Крестоносцы Гражданской

Стяг Дружин Святого Креста Стяг Дружин Святого Креста

Свой среди чужих

Гражданская война продолжает оставаться огромным белым пятном в истории России. Столетие этой кровавой пятилетки (1918–1922), подогревшей интерес к теме, помогает пролить свет на многие ее фрагменты, ранее либо искажавшиеся, либо замолчанные.

Об адмирале А.В. Колчаке, генералах А.И. Деникине и Н.Н. Юдениче, бароне П.Н. Врангеле написано немало: они – известные деятели Белого движения. Но в их тени остается одна из самых ярких фигур антибольшевистского сопротивления – генерал Михаил Константинович Дитерихс.

Этот неординарный человек отличается от других белых высших офицеров, предпочитавших в основном либеральные и республиканские взгляды, не только своим откровенным почитанием монархии. Он рассматривал Гражданскую войну как войну, прежде всего, религиозную и сражался в первую очередь не против большевиков, а за поруганную ими православную веру. С этих позиций он нам и интересен.

Характерная деталь: вскоре после освобождения столицы Урала белыми именно ему было поручено возглавить комиссию по расследованию убийства Царской Семьи.

Главный враг – атеизм

Встав под знамена адмирала Колчака, М.К. Дитерихс, имевший за плечами большой боевой, штабной и административный опыт, получил пост командующего Сибирской армией, позже заняв еще и должность начальника штаба при Верховном правителе России.

Учитывая разность боевого и тылового потенциалов противоборствующих сторон, шансов одержать победу в войне у колчаковцев не было. Силы красных, наладивших мобилизацию с помощью разветвленной сети военкоматов в занятых ими густонаселенных районах, репрессивных мер ЧК, а также бешеной пропаганды, росли, перевалив к концу 1919 года за 5 миллионов. Силы же белых, не обладавших такими людскими ресурсами и потенциальными организационными возможностями, напротив, таяли. В армии Колчака к тому времени насчитывалось не более 100–150 тысяч штыков и сабель.

Трудно сказать, на что рассчитывали при таком убийственном раскладе белые, но факты свидетельствуют, что сопротивлялись они отчаянно, достигая иногда не только тактических, но и оперативных побед. Одной из таких имевших частичный успех операций, спланированных Дитерихсом в сентябре 1919 года, стал Тобольский прорыв.

Но не его военные или политические заслуги и успехи хочу сделать предметом заявленной статьи. Михаил Константинович стоял у истоков формирования в рядах Сибирской армии особых подразделений, своего рода спецназа – дружин Святого Креста и аналогичных мусульманских отрядов. Создавались они для своеобразного Крестового похода по освобождению России от захвативших ее безбожников. Из добровольцев, вступавших в дружины, были сформированы как отдельные роты, так и целые части. Общая численность дружинников, среди которых были и женщины, достигала 6000 бойцов.

Верховный правитель и Верховный главнокомандующий Белой русской армией адмирал Колчак высоко оценил как саму идею новых формирований, так и высокий дух крестоносцев. Во время праздника в их честь, который походил в октябре 1919 года в Омске, он в своей приветственной речи обратил внимание на объединения христиан и мусульман в общей борьбе против одного врага – атеизма большевиков.

Опыт уникальный и требующий более детального изучения, чем позволяют рамки статьи. Особенно это актуально в период возрождения в ВС России военно-политического аппарата, его взаимодействия с военным духовенством. Мы коснемся лишь некоторых моментов этого явления, опираясь на имеющиеся документальные свидетельства.

Брат поручик, не сквернословь!

В приказе командующего Восточной группой армий от 15 июня 1919 года № 5 генерал М.К. Дитерихс поясняет цель создания дружин:

«Мы боремся за поруганную и попранную веру наших дедов и отцов с кучкой пришлых людей, чуждых вере в Бога»

«Призываю всех объединиться в борьбе против общего врага. НАПОМИНАЮ, ЧТО МЫ ВЕДЕМ НЕ ПОЛИТИЧЕСКУЮ БОРЬБУ, А РЕЛИГИОЗНУЮ (выделено в тексте приказа. – Р.И.). Не какие-либо политические платформы или кастовые, классовые начала заставляют нас проливать кровь наших отцов, братьев и сыновей. Мы боремся за поруганную и попранную веру наших дедов и отцов с кучкой пришлых людей, чуждых вере в Бога, не признающих религии и соблазнивших наших братьев высокими словами свободы, а на деле создавших палочное, полицейское рабство…»

Положение о дружинах Святого Креста, вводимое этим же приказом, содержит, на первый взгляд, слишком строгие требования к добровольцам-крестоносцам. Однако они, очевидно, диктовались пониманием, что сражаться и умирать за Святое дело можно только обладая особыми духовно-нравственными качествами. Их невозможно достичь без мотивированного самоограничения, отказа от некоторых привычек, что значительно ограничивает поток добровольцев, превращая дружины в некоторое подобие древних полузакрытых монашеских военных орденов, популярных в раннем средневековье на Западе.

С другой стороны, налагать на себя посты, давать особые обеты и даже клятвы перед военным походом на супостата было принято и русскими богатырями, и казаками атамана Ермака Тимофеевича, и запорожцами Тараса Бульбы.

«Каждая дружина… есть религиозное братство. Все дружинники именуются братьями»

«1. Дружина Святого Креста есть воинская добровольческая часть… борющаяся с большевиками, как богоотступниками, за веру и родину.

2. Каждый вступающий в дружину… кроме обычной присяги дает перед Крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу и, в знак служения делу Христову, налагает поверх платья восьмиконечный крест…

3. Подчиняясь обычной воинской дисциплине, дружинник… следует особым правилам, исключающим пьянство, нечестивость, сквернословие, распущенность, притеснение мирных жителей и так далее.

4. Нарушающие обет и правила подвергаются, кроме обычных дисциплинарных взысканий, исключению из дружин… а в особых случаях и отлучению от Церкви…

5. Каждая дружина… будучи воинской частью, есть в то же время и религиозное братство, имеющее своего Небесного покровителя… и… братский устав.

6. Все дружинники именуются братьями.

Примечание 1. При обращении солдата к офицерам допустимо слово «брат» присоединять к чину, например: «брат поручик».

7. При соблюдении всей строгости воинской дисциплины между командным составом и солдатами дружины… устанавливается на время похода полное равенство в пище, в удобстве, средствах передвижения и т.д.»

Дружинников в случае их малой численности запрещалось разобщать, распределяя их по другим подразделениям. Зато разрешалось включать в состав дружин всех лиц христианского вероисповедания (католиков, протестантов, харизматов). Интересна и присяга, которую давали дружинники Святого Креста. В ней нет слов о верности России, правительству или своим командирам, зато дается обет исключить из лексикона так, увы, распространенную в нашей армии матерную брань:

«…обязуюсь и клянусь перед Святым Крестом и Евангелием быть верным Господу Христу, Святой Церкви и друг другу, быть трезвым, честным, совершенно не произносить бранных слов, не быть жестоким с врагом, а к своим всей душой браторасположенным. Аминь».

Эта присяга являет собой уникальный образец христианского подхода к ведению боевых действий.

Под зеленым знаменем газавата

Положением допускалось формирование при дружинах отрядов воинов нехристианских религиозных конфессий, придерживающихся принципов единобожия, в первую очередь мусульман. Так, 7 сентября 1919 года во всех мечетях Омска, Иркутска и Ново-Николаевска их имамами был объявлен газават против большевиков. Определенные проблемы тут были, как и попытки раздробить мусульман-добровольцев по национальному признаку, но их удалось преодолеть. В результате было сформировано несколько отдельных мусульманских Дружин Зеленого Знамени. Для них была составлена своя присяга.

Предпочтя смерть позору жизни

М.К. Дитерихс М.К. Дитерихс
В условиях надвигающейся обреченности, накопившейся моральной и психологической усталости, характерных для многих белых воинов, к тому же при начавшемся перманентном (с осени 1919 года) отступлении всё труднее было комплектовать редеющие по разным причинам части. И именно дружинники, многие из которых хотя и не имели боевого опыта, но обладали другими более важными для настоящего солдата качествами – стойкостью и готовностью умереть, стали цементирующим основанием для многих частей Сибирской армии.

Так, командир 3-го Барнаульского стрелкового полка полковник Александр Камбалин вспоминал, что при отступлении из Барнаула личный состав одного из батальонов, набранный из местных новобранцев, проявил колебания, не желая оставлять родные края, и батальон был в итоге распущен. Заменили отказников алтайские добровольцы-крестоносцы, или, как они сами себя называли, «крестовики», показавшие себя в последующих боях очень хорошо.

Или другой пример. Во время оставления Омска полковник Оренбургского казачьего войска Г.В. Енборисов покидал город даже без личного конвоя. Но в Ново-Николаевске к нему присоединились практически все находившиеся в городе дружинники, составив отряд в 100 бойцов. По ходу движения отряда на восток к нему постепенно присоединялись отдельные люди и целые части, в итоге в Забайкалье отряд пришел уже достаточно крупной, сплоченной и дисциплинированной частью, ядро которого составляли крестоносцы.

Интересные воспоминания оставил казачий офицер Леонтий Масянов об известном среди уральских казаков крестовике – старом казаке Мокии Кабаеве. О нем ходили легенды, что и пули его не берут, и сам он одним своим видом обращал в бегство красных. Дальше в кратком пересказе это звучит так.

Шли бои за Уральск – главный город уральских казаков. Советские части напирали, среди казаков началась легкая паника: неужели сдадим город? И вот в разгар боя за поселок Красный – пригород казачьей столицы – появился Кабаев, что сразу воодушевило защитников. Не спеша под огнем объезжая на лошади полки, он благословлял всех висевшим на груди массивным крестом, читая при этом молитвы. Некоторым он говорил: «Не бойтесь, станичники, не бойтесь, детки. Ничего он вам не сделает. Снаряды его рваться не будут и не собьют вас. А завтра мы погоним его».

Ободрились казаки и, перегруппировавшись, утром перешли в контрнаступление, отбросив красных от поселка. Что особенно поразило всех: выпущенные артиллерией противника снаряды перелетали через головы казаков, разрываясь далеко в степи.

Последнее слово

Можно с уверенностью сказать, что формирования дружинников-крестовиков были одними из наиболее стойких частей Русской армии. Показать свои реальные боевые возможности им помешали, на наш взгляд, два фактора: времени – слишком поздно было объявлено о формировании подобных частей – и недостаточного количества добровольцев.

Впрочем, они дополняют друг друга. Помутнение рассудка, ослабление воли и религиозных чувств в русском народе и дали те скупые всходы брошенного когда-то в землю семени Православия. Пришло время жатвы, а побеги или выжгло солнце, или их затоптали, либо семя заглохло в тернии (см.: Мф., 13: 3–7).

В заключение хочется вернуться к Михаилу Дитерихсу, приведя (в сокращении) его последний Указ от 17 октября 1922 года, изданный им уже как главой Приамурского земского края, кем он был избран 23 июля 1922 года на Земском соборе во Владивостоке:

Генерал Дитерихс: «Я лично верю, что Россия вновь возродится в Россию Христа»

«Силы Земской Приамурской Рати сломлены… без пополнения, без патронов решили участь Приамурского земского края. Скоро его уже не станет. Оно как тело умрет. Но только как тело.

В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его русской нравственно-религиозной идеологии, он никогда не умрет в истории возрождения великой Святой Руси.

Семя брошено. Оно сейчас упало еще на мало подготовленную почву; но грядущая буря ужасов коммунистической власти разнесет это семя по широкой ниве земли русской и при помощи безграничной милости Божией принесет свои плодотворные результаты.

Я лично верю, что Россия вновь возродится в Россию Христа, Россию помазанника Божия, на что теперь мы все были недостойны еще этой милости Всевышнего Творца».

Дружинники Дружинники

Крестоносцы

Кровавые призраки бродят,
И шепчут молитву уста…
На ратное дело уходят
Дружины Святого Креста.

Их ждет сиротливая Волга,
Их ждет золотая Москва…
Народ бесновался так долго,
И труд заменили слова!

Наследье отцов погибает,
Повсюду позор и развал…
Средь огненных гроз нарастает
Девятый решительный вал!

За родину, семьи и Бога,
Под знаменем чистым Креста
Идут они сумрачно строго…
И шепчут молитву уста.

И веришь, что ужасы ада
Прогонит крестовый поход –
Исчезнет звериная правда
И солнце России взойдет!

Вл. Менестрель, 1919 г.

Роман Илющенко,
подполковник запаса, религиовед

19 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Что было бы, если бы победили белые? Что было бы, если бы победили белые?
Василий Цветков
Что было бы, если бы победили белые? Что было бы, если бы победили белые?
Вторая часть беседы о русской Гражданской войне с историком Василием Цветковым
Обесценивается человеческая жизнь, смерть постепенно входит в привычку. Причем смерть как собственная, так и других людей.
Сравнение трактовок убийства Царской Семьи у Н.А. Соколова и М.К. Дитерихса Сравнение трактовок убийства Царской Семьи у Н.А. Соколова и М.К. Дитерихса
Историк Евгений Пчелов
Сравнение трактовок убийства Царской Семьи у Н.А. Соколова и М.К. Дитерихса Сравнение трактовок убийства Царской Семьи в трудах Н.А. Соколова и М.К. Дитерихса и другие темы исторических экспертиз
Беседа А.Д. Степанова и Л.Е. Болотина с экспертом Е.В. Пчеловым
Беседа об отречении Императора, надписях на стенах Ипатьевского дома, осторожном в формулировках Н.А. Соколове и вольном интерпретаторе М.К. Дитерихсе.
«За Веру, Царя и Отечество» «За Веру, Царя и Отечество»
К истории знаменитого воинского девиза
«За Веру, Царя и Отечество» «За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза
Федор Гайда
Девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).
Комментарии
Иоанна_14 октября 2018, 11:06
Тоже Мария: /Вы отрицаете тот факт, что... Неужели Вы не знаете об...// Это, Мария, НЕ незнание, а нравственный выбор.
Тоже Мария13 октября 2018, 01:28
Арина, я не совсем поняла при чем тут щи и лапти. Вы отрицаете тот факт, что Магнитку и ДнепроГЭС проектировали американские инженеры? Но это же исторический факт. И насколько я поняла Петровича, он имел ввиду именно безталанность и людоедскую сущность коммунистического режима. Речь отнюдь не о русском народе. Русский народ талантлив не менее, а может и более многих иных народов. Но именно против русского народа, против его вековой веры и было направленно жало интернационального коммунизма. Неужели Вы не знаете об оплевывании русской истории в первые (особенно первые) десятилетия советской власти? Вы не знаете как каленым железом выжигали веру народа, взрывали храмы, уничтожали священников?
Арина Петровичу10 октября 2018, 12:34
Да-да, есть сторонники теории, что мы способны только щи лаптем хлебать. Удивительно, но первенство на лапти не оспаривают, а вот во всем остальном нас облагодетельствовал запад и нам положено с придыханием внимать и восторгаться им. Только сторонники таких взглядов не останавливаются на Магнитке и Днепрогэсе, они на храмы и Церковь свои взгляды распространяют. Что, впрочем, не мешает одним продавать, а другим покупать наши ракетные двигатели несмотря на санкции. Не стояли бы лицемерно с портретами очередного вождя, можно было бы послушать о "концлагере", а так и говорить не о чем. Тем более, что нашим родителям
и нам памят ещё не стёрли, есть свой опыт и есть кого послушать. А Вам здравия!
Петрович 4 октября 2018, 02:13
Да, Вячеслав, для митингов. Причем митингов, на которые гнали народ с заводов по разнарядке. Я сам на таких митингах не раз стоял на морозе с портретом очередного "вождя". Это называлось "добровольно-принудительно". Я человек пожилой это время хорошо помню. И какой ценой все эти "достижения" строились тоже помню, когда сотни тысяч рабов-заключенных строили магнитки и днепрогесы (сконструированные, кстати, американскими инженерами). И мерли сотнями же тысяч от голода и болезней. И хоронили их в ямах как скот. Но вы правы, безработицы не было, потому как была статья за тунеядство, монахов по ней осуждали и отправляли в лагеря. Вся страна - образцовый концлагерь. Вы по этому тоскуете?
Вячеслав 3 октября 2018, 08:48
"Иван 1 октября 2018, 03:36
И да, агитки про "передовую промышленность" и "ликвидацию безграмотности" - это для митингов."
Конечно, конечно и бесплатная медицина и образование, полеты в космос, отсутствие безработицы это тоже для митингов.
Иван 1 октября 2018, 03:36
Павел26 сентября 2018 "Какое только к этому имеют отношение "белые герои", может поясните? Они, что, победили в Гражданскую, подняли страну из разрухи, ликвидировали безграмотность, построили передовую промышленность?" Нет, в гражданскую победили большевики, открыто провозгласившие атеизм и борьбу с Православием своей целью. Победившей Красной Армией, напомню, руководил такой персонаж как Лейба Бронштейн, более известный как Лев Троцкий, человек зоологически ненавидевший Православие. И да, агитки про "передовую промышленность" и "ликвидацию безграмотности" - это для митингов. А вот новомучеников и реки русской крови, пролитой на расстрельных полигонах, типа Бутовского, хорошо помним...
Вадим К.27 сентября 2018, 16:30
Крестовый поход, газават это у инославных и иноверных, а не у православных. Христос запретил ученикам поражать казнями неверующих в Него, сказав, что так поступать не Его Духа, и веру православную Он повелел им распространять проповедью о Нем свободным людям, а не мечом. Александр Невский не поднимал меча на брата только за его неверие и распущенность и не брался так его исправлять. То была Гражданская, т.е. междоусобная война, и брат проливал кровь брата. Разве оправдание этому то, что брата кто-то соблазнил? Нет, но ап. Павел говорит галатам: если ты духовный, то исправляй его духом кротости, следя и за собой. Белых пятен много, но суть в том, что история человечества сложна сама по себе.
Антонио27 сентября 2018, 11:18
>> Ирина Рюрик
>> "Никогда к крестоносцам не испытывала большой симпатии. Когда крестоносцы вошли в Константинополь, то по улицам потекла кровь, когда крестоносцы вошли в Иерусалим - по улицам потекла кровь."
А зачем вообще употреблять это слово? Похоже, его ввели специально чтобы сравнять разбойников, просто обманутых своей властью или насильно загнаных на войну людей с настоящими православными воинами. Для нас, христиан, крест это вообще святое слово, которым нужно очень осторожно пользоваться.
Антонио27 сентября 2018, 11:01
Арина
>> История учит, что она ничему не учит.
История учит, а вот некоторые люди не хотят учиться.
Павел26 сентября 2018, 22:50
А.П. : "...если бы наши предки не брали в руки оружие для защиты своей страны и Веры, то боюсь у вас не было бы возможности сейчас писать эти строки на русском языке на православном ресурсе". Какое только к этому имеют отношение "белые герои", может поясните? Они, что, победили в Гражданскую, подняли страну из разрухи, ликвидировали безграмотность, построили передовую промышленность? Или Гитлера советский народ победил благодаря белоэмигрантам-коллаборационистам и молитвам русской зарубежной церкви?
Ирина Рюрик26 сентября 2018, 11:52
Никогда к крестоносцам не испытывала большой симпатии. Когда крестоносцы вошли в Константинополь, то по улицам потекла кровь, когда крестоносцы вошли в Иерусалим - по улицам потекла кров. С крестоносцами сражался св. Александр Невский на Неве и не пустил их на землю русскую. Если бы Господу нашему была бы близка тактика крестоносцев, то Он в мир отправил бы не апостолов нести слово Божье, а собрал бы армию и огнем и мечем "проповедовал". Со староверами тактика крестоносцев привела к расколу, который до сих пор остается незаживающей раной. Гражданская война оставила еще одну незаживающую рану. Переступить через пролитую кровь очень тяжело, по этой причине тактика крестоносцев противна Богу.
А.П.22 сентября 2018, 22:24
Антон20 сентября 2018 "сражаться с оружием в руках - не по Христиански". Ух ты! Значит св. Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков и многие другие святые воины были плохими христианами? Я Вами восхищаюсь! Хорошо когда человек может позволить себе такую широту гуманистических взглядов, такой цветочно-радужный пацифизм. Вообще приятно быть добреньким, особенно когда это ничего тебе не стоит. НО...если бы наши предки не брали в руки оружие для защиты своей страны и Веры, то боюсь у вас не было бы возможности сейчас писать эти строки на русском языке на православном ресурсе. Подумайте об этом... А автору за статью спасибо! Вечная память белым героям, восставшим против беззаконников...
Василий21 сентября 2018, 16:08
Истинные герои русского народа! Вечная память белым героям России!
Антон20 сентября 2018, 12:26
"51И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" от Матфея, глава 26. За Веру можно умереть, но убивать за Веру, и даже сражаться с оружием в руках - не по Христиански. Гражданская война была переделом собственности, как и все войны, а веру и религию просто использовали как инструмент.
Арина20 сентября 2018, 09:49
"Помутнение рассудка, ослабление воли и религиозных чувств..." (из статьи выше) крестовыми походами не исправить. История учит, что она ничему не учит. Когда проповедников много, а подвижников единицы, первым перестают верить.
Александр В.20 сентября 2018, 04:02
Сонм новомучеников и исповедников российских - откуда взялся? Не благодаря ли злодеяниям коммунистов? Кто без суда и следствия расстрелял святого царя, его детей и верных слуг? Не те же безбожные коммунисты и большевики?
Александр В20 сентября 2018, 03:11
Сначала безбожники и богоборцы с оружием в руках восстали против веры, царя и Отечества, а теперь их потомки ополчаются против верных сынов России и выгораживают предателей, обманутых Лениным, Троцким и прочими кровавыми злодеями. Прости, Господи!
Алла19 сентября 2018, 21:42
Валентина, вы много на себя берете, судя об участи деда Вячеслава. Только Бог знает его судьбу.
НН19 сентября 2018, 20:52
Вячеслав /Это значит они воевали против красных/- не совсем так.Автор пишет:/Учитывая разность боевого и тылового потенциалов противоборствующих сторон,шансов одержать победу в войне у колчаковцев не было/- Вас ничего не смущает? А у меня вопрос:это по-христиански убивать русских людей,не согласных с белыми,даже не рассчитывая на победу? Да, ИЛИЯ, это очень страшно.По поводу белых пятен Гражданской войны: на ул. Адм.Макарова,29 находится РГВА, там много чего хранится, открыт читальный зал-только изучай ПО ДОКУМЕНТАМ! Работали и работают много исследователей, изданы ГОРЫ книг,объективных. Но там написано не то, что нам бы хотелось.Это да.Напр, нашли поздравление Блюхера войск с Пасхой...
вячеслав19 сентября 2018, 20:08
Они сражались За Родину За Веру!
Антон19 сентября 2018, 18:43
"11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Апостол Павел, Ефесянам гл 6) Ни слова о убийстве врага.
Кира19 сентября 2018, 16:29
Замечательная статья. Спаси, Господи. К стыду своему, и не знала о таких дружинах. Роман, успехов Вам в трудах и Помощи Божией.
Илья19 сентября 2018, 14:02
Дауж, страшные времена были. Коммунисты хотябы с именем Бога на устах, не убивали людей
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×