Подвижник земли Донбасской

Памяти мученика за веру священника Николая Добровольского († 1937)

Отец Николай Добровольский с матушкой Марией. 1906 г. Отец Николай Добровольский с матушкой Марией. 1906 г.     

«Несть пророка в отечестве своем». Многие знают и используют эту церковнославянскую фразу, которая сложилась на основе евангельского стиха: Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф. 13: 57).

Смысл выражения понятен. Мы в большинстве случаев не видим святости у тех, кто находится рядом с нами. Предполагается, что все мудрое, великое и правильное не может жить и родиться здесь, у нас, в соседнем доме или подъезде, в нашем храме или недалеком приходе. Особенно это характерно для провинциальных городов и сел, где, к сожалению, до дней нынешних мало уделяется внимания истории приходов, и прежде всего жизнеописаниям священнослужителей, там служивших.

Доступ к архивным документам недавней для нас эпохи гонений на веру и сегодня чрезвычайно сложен, требует массу согласований, разрешений, утверждений и т.п.

Сейчас, когда канонизирован сонм новомучеников и исповедников, от власти безбожной пострадавших, выясняется, что практически каждый приход и храм, история которого берет начало до 1917 года, имеют свидетельства подвига веры во Христа. Осталось лишь одно – открыть страницы нашей истории, и тогда понятие «святость» не станет прерогативой только далеких монастырей и столичных городов.

Один из таких подвижников веры православной есть в нашем шахтерском городе Ровеньки (ЛНР): это последний настоятель взорванного в конце 1930-х годов Свято-Никольского храма, который находился на месте нынешней СШ № 4, священник Николай Добровольский.

«Поставлен в пример духовенству Донской епархии»

Родился Добровольский Николай Васильевич 28 марта 1874 года в Суздале, в религиозной семье (отец, Василий Добровольский, был дьячком одной из суздальских церквей).

В 1896 году Николай Добровольский окончил курс Донской духовной семинарии в г. Новочеркасске по первому разряду. В том же году женился на дочери мещанина Марии Кузьменковой 1876 г.р. В октябре 1896 года определен на штатное священническое место и рукоположен во священника к Вознесенской церкви слободы Новопавловки (ныне село Новопавловка, что северо-восточнее Новошахтинска в Ростовской области).

В мае 1897 года отец Николай подал прошение и перемещен священником в Вознесенскую церковь села Благовка, которая со времени окончания ее строительства в 1894 году не имела постоянного приписанного к ней священнослужителя, то есть отец Николай стал первым настоятелем благовского прихода.

Десять лет прослужил отец Николай в Благовке. Его пастырская деятельность – это не только богослужения, содержание храма и приходские заботы. Много времени уделяет священник благовской церковно-приходской школе, в которой он все это десятилетие был законоучителем. Его образованность, начитанность, многосторонность знаний не остались незамеченными. С 1904 года он становится членом Ровенецкого благочиннического совета, где исполняет послушание цензора проповедей, а также трудится законоучителем в церковно-приходской школе, а затем и заведующим данной школы.

Отец Николай, член Ровеньковского благочиннического совета, исполняет ряд послушаний правящих архиереев Донской и Новочеркасской епархии Афанасия (Пархомовича; † 1910), Владимира (Синьковского; † 1917), Митрофана (Симашкевича; † 1928).

У отца Николая было два сына (сведения о них пока не найдены) – Николай и Сергий.

В феврале 1907 года священник Николай Добровольский, как сообщают «Клировые ведомости», перемещается на штатное священническое место «к Николаевской церкви слободы Орлово-Ровенецкой (ныне город Ровеньки), где проходит должности заведующего Орлово-Ровенецкими церковно-приходскими двухклассной и мужской одноклассной школ, а также законоучителя земского училища».

Отец Николай в 1912 году назначается настоятелем Свято-Никольской церкви, а также ему благословлено быть духовным следователем по благочинию и заведовать свечным складом.

    

В ноябре 1900 года за миссионерскую деятельность указом Донской духовной консистории он поставлен в пример духовенству Донской епархии, а в 1915 году удостоен грамоты Священного Синода.

«Призывал, чтобы при переписи указывали себя верующими»

До 1931 года служил отец Николай Добровольский настоятелем в городе Ровеньки, пережил все перипетии революционных лет, гражданской войны и первое гонение на Церковь в 1920-х годах. Храм периодически закрывали, но иногда на большие православные праздники совершать богослужение разрешали. В 1935 году церковь окончательно закрыли, и служить теперь было негде. Но батюшка остался жить в Ровеньках: как сам говорил, «при своих сыновьях».

В 1937 году к отцу Николаю пришла группа верующих с просьбой, чтобы они вместе молились и совершали религиозные обряды. Тогда отец Николай съехал от сына и снял для себя отдельную квартиру по ул. Красной, дом № 48. Обставил ее иконами и крестами и начал проводить богослужения, совершать обряды и Таинства. Никакого разрешения на это он, конечно же, не имел.

Квартиру отец Николай обставил иконами и крестами и начал тут проводить богослужения и совершать Таинства

Вскоре по доносу за его деятельность было открыто следствие.

Уголовное дело начинается с характеристики, которую написал Ровенецкий райисполком. В ней говорится, что Добровольский Николай Васильевич

«на учете в отделе культов не состоит. За все время проживания занимался активной пропагандой среди населения, которым себя окружил. Ведет агитацию против мероприятий, проводимых советской властью. В 1936 году в период переписи Добровольский ходил впереди счетчиков к своим верующим и вел агитацию, чтобы они при переписи указывали себя верующими. Записью неверующих будет запрещено открытие церквей, а когда большинство будут “верующие”, в городе будет разрешено открыть церковь. Тогда же обругал нецензурными словами одного из счетчиков. Не оформив религиозную общину, он проводит крещение детей. Не имея на это разрешения в райфинотделе. В данный момент ходит по дворам избирателей с молебнами, когда никаких оснований на это нет. Ведет работу против выборов, разъясняя, что старикам на выборы являться нельзя, потому что этим нарушается вера в Бога (Священным Писанием правительство именуется “нечистым”), вследствие чего, при изучении положения о выборах по этому участку, люди, особенно старики, не являются в кружки и на выборы».

О каких кружках идет речь, не совсем понятно, но то, что жители слободы при переписи указали, что они верующие, – это факт. И расплачиваться за этот факт пришлось отцу Николаю своей жизнью.

Постановили: расстрелять

14 декабря 1937 года был выписан ордер № 78 на обыск и арест священника Добровольского Николая Васильевича. Батюшку посадили в тюрьму, все имущество конфисковали. При аресте было изъято:

«– церковная ведомость за № 39, 7, 33, изданная 1916 г.;

– “Донской православный вестник” за 1903 г.;

– то же № 9, № 26 издательства 1916 г.;

– то же № 25 за 1904 г.;

– книга “Солнце правды” И. Кронштадтского и другое периода монаршеской литературы без обложек;

– послание епископа Иосифа гр. Василию Белавину (патриарху Тихону);

– заявление церковного совета Покровской церкви с. Медвежанки на 2-х больших листах;

– 13 писем, подлежащих проверке».

В конце протокола следователь пишет, что «больше контрреволюционной литературы не обнаружено». Но найденного было достаточно, чтобы вынести обвинительный приговор, добавив в качестве доказательств показания двух свидетелей.

Последний допрос священника состоялся 14 декабря 1937 года.

Из протокола допроса можно узнать об отце Николае, что он происходил из семьи «служителей религиозного культа», а также что он «после закрытия церкви не бросил своей должности священника и продолжал заниматься религиозными обрядами по квартирам» – так говорит батюшка на допросе. Ничего не тая и ничего не скрывая.

Выписка из протокола допроса:

«Вопрос: Состоите ли вы на учете в отделе культов в Ровеньском райисполкоме?

Ответ: На учете в отделе культов я не состою.

Вопрос: Вы проводили религиозные обряды по г. Ровеньки? Имели ли вы разрешение от райисполкома?

Ответ: Религиозные обряды и служения я проводил без разрешения.

Вопрос: Следствие располагает, что вы проводили антисоветскую деятельность. Подтверждаете?

Ответ: Это я не подтверждаю. Никакой антисоветской деятельности я не проводил. Правда, я должен признаться, что с 1934 года мной мое священное служение нигде не было зарегистрировано и оформлено. Без этого я проводил крещение детей, собирал в своей квартире всех верующих и проводил с ними молитвенное служение».

Вот и весь материал по делу: характеристика, анкета, протокол краткого допроса и показания двух свидетелей

Вот и весь материал по делу священника Добровольского Николая Васильевича: характеристика, анкета, протокол короткого допроса и показания двух свидетелей. На основании этих немногочисленных документов следователь пишет свое обвинительное заключение. Процитирую его полностью:

«Я, начальник Ровенецкого райотделения НКВД лейтенант N, рассмотрев 26-го декабря 1937 года следственное дело по обвинению Добровольского Николая Васильевича, 1874 года рождения, уроженца города Суздаль. Проживал в городе Ровеньки Донецкой области, без определенных занятий, в прошлом поп.

Установил следующее: Добровольский Н.В., в прошлом служитель религиозного культа, без определенных занятий, нелегально совершал религиозные обряды у себя на дому. Под флагом совершения религиозных треб проводил антисоветскую деятельность, направленную против мероприятий соввласти. В период подготовки к выборам в Верховный Совет вел подрывную работу, призывал граждан не участвовать в выборах. В одном из своих выступлений Добровольский заявил: “Скоро колхозов не будет, т.е. эта власть переменится и на ее место будет другая”. В 1936 году во время Всесоюзной переписи населения Добровольский ходил по квартирам и агитировал среди граждан, чтобы записывались верующими.

При обыске у Добровольского изъяты рукописи явно антисоветского содержания. Вот наиболее характерные выдержки из них: “Драка за кусок хлеба и свою безопасность… превратились в молчаливых покорных рабов безбожной власти и, к стыду нашему, оказались трусливее мирян. Мы, с одной стороны, Ваши посланцы, а с другой стороны, выразители воли и мысли архипастырей, клириков, мирян всей России, знаем и понимаем, в какой атмосфере террора и запуганности жил и живет не только духовный мир, но и все верующие: мы были очевидцами, как два или три палача вели на расстрел десятки сильных молодых людей”.

И еще одна выдержка из этого послания: “Нет, мы зовем Вас вместе с нами на тяжкий подвиг несения веры Христовой; то, что говорили в Священном Синоде, есть безумие и измена Православию. Мы, архипастыри и члены Синода, чтобы очистить свою совесть и искупить великий грех свой, должны нанести смертный удар преступному сотрудничеству Священного Синода в ГПУ”.

Контрреволюционное содержание этого обращения подтверждается еще следующим выпадом против соввласти: “Вспомните о тысячах архипастырей, больных и немощных, томящихся в советских тюрьмах и ссылках”.

Виновным себя не признал, но обличается показаниями двух свидетелей».

Далее следователь постановил: «Следственное дело по обвинению направить на рассмотрение тройки УНКВД по Донецкой области».

Решение заседания тройки от 28 декабря 1937 года: Добровольского Николая Васильевича расстрелять, имущество конфисковать.

***

    

Реабилитирован отец Николай 02.08.1989 года согласно Указу ПВС СССР о реабилитации.

К сожалению, до дня нынешнего неизвестно место захоронения отца Николая Добровольского.

Документы о мученическом подвиге священника Николая Добровольского переданы в переданы в Синодальный отдел по канонизации Украинской Православной Церкви.

Использованные документы:

Выписка из «Клировых ведомостей» по Ровенецкому благочинию Таганрогского округа за 1913 г. № 24.

Архив Луганской области. Ф. З-3747. Оп. 2. Д. № 16639-Р.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Буду служить, пока не арестуют» «Буду служить, пока не арестуют»
Светлана Поливанова
«Буду служить, пока не арестуют» «Буду служить, пока не арестуют»
О священнике Евфимии Оболтине († 1937)
Светлана Поливанова
Быть священником – таким виделось служение России и людям учителю из сибирской глубинки Ефиму Оболтину. И оно определило его судьбу: аресты и уголовные дела по надуманным поводам, тюрьма, лагерь, ссылки и в 1937-м – расстрел.
«Житием и смертию образ верным показавший» «Житием и смертию образ верным показавший»
Наталья Прокофьева
«Житием и смертию образ верным показавший» «Житием и смертию образ верным показавший»
К истории почитания священномученика Германа (Ряшенцева; † 1937)
Наталья Прокофьева
В московском храме святителей Афанасия и Кирилла владыку Германа чтят особо. В день памяти священномученика – 15 сентября – в храм приносится напрестольный деревянный крест, принадлежавший владыке Герману.
Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году
Андрей Горбачев
Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году
Андрей Горбачев
История упрямая вещь. И забвение ее уроков чревато необходимостью повторять забытое на собственном опыте.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×