«Не могу простить!» Что делать?

Прощёное воскресенье прошло, но внимательный к своей совести человек понимает: некоторые старые обиды до конца всё равно не изжиты, а на горизонте спокойно появляются новые. Что же нам делать со своей злопамятностью, как от нее освобождаться?

Обычный и частый совет духовных людей таков: за обидчиков надо молиться – тогда злопамятность отступает от нашего сердца.

И этот совет очень похож на советы мастера-компьютерщика, когда он объясняет нам что-то, потом откланивается, выходит за дверь… и мы ничего не можем по его совету сделать, потому что часть объяснений он просто пропустил как очевидные.

Для него очевидные, а для нас – непреодолимое препятствие!

Молиться за людей – значит в первую очередь желать им спасения души, желать им войти в Царство Небесное. А нераскаянные обиды, наносимые ими другим, – это такого рода согрешения, которые ставят под серьезный вопрос саму эту возможность.

Спрашиваем у своей души: «А мы вообще понимаем, что это такое: лишиться вечного спасения? Что такое быть навсегда отвергнутым от Господа?»

Если понимаем, то ужасаемся этой участи и молимся за бедных своих обидчиков, не желая, чтобы из-за конфликта с нами – грешными – они так пострадали.

Если же не можем ужаснуться и пожалеть, то, значит, сами не понимаем главного. А в таком случае – до обидчиков ли нам? Явно ведь, что сами мы погибаем; явно, что не знаем и не любим Господа, – до обидчиков ли нам?..

Что их обиды в сравнении с катастрофой нашего ослепления, нашей нераскаянности? Что их зложелательство в сравнении с нашим предательством Христа-Спасителя?

Мы не безупречны в своих целях и мотивах, словах и делах, мы не бескорыстны, не самоотверженны, не чисты умом и сердцем… И мы не восходили за своих обидчиков на Крест! Почему же мы требуем от них больше, чем Господь требует от нас?

Как своевременна тут притча о немилосердном должнике… Вдумаемся в сумму, которую он был должен государю, – 10 тысяч талантов! Меры веса, конечно, менялись со временем, но всё же талант мог содержать более 50 килограммов золота или более 60 килограммов серебра. Килограммов! Один талант.

Меркантильно умножаем их на 10 тысяч, переводим в граммы, граммы оцениваем в рублях… И калькулятор пишет, что такие суммы он считать не готов!

Вот так.

Лишь когда увидишь долг свой перед Богом – неисчислимый, немыслимый, – тогда сам захочешь простить своего обидчика

И думается, что лишь когда человек увидит долг свой перед Богом, как песок земной, – неисчислимый, немыслимый, – лишь тогда он сам захочет простить своего обидчика. И более того – тогда он еще и поблагодарит Бога за то, что в жизни были ему попущены какие-то обиды и притеснения. И как за спасательный круг, он может теперь ухватиться за возможность кому-то что-то простить.

Если же человек не прощает своему ближнему, значит, он просто не понимает, сколько должен сам. И это очень-очень тревожный признак.

Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Не могу простить обидчика. Что делать? Не могу простить обидчика. Что делать?
Ответы пастырей
Не могу простить обидчика. Что делать? Не могу простить обидчика. Что делать?
Ответы пастырей
Прощение – победа в сердце любви над ненавистью, милосердия над злопамятством.
Бывают ли обиды безобидными Бывают ли обиды безобидными
Священник Валерий Духанин
Бывают ли обиды безобидными Бывают ли обиды безобидными
Священник Валерий Духанин
Обида – знак победы греха над душой человека. Если после причиненного тебе оскорбления ты загорелся злобой, то, значит, от чужого зла ты заразился злом. Огонь чужого греха передался тебе, попалил весь твой внутренний мир, соделал и тебя злодеем.
Прощение как потребность Прощение как потребность
Игумен Нектарий (Морозов)
Прощение как потребность Прощение как потребность
Игумен Нектарий (Морозов)
Завершился Великий пост. Накануне Святой Четыредесятницы, в Прощеное воскресенье, мы испрашивали друг у друга прощение. Затем наступило время сугубого покаяния, когда мы просили прощения у Бога. Как мы всегда ждем этого прощения и желаем его, но вот умеем ли прощать сами? Как отличить формальное прощение от искреннего, связано ли наше собственное покаяние со способностью прощать? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).
Комментарии
Александр22 марта 2020, 17:06
...Кто по образу Господа Иисуса Христа терпеливо переносит всю тяжесть жизни, несчастье, огорчение и терпит все до конца - тот спасется (Мф. 10.22). ...Всех ваших поползновений причина и корень — гордость; отрасли ее: превозношение, о себе мнение, зазрение людей, уничижение и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при сих действиях они мрачны и не приносят пользы; ибо оные-то и суть преступление и сопротивление воле Божией; Его святое учение и самая жизнь есть кротость и смирение, коим и повелел нам научаться от Себя, дабы обрести покой душам нашим (Мф. 11, 29). Всех наших зол причина — гордость, а всех благ ходатай — смирение! (Преподобный Макарий Оптинский).
инокиня Наталья -- Иоанне19 марта 2020, 10:10
Во-первых, это был не совет, а рассуждение. А во-вторых, все то, что Вы сказали, как раз и относится к вопросу заинтересованности. И осознание этого переводит внимание женщины из плоскости отношений "она - муж" в плоскость отношений "она - Бог": почему Господь попускает такую ситуацию, что ей некуда уйти? А когда внимание человека перенаправляется таким образом, тогда ему становится и прощать легче. И этот механизм духовной жизни действует и у семейных людей, и у монахов одинаковым образом, потому что человеческое естество - одно. Как будто монашество не знает ситуаций, когда с человеком несправедливо обходятся, а уйти нельзя! Вы шутите, наверное...
Иоанна_ 19 марта 2020, 00:33
Не всегда есть, куда уйти, инокиня Наталья, и уйти мужчине и уйти женщине - далеко не одно и то же. К тому же ещё могут быть дети, так что последовать примеру Павла Препростого в современных условиях может быть весьма затруднительно. Паисий Святогорец приравнивается такую жену к мученице, и конечно, к жене, которой изменили, вопросов возникает гораздо меньше, чем к изменнику. Не надо просить советов по семейным проблемам у монахов, Мария!
Андрей Юрьевич18 марта 2020, 18:13
Мария: "Дайте,пожалуйста, практический совет..." Мария, чтобы простить в Вашей ситуации, я бы для начала пошел в другой храм, к другому батюшке. Потом бы развелся с женой. Думаю, тогда бы сразу всех простил
инокиня Наталья -- Марии18 марта 2020, 16:29
Вы шутите? - кто же даст Вам совет заочно? Единственное, что можно сказать: простить измену в смысле прощения обиды - одно, а в смысле сохранения семьи - другое. Измена разрушает брак - это единственная упомянутая Господом уважительная причина для развода - сохранять семью после измены Вы не обязаны. Но тут, видимо, встаёт вопрос Вашей заинтересованности в сохранении семьи? Вот прп.Павел Препростый, застав жену с любовником, справедливо заметил ей, что теперь о ней должен заботиться этот мужчина. И ушел. Если же Вы так не делаете, значит заинтересованы в этом человеке. И если это от любви, то Вы простите, а если от потребительства, то к Вам вопросов возникает не намного меньше, чем к нему...
Мария 17 марта 2020, 22:48
Дайте,пожалуйста, практический совет: как простить измену мужа после 20 совместной жизни? Настоятель советует самоукорением. Первый месяц помогло, дальше- почти год обиды, бессильной злобы и потери доверия.
Андрей Юрьевич12 марта 2020, 23:06
Прощать не сложно. Но опыт приходит с годами) Во-первых, православному приходится прощать любых обидчиков по... необходимости. Если на кого зло имеешь, как причащаться? Ведь каждую неделю на Литургию, а значит, ко Причастию. (Если никак не прощается, мой духовный отец так благословил - молить перед самой Чашей, чтобы Господь даровал дух прощения. Как рукой обиды снимает!) Но чтобы научиться прощать, надо прежде разобраться, а что такое "простить"? Здесь матушка-инокиня точно сформулировала. Если желаешь обидчику Царствия Небесного, тогда - простил! Если обидели тебя, как говорят, "смертельно", то такого серьезного обидчика лучше один раз простить и... забыть. Совсем! Словно, он уже умер.
инокиня Наталья -- Михаилу12 марта 2020, 20:48
А вот тут Вы не правы - покаяние даёт человеку не какое-то там чУвствование, а именно вИдение своей греховности. А увидев её (не глазами, конечно, а духовным взором), уже можно и прочувствовать.
Александр12 марта 2020, 16:23
Беда в том что мы слабы и верим не Богу а в закон и уповаем на него. Рано поздно Господь найдёт способы наказания как ему угодно. Ждать человек не привык всё нужно сразу и быстро. Наказание не вернёт время назад не вернёт утраты и потери и не будет радовать и умилять о том что возмездие наступило. Человек наносит душевную обиду ввиду своей слабой духовной жизни или при полном её отсутствии. Чем врачевать? Молитва за него пред Господом о наставлении на путь истинный к покаянию и примирению. Памятование о том что при вражде всегда стоит князь тьмы которому только это и нужно. Задумайтесь с кем вы? Кого просите тот и приходит. Не служите 2-м господам. Идите за Христом. Ему Слава во веки. Аминь.
Михаил12 марта 2020, 15:50
"И думается, что лишь когда человек увидит долг свой перед Богом" - не "увидит", а почувствует!!!!!!
Михаил12 марта 2020, 14:46
"А нераскаянные обиды, наносимые ими другим, – это такого рода согрешения, которые ставят под серьезный вопрос саму эту возможность." - у меня ситуация: не они мне наносят обиды, а я на них обижаюсь.
Арина_Арина11 марта 2020, 22:18
То что нужно молиться за своих врагов и обидчиков - это мне понятно. Да, сложно бывает. Но начинала просто с утренней молитвы,где называла имя. Потом почувствовала результат, когда видела этого человека , то он меня уже не раздражал. А потом я даже стала понимать и сочувствовать этому человеку( ну не могла она иначе! Если бы не сделала как ей сказал начальник против меня, то её бы просто уволили , а у неё двое детей). А потом если человек православный, то он должен быть уверен, что все люди и события ему посланы Богом не просто так, а для понимания чего то. А обижаться - это грех. Нужно над собой больше работать. Как сказал один старец:" К себе будь строг! За остальными смотрит Бог!"
инокиня Наталья -- Наталья11 марта 2020, 19:12
Если этого не случилось с Вами, то не надо об этом и гадать. У всякого человека свои личные отношения с Господом Богом, и у человека, который оказался в ситуации такого крайнего страдания, тоже. И в этих личных отношениях человеку и открывается - почему ему было попущено такое страдание. Постороннему человеку туда лезть не надо. А вообще, спасибо за тему - постараюсь, Бог даст, написать на нее отдельный материал...
Анна Резе11 марта 2020, 14:33
Двадцать лет не общались с родным братом. А я на него не обижаюсь. Я его жалею,пишу о здравии записки,читаю на псалтыри,в утренних домашних молитвах...и маму,проклинающую меня,помню,но простила,только слова ее не забываются,как бы я не старалась. Возникают в памяти,очень часто. Это не считается,что я простила? Главное, гречи нет больше. И больше никому не хочется об этом рассказывать,даже на исповеди. Сказано,пересказано. Но в моей душе живет жгучая обида, даже ненависть, к ровеснице, женщине. Она об этом знает. В церкви находит меня, кланяется, кланяется, кланяется и смеется.. Я ушла с работы 4 года назад, чтоб ее там не видеть. А теперь перешла в другую церковь... Верую. Терплю. Справлюсь.
Наталья11 марта 2020, 14:24
Матушка, спасибо за ответ, за то, что нашли время ответить. Вы верно поняли меня. Насчет "добавят" - имела ввиду слова о том, что Бог прощает нас при условии, что мы тоже прощаем своих обидчиков. А некоторые страшные вещи простить крайне сложно, особенно, если речь о причинении страданий детям. Вот и возник вопрос: если ты не сможешь простить виновника таких страданий, Бог тебя тоже не простит?
Антоний11 марта 2020, 13:49
Прощение - безусловный долг христианина. Впрочем, оно никоим образом не означает отсутствия наказания. Преступник должен быть прощен и всенепременно получить приговор по всей строгости Закона. Убийцы, насильники, педофилы, террористы должны получить прощение от жертвы и смертную казнь от Родины.
инокиня Наталья -- Наталье 11 марта 2020, 12:1211 марта 2020, 13:24
Прошу прощения, что сразу не расставила акценты - этот материал скорее о житейских обидах. О больших, запредельных страданиях надо говорить, конечно же, иначе. Схема та же самая, однако большое страдание требует и бОльшего сочувствия... Но Вы и сами напрасно сместили акцент, сказав "ещё добавят". Как будто Бог даёт нам такие страдания, а потом еще и добавляет. Это не так. Страдания - естественное следствие жизни в падшем, отступившем от Бога мире. Бог может их попускать, но Он их не устраивает нам Сам! А вот почему Бог нам попустил страдать - к этому мы приходим в личном исследовании своей жизни. Каждый - в своём.
Наталья11 марта 2020, 12:12
Бывает, что мешает простить полученная психологическая травма. Причиненные обиды ведь разными бывают. Одно дело - оскорбление, другое - что-то посерьёзнее, когда речь идёт даже об убийстве или изнасиловании. Особенно, когда это происходит с ребенком. Как прощать такие вещи? И если не простишь подобный ужас, то что с тобою будет? Ты ведь и так уже намучился. Ещё добавят за то, что не простил?
Наталия Ростова11 марта 2020, 08:21
Есть у меня одна подруга из православных. Глядя на неё, у меня всегда возникает мысль - святой человек. У неё лицо даже светится как-то. Но так было не всегда. Она рассказала мне свою страшную историю. В 90-х, будучи 17-ти летней девушкой, её изнасиловали три подонка. Просто затащили в машину на глазах у толпы людей. Потом выбросили за городом. Далее был тяжёлый, мучительный путь к Богу...С падениями и злостью на судьбу...Она говорит : " Я их давно простила, не хочу, чтоб из-за меня кто-то оказался в аду. И отмотав свою жизнь назад, могу с твёрдой уверенностью сказать, что Бог дал мне несоизмеримо больше радостей и благодати. По своим грехам это не заслужила..."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×