На заседании Синода обсудили практику совершения молебных пений в богослужении

Москва, 26 декабря 2019 г.

    

В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 26 декабря 2019 года, собравшиеся имели суждение об обсуждении в Межсоборном присутствии вопросов, связанных с практикой совершения молебных пений в богослужении Русской Православной Церкви (журнал №164), сообщает Патриархия.ru.

Тема «Значение молебного пения, разновидности и насущность упорядочения его последований сегодня» включена в повестку дня комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству решением президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года, подтвержденным решением президиума от 17 июля 2017 года. Во исполнение этого поручения комиссия под председательством митрополита Рязанского и Михайловского Марка подготовила предложения Священному Синоду.

В пояснительной записке комиссии, в частности, отмечено следующее: «За общим названием "молебен" в современной русской церковной практике стоит ряд чинов, посвященных различным поводам. Большинство из этих чинов не привязано к определенным дням церковного календаря или времени суток. По сути, в традиции Русской Православной Церкви молебен понимается как наиболее универсальное богослужение, применимое как в торжественных и общественно значимых, так и в частных случаях, и обладающее наиболее гибким среди традиционных церковных служб последованием. Это является достоинством молебна, поскольку он создает как в частном, так и в общецерковном богослужении пространство, открытое к включению в него молитв на самые разнообразные нужды. Однако это же ведет и к нежелательным последствиям: чины совершения различных молебнов нередко искажаются или смешиваются между собой; практически забыты некоторые древние традиции совершения молебна; наконец, молебен может наделяться значением, не соответствующим его месту в богослужении и подменять собой службы суточного круга».

Также комиссия отметила, что в древнерусской традиции, засвидетельствованной в монастырской практике ещё XVII века, предусмотрено регулярное совершение молебна в соединении с каноном (так называемый молебный канон), причем текст канона мог меняться в зависимости от дня недели.

Члены Синода постановили:

1. Отметив, что молебен, как любой другой элемент богослужебной традиции, заслуживает бережного отношения, однако не должен, при этом, подменять собой уставное богослужение и, особенно, Божественную литургию:

а) полностью исключить практику совершения молебнов после Божественной литургии до ее отпуста и целования верными креста.

б) в тех приходах, где принято совершение после Божественной литургии так называемых общих молебнов, по возможности отправлять таковые в приделах. При этом молебен по частному поводу — например, о болящих, о путешествующих — предпочтительнее совершать в качестве самостоятельной требы, хотя он может соединяться и с совершением «общего молебна»;

в) в случаях пастырской целесообразности возможно возвращение чинам молитвы о тех или иных категориях верующих их первоначального места в составе Божественной литургии. При этом особые прошения ектений соответствующих молебнов присоединяются к ектениям Литургии, по малом входе добавляются соответствующие тропари, Апостол и Евангелие читаются после рядовых, а молитва возносится на проскомидии либо читается после возгласа сугубой ектении или прибавляется к заамвонной молитве;

г) признать правомерным предложение отдела о богослужении, проповедничестве и храме Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг.: «Служение молебнов по просьбе отдельных лиц должно быть благочинным, согласно с положенным в Часослове последованием общего молебна. Соединение молебных канонов более чем четырем святым не допускается»;

д) священнослужителям, а также приходским и монастырским работникам напоминать людям, обращающимся с просьбой о поминовении на молебнах, о значении литургийного поминовения, которое не исключает поминовения на молебне, но не может быть заменено таковым, а также напоминать о желательности личного участия в богослужениях, за которыми будут совершаться поминовения.

2. Признать полезным восстановление традиции пения молебных канонов, как в дополнение к уставному богослужению, так и, в исключительных случаях, когда длительное совершение уставных богослужений затруднительно, особенно в сельской местности и при совмещении священником служения на нескольких приходах, — взамен утрени и вечерни. При этом благочинным надлежит наблюдать за тем, чтобы такая замена была оправдана и не проистекала из злоупотребления указанной практикой.

3. Поручить комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства изучить, какие из существовавших в синодальную эпоху молебных чинов все еще актуальны, и подготовить список последований, которыми желательно было бы дополнить существующие богослужебные книги.

4. Поручить Синодальной богослужебной комиссии по получении упомянутого списка подготовить проекты новых молебных последований.

26 декабря 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×