Наставления старца Ефрема Аризонского

Восьмого декабря отошёл ко Господу старец Ефрем Аризонский (в миру Иоаннис Мораитис; 1928–2019), духовное чадо преподобного Иосифа Исихаста. Сегодня, на 9-й день по кончине старца, почтим его память, вспомнив его наставления.

Старец Ефрем Аризонский (Мораитис) Старец Ефрем Аризонский (Мораитис)

«Необходимо подчинить свою жизнь определённому чину»

«Чтобы обрести спасение, необходимо подчинить свою жизнь определённому чину. Ведь где порядок – там мир, а где мир – там и Бог; но где беспорядок – там путаница, а где путаница – там диавол».

«Для того чтобы в жизни был порядок, необходимо следовать наставлениям духовного отца».

«Так же как врач обследует больного, ставит диагноз и на основании этого диагноза назначает лечение, как и больной, чтобы получить исцеление, должен аккуратно принимать все лекарства и в точности выполнять рекомендации врача, и как самое малое отклонение от схемы лечения ставит под угрозу всё выздоровление, – так и, когда духовный врач назначает духовную терапию, верующий обязан следовать его советам и исполнять данные ему правила».

Старец Ефрем перечислял эти правила: «Молитва, земные поклоны, чтение Нового Завета и всего Священного Писания (Новый Завет – это новая Благодать Христова, вся Благодать Святой Троицы, а Ветхий – тень Её). Затем – это пост и внимание к помыслам».

Как правильно организовать свой день

Старец давал практические советы по организации своего дня:

«Сон – это образ смерти. Мы спим и не знаем, где в это время находимся, не ощущаем времени, и вновь восстаем, возвращаемся к осознанной жизни. Поблагодарив Бога от всего сердца за то, что Он удостоил нас вновь увидеть дневной свет, станем просить Его об оставлении наших грехов».

«Благодатью Божией мы поднимаемся утром, кто раньше, кто позже. Первое, что нам надлежит сделать, по нашему христианскому долгу и обязанности, по душевной необходимости, ради спасения – это встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться».

«Проснувшись и припав ко благости Христовой, нужно, во-первых, поблагодарить Его за благополучно прошедшую ночь».

«Помолимся с утра, сделаем поклоны (сколько определил духовник), а если позволяет здоровье, то прибавим к ним и ещё. Что такое поклон? Это поклонение Богу».

«Даже один дополнительный поклон – это уже труд подвижничества, за который будет своё воздаяние от Бога. Те немногие поклоны, что мы творим, копятся потихоньку у Бога на Небе, и когда мы отправимся в Горняя, обретём их там в большом количестве. И это поможет нам дать добрый ответ в страшный час Суда».

«Пусть жёны молятся за мужей своих и за детей, а мужья – за жён и детей, дети же – за родителей. Так, взаимно помогая друг другу молитвами, мы будем идти к духовному возрастанию».

Где бы мы ни оказались, не будем оставлять памятования о Боге

«Итак, мы молимся утром, потому что молитва подаёт нам свет, и свет этот светит в течение всего дня, а дальше мы отправляемся каждый по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в путешествие. Но и потом нужно нам не оставлять памяти Божией, ведь за утренней молитвой мы получаем от Бога благодать, силу, благословение; одесную нас становится ангел, и мы принимаемся за работу. И где бы мы ни оказались, не будем оставлять памятования о Боге».

«Что значит памятование о Боге? Это молитва: ‟Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!” С памятованием о прощении, о котором мы просим всякий раз, когда воспоминаем о Боге, Господь удостоит нас спокойно вернуться домой».

«И вечером, перед сном, вновь будем преклонять колена и приносить наши молитвы Богу. А среди дня или вечером откроем Новый Завет и прочитаем оттуда хотя бы одну главу».

«На работе будем внимательны»

«На работе будем внимательны: рядом работает много людей, и говорят всякое. Говорят слова подчас очень скверные, так как пребывают в страстном состоянии и ни о чём не помышляют, только о временном, суетном, о земных наслаждениях. Если молящийся человек внимателен, то не последует им; он жалеет таких людей и молится, чтобы Бог просветил их, чтобы они освободились от такого удушливого духовного состояния, вышли на чистый и вольный воздух».

«Жизнь любого человека – книга»

«Жизнь любого человека – книга, а каждый день жизни – одна её страница. У каждой книги есть конец, конец есть и у человеческой жизни. На страницах этой книги есть и плохое, и хорошее, записаны и светлые, и тёмные дела человека. А когда окончится жизнь, тогда откроется пред Богом эта книга, и на основании того, что в ней написано, человек даст ответ».

«Усердие ко спасению»

«Нам обязательно нужно усердие ко спасению: нельзя нерадеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра. Мы не имеем власти даже над самой малой секундой времени. Все неустойчиво, непостоянно: наша жизнь, жизнь наших родителей, детей, родственников, здоровье, финансы – всё, что у нас есть, это всё ненадёжно, и всего в любой момент можно лишиться».

Нельзя нерадеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра

«Нерадение наводит то, что усердие на время отодвинуло от нас. Один из подвижников говорит, что молитвы, чётки, поклоны, посты нужны не Богу, а нам, так как, если всего этого нет, то в душу входит зло».

«Кто избегает травм? Тот, кто бодрствует, трезвится, кто внимателен, кто следит за собой и за дорогой, потому он реже падает. Кто получает травмы? Тот, кто невнимателен в пути, и потому легко падает. И часто причиной этого является нерадение. Нерадение при исполнении нами своих обязанностей ведёт к опасным последствиям».

«Что означает осуждение?»

«Что означает осуждение? Осуждение означает, что мы считаем себя безгрешными».

«Согрешил человек? Не суди его; лучше сказать: не осуждай. Плачь о его падении; отнесись к нему, как к своему собственному падению».

«Когда я анализирую дела человека не с намерением его осудить или унизить, не по гордости, но с любовью – например, говорю, что человеку было бы полезней того-то и того-то не делать, говорю с состраданием и молясь за него, – тогда это не осуждение. Но, если называю его эгоистом и унижаю в глазах других людей – то это грех осуждения».

Геронда с сестрами Геронда с сестрами

«Несмотря на то, что все мы уязвлены, все покрыты ранами и поражены грехами, но всё равно осуждаем других. В больнице все люди болеют, но ведь ни один больной не осуждает другого. Никто не пеняет соседу: ‟Ты – больной!” – потому что человек видит, что он и сам болен. А мы, хотя все больны душой, – уязвляем друг друга. Это всё равно что у кого-то болел бы глаз, а он стал бы осуждать того, у кого болят лёгкие».

«Сколько людей, которых мы считаем ничтожными, грешниками, в один прекрасный день могут вдруг оказаться в Царствии Божием, а мы, занимающие место судей и выносящие приговоры, можем сами подвергнуться осуждению и низвергнуться в ад!»

«Грех есть огонь. Вода же, которой погашается этот огонь, есть покаяние. Если случится пожар в соседнем доме, разве ты не побежишь, чтобы помочь потушить его? Если будешь сидеть и безразлично смотреть, то пламя перекинется и на твой дом. Подобным образом ты не можешь оставаться равнодушным, когда ближний твой опаляется огнём греха. Пролей и ты слёзы, дабы пламя погасло. Если же пребудешь равнодушным, то будешь иметь осуждение, и на тебе будет грех».

«Нужно очень внимательно следить за своими словами»

«Вообще нужно следить за своим языком: когда и что говорить, – ведь мы люди малодуховные и потому постоянно ошибаемся. Говорят, что лучше упасть на острые камни, чем пострадать от острого языка. И впрямь: лучше упасть на камни, разбить себе голову или сломать ноги; и ноги, и голова – это телесные члены и могут быть вылечены. Но язык! Через язык совершаются страшные вещи: одним-единственным словом можно довести человека даже до самоубийства! Осуждая и унижая человека, можно довести его до отчаяния, а можно одним словом и подвигнуть на путь греха. А потом мы оправдываемся: ‟Я ведь просто сказал”. Посмотрите-ка, каковы последствия!»

Геронда с братией Геронда с братией

Через язык совершаются страшные вещи: одним словом можно довести человека до самоубийства

«Как-то в монастырь Симонопетра приехал один бесноватый. После всенощной он вместе с братией вышел из храма на балкон. Диавол, желая искусить одного монаха, доброго подвижника, проводившего строгую жизнь в Катунаках, сделал следующее. Этот бесноватый подошёл к монаху и сказал: ‟Помысел побуждает меня прыгнуть с балкона вниз”. Монах принял это за шутку и ответил: ‟Так чего же ты ждёшь?” А тот взял и прыгнул, и разбился насмерть. Монах думал, что бесноватый шутит, но тот говорил серьёзно. И потом многие годы помысел мучил монаха. Диавол так и так довёл бы бесноватого до смерти, но он увлёк ещё и монаха-подвижника, чтобы мучить его потом всю оставшуюся жизнь. Одно слово, а сколько мучений!»

«Так часто бывает и с женщинами, которые намереваются сделать аборт. Они идут за советом к подругам, а подруги говорят: ‟Да зачем тебе надо рожать? Вон и так у тебя сколько детей!” Женщина и сама уже наполовину решилась, а вторую половину ей добавила подруга. И вот она идёт и делает аборт – совершает убийство. Несомненно: половина ответственности за это убийство лежит на той подруге».

«Так и некоторые мамаши, у которых немного ума в голове: если случится дочке оступиться, они приступают с советами: ‟Не позорь себя и нас, сделай аборт, и всё”. Девушка идёт и убивает своего ребёнка. На ком тут лежит ответственность? На матери, которая дала ей такой совет. Видите, сколько одно слово может принести вреда? Поэтому нужно очень внимательно следить за своими словами».

О врагах

Враги – это калёное железо, которым Господь врачует нас

«Помолимся и о своих врагах, о тех, кто на нас клевещет, кто нас осуждает, преследует, вредит нам. Это первое, что мы должны сделать, потому что, если не простим их, то и нас Бог не простит».

«Настоящая любовь к ближнему обнаруживается тогда, когда человек от всего сердца – а не только потому, что так нужно, ибо Бог так заповедует, – молится за врагов, прощает их и любит, ведь, по сути, наши враги – это наши благодетели».

«Кто нас искушает, кто осуждает, создает всякие неприятные ситуации, – тот, с одной стороны, есть орудие диавола, а с другой – Иисуса. Святые отцы говорят, что враги – это калёное железо, которым Господь выжигает наш эгоизм и гордость, врачует нас. Человек действует по злобе, а мы дикую маслину прививаем к доброй и получаем плод, полезный для жизни. Вот почему так благотворны для нас действия наших врагов!»

«Хочешь отомстить своему врагу? Святые отцы говорят, что нужно помолиться о нём, и твоя молитва вынудит Бога вмешаться. Бог будет действовать в согласии с правдой Своей, и ты оправдаешься за свою любовь».

«Покаяние – это лекарство»

«Великая и неоспоримая истина, что все мы без исключения поражены стрелой греха. Но если грех – это язва, то покаяние – лекарство».

«Покаяние есть ответ на милость Божию, или, пожалуй, милость Божия есть ответ на покаяние человека».

«Есть две реальности. Первая – это человеколюбие Божие; и вторая – человеческая греховность. Спрашиваю вас: какая из этих двух реальностей выше? Грехи человеческие, какими бы они ни были, имеют число. А человеколюбие Божие бесконечно и неисчислимо».

«Когда рана заживает, остаётся след, шрам. Грех, когда ты в нём каешься, прощается и стирается, так что не остаётся даже и следа».

«Покаяние творит удивительное чудо: оно заставляет Бога забывать. Бог сердцеведец, Он всеведущ, у Него в памяти все люди, все их дела; и вдруг Бог ‟впадает в забывчивость”! Это Он предаёт забвению грехи людей, которые искренне каются».

«Покаяние – это плач, ведущий к радости».

«Сквозь призму вечности»

«Тропа жизни – это боль и слёзы; на ней повсюду терния и шипы».

«Всё прекрасное связано с болью, но и боль ведёт к радости».

«Роза производит шипы, а из шипа вырастает роза. Радуга обычно появляется после грозы. Буря должна пройти, чтобы на небе стали видны звёзды. Для создания шедевра скульптуры требуется большая работа молотком. Великие души обязаны своим величием тяжёлым скорбям. Золото и драгоценные украшения сначала проходят через огненную печь».

«Тот, кто смотрит на страдания сквозь призму вечности, уже победил».

Архимандрит Ефрем Филофейский
Подготовила Ольга Рожнёва

Книги старца Ефрема Филофейского (Мораитиса) в интернет-магазине "Сретение"

16 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Отец необъятно большой семьи Отец необъятно большой семьи
Памяти старца Ефрема (Мораитиса)
Отец необъятно большой семьи Отец необъятно большой семьи
Памяти старца Ефрема (Мораитиса)
Молитва не наставлениями передается – не в букве, а в духе. Вот живешь рядом со старцем – и черпаешь его дух.
«Я сделаю тебя герондиссой» «Я сделаю тебя герондиссой»
Ольга Рожнёва
«Я сделаю тебя герондиссой» О пользе послушания и первом монастыре старца Ефрема
Беседа с герондиссой Феофано
«То, что я приняла из рук моей святой старицы, я не могу поменять», – говорит преемница блаженной Таксиархии герондисса Феофано.
Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским). ВИДЕО Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским). ВИДЕО Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским). ВИДЕО Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским). ВИДЕО
Беседа записана в 1992 году, в храме Честного Креста, в Питтсбурге. В то время о.Ефрем был игуменом монастыря Филофей на Святой Горе Афон, и только начинал выполнять свое послушание Божией Матери - основывать монастыри в Америке. На сегодняшний день их основано восемнадцать, главным из которых является монастырь Антония Великого в пустыне Аризона.
Комментарии
Наталья12 января 2020, 11:05
Упокой. ГОСПОДИ, РАБА ТВОЕГО ЕФРЕМ и помоги мне запомнить его советы, аминь
Наталия 7 января 2020, 13:29
Слава Богу, что есть такие светильники Божии. Царствие Небесное старцу Ефрему. Верю, что Господь сопричтет его к сонму Своих святых. Отче Ефреме, моли Бога о спасении душ наших!
Татиана26 декабря 2019, 21:47
Упокой Господи душу усопшего раба Твоего Ефрема и прости ему вся прегрешения и даруй ему Царствие Небесное.
Екатерина24 декабря 2019, 05:07
Церствие Небесное ! Молиться за врагов, необходимо ! Душеспасительно для обеих сторон; испытано мною, при искренней молитвы-благодарности от чистого сердца за обижающего. Какого же было моё удивление, что именно в эту минуту враг повредил ногу, и в его сердце поселилось смирение, раскаяние и как следствие Блага Духовные и телесные, по опыту мне известно....
Наталья22 декабря 2019, 21:58
«Жизнь любого человека – книга, а каждый день жизни – одна её страница..."- как хорошо сказано старцем Ефремом Аризонским, благородным Божиим угодником!
Игорь22 декабря 2019, 08:00
Приими,Господи,всех нас в вечные твои обители!
Lidia Subenko21 декабря 2019, 17:14
Вечная память рабу Божьему Ефрему!Великий был старец,великая Благодать Божия была на нём.Царство ему Небесное,вечный покой.Аминь.Велика его заслуга,с Божией помощью он построил 17 православных монастырей,оставив Великий Дар для потомков!
Люда18 декабря 2019, 17:48
Упокой Господи душу раба твоего
Владимир17 декабря 2019, 19:19
Благодарю автора за статью. Поучения старца Ефрема необычайно проникновенны и начинают действовать после прочтения, они научают истинной христианской жизни. Правила спасения Ефрема необычайно системны и в отличии от наставления других отцов своей формой изложения покоряют. Уверен, что настанет время и его причислят к лику святых. Что касается нас грешных, то нам нельзя быть модным-современными человеками ("модная одежда с иностранными надписями", женщины в брюках в храма и прочее) и христианами, так же как служить Богу мамоне. Нельзя играть в православие. Нужно жить христианской жизнью и быть примером другим, нести по возможности слово Божье в мир. Вечная память Ефрему! Аминь!
Андрей17 декабря 2019, 11:07
Царство небесное и Вечная память отцу Ефрему. Слава Богу за всё
Ксения17 декабря 2019, 01:13
Elle ti, а вы помолитесь просто, одной фразой "Господи Иисусе Христе, помилуй такого-то и такую-то". Благословение надо брать, если вы хотите глубоко за кого-то молиться, поклоны класть, как-то вообще систематически и глубоко подходить к этому. Так действительно без большой любви делать не стоит. А вот понемножку - за всех можно. По силам.
Андрей 17 декабря 2019, 00:32
Царство Небесное рабу Божьему Ефрему.Упокой Господи душу раба твоего.
Р. Б. максим16 декабря 2019, 17:52
Лично я молюсь за т. Н. Врагов как за благодетелей в утреннем правиле, время совсем не отнимает
Александр О.16 декабря 2019, 14:17
"Помолиться за врага"...Я вообще не считаю врагом человека,который стремиться причинить мне вред, неприятности,зло. Это не враги, а просто больные грехом люди. Причиной проявления вражды в человеке является его греховная сущность, в которой есть гнев,зависть,гордыня и т.д. Но и во мне этого навалом. Значит и я и подавляющее большинство людей являются потенциальными врагами для кого - то. А в первую очередь для самих себя. Молиться нужно за всех,но не как за врагов,а как за своих,таких же как и я греховных людей. На самом деле есть один истинный,пусть и невидимый враг — это дьявол и его сподручники. Это и мой личный враг и враг каждого человека. Но молиться за него как минимум бесполезно...
ELLE Ti16 декабря 2019, 10:37
"Помолиться за врага"... Но ведь для этого надо брать благословение у священника и нести скорби. Мирской человек, у которого семья, работа - подвиги должен брать по силам.
Александр Салий16 декабря 2019, 07:16
Великий был старец. Великая Благодать Божия была на нем. Царствие ему Небесное. Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×