«Не нужно бояться изоляции»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
    

Русская Православная Церковь За рубежом (РПЦЗ) 25 сентября объявила о приостановлении совместного служения с архиереями Константинопольского патриархата. А Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского патриархата потребовал, чтобы чтобы константинопольские экзархи покинули Киев. Вопрос автокефалии Украинской Православной Церкви — предвыборный политический проект, а действия Константинополя на Украине — антиканонические, считает митрополит Волоколамский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион. В интервью «Известиям» он также рассказал о том, почему происходящее не исцелит раскол, а легализует его, отчего РПЦ не боится оказаться в изоляции среди Поместных Церквей и зачем Русская Церковь призывает инициировать всеправославное обсуждение проблемы.

— В истории православия было немало случаев предоставления автокефалии или автономии церквам независимых государств. Всегда ли такие решения принимались под политическим давлением? По каким критериям Церковь принимает такое решение? Необходима ли сейчас автокефалия УПЦ?

— Церковь определяет оптимальную форму устроения церковной жизни на той или иной территории, исходя из внутрицерковной целесообразности. При этом во внимание принимаются многие факторы. Обретение государственной независимости вовсе не является решающим фактором.

Например, после распада Чехословакии на два самостоятельных государства Православная Церковь в этих странах осталась единой. То же самое касается Сербской Церкви, сохраняющей единство на территории бывшей Югославии.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
    

Изменение политического устройства — это не повод учреждать автокефальную Церковь в каждой отдельно взятой стране. Иначе надо было бы в Африке вместо одного Александрийского патриархата иметь 54 автокефальные Церкви.

Местные власти, крупные политические силы часто заинтересованы в том, чтобы иметь максимально изолированную от внешнего влияния церковную структуру на своей территории, своего рода «карманную церковь». Ведь для светских политиков Церковь — это часть электората, рычаг воздействия на общество. Но люди церковные отделяют церковную целесообразность от политического интереса и не поддаются на броские политические лозунги. Лозунг «независимому государству — независимую Церковь», который сейчас так часто звучит, — это чисто политический манифест, родившийся отнюдь не в православной среде, а в католической Италии и не имеющий отношения к нормам устроения церковной жизни.

Вопрос автокефалии на Украине сейчас — это политический предвыборный проект, к Украинской Православной Церкви не имеющий отношения. Почитайте ее устав: Украинская Православная Церковь и без того самостоятельна, она имеет больше прав, чем предполагает церковная автономия. Это самоуправляемая Поместная Церковь со своими Синодом и Соборами, с независимой административной структурой. Она полностью независима в своем внутреннем управлении, кадровых решениях, стратегии своего развития. Ей ни к чему участие в сомнительных политических проектах, и это прямо заявляет ее священноначалие. Тем более, под таким давлением государства и с участием неканонических, то есть не признанных в православном мире, групп, подрывающих церковное единство на Украине.

— Вы заявляли, что в случае предоставления автокефалии Украинской православной церкви на Украине может начаться кровопролитие: раскольники возьмут контроль над большими монастырями, такими как Киево-Печерская Лавра, а православные верующие будут защищать эти святые места. Какие сейчас настроения у прихожан УПЦ Московского патриархата? Что позволяет вам предположить, что начнется жесткое противостояние между верующими?

— Декларируемая цель проекта — объединить украинское православие, которое более 20 лет страдает от раскола. Но канонические нормы восстановления единства Церкви через покаяние тех, кто учинил раскол, при этом игнорируются. Позиция Украинской Православной Церкви также не принимается в расчет. А значит, объединение попытаются осуществить политическим путем, создав искусственную структуру и пытаясь присоединить к ней общины канонической Церкви с помощью административного и общественного давления.

Украинские власти обещают равноправное существование всех конфессий в стране, но это только слова. Последние годы показали, что украинские политики стали на путь дискриминации канонической Церкви. Уже сейчас незаконно захвачено более 50 храмов канонической Церкви на Украине, и судебные решения по их возврату законным владельцам не выполняются. Политики и СМИ ежедневно нагнетают ненависть по отношению к так называемым «московским попам» — духовенству канонической Украинской Церкви. В Верховной раде подготовлен пакет законодательных инициатив, цель которых — легализовать механизм дальнейших захватов храмов нашей Церкви, поразить ее в правах и даже лишить названия. Лидеры раскола открыто требуют передать им Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, находящиеся в пользовании канонической Украинской Церкви. Президент Украины перед депутатами Верховной рады заявляет о том, что Украинскую Православную Церковь принудительно переименуют в Российскую православную церковь.

Крестный ход в Киеве в честь тысячелетия крещения Киевской Руси. Фото: РИА Новости Крестный ход в Киеве в честь тысячелетия крещения Киевской Руси. Фото: РИА Новости
    

Можно сколько угодно оперировать данными заказных соцопросов. Но в Украинской Православной Церкви более 12 тыс. реальных, не фиктивных общин — это крупнейшая конфессия Украины. Было бы наивно полагать, что миллионы прихожан по всей стране будут стоять и смотреть, как вооруженные боевики отнимают у них монастыри и храмы под прикрытием полиции, объясняя, что это «добровольный переход». Даже захваты малочисленных деревенских приходов на Украине сопровождались фактами насилия. Массовый захват многочисленных городских приходов или попытка отнять такие всеукраинские святыни, как лавры, неминуемо приведет к всплеску насилия, а возможно, и к масштабному межконфессиональному конфликту по всей стране. Такие опасения подтверждают уже сейчас и епископат УПЦ, и ее духовенство: верующие на местах настроены очень решительно.

— Вряд ли хоть одна Поместная Церковь сможет оказаться в стороне от истории с УПЦ. В иерархии Православных Церквей Константинопольская церковь занимает первое место по чести. Есть ли опасность, что Русская Православная Церковь, занявшая категоричную позицию по отношению к Константинополю, со временем окажется в изоляции?

— Начиная с XI века, после отпадения Рима, Константинопольский патриарх занимает первое место в диптихах Православной Церкви, то есть в порядке поминовения предстоятелей Поместных Церквей за богослужением. Это первенство всегда понималось как первенство чести, но не власти, а сам Константинопольский патриарх — как первый среди равных ему предстоятелей автокефальных Церквей. Лишь в XX веке константинопольские патриархи стали заявлять о своих особых властных полномочиях в Православной Церкви, однако эти притязания лишены богословских и канонических оснований.

То, что происходит сейчас на Украине, — это не просто территориальный спор между двумя Церквами, как это может кому-то показаться. Это нечто большее. Это осознанное и открытое навязывание Константинополем своих властных, по сути — папистских притязаний. Мы видим, что Константинопольский патриарх больше не рассматривает другие Поместные Церкви в качестве субъекта межцерковных отношений. С его точки зрения, все решения принимаются только в одном месте — на Фанаре. Вопрос украинской автокефалии Константинополь не намерен согласовывать не только с Русской Церковью, но и с другими Церквами. Даже та делегация, которая была уполномочена Фанаром вести переговоры с Поместными Церквами по украинскому вопросу, посещала предстоятелей не для того, чтобы запросить их мнение о намерениях Константинополя, а для того, чтобы проинформировать их об уже принятом решении. Об этом уже не раз заявляли представители Константинопольского патриархата.

Русской Церкви не нужно бояться изоляции. Если Константинополь продолжит свои антиканонические действия, то он сам поставит себя вне канонического пространства, вне того понимания церковного устроения, которое отличает Православную Церковь.

— Какие Церкви уже твердо и однозначно выразили поддержку позиции Русской Православной Церкви? Будут ли они выступать с официальными заявлениями по этому вопросу? Есть ли вероятность, что они изменят свое мнение?

— За последнее время я имел беседы с многими предстоятелями Православных Церквей и могу засвидетельствовать, что в православном мире существует общее понимание того, что преодоление раскола на Украине возможно только на канонических началах. Намерение Константинопольского патриархата создать автокефальную церковь путем объединения раскольников в одну структуру без покаяния в грехе раскола и при полном игнорировании уже существующей на Украине канонической Церкви несовместимо с каноническими правилами. Оно является не способом исцеления раскола, а его легализацией. Священный Синод Русской Православной Церкви обратился к Поместным Церквам с призывом инициировать всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Я надеюсь, что Поместные Церкви откликнутся на этот призыв, поскольку все осознают нашу общую ответственность за единство Православной Церкви, которому может быть нанесен непоправимый урон в том случае, если процесс дарования автокефалии раскольникам будет доведен Константинопольским патриархатом до конца.

— Как Русская Православная Церковь будет выстраивать отношения с теми Церквами, которые примут сторону Константинополя?

— Полагаю, что все Поместные Церкви осознают, что легализация раскола, в том случае, если она произойдет, не придаст ему каноничности, и не вступят в общение с созданной из раскольников структурой.

— Оценивалась ли финансовая сторона потери Московским патриархатом украинских епархий?

— Вопросы церковного единства вообще неверно связывать с какими бы то ни было финансовыми расчетами.

Кроме того, следует отметить, что Украинская Православная Церковь пользуется в Московском патриархате правами широкого самоуправления, в том числе полной независимостью в финансовых и хозяйственных вопросах. Уже многие десятилетия из Украины не перечисляется никаких средств в общецерковный бюджет.

Поэтому наше единство никак не связано с деньгами, и странно было бы думать, что этот вопрос интересовал бы нас и сейчас.

— Получает ли Русская Православная Церковь поддержку от других конфессий?

— Что касается других религиозных конфессий Украины, то можно говорить о наличии отчетливо выраженной поддержки ими канонической церкви.

Ватикан не поддерживает никаких отношений с украинскими раскольниками. Представители Римско-Католической церкви не раз публично осуждали притеснения Украинской Православной Церкви, в частности находящиеся на рассмотрении Верховной рады дискриминационные законопроекты № 4128 и № 4511, предусматривающие лишение канонической церкви на Украине ее прав и легализацию механизмов захвата ее храмов.

Папа римский Франциск писал Святейшему Патриарху Кириллу о своей обеспокоенности в связи с появлением дискриминационных законопроектов, а в их совместной декларации по итогам встречи в Гаване в 2016 году было подчеркнуто, что «православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования».

На встрече с делегацией Московского патриархата в мае сего года папа Франциск очень ясно сформулировал позицию Святого престола по Украине, сказав: «Католическая Церковь никогда не позволит, чтобы с ее стороны проявился подход, провоцирующий разделения. Мы никогда этого не позволим… Католические церкви не должны вмешиваться во внутренние дела Русской Православной Церкви, в том числе и по политическим причинам».

Апостольская нунциатура в Украине сообщала о встречах высокопоставленных представителей Государственного секретариата Святого престола с послом Украины для выражения обеспокоенности, звучала тема и в ходе визита на Украину Государственного секретаря Ватикана Пьетро Паролина.

Участники Всеукраинского крестного хода мира, любви и молитвы за Украину, в Киеве. Фото: РИА Новости Участники Всеукраинского крестного хода мира, любви и молитвы за Украину, в Киеве. Фото: РИА Новости
    

Высокопоставленные представители Харьковско-Запорожской епархии епископы Станислав Шикорадюк и Ян Собило оценили направленный против канонической Украинской Православной Церкви законопроект № 4128 как провокационный, способный вызвать религиозную войну на Украине. По их однозначной оценке, данный законопроект является рейдерством и «созданием коррупционной схемы, для того чтобы свободно переходили приходы в Киевский патриархат», а по сути — «возвращением в 30-е годы прошлого столетия».

Свою озабоченность возникшей ситуацией выразил и архиепископ Кентерберийский Дж. Уэлби: «Мы глубоко опечалены этими осложнениями... и их потенциальным воздействием на весь православный мир... возносим сердечные молитвы об их мирном разрешении».

Генеральный секретарь Всемирного совета церквей Олаф Твейт в письмах на имя Петра Порошенко и Андрея Парубия выразил протест против законопроектов, усмотрев в них нарушение свободы вероисповедания на Украине.

Вмешательством во внутрицерковные дела назвал законопроекты и секретарь Украинской лютеранской церкви Игорь Рудзик. Точно так же и Евгений Зискинд, исполнительный директор Объединения иудейских религиозных организаций Украины, заявлял, что законопроект № 4128 «открывает путь рейдерству, захвату храмовых сооружений и земель».

— Каковы, по вашему мнению, самый оптимистичный и самый пессимистичный сценарии дальнейших событий?

— Мне бы не хотелось сейчас выступать в качестве футуролога. Священный Синод Русской Православной Церкви в своем недавнем заявлении ясно обозначил свою позицию, указал на последствия, к которым неминуемо приведет дальнейшее вторжение Константинопольского патриарха на Украину и о которых я уже говорил выше. Я верю, что всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине может предотвратить трагическое разделение православия.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Беседовала Валерия Нодельман

Источник: «МИЦ «Известия»

27 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
У земного политика нет права разрывать тело Церкви на части У земного политика нет права разрывать тело Церкви на части У земного политика нет права разрывать тело Церкви на части У земного политика нет права разрывать тело Церкви на части
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
29 сентября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом
Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует ответы Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на актуальные вопросы касательно церковной ситуации в стране и духовные наставления пастве в это непростое время.
Патриарх Кирилл призвал предстоятелей Поместных Церквей к общеправославному обсуждению украинского вопроса Патриарх Кирилл призвал предстоятелей Поместных Церквей к общеправославному обсуждению украинского вопроса Патриарх Кирилл призвал предстоятелей Поместных Церквей к общеправославному обсуждению украинского вопроса Патриарх Кирилл призвал предстоятелей Поместных Церквей к общеправославному обсуждению украинского вопроса
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письма главам всех Православных Церквей с предложением начать обсуждение ситуации вокруг церковной жизни в Украине на всеправославному уровне.
Эстонская Православная Церквь выразила обеспокоенность в связи с опасным развитием церковной ситуации на Украине Эстонская Православная Церквь выразила обеспокоенность в связи с опасным развитием церковной ситуации на Украине Эстонская Православная Церквь выразила обеспокоенность в связи с опасным развитием церковной ситуации на Украине Эстонская Православная Церквь выразила обеспокоенность в связи с опасным развитием церковной ситуации на Украине
Синод Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата выражает глубокую обеспокоенность в связи с опасным развитием церковной ситуации в Украине, вызванным односторонними действиями Константинопольского Патриархата, направившего двух своих иерархов в Киев для реализации проекта создания украинской автокефальной Церкви.
Интервью митрополита Волоколамского Илариона информационному агентству «Ромфея» Интервью митрополита Волоколамского Илариона информационному агентству «Ромфея» Интервью митрополита Волоколамского Илариона информационному агентству «Ромфея» Интервью митрополита Волоколамского Илариона информационному агентству «Ромфея»
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа».
Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор: Церковь не поклоняется политикам Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор: Церковь не поклоняется политикам Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор: Церковь не поклоняется политикам Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор: Церковь не поклоняется политикам
Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II после совершения чина великого освящения Преображенского собора в г. Болграда 30 сентября 2018 года отметил, что приехал на Украину, чтобы засвидетельствовать свою любовь и то, что именно Украинская Православная Церковь является канонической Церковью на Украине
Грузинская Православная Церковь высказалась против одностороннего вмешательства Константинопольской Патриархии в дела украинского Православия Грузинская Православная Церковь высказалась против одностороннего вмешательства Константинопольской Патриархии в дела украинского Православия Грузинская Православная Церковь высказалась против одностороннего вмешательства Константинопольской Патриархии в дела украинского Православия Грузинская Православная Церковь высказалась против одностороннего вмешательства Константинопольской Патриархии в дела украинского Православия
В Грузинской Церкви считают, что для решения проблемы раскола в украинском Православии нужно, чтобы Константинопольский и Московский Патриархаты вместе искали общие пути ее решения.
Константинопольская Патриархия, русские обновленцы и украинская автокефалия: что общего? Константинопольская Патриархия, русские обновленцы и украинская автокефалия: что общего?
Священник Александр Мазырин
Константинопольская Патриархия, русские обновленцы и украинская автокефалия: что общего? Константинопольская Патриархия, русские обновленцы и украинская автокефалия: что общего?
Священник Александр Мазырин
Константинопольский Патриарх претендует в православном мире на место, аналогичное месту Римского папы в мире католическом. Это форменная экклезиологическая ересь.
Иерарх Элладской Православной Церкви назвал ошибочными действия Патриарха Варфоломея в отношении Украины Иерарх Элладской Православной Церкви назвал ошибочными действия Патриарха Варфоломея в отношении Украины Иерарх Элладской Православной Церкви назвал ошибочными действия Патриарха Варфоломея в отношении Украины Иерарх Элладской Православной Церкви назвал ошибочными действия Патриарха Варфоломея
Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий (Элладская Православная Церковь) подверг критике действия Патриарха Варфоломея касательно церковной ситуации в Украине
Комментарии
Алексий 4 октября 2018, 14:21
Сергей 3 октября 2018, 14:33, серьёзно? Вы всерьёз считаете, что православие учит прощать исключительно братьев по вере, а всех остальных -- нет?.. Если так, то вы крайне далеки от православия в частности и от Христа в целом, увы.
Сергей 3 октября 2018, 14:33
Алексей (02.10.18 10:17), когда вы говорите о своей готовности прощать католическую церковь и лично Папу Римского, я не очень понимаю, из чего вы исходите. В Евангелии, как меня учили, говорится о прощении прегрешений против нас лично нашего брата (думаю брата во Христе), но я не слышал о прощении еретиков и врагов Церкви без их покаяния. Опять же непонятно, о каком шансе вы говорите. Если о шансе покаянии - вы серьезно?
Касательно кавычек для "Святого престола", то мне кажется, что это официальное наименование в католическом мире, а в русском уместно использовать правило о условных названиях для имен собственных (new.gramota.ru). Чтобы не смущать. А нашу церковь они называют ортодоксальной.
Алексей 2 октября 2018, 10:17
Сергей 1 октября 2018, 14:44, я вовсе не трактую слова Папы как истину в последней инстанции и не призываю бросаться в его объятия, наоборот -- разумная осторожность, бдительность всегда необходимы. Но, как христианин, я склонен прощать до седмижды семидесяти раз хоть католиков, хоть кого, и давать новый и новый шанс им. Господь же меня прощает, чем обязывает меня поступать так же.
Что касается закавычивания терминов "Святой престол" или "Папа" -- зачем? Это официальные наименования, по правилам русского языка не требуют кавычек.
Сергей 1 октября 2018, 14:44
Благодарю Алексея (30.09.2018 01:46) за смиренное указание на мою горделивость. Только непонятно почему им слова Папы Римского трактуются, как истина в последней инстанции?
Ему не известны примеры, когда слова пап в отношении православной церкви расходились с делом?
Ему известны примеры из истории, когда католическая церковь вела себя, как добрый самарянин, в отношении православной?
Он также, как в тексте интервью, рассуждая о католической церкви, говорит о "Святом престоле " и "Папе Франциске", не смущаясь без всяких кавычек и дистанции?
Он не считает, что униатские священники (под руководством "Святого Престола") принимали и принимают активное политическое участие событиях на Украине?
Иоанна_30 сентября 2018, 09:54
Скажу про себя лично. Я не боюсь других христиан. Тех, кто вырос в другой христианской традиции. Но я действительно опасаюсь тех, кто, родившись в России и имея родным языком русский, в поисках Бога становится католиком или протестантом.
Алексей30 сентября 2018, 01:46
Сергей 27 сентября 2018, 14:40, Анна С.В. 27 сентября 2018, 16:31, ни о каких "признаний Христовой истины за католиками" и речи не идёт, а речь идёт о "...нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования", т.е. об обычных мирских, социальных взаимоотношениях. Прежде чем горделиво отказываться от "поддержки католиков", перечитайте притчу о самарянине. Отмечу, что наша Церковь ныне находится в положении ограбленного разбойниками человека.

Лютеранский священник 28 сентября 2018, 10:31, не обольщайтесь, Церковь Господа одна истинная -- Православная. Лично я не гордый, приму помощь, если придётся, хоть от язычника, но это не значит, что вместе с помощью приму его лжеучения. Разграничивать надо.
Лютеранский священник28 сентября 2018, 10:31
Не надо боятся других христиан.
Церковь ведь Господа, а не наших умозаключений.

И из истории можем многое учится.
Ведь древнее разделение и Реформация произошла из за греховных амбиций епископа Рыма.
"Папа" Стамбульский хочет наступить на те же грабли.
А "Киевский патриархат" не приемлем по очень простым христианским принципам -
он создан для удовлетворения амбиций одного иерея на почве национализма и
хочет распространяется за счёт кражи церквей у канонического православия.
И "автокефалия" эта куплена за 25.милионов.
Древние лжеучения и практики в одном флаконе...
Елена27 сентября 2018, 18:25
Полностью согласна с Сергеем и Анной. Сергею: да хранят Вас Господь и Его Пречистая Матерь!
Анна С.В.27 сентября 2018, 16:31
Согласна с Сергеем, не стоит искать поддержки у католиков. Всё ереси против Христа, значит и против Его Церкви, нельзя с ними сближаться, может за это и наказываемся, за экуменизм.
Сергей27 сентября 2018, 14:40
Попытки найти поддержку у католиков и Папы Римского до добра не доведут. Уже в каком-то смысле не довели.
Неявное признание Христовой Истины за католиками ("...папа Франциск очень ясно сформулировал позицию Святого престола по Украине...") - отдает, мягко говоря, сильной двусмысленностью.
Сергей27 сентября 2018, 14:25
Мне 49 лет. Женат,три дочери, живы родители, работа, строю дом. Если раскольники вместе с боевиками - радикалами полезут отбирать и осквернять наши Святые Лавры, храмы, оставлю ВСЕ и поеду в Киев, Почаев молиться и умирать за Веру. Прошу у Господа твердости Духа и решимости.
ирина27 сентября 2018, 12:47
методы не меняются-большевики захватывали храмы,теперь раскольники идут той же кривой дорожкой.нужен храм-строй его.отнять,отобрать......забытое старое...Господь с нами
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×