Немного о семейном образовании

Будущее народа зависит от воспитания и образования, которое дается подрастающему поколению уже сегодня. В условиях усложняющегося мира выбор ответственных родителей все чаще падает на модель семейного образования, как возможность вырастить духовно здоровую и интеллектуально развитую личность.

Домашнее или семейное?

В среде православных христиан дистанцированные от мiра формы обучения набирают популярность. Нас можно понять: мы стараемся защитить детей от агрессивного духа времени, сохранить тесную связь и доверие, заложить твердые нравственные основы, научить хорошему и дать достойное образование. Отправляя чадо в школу, мы фактически перекладываем ответственность с себя на незнакомых нам людей, вводим дитя в социум, где каждый индивид подобран по, вообще говоря, случайному признаку. А мы ведь прекрасно знаем, что среда для человека – один из решающих факторов нравственного развития.

Сначала разберемся с понятиями. Говоря «семейное образование», мы представляем обучение ребенка на дому… тогда что же такое «домашнее»?

Домашним называется обучение, за которое отвечает школа. За ребенком закреплены учителя, он числится в конкретном классе, проходит регулярную аттестацию. Педагоги приходят к вам домой и индивидуально занимаются с учеником. Такой вариант возможен только по медицинским показаниям, когда ребенок серьезно болен. Он фактически оказывается запертым в четырех стенах, ведь выбор данной формы обучения – не желание родителей, а вынужденная мера. Принимают ли в таком образовании участие родители? Домашнее обучение не есть свободный выбор, эту форму приходится принимать как бремя и волю случая. Плюсом такого способа образования можно назвать лишь индивидуальную работу с педагогом.

Незнакомого с возможностями семейного обучения человека такая форма может напугать

Семейная форма обучения существует в нашей стране официально с 1992 года и прописана в законе «Об образовании РФ», при которой ответственность за подачу знаний в рамках обязательных требований школьной программы ложится на плечи родителей. Ребенок прикреплен к определенной школе, где сдает промежуточные и итоговые аттестации, а также ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Незнакомого с возможностями семейного обучения человека такая форма может попросту напугать. Во-первых, – и это справедливо, – далеко не каждый родитель способен объяснить тот или иной предмет школьной программы. У каждого из нас свои склонности, гуманитарные или технические, но мы прекрасно понимаем, что даже в школе каждый предмет ведет отдельный педагог со специальным образованием и годами опыта… По коже пробегает мороз от мысли, что эта ноша нам не под силу.

На самом деле «хоумскулеры» (как иногда называют приверженцев семейного обучения) прибегают к помощи семейных школ и сервисов. Родители берут на себя ответственность, а значит, выбирают и гибкий подход к образованию. Как правило, дети в таких семьях еще и активно занимаются в кружках и секциях. Если говорить про обучение в рамках школьной программы, здесь можно отметить онлайн-обучение. Современные проекты предлагают как записи уроков от профессионалов своего дела (которые можно пересмотреть, если что-то непонятно, в том числе и родителю, взявшему на себя бремя учителя), так и занятия с «живым» педагогом в реальном времени через видеосвязь, и возможность учиться из дома в виртуальной школе по удобному графику.

А как же общение?

В обычной школе социализации либо нет, либо она имеет негативный характер

Важный вопрос, который возникает у родителей при рассмотрении формы семейного обучения как альтернативы традиционному, – страх перед проблемами с социализацией детей. Хоумскулеры парируют, что в действительности в обычной школе социализации либо нет, либо она имеет негативный характер. С последним можно согласиться, но как понимать, что в классе из 20–30 человек ребенок, посещающий занятия 5–6 раз в неделю, не получает необходимые навыки жизни в обществе? Наверное, дело в очередной подмене понятий. Школа не может быть источником социализации так, как это было бы полезно для ребенка. Основой в школе является коллектив, а коллектив – это не общество, а группа лиц с установленным порядком, с определенными правилами. Общество дифференцировано по полу, возрасту, мировоззрению, системе ценностей, по культурным и профессиональным чертам. У ребенка нет возможности наблюдать этого в школе. Все люди здесь подчинены единому распорядку, единому механизму организации работы. Свободная и творческая деятельность регламентирована, подконтрольна и должна быть признана уместной. Все это не социализирует ребенка, а вынуждает приспосабливаться к определенным искусственным условиям. Ученики подобраны чаще всего не по единству духа, а по географии проживания. Школа – испытание для ребенка. И научиться плохому, «попасть в историю» и стать жертвой вот такого случайного стечения обстоятельств, увы, вполне реально. Совсем не обязательно, что кто-то будет постоянно обижать чадо и доставлять ему дискомфорт, может, наоборот (не дай Бог), инициатором травли, хулиганом-заводилой окажется ваш ребенок, и в этом большой минус среды, отличающейся тотальной разнородностью, в общеобразовательных учреждениях. Формирование негативных убеждений, привычек, комплексов, в том числе – есть результат пребывания в определенной среде. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15, 30).

Социализация гораздо удачней происходит в благоприятной среде: родной дом, друзья во дворе (которых, кстати, легче отсеять, чем в школе), в секциях и кружках (единомышленники по интересам), в воскресных школах (духовное родство, конечно, выше всего). Кроме того, семьи школьников-надомников, как правило, очень быстро находят друг друга. Это возможность общаться как родителям, так и детям. В то же время известно много случаев, когда ребенок в обычной школе, даже общаясь со сверстниками, остается одиноким или вовсе становится изгоем, благодаря посеянным семенам отрицательных убеждений и стараниям одноклассников.

Эксперты и «естествоиспытатели» о семейном образовании

Алексей Комов, руководитель классической христианской программы поддержки семейного образования «Классические беседы»:

Семейное образование имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным

– Семейное образование – это безусловная гибкость и индивидуальный маршрут обучения, который учитывает таланты и способности каждого ребенка. Отсутствует негативная социализация, которая, увы, присутствует в традиционной школе. Ребенок на семейном обучении не заперт в четырех стенах, в изоляции от мира. У детей есть возможность не отрываться от обучения даже во время путешествий и больше времени посвящать своим интересам в секциях и кружках. Мировые и отечественные результаты свидетельствуют о том, что семейное образование является лучшей формой обучения. Академические данные, социализация, успешность карьеры – все эти показатели говорят за «хоумскулинг». По всему миру на семейном обучении находятся 3 миллиона детей. В России – около 100 тысяч. В США и Европе у детей на семейном образовании результаты экзаменов (аналогичных наших ОГЭ и ЕГЭ) выше на 30–40%. Такие именитые вузы, как Гарвард или Йель, принимают обучавшихся на дому абитуриентов по специальной программе, поскольку дети обладают творческим и критическим мышлением. Они не зашорены. Поэтому семейное образование имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным. Я не говорю об ограждении ребенка от ряда аморальных факторов, с которыми он может столкнуться в общеобразовательной среде. В нашей школе мы даем детям инструменты познания, перед тем как излить на них потоки информации по дисциплинам, мы учим детей анализировать информацию, отличать истину от лжи, находить логические ошибки и истину, даем навык самостоятельно изучить любой предмет. Все это им пригодится в жизни.

Денис Собур, многодетный отец, физик, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета:

– Старшая дочь-третьеклассница с середины прошлого года учится дистанционно в школе InternetUrok.ru. Вторая пошла в первый класс обычной школы для социализации. После окончания 1 класса планирую перевести ее на дистанционное обучение. Когда старшая пошла в первый класс, я обнаружил, что школа сильно изменилась за последние десятилетия. Ребенок в школе с 8 до часу дня. Мы живем далеко от школы. Надо каждый день делать домашние задания по часу-два в день. А время в школе в основном тратилось неэффективно: либо она была впереди класса и скучала (математика), либо программа была слишком сложной и требовала репетитора (английский). При этом я знал о передовых системах образования, вроде финской, где вообще отменили домашние задания. Мы же имеем крайне высокую нагрузку в школе, но низкий уровень знаний выпускников. Я не мог заставить школу отменить домашние задания, уменьшить количество детей в классе, составить под ребенка адекватные программы. Для меня, как преподавателя вуза, 33 человека в классе – чудовищная величина! Поэтому мы решили убрать лишнее – посещение школы. Гимназию я не рассматривал, поскольку там психологическая нагрузка на ребенка еще выше, чем в обычной школе. Православных школ у нас в городе нет, и, насколько я знаю, ситуация там принципиально не отличается от светских школ и в плане учебной нагрузки, и в плане внутришкольных проблем.

Обучение через Интернет отпугивает родителей: дескать, ребенок много времени проводит за компьютером. Но это не совсем так. Работу дочь выполняет в обычной тетради. В компьютере у нее учебник, к которому она не часто обращается, а что касается видеоуроков, это примерно полчаса в день. Минусов в плане учебы по семейной форме обучения я пока не заметил. В теории, конечно, очное образование должно быть лучше. Но мы живем в российских реалиях. В классе 33 человека, а еще учителю надо заполнять много документов. Я предлагаю задуматься: кто сможет работать в таких условиях, когда в классе 33 ребенка, начальник один, и вставать из-за стола можно исключительно по расписанию?

Полная изоляция взрослеющего ребенка – вещь вредная для его развития

Разумеется, важнейшим вопросом остается социализация, чего школа не решает. Ходить в школу на 6 часов ради 55 минут перемен (минус завтрак и обед) – не самая высокая эффективность. В начальной школе этим вопросом приходится заниматься. Но есть воскресная школа, секции, кружки, есть много друзей с детьми-ровесниками. Отмечу, дочь стала психологически значительно крепче. Через месяц семейного обучения я заметил, что она начала с удовольствием играть с сестрой – до этого она больше нервничала и ругалась! Ушли переживания по поводу несделанных уроков. Ритм жизни стал спокойнее. Возможно, даже слишком спокойным, и мы сейчас стараемся его оживить, добавить больше дополнительных занятий, помимо школьной программы. Уроки дочь делает сама, в процессе что-то может спросить. Раз в неделю сажусь с ней и принимаю сделанное за неделю. Никакой дополнительной аттестации нет, четвертные оценки выставляют на основе еженедельных оценок по каждому предмету. Именно поэтому мы выбрали такую систему – нам не надо разбираться с ФГОСами. Плюс – задания проверяют как учителя онлайн-школы, так и традиционной, и ребенок более-менее представляет школьные требования. Если будет нужно – всегда сможет вернуться в школу. В общем, пока я очень доволен.

Хочу предостеречь родителей, которые задумываются о семейном обучении с целью «защитить от дурного влияния». Полная изоляция взрослеющего ребенка – вещь вредная для его развития, в том числе и для развития как христианина. Необходимо создавать интересный круг общения со сверстниками, которые, как правило, учатся в обычных школах и могут столкнуться с теми же проблемами. Дистанционное образование – это просто более удобная для некоторых ребят форма освоения школьной программы.

Образование новой эры?

Сектор семейного образования, безусловно, будет продолжать расти, причем достаточно быстро. В 2018-м году в онлайн-школах учеников стало в 2–3 раза больше, чем в предыдущем. Появляются новые альтернативы классическим учебным заведениям, например, «семейные школы», где родители – противники «традиционного» школьного образования – объединяются в группы, арендуют помещение и приглашают преподавать учителей.

В сегодняшней системе образования, при огромном потоке информации, изливаемой на детей, как-то упускается главный «предмет» – наука о самом себе. Ребенок получает знания, а что с ними делать дальше, взрослые не говорят. Мальчиков и девочек не учат размышлять, не обучают навыкам понимания самого себя, собственного предназначения в мире. Важно, чтобы ребенок, получал удовольствие от учебы, ведь именно этот фактор является решающим. Семейное обучение в какой-то степени позволяет раскрыть таланты, выявить доминанту интересов, что позволит в будущем снять гнетущие вопросы о собственном предназначении в этом мире. Ребенок научится слышать свое сердце в любви и внимании родителей и в духовной тишине, которое дает возможность обучения в семье.

Владимир Басенков

17 декабря 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Россия уже является лидером в сфере семейного образования» «Россия уже является лидером в сфере семейного образования»
Майкл Донелли
«Россия уже является лидером в сфере семейного образования» «Россия уже является лидером в сфере семейного образования»
Беседа с Майклом Донелли, директором Ассоциации по юридической защите семейного образования
Родители имеют право выбирать, каким должно быть обучение их детей, и руководить образованием своих детей. И это право должно защищаться международным правом и признаваться во всем мире.
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Алексей Комов
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Беседа с Алексеем Комовым, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы»
Дети на домашнем обучении знают, как правило, на порядок больше, чем школьники, им всё интересно, у них не загублена живая жилка познания. И важный момент: наша программа дает возможность для позитивной социализации, а не негативной, как в школе.
«Уроки стандартизации» «Уроки стандартизации»
Алексей Комов
«Уроки стандартизации» «Уроки стандартизации»
Фильм Алексея Комова
Если мы внедряем систему, изначально разработанную с целью отупления народа, то не стоит удивляться закономерным результатам.
Комментарии
Анна 2 января 2019, 15:43
Уважаемые противники " семейного обучения". Вы, наверное, судите очень голословно, выражая исключительно СВОЕ ЛИЧНОЕ и не лишённое стереотипов мнение ? Не надо быть агрессивными, предубежденными и навязчивыми . В каждой семье сами разберутся как быть, как жить и как обучать своих детей . Однозначно, семейное обучение не для всех и всеобщим оно не станет, так что незачем нервничать и других нервировать.
Евгений-И-Любовь Ждановы28 декабря 2018, 10:25
Мы для себя открыли много плюсов в домашнем образовании и даже решили создать группу в вконтакте , чтобы помогать родителям разобраться в этом новом направлении.
Анна25 декабря 2018, 06:45
Хорошее домашнее образование для нескольких детей в семье- это то же самое, что работать на 5-10 работах родителям, чтобы быть учителями разных предметов для разных возрастов. Или придётся нанимать репетиторов по нескольким предметам, что недёшево. Можно перейти на домашнее обучение, если другого выхода нет, но это будет нелегко. Не многие семьи могут найти ресурсы, чтобы качественно обучить детей дома, особенно старшеклассников. Опыты по химии и физике дома не проведёшь, редко кто из людей хорошо одновременно знает технические и гуманитарные предметы. И если знает, то, чтобы обучить детей, понадобится много времени и сил. А если ещё нужно готовить еду, убирать, просто поговорить по душам..
Алла24 декабря 2018, 04:55
Анастасия, это некорректное сравнение. От Макдака новорожденный умрет. А от хождения в школу дети не умирают. И как новорожденному естественно есть грудное молоко, так и ребенку естественно находиться в обществе своих сверстников. Ведь так было всю историю - как только ребенок чуть подрастал, так выходил из избы и вступал в мир. Общался с другими детьми и взрослыми, набивал шишки в прямом и переносном смысле. Он просто не мог находиться под постоянным контролем и "дозированием" родителей, т.к. родителям просто было не до этого. Чрезмерная опека противоестественна, как и искусственное держание ребенка дома. Да и уровень домашнего образования едва ли будет высоким.
Павел24 декабря 2018, 02:08
Катерина 19 декабря 2018, 22:38
Всеобщее образование в дореволюционной России начало активно развиваться только во 2-й половине 19в.
..."Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в сельской местности—28,3 %)"... (с) Россия 1913г Статистико-документальный справочник.
Только я бы не стал сравнивать наши эпохи. Современную школу даже с советской рядом не поставишь. А в Православной России значение семьи в жизни ребенка переоценить трудно. Я думаю, что при грамотно поставленной системе домашнего образования всяко лучше, чем в коллективе воспитываемых "вконтактом" подростков, не контролируемых педагогами.

Светлана23 декабря 2018, 22:48
Здравствуйте уважаемые читатели Православие.Ru!
Статья своевременная и актуальная.
Работаю в школе. В классах по 44 человека!!!
Пожелаем нашим преданным профессии коллегам терпения и выносливости!!!
В полемику вступать не хочется, берегите и любите своих детей!!!
Автору большое человеческое спасибо за внимание к ПРОБЛЕМЕ страны
(нехватка школ). Храни Вас Господь!
Татьяна23 декабря 2018, 22:40
Я могла бы так заниматься со своими детьми - два высших образования - техническое и экономическое, обожаю гуманитарные науки. Но при такой форме обучения детей мне понадобятся слуги.
Мария21 декабря 2018, 23:44
У нас многодетная семья, 7 детей возрастом от 1 года до 13 лет. Два года назад забрали троих старших детей из школы на семейное образование из великолепной московской гимназии, одной из лучших по рейтингам. Не было больше сил подстраивать жизнь всей семьи под школьную жизнь, да и зачем?
Семья это такой большой и сложный живой организм, у нее свой режим жизни должен быть, соответствующий целям и ценностям родителей, их воспитательным задачам, удобству мамы и папы и всех детей. На семейном образовании можно жизнь сделать такой, какая она нужна и удобна именно конкретной семье. Для учебы все горизонты открыты, возможностей масса, почти под любой доход.
Спасибо за статью,разделяем.Слава Богу!
Ирина21 декабря 2018, 13:43
Домашнее обучение возможно или если мама не работает,или если родители бешеные деньги получают,кстати не каждая мама возьмётся сама обучать ребёнка.В большинстве случаев в семьях нет ни того,ни другого.С детьми даже православные мамы сейчас часто недосиживают до 3-х лет.Деньги нужны,не все мужья получают достойную зарплату,на детей платят копейки.Моя подруга с 3-мя детьми работает вместе с мужем и еле,еле хватает от зарплаты до зарплаты.Какое тут домашнее обучение.
Анастасия20 декабря 2018, 00:16
Семейное образование некоторые комментаторы приравняли к тепличным условиям. Так и кормление новорожденного материнским молоком можно приравнять к тепличным условиям, давайте лучше сразу его в Макдональдс, пусть привыкает. Всем понятны этапы физиологического развития человека, но есть и этапы психического (душевного) развития. Именно родителям принадлежит Богом данная обязанность научить ребёнка жить в нашем мире, различать доброе и злое, истину и ложь, красоту и уродство ... Мои дети на семейном образовании. Мы не ушли в катакомбы и не создаем стерильности. Мы эту нестерильность САМИ дозируем и объясняем в соответствии с возрастом ребенка. Мы не кормим детей всю жизнь грудным молоком :)
19 декабря 2018, 23:01
У нас есть опыт обучения в обычной московской школе,"православной" школе, где самыми отпетыми хулиганами были дети спонсоров и священников, "крутых" школ, где школьную программу осваивают за 10 лет, а оставшийся 11 год готовятся к ЕГЭ, платных лицеев. Сейчас дети ходят в обычную, подмосковную школу, занимаются с репетироми, учатся на курсах. В школу ходят с удовольствием, хотя там процент мигрантов "зашкаливает". Но, они хорошо учатся, занимают призовые места на областных олимпиадах, в спортивных соревнования, ходят в храм, молятся и авторитетом пользуются у всех безоговорочным. Да, учащихся детей в школе 4, старший - студент МГУ, учится на "бюджете". Мы против домашнего обучения.
Катерина 19 декабря 2018, 22:38
Павел19 декабря 2018, 02:35 -Полное домашнее образование было роскошью и доступ к нему имели лишь люди с самого иеархического верха. И не они играли в продуктивном отношении первую скрипку в дореволюционной России. Другой категорий были девочки, например, своячница Льва Толстого оставила описание этого домашнего обучения, весьма урезанного по сравнению с мальчиковым. Девочкам предполагалось быть надежными женами и более ничего.Все остальные же (в воспоминаниях Кузьминской её младший брат)научив детей дома счету, письму и Закону Божьему, отдавали детей кто в гимназию, кто в различные торговые, военные, технические училища. Предполагая этим и послужить России в том числе наилучшим образом.
Галина19 декабря 2018, 09:30
Представьте,что мама заболела или у неё родился малыш,или четыре ребенка,один из которых приболел,и..Как она будет учить детей.Я не представляю как это возможно.А погулять,а покушать сварить,а в магазин сходить?..А папа на работе,бабушка тоже,т.к пенсию перенесли..,надо дальше работать.К чему людей призывают?
Отвела ребенка в сад,так он радостный приходит,ему нравится.Столько эмоций:рисовали,лепили,гулял,с друзьями играли.Коллектив надо хороший подбирать в садах ,школах.И посильное для детей надо подбирать.Больше позитива и дружбы надо воспитывать в школе.А не унижать оценками,плохим отношением друг к другу,высмеивать.Дети не хотят учится ,потому что видят что их там не любят,а надо любить!
Павел19 декабря 2018, 02:35
Евгении Ивановой 18 декабря 2018, 14:46

Домашнее обучение очень даже практиковалось в России, пока она была Православной, и давало весьма неплохие результаты.
Что касается отказа от прививок и мед. помощи, оглянитесь вокруг: медицина - давно уже бизнес на крови, или Вы отказ от абортов тоже в "православненькое" записали?
По поводу ГМО - какой только дрянью народ не кормили за последние 30 лет, неудивительно, что люди с недоверием относятся к таким нововведениям. Это нормально, объективная оценка окружающего мира - это то, чего сильно недостает нам, слющенным школьной и прочей коллективной "социализацией". Люди, не поломанные школой в нежном возрасте, и в армии, и в работе будут на высоте.
Алла19 декабря 2018, 01:37
А после того, как ваши дети выучатся дома в стерильно правильной (?) атмосфере, вы для них найдете стерильно правильную работу? Стерильно правильное общество в стерильно правильной стране на стерильно правильной планете? Или все-таки нет? И оранжерейные цветы в одночасье будут вырваны из привычной теплицы и пересажены на дикое поле, обдуваемое всеми ветрами, с дождями, грозами, дикими животными, а в худшем случае (жизнь разная бывает) поле и вовсе окажется местом сражения с танками, минами, бомбардировщиками и прочими прелестями неидеальной жизни? Человек должен быть подготовлен к суровым реалиям. В школе учатся те же дети, которые в будущем будут окружать ребенка уже в виде взрослых.
Катерина 19 декабря 2018, 00:41
Евгения Иванова18 декабря 2018, 14:46 - Вы правы. Очередной Троянский конь англосаксов. Атомизация населения.
Катерина 19 декабря 2018, 00:27
Татьяна18 декабря 2018, 17:42 - это скорее говорит (негативно) о качестве среднего уровня образования США.
Катерина 19 декабря 2018, 00:09
"Воспитание детей через коллектив и в коллективе, параллельно с индивидуальным, играет огромную роль в становлении личности, особенно оно важно для русского национально ориентированного образования, где соборность и общественность являются ментальными качествами русского народа. В отечественной педагогике теория детского коллектива разработана достаточно глубоко. Различают первичный и вторичный коллективы, временные и постоянные. Выделяются стадии коллективообразования: начальная стадия становления коллектива, коллектив как средство массового воспитания социально важных личностных качеств, коллектив как средство индивидуального развития человека."
Юлия19 декабря 2018, 00:06
При таком низком уровне школьного образования, семейное образование - хорошая альтернатива, где родители могут контролировать образовательный и воспитательный процесс, расскрывать таланты и способности своего чада. В школьной среде все эти процессы контролировать очень сложно, если вообще возможно.
Катерина 18 декабря 2018, 23:50
Где-то на сайте практических детских психологов я прочитала выражение: ребенок это зеркало семьи. Убеждаюсь в этом снова и снова, когда сравниваю детей и их родителей.Первичная социализация начинается в семье. Напишу далее банальнейшие вещи, педагогический базис, который знает любой педагог, любой социальный работник, но только почему-то не родители проблемных детей. Основа характера дитяти закладывается до 3 лет. Именно заложенным до 3 лет образцом реакций ребенок и будет оперировать всю оставшуюся жизнь, причем не размышляя хвататься за эти образцы в критических случаях. Школа, как это ни неприятно звучит для родительского самолюбия, просто высвечивает косяки семейного воспитания.
раба Божия Тамара18 декабря 2018, 20:52
Удивили комментарии Катерины(кстати,Гарвард и Йель-американские, а не британские)и Евгении Ивановны-столько ненависти! И о себе скажу только -очень жаль, что в моё время не было семейного обучения. Так было жалко тратить столько времени в школе, сидеть на уроках ради 10-15 минут преподавания а 30 минут-опросы, особенно неготовых учеников: ну..? а дальше..? и так тянется на троечку.А в 2-3 часа вернешься домой - вся усталая и выжатая, а еще надо уроки сделать, по дому что-то, книжку почитать...Особенно не любила, когда учитель говорил(а):-"Это я не успел(а) рассказать-дома проработаете сами" А друзья- все были соседи,они же- одноклассники...разницы нет, дружили после уроков. Elena-рискните!
Юлия18 декабря 2018, 20:34
Первые слова школьника на вопрос о школе, 9 класс: "Современная школа - это ад. И для детей и для учителей. Дети делятся на тех, кто давно всё понял, им невыносимо скучно на уроках и тех, кто трудно усваивает информацию - к ним нужен индивидуальный подход, которого нет, поскольку учителя перегружены, усталые и им за это не платят".

Эти слова, однако, не апология семейного образования, особенно когда родители после работы еле добираются до кровати, а духовное и гуманитарное самообразование большинства - крайне ограничено и продолжает деградировать.
Овчинников Сергей18 декабря 2018, 20:33
Есть отличный советский мультфильм "Про Сидорова Вову". Настоятельно рекомендую всем адептам так называемого "семейного образования" его пересмотреть. Ибо такие Вовы суть продукт их любимого семейного образования. Прекратите уже вытирать своим Вовам сопельки и воспитывать из них моральных уродов! А то, глядишь, и на работу Вова вместе с мамой ходить будет.
Юлия18 декабря 2018, 19:38
"Мальчиков и девочек не учат размышлять, не обучают навыкам понимания самого себя, собственного предназначения в мире" - абсолютно точный диагноз.
Татьяна18 декабря 2018, 17:42
Я шесть лет преподаю в американском университете инженерные дисциплины. Популяция студентов очень разная. Хочу сказать что самые умные интеллигентные образованные ответственные и умеющие работать студенты –homeschoolers . Дети после домашнего образования. Они выкладываться по полной. Немотивированных детей после домашнего образования я не видела. Я всегда восхищалась родителями которые Могут создать своим детям условия для домашнего образования. Это большая ответственность. Есть ещё одна категория детей которые подвидом домашнего образования не учится вообще. Новая Мерике никто образования не контролируют кроме семьи. Выбор школы
или homeschooling зависит только от родителей

Olesya18 декабря 2018, 17:37
Уважаемые критики « семейного обучения» , у вас или дети выросли, или совсем их нет.
Катя18 декабря 2018, 16:32
С чем-то можно согласиться (например, с тем, что сам младшеклассников научишь гораздо лучше и быстрее), а с чем-то нет. Знаю многих людей, у которых всю жизнь друзья со школы. У меня у дочки где-то 20 друзей (у нас большая школа), все со школы. Они помогают друг другу, поддерживают, своим примером заставляют её учиться. Вторая дочка - страшеклассница. Я дома опыты по физике и химии не проведу. Она согласна на семейное обучение, но только с живым преподавателем. Про дистанционное сказала, что это скучно, да и вредно за компьютером много сидеть.

Если бы раньше была такая возможность, то в младшие классы бы не посылала, а вот последние два года - в школу.
Евгения Иванова18 декабря 2018, 14:46
Что ещё "православненькое" позаимствует у американских сектантов-протестантов? домашние роды? отказ от прививок и мед. помощи? боязнь ГМО, документов и мифической чипизации? Плоскую Землю? Обидно, честное слово. Враги, настоящие враги нашего народа, государства, Церкви подсовывают нам это мракобесие под видом традиционализма, а мы и рады скушать.
Вот не будут ваши сыновья учиться в школе. А в армию они потом пойдут? из-под мамочкиного крыла? А на работе им потом создадут тепличные условия без "насильственной социализации"?
Elena18 декабря 2018, 13:58
Мы живем среди школьников. В церкви все дети ходят в школу. Рядом никого не знаю из домашних родителей. Действительно, думали о домашнем образовании, но в нашей ситуации не рискнула. Понятия не имею, где искать ребенку друзей. А так они есть, из школы, и обычной, и воскресной.
Елена18 декабря 2018, 07:39
Забыли сказать о том, что школа перестала воспитывать, и о вводимых вредоносных программах и проплаченных учебных пособиях.
Oe18 декабря 2018, 04:12
Наша семья на частичном домашнем образовании. Сын ходит 3 раза в частную школу (там только 7 учеников и все на половину дома учатся), 2 дня со мной дома и 1 день в церковно-приходской школе (там проводят все предметы). Ещё на дом 1 час в неделю ходит учитель.
Катерина 18 декабря 2018, 01:54
Короче говоря, оранжерея, по окончанию которой тепличное экзотическое растение резко меняет искуственную среду на неблагоприятную. При полном отсутствии антител (с чего б им вырабатываться). Я понимаю еще призывы создавать частные православные школы, к слову, именно частные католические школы остаются бастионами отличного образования, а отнюдь не домашнее обучение. То, что воспитывающие космополитов-глобалистов британские институты предпочитают именно тепличные растения с минимальной сопротивляемостью окружающией среде, неудивительно. Где ж еще брать наивных или беспринципных? Вот Виктор Орбан, президент Венгрии - поучился в Британии на стипендию Сороса да и послал их всех.Всё понял!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×