«Пошли нас в стадо свиней»: почему Господь послушал бесов

Чудо с гадаринскими бесноватыми. Художник: Брайтон Ривьер Чудо с гадаринскими бесноватыми. Художник: Брайтон Ривьер     

В повествовании евангелиста Матфея об исцелении Христом бесноватых в стране Гергесинской есть один любопытный момент. Когда Господь подошел к бесноватым, чтобы исцелить их, «бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное» (Мф. 8: 31–32). Господь не только слушал бесов, но и услышал их: исполнил их просьбу! И это удивительно, ибо обычно словами Христа, обращенными к бесам, были: «Замолчи, и выйди из него». По мысли святых толкователей, это связано с той пользой, которую Господь видел в исполнении просьбы бесов. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им этими злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божия».

Подобный случай, когда Господь ради благих целей «прислушался» к сатане, описан в книге Иова. В ней приводится целый диалог между Богом и диаволом о достоинстве праведного Иова:

«И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2: 3–7).

Рассматривая этот загадочный отрывок, святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь попустил диаволу поразить Иова проказой для того, «чтобы еще более прославить раба Своего, отнять у диавола всякий предлог к бесстыдству и обратить на его же главу его поступки с праведником», ибо, когда Иов и в тяжелой болезни прославил Бога, диавол был посрамлен.

Таким образом, мы видим, что как в случае с праведным Иовом, так и в ситуации с гергесинскими бесноватыми Бог входит в общение с темными духами и даже прислушивается к их просьбам, преследуя Свои благие цели, которые диаволу на тот момент и неизвестны, и непонятны.

Но как же тогда действует в этом мире Господь, если, по слову Самого Христа, диавол – «князь мира сего», а значит, в этом мире ему дана великая власть? Ответ очевиден. Диаволу попущено действовать таким образом, что Господь использует эту власть всегда в Своих целях!

Диаволу попущено действовать в мире сем, но таким образом, что Господь использует это всегда в Своих целях!

И потому власть диавола в нашем мире – лишь орудие благого Бога! Вот как говорит об этом святитель Иоанн:

«Древний змий не имеет над нами никакой власти, если не попустит ему Бог по неизреченному Своему попечению о нас. И хотя может лишить человека жизни, если попустит Бог, зла не может сделать, а от Бога выпрашивает (позволение). Хотя он и пал, знает, что если Бог не попустит, сам он ничего не может сделать против кого-либо. А попущение нужно понимать так, что дается премудро, так как происходит от Бога».

Из этого следует интересный вывод. Такие события нашей жизни, которые приносят нам страдание, могут совершаться по действию диавола и быть в то же время попустительным действием Самого Бога. Только цели при этом у Бога и диавола разные. И кто достигнет своей цели, во многом зависит от самого человека, с которым все происходит, ибо, по слову апостола Павла, «любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8: 28).

За кем пойдет человек – за Богом или за диаволом, – зависит от самого человека

В качестве примера вспомним исцеление гергесинских бесноватых. Благодетельное действие Христа, когда Он исцеляет этих двух несчастных людей, должно было распространиться и на жителей этого места. Увидев чудо необычайного исцеления и внезапного и необъяснимого потопления свиней, они должны бы были проявить сильнейший интерес ко Христу и таким образом получили бы шанс обрести веру. Увы, жители испугались, озлобились и попросили Христа уйти, потеряв, быть может, свой единственный шанс… Впрочем, сами исцеленные обрели новую жизнь.

Преследуют свои цели Бог и диавол и через сферу взаимоотношений между людьми. И этот вопрос всегда был в фокусе внимания учителей Церкви. Обучая нас верному пониманию поступков ближнего, святые отцы всегда подчеркивают их посреднический характер. Вот как говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Люди – слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает».

Человек, совершая что-либо, может действительно руководствоваться злым чувством и быть в этом случае орудием диавола. Но при этом и сам диавол является тоже лишь орудием в руках Промысла Божия, попускающего это нам для нашей пользы! И это важно понимать, чтобы в нас мало-помалу созревало христианское отношение к неприятелям и врагам.

Задумаемся: почему заповедь Христова о любви к врагам кажется абсурдной и несправедливой с позиций человеческой логики, а с точки зрения Истины – праведна? Думается, именно потому, что, поступая с нами несправедливо, а подчас и бесчеловечно, наш недруг все же вспомоществует, пусть и несознательно, Богу в деле нашего спасения. А потому он есть, по сути, наш благодетель! Поэтому никакого существенного зла ближний нам причинить не может. Существенное зло приходит к нам иным путем.

Поступая с нами несправедливо, наш недруг помогает, пусть и несознательно, Богу в деле нашего спасения

Святитель Игнатий в другом месте пишет о том, что настоящее зло человеку приносят не скорбные жизненные обстоятельства, а те внутренние колебания, которые при этом могут посещать душу. Происходят эти колебания нередко тогда, когда мы, не понимая истинного значения поступков ближнего, начинаем вскипать гневными и осуждающими чувствами против него. Вот это для нас по-настоящему и опасно! Но если мы усвоим мысль о том, что наш недруг – это наш благодетель, то с помощью Божией можем избежать этой опасности. Если только усвоим…

При этом остережемся сами быть подобными «благодетелями» для других! Важно понимать: совершая грех по отношению к ближнему, мы сами становимся орудием в руках демонов, и, хотя Господь обратит наше дело на благо потерпевшему, нам от этого не будет никакой пользы. Став орудием диавола, мы лишь приблизим свою погибель.

И последнее. Достоинство всякого поступка определяется целью. При этом его внешняя оболочка, то есть внешний образ действия, как фантик от конфеты, может быть очень обманчив, и нередко таким «фантиком» обманывается даже сам действующий. Поступая, как он думает, правильно и справедливо, он, тем не менее, может совершить зло. Происходит это в том случае, когда цель в реальности определена не благим побуждением, а действием в человеке страстей. Тогда уже белое становится черным, а черное – белым. И сегодня можно встретить это на каждом шагу. Такое действие производит в людях диавол, пытаясь научить их своей «науке». А посему дай нам Боже, чтобы наши цели и действия всегда совпадали лишь с Его целями в этом мире.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Потерять, чтобы приобрести Христа Потерять, чтобы приобрести Христа
Иером. Игнатий (Шестаков)
Потерять, чтобы приобрести Христа Потерять, чтобы приобрести Христа
Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Мы боимся Христа, потому что, чтобы стать Его учеником, нужно что-то потерять в этом мире. И диавол держит всех нас за один крючок – за наше тщеславие, за нашу гордость, за то, что мы боимся что-то потерять, чтобы приобрести Христа. (MP3 файл. Продолжительность 7:04 мин. Размер 6.5 Mb)
Слово о свиньях Слово о свиньях
Свящ. Сергий Бегиян
Слово о свиньях Слово о свиньях
Священник Сергий Бегиян
Гадаринцы отказались от присутствия Господа, скорбя о потере дорогих их сердцу свиней. Не так ли и мы предпочитаем наши сиюминутные земные интересы общению с Богом?
Новооткрытые тексты Новооткрытые тексты
Митр. Антоний Сурожский
Новооткрытые тексты Толкование Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого
Новооткрытые тексты
Митрополит Антоний Сурожский
После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого.
Комментарии
Вячеслав18 августа 2019, 22:49
поистине гениальная статья
Михаил 21 июля 2019, 18:30
Спасибо. Хорошая статья.
Анна20 июля 2019, 00:44
Замечательное обьяснение, а главное, в нужный момент. Как много стало понятно в данной жизненной ситуации. ... Отправила эту статью своим близким....Надеюсь на вразумление....Дорогие братики и сестрички, помолитесь о Марьяне (Македонское правосл.имя) и Антонине, дабы подал им Бог Благодать свою дабы вернулись в их семью любовь, мир и взаимопонимание....
Людмила19 июля 2019, 23:06
Спасибо батюшке за замечательную, укрепляющую, объясняющую и подающую надежду в сложных жизненных ситуациях статью: "...цели при этом у Бога и диавола разные. И кто достигнет своей цели, во многом зависит от самого человека, с которым все происходит..."
Татьяна19 июля 2019, 19:58
Спасибо за статью!
рБМарина19 июля 2019, 18:42
СПАСИ ГОСПОДИ О ДИМИТРИЙ ЗА НАСТАВЛЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ И ВАШИМ БЛИЗКИМ!!!
светлана19 июля 2019, 15:10
Благодарю,батюшка,как вовремя ваша статья!
Таня19 июля 2019, 07:10
Спасибо. Очень хорошая статья
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×