Слово Патриарха

Неделя 13-я по Пятидесятнице

Монашествующий никогда не должен смотреть сверху вниз

Всякий раз, когда мы совершаем литургическое воспоминание о преподобных отцах, читается небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам (5: 22 – 6: 2), в котором говорится: если кто-то из ваших ближних согрешает, исправляйте такового духом кротости и наблюдайте за самими собой, чтобы не впасть в искушение.

    

Эти слова должны быть в сознании и памяти каждого, кто живет в монастыре. Почему? А потому что в монастырь как в место святое стекаются люди. Они видят перед собой монахов и понимают, что монахи – это не совсем такие люди, как они. Ведь монахи – это те, кто отказался от земных благ, кто ушел из мира, кто словно пребывает в ином бытии. Люди понимают, что главным деланием монаха являются молитва и личный подвиг. Чтобы прикоснуться к личному духовному подвигу монашествующих, приложиться к святыням, помолиться вместе с монашеской общиной, и стекаются в наши монастыри многие и многие паломники.

И очень важно, чтобы такой взгляд на монашествующих, искреннее уважение к монашескому подвигу никогда не посрамлялись. А для того чтобы было так, ни один монашествующий, сколько бы лет он ни прожил в монастыре, какой бы сан он ни имел, никогда не должен поставлять себя выше тех, кто со смирением приходит в обитель как паломник. Особенно это касается тех, кто исповедует людей. Наш с вами взгляд не должен быть сверху вниз, потому что мы знаем: наверху – Господь, а уж как Он поставит нас по этой линии от Царствия Небесного до преисподней, никто не знает, кроме Него. И, может быть, самый скромный человек, стоящий в уголке храма и не подающий никаких знаков своего присутствия, будет на несколько порядков выше к Богу, чем самый уважаемый духовник.

Осознание своей собственной греховности, своего несовершенства никогда не должно покидать ни одного монаха. Особенно эта кротость должна проявляться тогда, когда вы исповедуете людей, когда даете им советы, когда вместе с ними молитесь о прощении их грехов. Именно тогда, когда служение монашествующего совершается в смирении и кротости, когда монашествующий никак не связывает свое будущее с карьерным ростом, когда он благодарит Бога за каждый день и в каждом дне видит руку Божию, и происходит невидимый, но реальный духовный рост, который без всякой человеческой гордыни и без всяких искусственных приемов духовно возвышает монашествующего над теми, кто к нему приходит. И люди это чувствуют и на него взирают снизу вверх, но монашествующий никогда не должен смотреть сверху вниз.

Правильное послушание

Много факторов нередко влияют на монашествующих, искажая правильную систему жизненных координат. Вот для того чтобы эта система не искажалась, в монастырях всегда существовало такое явление, как послушание, и большая мудрость начальствующих в монастыре проявляется в том, чтобы каждому дать правильное послушание. Отталкиваясь не только от уровня образования (а среди вас много образованных людей), не только от ученых степеней (есть и такие в монашеском братстве), но и от духовного состояния инока, зная, что ему будет полезно исполнять, в первую очередь ради спасения его души. И помните: каким бы ни было послушание, оно по воле человека, наместника, являет по отношению к вам волю Божию.

Из слова после Литургии в Свято-Троицком соборе
Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря
21 августа 2018 года, в день памяти
прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Новые задачи

Вообще выгорание – плохое слово. Человек призван гореть, светить. Ну а если он начинает выгорать, это что, у него елея не хватает? Или аккумуляторная батарейка садится? Это ведь и от внутренней жизни человека зависит; и возникает вопрос: а почему так происходит?

Действительно, снижается энтузиазм, снижается желание трудиться, скука одолевает. А это происходит от того, что человек уж очень привыкает ко всему, что делает; наступает скука от привычки, от обыденности.

Поэтому ответ на этот вопрос достаточно простой: для того чтобы не было скучно, ставьте перед собой новые задачи. Вы можете долгое время работать на одной работе, но если вы будете постоянно делать одну и ту же работу, она вам действительно наскучит; тогда и появится то, что называется выгоранием. Но этого не будет, если вы даже в рамках своей работы ставите перед собой все новые и новые задачи – а в молодом возрасте это очень просто сделать, потому что вся жизнь впереди, нужно многое узнать, многое понять, многое прочувствовать, многое увидеть.

Ставьте перед собой новые задачи. Не знаю, как может состояние, о котором вы говорили, присутствовать в жизни молодого человека, когда перед ним весь мир открыт. Ну хорошо, ты привык делать одну и ту же работу, которая тебе приносит доход, но у тебя же есть свободное время, ты можешь путешествовать, читать, встречаться с интересными людьми.

Тема выгорания связана, быть может, и с каким-то психическим состоянием, в том числе с чувством депрессии. Но если у человека все нормально, если он здоров, то он должен находить нечто, что постоянно держало бы его в состоянии определенного напряжения, в том числе творческого, чтобы была динамика внутреннего развития. Для этого нужно читать, для этого нужно пытаться отвечать на вопросы, которые нам ставит жизнь, находить ответы на эти вопросы и в литературных источниках, и в своем собственном сознании, в своем собственном опыте.

Другими словами, для того чтобы не было скучно, для того чтобы не было того, что вы назвали выгоранием, нужно постоянно ставить перед собой новые цели, новые задачи, даже если вам приходится делать одно и то же дело в силу своих профессиональных обязанностей или по каким-то другим – семейным и прочим – причинам. Вот поэтому внутренняя динамика человека является лекарством от того, что можно назвать выгоранием. Очень бы вам советовал постоянно изобретать то, что вам будет интересно, задавать себе вопросы о том, где бы вам было интересно побывать, что бы увидеть, послушать, прочитать. Тогда действительно жизнь заблестит как солнце, отражающееся в драгоценном камне, потому что у камня так много граней. Так же и в жизни человека должно быть много граней, но эти грани каждый из нас оттачивает самостоятельно.

Правильные слова

Когда человек оказывается в иной культурной среде, всегда есть риски. Если вы выходите с проповедью в среду невоцерковленную, либо безразличную, либо даже враждебную к религии, вы должны понять и осознать, что результаты могут быть разные. Поэтому выход на такого рода площадки, адресация к разного рода аудиториям, предпочтения которых не всегда известны, сопровождаются определенным риском.

Но если человек рискует во имя Божие, если он хочет что-то передать от своего опыта даже той аудитории, в религиозности которой он не уверен, – он, конечно, может и даже должен это сделать, но только всякое такое выступление, всякое такое представление своей жизненной позиции должно быть очень хорошо прочувствовано самим человеком. Нужно уметь подбирать правильные слова, но ни в коем случае инородность аудитории не должна мешать нам проповедовать Христа, если у нас есть возможности и способности это делать.

Евангелие – это путь жизни

Когда вы видите мир только с точки зрения своих личных интересов, это и есть крайнее проявление гордыни. Наверное, у каждого человека это присутствует, тут мы не должны впадать в какую-то идеализацию. Но если бы у всех людей это чувство превалировало, то едва ли человеческое общество могло бы существовать. У каждого человека есть что-то, что помогает ему преодолеть этот внутренний эгоизм, эгоцентричность, проистекающую из самой природы человека. И есть разные способы преодолеть это плотское притяжение.

В первую очередь это, конечно, наша вера, наши убеждения. Если мы серьезно относимся к нашей вере, если мы серьезно воспринимаем евангельский вызов, если мы считаем важным ответить на него своей жизнью, то мы не можем жить по закону плоти и похоти, служа только самому себе. На пути реализации замечательной идеи служить другим стоит очень много проблем, которые приземляют нас, которые мешают нам в полной мере реализовывать этот идеал. Но, тем не менее, идеал и дается для того, чтобы люди к нему стремились. Думаю, что мир и род человеческий существуют до тех пор, пока люди будут способны что-то отрывать от себя и давать другому, способны переключать фокус своего внимания с собственной личности на другого. По крайней мере к этому нас призывает Евангелие, а ведь Евангелие – это путь жизни. Если не идешь этим путем, ты можешь попасть на путь смерти. Поэтому глубоко убежден, что от практической реализации этих возвышенных идей зависит наше благополучие и благополучие рода человеческого.

Из ответов на вопросы участников
III Международного православного молодежного форума
«Прошлое. Настоящее. Будущее»,
Москва, 23 августа 2018 года

Закон Любви

Конечно, каждый понимает, что величайшее Божественное откровение о любви Творца к роду человеческому и о том, что закон любви является главным законом человеческого общежития, очень далеко от нашего образа жизни и даже от нашего внимания. Но вот что нам нужно понять из всего сказанного: закон любви Бог не отменил. А это единственный закон, следуя которому, можно чего-то в жизни достичь. Это единственный закон, на основании которого можно построить правильные человеческие отношения, будь то в семье, в обществе, в государстве, на планете Земля. Нет другого закона!

Любовь – вершина

Понятие любви, конечно, почти всеобъемлюще. Можно вычленить из него, например, такое высочайшее проявление чувств, как любовь матери к своему ребенку. Но есть и другая любовь – например любовь человека к животному, к щенку, который вдруг появляется в вашей жизни. Всё это любовь. И вот некое среднее арифметическое в этой любви – от любви Бога, от любви матери к ребенку до любви к каким-то явлениям жизни – можно описать очень понятным словом «добро».

    

Любовь – вершина, любовь должна пронизывать всю жизнь, но не всегда это получается. Так вот, для того чтобы приразиться любви, чтобы ощутить ее в своей жизни, чтобы понять, что же такое закон любви, нам нужно научиться просто делать добро и всячески избегать зла. Зло должно быть за границами нашей жизни. И когда в нашу голову приходят злые мысли, гоните их немедленно, потому что эти злые мысли – не от Бога; если вы их реализуете, они приведут к плохому. Если вас посещают чувства недоброжелательности, ненависти – гоните их немедленно! Помните, что эти чувства разрушают жизнь и не они положены Богом в основу бытия. Если же вы вдруг проявляете внимание к человеку, к растению, к животному, к Богом созданному миру, если вы вдруг чувствуете нежность и теплоту в сердце, берегите это чувство – это отображение Божественной любви.

Кольми паче мы должны беречь наши чувства в общении друг с другом! Добро должно быть основой наших взаимоотношений, а там, где добро, там и любовь. Постепенно Божественная заповедь о любви, закон жизни, который есть любовь, несомненно, отобразится и в нашей жизни, в наших мыслях, в наших поступках, если начнем с малого делать добрые дела.

Из проповеди после великого освящения
храма блаженной Матроны Московской
в Дмитровском г. Москвы и Литургии в нем
26 августа 2018 года,
в день отдания праздника Преображения Господня

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях
В этот день мы публикуем значимые выдержки из проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённых им в январе 2021 года.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Комментарии
Марина 1 сентября 2018, 18:53
Всецело поддерживаю Сергея!
Проповедь нашего Патриарха Кирилла о Любви - это одна из вершин его исповедничества !
Сергей27 августа 2018, 12:55
Спасибо Вам за слова о Любви. Храни Вас Бог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×