«Наш эталон – в Откровении Божием»

Памяти Михаила Дунаева († 2008)

4 сентября 2018 года исполняется десять лет со дня кончины выдающегося деятеля русской культуры, литературоведа и богослова Михаила Михайловича Дунаева (1945–2008). Вспомним об этом человеке, чей вклад в русскую мысль несомненен.

Михаил Михайлович Дунаев. Фото: свящ. Игорь Палкин Михаил Михайлович Дунаев. Фото: свящ. Игорь Палкин

Одним из первых в России М.М. Дунаев начал рассматривать историю русской литературной классики с точки зрения духовных критериев Православия. Итогом работы стало многотомное издание «Православие и русская литература». Это поистине фундаментальный труд. Грандиозен его объем – около 200 печатных листов. Он уникален как по охвату материала (не пропущены писатели второго и третьего рядов, а классикам отведены разделы, сопоставимые по масштабу с монографиями), так и по глубине анализа.

Дунаев разработал новые принципы гуманитарной науки. В его методологии четко определены термины и понятия (богословские и эстетические), даны критерии оценок. Он не раз формулировал свой главный принцип:

«Изучая русскую литературу в свете Православия, невозможно обойтись без богословских знаний. Как и в любом анализе, нужно сверяться с эталонами. Эти эталоны для нас находятся в Священном Писании и Священном Предании. Писатели в большинстве случаев навязывают свою систему воззрений на мир, ведут читателя по своему пути. Для православного человека встает вопрос: а спасителен ли этот путь? Идти ли за ним? И тогда мы сравниваем его с эталоном. Это не “чекистская проверка”, как кажется некоторым; мы должны ответить на вопрос, который интересует нас прежде всего: верно ли?».

«Изучая русскую литературу… невозможно обойтись без богословских знаний»

Дунаев показал, как отечественная литература запечатлевала религиозный опыт русского человека – и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия.

«Искусство, и литература в частности, может в необозримом пространстве души замкнуться в тех областях, где душа соприкасается с телесным естеством, но может возвыситься и до сфер, пограничных с пребыванием духа. Такова в высших своих достижениях русская литература».

В издательстве «Паломник». М. Дунаев, А. Любомудров, В. Воропаев, А. Стрижев. Москва, 1998 г. В издательстве «Паломник». М. Дунаев, А. Любомудров, В. Воропаев, А. Стрижев. Москва, 1998 г.

Очень интересны и глубоки его размышления о возможностях для светского искусства (главная сфера которого – душевное) выразить духовные, небесные реалии. Он полагал, что для этого необходим особый тип реализма – «духовный реализм», который находил, например, в произведениях Ивана Шмелева. Кстати, Дунаев одним из первых вернул в научный обиход России имя великого писателя, посвятив ему кандидатскую диссертацию еще в советские годы.

Доктор филологии и доктор богословия, профессор Московской духовной академии, Дунаев не был кабинетным ученым, отрешенным от мира. Напротив, всегда стремился к активной просветительской работе, записывал аудио и видеолекции, по его сценариям и с его участием сняты более десяти фильмов. Памятны полемические статьи о проблемах современного литературоведения, об идеалах и нравственности молодого поколения.

М. Дунаев с автором статьи. Пасхальная конференция в Пушкинском Доме. Петербург, 2001 г. М. Дунаев с автором статьи. Пасхальная конференция в Пушкинском Доме. Петербург, 2001 г.

Духовное состояние современного российского общества остро волновало его. Он трезво видел болезни и предлагал пути к оздоровлению:

«Чтобы стремиться к подлинному исцелению, необходимо понять, что мы больны. А чтобы это понять, нужен верный критерий здоровья. Этот критерий можно обрести только в Откровении Божием. Не в человеческих искажениях этого Откровения, а в полноте Христовой Истины, то есть в Православии. Отвержение Православия неизбежно приведет к прогрессированию болезни и к гибели».

Дунаев был человеком русского самосознания и верил в духовные силы России:

«Назначение России – нести в себе удерживающее начало и противостоять тайне беззакония. Ибо в том решаются судьбы мира. Вот коренные положения, по которым должно осуществляться и наше осмысление искусства, литературы в частности. Сколько бы ни твердили нынешние либеральные теории, что искусство осуществляется вне какой бы то ни было борьбы, над этой борьбой, – истина в том, что искусство активно действует в пространстве этой борьбы. И здесь оно или на стороне Удерживающего, или на стороне апостасии. “Кто не со Мною, тот против Меня” (Мф. 12: 30). Третьего не дано».

Многое связывало Дунаева с городом на Неве: он окончил аспирантуру Пушкинского Дома, а с конца 1990-х годов стал постоянным участником конференций «Православие и русская культура», проводившихся в нашем институте; в интерьерах литературного музея ИРЛИ он проводил съемки своих фильмов. Встречаясь в Москве и в Питере, мы часто вели беседы о насущных проблемах, я ценил трезвомыслие и точность его оценок. Дунаева нельзя было «раскачать» ни на какие светские, легкомысленные темы. Но его суждения по вопросам общекультурным, литературным, богословским, церковным были глубоки и запоминались надолго.

Михаил Михайлович не был человеком светским, не любил больших компаний, всегда держался особняком. Такая замкнутость была следствием внутренней высокой духовной планки, которую он поддерживал. Этот аскетизм проявлялся и внешне: в скромности одежды, неприхотливом одиноком быте.

М. Дунаев запомнился мне как человек благодушный и ироничный, смиренный и полный внутреннего покоя; на окружающее смотрел он мудро и неосудительно. С легкой улыбкой рассказывал о неблаговидных вещах, в том числе и по отношению к нему. Он часто хвалил людей, а это редкая черта в нашем полном розни мире.

Он видел опасность таких явлений, как «христианство без Христа» и «православие без берегов» и вел борьбу с ними

Как у всякого крупного таланта, был у него круг недоброжелателей. Понятно, что либерально-атеистическое крыло филологов не жаловало православный подход к литературе. Но куда больнее и язвительнее были выпады со стороны собратьев и коллег, которых можно определить как «околоправославных». Дунаев зорко видел опасность духовных подмен и вел борьбу с такими расцветшими в культуре явлениями, как «христианство без Христа» и «православие без берегов». С теми, для кого догматика Церкви была пустым звуком, кто полноту евангельской истины подменял «народной верой», кто кощунственно зачислял в «православные» скопом всех литераторов, вплоть до Высоцкого. Их подчас глумливые нападки Дунаев тяжело переживал, но не опускался до площадных разборок; единственный раз он ответил оппонентам в своей последней работе – «Виртуальные игры». Наряду со статьей «Третьего не дано» она стала литературным завещанием ученого.

М. Дунаев на присуждении Всероссийской литературной премии имени св. князя Александра Невского. Члены жюри – архим. Назарий (Лавриненко) и А. Грунтовский. Александро-Невская Лавра, 2007 г. М. Дунаев на присуждении Всероссийской литературной премии имени св. князя Александра Невского. Члены жюри – архим. Назарий (Лавриненко) и А. Грунтовский. Александро-Невская Лавра, 2007 г.

Время все расставляет по местам. Имена недругов забудутся, понимание значимости вклада Дунаева в русскую культуру будет возрастать. Подлинно христианское душевное его устроение – сочетание смирения и бескомпромиссной верности Истине – пусть послужит нам примером. Сегодня читатели имеют счастливую возможность знакомиться с его книгами и статьями, которые выложены на персональном сайте, созданном его почитателями. Думается, фигура этого ученого заслуживает сборника статей, посвященного его памяти, куда вошли бы очерки, воспоминания людей, близко его знавших, письма. И кому же, как не духовной академии и храму святой мученицы Татианы при МГУ, где он служил алтарником, поспособствовать такому начинанию.

На фотопортретах Михаила Михайловича заметны затаенная мудрая печаль во взгляде и добрая, легкая улыбка. На скорби мира сего глядел он трезво, однако радость о Господе не оставляла его.

Ушел М. Дунаев рано, в 63 года, но успел завершить дело, к которому был призван. В послании на кончину ученого Патриарх Алексий II сказал:

«Михаил Михайлович немало потрудился во славу Божию и на благо нашей Святой Церкви. Ныне Господь призвал в обители небесные усердного труженика, всей своей жизнью явившего пример горячей веры и преданности своему призванию».

Труженику Божию Михаилу – вечная память.

Алексей Любомудров
Фото автора

4 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Гоголь. Лекции из цикла «Православие и русская литература» Гоголь. Лекции из цикла «Православие и русская литература»
Михаил Дунаев
Гоголь. Лекции из цикла «Православие и русская литература» Гоголь. Лекции из цикла «Православие и русская литература»
Михаил Дунаев
Творчество Николая Васильевича Гоголя в чём-то определило судьбу русской литературы. Один из его исследователей писал так: «Гоголю суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её на путь Достоевского».
Коммунистическое «христианство» Коммунистическое «христианство»
Михаил Дунаев
Коммунистическое «христианство» Коммунистическое «христианство»
Михаил Дунаев
Внешняя похожесть тоталитарного коммунистического учения на религию привела в период его отмирания к парадоксальному последствию: начавшее вновь утверждаться в умах людей Православие некоторыми либеральными праздномыслами было приравнено к новому тоталитаризму. Знак равенства между христианством и коммунистической идеологией начали ставить и противники коммунистов – имея в подоплёке цель опорочить веру.
Каков источник власти? Каков источник власти?
Михаил Дунаев
Каков источник власти? Каков источник власти?
Михаил Дунаев
Истина для демократии не нужна, ибо несовместима с торгашескими идеалами «нового мышления». Демократическое государство всегда согласно лишь использовать Истину как некое подсобное средство для достижения своих целей.
Комментарии
Татьяна10 августа 2020, 21:42
Спаси Бог, что промыслительно познакомилась с трудами Михаила Михайловича! Он не только выстроил метод оценки, который применил к произведениям русской литературы, но дал этим подсказку-этот метод духовного реализма применим в любой области. В том числе и в юриспруденции. Конечно, надо переиздавать его шеститомник, надо о нем рассказывать. Это имя нельзя забывать, вечная ему память.
Любовь18 сентября 2018, 18:06
После прочтения статей и Фильмов Дунаева М.М. была поражена его православным взглядом на русскую литературу. Он действительно был Соработник Божий. Безукоризненная русская речь,широта проекции православного взгляда на русскую историю. Скорблю, что нет его с нами, даруй ему Господи, Царствия Небесного.
Дионисий А. 7 сентября 2018, 14:23
Спасибо Вашему сайту за публикацию статьи в память замечательного ученого. Прошу издательство Сретенского монастыря переиздать его труд "Православие и рус. литература" (в 6 томах)или его сокращенный вариант "Вера в горниле сомнений" (1 том). Поверьте, желающие купить есть. Сам на днях смог купить лишь 4 и 5 тома: остальные везде раскуплены.В и-нете полно просьб о помощи: "Как купить Дунаева?"
Елена 5 сентября 2018, 18:51
Спасибо! Я давно поняла, что русскую классику советский человек понимает не полностью. Наши прекрасные советские учителя литературы не могли объяснить Анну Каренину и сравнить с Лариной, хотя попытки были. И с картинами также, наполовину. Очень глубокие размышления и понимание у автора. С удовольствием буду слушать, не знакома была с его творчеством, к великому сожалению.
Катерина 4 сентября 2018, 22:00
Царствие Небесное р. Б. Михаилу. Его труд о русской литературе, упоминаемый в статье, был мною перечитан несколько раз и дал метод взглянуть и на другие аиды искуства с православной точки зрения. Потрясающая книга! Сохранила её пока в pdf, но как только найдется издание на бумаге - тут же куплю.
Галина В 4 сентября 2018, 19:01
Царство Небесное многоуважаемому р.Б. Михаилу

Долго искала такого учителя, со школьной парты, и Господь послал.
Не знаю равного Михаилу Михайловичу в таком глубоком обзоре писателей нашей литературы.
Лично мне он подарил и раскрыл Русскую классику
Ольга 4 сентября 2018, 14:24
Царствие Небесное, Михаилу Дунаеву! Его труд " Православие и русская литература" один из найлюбимейших моих. Это подлинная научная монография, настоящий труд настоящего ученого. До сих пор пользуюсь полученными знаниями из этого многотомника при обсуждении литературы со своими детьми. Его художественные произведения также можно отнести к той русской литературе, корень которой М.Ф. Достоевский.
Дунаев был верным сыном Церкви, христианином по сути. Вечная ему память!
Светлана 4 сентября 2018, 12:36
Я хорошо помню его голос ещё по радио "Радонеж". Этот человек открыл для меня мир Русской литературы. Царство Небесное!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×