Мужество смиренного сердца

Ищите во всем великого смысла.
Преподобный Нектарий Оптинский

У праведного Илии Чавчавадзе есть небольшой исторический рассказ – «Николоз Госташабишвили», опубликованный в 1880-м году, – в котором находим великий смысл.

Приведем это повествование с незначительными сокращениями.

«Мне и раньше приходилось вам рассказывать, что турки и персы часто нападали на нашу страну. Они не давали нам ни отдыха, ни срока, нападали на нашу страну то с одной, то с другой стороны. Мы воевали, отбивались, сколько было сил и уменья. Всякий человек любит свою Родину, а когда Родина в беде – редко кто отступится от нее и не пожертвует собою. И многие жертвовали жизнью… Многие прославили свое имя храбростью, отвагой и самоотверженной борьбой. Вот о подвигах одного из таких героев я и расскажу вам.

В то время царем Грузии был Георгий XI, а у кизилбашей царствовал султан Хусейн. Шах этот послал своего сардара с большим войском, приказав ему разорить и покорить Грузию. Кликнули у нас клич, собрались грузины дать отпор врагу. Встретились два враждующих войска. Выстроились друг против друга грузины и персы. Началась битва, а чем она кончилась – история длинная. Я вам расскажу только один случай, происшедший во время этой войны.

Битва была уже в разгаре, когда какой-то кизилбаш, взбодрив ударом ноги коня, отделился от своего отряда и поскакал по открытому полю. Он носился перед грузинским воинством, словно это был не бой, а джигитовка.

Рассердились молодые грузинские воины, что кизилбаш так дерзко и смело перед ними гарцует.

– Глядите, как издевается над нами! За людей нас, что ли, не считает, иначе разве посмел бы так бесстрашно кружить перед нами? – говорили они.

Юный стройный воин ударил пятой коня и подскочил к персу. Кизилбаш поразил его копьем в самую грудь. Несчастный витязь свесился с коня, а потом, бездыханный, упал на землю.

– Пусть никогда не покрою голову шапкой, если прощу тебе его кровь! – крикнул другой и наскочил на кизилбаша.

Кизилбаш и этого сбросил, и, еще пуще воодушевившись одержанными победами, загарцевал по полю на разгоряченном коне. Вышел третий, вышел четвертый, вышел пятый, и всех, одного за другим, уложил кизилбаш.

Он погубил лучших наших юношей. Опечалилось грузинское воинство: неужели мы снесем такой позор?

Он погубил лучших наших юношей. Опечалилось грузинское воинство: неужели мы снесем такой позор? И как теперь возвратимся домой? Не знали, как быть… Никто уже не решался выйти против перса. А он пляшет на своем коне, словно вышел на состязание, а до того, что кругом такая сила грузин, ему как будто и дела нет!

– Николоз! Где Николоз? – вскричали грузины. – Он один только может спасти нас.

– Николоз Госташабишвили! Николооз! – раздались отовсюду крики.

Госташабишвили в это время был в самой гуще сечи, но, услыхав, что его зовут, вышел из боя. Когда наши подбежали, чтобы рассказать о своем позоре, он отирал полою черкески окровавленную шашку.

Конечно, Госташабишвили был отважный, прославленный воин, но в ту пору его уже одолевала старость, могучая длань его утратила прежнюю мощь.

– Как же мне, старому и дряхлому, сравняться с таким в бою? – сказал Госташабишвили молодым воинам. – Не видите разве, как молод и подобен льву этот витязь.

– Он убил у нас пятерых храбрейших! Не оставь неотмщенной их кровь! Не дай неверному опозорить нас! – умоляли воины.

Госташабишвили призвал на помощь Господа Бога, натянул поводья и хлестнул коня. Конь раза два взвился на дыбы, поскакал и во мгновение ока стал – витязь перед витязем. Кизилбаш размахнулся копьем. Госташабишвили отбил копье рукой, и удар пришелся мимо. И так ловко он это сделал, что отовсюду послышались одобрительные возгласы. Прежде чем кизилбаш успел еще раз обрушиться на него с копьем, Госташабишвили бросил своего коня вплотную к его коню, схватил врага, дважды крепко встряхнул его и грохнул оземь так, что тому трудно было встать. Соскочил Госташабишвили с коня, поднял кизилбаша и сказал:

– Не бойся, я не отниму у тебя жизнь, отдаю ее в дар твоему мужеству. Грех тебя убивать! Да даст тебе Бог мирную дорогу! Ступай с миром.

– И я могу принять жизнь свою в дар только от витязя, подобного тебе! – ответил кизилбаш, поклонился и ускакал».

Нам в XXI веке очень тяжело понять то, что совершил в XVII в. этот удивительный человек – Николоз Госташабишвили. Как можно совершать такие поступки, когда идет война, сражение еще не выиграно, враг пришел разрушить твой дом, разорить древние храмы, убить твоих братьев, родных, а оставшихся в живых увести в полон? По законам военной науки, Николоз должен уничтожить врага, или забрать его в плен, или хотя бы взять с него слово, что он никогда не придет с оружием на родину Николоза. Ничего подобного. Как будто с сыном встретился Николоз. По-отечески поднимает его, оглушенного, с земли, благословляет иноверца и отпускает с миром на все четыре стороны. Чудное дело.

Как можно совершать такие поступки, когда идет война

Я же хочу спросить Николоза: откуда в тебе эта милость неземная, этот мир и спокойствие душевное? Как ты посреди кровопролитного сражения не забываешь Творца и милуешь создание Его?

Откуда в тебе, простом грузинском крестьянине, это неземное благородство? Николоз сходит с коня, поднимает с земли противника и лишь потом обращается к нему с речью. Ни словом, ни движением, ни жестом не унижая, не оскорбляя достоинства его.

Скажи нам, Николоз, какой такой благодатной молитвой ты молишься, что в гуще сечи не теряешь ни молитвы, ни страха Божия и имеешь такую любовь к ближнему? В каких монастырях ты обучался этому? Может, в Иерусалиме, может, на Синае, может, на Афоне, а может, в Давидо-гареджийской лавре?

Через 100 лет после этого сражения Святой Серафим Саровский произнесет знаменитые слова: «Человек человеку – радость». И мы можем это понять, когда христианин встречается с христианином, и они радуются друг другу.

Но тут война, сражение, убивают твоих братьев, друзей, соотечественников. Ты можешь быть ранен. Как тут радоваться врагу?

Но Николоз совершает невозможное – «невозможное человекам» (ср. Лк. 18, 27). Он радует земной радостью своих соратников, радует неземной радостью противника – и через столетия, из вечности, паки радует нас.

Мы, в своем просвещенном XXI веке, обучившись в академиях, перечитав все руководства о молитве, не имеем и понятия о том, какой молитвой горит твое сердце. Там, где льется кровь, слышатся проклятия и ругань, ты проявляешь мужество и любовь, благородство и смирение. Где и у кого ты учился и воспитывался? Кому ты уподобился, Николоз, что говорит твое сердце?

Там, где льется кровь, слышатся проклятия и ругань, ты проявляешь мужество и любовь, благородство и смирение

Быть может, твое сердце говорит: «Не знаете, что вы творите, люди. Придите ко мне как гости, и накрою вам стол с лучшим кахетинским вином, заколю для вас отборного тельца, угощу хлебом и солью». И уподобишься гостеприимному Аврааму.

А если чужеземцы больны, то такое сердце и такая молитва способны исцелять любую немощь. И уподобишься ты, Николоз, святым врачам-бессеребреникам.

О, если бы эти чужеземцы искали истину, то ты, Николоз, поведал бы им, Кто есть Истина, Путь, Жизнь и Любовь, и что первые святые христианские мученики Грузии – Ражден и Евстафий – были персами, а духовным покровителем столицы является Або Тбилисский – по происхождению араб. И уподобился бы ты просветителям и учителям вселенским.

А может, ты уподобился многострадальному Иову, лишившемуся дома, богатства, детей и здоровья, но не возроптавшему, а благодарившему Бога за все: «Бог дал, Бог взял, да будет Имя Его благословенно отныне и до века» (Иов. 1, 21).

Ответь нам, Николоз.

Но молчит смиренно Николоз, молчит и тот, кто донес до нас его мужество – праведный Илия Чавчавадзе. Вверили они себя в руки Божии, вверили Родину свою – Иверию – и ближних. Вверили и врагов. Хотя нет у них врагов. Из врага сотворили друга. Закончили они свое повествование. Перешли они с земли на Небо. Оставили они нас – земнородных – со своими вопросами. Или не оставили?

Но нам отвечает другой гигант духа, живший через 200 лет после этих событий – старец Силуан Афонский. И как отвечает.

«Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу. Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: ‟Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”, и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая… Наученный любви от Духа Святого – всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов. Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь».

Только такие слова духовного витязя – старца Силуана – могут нам объяснить чудесное поведение Николоза.

Вот какими качествами характеризует старца Силуана архимандрит Софроний Сахаров, подвизавшийся с ним на Афоне несколько лет.

«Это был человек вполне бесстрашный и свободный, но вместе с тем в нем не было и намека на дерзость. Искушения он переносил с великим мужеством. Бесстрашный, он перед Богом жил в страхе: оскорбить Его хотя бы помыслом дурным – он действительно боялся. Большого мужества, он в то же время был исключительной кротости. Мужество и кротость – какое редкое и необычной красоты сочетание. Это был воистину благородный муж, как может быть благородным только христианин».

Удивительно, но в этом описании старца Силуана Афонского мы видим духовный портрет Николоза Госташабишвили. Хотя узнали о нем и его героизме всего несколько минут назад. Чудны дела Твои, Господи! Почему это так?

В этом описании старца Силуана Афонского мы видим духовный портрет Николоза Госташабишвили

И опять отвечает старец Силуан.

«Благодать дала мне познать, что все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, похожи на Господа. И это естественно. Господь есть Свет, и Он просвещает рабов своих, а те, кто служит врагу, от него восприняли мрак».

Так, может быть, Николоз уподобился Паисию Великому. Преподобный Паисий Великий молился за своего ученика, который отрекся от Христа, и когда он молился, явился ему Господь и говорит: «Паисие, за кого ты молишься; ведь он отрекся от Меня?», но преподобный продолжал жалеть своего ученика, и тогда Господь сказал ему: «Паисие, ты Мне уподобился любовью».

«И нет большего чуда, как любить грешника в его падении», – сказал это старец Силуан, сделал это старец Николоз, поведал об этом старец Илия, Господи благослови – буду подражать им и я (1 Кор. 4, 16).

Молитвами мужественных и кротких, смиренных и благословенных старцев всего христианского мира – Господи Иисусе Христе, спаси, сохрани, благослови вся православные христианы и помилуй меня грешного. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Три киевских старца-фронтовика Три киевских старца-фронтовика
Сергей Герук
Три киевских старца-фронтовика Три киевских старца-фронтовика
Сергей Герук
Схииеромонах Сергий (Соломка), монах Руф (Резвых) и схиархимандрит Серафим (Соболев) были храбрыми воинами Великой Отечественной. Остались сражаться они и в мирное время – с врагом рода человеческого.
Как научиться искренне любить врагов? Как научиться искренне любить врагов?
Советы пастырей
Как научиться искренне любить врагов? Как научиться искренне любить врагов?
Советы пастырей
Чтобы научиться любить врагов, нужно научиться любить в них бесценную душу, которую Господь создал по образу и подобию Своему.
Мужество как религиозная добродетель (+ВИДЕО) Мужество как религиозная добродетель (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
Мужество как религиозная добродетель (+ВИДЕО) Мужество как религиозная добродетель (+ВИДЕО)
Протоиерей Олег Стеняев
Можно ли мужество считать добродетелью? Что поможет преодолеть страхи и страхования? Когда особенно нужна стойкость не поддаваться панике и унынию? Не противоречит ли мужество смирению?
Комментарии
Михаил13 июня 2019, 18:37
Спаси Господи за статью, владыко Григорий)))

Вспомнилось мне о том как Господь красиво говорит:
"Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд." (Евангелие от Луки 6-35,36)
рБ Марина12 июня 2019, 23:16
СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ГРИГОРИЙ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!ПРОСТИ нас ГОСПОДИ и ПОМИЛУЙ!!!
евгений12 июня 2019, 23:10
Как красиво!!! Господи,благослови возлюбить Тебя и просветиться Светом Твоим++++++++++++++
Алексей12 июня 2019, 17:45
Благодарю вас!
Максим М.11 июня 2019, 13:36
Спаси Господи! Страшен для врагов воин, который идет в бой без ненависти и вражды, а просто потому что должен защитить слабых и безоружных. Такой воин имеет уважение даже у заклятых врагов. Помню историю времен ВОВ, когда один солдат в течение двух дней останавливал танки. Немцы с почестями его похоронили, как героя, хотя он большой урон им принес.
Р.Б. МАРИНА11 июня 2019, 11:39
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ ! ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ !
Мария11 июня 2019, 09:30
А если бы тот перс не в равном бою убивал противников, а подло, из за спины втыкал бы им нож в печень? Или действовал бы против одного в стае из восьмерых человек? Храбрость, мужество, благородство всегда ценились, в истории есть и другие примеры. Но теперь это так редко встречается. И как показывает реальность - храбрые и благородные гибнут быстро.
И тут не забыть нашего святого- «кто к нам с мечем придёт - тот от меча и погибнет!»
р.Б. Сергий11 июня 2019, 08:44
Тяжело и трудно преодолеть свою "самость",тем более,зачастую мы путаем смирение с самоуничижением,а это-совершенно разные понятия. Но дай Бог,хотя бы к концу жизненного пути приобрести мужество смиренного сердца.
Давид Пономарь11 июня 2019, 08:42
Господь дал нам оружие, единственно полезное и нужное нам на нашем поле брани. Но мы зарыли его в землю и выходим на это поле с голыми руками, надеясь в этой битве победить. Оружие это - любовь. Лишь единицы не выпускают его из рук и остаются победителями и в этом мире, и в горнем. "Страшную" силу этого оружия знает враг человеческий и делает всё, чтобы нас обезоружить. Дай Бог нам мудрости и стойкости во владении этим удивительным и универсальным средством - любви друг к другу, тотальный дефицит в котором и есть начало всех наших бед...
Людмила11 июня 2019, 02:48
Какой чудный, прекрасный, полный благородства эпизод из исторической сокровищницы чудного и благородного грузинского народа! Господи, спаси и помилуй Грузию, пускай мужественный христианский дух ее героев, вопреки всем искушениям нашего века, светит и грузинам, и нам! Господи, дай нам всем достойно хранить память наших великих предков и следовать их стопами! Аминь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×