Покаянная рефлексия

    

Удивительное дело! Нам все время не хватает времени, сил и денег на душеполезные дела, и с такой легкостью все это находится на всякую пустоту и ерунду. Нам тяжело лишних десять-пятнадцать минут помолиться о себе, о детях и друзьях, но зато мы далеко за полночь можем зависать в интернете, читая все подряд. Иной раз жалеешь рубля нищему или в церковную кружку, зато с легкостью можешь купить в магазине какую-нибудь бесполезную вещь, которая вскоре потом отправляется в мусорное ведро. Нам так бывает неловко сказать человеку слово на пользу души, зато вполне себе легко и свободно мы часами пустословим ни о чем.

Что же это такое творится с каждым из нас? Недавно слушал проповедь одного священнослужителя, и он с таким весельем говорил: мол, как нам, христианам, хорошо: просто исполняй заповеди Божии – и Бог тебя и на земле благословит, и Царство Небесное дарует! Какая красота! Какое счастье! Как все легко!

Нужно просто исполнить заповеди! Просто возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, и ближнего твоего возлюби просто, как самого себя.

О, если бы все было просто, то святых было бы гораздо больше, нежели мы их видим в святцах. Как будто кто-то из людей, ходящих в храм, не хочет исполнять заповеди Божии! Возможно, такие и есть, но, я уверен, их единицы. Практически каждый верующий христианин (независимо от конфессии) хочет поступать по воле Божией. Но между «хочу» и «делаю» лежит бездна.

Да, я хочу. И что я для этого делаю? Горько сознаться, но ничего. То есть что-то я делаю. Хожу в храм, исповедаюсь, причащаюсь, молюсь. Пытаюсь себя контролировать и одергивать, читаю духовную литературу. Внешне даже вполне похоже на исполнение этих самых заповедей. И наверное, кто-то, глядя на меня, даже обманывается, думая, что я праведник.

Увы! Этого всего недостаточно. Это то же самое, что сказать: вот, я хожу в поликлинику, ношу белый халат, пью таблетки и знаю, какая от чего помогает, смотрю передачу «Здоровье» – значит, я врач. Кто-то в поликлинике, увидев человека в белом халате, подумает: «Точно врач!» А я вовсе и не врач, просто халат надел и иду себе по коридору!

Так же и в духовной жизни. Я точно христианин или просто подрясник ношу? Или просто зашел свечку поставить и никак не могу выбрать, какая «сильнее»?

Я задаю себе этот вопрос снова и снова. Недавно с одним священником поспорил о занятости духовенства на приходах. И он мне все доказывал, что занятость священника – это организация воскресной школы, всевозможных околоцерковных мероприятий и акций и прочее. А я никак не мог сформулировать, что все это – та самая внешняя занятость, которая мало пересекается с исполнением заповедей. То есть как-то она пересекается – общественно, что ли. Но никак не лично.

А как тогда лично? Все эти мучительные размышления, наверное, просто постовая рефлексия.

Рефлексия, пожалуй, еще один признак поста. Я задумался о себе – значит, я пощусь. Красиво. Только беспокоит один маленький нюанс: «Порождения ехиднины!.. Сотворите же достойный плод покаяния!» (Мф. 3: 7–8). Тут полагается воздохнуть. Ибо у нас не плоды, а одна только рефлексия.

Наверное, все это беспокоит не только меня. Ибо если уже даже и не беспокоит, то, скорее всего, осталось недолго находиться в лоне Церкви.

Итак, братья и сестры, главный вопрос такой: легко ли и просто жить по-христиански? Ответ: нет. Это крайне тяжело. Спаситель называет такую жизнь «узким путем» (см.: Мф. 7: 14), апостол говорит своим последователям, что они «не до крови еще сражались против греха» (Евр. 12: 4), имея в виду крайнюю напряженность жизни истинного христианина.

И если в обычные дни сатана легко нас обманывает и погружает нас в суетное забвение, помрачение из-за всяческих забот и хлопот, когда голос совести становится не слышным из-за постоянного бега, то в пост ему это сделать уже не так просто. В пост вся Церковь соборно молится и рефлексирует, и по невидимым и неизвестным каналам эта рефлексия передается каждому ее члену. Как говорит апостол Павел: «Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26). В каком-то смысле эта рефлексия и есть постовое страдание о своих грехах.

Это страдание о своем несовершенстве, часто невидимом другим людям, и заставляет нас искать внутренние, а не внешние пути деятельного христианства. И тут уже нужна не просто молитва, а покаянный вопль, не просто воздержание от некоторых видов пищи, а полное держание себя в узде: от развлечения, осуждения, пустословия и бесконечных помыслов. Не просто исповедь в грехах, а ненависть к своим грехам, простирающаяся до самоуничтожения, потому что когда не можешь вычистить негодный сосуд, то в ярости разбиваешь его.

Спаситель говорит нам: «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» (Мк. 7: 21). Человек крадет, когда хочет украсть. Хвалит себя словесно, когда внутренне доволен собой. Тщеславится, когда преисполнен гордости.

Благие помыслы, как и злые, также исходят из сердца. Следовательно, и заповеди Божии касаются в первую очередь нашего внутреннего человека. Из одних заповедей ясно видно, что они «для внутреннего употребления», например чистота сердца. Из других – не совсем: например «блаженны плачущие» или «блаженны изгнанные за Христа». Тем не менее и плач о грехах начинается с сокрушения сердечного, и «изгнание» возникает с «инаковости жития», когда человека ничто не может удовлетворить, кроме Бога.

Поэтому и работа у христианина всегда совершается (должна совершаться) более внутренняя, невидимая. Это и вводит нас в соблазн. Мы тщательно подменяем внутреннюю работу внешней, и в результате остаемся окраденными диаволом. По одной только наружности мы подобны христианам, не являемся ими, но только в потенции можем ими стать, а можем и не стать.

Это легко понять из простого примера. Возьмем товары в магазине. Вот посмотрите: шкаф в мебельном магазине – он ведь не совсем шкаф. В нем ничего не хранится, не складируется. Или нож в хозяйственном магазине. Разве можно нож называть «ножом», если им ничего не нарезается? Он имеет только подобие «ножа», его можно назвать «ножом в потенции», но не более того. Любой предмет в магазине не исполняет своего функционального назначения, он только ожидает своего использования. Поэтому с философской точки зрения существование ножа или шкафа в магазине – бессмысленно. И если неосторожные носильщики уронят шкаф при переноске – он развалится, так и не став «шкафом» в полноте. Вместо запланированного срока службы для человечества он принесет только убытки своим бессмысленным существованием. Какое-то дерево ради него зря спилили, кто-то зря делал для него доски и фурнитуру, он зря занимал место в грузовике при перевозке.

Обессмысливается существование христианина, когда он живет только «внешним христианством»

Точно так же обессмысливается существование христианина, когда он живет только «внешним христианством». Он создает только видимость верующего человека, только подобие – пустое и бессмысленное. Воцерковленный человек, не работающий над своей внутренней жизнью, – христианин только в потенции, он еще только ожидает духовного возрождения. И если его существование по какой-то причине оборвется до этого, он принесет Церкви только убытки – своим ужасным примером фарисейства в христианстве.

В пост эта бессмысленность внешнецерковного бытия начинает угнетать любого чуткого человека. Весь пост мы ощущаем себя входящими в лесную чащу: с каждым шагом заросли все гуще, дышать все тяжелее и все больше опасностей от диких зверей подстерегает повсюду. В начале поста мы еще бодры и полны иллюзий относительно собственных способностей и возможностей, но уже ближе к середине приходит осознание собственного полного духовного ничтожества.

И этот разрыв между идеальным и реальным преодолевается только в подвиге молитвы. Поэтому следует дополнить слова Иоанна Крестителя, процитированные выше: «И не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9). Это касается и нас, успокоенных своей принадлежностью к Православной Церкви, в которой мы стоим, как шкафы в магазине. А если кто не хочет просыпаться, пусть прочтет и следующую строчку этого фрагмента (Мф. 3: 10): «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Священник Сергий Бегиян

13 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна G16 мая 2020, 05:55
Какие противоречивые отклики, так редко бывает. Я бы спросила автора: не кажется ли ему, что очень много у нас внешней деятельности взамен внутренней? Причём вся внешняя - обязательная: работа, дом, семья, церковь, правила молитвенные…особенно подготовка к причастию - очень тяжело для меня. А в сутках 24 часа. А возраст и болезни, немощь от слова "не могу". А ощущение в итоге - как белка в колесе. Уж какая тут внутренняя жизнь. Может, поэтому и самоизоляция нам дана с просьбой не посещать храмы? Чтобы остановиться. А на то, чтобы остановиться, нужен не час и не день. Нужно несколько недель, месяцы. Уж так мы разогнались.
Константин20 декабря 2019, 10:46
Рефлексия, по-моему свойственна всем православным. И не только в пост. Или я ошибаюсь? На меня лично от статьи веет вообще какой-то безысходностью, унынием.
НН18 декабря 2019, 20:17
Андрей17 декабря 2019, 08:15, Подвигов с нас никто не требует. Выполняй хотя бы минимум, и да, делай по своим силам. А решиться быть христианами и жить по-христиански мы можем только сами, нужна наша решимость. Господь услышит и духовника пошлёт, ведь Он нас избирает, а не мы Его. Наставления и молитвы духовника - только в помощь нам, духовно трудиться за нас никто не может. Только сами! И без подвигов. Но и помнить, что "Невольник - не богомольник". Как раз у о.Валерия Духанина в статье и об этом тоже.
Галина Б.17 декабря 2019, 15:27
Уж хотя бы в обрядах навыкнуть, а там глядишь, и благодать Господня коснется нас немощных и бестолковых за труды внешние, за карабкание на эту немыслимо высокую гору - "внутреннюю работу". Господь-то все видит, всякое "движение нашего сердца" (еще и помыслить не успеем).
Андрей17 декабря 2019, 08:15
Снова пишу. Не могу не написать. Прочитав статью,- многие пишут , что можно САМИМ..., и т.д. Отчасти,- тут и статья...Прошу Вас,- не ходите в "лес", да ещё где "болота", "звери"..., сами, без проводника. Не Вы первые. Пожалуйста. Смиритесь. Без опытного проводника,- погибнете... Пусть он даже не очень опытный. Но молитесь, и Господь по Вашей вере в него ( духовника),по Вашей молитве, через него (духовника),- даст Вам полезное...Ведь это не я выдумал. Почитайте Святых Отцов...
евгений17 декабря 2019, 07:09
аминь
Галина И.16 декабря 2019, 19:05
"Добро, которое принадлежит Богу, благость, которая присуща природе Божества, есть ценность, достижимая для человека. И Господь говорит, что необходимо, чтобы достичь этой высоты... Он перечисляет общеизвестные заповеди...,... путь, который тебе предлагается Словом Божиим. В этом и заключается сила Божественного откровения: Господь не только представляет нам идеал, достигнув которого мы обеспечим себе жизнь вечную, но также указывает путь к достижению этой благости, этого добра, а значит, полноты жизни. Ничего выдумывать не надо, и, скажу дерзновенно, и слушать никого больше не надо. Все сказано Самим Богом для того, чтобы мы могли обрести счастье, радость, полноту жизни" (Патриарх Кирилл).
НН16 декабря 2019, 16:37
Светлана:/Это и есть начало покаяния (если не заниматься самооправданием, конечно). Нельзя на 10 этаж подняться, не ступив на первую ступеньку. Мне думается так./- Согласна. Но мы только и делаем, что занимаемся самооправданием! Некому молитве научить, не с кого пример брать... Приехали, называется. Есть у нас пример, на все времена- это Господь наш Иисус Христос! Нам Его мало, да? Сократили службу в храме по чьей-то немощи- дочитай дома. Возьми Молитвослов- и начинай молиться, читай, что там написано. Кому помочь- всегда найдётся, простить- тоже, не обижаться-тем более. У нас нет РЕШИМОСТИ быть христианами и жить по-христиански. САМИМ. Всё остальное- отмазка, по себе хорошо знаю. Простите!
Светлана15 декабря 2019, 17:14
Да, название статьи очень хорошее. Но сама она очень странная. Я просто хотела спросить - а где мы видим "внешних" христиан-то? Кто соблюдает хоть что-нибудь? Где нам до внутреннего делания, когда даже до внешнего не доросли: ни постов, ни молитвы толком нет, на службу ходить ленимся, которую в храмах и так уже жутко сокращают. Не надо иллюзий по этому поводу. Если начать пробовать становиться хотя бы "внешними" христианами, то сразу увидишь свои немощи. Это и есть начало покаяния (если не заниматься самооправданием, конечно). Нельзя на 10 этаж подняться, не ступив на первую ступеньку. Мне думается так.
Андрей15 декабря 2019, 02:23
Вера без дел мертва. Подвиг молитвы без благословения и опытного руководителя,- все знают, везде написано, что ждёт такого человека: "хорошо",- прелесть ( может братья во Христе во время распознают, да вымолят ), а хуже,- гибель. Так что призыв к молитве... Конечно, напомнить о "внешнем" не плохо. Но,- вера без дел,-мертва. Смотреть за собой, что происходит в душе, когда живёшь, что-то делаешь,-надо. Но это, конечно, не для новоначальных. И, конечно, с руководителем, который опытный, и которому доверяешь. Что касается Воскресной школы,так для священника, мне кажется, если он это для детей и взрослых не организует ( или ,хотя бы, не обсудит с паствой, нужна она или нет),- будет просто странно
Вячеслав 14 декабря 2019, 20:22
Мне кажется, что статья о плаче духовном. Просто у автора появились эти слёзы духовные от осознания бессилия перед грехом. По евангельской заповеди блаженства "блаженны плачущие, ибо они утешатся",слезы доставят утешение плачущим,доставит утешение сам Бог, и тогда человек, вкусивший этой благости, увидит в себе разницу между прежним состоянием и радостью утешения.Когда он это увидит,ревность в борьбе с грехом приобретет совсем другой уровень Вот тут-то и начнётся то самое исцеление души,рождение истинного христианина, о котором все пишут и говорят, и которых не видно в повседневной жизни, потому что мало таких плачущих искренне. Всё думаем, что мы достойны спасения, о чем там плакать...
Ирина Ш.14 декабря 2019, 18:56
Да,очень жаль,что выше 10 баллов оценить нельзя. Огромная благодарность отцу Сергию.
Владимир14 декабря 2019, 15:51
У нас, православных, почему-то принято постоянно себя и ближнего бичевать и бичевать, как унтер-офицерская вдова. С этим же явлением переплетается наше недовольство и агрессия. Совсем рядом - грусть и уныние. Не надо человека заганять в тупик и всё время показывать ему одни недостатки и просчёты. Гнобить его и тыкать пальцем, какой он ленивый, бестолковый и ни к чему не годный. И всё дальше заганять его во тьму. Всё как раз наоборот. Господь вёл своих учеников к свету, показывал на своем примере проявление любви и терпения. Надо неустанно просить в молитве у Гсопода просветить наше сердце Божественной благодатью и Любовью. Путь святых именно такой.
Екатерина 14 декабря 2019, 13:29
По настоящему!! Статья написана с искренней болью и ужасом от осознания того, что жизнь! Проходит, а мы внутренне замерли и не меняемся. Наверное, кого не посещало это осознание по разным причинам, тому этой боли и ужаса не понять, потому люди и пишут, что им не понятно, о чём)) Это как не все испытывали грань выхода от наркоза, когда ты одной ногой ещё здесь, а может там двумя...и страшно, что Не Готов!!! Не ожил в Жизнь Вечную...
Татьяна14 декабря 2019, 10:41
Отче, те же мысли...но может быть, это и есть путь к осознанию нищеты духовной? Без иллюзий
Сергей13 декабря 2019, 23:36
Жаль, что многие не поняли о. Сергия. Поясню. Нельзя спастись соблюдением обрядов. А этим страдает большинство христиан. Мы приносим Богу внешнее, но не внутреннее. Мы помолились, попостились и.... Господи, оставь нас в покое! Дай нам жить своей жизнью. Наше внутреннее не жаждет Бога. Более того , Он, нам немного мешает жить своей жизнью. Мы приносим Ему дань, как Хану, чтобы он нас не уничтожил. Но ....Ему этого не надо! Он хочет осознанной любви и привязанности. Как мы, влюбляясь в человека хотим быть с ним всегда. Жестоко? Но это правда. Если нет этого чувства, то нам не нужен Бог.
Владимир13 декабря 2019, 22:03
Жаль, что оценки только до 10, я бы поставил больше.
Валерий13 декабря 2019, 19:54
Дорогой батюшка! Позвольте с Вами не согласиться. Магазинные шкафы еще можно наполнить полезным содержанием. А вот книжные шкафы, уже заставленные «правильными» книгами, очень сложно убедить в том, что эти книги нужно не просто читать, а использовать их в качестве навигатора по жизни. Они в ответ часто говорят ( или думают): «Что хочет сказать это суеслов (Деян. 16.17)» или «Какие странные слова, кто это может слушать?»(Иоанн. 5.60). «Не знаем, что говорит.» (Иоанн. 16.19). Потому, что уже во всем разобрались и успокоились: Иисусову молитву читать мирянам нельзя - впадешь в прелесть; Самостоятельно читать Евангелие нельзя - впадешь в ересь; Ходишь в храм, читаешь правила - и слава Богу.
Ольга 13 декабря 2019, 17:28
А я прочла и все поняла. Очень просто сказано тут все. Очень доходчиво. Просто видимо каждому читателю своё. Я уже на сайте отобрала некоторых авторов, чьи статьи мне ближе по духу.
НН13 декабря 2019, 15:49
Да что непонятно-то?! "Молись и кайся" - всегда, а в пост - с особым усердием. Легко сказать: Исполняйте заповеди, выполнять - трудно. Легко сказать: Молись и кайся - очень трудно исполнять. Молиться - самая трудная работа, но её надо делать! А ещё - всех любить, всем прощать, всем помогать, себя всегда ставить ниже всех, на последнее место... Ах, как легко я это написала, теперь только и осталось - выполнять! Спасибо, батюшка, очень хорошая, отрезвляющая проповедь. И тот священник прав: нам хотя бы не надо ИСКАТЬ и ДУМАТЬ, что делать - ПРОСТО выполняй то, что Господь завещал, не мудрствуй и не ищи "отмазки", а выполняй! "Не позволяй душе лениться!.. Душа обязана трудиться и день и ночь..."
Дмитрий 13 декабря 2019, 15:08
Очень хорошая и полезная статья. Все именно так.
Елена13 декабря 2019, 14:53
Статья не понравилась. Вроде бы все понятно, но в целм, действительно, статья ни о чем. А вот другая статья этого же автора "Океан любви" очень тронула. Люблю Великий пост и скучаю по нему.
Вета13 декабря 2019, 14:48
Статья, подхлёстывающая тех, кого надо. Кому-то сейчас нужен утешительный пряник, а кому и хворостинка. Похоже, я шкаф магазинный. Ваши аллегории кое-что прояснили. Замечу только, что со словом "убытки" уже получился перебор - всё же это термин из сферы человеческой бухгалтерии и, скорее, духов злобы, а не света.
Анна13 декабря 2019, 13:06
Где просто, там ангелов со сто. А где мудрено, там ни одного.
Лидия В. 13 декабря 2019, 13:03
Честно признаться, тоже мало что поняла. Первые два абзаца - очень в точку. А дальше - ничего не поняла, простите.
Мария 13 декабря 2019, 12:57
Это самая понятная и вдохновляющая проповедь за последние года на этом сайте!
Владимир13 декабря 2019, 11:52
Статья хорошая не хорошая не знаю как правильно ответить, но "модная", таких статей "модных" появляется все больше и больше. Господь знает наше бессилие. Неспособные, слабые, да, нас таких много, кроме Вас Батюшка! Но милосердие не гнушается нами. В нем есть нам место, оно нас терпит! За все Слава Богу!
Николай13 декабря 2019, 10:29
Спасибо о. Сергий! Полностью согласен. Иные выдержки текста перекликаются с собственными мыслями. Отвечая на вопрос "что делать',скажу. Мы со своей знакомой прихожанкой (сестрой во Христе) пришли к решению о создании Общины при храме. Настоятель храма поддерживает. Нашли в инете проект программы Церковной общины. С Божией помощью процесс пошел... Р.S.: в 2012 году наш Патриарх предложил, а в 2014 году циркулярными письмами по Епархиям рекомендовал создавать Общины при храмах. В принципе, Общины Православные могут создаваться и вне храма. Тогда встаёт вопрос о духовном руководстве.
Евгения13 декабря 2019, 10:26
Простите, но статья резонерская.
Александр13 декабря 2019, 10:14
Я православный христианин, делаю по мере сил, о чем батюшка и написал. У меня море скачков, сомнений, угрызений совести. Но я не понял о чем священник хотел сказать. Об осмысления процессов рефлексии? О том как сложно быть христианином? А кто этого не знает? Чем ближе к Богу, тем ты грязней ощущаешь себя в разы. Статья рассказывает какие мы, нам это известно. Мы ещё хуже на самом деле. Помните выражение, Ты должен ощущать себя последним грешником, даже если мертвых воскрешал! Статья замудренная. Мирянам надо объяснять на другом языке, а не использовать приемы из психологии с определениями рефлексия, как больным. Наши болезни другими определениями описываются. В статье только вопросы.
Евген13 декабря 2019, 09:18
Это хорошо что кто-то в чащу входит. А кто-то вообще на опушке. Так , то забежит, то выбежит из рощи; и вроде как в чашу ходил.
Елизавета13 декабря 2019, 09:17
Спасибо за статью. Все про меня. Малохольная я христианка какая-то. Как справиться с духовной вялостью, не знаю (
Наталия13 декабря 2019, 08:06
Так что конкретно делать-то? И почему именно в пост? Вне поста не надо? И что значит "подвиг" молитвы - это как? Я вот не умею молиться, учиться не у кого. И что делать? Что значит "подвиг" молитвы - уйти от мира и насильно заставлять себя молиться большую часть времени?
lyudmila13 декабря 2019, 06:26
дорогой отче очень трудно читать от слез согласна с каждым словом а что делать то? все время прошу Господи дай мне сил помоги измени меня очисти мои мысли дай мне слезы и память смертную и умиление
Ольга13 декабря 2019, 02:13
Статья написана хорошо, читается с легкостью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×