Параллельная реальность патриарха Варфоломея

Патриарх Варфоломей не видит никаких канонических проблем в двойной и даже тройной иерархии в Украине. Фото: СПЖ Патриарх Варфоломей не видит никаких канонических проблем в двойной и даже тройной иерархии в Украине. Фото: СПЖ     

Современная церковная ситуация в Украине, спровоцированная действиями Константинопольского патриарха Варфоломея, ставит всю полноту мирового Православия перед важным и судьбоносным выбором. Один вариант – принять точку зрения Константинополя и окончательно разрушить сложившуюся на фундаменте апостольского понимания Церкви систему канонического права. Второй – оставшись верным православной экклезиологии, не принимать односторонних действий Фанара.

Несмотря на то, что Константинополь позиционирует себя как хранителя апостольского предания и гаранта неприкосновенности подлинного православного богословия, его действия разрушают веками укоренившуюся модель существования Церкви Христовой и самый важный шаг в эту сторону – создание параллельной иерархии в Украине.

Единство Церкви Христовой как основополагающий принцип экклезиологии осуществлялось при помощи единства епископата. В одном городе – один епископ: это постановление I Вселенского Собора, зафиксированное в его 8-м каноне, неукоснительно соблюдали всегда, а существование параллельной иерархии считали признаком раскола.

Это связано с тем, что единство епископата неразрывно связано с единством Евхаристии, а следовательно, с верой во Единого Господа Иисуса Христа.

Единый законный канонический епископ являлся для поместной христианской общины предстоятелем Евхаристического собрания. С точки зрения Церкви, он не просто администратор, проповедник или управленец, он – совершитель таинств, тот, чьими устами вся община возносит Богу свои молитвы и посредством кого Бог отвечает на эти молитвы. И следовательно, присутствие двух предстоятелей, двух епископов, обладающих равными правами в одной общине, предполагает две Евхаристии, два Тела и две Чаши, что с неизбежностью приводит к признанию двух Церквей и двух «Христов». А это противоречит христианской вере, разрывает внутреннюю связь и разделяет общину.

Именно поэтому с апостольских времен до XXI века всегда и везде в Православии свято и незыблемо сохраняли принцип единства епископата.

Но в 2018 году Константинопольский патриарший престол, занимающий первое место в диптихе равных Поместных Православных Церквей, предпринял невиданное.

Он не только произвел ревизию исторических событий трехсотлетней давности. Не только в одностороннем порядке решил изменить границы территории канонической ответственности, что запрещено 2-м правилом II Вселенского и 8-м правилом III Вселенского Соборов. Не только отменил в одностороннем порядке результаты судебных деяний Собора епископов, правильность которых признавал сам. Не только рассмотрел апелляцию расколоучителей, не признававших для себя значимыми авторитет канонов, что запрещено 4-м правилом Антиохийского Собора. Не только принял в общение раскольников, находящихся в состоянии запрещения, что запрещено 16-м правилом святых апостолов. Не только признал все незаконные поставления и хиротонии, что противоречит 4-му правилу II Вселенского Собора. Не только принял под свой омофор чужих клириков без отпускной грамоты, что противоречит 17-му правилу VI Вселенского (Трульского) Собора. Не только признал епископскую хиротонию лиц, не имеющих апостольского преемства, что вообще немыслимо.

Он положил начало параллельной иерархии.

До 2018 года Константинополь, как и все Православные Церкви, признавал в Украине единственную каноническую Церковь – УПЦ во главе с Митрополитом Киевским Онуфрием, правильность и законность избрания которого засвидетельствовали «Мирные письма» всех Православных Предстоятелей, в том числе и Константинопольского патриарха.

И вот 15 декабря 1918 года под руководством тогдашнего Президента Украины и легатов Константинополя проходит так называемый «объединительный Собор», который на основе подковерных договоренностей, лжи и грязных манипуляций де-факто создает параллельную церковную структуру, параллельную иерархию.

И вот тут с точки зрения Константинополя начинается раздвоение личности, каноническая шизофрения: в Украине уже есть признаваемая каноническая структура с архиереями, клириками, монастырями, духовными школами и мирянами. Но в результате «Собора» тут же возникает новая структура.

Такое положение вещей полностью противоречит каноническому праву и экклезиологической мысли. Но это не смущает Константинополь, и его легаты совершают легализацию раскола, притом принимая всех раскольников «оптом» в сущем сане, не разбирая канонические аспекты их хиротоний. Более того, при имеющемся законном и общепризнанном Митрополите Киевском совершают «избрание» на киевскую кафедру Епифания Думенко.

Такое деяние полностью противоречит 16-му канону Двукратого (в храме святых апостолов) Собора, согласно которому невозможно избрание и поставление на кафедру епископа, пока жив и пребывает в своем достоинстве ее епископ.

На момент т.н. «объединительного Собора» и до сегодняшнего дня Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий является законным епископом столичной кафедры и Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Он не был осужден, смещен, запрещен в служении. Его каноническое достоинство безупречно и признано всей полнотой Православия. Следовательно, согласно канонам невозможно избрание иного Киевского Митрополита.

Однако Фанар идет на это, грубо нарушая каноны. И даже этого оказывается мало: в новосозданной структуре остается иерарх, все еще продолжающий носить титул «Киевский» – «патриарх» Филарет. То есть в едином граде оказываются не два, но три епископа, которых признает Константинополь.

И даже этого оказывается мало. На одном из первых заседаний «Синод» ПЦУ образовывает еще одну епархию для киевских приходов – Переяслав-Хмельницкую, отдавая под омофор бывшего митрополита Александра (Драбинко) часть приходов, находящихся в столице и ее окрестностях.

Такое творится не только в Киеве. Практически в каждом городе есть несколько «епископов» ПЦУ, носящих похожие или даже идентичные титулы, границы епархий которых накладываются друг на друга, а также епископ Украинской Православной Церкви, каноническое достоинство которого не оспаривает и признает вся полнота Православия. И фанариоты, называющие себя хранителями канонического предания, спокойно проглатывают это вопиющее антиканоническое положение вещей.

Анализируя причины подобных явлений, следует вспомнить, что подавляющее большинство активных деятелей ПЦУ прошли путь становления в расколе, следовательно, их экклезиологическое сознание расстроено. Для них Церковь из «Столпа и утверждения Истины» (1Тим. 3, 15), Невесты Агнца (Ефес 5, 25-27) и мистического Тела Христова (1Кор 12, 12-27) превращается в человеческий институт, мирскую организацию. А таких организаций, с точки зрения раскольнической иерархии, может быть сколько угодно, и они могут конкурировать между собой.

Отсюда и богословски бредовые высказывания о «вражде российской Церкви» и о каноничности «переходов» из одной церковной организации в другую.

Впервые подобные сентенции озвучил печально известный бывший архимандрит Виктор Бедь, оправдавший свой переход в УАПЦ тем, что он просто поменял юрисдикцию и больше не подсуден своей кириархальной Церкви. Для него это было равнозначно смене места работы.

Позднее такую еретическую модель отношения к Церкви подхватили официальные структуры ПЦУ, и ее «Синод» исключил из числа епископов некоторых иерархов, не производя канонического исследования их действий и не запрещая их в священнослужении.

Такой взгляд на Церковь получил наименование «бедевской» экклезиологии, и он продолжает активно развиваться в ПЦУ.

И Константинопольский престол, чтобы не уронить свое имя, вынужден спокойно взирать на бесчинства своего детища, мириться с «двойной» иерархией, все дальше и дальше загоняя себя в угол канонической дилеммы.

А выход из этой дилеммы очень простой – отзыв т.н. «Томоса» и возвращение на рельсы богоустановленного канонического устройства, что позволит внутри самого украинского Православия без влияния внешних сил и ангажированных политиков найти пути преодоления кризиса, спровоцированного неумелыми и неканоническими действиями патриарха Варфоломея.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Священство Элладской Церкви опубликовало обращение по «украинскому вопросу» Священство Элладской Церкви опубликовало обращение по «украинскому вопросу» Священство Элладской Церкви опубликовало обращение по «украинскому вопросу» Священство Элладской Церкви опубликовало обращение по «украинскому вопросу»
Духовенство Элладской Церкви опубликовало открытое письмо по «украинскому вопросу» с призывом к иерархам не признавать ПЦУ единолично, вопреки позиции других Церквей.
Прихожане захваченных храмов Украинской Православной Церкви встречают Зеленского в аэропорту в Ровно Прихожане захваченных храмов Украинской Православной Церкви встречают Зеленского в аэропорту в Ровно Прихожане захваченных храмов Украинской Православной Церкви встречают Зеленского в аэропорту в Ровно Прихожане захваченных храмов Украинской Православной Церкви встречают Зеленского в аэропорту в Ровно
Верующие надеются лично рассказать Президенту Украины, прибывающему сегодня в Ровно с рабочим визитом, о притеснении УПЦ в Ровенской области.
11 пострадавших в результате массовой драки и неудачный пикет в Ровенской области - СМИ о нарушении прав верующих УПЦ 11 пострадавших в результате массовой драки и неудачный пикет в Ровенской области - СМИ о нарушении прав верующих УПЦ 11 пострадавших в результате массовой драки и неудачный пикет в Ровенской области - СМИ о нарушении прав верующих УПЦ 11 пострадавших в результате массовой драки и неудачный пикет в Ровенской области - СМИ о нарушении прав верующих УПЦ
4 сентября 2019 года в результате массовой драки, которую сторонники «ПЦУ» спровоцировали в селе Малинск на Ровенщине, полиция открыла 12 уголовных дел.
Иерарх Элладской Православной Церкви: Мы признаем только одну каноническую Церковь в Украине — УПЦ Иерарх Элладской Православной Церкви: Мы признаем только одну каноническую Церковь в Украине — УПЦ Иерарх Элладской Православной Церкви: Мы признаем только одну каноническую Церковь в Украине — УПЦ Иерарх Элладской Православной Церкви: Мы признаем только одну каноническую Церковь в Украине — УПЦ
Митрополит Керкирский Нектарий подчеркнул, что признает в Украине только одну каноническую Православную Церковь, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Спикер УПЦ: Элладская Церковь не хочет брать ответственность за раскол Православия Спикер УПЦ: Элладская Церковь не хочет брать ответственность за раскол Православия Спикер УПЦ: Элладская Церковь не хочет брать ответственность за раскол Православия Спикер УПЦ: Элладская Церковь не хочет брать ответственность за раскол Православия
Элладская Православная Церковь не признала ПЦУ, а лишь констатировала право Константинопольского патриархата предоставлять автокефалию.
Элладская Православная Церковь в очередной раз не приняла решений о признании украинских раскольников Элладская Православная Церковь в очередной раз не приняла решений о признании украинских раскольников Элладская Православная Церковь в очередной раз не приняла решений о признании украинских раскольников Элладская Православная Церковь в очередной раз не приняла решений о признании украинских раскольников
Несмотря на заверения патриарха Варфоломея и руководителей «ПЦУ» о том, что Элладская Православная Церковь «вот-вот» уже признает новосозданную украинскую структуру во главе с «митрополитом Епифанием», очередной синод Церкви в Греции этого делать не стал.
Элладская Церковь рассмотрит «украинский вопрос» в октябре Элладская Церковь рассмотрит «украинский вопрос» в октябре Элладская Церковь рассмотрит «украинский вопрос» в октябре Элладская Церковь рассмотрит «украинский вопрос» в октябре, – СМИ
Синод Элладской Православной Церкви решил обсудить вопрос признания ПЦУ на Архиерейском соборе, в октябре 2019 года.
Открытое письмо Митрополиту Корейскому Амвросию Открытое письмо Митрополиту Корейскому Амвросию
Митрополит Сингапурский Сергий (Чашин)
Открытое письмо Митрополиту Корейскому Амвросию Открытое письмо Патриаршего Экзарха Юго-Восточной Азии Митрополиту Корейскому Амвросию (Константинопольский Патриархат)
Митрополит Сингапурский Сергий (Чашин)
Разве может Церковь Христова так дерзко нарушать каноны, делить на этносы и сеять вражду между народами?
Синод Элладской Церкви намерен рассмотреть вопрос признания «ПЦУ» Синод Элладской Церкви намерен рассмотреть вопрос признания «ПЦУ» Синод Элладской Церкви намерен рассмотреть вопрос признания «ПЦУ» Синод Элладской Церкви намерен рассмотреть вопрос признания «ПЦУ»
26 августа 2019 года в Афинах открылось заседание Священного Синода ЭПЦ. Предмет рассмотрения – признание или непризнание «ПЦУ».
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×