Наши дети,
или Вы правда в Бога верите?

Записки катехизатора

При длительном пребывании в церковной среде нередко возникает иллюзия, что все вокруг если и не вполне православные, то по крайней мере имеют представление о православной вере. Между тем люди церковные и нецерковные пребывают как бы в двух мирах, которые слабо связаны и редко пересекаются друг с другом. И это необходимо учитывать в разговоре со светскими людьми. То, что представляется элементарным и общеизвестным человеку церковному, для человека, далекого от Церкви, может быть совершенно белым пятном.

Люди церковные и нецерковные пребывают как бы в двух мирах, которые редко пересекаются друг с другом

Катехизаторам, как и священникам, время от времени приходится вести духовные беседы в школе. Теме школы хотелось бы уделить отдельное внимание. Во-первых, школа – это срез общества, а во-вторых, это срез общества, пожалуй, самого широкого охвата, поскольку практически все современные люди проходят через школу, и именно школа занимает продолжительный период жизни, в который по большей части и формируются основы нашего мировоззрения.

***

Как-то раз пригласила меня для беседы на духовную тему завуч одного технического колледжа. Как я понял, приглашение это состоялось в рамках реализации плана по духовно-воспитательной работе с учащимися. Как бы там ни было, катехизаторы обычно рады возможности побеседовать с любой аудиторией на церковные темы. Правда, сама инициатор выбрала довольно узкую, на мой взгляд, для подобной встречи тему, а именно: память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В этот колледж поступают подростки после 9 класса, поэтому собравшиеся студенты 1 и 2 курсов были ровесниками старшеклассников средней школы.

Когда я посмотрел в глаза пришедших (точнее – приведенных) на беседу юношей и девушек, в мою душу закралось сомнение в том, что рассказ о мученичестве юных дев-христианок – это именно то, что жаждет услышать моя аудитория. По этой причине я позволил себе некоторое отклонение от заявленной темы.

– Татьяна Михайловна просила меня побеседовать с вами о Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. Но боюсь, что эта тема вряд ли будет вам интересна, поскольку, чтобы говорить об этом, нужно знать хотя бы, кто были христианские мученики, почему они столь мужественно отдавали свои жизни за верность Христу. Ведь с точки зрения многих современных людей их поведение выглядит не геройством, а скорее безумием.

Судите сами. Вот тебе говорят: поклонись и брось кусочек ладана на огонь, горящий перед скульптурой императора или, к примеру, президента, – и ты будешь жить. Еще и почестями и богатством тебя осыплем. А если откажешься, то будешь казнен. Ладно, не хочешь кланяться, хотя бы брось ладан. Ну, хорошо, не хочешь бросать ладан, хотя бы сделай вид, что ты бросил его, и мы тебя отпустим, и живи как хочешь, молись, кому твоей душеньке угодно.

Но мученики Христовы не идут на компромисс в таких вопросах. Они выбирают смерть за Христа. Да что там «выбирают»! Они радуются этой смерти, как величайшей чести, как исполнению самых заветных своих желаний! Ну, не безумны ли они в глазах современного человека?

Но мученики Христовы выбирают смерть за Христа.Ну, не безумны ли они в глазах современного человека?

Но если мы попытаемся понять, почему они поступали именно так, а не иначе, то мы увидим, что это вовсе не безумие, а, если хотите, даже вполне рациональный расчет. Ведь мученики верили в Живого Бога, в бессмертие души, и поэтому рассматривали всю свою жизнь и все события земной жизни в перспективе вечности. Для них смерть за Христа – это переход к блаженной вечности в общении с Богом, а жизнь, приобретенная отказом от Христа, – это бессмысленное и прискорбное существование, начало вечной смерти.

…Я не призываю вас вдруг взять и поверить в Бога. Вера – это ведь не фокус какой-нибудь. «Давай-ка я буду верить в Бога! Все! Готово! Теперь я верующий!» Так не бывает. Но я предлагаю вам разобраться, что в нашей жизни главное, а что второстепенное, искать того, что не умрет со смертью тела. В противном случае наша жизнь, по слову поэта, останется «пустой и глупой шуткой», и все рассуждения о добре и зле превратятся в бессмысленные словесные упражнения.

…Ведь мы не животные. Нам дана способность мыслить, рассуждать, и если мы ее не используем или используем по пустякам, то кого нам винить? Как говорил старец Нектарий Оптинский: «Перестаньте думать, начните мыслить. Думать – это расплываться мыслью, не иметь целенаправленности. Отбросьте думание, займитесь мышлением».

Это, конечно, требует от нас усилий. Но ведь и цель стоит того, чтобы потрудиться. Для достижения земных целей люди часто обрекают себя на многие труды и лишения. Посмотрите на спортсменов, артистов балета, ученых и многих других людей, которые ради временных достижений превращают свою жизнь в почти непрестанные труды. Неужели возможность вечной жизни не стоит того, чтобы мы хотя бы уделили этому вопросу внимание?

В таком духе я говорил довольно продолжительное время, минут 30 или 40. Ребята слушали внимательно, не перебивали. В конце встречи Татьяна Михайловна спросила, нет ли вопросов. Отклика не последовало, если не считать одного паренька из задних рядов, который в нерешительности три раза поднимал руку, но сразу же опускал. В конце концов я не выдержал и попросил его задать свой вопрос.

– А вы правда в Бога верите? – спросил юноша.

Они не то что ничего не знают о Боге, но даже не понимают, как можно на эту тему говорить серьезно

Как я понял, в этом вопросе отразилось состояние большинства современного юношества. Они не то что ничего не знают о Боге, но даже не понимают, как можно на эту тему говорить серьезно. В их глазах верующий человек – это старая дремучая бабушка, которую смешно воспринимать всерьез. А уж чтобы взрослый человек, вроде бы разумно рассуждающий, верил в Бога, – это что-то странное, что-то здесь не так. То есть современная молодежь недалеко ушла от молодежи советской. Но у советских юношей и девушек место Бога занимали компартия, Маркс, Энгельс и Ленин, «светлое будущее» и т.п. А что на месте главных ценностей у современных парней и девчат? Карьерный рост, богатство, удовольствия?

А ведь эти ребята почти все крещеные. Кто-то и сам становится крестным. А мы все рассуждаем, нужны ли беседы перед Крещением!

***

Справедливости ради, нужно добавить, что в младших классах тема о Боге находит гораздо больший отклик. Время от времени одна преподавательница «Основ православной культуры» приглашает меня на встречу с детьми 4 класса. Первый раз я ее спросил:

– Какую тему подготовить для беседы?

Она ответила:

– Ничего не надо готовить, они сами вас будут спрашивать.

Никто из взрослых не говорит с молодежью на эти темы. Участие Бога в нашей жизни остается для нее неизвестным

Я засомневался, а зря. Дети просто засыпали меня вопросами, и после звонка еще долго толпились вокруг меня, спрашивая и ожидая ответа.

Но куда девается интерес к темам вечности в подростковом и юношеском возрасте, для меня остается загадкой. Как-то я спросил своего сына-старшеклассника:

– А вы говорите когда-нибудь с одноклассниками на религиозные темы?

– Нет, никогда, – ответил он.

Не думаю, что этот факт можно объяснить только переходным возрастом и гормонами. Здесь, на мой взгляд, важно и то, что никто из взрослых не говорит с молодежью на эти темы. Участие Бога в нашей жизни остается для нее не только неявным, но и просто неизвестным.

После другой беседы в том же колледже некоторые девушки и юноши, прощаясь со мной отдельно, благодарили за беседу. Значит, интерес есть, но говорить об этом не принято. Верующий человек в этой среде может легко подвергнуться насмешкам, а молодежь очень болезненно переносит унижение, особенно со стороны сверстников.

Впрочем, что говорить о студентах технического колледжа, когда некоторые семинаристы признавались мне, что знакомясь с кем-то, они никогда не говорят, что учатся в семинарии.

Андрей Горбачев

Книги Горбачева Андрея в интернет-магазине "Сретение"

29 ноября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Спокойствие, только спокойствие!», <br>или Главная проблема катехизации «Спокойствие, только спокойствие!»,
или Главная проблема катехизации

Андрей Горбачев
«Спокойствие, только спокойствие!», <br>или Главная проблема катехизации «Спокойствие, только спокойствие!»,
или Главная проблема катехизации

Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Батюшка с энтузиазмом обличал собравшихся – и в ответ люди стали выкрикивать: «Это насилие!», «Почему именно Православие?!» «Мои предки вообще были атеистами!»
Для чего мы крестим детей? Для чего мы крестим детей?
Андрей Горбачев
Для чего мы крестим детей? Для чего мы крестим детей?
Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Современный человек не любит богословия. Догмат в его представлении – это такая архаика, о которой сегодня странно и упоминать.
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Андрей Горбачев
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Катехизация современников – дело не только сверхтрудное, но порой и с удивительными поворотами. Вера и атеизм, большевизм и Православие, астрология и православные обряды… – вот тот хаос, с которым сталкиваешься. Поделюсь историями на эту тему.
Комментарии
Сергей 3 декабря 2019, 17:43
Уже в 70-80-е годы прошлого столетия М., Э., Л. не занимали умы молодёжи. Сам был молодым в то время. Зато ходило много анекдотов про этих классиков, было много лицемерия по поводу этой "веры", потому как ни зачёт сдать, ни диплом получить, ни карьеру построить(да, да, молодёжь в те времена ещё как! о карьере думала - не меньше нынешней). Уже в ту пору было воспитано страной, как минимум, два поколения циников и безверов, в т. ч. и в "светлые" идеалы коммунизма. Над этим откровенно потешались и и здевались. В кабинете истории портрет Ленина использовали как мишень для стрельбы из резиночек, после демонстрации 7 ноября трнспарант из колонны никто не хотел нести, бросили на землю,учительподнял
Татьяна 2 декабря 2019, 20:44
Я думаю,что в разговоре с молодежью было бы более полезным для нее концентрация внимания на сегодняшние вызовы христианским ценностям,а не лишь очередное пинание советского периода истории. Сегодняшние вызовы куда более опасные для подростков,но на этом в большой степени почему-то внимание молодежи не акцентируется. В советском периоде было как негативное (особенно в 20-30 годах),но было и положительное,в частности,отношения людей друг к другу, не было стяжательства, как самоцели в жизни и т.д. Но это почему-то не принято ставить в пример нынешнему поколению, зато о негативном не забываем говорить. Должна быть ОБЪЕКТИВНОСТЬ во всем, а не выборочно. Тогда и у молодежи больше доверия будет.
Светлана 2 декабря 2019, 17:55
Владимир Степанов, спасибо за комментарий. Похоже, что так оно и есть.
Татьяна В. 2 декабря 2019, 09:40
Пр-е Однажды святитель сел на осла задом наперед и проехал через весь Охрид При этом святитель был босым и с непокрытой головой Люди стали перешептываться, мол, сошел с ума человек Много читал, много думал, писал, и вот – спятил И на следующее воскресенье уже весь город был на литургии Ждали, что же еще «выкинет» Николай. А владыка служил обычно и после службы сказал: – Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть? Вам все некогда Уже неинтересно. Другое дело – поговорить о моде, или о политике, или о цивилизации Проповедь владыки произвела большое впечатление на паству, говорит житие Николая, но остановить общее отступление от веры она не смогла
Татьяна В. 2 декабря 2019, 09:35
К вопросу "надо заинтересовать " и "посмотреть на это чудо - поп на мопеде! И сразу же появилось уважение к нему". Все это старо как мир и нет ничего нового. Что дети, что взрослые - кто то слышит этот ЗОВ, кто то нет. Заинтересовать? Идти путем протестановв, дудя в дудки и балалайки в церквах? Жаль что опыт их многих так ничему и не научил. В статье "Как можно изменить сердца людей." Отличный пример дан из 19 !! века. "В годы служения святителя Николая Сербского в Охриде он был поражен и удручен безразличием местных людей к молитве и церковной службе. Люди стали эгоистичны и суетны. Ничто святое их не интересовало "СМ, ПРОДОЛЖЕНИЕ
Татьяна 2 декабря 2019, 06:57
Не соглашусь с теми, кто отрицает,что в советской идеологии не возводились в идолы ленин и иже с ним. В моей семье-я 1981 года-царил атеизм во всей полноте. В школе еще застала чтение сказок о дедушке ленине и т.д.-в моей детской голове его образ складывался как святой. Спасибо Пушкину-с его преложения молитвы Ефрема Сирина началась моя молитва и путь к Богу. И в строящийся храм я ребенком убегала в окно-родители противились.вот вам советское наследие. Божией милостью, родители мои обрели веру, но это было вопреки, а не органично и уж тем более не благодаря советским устоям. Безбожное общество не сможет быть моральным,оно существовало по инерции прежнего богопочитания.
Александр О. 2 декабря 2019, 01:11
Продолжение: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся." Незрелая личность этой правды не ищет. А ведь Господь через эти искренние искания и открывается человеку. И этот подросток, задавший вопрос "А вы правда в Бога верите?", тоже со временем может стать верующим человеком. Но когда расцветет его личность и, видимо теперь, через какие либо скорби. А вообще каждого человека Господь приводит к вере своим, уникальным путем. И это есть великая тайна Божья. Вот только жаль, что многие, даже прожив большую жизнь, так к вере и не приходят.
Александр О. 2 декабря 2019, 01:06
Непосредственно сам Господь зовет к себе многих, если не всех. И личная встреча с Богом происходит только у тех, кто откликнулся на его призыв. Я думаю что большая проблема в незрелости личности. Да, есть чистая, незамутненная детская восприимчивость и открытость к вере. Но переходный возраст ее уже потерял, зато приобрел рациональность и скептицизм мышления. Но все это в применении в незрелой личности. Если с детства в семье не привили ребенку веру, то тем более в 15 лет ей взятся будет неоткуда. Мир веры, православия для таких юношей и девушек будет в каком то отдельном мире, в параллельной вселенной, никак не пересекающейся с ними.
Алексей 1 декабря 2019, 23:26
Мы оказались неготовыми к религиозной свободе. Школьные курсы, связанные с православной культурой, вылились в малоквалифицированный рассказ об одном и том же год за годом. Оказалось, что по-настоящему говорить о Боге в школе просто некому, особенно в старших классах. Вообще, даже на своих детях замечаю отсутствие интереса к жизненным поискам в юношеском возрасте, Евангелие известно с детства, но Событием почему-то не становится. Может быть слишком много в школьной жизни стало соревновательного и наносного - попасть в определенный класс со специализацией, набрать побольше баллов на ЕГЭ и т.д. Задумываться о сути вещей некогда.
НН 1 декабря 2019, 14:17
Дмитрий:/Почему взрослые не говорят о Боге,даже верующие?/-Что Вы имеете ввиду?С кем гоорить?Со знакомыми православными? мы и так верим,что Он есть и Ему надо молиться и за всё благодарть.С незнакомыми православными?Они точно также верят.С незнакомыми людьми?Сейчас практич все слышали о Боге(Аллахе,Будде и др).По телевизору говорят и службы показывают.Как иеговисты всех прохожих хватать за рукав и приставать с вопросами?Результат предсказуем.Рассказ о Боге и вера в Него и Ему-это далеко не одно и тоже.Когда Он ходил по земле, проповедовал и исцелял людей-люди это видели и слышали, но верило Ему малое стадо.Так было,есть и будет.При любой власти."Делай что должно"-а там Господь Сам призовёт.
Наталия Ростова Продолжение 1 декабря 2019, 10:30
Тот же мой батюшка-друг рассказал, что со старшеклассниками лучше начинать беседу на тему, которую они предложат. Первый вопрос, который ему задали - почему курить плохо? " Это же моё личное, никому не мешаю ", далее - почему День влюблённых (14 февр.)не любит Церковь и почему нельзя гадать? "Ведь на Руси всегда гадали"... Беседа была очень продуктивная, а когда батюшка раздал визитки и сказал, что ему можно звонить в любое время и по разным вопросам, то сразу стал своим в доску. Сейчас уже эти дети повырастали и некоторые ходят в Храм и "своего" батюшку не забывают, навещают....Молодёжь, действительно, надо заинтересовать, а не относиться к этому, как к обязанности. Тогда и результат будет.
Наталия Ростова Продолжение 1 декабря 2019, 10:17
К чему я всё это...Мой сын единственный со своей группы в универе, с удовольствием беседует с преподом по философии на религиозные темы. Потому как когда-то, я ему подробно объяснила, что дешёвая иномарка - это ещё не признак благосостояния и даже в нашем большом городе есть очень бедные приходы, и как я сама лично видела, как в епархиальном магазине, многие батюшки переминались с ноги на ногу и тяжко вздыхали, выбирая, что купить, ладан подешевле или иконки ламинированные...А молодёжь наслушались некоторых недалёких взрослых, даже родителей и теперь категорично относятся к Церкви. Типа, попы жируют. Бог в их головах появится, только когда они шишек понабивают. Тогда и задумаются...
Татьяна 1 декабря 2019, 10:11
Спасибо за статью, вот только размышляла об этом, открыла сайт, и вот тебе. Ну ни Господь ли.. Люблю возвращаться к старцу П.Кавсокаливиту, который говорит, чтобы родители в первую очередь освящались сами. Когда в нас горит огонь, и говорить ничего не нужно..нам главное не критиковать подростков, а жалеть, любить их. Трудно порой, но по другому никак. А если любишь то и услышан будешь
Наталия Ростова 1 декабря 2019, 09:55
Один батюшка, с которым я дружна ещё со времён его учёбы в семинарии рассказал мне историю...Пригласили его как-то в школу к старшеклассникам. Приехал на машине ( дешёвая иномарка ), но именно этот факт школьники поставили ему СРАЗУ ЖЕ в упрёк. По их логике, если у священника есть иномарка, значит он богатей, а это никак не умещается в головах молодёжи. В следующий раз в школу батюшка приехал на скутере. Прям в рясе. По дороге его фотографировали удивлённые люди. Когда он подъехал к школе, то почувствовал себя прям медийной личностью, потому как вся школа высыпала во двор, посмотреть на это чудо - поп на мопеде! И сразу же появилось уважение к нему. И беседа получилась интересная.
Юлия 1 декабря 2019, 09:32
К вопросу о том, почему пропал "интерес к темам вечности в подростковом и юношеском возрасте"... Недавно столкнулась с точкой зрения, что к переходному возрасту у человека "заполняется" подсознание теми убеждениями, которые сформировались в семье, в кругу друзей и в младших классах. И подросток не воспринимает или начинает отторгать людей с их очередными учениями...
Антоний30 ноября 2019, 08:37
"Но у советских юношей и девушек место Бога занимал" Бог. Место Ленина - Ленин. Место Маркса - Маркс. Место партии - партия. С уважением, быв. советский юноша, тов. Антоний :-). А у нынешней молодежи - да, "карьерный рост, богатство, удовольствия". Беседуяя со своими дорогими студентами многажды убедился в том, что для большинства так и есть. Сделать карьеру, заработать, купить жилье (спасибо Советам за то, что при их власти квартиры были несравнимо доступнее). Остальное (семья и дети, например) - как получится. Почему так стало? Потому что едва пал "железный занавес", евросодомские идеи вседозволенности, потребительства и эгоизма проникли в умы молодежи и отравили их. Отсюда все беды.
Алексей Поляков30 ноября 2019, 07:38
Спасибо, Андрей Александрович! Буквально на днях, в проповедях, говорилось об этом.НИКТО не говорит с молодежью! НЕКОМУ! ! ! ! ! ( см.комент. )
Алексей Поляков29 ноября 2019, 22:51
Спасибо, Андрей Александрович! Буквально, на днях, в проповедях , говорилось об этом.НИКТО не говорит с молодежью! НЕКОМУ! !!! (см.комент.)
раба Божия тамара29 ноября 2019, 19:53
Около года назад один выпускник колледжа на мой впрос о церкви (он крещен и даже носит крестик) ответил:- мы, молодежь, сейчас в Бога не верим и в церковь не ходим (вроде как там - одни отсталые). На мои расспросы просто уклонился от разговора. Не первый раз читаю Записки катехизатора Андрея Горбачева и всё больше убеждаюсь - сейчас нужны мессионеры, а не катехизаторы. Ну а о "советском поколении" - да, жалко, но даже о. Андрей имеет смутное представление. Мы выискивали крохи информации, что бы самим понять, а сейчас церкви открыты, а молодежь ходит в спортзалы. Хорошо написано в коментарии == а.с. ==дополнять нечего, у каждого поколения - своя жизнь. Господи, будь милостив к нам, грешным!!
Олег29 ноября 2019, 17:15
Хорошая статья на вечную тему:как пробить стену.Если окунуться в историю нашей страны,то увидим юных палачей-комсомольцев из среды и крестьян и дворян,они что ли много поняли в христианстве? Говорить- толку мало, но нужно,что и должен делать каждый. P.S. Сам на своих детях убеждаюсь как эту стену трудно пробить,но сдвиги идут исключительно на личном примере меня отца,мать воспринимают иначе,разве пока маленькие.
Роман29 ноября 2019, 16:58
Конечно нужно говорить с детьми о Боге, и стараться быть для детей примером, но пока не произойдет их личная встреча с Богом никакие рассказы и действия не помогут. К сожалению, это не абстрактные речи, а пример из личной жизни и взаимоотношения со своими детьми. Будем молиться.
Сергей Петраков 29 ноября 2019, 16:04
Честно, откровенно и в точку. Я хоть и не семинарист, но тоже замечаю за собой некоторое стеснение и неловкость, когда со знакомыми и сослуживцами, далекими от веры, начинается разговор о Боге и Церкви. Как сказано:"Много верующих, но мало верных". Или как сказал один священник - много верующих в Бога, но мало ВЕРЯЩИХ Богу! Отсюда - наши страхи и неуверенность.
Иоанна_ 29 ноября 2019, 16:03
Детей надо а первую очередь ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ! Зажечь, найти какой-то неожиданный ход! Без этого самые правильные и умные слова пролетят мимо, увы. Человек скучный не должен быть катехизатором. По крайней мере, для детской аудитории такой однозначно НЕ подходит.......
Дмитрий29 ноября 2019, 13:04
На самом деле, всё ещё грустнее. У современной православной молодёжи формируется двоеверие: в Церкви он один, в миру другой. Причём и там, и там он вполне искренен, просто в Церкви с детства привычно, нравится внешняя, обрядовая сторона, а мировоззрение его основано на школьном материалистическом образовании и желании соответствовать окружающим. Но ведь человек, отказывающийся открыто исповедовать свою веру, - это предатель Христа. Правда, этого и многие более взрослые люди не хотят признавать.
Аркадий Андреевич29 ноября 2019, 13:03
...и именно школа занимает продолжительный период жизни, в который по большей части и формируются основы нашего мировоззрения... (искажённого мировоззрения). Ходить, пить, курить я научился одновременно. (Аркадий Райкин, интермедии).
Галина29 ноября 2019, 12:22
"Но у советских юношей и девушек место Бога занимали компартия, Маркс, Энгельс и Ленин, «светлое будущее» и т.п" Что за чушь? Перестаньте вы так примитивно воспринимать советский период! Может тогда многое станет на место не только в головах молодежи, а и у священноначалия. И в храмах людей прибавится.
Дмитрий29 ноября 2019, 11:47
Всё верно. Почему взрослые не говорят о Боге, даже верующие? А потому, что одни дяди вбили им в головы, что говорить о Боге должны только священники или только если ты святой. И продолжают это вбивать через сотни православных групп, тысячи священников и десятки тыщ якобы воцерковлённых людей, которые по сути забиты и самоуничижены донельзя. Современное православие это нередко введение себя в депрессию, это отсутствие живого диалога взрослых людей со священниками, это барьеры между людьми. А сколько тех, кто облечены властью в Церкви говорят, что не в статистике дело, не в цифрах... Если вы не понимаете, что происходит, не понимаете, что делать и живую Веру Христа губите сухостью и догм
Надежда29 ноября 2019, 11:29
Когда была совсем маленькой, были зачатки веры в Бога, а пошла в школу, и Его для меня не стало. Много предметов, советские родители, которые хотели видеть во мне материалистку, популярная культура с темами половых отношений и развлечений... От ребёнка требуется иметь интересы, чтобы вписываться в коллектив, и это не должна быть только учебе и ее предметы. Бог потихоньку вернулся после первого же личностного кризиса.
Елена Киев29 ноября 2019, 11:11
"Но у советских юношей и девушек место Бога занимали компартия, Маркс, Энгельс и Ленин" Это неправда! Место Бога занять невозможно! Просто мы говорили о пределе человеческих возможностей, о некой Силе, о невидимом мире и т.д. Но автор передергивает и вешает ярлыки. Фильмы Тарковского и книги Достоевского открыли путь к поиску смыла жизни, и он привел к Богу и Его Церкви. Сейчас читают намного меньше, к сожалению.
Евгений29 ноября 2019, 10:47
Атеисты просто верят в отсутствие Бога и создание этого мира как неведомо откуда взявшиеся краски упавшие на пол (который никто не создавал) создали прекрасную картину с космосом, планетами, деревьями, горами, морями и всей разнообразной живностью. Вопрос - Как это все может быть? Их убивает и парализует. Люди по-умнее называют себя агностиками.
Анна29 ноября 2019, 10:39
Именно так. Бог просто отсутствует в их жизни, его нет никак, никоим образом. Пустота. А думать, тем более мыслить - зачем? Мозг все время занят какой-то информацией извне. экраны, плееры, мессенджеры... некогда. Взрослые вокруг также. С чего задумываться-то?
Владимир Степанов29 ноября 2019, 10:20
Для детей вера, это вопрос о чуде, потому интересно, как и сказка на ночь. Подросток не говорит о Боге, потому как уже имеет возможность рассуждать. Он сталкивается с миром и пытается разобраться в нём, насыщенном интересами социума, но не спасения. Смысл говорить о спасении, если стоит вопрос самоиндификации - "кто я, что я, кто вокруг, и что я могу?" Чуда и смерти тут он не ждёт, всё опирается на свои силы, которые выискивает для жизни в мире.
а. с.29 ноября 2019, 10:08
"Но у советских юношей и девушек место Бога занимали компартия, Маркс, Энгельс и Ленин, «светлое будущее» и т.п." Ничего этого у советских юношей и девушек не было. Видимо, автор молод и советского времени не помнит. Надо приглядеться к людям немолодым в церкви и послушать их. Люди рождения 1950-х и далее в "светлое будущее" уже не верили. У них был интерес к церкви. Они по-своему оценивали церковных людей, но здесь не было пресыщения и презрения.
Евгений29 ноября 2019, 09:57
Мои комментарии модераторы этого сайта обычно не пропускают, как в американском посольстве - без объяснения причин. Но рискну ещё раз в надежде, что хоть автору они передают все отклики на его статью. Уважаемый Андрей, я не катехизатор, но детей тоже имею своих и общался с другими. Вопрос, заданный Вам, свидетельствует о том, что подросткам, в отличие от детей помладше, о которых Вы упомянули, нужны примеры, а не сказки. Вы побоялись прочесть житие Веры, Надежды и Любови и матери их Софии так, как оно есть, а начали с длинных предваряющих объяснений. Кому Вы объясняли? Себе! И ребята это почувствовали! Только факт реальный пробивает окаменение и застревает в памяти! Верите ли Вы сами в него?
Александр29 ноября 2019, 06:44
Хорошая статья.Спаси Бог.
Наталья29 ноября 2019, 06:18
Спасибо. У меня старшая дочь раньше ходила со мной в храм по праздникам , причащалась иногда, и укоряла меня, что я это делаю часто. В мае этого года она ездила а паломническую поездку в Иерусалим с прихожанами нашего храме. И вернулась совсем другая. Теперь она в храме каждый день, все свободное время, практически каждый свободный час она едет туда. Она очень изменилась. Она увидела и почувствовала что все это реальность, а не только в Евангелие написано.Мне кажется кроме поездки к этому подтолкнуло её отношение нашего настоятеля. Он у нас и добрый, и строгий, и с юмором. А младшая дочь 18 лет к сожалению никам не понимает нас. И никакие слова здесь мне не помогают. Да и я не могу
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×