Вместе с доверием Вы сможете понять, почему у Вас проблема с дочкой и что с этим делать. До момента доверия просто тихо и без эмоций исполняйте свой долг к дочери, не спрашивая и не молясь об ее исцелении, Господь и так знает о проблеме.
Владимир Степанов 2 июля 2018, 05:42
Дина, молитвословы, Псалтирь, посты, богослужения, Евхаристия - это инструменты для выздоровления Вашей души. Вы сможете разобраться в Вашей проблеме только когда нутром уверуете в Господа. То есть станете Ему полностью доверять. Это чувство доверия очень глубоко в нас закопано под слоем грехов, в том числе первородного. Копайтесь в себе, ищите в себе внутренние проблемы, которые сломали Вашу душу, и лишили доверия к Нему. В какой-то момент выздоровления Вы сможете проглядывать эту веру, увидите нутром в Нем личность - Отца и Друга. Если вдруг этого не видите, то значит, что не те проблемы копаете, тогда ищити ещё что-то.
Иоанна_ 1 июля 2018, 22:38
/В том-то и дело, что желание выдать каждую семейную размолвку за «искушение» ведет к банальной прелести.// А может, это не "банальная" прелесть, а банальная глупость? "Ум, несомненно, есть первое условие для счастья" (Софокл).
Катерина 1 июля 2018, 22:36
Дина, как мать, понимаю Вас. Мне кажется, любая мать молится за дитя также. Я вот тут думаю... Может быть, не ожидать и просить, ожидать от Господа многого, а просить просто и незамысловато столько и такого здоровья дитю, которое Господь сам посчитает дать просто из милости? Сколько даст, столько и хорошо. И какой-то обет, какая-то жертва Богу. Что-то важное и трудное для Вас. Реально выполнимое, но трудное.
Светлана 1 июля 2018, 18:57
"Потом поняла,что у меня товарные отношения с Богом, Божией Матерью.
"Вот я молюсь,пощусь,а доче за это здравие.
Я и молитвы возобновила только из за дочи."

Дина, Бог всё устраивает к лучшему, возможно у дочки такая болезнь именно чтоб Вы обратились к Господу! Не надо копаться в себе, если Ваши молитвы направлены за ближних - это наоборот хорошо, так проявляется любовь! Плохо, по-моему, когда человек молится только за себя...
Вот у меня самый близкий человек ушёл из жизни, и теперь молитвы за него - самое главное, что не позволяет мне уйти от Бога. А без этого я бы наверное спокойно без Господа жила. Потому что тоже нет мотивации молиться за себя никакой.

Помоги Христос Вам и дочке!
Дина 1 июля 2018, 09:02
Продолжу.
Пробовала просто молиться, без этой мотивации-просьба здоровье дочи.
И,ну не могу я так. А ведь в этом видимо и заключается смирение-отпустить ситуацию,положиться на волю Божью.Он Сам знает,что необходимо.
Но ведь люди всегда обращаются,просят и очень многим дает Бог.Некоторые прям вымаливают. У них тоже товарные отношения?
Я запуталась.Как понять где баш на баш,где нет?
Дина 1 июля 2018, 08:54
У меня доченька родилась с аномалией развития сосудов на одной ножке.
Когда узнала об этом, я как верующая,стала молится и просить,просить избавить от этого. Не получив желаемого,бросила молится вообще. Типо обида на Бога.
Потом опять возобновляла молитвы. Читала книги про болезни и как к этому относится православному человеку.
Везде пишут, что нужно смирение, благодарность Богу за всё, и за болезнь в том числе.
Я не могла смириться, хотя ну что тут трудного, приими ситуацию, живи с ней.
До сих пор до конца не могу принять.
Потом поняла,что у меня товарные отношения с Богом, Божией Матерью.
"Вот я молюсь,пощусь,а доче за это здравие.
Я и молитвы возобновила только из за дочи.
Вадим 1 июля 2018, 04:54
Святые отцы говорят, что есть два способа спасать свою душу. 1. Идти в монастырь. 2. Семейная жизнь. И в первом и во-втором идет самая серьезная борьба со своим "Я", т.е. эгоизмом.О войне с "врагами не видимыми" можно будет говорить, только победив свое "Я" (гордость, самолюбие, своеволие, сомоугождение) !!! И, на мой взгляд, это абсолютно верно.
Алекн30 июня 2018, 19:35
Тема важная на самом деле, но говорит о ней автор, как-то сложно, надрывно... Все мы разные и видим своё счастье по разному. Эгоизм особенно много портит семейную жизнь...
Тамара 30 июня 2018, 16:16
В данном случае (статье)главное дочитать,и понять насколько полезно и сколько ошибок сделано и делается (конечно,с моей стороны ).Спаси Господь Вас.
Владимир29 июня 2018, 21:04
Для того, чтобы не быть на грани развода надо выходить замуж девственницей. Для женщины эта добродетель намного выше поста. В этом случае сохранить брак поможет Пресвятая Дева.
Сергей29 июня 2018, 16:11
1Тим.5:8.: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного."
Александр С.29 июня 2018, 15:06
Насколько помнится, в Евангелии не описано ни одного случая, чтобы Спасителя кто - то просил о личном счастье, а он его даровал. Мне кажется, вопросы личной жизни лежат совсем в другой плоскости и с Верой не пересекаются. Это как раз от случай, когда проявляется воля человеческая и ничего более.Поэтому все рассуждения на эту тему бессмысленны.
Ирина29 июня 2018, 13:18
Не в бровь, а в глаз! Спасибо. Это то, что нужно. Пожалуйста, пишите ещё.
Андрей29 июня 2018, 11:38
Спасибо за статью! Автору удалось весьма тактично, но очень точно обозначить эти острые и злободневные вопросы. Особенно понравилось про исповедь-жалобу и "приступы благочестия". Хочется, чтобы и священники сказали свое слово по поводу этих перегибов и о том, как соблюсти меру, стараясь и свои благочестивые намерения реализовать, и о близких не забывать. По-моему, эта тема актуально для каждого, кто приходит к вере, а написано об этом не так много.
Иоанна_29 июня 2018, 11:26
Счастлив будет не тот, кто освоил разнообразные "техники", в том числе духовные (вот попощусь, помолюсь, и будет счастье); счастлив тот, кто имеет потенцию быть счастливым, кто МОЖЕТ быть счастливым, кому это НАДО. Кто видит и ценит красоту, кто умеет быть благодарным Богу и людям. А унылый и скучный счастливым быть не может. У тех, кто постоянно "на грани развода", хочется спросить: а раньше вы были счастливы? До свадьбы и хотя бы какое-то время после? Если да, то вот точка отсчёта, откуда можно начать распутывать клубок проблем в обратную сторону. Ну а если нет - значит, вы сами заковали себя в кандалы, взвалили на себя вериги неудобоносимые, так что винить некого. Остаётся "донашивать"...
Дмитрий29 июня 2018, 11:03
Спасибо автору..! Статья поднимает очень важную тему. К сожалению, по своему опыту и окружающих меня людей, можно сказать что нет счастливых людей в браке. И это не зависит от того "церковный" ты или невоцерковлённный человек. Верующим, пожалуй, легче - их, как минимум, "долг держит". Причина - страсти - гордыня, автор правильно подметила!
Большая благодарность Максиму М. за его светлый пример! "Лечить" нужно себя в первую очередь. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Что ж мы её не имеем-то...
Олег29 июня 2018, 08:58
"Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу".

См. 1 Кор. 7:27
Дмитрий29 июня 2018, 08:25
Как-то стала привычной ситуация- неверующий муж, и верующая жена, которая с трудом приводит его к вере с переменным успехом. И здесь вина мужчин, как говорят многие батюшки. Ведь мужчина отвечает за внешнюю деятельность семьи, значит и в молитве он должен быть первым, и в помощи людям в храме (если возникает необходимость). А жене более свойственно отвечать за дом, а к внешней деятельности она менее приспособлена, и здесь больше всяких искушений. И в этом направлении надо поработать и мужу, и жене, дай Бог мудрости и терпения!
Владимир Степанов28 июня 2018, 20:09
N, а Вы не задавались причинами о том, почему у мужа такое отношение? Возможно, что когда-то он делал многое, но ему "даже косточки никто не подал", не поблагодарили, или унизили сравнениями с другими. Или ещё вариант - Вы считаете себя равной мужу по статусу, то есть лишили его статуса главы семьи, и тем самым живёте не по его, а по своей воле. Тогда что жаловаться - зарабатывайте на равных с мужем, и делайте ремонт сами, или хотя бы в 1/2 части. Или ещё вариант - Вы все время ворчите по любому поводу, и в добавок непоследовательны. Например, сегодня хотите машину, завтра на "моречко", потом платьице купить, потом с подружками погулять. А ремонт - не Ваша проблема. Может сначала ремонт?
Анна28 июня 2018, 20:03
Спасибо! Очень понравилась статья!
Иоанна_28 июня 2018, 17:35
Лучше вообще не жениться, чем жить так тоскливо, как здесь описано. С "воспитательным" супружеским воздержанием и магазинными пельменями. Бррр...
Кирилл28 июня 2018, 14:36
Отличная статья, спасибо автору!
К Посту можно добавить, что это жертва Богу в ограничениях Себя. На нее Господь смотрит с одобрением и посылает свою благодать постящемуся.
P.S. автор все очень понятно, коротко и точно описала! Спасибо!
Сергий28 июня 2018, 12:50
Никто Богу товарно-матертальных отношений не навязывает, просто очень хочется обычного земного счастья. Когда евреи шли в Землю обетованную они ж в походе жили, никто не отменял уклад жизни их. Просто когда человек не пол чает простого, то он волнуется, что Бог его не слышит, а верающему некуда идти и не к кому, только к Богу. И ощущение потерянности от Бога ввергает в отчаяние. Не надо таких людей осуждать, им надо помочь найти Бога, укрепить веру, а не осуждать.
28 июня 2018, 12:23
Спаси Господи, очень метко, и полезно не только молодым, но и тем,у кого большой стаж семейной жизни.
Людмила Селенская28 июня 2018, 11:47
Спасибо, Елена. Великолепно.
N28 июня 2018, 11:40
"слишком много гордыни и элементарного пренебрежения к самым близким людям"
Муж мой и в церковной среде работает, и в храм ходит и т.д., и т.п. А дома - годами! - можно просить сделать элементарные вещи. Не говоря уже о том, что убрать за собой, починить сломанное, сделать ремонт - ну это так "низко", что не стоит напрягать его такими мелочами. Тоже иногда задаю вопрос - зачем в храм-то ходишь?
Очень хорошая статья.
Надежда28 июня 2018, 11:21
"гордыня использует традиции благочестия в своих целях" - хорошо сказано. Спасибо автору за нужные и полезные размышления. Только "гордыня" такие статьи не читает, не её уровень, и полного отчуждения не замечает, её и так всё устраивает. Главное - "духовное развитие", которым прикрывается лень для исполнения своих элементарных функций.
Алина28 июня 2018, 11:09
Ох, а представьте что ваш муж алкоголик. Тогда пельмени в пост просто счастьем покажутся.
Максим М.28 июня 2018, 10:19
Спаси Господи! Живу в браке уже 10 лет. Жена раньше была откровенно против Церкви и христианства. Я когда-то спросил ее о том, почему. Мне был дан ответ, что это все лицемерие, система запретов. Оказалось, что она видела маму со стороны (она в тот момент уже ходила в храм), отсутствие любви, фанатизм. Мне удалось ей показать все как-бы изнутри, что система запретов - ничто по сравнению с Любовью Христа, что жизнь - чудесное общение с Богом, забота о ближних. Пришлось потерпеть. Затем венчание. Теперь она поднимает, когда я спотыкаюсь, учит любви к Богу. Главное - пример, быть светильником всегда и везде, надо показать любовь к Отцу.
Людмила28 июня 2018, 09:52
Где- то прочитала, как одна православная христианка на вопрос мужа:" Для чего она ходит в храм?", ответила:" там меня учат любить тебя"
Сначала дом и мир в доме, а потом все остальное.
Приготовлю ужин, пирогов напеку и пост сама прохожу, муж помогает, рыбку и овощи покупает.
Поняла , что спорить не надо и никому ничего не доказывать, помолчать лучше.
Все это понимание приходит уже с опытом жизни, на практике, а читаешь и все понятно, исполнить не всегда получается.
Екатерина 28 июня 2018, 09:37
Очень интересная и главное полезная для меня статья. Огромное спасибо.
Владимир Степанов28 июня 2018, 05:50
Да-да! Какие верные акценты!!! Слышал я о таком подходе - "молитва постоянно идёт, но бесы окружают, вводят в искушение, приносят ссоры и скорби". Как легко потерять Бога за суетой благочестия. А когда нет Бога, тогда и проблемы для вразумления.
Для себя считаю важным разбираться в причинах жизненных нестроений - что-то не клеится, подумай с чем связано , спроси в молитве Его об этом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×