«Прииди и виждь» (Ин. 1: 46)

Почему Господь похвалил Нафанаила

Покажи!

У митрополита Антония (Сурожского) в его «Встрече с Живым Богом» описан любопытный случай:

«Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы “Украина”. Ко мне подошел молодой человек и говорит:

– Судя по вашему платью, вы верующий, священник?

Я ответил:

– Да.

– А я вот в Бога не верю…

Я на него посмотрел, говорю:

– Очень жаль!

– А как вы мне докажете Бога?

– Какого рода доказательство вам нужно?

– А вот: покажите мне на ладони вашего Бога, и я уверую в Него…

Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю:

– Вы женаты?

– Женат.

– Дети есть?

– И дети есть.

– Вы любите жену?

– Как же, люблю.

– А детей любите?

– Да.

– А вот я не верю в это!

– То есть как: не верю? Я же вам говорю…

– Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю…

Он задумался:

– Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!..»[1].

Митрополит Антоний Сурожский Митрополит Антоний Сурожский Этот интересный диалог можно и даже следовало бы продолжить. Молодой человек сказал бы, что его любовь к жене и детям очевидна из его действий по отношению к ним, а священник из этого легко бы вывел тот аргумент, что и бытие Бога вполне очевидно из Его действий в этом мире. Нужно только отбросить лукавство, пойти и увидеть.

Современный человек, живущий в плену внешних впечатлений, постоянно сменяющих друг друга подобно картинке на телеэкране, очень верит своим глазам. Для того чтобы в чем-то убедиться, он должен сам это увидеть, тем более что у него есть для этого все возможности: в любую минуту он, не выходя из квартиры, может заглянуть на другой конец мира или «оглянуться» на пару веков назад. И для этого ему даже не понадобится учебник по истории или географии. То же и в вопросах веры. Нашему современнику ближе не утверждение апостола Павла, что «вера от слышания» (Рим. 10: 17), а убеждение апостола Фомы: «если не увижу… не поверю» (Ин. 20: 25).

Нашему современнику ближе убеждение апостола Фомы: «если не увижу – не поверю»

Психология человека, не привыкшего доверять чужому опыту, особенно когда он представляется ошибочным, и стремящегося все увидеть своими глазами и убедиться на своем опыте, представлена у евангелиста Иоанна в его Евангелии в лице Нафанаила (см.: Ин. 1: 43–51). Апостол Филипп из Вифсаиды, уже последовавший за Христом, пришел к своему другу Нафанаилу (он же Варфоломей), чтобы рассказать ему о Христе: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но благовестие друга показалось Нафанаилу сомнительным, поскольку жители этого маленького галилейского городка не пользовались авторитетом, и ему сложно было поверить, чтобы Мессия мог проживать там. А потому, когда Филипп предлагает ему самому убедиться в истине его слов, говоря: «Пойди и посмотри», он сам идет навстречу Христу.

Замечателен момент его встречи со Христом. Только лишь показался Нафанаил перед очами Господа, как сразу удостоился от Него высокой оценки: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1: 47).

«Равви! Ты – Сын Божий» (Ин. 1: 49)

Не предосудительно стремление человека на своем опыте убедиться в жизненно важных истинах

Остановимся на этом моменте подробнее, ибо он значителен. Господь не порицает Нафанаила за то, что он не поверил проповеди апостола Филиппа, и это дает нам повод говорить о том, что в очах Божиих не предосудительно стремление человека на своем опыте убедиться в жизненно важных истинах, если это стремление отличается искренностью и не связано предубеждением. Нафанаил, похваленный Христом за искреннее стремление познать Истину, убедился в том, что Христос – Сын Божий, через особое откровение о всеведении Христа. А значит, и в нашей жизни может иметь место подобный опыт, когда мы получаем внутреннее удостоверение о тех духовных запросах, которыми живем.

Игумен Никон (Воробьев) Игумен Никон (Воробьев) В жизнеописании известного подвижника XX века игумена Никона (Воробьева) мы находим подтверждающее эту мысль повествование о том познании Бога, которое даровано было ему в юности как его личный опыт, хотя с младенчества он уже был воспитан в верующей семье. Некоторые знания о Боге, полученные в детстве, он имел, но «подобная вера… как полученная по традиции, без труда и искания, не имевшая личного опытного подтверждения, легко могла быть потеряна»[2], что и произошло тогда с Николаем (будущим Никоном). Однако искреннее стремление узнать истину, познать ее на своем опыте помогло Николаю стать тем «Нафанаилом», которому Господь открылся Сам:

«Однажды летом 1915 года в Вышнем Волочке, когда Николай вдруг ощутил состояние полной безысходности, у него как молния промелькнула мысль о детских годах веры: а что, если действительно Бог существует? Должен же Он открыться? И вот Николай, неверующий, от всей глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул: “Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?” И Господь открылся.

– Невозможно передать, – говорил батюшка, – то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: “Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня – даруй мне всё пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя”.

Долго ли продолжалось это состояние – неизвестно. Но когда он встал, то услышал мощные, размеренные, уходящие в бесконечность удары церковного колокола…»[3].

Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: “Господи, благодарю Тебя!»

При случающемся недостатке не только своего опыта, но и опыта духовно близких людей, в ситуациях, когда ни в Писании, ни в чьем-либо совете мы не обретаем для себя решения возникшей проблемы или искушения, движение интуиции или одна ярко вспыхнувшая мысль могут подсказать это решение или принести облегчение в искушении, в чем нельзя не увидеть милующую Десницу Господа.

Валентиин Феликсович Войно-Ясенецкий Валентиин Феликсович Войно-Ясенецкий Замечательный случай из своей жизни рассказывает святитель Лука, архиепископ Крымский, в своей автобиографической работе «Я полюбил страдание». В период его врачебной деятельности в Ташкенте на должности главного врача в его семью пришла беда: в молодом возрасте умерла его супруга, оставив на его руках четверых еще малолетних детей. Ситуация для главврача почти безвыходная: в условиях гражданской войны 1917 года он вынужден был почти все время проводить в операционной, и обеспечить уход за малолетними детьми у него не было никакой возможности. В этой безвыходной с точки зрения человеческой логики ситуации решение пришло от Господа через особое откровение. После смерти супруги Валентин Феликсович две ночи подряд читал Псалтирь у ног усопшей. Очевидно, что молитва о супруге была сопряжена с болью о детях и с мучительным поиском решения. И тогда произошло то внутреннее озарение, которое описывает сам святитель:

«Часа в три второй ночи я читал 112-й псалом, начало которого поется при встрече архиерея в храме: “От восток солнца до запад” (Пс. 112: 3), и последние слова псалма поразили и потрясли меня, ибо я с совершенной несомненностью воспринял их как слова Самого Бога, обращенные ко мне: “Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях” (Пс. 112: 9). Господу Богу было ведомо, какой тяжелый, тернистый путь ждет меня, и тотчас после смерти матери моих детей Он Сам позаботился о них и мое тяжелое положение облегчил. Почему-то без малейшего сомнения я принял потрясшие меня слова псалма как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой я знал только то, что она недавно похоронила мужа и была бездетной, и все мое знакомство с ней ограничивалось только деловыми разговорами, относящимися к операции. И, однако, слова: “неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях”, – я без сомнения принял как Божие указание возложить на нее заботы о моих детях и воспитании их»[4].

София Сергеевна действительно стала достойной матерью его четверых детей, а Валентин Феликсович встал вскоре на поприще священства.

«Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1: 48)

Не следует полагать, будто подобные озарения – удел лишь святых людей или подвижников благочестия. Всякому христианину, имеющему хоть небольшой опыт внимательной молитвы и вообще внимательной жизни, доступен опыт подобного внутреннего удостоверения в тех случаях, когда этому благоволит Господь. И если что-то подобное происходит, то надолго остается в сокровищнице духовного опыта христианина. Помню случай, рассказанный мне одним священником, произошедший с ним еще в годы обучения в духовной семинарии. Приблизительно в середине периода обучения для него началась полоса испытаний. Искушение за искушением сыпались на его голову как «из рога изобилия», и в какой-то момент несчастный семинарист почувствовал, что струны его нервной системы натянуты уже до предела и вскоре что-то может «порваться». И вот однажды в обыкновенный учебный день он по обычаю зашел к себе в класс и сел за свою парту. Подняв глаза на икону преподобного Сергия, стоявшую на его парте, он почему-то обратил внимание на то, чего раньше почему-то не замечал, – на свиток в руке преподобного. Точнее – на слова, написанные на этом свитке. А на нем было начертано: «Без искушения бо злато не совершается»! Сказать, что эти слова тогда его поразили, – значит, ничего не сказать. Они не поразили его, нет, – они, подобно слову Божию, проникли «до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4: 12). Он тогда вполне ясно ощутил, что эти слова сейчас сказал преподобный Сергий именно ему для того, чтобы успокоить его мятущуюся душу!

Он ясно ощутил: эти слова преподобный Сергий сказал именно ему, чтобы ободрить его

Но разве до сих пор он не знал о том, что скорби очищают человека, переплавляют его, как золото в печи? Разумеется, знал. Но в ту минуту это стало откровением данной истины именно для него и одновременно стало откровением о том, что Бог внемлет его скорбям и принимает деятельное участие в его жизни. Он, подобно Нафанаилу, как будто услышал в тот момент: «Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя»…

И этим, наверное, и драгоценны подобные случаи в нашей жизни: откровением той хорошо, но формально известной нам истины, что Господь близок к нам. И не просто близок: Он с любовью заглядывает в самые сокровенные уголки нашей жизни и Свою Руку прилагает к мельчайшим ее подробностям.

Встреча со Христом преобразила жизнь Нафанаила, ибо с этого момента он становится Его ближайшим учеником. И произошло это не столько потому, что Господь открылся ему как Всеведец, а потому, что Нафанаил в тот момент ощутил всю глубину и любовь, с какими Христос вошел в его жизнь. И, похоже, уже давно вошел.

Участие Господа в нашей жизни, конечно, не всегда открывается потрясающими душу явлениями. Часто это малозаметные, по причине нашей невнимательности, «рядовые» события. Вовремя прочитанный текст, полученный на исповеди совет, многократные препятствия в исполнении какого-либо дела, говорящие о том, что его надо оставить, или же, напротив, удивительно легкое, как по маслу, совершение его… Все эти штрихи, которые, по сути, нанесены на каждую прожитую нами минуту, убеждают нас в том, что Бог «управляет жизнью каждого человека во всей подробности ее»[5] – и управляет с Любовью. Нужно просто быть внимательным: «Прииди и виждь».

[1] Антоний Сурожский, митрополит. Встреча с Живым Богом.

[2] Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. М., 2010. С. 7.

[3] Там же. С. 9–10.

[4] Цит. по: Марущак Василий, протодиакон. Святитель-хирург. М., 2010. С. 22–23.

[5] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Судьбы Божии.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Духовный контент» или жизнь во Христе? «Духовный контент» или жизнь во Христе?
Свящ. Димитрий Выдумкин
«Духовный контент» или жизнь во Христе? «Духовный контент» или жизнь во Христе?
О рассудочной истине и опытном знании
Священник Димитрий Выдумкин
Изобилие внешнего знания, неограниченное «потребление духовного контента» может стать и становится настоящим искушением для современного христианина: оно подменяет для него реальную духовную жизнь, а значит – отнимает ее.
Игумен Михаил (Брегвадзе): «Вера – это самое главное, чего Бог хочет от нас» Игумен Михаил (Брегвадзе): «Вера – это самое главное, чего Бог хочет от нас» Игумен Михаил (Брегвадзе): «Вера – это самое главное, чего Бог хочет от нас» «Вера – это самое главное, чего Бог хочет от нас»
Игумен Михаил (Брегвадзе) о поиске Бога, Афоне и святых людях
В Кавсокаливии был пожар. Видим: из дыма выходит монах. Мы к нему: «Ну как там?» А он – молча прошел мимо и скрылся в дыму. Это был безмолвник. Вот такой он, Афон.
Вера (+ВИДЕО) Вера (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Вера (+ВИДЕО) Вера (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 17-я
Вера у человека есть одновременно с неверием, и от человека зависит вступить в борьбу и изгнать из себя то, что мешает спасению, и оставить то, что помогает.
Комментарии
ЕН19 марта 2019, 14:34
В окошке банковской кассы платила коммуналку. Краем уха слышу, как в другом окошке бабуля чуть не со слезами выложила неожиданную, значительную для неё, лишнюю трату - комиссию банка. Она о ней не знала. А оплатить надо, иначе вообще без субсидии останешься. Когда освободилась, бабульки уже не было. Поискала глазами - на улице её тоже не было. На следующее утро, забежав в магазин, чуть не уткнулась в неё. Нужная сумма у меня оказалась. Слава Богу!
Андрей19 марта 2019, 00:28
Ещё хочу дополнить. Оглядываясь на свою жизнь,- вижу, как хранил меня Бог, как он был рядом... Все это знают на своих примерах, но всё же...
Мне было 19 лет. Дело шло к ночи, и теперь я понимаю, что, скорее всего, произошло бы той ночью...Но Бог был рядом. У меня "случился" острый приступ аппендицита, увезли на скорой, и ничего не случилось...Потом, через 20 с лишним лет, я "пришёл" в Церковь...И вспомнил, и осмыслил тот случай. Никогда и ничем мне не отблагодарить Бога за тот аппендицит...
Всех нас видит Бог "под смаковницею", и не только видит,а предузнаёт, предвидит, уберегает...Его Любовь всегда рядом...Только бы веру иметь...Господи, тайною Твоею, умножь нашу веру...
Андрей18 марта 2019, 01:24
Спасибо. Пока читал, "вдруг", прямо как в статье, "стало совершенно ясно" (небольшое "озарение"), как бы "естественно и просто" понятно, что та ситуация ( для меня не очень то простая...), в которой я нахожусь и "мучаюсь" уже год и 2 месяца,- мне "от Бога". Без его Воли и заботы о мне ( и всех, кто в этой ситуации) НИЧЕГО бы не было! И сразу " отлегло": что мне беспокоиться то, раз "от Бога" !!! Он эту ситуацию допустил, так что волноваться! Она, эта ситуация, мне НУЖНА. Иначе бы её не было! "Просто" надо потерпеть, сколько нужно. Да только "терпеть" уже вроде и не надо. Надо просто в этой ситуации жить!. Когда надо,- Бог её изменит! ( а трудности везде есть; не эти, так другие будут...).
Ирина18 марта 2019, 01:02
Приведу пример вмешательства Божия, происшедшего недавно с моим внуком 10 лет. Семья не особо набожна, но мы ходим с ним на причастие. Он был дома один, делал уроки. Сделав часть уроков, понял, что не знает как и что делать дальше (дело касалась английского). Попытался звонить маме, но на телефоне не оказалось денег для звонка. Он, как рассказывал потом мне, расстроился очень. Но подумал - и решил помолиться Господу. Сказал мне - бабушка, больше же я ничего сделать не мог! Буквально через пять минут раздался сигнал телефона - мама положила деньги, а потом позвонила сама и помогла ему. Он доделал уроки и успел на секцию. Вечером позвонил мне и с восторгом рассказал об этом.
Владимир Степанов17 марта 2019, 16:48
Господь с рождения нас ищет, как заблудших. И уже из детства нужно выискивать события, в которых Он окликивал тебя. Мы все разные, и подходы Его тоже разные.
Но факт в том, что Его призывы были у всех, нужно просто копаться, и найдешь.

Людмила16 марта 2019, 23:57
БЛАГОДАРЮ,Иисусе Христе,что Ты ЕСТЬ.
Лаврентий Т.16 марта 2019, 22:02
Подобная ситуация была и у меня. В части, где я служил полковым священником освятили новое знамя. Дело было Великим постом. Меня и другого батюшку,председателя Военного отдела Епархии, после всех торжественных мероприятий пригласили военные за стол, который был поистине Пасхальным. Мы с ним солёные огурчики, помидорчики, фрукты ели, находясь почти в середине праздничного стола, но никто нам и слова упрёка не сказал - никто и не обратил внимания...
16 марта 2019, 12:01
Спасибо, батюшка, за статью, Господь действительно утешает и помогает пережить самые трудные минуты жизни.
Александр Б15 марта 2019, 18:53

Вспомнилось. Как-то в Петров пост после причастия я спросил у своего батюшки можно ли мне сегодня нарушить пост по причине дня рождения кого-то, он не благословил. Все мои друзья и супруга люди не члены церкви, и не могут понять что такое "не благословил".
Я готовился к очередному скандалу от жены... И вот сидим мы у реки приготовились шашлыки, я не показываю вида что мне нельзя будет, потираю руки и хвалю шашлык оттягивая ругонь как можно напотом.
Садимся за стол а нас только четверо, и начинают все брать хлеб зелень куски мяса и нахваливая есть...
тоже самое делаю и я... но без шашлыка...
И вот оно чудо! Никто не заметил что я не брал мясо... Никто!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×