Русская скорбь Лазурного берега

Русское кладбище в Ментоне Русское кладбище в Ментоне

Когда бортпроводник несравненным булькающим французским объявил о приземлении в аэропорту города Ницца, в моей голове всплыло наставление нашего преподавателя догматического богословия, отца Макария: «Будешь на Лазурном берегу, обязательно посети Ментону. Сколько там пролито русских слез после революции – одному Богу известно. Ни Ницца, ни Канны не сравнятся с этим местом. Да и коллега, Карташов, там провел последние годы. Поклонись там от меня всем нашим на русском кладбище». Ну, кто из студентов наших духовных школ не знает Антона Карташова и его замечательный учебник «Очерки по истории Русской Церкви»?!

«Здесь хорошо, но здесь не наш дом, мы здесь чужие»

И вот я здесь. Спешно созваниваюсь с другом Вахтангом, и спустя полчаса мы уже мчимся по прекрасной дороге с горными туннелями и морскими видами. Горячий воздух обжигает через приоткрытые окна, несколько сбивая аппетит, и на предложение Вахтанга перекусить я отвечаю отрицательно: сначала святыни, а затем все остальное. Вахтанг – из семьи представителей последней волны советской эмиграции, хотя и родившийся в СССР, но воспитание и образование получивший во Франции. Отлично говорит по-русски, православный и даже ностальжирующий по Советскому Союзу. «Здесь хорошо, но здесь не наш дом, мы здесь чужие. И дети наши будут чужими, если сохранят любовь к Родине. А если “офранцузятся”, тогда непонятно, зачем мы их рожаем. Третьего здесь не дано: либо превращайся в европейца, который живет ради цивилизации и не помнит корней, либо будешь тоскующим изгоем». – Меня весьма насторожил такой пессимизм. Впрочем, мы уже и прибыли.

Ментон Ментон

Ментон – небольшой курортный город на границе Франции и Италии, находящийся в 30 км от Ниццы. Расположенный на самом берегу моря, 2–3 километра шириной, он как бы скатывается с альпийской гряды к Лазурному побережью. Это, пожалуй, едва ли не самое красивое и уютное место Европы из числа тех, где мне приходилось бывать.

И практически в 100 метрах от набережной расположился, а точнее сказать, прилепился, маленький храмик с синим куполком. Следы свежей реставрации в виде несколько по-индийски раскрашенных стен говорили о безусловной безвкусице проекта, впрочем, золотой крест, венчавший синюю маковку, успокаивал и возвращал к православной традиции. Маленькая калитка распахнута настежь, заросший дворик с «травой по пояс» и стеной бамбуковых зарослей, оливковые деревья в кадках и субботнее всенощное бдение. Непривычная экзотика! Что называется, с корабля на бал – ноги сами внесли нас в церквушку. Привычно пахло ладаном, полумрак, разрываемый лишь редкими язычками свечей и восточным алтарным окном; какие-то дамочки заунывно пели плаксивыми голосами, священник неразборчиво и гнусаво что-то возглашал из алтаря. Прихожане практически отсутствовали – одна или две согбенные тени по углам, которые при приближении оказались покрытыми пылью вентиляторами. Ни души! Внутреннее убранство угнетало. Если вам приходилось бывать в беднейших храмах центральной России, в которых царствует стиль престарелых комсомолок – с пластиковыми цветами и конфетной фольгой вместо окладов, то вы примерно это сможете себе представить. Но с той лишь разницей, что когда-то это был действительно роскошный храм с мраморным тяблом иконостаса и изумительным алтарным витражом, однако пришедший в какое-то жуткое запустение, по-видимому, в последние десятилетия.

«К настоящим православным – это вам надо на кладбище»

Если сказать, что я был удивлен и расстроен, – это не сказать ничего. Жемчужина на Лазурном берегу Европы, находящаяся в 10 км от богатейшего княжества Монако и известная своей огромной русской колонией с XIX века, выглядит беднее любого районного храма российского Нечерноземья! Заунывное пение вкупе с отсутствием прихожан окончательно ввели меня в недоумение, и, наскоро поклонившись алтарю, мы поспешили на улицу. «Это один из первых православных храмов на берегу, который никогда не закрывался», – Вахтанг пытался как-то скрасить мое разочарование исторической справкой, настолько оно было заметно. И тут, буквально на выходе, мы столкнулись с небольшого роста дамой. Она учтиво кивнула нам и, как бы предвосхищая наше недоумение, скороговоркой произнесла: «Не успели зайти, а уже выходите. Безблагодатно». Присели на скамейке у храма, разговорились. Дама оказалась из местных: «Да, у нас здесь все очень сложно. За последние пять лет меняется уже четвертый священник. Сложная публика у нас, как, впрочем, и везде за границей – что вы хотите? Из старых белогвардейцев у нас только внуки и правнуки их, по-русски уже не говорят. В храм, конечно же, не ходят – куклы бездушные. А то на французском иногда поют, но кому это надо! Люди в церкву идут к родному, душу отогреть, а тут, нате вам: ‟ле сёкль де сёкль”!» В заключение дама несколько цинично, хотя и остроумно, добавила: «К настоящим православным – это вам надо на кладбище в центре города. Спешите, а то оно скоро закроется».

Уже в машине Вахтанг усмехнулся: «А что я тебе говорил? Нашему брату без Россиюшки – смерть. Я сам тут еще чуток поболтаюсь – и в Москву. А лучше в Западную Сибирь. Люди там – золото, не то, что здесь».

Пятнадцать минут дороги через узкие улочки, где, несмотря на почти тропическую жару, пахло сыростью, и кое-где виднелась на стенах плесень, – и мы начали подниматься в гору, увенчанную лесом мраморных монументов. Русское кладбище, о котором так много написано в различных справочниках, по факту оказалось скорее французским: сплошная латиница и постмодерн, надгробья с увядшими яблоками и кувшинами, мутная теснота. И лишь одинокая златоглавая часовенка на окраине его напоминала о наличии здесь русских захоронений. Ржавые железные решетки, облезлая и чуть ли не гнилая дверь, потрескавшиеся стены – все, буквально все говорило о почти окончательном запустении последнего прибежища наших несчастных предков, среди которых было и немало знаменитых (адмирал Григорович, консул Юрасов и т.д.). Я заглянул в замочную скважину и ужаснулся: грязь и развалины того, что некогда было иконостасом и подсвечниками, скорее напоминали заброшенный гараж или сарай, но никак не часовню одного из самых знаменитых русских кладбищ Франции.

Впрочем, это был еще не конец. Окончательный ужас мы испытали, когда увидели, что осталось от десятка русских могил на склоне в 10 метрах правее часовни. Разбитые мраморные кресты и острые осколки надгробий, разбросанные вперемешку с остатками красного кирпича склепов.

– Здесь были похоронены русские медсестры. А здесь какой-то высокий чин – у него еще над могилой шикарная мраморная арка стояла. Но зачем все это они раскурочили?! – Вахтанг дико таращил глаза и разводил руками. – Тут еще пару лет все было хорошо, больше 100 лет простояло. И вот начали сносить! Однако зачем же курочить плиты и ломать кресты?! Неужели нельзя было их хотя бы вдоль часовни сложить, если уж могилы решили снести?!

– Что ты говоришь?! Что значит – сносить могилы?! Почему же другие могилы стоят на месте? Вот, английские, скандинавские, французские!

Кругом шумела толпа, сновали гарсоны, но весь этот уют отдавал дорогостоящей фальшивкой

Ощущение какой-то дикой несправедливости и беззакония дополняла открывающаяся вокруг морская красота с десятками белых яхт. Как здесь, в таком замечательном месте, происходит такая жуткая несправедливость?! Да половина Лазурного берега живет на доходы от русских туристов и русских олигархов!

Я уже не помню, как оказался за столом уличного ресторана, со стаканом кислого вина. Кругом шумела толпа, сновали гарсоны, а за соседним столиком слышалась русская речь, но весь этот прелестный уют отдавал какой-то подлой и дорогостоящей фальшивкой. У меня почти подступали слезы, и я совершенно не слышал Вахтанга, который пытался как-то развеселить меня. Пропало всякое желание посещать еще какие-либо достопримечательности. Скорей, скорей в Россию, грубую и неуютную, но с крепкой верой и уважением к могилам своих предков…

Данила Литвинов

Книги Карташева Антона Владимировича в интернет-магазине "Сретение"

8 ноября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Катерина 11 ноября 2018, 23:35
Иван11 ноября 2018, 02:32 - к сожалению, и в моем родном подмосковном городе есть такое место, старое православное кладбище, которое сравняли с землей тракторами в 60х. Долгое время там был пустырь, сейчас на этом месте здания госохотников за налогами и других госорганов.
Иван11 ноября 2018, 02:32
"скорей в Россию, грубую и неуютную, но с крепкой верой и уважением к могилам своих предков…" Про уважение к могилам своих предков - это такая злая ирония автора? Думаю нет в мире страны, где было бы уничтожено и осквернено столько кладбищ и могил предков как в России в советский период. Кладбища сносили бульдозерами и на их месте разбивали скверы и танцплощадки. Причем делалось это системно, по всей стране. Такие скверы и танцплощадки были в каждом городе. У нас во Владимире была танцплощадка называемая в народе "на костяшках". На месте кладбища, на которм, кстати, было похоронено немало героев войны 1812 г. И люди плясали на могилах своих предков, в прямом смысле этого слова...
Катерина 10 ноября 2018, 23:32
Поискала о храме "Интересно внутренне убранство храма: одноярусный иконостас сделан в византийском стиле IX века из каррарского мрамора. Местные иконы были написаны К. П. Брюлловым, а Запрестольный образ Воскресения Христова написал вице-консул Н. И. Юрасов". Мне кажется, этому храму и служащим в нем можно было бы уделить немного больше времени. Он и они этого заслуживают.
Катерина 10 ноября 2018, 23:18
Бедность храма говорит скорее о качестве и ценностях русских граждан, отдыхающих в этом регионе. Французская неширота души тут вовсе не при чем.
Катерина 10 ноября 2018, 23:15
А правда, почему люди,считающие себя православными,попав на вечернюю службу в маленьком скромном храме, не остались до конца на молитве,поддержав заодно усилия тех немногих, которые в храме присутствовали,а "наскоро поклонившись алтарю" сломя голову кинулись на кладбище? Согласна с тем, что именно с этими людьми, своими слабыми силами поддерживающими огонек православного богослужения, и надо было говорить, поддержать.В сирийско-православном храме на Святой Земле я тоже видела и такие же цветочки,и коврики. Очень бедно все. И там же висит написанная преположительно сами Ап. Лукой чудотворная Икона Божьей Матери, причем весьма примечательная. Дух же ходит, где хочет, на фольгу не смотрит.
Наталия10 ноября 2018, 10:46
Больно и горько. Приехал автор, быстренько так пробежал, где провезли, кислым вином запил и обратно убежал. Непрофессионально- да, потому что не собрал хотя бы минимальной информации о храме в Ментоне, да и спутник его - не учавствовал в восстановлении и реставрации? Все труды и бесконечный поиск денег достались предыдущему батюшке, потомку одного из крупнейших современных философов православных. Об этом в статье ни слова. Могилы - они принадлежат потомкам умерших, но если за ними не следить, то после официального уведомления они могут быть проданы. Это общий порядок, в России так же. Православным нелегко здесь, но это наша миссия Примером своим нести веру во Франции, и мы не убегаем.
Алла 9 ноября 2018, 17:36
Это судьба всех эмигрантов - их потомки растворяться среди другого народа. Тут ничего не поделаешь и бессмысленно из-за этого горевать. Потомки русских, живущие во Франции - это французы. Как и потомки французов, живущих в России - это русские. Конечно, ситуация с кладбищем очень некрасива.
Наталья 9 ноября 2018, 17:24
Меня тоже удивило, почему автор называет поющих в храме женщин "дамочками" и пренебрежительно отзывается о священнике.
И почему он, болеющий душой за храм и богослужение, не захотел просто с ними поговорить, поговорить с батюшкой?
Могилы ликвидируют скорее всего, потому что некому платить за места на кладбище. И еще.. о "плохих" французах - автор просто не бывал в Норвегии, где русские БОЯТСЯ говорить по-русски в общественных местах. Франция - это страна, где НЕТ всеобщей русофобии.
Светлана 8 ноября 2018, 19:36
Спасибо за рассказ! Однако, мне почему-то жаль, что автор не стал единственным прихожанином на том богослужении, а поторопился уйти. "Безблагодатно", как мудро заметила встретившаяся ему дама. Вот и я так же в начале 90-х зашла с группой в церковь в Германии, постояла и вышла. Безблагодатно...
Кира 8 ноября 2018, 14:23
Такое случается, когда дети не воспитаны в вере и традициях. Считаю, что самое верное дело сейчас не вздыхать о потерянном, а обратить взор каждому на своих детей, будут ли они верить, знать и помнить, зависит только от нас.
Олег 8 ноября 2018, 12:44
И ещё хотел бы добавить, что не по-русски так говорить про весь народ.. я первый раз тоже ехал во Францию, начитавшись подобных комментариев, а оказалось, что французы прекрасные люди, не хуже наших. Да собственно это подтверждает и другая статья на этом же сайте - «о Франции, Православии и французах. Зарисовки с Лазурного берега» священника Антония Одайского, ссылка на которую ниже данной статьи.
Олег 8 ноября 2018, 12:35
А у меня неприятное чувство оставило отношение автора - такое впечатление, что приехал человек в Ниццу на отдых, все везде красиво, хотел заодно духовно просветиться, а тут и храм в запустении, и вместо хора «плаксивые заунывные дамочки», гнусавый священник неизвестно что возглашает...
Кажется, что автору нужно внешнее благолепие, в отсутствие которого можно позволить себе неуважительно отзываться о тех, кто трудится (поёт, например) по мере сил в храме, называя их «дамочками», и о священнике, который служит, несмотря на отсутствие прихожан..
Сергей 8 ноября 2018, 11:05
А вот может так честнее? Когда храм отражает сердца и величину веры прихожан? Вот в провинции, при отсутствии богатого спонсора, это так. А когда заходишь в богатый храм, а там....никого.Или атмосфера "работников свечного ящика" так обдаст своей "любовью и радостью о Христе", что...А здесь всё закономерно. Храмы и часовни, отражают реальную потребность местных и приезжих русских в Боге и..., в любви и уважении к своей истории. А эти храмы - это наше отношение к родителям, предкам, посещением могил. Это мы. Это наша душа. Хорошо ещё, что есть люди кого это ужасает и вызывает слёзы. Присоединяюсь,Данила.
Марина 8 ноября 2018, 10:37
Печально, что современная Россия не заботится о своих детях, которые в годы лихолетья вынуждены были покинуть ее. А ведь они были верными ее детьми. Грустно и больно, что любовь к отеческим гробам не стоит у нас на одном из первых мест. Ведь и в самой России сколько разорено могил, сколько порушено кладбищ! Но пора и опомниться. Без памяти смертной, без уважения к своим предкам нет номального человека и здорового общества. Спаси Господи!
Наталья 8 ноября 2018, 10:34
С 1918 года были снесены многие кладбищаМосквы. Ликвидированы кладбища Алексеевского, Андроньева, Данилова, Новоспасского, Перервинского, Покровского, Симонова, Скорбященского, и частично Новодевичьего монастырей, а также Алтуфьевское (часть), Братское, Бибиревское, Богородское (часть), Бутырское, Воронцовское, Владыкинское (часть), Дегунинское, Дорогомиловское, Еврейское, Карачаровское, Кожуховское, Семёновское, Филёвское и Шелепихинское кладбища. Останки только некоторых выдающихся людей России были перенесены с них на Новодевичье, Востряковское и Ваганьковское кладбища.

В настоящее время ликвидация кладбищ в Москве запрещена законодательно. Это относится только к действующим кладбищам. На старые захоронения, не имеющие «официального» статуса, охранная грамота не распространяется. Источник:"Исчезнувшие и уничтоженные кладбища Москвы".
6846 8 ноября 2018, 08:38
Очень интересная статья! Автор искренне, честно и без преукрашательств, с большим художественным вкусом, рассказывает о современном житье-бытье русских во Франции. Для меня такая информация внове.Спасибо, Даниил!
8 ноября 2018, 07:00
Да, без Россиюшки некуда. Это отчётливо понимаешь за границей. Меня поразила в православном храме Ниццы, где я был год назад, одна наша эмигрантка, лет 45-50, плакавшая во все время литургии. Сухого места найти нельзя было на ее лице, слезы текли ручьями. Я таких слез никогда в жизни не видел. Я к ней не подошёл со своими глупостями, даже и не подумал. Все было ясно. Ведь понятно, что она была невоцерковленный человек. Но понятно по чему и по кому она плакала...
Анна 8 ноября 2018, 06:43
Семь лет назад довелось 2,5 месяца работать в тех краях. Поразило бездушие в глазах местных жителей. Не смотря на вечные улыбки и журчащее "бон жур",всё выглядит не настоящим, фальшивым. Еле дождалась отъезда.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×