«Важно быть солью для этого мира»

Беседа с духовником КДАиС архимандритом Маркеллом (Павуком)

Духовник и преподаватель Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук), автор книги «Легко ли быть святым?», – о плодах филаретовского раскола и утрате смыслов христианских праздников.

– С наступающим Рождеством Христовым, уважаемый отец Маркелл! На беседу с вами натолкнули рекламные и поздравительные тексты в соцсетях, в светских СМИ, на наших бигбордах: «С Новым годом и Рождеством!», «Веселого Різдва!», «Цікавих пригод у різдв’яні дні!» и проч. При этом имя Христа не упоминается. Как к этому относиться? Похоже, мы все ближе придвигаем к себе «ценности» католического и протестантского мира?

– Прошло всего 30 лет, как Церковь обрела относительную внешнюю свободу. До этого времени все, что было связано с религией, советской пропагандой представлялось как вредоносный пережиток прошлого, мешающий «развитию научного прогресса и строительству коммунизма». Но когда в конце 1980-х годов священники получили свободу проповеди в храмах и через СМИ, на Западе Украины сразу возникла большая проблема агрессивного возрождения унии. Далее под политическими лозунгами стал распространяться автокефальный филаретовский раскол. Все эти факторы нанесли по религиозности людей сильный удар – в не меньшей степени, чем во времена государственного атеизма. В результате мы имеем маловерие, обрядоверие, сектантство и вот такие бессодержательные бигборды.

– И всё же как объяснить это нашим братьям-журналистам, рекламодателям и воспитателям молодёжи?

– Если бы наши рекламодатели, сотрудники СМИ, да и вся система образования больше заботилась о сохранении наших духовных исторических традиций, культуры, мы бы, наверное, видели меньше этой низкопробной кальки, слепого копирования западных символов с Санта Клаусами и рождественским гусем. А так, к сожалению, наши общественные праздники, приуроченные к религиозным событиям, таким как Рождество, Пасха, День святого Николая, сводятся преимущественно к кулинарным потребностям и развлекательным шоу. Конечно и безусловно, большая ответственность в этом лежит и на нашей Церкви, Украинской Православной. Но вы сами видите, в какие условия её загоняют политики. Чего только стоит один послемайданный период!.. Даже не хочется говорить об этом в святые дни. Мы не должны забывать, что, по слову Евангелия, «мир во зле лежит» (1Ин. 5, 19) и это зло приобретает с каждым годом все более лукавые упаковки, на вид гламурные и привлекательные. Но только на вид… Нам, христианам, не нужно этим смущаться и впадать в уныние, помня слова Христа: «Мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).

– Как вы думаете, где и в чем кроется корень современной секуляризации? И почему еще в конце XIX века Ф.М. Достоевский писал, что в Европе можно лишь поклониться могилам ушедшей христианской культуры?

Пастыри Церкви с XVIII века постепенно теряют свободу проповеди

– В России под влиянием западных протестантских идей политику секуляризации еще в начале XVIII века наиболее активно стал продвигать Император Петр І, а затем – Императрица Екатерина ІІ. Они очень много сделали для внешнего процветания Российской империи, в состав которой входила значительная часть современной Украины. Но постепенно, возможно, сами того до конца не осознавая, противопоставили Церковь и государство. По выражению историка Василия Ключевского, «Петр вздернул Россию на дыбу». Пастыри Церкви с XVIII века постепенно теряют свободу проповеди. Они могли произносить свои нравоучения в храме лишь по тетрадке и после рецензии консисторского чиновника. Вспомните рассказ Николая Лескова «Соборяне»: там повествуется о том, что случилось со священником, который дерзнул проповедовать самостоятельно, без соответствующей резолюции.

В результате такого контроля рождалось большое недоверие к Церкви, особенно со стороны образованной части общества. Так что, хотя Ф.М. Достоевский и идеализировал уровень религиозности российского общества по сравнению с Европой, но наш раскол между Церковью и государством, пожалуй, был еще более опасным для религиозности людей, чем западное поклонение могилам ушедшей христианской культуры. Трагедия революции 1917 года и последовавший за ней государственный террор в отношении Церкви были лишь горьким следствием предыдущих этапов секуляризации. И до сих пор мы пожинаем её горькие плоды.

– В одном из интервью Блаженнейший Митрополит Онуфрий сказал: «…объявить-то объявили на Украине Рождество Христово национальным праздником, а как праздновать, как вести себя в великие святые дни, как стать на христианский путь самосовершенствования – не объяснили. Потому что сами не знают. Это похоже на то, когда слепой ведет слепого…». У нас теперь и католическое Рождество стало национальным «святом». Почему? Это политический акт или борьба с Православными традициями?

– Думаю, что здесь все смешалось: и политика, и религия, а больше всего наши человеческие слабости – страсти гнева и сребролюбия, которые активно подогреваются СМИ. На нас, пастырях Церкви, в первую очередь лежит ответственность, чтобы разъяснять людям, что такое хорошо и что такое плохо. Нигде – ни в школе, ни дома – учителя и родители не объясняют детям, что гнев, сребролюбие, а также связанные с ними страсти блуда, винопития, печали, уныния, тщеславия, гордыни разрушают человеческую личность, делают ее неспособной ни к семейной жизни (отсюда 80–90% распадов семей), ни тем более к государственному строительству. Ведь коррупция, которая разъедает государство, – это главное исчадие страстей сребролюбия, властолюбия и гордыни. Блаженнейший Митрополит Онуфрий неслучайно назван авторитетом № 1 на Украине. Его голосу внимает многомиллионная паства, охватывающая страдающие от войны ДНР и ЛНР и отошедший к России Крым. Надеюсь, его пастырский глас услышит и новоизбранная современная политическая элита.

– Каноническая Украинская Православная Церковь выдержала в истекшем году настоящие гонения. Какая, на ваш взгляд, её ожидает перспектива в новом, 2020-м?

– Все гонения, которые периодически возникают против Церкви Христовой, Господь допускает для нашего испытания и духовной закалки. Лишь лежачего, то есть смирившегося с грехом, не бьют, ибо он и так уже в руках лукавого. Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что именно гонение является самым ярким свидетельством истинности Церкви. «Меня гнали, – говорил Спаситель, – будут гнать и вас» (ср. Ин. 15, 20). Так что напрасно надеяться, что наступят совершенно безоблачные для Церкви времена. Мы можем лишь просить у Господа сил, чтобы устоять в правде, не дрогнуть под давлением политиков или физических угроз раскольников. Чтобы устоять в испытаниях, каждый день нужно учиться быть верным в малом, то есть стараться никого не обманывать, ни в чем не кривить своей совестью, помогать слабым. Гонения начинаются тогда, когда мы духовно расслабляемся, ибо диавол, по слову апостола, как рыкающий лев, ходит и ищет, кого поглотить (ср. 1 Петр. 5, 8).

Напрасно надеяться, что наступят совершенно безоблачные для Церкви времена

Мы молимся о мире, о прекращении вражды и междоусобной брани, о единстве Церкви. Смотрите, какие силы были брошены на Церковь слетевшим с политического Олимпа Порошенко! Но Господь не дал расколоть Церковь, сохранил ее единство. Будем верить и молиться, чтобы Господь дал разум представителям новой власти, чтоб она, власть, не порождала новые преступные законы, не нарушала свободу совести, гарантированную нашей Конституцией.

– Скажите, отче, какие индивидуальные требования должен выставлять по отношению к себе и окружающим людям каждый христианин в связи с затронутой нами темой?

– Всем нам, христианам, по заповеди Христа, важно быть солью для этого мира (ср. Мф. 5, 13). А это значит, что нужно настроиться на бескорыстное служение Богу и людям, начиная со своей семьи и заканчивая государственной или коммерческой работой. Пока мы этому не научимся, все вокруг нас будет приходить в запустение. Когда же мы научимся отвергаться себя, вокруг нас, по слову преп. Серафима Саровского, будут спасаться тысячи.

– Батюшка, что вы пожелаете читателям портала «Православие. Ru», в том числе и его большой читательской аудитории Украины, в эти рождественские дни?

– «Христос воплотился, чтобы человек обожился», – так объясняет смысл Рождества Христова святитель Афанасий Александрийский. Дай Бог нам хотя бы немножко уподобиться Ему в кротости, смирении, любви, бескорыстии, целомудрии, правде и милосердии.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кого можно считать воцерковленным человеком? Кого можно считать воцерковленным человеком?
Ответы пастырей
Кого можно считать воцерковленным человеком? Кого можно считать воцерковленным человеком?
Ответы пастырей
Если сердце твое тоскует без Литургии, тогда ты живой член Церкви. Но невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно, в отрыве от общины. Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему.
Украина: тогда и теперь Украина: тогда и теперь
Протоиерей Андрей Ткачев
Украина: тогда и теперь Украина: тогда и теперь
Протоиерей Андрей Ткачев
В XVII веке на Украине тоже изгоняли православных из их храмов – методы униатов используются и теперь. Тогда миряне объединились против бесчинствующих властей и продажных епископов – и это пример всем нам.
О будущем Православия на Украине и в мире О будущем Православия на Украине и в мире
Архиеп. Феодосий (Снигирёв)
О будущем Православия на Украине и в мире О будущем Православия на Украине и в мире
Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)
Гордые речи о расовом превосходстве и религиозной исключительности по типу: «Боже, благодарю Тя, и прочие безумные глаголы»... Патриарх говорит такие вещи так открыто и пафосно, что становится страшно.
Комментарии
Наталья 3 января 2020, 18:15
Спасибо за статью! Надеемся, что каноническая Украинская Православная Церковь выдержит всё, Господь даст силы. чтобы устоять в правде! "Не унывайте, делая добро!"( св.ап.Павел) С наступающим Рождеством Христовым!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×