Избавление от эпидемий: три примера из церковной истории

Бог нам Прибежище и Сила… Сего ради не убоимся, внегда смущается земля.
Пс. 45: 2–3

Примерам помощи Божией при различных болезнях, моровых поветриях и прочих напастях несть числа. И всегда возникали они тогда, когда люди отступали от Бога, и прекращались, когда с покаянием призывали помощь Божию. Очень кратко приведу только три таких примера.

«И архангел Михаил вложил в ножны свой пылающий меч»

Процессия святого Григория Великого Процессия святого Григория Великого

Великим постом каждую неделю в храмах служится Литургия Преждеосвященных Даров, автором которой является святитель Григорий Великий, папа Римский. Святителя Григория называют еще Двоесловом, хотя точнее было бы перевести это его именование с греческого как «Собеседник». Вспомним, с чего началось его служение в Риме.

В конце VI века в Италии разразилась страшная эпидемия чумы, в самом начале которой умер папа Пелагий II. Именно тогда святитель Григорий был единодушно избран его преемником. Он призвал народ Рима покаяться в своих согрешениях. В житии святителя говорится, что он обратился к народу со словами:

«Подобает, братия возлюбленные, чтобы наказания Божия, пришествия которого мы должны были бояться, мы убоялись теперь, когда несем это наказание. Да откроет нам страдание двери обращения к Богу, и сама мука, которую терпим, да сокрушит жесткость нашего сердца… Итак, пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать».

«Пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать»

В проповеди он призвал весь народ Рима к трехдневному посту и покаянию. На четвертый день святитель возглавил молебен и покаянную процессию, собравшую множество духовенства и народа, по охваченному мором городу. Как гласит предание, когда крестный ход проходил мимо замка, где находится гробница императора Адриана (сейчас это замок Святого Ангела близ Ватикана), произошло чудо: над его куполом показался архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась.

Образ архангела, вкладывающего меч в ножны, и ныне венчает купол замка – отсюда и его название. Это и вечное напоминание верующим о грозных последствиях отступления от Бога и о том, что покаяние призывает Божие милосердие.

«Матерь Божия идет на избавление города из Седмиезерной пустыни»

Чудотворную икону Пресвятой Богородицы Семиозерской, называемой Смоленской, встречают в Казани торжественной процессией в сопровождении духовенства и многочисленных верующих. 27 июня 1882 года. Автор - К. Сафонов Чудотворную икону Пресвятой Богородицы Семиозерской, называемой Смоленской, встречают в Казани торжественной процессией в сопровождении духовенства и многочисленных верующих. 27 июня 1882 года. Автор - К. Сафонов

В царствование царя Алексея Михайловича Романова в 1654 году в Москве началась моровая язва. Очень быстро эпидемия чумы распространилась из Первопрестольного града в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Чума опустошала целые селения.

Крестный ход в Ярославском кремле с Толгской иконой по случаю морового поветрия. Фрагмент иконы 1655 года Крестный ход в Ярославском кремле с Толгской иконой по случаю морового поветрия. Фрагмент иконы 1655 года В это время казанцам уже была знакома своей чудотворной силой икона Божией Матери, находившаяся в Седмиезерной Богородичной пустыни в 17 верстах от Казани. Горожане испросили благословение игумена принести икону в Казань. В это время благочестивой инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился благообразный святитель, «во всем подобный святителю Николаю Чудотворцу», и повелел ей передать «городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь». На следующую ночь святитель вновь обратился к инокине и призвал передать градоначальникам, что

«Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальнии и все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим».

Крестным ходом с чудотворной Казанской иконой жители города вышли навстречу крестному ходу, идущему из Седмиезерной. Духовенство и народ, преклонив колена, молились Пречистой. Чудотворный Седмиезерный образ, принесенный в Казань, был обнесен вокруг города, его приносили в дома, в городе не умолкал колокольный звон. По молитвам Пресвятой Богородицы смертельная болезнь утихла.

Седмиезерный образ был обнесен вокруг Казани – и по молитвам Божией Матери смертельная болезнь утихла

Есть предание, что иконография образа, а именно благословляющий жест Богородицы, также связана с чудом, явленным Божией Матерью. Изначально икона была во всем подобна Смоленской Одигитрии, где Пресвятая Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой указует на Него как на путь спасения. Но в 1654 году, когда икону, после семидневного пребывания в Казани, уже хотели проводить в место ее постоянного пребывания, после всенощного бдения вдруг началась буря, пошел дождь со снегом, так что невозможно было выйти из храма, а когда все стихло, люди увидели, что положение правой руки Пречистой Девы изменилось: теперь она была изображена в виде благословляющего перстосложения. Это было воспринято как воля Богородицы еще на время остаться Своим чудотворным образом в Казани.

Не раз Седмиезерная икона являла свою чудотворную силу при спасении Казани от болезней. С 1658 года было установлено ежегодно 26 июня на месяц приносить икону в Казань из места ее постоянного пребывания – Седмиезерной пустыни, а 27 июля икону торжественно возвращали в пустынь. В последующие годы братия Седмиезерной пустыни многократно совершала крестные ходы с чудотворным образом.

Прп. Гавриил Седмиезерный Прп. Гавриил Седмиезерный Один из удивительных случаев описан в житии преподобного Гавриила Седмиезерного (1844–1915). Однажды летом, когда молебен перед чудотворным образом подходил к концу, он взял в руки чудотворную икону, вознес ее над головой, чтобы благословить народ. Вдруг молящиеся упали на колени, взывая: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас! Не оставляй нас!» Батюшка увидел, что весь воздух вокруг стал розовым. По окончании молебна он узнал, что во время чтения молитвы икона начала мерцать и сиять – вокруг нее был сияющий венец, а когда он стал благословлять народ, все увидели, что сияющий венец стал огромным, покрыл и самого батюшку и всё вокруг изменилось. Народ испугался, что икона уйдет, исчезнет и начал молить Богородицу остаться.

Ныне чудотворная Седмиезерная икона, сохраненная в годы безбожной власти от поругания иеросхимонахом Седмиезерной пустыни Серафимом (Кошуриным), находится в Петропавловском соборе Казани, в алтаре. В Седмиезерной же пустыни пребывает чтимый список, перед которым возносят молитвы настоятель пустыни архимандрит Герман (Кузьмин), насельники, прихожане и паломники монастыря. Но братия не теряет надежды, что, как было в прежние годы, чудотворная икона вернется в родной монастырь и будет, по сложившейся веками традиции, на месяц приноситься в Казань для поклонения верующих.

Заступничество святителя Димитрия Ростовского

Храм Рождества Христова Храм Рождества Христова Село Чернево – ныне часть большого района Южное Бутово в Москве. С конца XVII века в деревне Чернево стоял деревянный храм. Деревянная церковь к началу XVIII века, когда эта земля принадлежала стольникам Таракановым, обветшала. На ее месте был возведен новый, каменный Христорождественский храм.

Сейчас здесь проходит линия «легкого метро», села уже нет, хотя еще в начале 2000-х можно было пройти мимо деревенских домов к источнику и набрать ключевой воды. Теперь от села остались только храм, кладбище и запруженная безымянная речка, приток Чечеры, – ныне прекрасный благоустроенный парк. Вокруг – многоэтажные дома, а когда-то небольшой кирпичный храм, рассчитанный на моление одной семьи и их челяди, был самой высокой постройкой в усадьбе и возвышался над всей округой. Храм существовал как сельский приходский до начала 1940-х годов.

Церковь Рождества Христова после разорений богоборческого времени возвратили общине верующих в 1990 году. С 1995 года в ней находится Патриаршее подворье. В храме пребывает особо почитаемая икона святителя Димитрия Ростовского.

По воспоминаниям старожила села Чернево Сергея Чёлкина, многие годы исполнявшего послушание соцработника Христорождественского храма, почитание иконы связано со спасением жителей села от смертоносной язвы. По преданию, когда в начале ХХ века в пригородах Москвы свирепствовала смертельная болезнь (сейчас невозможно сказать, какая именно) и село вымирало, одной пожилой женщине явился во сне святитель Димитрий Ростовский и сказал: «Возьмите икону мою и обойдите вокруг деревни и вокруг храма – кончится беда».

И сказал святитель Димитрий: «Возьмите икону мою, обойдите вокруг деревни – кончится беда»

Жители взяли икону святителя и другие иконы, в том числе Казанскую икону Божией Матери, и обошли с ними вокруг села.

Крестному ходу встретилась траурная процессия – это был последний житель села, умерший от страшной болезни. Вскоре огромная черная туча закрыла небо, разразился сильный ливень. Больше случаев болезни не было.

В середине 1990-х годов, когда храм, а точнее – его руины, был возвращен Церкви, настоятель иерей Игорь Фёдоров обратился к жителям села с просьбой вернуть в храм то, что еще возможно, что когда-то было разобрано жителями по домам: иконы, утварь. Одной из первых в храм Рождества Христова вернулась чудотворная икона святителя Димитрия Ростовского. Она хранилась у одной женщины, которая нашла ее лежащей на земле.

«Уже в наши дни, при мне, – вспоминает Сергей Чёлкин, – в день богослужения к батюшке подошла сестра той женщины и вручила ему эту храмовую икону. Батюшка поклонился, принял икону, унес ее в алтарь и долго не выходил. Это был день празднования памяти святителя Димитрия Ростовского».

Ныне протоиерей Игорь является настоятелем находящейся неподалеку новопостроенной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чернево – Патриаршего подворья. Нижний храм, по благословению Его Святейшества, освящен во имя святителя Димитрия Ростовского.

Да поможет нам всем Господь
молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых Своих!

Елена Балашова

6 апреля 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Двусторонняя пневмония и заокеанская молитва Двусторонняя пневмония и заокеанская молитва
Александра Грипас
Двусторонняя пневмония и заокеанская молитва Двусторонняя пневмония и заокеанская молитва
Александра Грипас
Я поступила в больницу в тяжелом состоянии – а на следующий день мои легкие шокировали врачей своей чистотой. Медики сказали: такое можно объяснить только чудом.
Обращение митрополита Тихона к Псковской пастве. О нынешней эпидемии Обращение митрополита Тихона к Псковской пастве. О нынешней эпидемии Обращение митрополита Тихона к Псковской пастве. О нынешней эпидемии Обращение митрополита Тихона к Псковской пастве. О нынешней эпидемии
ВИДЕО
29 марта, Неделя 4-я Великого поста.
Император Николай I: «Я приеду делить с вами опасности» Император Николай I: «Я приеду делить с вами опасности»
Денис Халфин
Император Николай I: «Я приеду делить с вами опасности» Император Николай I: «Я приеду делить с вами опасности»
О поведении российского самодержца во время эпидемии холеры в Москве
Денис Халфин
Приезд Николая I в зараженную Москву – это «не только небоязнь смерти, но и вдохновение, и преданность, и какое-то христианское и царское рыцарство, которое очень к лицу владыке».
Комментарии
р. Б. Ника 3 мая 2020, 05:51
Евгений 6апр202023:03 Итальянцы говорят, что занижена их статика. В документе (Ciminelli и Garcia-Mandicó 2020) мы приводим данные ежедневного регистра смерти для выборки из 1161 итальянского муниципалитета в семи регионах, наиболее сильно пострадавших от COVID-19 (Эмилия-Романья, Лигурия, Ломбардия, Марке, Пьемонт, Toscana и Veneto) и сопоставьте их с данными переписи для анализа смертности, вызванной COVID-19. В целом, набор данных охватывает население почти 15 миллионов жителей, что составляет примерно 25% от общей численности населения Италии. Ежедневная смертность почти утроилась за 30 дней после обнаружения вспышки https://voxeu.org/article/covid-19-italy-analysis-death-registry-data
Павел К. 7 апреля 2020, 19:31
Телевидение вдруг стало внимательно следить за тем , чтобы заставить православных отказаться от участия в богослужениях . Неверующим может быть и простительно считать , что служение Богу менее важно , чем работа армии , полиции ,госслужащих , здравоохранения , магазинов , электриков ,связистов,почты, сантехников ,некоторых избранных предприятий и телевидения .Не будем забывать , что антихристианские силы давно готовили сценарии диктатуры , через пандемию. Уже Ленин использовал голод для начала репрессий против Церкви .Будем внимательны !
Олег 7 апреля 2020, 15:05
Дмитрий (6 апреля 2020, 13:42), времена сейчас другие. У нас не Империя и живем мы среди неверующих и др. религий ("благодаря" сов. власти).
Евгений 6 апреля 2020, 23:03
Артём 6 апреля 2020, 14:47 "Всё это очень интересно и занимательно, но почему-то в наше время количество умерших увеличивается..." А вы поменьше страшилки смотрите, коими вдруг, как по команде, заполонили интернет и тв. А обратитесь к статистике. А статистика говорит что в Италии, например, где якобы вирус косит всех подряд, и всё гробами уставлено, общая смертность в феврале-марте 2020 г. не превышает смертность за аналогичный период 2019 г. Вот где чудеса...
Ольга 6 апреля 2020, 21:36
Господи помилуй, Пресвятая Богородице спаси нас+++
Роман 6 апреля 2020, 17:24
Интересно, сохранились ли какие-то исторические документы подтверждающие избавление от чумы в Казани в 1654 г.? Был бы неплохой аргумент для неверующих и агностиков изменить свою жизнь.
М 6 апреля 2020, 16:51
Куда ни зайди - везде одно и то же... все про вирус знают, но с кем ни поговоришь - никто его сам не видел. Как суслик, что ли?! Вот у меня ни один из знакомых не болен, слава Богу! Хотя пока вируса не было (в декабре) все знакомые вокруг кашляли так, что чуть легкие не выворачивались наизнанку. Но почему то тогда все молчали и жили спокойно, и причащались без опаски, и истерики в сми не было. А у вас? Ваши знакомые болеют сейчас? А в декабре? А вы слышали чтоб тогда кто то был этой болезнью хоть сколько то больше обычного озабочен из медиков? Может, обсудим цены на нефть и как жить будем после вируса? Это пострашнее может быть самого вируса
Артём 6 апреля 2020, 14:47
Всё это очень интересно и занимательно, но почему-то в наше время количество умерших увеличивается, а чудес не происходит...
нина 6 апреля 2020, 14:46
3 апреля в Богоявленском соборе никто из прихожан не встречал Богородицу (образ Пресвятой УМИЛЕНИЕ). Жаль. Прости нас, маловерных,Царица Небесная!
Дмитрий 6 апреля 2020, 13:42
Спасибо!Очень хорошие примеры! Но про самоизоляцию нигде не упомянуто! Что же за нововведения такие у нас ((
Марина 6 апреля 2020, 09:32
Пресвятая Богородица спаси нас! Господи помилуй!
Наталья 6 апреля 2020, 01:56
Слава Богу за все! Пресвятая Богородица спаси нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×