Якобы «пасхальное» стихотворение

Дмитрий Мережковский Дмитрий Мережковский
Хочу предложить вашему вниманию одно «пасхальное» стихотворение конца XIX века. Автор – Дмитрий Мережковский. Внимание, текст:

«Христос воскрес!» – поют во храме;
Но грустно мне… Душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.

Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
И если б здесь, в блестящем храме,
«Христос воскрес» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!

Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов,
Умолкнут стоны и проклятья,
И стук мечей, и звон оков, –
И лишь тогда, как гимн свободы,
Пусть загремит: «Христос воскрес!»,
И нам ответят все народы:
«Христос воистину воскрес!»

(1887)

Еще далеко до русско-японской войны и первой революции. Конечно, далеко до крушения монархии и последующих за этим кошмаров планетарного масштаба. Пока все еще молятся. Вернее, не все. Кое-кто сам не молится, но зато ходит вокруг заполненного храма и брюзжит. Брюзжит по-интеллигентски и в рифму.

При переводе языка поэтического на язык обычный Мережковский говорит следующее: «Ходят тут, ходят. Молятся, молятся. А толку-то что? Страданий меньше не стало. Опозорен человек. Стучат мечи, гремят оковы. Вот если бы наступило царство всеобщей гармонии, вот тогда бы и я с вами вместе запел! А до тех пор, извините, не буду».

Очень знаменательный текст.

В нем чисто русская двойственность. С одной стороны – широта ума и нравственных запросов. Всему миру, мол, счастья хочу, а иначе «билетик Богу возвращаю». Вспомним одноименного автору Митю Карамазова. И тут же – узость чахлого сердца. Ибо сам барчонок в крахмальном воротничке и при трости с набалдашником молиться не хочет. Попросту не любит молиться и не умеет. (Поинтересуйтесь жизнью самого Мережковского. Всю жизнь рассуждая о Церкви и Боге, книги на эти темы строча, автор был совершенно чужд молитвенной дисциплины и практического воцерковления. Пасха Христова его, действительно, никогда по-настоящему не радовала.) И это нечто свойственное не одному Мережковскому, но целому классу людей, у которых ум расширен, как печень алкоголика, а сердце сужено, как зрачок на ярком свете. Таких людей и сегодня много. Может, даже больше, чем в далеком 1887-м.

Слезы страждущих утираются доныне именно благодаря сохраняющейся вере в Христово Воскресение

Если бы автор прописал себе труд анализа и глубокого изучения жизни, то узнал бы без особого напряжения, что слезы страждущих утираются доныне именно благодаря сохраняющейся вере в Христово Воскресение. Бомжей кормят, у больничной постели дежурят, собирают деньги на операции, облегчают несение жизненного креста одиноким старикам именно верующие люди. Не они одни, но они – непременно. Сегодня на жизнь гляньте! Сколько незаметных благих трудов без всякого PR-а совершают обычные пчелки Божии! Делание добра, уменьшение пресловутого «звона оков» для них прямо вытекает именно из того, что Гроб Христов пуст и жизнь новая началась для желающих обновиться. Сам Христос им и силы дает дело молча делать. И всякий из любителей деятельного добра при том знает, что всех язв мира ни ему одному, ни всем вместе нам не исцелить. Но это не воспрещает активно трудиться на своем маленьком участке «духовного фронта». Не только не запрещает, но и мотивирует.

Дмитрий Сергеевич, как любой мало-мальски талантливый поэт (не путать с графоманами), выступает в роли медиума. Он улавливает настроения, парящие в воздухе, кодирует их средствами поэтической речи и ставит внизу собственную подпись. А мир, господа, в конце века XIX-го кишмя кишел настроениями социалистическими и материалистическими. Согласно этим настроениям молиться вообще не надо, а вот людей любить нужно. Даже очень нужно. И весь коммунизм без остатка идеологически помещается в отмену первой и большей заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей. Но при этом есть горячее желание сохранить вторую заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Не нужна, дескать, молитва. Нужно только добро.

Наученные историей, мы уже знаем, что подобное упразднение первой заповеди при сохранении второй рождает отнюдь не земной рай, а сеть концлагерей и леденящие кровь социальные эксперименты. Мережковский по факту еще этого не знал. Но он должен был понять это в Духе. Не понял же именно от того, что Духа не имел, но был лишь телесен и душевен, печален и озабочен паче меры вселенским добром. Как, собственно, большая половина родной интеллигенции даже до днесь. Пенсне на носу этих слепцов зрячими тогда не сделало вплоть до самого прихода к власти «товарищей с маузером».

Автору этого рифмованного опуса совсем невдомек, что слова «если бы Он услыхал» в отношении Христа совершенно бессмысленны. Христос и слышит, и видит, и присутствует среди верующих. Даже если их всего лишь два или три, а не то что полный храм. «Создавший око не видит ли? Устроивший ухо не слышит ли?» Этот вопрос еще Давид обращал к людям, которых называет прямо «безумными».

Им хочется, чтобы Христос выступил с трибуны всемирного парламента, как великий реформатор

В случае, если присутствие Христа для сердца неощутимо (по причине качества самого сердца), а факт историчности Личности Спасителя неоспорим, интеллигентское куриное сердечко начинает с Богом спор и тяжбу. Этому сердечку хочется, чтобы Христос прекратил принимать поклонение и моление от простых душ, а лучше бы сначала выступил с трибуны всемирного парламента, как великий реформатор, и армии бы распустил, коррупционеров бы посадил и диавола вообще стреножил. А то лукавый, понимаешь, жить мешает. Так думали очень многие. Так и до сих пор слишком многие думают. Вот и «крестный отец» всех украинских бед, печальный и усатый «гений» Тарас Шевченко в своем «Заповите» говорит, что ему непременно хочется увидеть, как вражья кровь течет потоками по древнему Днепру прямо в синее море. Такое у него условие. А если нет, то он – усатый гений – с Богом общаться отказывается. Говорит: «А до того я не знаю Бога». Так прямо и говорит. И весь народ, напяливший по команде вышиванки, пропитан сегодня этим тайным ядом. Крови им подавай. Такова власть распространившихся умонастроений, усиленных поэтической речью.

Если честно, то авторство стихотворения могло бы смело принадлежать какому-то мелкому бесу. Не Люциферу, нет. Этому как раз надо, чтобы слова «Христос воскрес» вообще перестали звучать, а храмы переоборудовались под склады и клубы (или под автомойки, как уже кое-где на Западе). Но мелкий бес, картавя и ворча, мог бы смело просюсюкать от первого лица подобный стих. Вот он ходит, положим, вокруг храма, где совершается пасхальная заутреня. Черные крылышки под пиджаком спрятаны, рожек из-под шляпы не видно. Ходит он, стучит копытцами по асфальту и брюзжит: «Молятся, понимаешь, везде. Поют. Весь воздух ладаном закадили – дышать нечем. А толку-то что? Что толку, я спрашиваю? Где ваша любовь? Живут в зависти, друг на друга обижаются, сплетничают. Мою власть не замечают. Социальное неравенство не победили. Воевать не прекратили. Зато вот на Пасху поют. Тьфу! Даже слышать противно» И засеменил бы тут же на другую сторону улицы, потому что из храма на воздух крестный ход выходить начал.

С этим стишком я впервые встретился, листая сборник «Стихи русских поэтов, посвященные Воскресению Христову». Да, господа. Стихотворение некритично проглочено и вовсе не переварено даже составителями различных сборников, посвященных союзу русской речи и христианской веры. На слова Мережковского не кто-нибудь, а Сергей Рахманинов написал музыку (такую себе). И получившуюся песню исполняли многие достойные певцы. Например, Соловьяненко. Правда, он пел в советские времена. А песня, как сказано, вполне советская. Хватит, мол, молиться. Давайте любить друг друга.

Но и помимо этого многим из нас кажется, что «раз про Христа поют, значит, песенка хорошая». «Раз в стишке имя Господа Иисуса упомянуто, значит, стишок вполне святой и благочестивый».

Это, конечно, не так. Вполне безбожные, ядовитые мысли могут скрываться – и реально скрываются – за полухристианской риторикой.

И если автор в далеком 1887 году позволил себе поставить под сомнение важность Пасхального славословия при отсутствии всемирного счастья, то вправе и мы, выйдя из храма и увидев его, сказать: «Дмитрий Сергеич! Хватит чепуху болтать и душу мучить. Радоваться нынче подобает. Спаситель смертью смерть попрал. Давайте-ка три раза поцелуемся, как положено, и в храм пойдем. Скоро там Литургия начнется».

Протоиерей Андрей Ткачев

Книги протоиерея Андрея Ткачева в интернет-магазине "Сретение"

22 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Мария Шкапская. Женщина о женском Мария Шкапская. Женщина о женском
Протоиерей Андрей Ткачев
Мария Шкапская. Женщина о женском Мария Шкапская. Женщина о женском
Протоиерей Андрей Ткачев
В жарком современном споре об очевидном зле – убийстве нерожденных детей – кому-то пригодится опыт Марии Шкапской. Опыт, нашедший поэтическое выражение.
О поэте Борисе Пастернаке О поэте Борисе Пастернаке
Алексей Солоницын
О поэте Борисе Пастернаке О поэте Борисе Пастернаке,
или Что замалчивает критика

Алексей Солоницын
Именно православная тема является главенствующей и в романе Бориса Пастернака, и в поэзии его последних лет.
Религиозно-философские собрания Религиозно-философские собрания
Интеллигенция в поисках истины
Религиозно-философские собрания Религиозно-философские собрания:
русская интеллигенция в поисках истины

Мария Винарова
«Определенно мысль наша приняла такую форму: создать открытое… общество людей религии и философии для свободного обсуждения вопросов Церкви и культуры… Вопрос возникал широкий и общий: включается ли мир-космос и мир человеческий в зону христианства церковного, то есть христианства… хранимого реальной исторической Церковью?»
Комментарии
Мария17 ноября 2018, 23:27
Вообще, все верно. Нет праздника более чем Господня Пасха. Просто поймите что это за Праздник, что значит для нас, в суть вникните, и тогда все проблемы уйдут на задний план. Это воистину радость! Да что же мы Богу-то не доверяем думая о проблемах что за стенами? Он-то разве их не решит в конце-концов? Все не бессмысленно, если не можем пока понять, то лучше хотя бы не роптать.
P.S.Ну про вышиванки как-то агрессивно...но что-то есть. Мне нравится вышиванку одевать, красивая. У многих народов красивая одежда. Но действительно сейчас ее привязывают к чему-то.Я ношу потому что нравится а не потому что сегодня день чего-то там.Это красиво но не нужно вещам поклонятся. Дискредитировали ее что ли.
Иван 10 ноября 2018, 21:47
Интересно
Игорь10 ноября 2018, 17:33
Доброго всем дня! А я думаю не надо так негативно- критически подходить к этому стихотворению. Действительно после этих слов -«Христос воскрес!» – поют во храме;
Но грустно мне… Душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит...." возникает чувство тревоги . Но автор напоминает нам о том что за стенами храма ГОРЕ и от того нет полной радости в душе . Будет Вам весело в Пасху если кто-то из близких болеет или умер? Да нет конечно.Но это своя боль. А то что люди гибнут где-то там далеко , ну это не к нам, нам тут весело в храме. Поэтому автор мыслит глубже критика (при всем моем глубочайшем уважении к о. Андрею. )
Марианна29 октября 2018, 15:58
Цитата "Хватит строить храмы.Давайте эти деньги (кстати,деньги,собранные верующими)лучше пустим на постройку домов,детсадов,больниц,спорткомплексов". Почему-то именно храмы не надо строить, про мечети ни слова. А мечетей сейчас в каждом городе чуть ли не больше чем храмов. Я живу всю жизнь на Кавказе. Если мусульманин идет а мечеть - "О, какой он молодец, молится...", если православный идет в церковь - "Там Бога нет, не ходи туда"... Нас, православных, постоянно притесняют, издеваются над нашей верой, хулят наших священников. Смотрела проповедь о.Андрея о священниках - такие слова защиты мы должны постоянно произносить, а не делать вид что нас эта хула не касается.
р.Б. Сергий27 октября 2018, 09:18
Алле,27 октября 2018 г.01:19
Если вам угодно,оставайтесь при своем личном мнении,считая,что манеры,являются основным показателем интеллигентности человека. Среди фарисеев,думаю, были тоже достойные люди,исполняющие все предписания Закона (манеры),отлично знающие Закон.Но имели ли они истинную веру-это вопрос.Я уже жалею,что стал причиной этого спора,не имеющим отношения к вопросам веры, на православном сайте и ввел в смущение вас.К сожалению,это не тот случай о котором сказано :"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами..."(1Кор.11-19)Постараемся понять другого (ближнего),хотя каждый останется при своем понимании темы.
Далее продолжать этот спор не вижу смысла.Всех благ вам и здоровья.
Алла27 октября 2018, 01:19
р.Б. Сергий,я не знаю, каким Пикуль был на тот момент. Но для меня очевидно, что если бы он так и остался на уровне 5 классов, интеллигентным он бы ни был. Я не знаю, как вы воспринимаете это слово, для меня нет оскорбительного в том, чтобы сказать, что человек не интеллигентен. Например, крестьяне, не получавшие образование, все скопом были не интеллигенты, что не делает их плохими людьми. Просто данный термин все-таки подразумевает достаточное количество знаний. Человек не рождается интеллигентным, а становится им. Мне очень нравится роман Лондона "Мартин Иден", там наглядно показано, как преобразили знания молодого человека. Изменилось все, в том числе его поведение, манеры.
Ольга26 октября 2018, 11:01
Доброго дня Всем, мне грешной рабе Б. малоначитанной и совсем не интеллигентной, но идущей к Богу миллиметрованными шажками с первого четверостишия стало не по себе....Спасибо о.Андрей за статью
р.Б. Сергий25 октября 2018, 19:01
Алле,24 октября,22:55

Не буду вдаваться в долгий спор с вами.Приведу только один пример : наш современник,писатель покойный Валентин Саввич Пикуль,окончивший только 5 классов общеобразовательной школы и Соловецкую школу юнг,направленный в 1946 г.в Ленинградское подготовительное военно-морское училище и в том-же году,отчисленный из него "за нехваткой знаний"- был интеллигентным человеком или же по вашей классификации нет ?
Еще раз повторю интеллигентность и сумма знаний,как вера в Бога и теоретические знания Евангелия- далеко не тождественны. Перечитайте,приведенную цитату от Матфея(11:25-26) И простите меня,за нечетко выраженную мысль.
Наталья25 октября 2018, 16:05
Спаси Господи,отец Андрей. Низкий Вам поклон. Ведь "Вполне безбожные, ядовитые мысли могут скрываться – и реально скрываются – за полухристианской риторикой". Сразу и не разглядишь, не почувствуешь. Многая и благая лета Вам.
Елена25 октября 2018, 13:30
Отличная статья, заставляет выдумываться в содержание поэзии, а не поверхностно дышать красивыми рифмами. Любопытная биография у Мережсковского... В очередной раз убеждаешься, как много ''интеллигентных'' людей идет по скользкой дорожке, такое горе от ума, и как много простых людей идет путем праведным, как просты и в то же время тверды они в своей вере.
Алла24 октября 2018, 22:55
р.Б. Сергий, невозможно быть интеллигентным "с 2-мя классами ЦПШ". Все-таки это качество человека предполагает определенный уровень образованности, хотя бы среднюю школу.
р.Б. Сергий24 октября 2018, 09:53
Галине И. 22 октября.Если вы внимательно читали,то прилагательное "интеллигентских" взято в кавычки.И ещё : никогда сумма знаний (эрудиция) не была равна интеллигентности.Это-разные понятия.Можно быть интеллигентным с 2-мя классами ЦПШ и не быть им с кучей дипломов престижных вузов.Речь,в моем посте,шла об отношении части нынешнего общества,причисляющей себя к интеллигенции, к вопросам христианской веры.
"В то время,продолжая речь,Иисус сказал :славлю Тебя,Отче,Господи Неба и Земли,что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;ей Отче!ибо таково было Твое благоволение"(Мф.11:25-26)
Основной посыл в том, что зачастую "простые" люди (дедушки и бабушки) мудрее,чем "интеллигенция"
Константин24 октября 2018, 09:48
А с поэтической точки зрения стихотворение блеск
Галина И.23 октября 2018, 18:18
Павел23 октября 2018, 00:19. Я согласна с вашим мнением, Павел, но не бывает совершенных авторов и совершенных мнений,как и совершенных статей. Есть один Сов. Автор-Господь Иисус Христос и Его Совершенное Евангелие. Отцу Андрею свойственны определенный стиль мышления и характер большинства статей и выступлений.Отсюда порой бывают перегибы.Однако его проповедь Христа и христианства с разными людьми в разных местах трудно переоценить. Его статьи на данном сайте часто напоминают небольшие эссе, или словесные зарисовки, побуждающие нас мыслить и высказывать свое мнение, пусть неадекватное.Находить истину.Что и важно. А в Церковь мы приходим к Богу в ответ на призыв Его Любви,прощая друг друга.
Сергей Н.23 октября 2018, 10:58
Братья и сестры, это далеко не только у Мережковского. Это распространенная ошибка: "вот если бы Христос увидел, если бы Он услышал, Он бы..."
Да всё Он видит и всё слышит, ибо Господь, но прощает нас малых потому, что учимся ходить, потому что маленькие, и, главное, потому, что любит нас!

Спаси Христос!
Павел23 октября 2018, 00:19
И еще. Если мне быть искренним до конца, то скажу, что, по большому счету, если мы будем радоваться таким статьям, их якобы обличительному пафосу, то ни интеллигенция, ни последовавшая за ней часть простого народа (только вчера общался с одной такой женщиной, так и не сумел ни в чем ее убедить) не вернется в Церковь. Вопросы, неизбежно возникающие у неверующего при столкновении с церковной реальностью, должны находить ответы, их нельзя отметать и бранить тех, кто их задает. Такие вопросы, на мой взгляд, будут не только у неверующих, но и у многих оглашенных, поэтому мы просто рискуем потерять приток людей в Церковь.
Павел22 октября 2018, 23:51
Многое отмечено хорошо, но нет самого главного - любви к заблудшей, ослепшей части интеллигенции. Такой, которую я встретил, например, в предисловии к книге архим. Рафаила Карелина "Церковь и интеллигенция". Да и брюзжания в стихотворении я не чувствую, здесь возможное знакомство с жизнью Мережковского вряд ли что даст, скорее запутает. Хотя соглашусь с автором в том, что стихотворение не слишком-то пасхальное.
Людмила ис22 октября 2018, 23:46
Благодарю о.Андрея за статью. Поддержу Елену(от 22 окт.). Чтобы понять события на Украине, смотрела прямые трансляции со сцены Майдана, украшенной как иконами, так и портретом Т.Шевченко. Слушала ораторов, выступавших на украинском языке, видела как одного стащили со сцены со словами "Не розумием", потому что он говорил на русском языке. А ведь вся восточная Украина в городах русскоязычная. "Паны дерутся, а у холопов чубы летят" как во времена унии в ХVI веке, так и сейчас в ХХI веке. Об этом стих "Полякам" в Кобзаре:"Украина плаче, стогнэ, плаче!... Нэсытии ксьонзы, магнаты, нас поризнылы, розвэлы..."


Наталья Богоявленская22 октября 2018, 22:15
А потом господин Мережковский вместе с супругой Зинаидой Гиппиус радостно приветствовали революцию, отречение Царя, с восторгом смотрели в своё светлое будущее (разумеется, без Христа). А потом оказались в Париже. Кем они там были -- швейцарами, посудомойками? (я не помню). Вот тут-то и опомнились, да поздно уж было. Точно так же и нынешняя интеллигенция-диссиденция под вопли "Эха Москвы", "Дождя" и прочих радиоволн дружно ненавидит Президента, Церковь, Самого Бога... Ничему-то история не учит, всё одни и те же грабли.
Галина И.22 октября 2018, 19:31
р.Б. Сергий "интеллигенция.., мягко говоря, совсем иная субстанция".Резкие, скоропалительные суждения никогда никого не украшали.Среди учеников Иисуса Христа были как простые рыбаки, так и интеллигенты. Евангелист Лука- врач, Ап. Павел- высокообразованный человек. Среди книг Нового Завета 14-Ап. Павла.Иисуса Христа волновал не образовательный уровень народа, а его духовное состояние, и Его проповедь обращена к каждой личности.Христианство- это религия сердца, Истина спасения. Христос осуждал фарисеев,приверженцев буквы и окаменевших традиций.Да и пролетарии всех стран часто выступали в качестве обезумевшей,темной толпы."Большие знания приближают к Богу, а малые удаляют" (...).Пригнемся.

Елена22 октября 2018, 16:09
"И весь народ, напяливший по команде вышиванки, пропитан сегодня этим тайным ядом. Крови им подавай."... Зачем Вы так, о.Андрей, обо всем народе. Вы же прекрасно знаете, что не все в Украине такие. Ведь там остались и Ваши бывшие прихожане, и многие за Вас молятся.
В Евангелии от Луки Гл.13 сказано:"...2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? 3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? 5 Нет, говорю вам, но,если не покаетесь, все так же погибнете."
григорий22 октября 2018, 14:23
Спасибо, отец Андрей!
Всё так... Сам читал когда-то романы Мережковского (скучновато, но есть любопытное). Всё так - только вот сами представители оной "интеллигенции" Вас едва ли услышат. Как не слышали они ни св. Иоанна Кронштадского, ни авторов "Вех"...
Господи, спаси и сохрани Россию!
Алексей22 октября 2018, 13:04
На эту тему была замечательная статья Марии Винаровой "РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ:
РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПОИСКАХ ИСТИНЫ" https://pravoslavie.ru/60013.html
Юрий Яников22 октября 2018, 12:30
Очень правильная статья и не только в отношении к "христианскому" творчеству Мережковского, но и если не всей, то большей части поэзии "Серебрянного века." И что тут скажешь после Феодора Михайловича? – "Красота это страшная и ужасная вещь. Страшная потому, что неопределимая, определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут...иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны и горит от него сердце."
Лариса22 октября 2018, 12:09
Тварь обвинит даже Творца, лишь бы найти оправдание себе.
р.Б. Сергий22 октября 2018, 10:19
Очень актуально и своевременно,особенно в части нынешних "интеллигентских" причитаний :"Хватит строить храмы.Давайте эти деньги (кстати,деньги,собранные верующими)лучше пустим на постройку домов,детсадов,больниц,спорткомплексов."(нужное подчеркнуть).Поневоле вспоминаются слова человека,хорошо знавшего таких людей, о том,что интеллигенция- не мозг нации,а мягко говоря, совсем иная субстанция.
Владимир22 октября 2018, 09:48
Полезная для нас статья, предостерегающая...
Максим М.22 октября 2018, 09:48
Спаси Господи! В этом и заключается трагедия, редко когда бывает совмещение веры во Христа и образования, грамотности. Чаще всего бывает так: образованные люди, делая совершенно неверные с точки зрения христианства, сердца и разума выводы, учат других и считают себя правыми. Думают о чем угодно - об униженных, оскорбленных и т.д., но все это только высокопарные слова, никаких действий. А вот если совместить и образованность и веру, делать добро людям ради Христа, тогда никогда вопросов не возникает. Даже врагов Господь обращает в друзей, воцаряется мир и спокойствие, способность радоваться мелочам. Все остальное - это томление, теснота, дух, противный Христу.
Галина И.22 октября 2018, 08:50
И еще. Большое спасибо отцу Андрею, что он не дает нам духовно почивать на надежной церковной лавке, всегда так это ненавязчиво тормошит наше порой убаюканное собственной самоуверенностью сознание.
Роман22 октября 2018, 08:47
Среди священнослужителей стало модным поругивать представителей так называемого "серебряного века". Это не совсем справедливо. Да, от Бога они были далеки, и искали свои идеалы скорее в античной культуре...страшно далеки были они и от народа и варились в своем маленьком мирке, но при этом они были частью того мира, который был обречен. В этом была их трагедия.
Галина И.22 октября 2018, 08:28
Тема христианства в нашей литературе неисчерпаемая, и ее надо рассматривать в свете исторических событий и обстоятельств жизни.Тем более литературу Серебряного века. Ник.Лесков говорил, что христианство на Руси еще не проповедано. Конечно, проповедано. Но исторические заварухи многим скрутили головы, и они или заблудились в своих рассуждениях, или ушли в синкретизм. Или отказались от Христа. Вспомним Есенина:"Стыдно мне, что я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь".Да, сейчас- наше время, но как бы мы повели себя в иное, лихое - большой вопрос.Когда Христос сказал ученикам, что "один из вас предаст Меня", каждый из них спросил:"Не я ли, Господи?" Да святится имя Твое, Господи.
Evgeny Shirokov22 октября 2018, 01:26
Прекрасный материал! Спаси Господи, о.Андрей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×