Обучение как стиль жизни семьи

Исповедь мамы «на семейном образовании»

Казалось бы, текст на «школьную тему» в середине лета – в самый разгар каникул – не ко времени. Но и сейчас многие родители будущих первоклашек (и не только первоклашек) всерьез размышляют над тем, в какую школу определить своего ребенка, какую форму обучения, благо сейчас у них есть выбор, предпочесть, и не лучше ли будет сменить традиционное школьное образование на домашнее. О сложностях, с которыми неизбежно придется столкнуться родителям «домашних» детей, и о весьма существенных и важных плюсах семейного обучения размышляет наш автор – мама «на семейном образовании» со стажем.

Гладиолусы, банты, белые рубашки, радостные лица родителей и детей – это то, чем наполнены СМИ и социальные сети 1 сентября. У нас 1 сентября уже не первый год проходит иначе. Это либо дачное раздолье, либо теплое море. Я не пытаюсь злорадствовать. Потому что 1 сентября – это не показатель того, как хорошо жить при семейной форме обучения детей: мол, загораем, отдыхаем, а все в школу пошли. Это просто бонус. Очень приятный и хороший. Когда можно продлить лето, каникулы, не бросаться в спешке делать множество безумных покупок к школе, не вливаться в волнующиеся родительские чаты, не участвовать в охоте за недорогим и красивым букетом для «классной училки». И такое 1 сентября я очень люблю.

Но есть и другая реальность домашнего образования. Это труд и колоссальное терпение. Особенно когда ты только перешел на семейную форму обучения. Весь привычный уклад семьи разваливается, рушатся поколениями нажитые стереотипы, традиции. Раньше каждый будний день был похож на вчерашний: папа – на работу, дети – в сад или в школу, мама – заниматься домашними делами или тоже на работу. Целый день члены семьи проживают в разлуке друг с другом. Совместным будет – и это в лучшем случае – лишь ужин вечером. Но все уже уставшие, наговорившиеся за день с другими людьми… Что они могут сказать друг другу? (Я не говорю о тех семьях, где муж и жена работают вместе. Как ни странно, они намного ближе и теснее общаются, вовлекая и детей.) Это не критика, это анализ прожитого. Хотя нам повезло: мой муж каждый вечер придумывал игры для всей семьи, а в выходные – совместные занятия. Но все-таки большую часть времени каждый жил своими интересами, друзьями, заботами.

И вдруг все меняется. Маме нужно давать детям и знания, и навыки труда (ведь прежде из школы дети возвращались поздно, им надо было сделать уроки и хотя бы немного погулять – тут не до домашних обязанностей), и навыки элементарного общения, а также подобрать сам круг общения, который будет формировать их как личность, и т.п. А дети должны перестроиться: большинство привыкли воспринимать своих родителей как удовлетворителей их потребностей: родители убирают, готовят, помогают с уроками (пусть и с криками), – теперь же, когда дети на домашнем обучении, у них появляются и домашние обязанности. Да и занятия в 70% случаев проходят в самостоятельном режиме. И маме нужно проявить колоссальное терпение, объясняя детям, что теперь они не в школе и что за ребенка никто параграф или книгу не прочитает, а ответ на «тройку» маму не устроит. Материал нужно знать – и всё. К счастью, в домашних условиях тратится меньше времени на те же объемы школьной программы и – ох-ох! – у детей появляется время на… труд в доме. Появляются зоны ответственности: вынос мусора, стирка, глажка. Признаюсь, дети с трудом входят в режим реальной домашней жизни. А мама? Мама терпеливо страдает, потому что мусор рассыпался у порога, постель заправлена криво, пол помыт с разводами, споры старшего с младшим братом проходят, как в школе, словно перед ним ровесник (того же возраста и менталитета).

Вечером возвращается папа и выслушивает претензии мамы, критику детей, что «мама не так преподает»; и пока не совсем понимает, что и у него появилась ответственность за детей и их образование. Он пока продолжает абстрагироваться и считает, что теперь эта функция перешла от школы к маме. Эта функция – не его! И когда ты пытаешься вовлечь и папу в воспитательный процесс, ты выслушивать монолог о том, что надо вернуть детей в школу. Но через несколько месяцев папа уже точно осознаёт, что все проблемы с детьми – это и его промахи и недогляд. Это он не привил детям любовь к самому процессу учебы, это он не научил элементарному труду, зато вырастил хорошего потребителя.

Так что первый год домашнего обучения обычно уходит на выстраивание отношений. Реальных семейных отношений. Не на распределение разрозненных функций: папа – добытчик, мама – кухарка, а дети – «цветы жизни» с обязанностью посещения школы.

И в какой-то момент вдруг все чувствуют, что семья – это один организм. Чувствуют взаимосвязь и зависимость друг от друга. Все «органы» должны быть в труде и во внимании друг к другу.

Все поменялось, мы поменялись. Семья изменилась. Раньше процесс обучения был как работа у папы: «с… до…». Сейчас это процесс, который интегрирован в обычную жизнь. Мы всё время что-то изучаем, познаём. В дороге, дома, на кухне. Конечно, уделяем время и школьной программе. Обучение стало стилем жизни. А если ребенок расслабляется и перестает учиться, ты опять его направляешь. Возбуждаешь интерес к познанию.

Семейное образование, как и семейные отношения, – это каждодневный труд, труд всех членов семьи. И не нужно обольщаться добренькими рассказами, что семейное образование – это супер как здорово. Повторюсь: это колоссальный труд. И если раньше вся жизнь разобщала вас, делала независимыми, то семейное образование усиливает зависимость и, да, дает меньше «пространства» для себя одного. Ты вдруг понимаешь, что жизнь в семье – это умение выстраивать жизнь вокруг «ближнего»: учиться видеть его радости и боли, доверять и полагаться на него, отдавать свою жизнь за него. Не растворяться, а дополнять друг друга. И тогда ты чувствуешь, что вокруг – «рай», потому что, как в раю, ты видишь не чужого человека, а самого себя. Вспомните Адама, который видит Еву и узнаёт в ней часть себя: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2: 23).

Такая зависимость делает тебя богаче и сильнее. Это я сейчас точно знаю. Я желаю и вам обрести этот «рай» и встретить 1 сентября на природе с действительно близкими для вас людьми.

Гузель Гурдус

19 июня 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Немного о семейном образовании Немного о семейном образовании
Владимир Басенков
Немного о семейном образовании Немного о семейном образовании
Владимир Басенков
Семейное образование – это индивидуальный маршрут обучения, который учитывает таланты и способности каждого ребенка.
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Алексей Комов
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Беседа с Алексеем Комовым, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы»
Дети на домашнем обучении знают, как правило, на порядок больше, чем школьники, им всё интересно, у них не загублена живая жилка познания. И важный момент: наша программа дает возможность для позитивной социализации, а не негативной, как в школе.
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
Андрей Рогозянский
Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи.
Комментарии
Мари 3 июля 2019, 06:54
Оксана, у вас девочка, и в таком возрасте, что её дерзость никак не связана со школой.

Перед глазами есть семья на СО, мальчик 2й класс, и он дерзит родителям, его напряжение чувствуется при любой встрече. Хотя в семье все спокойно.

Пока родители на СО пишут статьи о превосходстве, у других будет негатив. Большинство семей не может себе позволить неработающую маму в наших экономических реалиях.
Мама 1 июля 2019, 21:21
Марфа, смотрите по своей ситуации, по своему ребенку. То, что дети ломаются или психически нездоровы после домашнего обучения - нонсенс. Ни природа, ни общественное устройство никак и никогда не предполагает, что дети с 7 до 17 лет учатся в российской общеобразовательной школе. К тому же все школы, в разных селах, районах и регионах России разные, во всем мире множество форм обучения и социализации, а сегодня западный мир - это в любом случае огромное разнообразие видов социума, и в школах, и во взрослой жизни. Наши дети, вырастая, попадают в общество, где один учился дистанционно, другой - в маленькой сельской школе, третий - в крутой гимназии. Нет однообразия и единых результатов
Марфа30 июня 2019, 21:43
Anna, расскажите подробней о детях, которые "сломанны" после хоумскулинга. Сколько их Вы видели? И были ли изначально у них проблемы с психикой? (Некоторые идут на СО из-за психического нездоровья детей) Мне это важно, так как рассматриваю сейчас разные варианты для своих чад. Спаси Господи!
София25 июня 2019, 22:15

СпасиБо, уважаемая Гюзель, за полезную информацию. Разрешите вопрос: сколько школьников у Вас в семье ( тех, что на домашнем)? Не соглашусь с Вами в том, что только на домашнем обучении у детей есть возможность выполнять работу по дому - а как же каникулы, выходные? Да и ДО школы дети имеют (должны, по крайней мере) домашние обязанности, правда? Спасибо, что предупреждаете нас о том, что семейное обучение - огромный труд, тут призадумаешься, связываться ли с этой формой или лучше традиционной отдать предпочтение...
Екатерина 23 июня 2019, 11:44
Дорогая Гузель! Знаю, что похвалы душевредны, но вы настоящие подвижники! Спаси вас Господи за вашу решимость и дай вам Господь мужества, крепости, терпения и ещё каких-нибудь подарочков!!! Делитесь с нами опытом. Это действительно один из способов объединения семьи!
Anna21 июня 2019, 21:28
Подрастая ребенок должен уметь строить отношения с людьми из других культур. Изолировать ребенка в "райском уголке" это растить людей плохо адаптированных ко взрослой жизни. Не говоря уже о том, что у многих родителей в мотивации для домашнего образования сквозит откровенная гордыня. "Мои дети" должны быть уникально благочестивы и образованы, не то что все остальные. К подростковому возрасту этих детей приходиться ломать или уступать. У нас на приходе есть сломанные дети, по 18-20 лет, с которыми не о чем разговаривать", они асоциальны после хомскулинга. И видела детей более разумных родителей, которые пожалели психику своих чад и вернули их в школу к средней и старшей школе.
Галина19 июня 2019, 23:38
Благодарю за статью. Заставляет задуматься. Конечно, Семейное образование - это не для каждой семьи. Но автор говорит здесь о другом. Постараться найти общее в семье, стать ближе и не бояться этой близости. Образование в семье оказалось именно «общим делом», «инструментом» для объединения. Спасибо
Татьяна19 июня 2019, 10:24
Я наоборот подметила, что очень осторожничает Гузель. Видно, очень она думает о том, как бы не задеть школьных родителей.
Екатерина19 июня 2019, 07:39
Нужно продвигать тему семейного образования, это правда. Но! Делать это немножко по-другому. Прошлый материал Гузель собрал много негативных комментариев. И нынешний построен по принципу противопоставления: мы лучше, у нас рай, нам повезло, мы занимаемся коллосальным трудом и так далее. Многие прочтут - а вот вы... Это вызовет ожидаемо негатив.
Екатерина Короткова19 июня 2019, 07:32
Гузель,я Вас поддержать как мама, обучающая детей в семье. Согласна с Вами - это колоссальный труд. Жму Вашу руку и надеюсь на развитие темы. Нам, родителям, очень важен опыт других людей. Чтобы опереться, когда невмоготу и руки опускаются.Пишите ещё, делитесь!
Оксана19 июня 2019, 06:03
Подписываюсь под каждым словом. 5лет СО со старшей,ноша тяжела именно из-за того объема терпения,в котором необходимо упражняться ежечасно.Когда пришла пора появляться на свет 4-му сыну,побоялась,что не потяну обучение сама,и моя старшая пошла в 5 класс в школу(Кстати, по результатам тестирования она спокойно могла пойти не в 5,а сразу в 7ой класс).За один год она превратилась в потребителя,как автор тут заметила и я просто не могу поверить, как быстро произошел этот метаморфозис в обратном направлении, с закатыванием глаз,дерзостью в общении со взрослыми, с потерей своей идентичности! Наступило лето,каникулы,она с нами дома и моя девочка "вернулась","оттаяла".Сейчас решаем,что дальше
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×