О почивших лаврских отцах, смерти и духовных уроках пандемии

В этом году ко Господу отошло сразу несколько насельников Троице-Сергиевой Лавры. В их числе замечательные духовники – архимандрит Лаврентий (Постников), схиархимандрит Никон (Деев), архимандрит Илиан (Племенюк)… Мы попросили митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, в 1992–2003 годах возглавлявшего Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры, рассказать о почивших братиях и о том, какие духовные уроки мы могли бы извлечь из тяжелой ситуации последних месяцев.

Декабрь 1986 г. Троице-Сергиева лавра. Крайний слева – наместник ТСЛ архимандрит Алексий (Кутепов), рядом с ним иеродиакон Лонгин (Корчагин). Крайний справа – благочинный лавры игумен Онуфрий (Березовский), ныне митрополит Киевский и всея Украины Декабрь 1986 г. Троице-Сергиева лавра. Крайний слева – наместник ТСЛ архимандрит Алексий (Кутепов), рядом с ним иеродиакон Лонгин (Корчагин). Крайний справа – благочинный лавры игумен Онуфрий (Березовский), ныне митрополит Киевский и всея Украины

– Владыка, когда вы – уроженец Абхазии – впервые узнали о Троице-Сергиевой Лавре?

– Юность я провел между двумя городами: Сухуми, моим родным городом, где жили мы с мамой, и Москвой, где жила моя бабушка и куда я приезжал каждое лето. Бабушка была верующим человеком. Однажды она привезла меня, подростка, в Троице-Сергиеву Лавру. Так я и узнал о ее существовании. Люди моего поколения если и приходили в Церковь, то в основном благодаря верующим бабушкам.

Я рос как обычный молодой человек, закончил вечернее отделение университета, работал. Но со временем меня захватила мысль о том, чтобы стать священником. Отслужив в армии после окончания вуза, я поступил в Московскую духовную семинарию. Это было не очень просто, но Господь так устроил, что мне это удалось.

Меня приняли сразу на второй курс (тогда это называлось «классом»). Я стал жить в семинарии и одновременно увидел вблизи жизнь Троице-Сергиевой Лавры. Она настолько меня захватила, оказалась настолько созвучна моим собственным настроениям и желаниям, что через год после поступления я подал прошение о вступлении в лаврскую братию.

– А почему с монашеской жизнью вы познакомились именно в Троице-Сергиевой Лавре, а не у себя под боком – в Сухуми или горах Абхазии, где в то время подвизались Глинские старцы, ныне прославленные в лике святых?

– В те времена я был еще школьником и только начинал ходить в храм у себя дома. Да, я видел отца Серафима (Амелина). Он иногда приходил в сухумский кафедральный собор, исповедовал народ – возможно, и я у него исповедовался. Совершенно точно помню, что я оказался в храме именно тогда, когда митрополит Илия (впоследствии Святейший Патриарх-Католикос Грузии. Ред.) его отпевал. Мне было 13 или 14 лет, я не был ни иподиаконом, ни пономарем, поэтому какого-то близкого общения со священнослужителями у меня не было. При этом о пустынниках знали, конечно же, все, кто ходил в церковь. Среди них были не только известные подвижники, но и самые простые рабы Божии. Кто-то жил далеко в горах, кто-то поближе – в местных греческих или армянских селениях или рядом с ними. Пустынников было достаточно много, но в силу своего возраста я ни с кем из них близко не общался.

Троице-Сергиева лавра. 1986 г. Троице-Сергиева лавра. 1986 г.

– Значит, именно Лавра открыла вам мир монашества?

– Да, с монашеством я познакомился в Лавре. Обитель преподобного Сергия того времени представляла собой очень интересное, духовно богатое место. Там жили настоящие монахи. Это и отец Кирилл (Павлов), и отец Наум (Байбородин), и другие старцы.

– С кем из лаврских отцов вы сблизились во время учебы? Может быть, к кому-то чаще ходили на исповедь, за советами?

– Я практически всегда исповедовался у отца Кирилла. Он же принимал меня от пострига. Впоследствии, когда батюшка стал немощен и до него в Переделкино стало сложно добираться, меня исповедовал отец Никодим (Деев), в схиме Никон, который совсем недавно отошел ко Господу. Также я исповедовался у старца схиархимандрита Михаила.

Я знал их и когда жил в Лавре, и когда возглавлял лаврское подворье в Москве, поскольку как член Духовного собора приезжал в Лавру достаточно часто. Наше подворье вообще было настоящим форпостом обители преподобного Сергия в Москве: лаврская братия у нас и служила, и трудилась, и останавливалась.

Архимандрит Матфей (Мормыль) Архимандрит Матфей (Мормыль)

Возвращаясь к разговору о лаврских насельниках того времени, невозможно не сказать об отце Матфее (Мормыле). Он и основанный им хор – это то, что покорило мое сердце и до самой смерти будет самым большим впечатлением и самым главным воспоминанием о той, старой Лавре. Отец Матфей – человек-вселенная неисчерпаемой глубины.

Отец Матфей – человек-вселенная неисчерпаемой глубины

Он уже вошел в историю России как главный продолжатель традиций отечественной музыкальной культуры. Отец Матфей – и неимоверной величины талант, и глубокий человек, и совершенно замечательный монах.

– А кто вас благословил на монашество?

– Отец Кирилл. Я пришел к нему, и он благословил. Был 1986 год. В то время в Лавре постригали множество семинаристов – по нескольку десятков человек в год. Мы жили в СССР, и никто не подозревал, что через некоторое время его не станет. Никаких надежд на то, что случилось потом, что Церковь станет свободной, не было, но, тем не менее, очень много людей поступало в семинарию, был довольно большой конкурс (впрочем, и семинарий на весь Советский Союз было немного, всего три).

Архимандрит Кирилл (Павлов) Архимандрит Кирилл (Павлов)

– Каким вы запомнили отца Кирилла?

– Для меня отец Кирилл навсегда остался образцом крайне деликатного духовника, который никогда никому не навязывал своей точки зрения, но всегда старался максимально полно узнать, к чему устремлен сам человек, к чему направлены его мысли, о чем он думает. Отец Кирилл старался поддержать в человеке то произволение, которое он считал благим, и никогда не насиловал чью-то волю.

И, конечно же, отец Кирилл был именно благодатным старцем. Он относился к тем людям, видя которых, можно было увериться в истинности пути, которым мы идем, в истинности духовной жизни, потому что он без слов являл собой образ богопросвещенного человека.

Видя отца Кирилла, ты утверждался в истинности пути, которым мы идем, в истинности духовной жизни

– Как долго вы пробыли в стенах Лавры?

– Закончив семинарию, я поступил в академию и был отправлен учиться за границу, в Духовную академию тогда еще Болгарской Народной Республики. Через два года после падения коммунизма в Восточной Европе академия вновь стала Богословским факультетом Софийского университета, который я и закончил в 1992 году.

Я вернулся обратно в Лавру, а через несколько месяцев меня послали в Москву восстанавливать Лаврское подворье, которого тогда просто не существовало. Оно представляло собой несколько разрозненных зданий. Храм и Митрополичий дом были заняты разными организациями и учреждениями. И далее 11 лет я был настоятелем подворья Троице-Сергиевой Лавры, восстанавливал его, обустраивал в нем монашескую и приходскую жизнь. К 2003 году там образовался небольшой монастырек из 18 человек.

Архимандрит Никодим (Деев) Архимандрит Никодим (Деев)

– Вы упомянули недавно почившего отца Никодима, в схиме – Никона (Деева). Расскажите о нем.

– Отец Никодим был очень скромным. Всю жизнь прожил в Лавре. Даже не знаю, сколько десятилетий он нес послушание проповедника и исповедника в Предтеченском храме. Обычный лаврский монах, который всю жизнь общался с народом, исповедовал, проповедовал, отвечал на вопросы и занимался тем, о чем Господь говорил устами пророка Исаии: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40: 1). Отец Никон был кротким, смиренным, добрым – таким и остался в моей памяти.

– В этом году помимо схиархимандрита Никона ко Господу отошли сразу несколько лаврских старожилов: это отцы Лаврентий, Илиан, Рафаил, Тихон… Вы общались с кем-то из них?

– Всё это были монахи, если можно так сказать, без страха и упрека.

Я хорошо знал отца Спиридона, в схиме – схиархимандрита Рафаила. Мы пришли практически в одно время – он вступил в лаврскую братию на год-два раньше меня. Всё это время мы общались. Отец Спиридон был экономом Лавры, нес другие послушания. С тех пор, как он был переведен в Донской монастырь, мы встречались уже реже.

А вот без кого Лавру сейчас очень трудно себе представить, так это архимандрит Лаврентий (Постников).

Отец Лаврентий (Постников) в Сергиевском храме Лавры Отец Лаврентий (Постников) в Сергиевском храме Лавры

Отец Лаврентий не позволял себе ни в чем расслабиться, был всецело погружен в жизнь и делание лаврского монаха

Он был очень цельным, стойким, твердым человеком из числа тех, кто необыкновенно серьезно относился к себе, своему послушанию и своему монашеству. Отец Лаврентий не позволял себе ни в чем расслабиться. Всегда ходил на братский молебен – просто не бывало такого, чтобы его там не было. Его многолетним послушанием было руководство народным хором, который пел на ранних литургиях. У него вообще не было ни одной свободной минуты – он всегда чем-то занимался. Не то что какое-то личное время – даже просвета такого не было: настолько он был погружен в жизнь и делание лаврского монаха.

Таким же образцовым монахом, как отец Лаврентий, был и отец Илиан (Племенюк), которого отличали необыкновенная молчаливость и незлобие. Можно было прожить рядом с ним несколько лет и не услышать ничего кроме приветствий – никаких разговоров, переговоров батюшка не вел. Он просто жил и исполнял свое послушание.

Вообще в Лавре были очень хорошие монахи. Вот сейчас, пожив в других местах и посмотрев на многое и на многих, могу сказать, что Лавра того времени – рубежа 1980-х – начала 1990-х годов – состояла из настоящих, преданных Богу и очень глубоких людей. И я могу лишь повторить слова преподобного Макария Великого: «Я не монах, но видел монахов».

– Как думаете, после отшествия ко Господу сначала отцов Кирилла, Наума и Матфея, а затем, уже в этом году, Лаврентия, Никона, Илиана, Рафаила сохранится ли в Лавре преемственность духовного и монашеского опыта?

– Сохранится. Я абсолютно убежден в этом. И вот по какой причине: главный воспитатель в Лавре – сам преподобный Сергий. Если люди, живя в Лавре, имеют к нему то чувство, которое мы все к нему имеем, то Преподобный и воспитывает, наверное, больше, чем кто бы то ни было.

У мощей прп. Сергия Радонежского У мощей прп. Сергия Радонежского

Главный воспитатель в Лавре – сам преподобный Сергий, и преемственность духовного и монашеского опыта тут сохранится

Да и пример этих подвижников наверняка отразился в сердцах тех, кто помоложе и сейчас живет в Лавре. Такие замечательные человеческие и монашеские качества, такая духовная опытность – всё это не может уйти в песок, это обязательно остается в сердцах людей, которые жили рядом с ними. И я думаю, что в Лавре и сейчас достаточно много добрых, опытных братий, которые продолжают служение, характерное для этой обители. Конечно, по-человечески жаль старцев, но Господь Сам знает, кого и когда призвать к Себе.

– Не секрет, что часть из этих отцов умерла от коронавирусной инфекции. В интернете довелось встретить множество злобных комментариев на тему того, почему наш Бог не спас Своих от эпидемии…

– Да, те из наших собратий, которые когда-то в запальчивости сказали, что эпидемия на нас не подействует, – конечно же, неправы. Мы – духовенство, монашествующие – тоже умираем. И какая разница – от эпидемии, онкологии или других заболеваний умерли эти отцы?.. Возможно, эта эпидемия ускорила их смерть, но некоторые из них были давно лежачими больными – те же отец Рафаил и отец Никон. Они предстали пред Господом, к Которому стремились всю жизнь.

Мы не утверждаем, что эпидемия обходит нас стороной, – верующие тоже смертны. Дело в другом: некоторые люди, те же авторы злобных комментариев, не понимают и не хотят понимать, что такое вера Христова. Не зная ее и не умея ее понять, они начинают выдумывать какие-то карикатуры, с которыми потом активно борются.

– Как вы думаете, ситуация с эпидемией заставила людей переключиться с размышлений о том, как бы поудобнее обустроиться в этой жизни, на размышления о смерти?

– Я думаю, да. Вообще-то все мы знаем, что умрем, но так здорово приноровились не пускать саму мысль о смерти вглубь себя, что сразу переключаемся на другое, забываем о собственной смертности. Сегодняшняя ситуация, я думаю, должна повлиять на многих, должна заставить переоценить ценности, казавшиеся ранее незыблемыми, в том числе вспомнить, что человек может умереть в любую минуту.

Причем это обесценивает также и околоцерковное сознание, чающее конца света и апокалиптических ужасов, поскольку для каждого из нас личный конец света может произойти в любую минуту – и для меня, и для вас, и для всех абсолютно. А «в чем застану, – говорит Господь, – в том и сужу». Вот это, наверное, та мысль, которая должна поселиться в наших головах и сердцах.

Братское кладбище Троицкой обители Братское кладбище Троицкой обители

«В чем застану, – говорит Господь, – в том и сужу» – эта мысль должна утвердиться в наших головах и сердцах

– Ситуация с закрытыми для мирян храмами вскрыла ту проблему, что многие из нас не имеют навыков настоящей молитвы. Когда приходишь в церковь, то вся ее обстановка – богослужение, иконы, пение – настраивает на молитву. А приходишь домой – здесь дети, работа, домашние хлопоты. В итоге молитва, превышающая утреннее и вечернее правила, оказывается таким подвигом, что понимаешь: да, ты совсем не тот, кем себя возомнил.

– Здесь я бы сказал, что храм для того и существует, чтобы приходить туда молиться. Недаром домашняя молитва еще называется «келейной» (это слово из монашеского обихода). Домашняя молитва, конечно, необходима. Но ее мера не может быть велика для людей, живущих обычной жизнью.

Ну какая сейчас может быть келейная молитва, если у тебя двое или трое детей, которые учатся на удаленке, вся семья сидит дома, иногда рядом еще бабушка с дедушкой, и всё это в квартире не очень больших размеров, а уже идет второй или третий месяц карантина! Я бы не стал простых людей особо укорять в том, что они мало молятся. Дай Бог, если они прочитывают утренние и вечерние молитвы, а если к этому прибавляют еще и главу из Священного Писания, то вообще честь им и хвала.

Конечно, навык молиться дома самим – навык прекрасный. За последнее время опубликовано множество последований – и Страстной седмицы, и Светлой, и праздников, – которые вполне можно научиться совершать дома, если позволяют условия.

Но, повторюсь, храм и существует как раз для общественной молитвы: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). И это всегда нужно иметь в виду.

– Какие еще уроки мы, христиане, можем извлечь из ситуации с закрытием храмов?

– Уроков можно извлечь несколько.

Я думаю, что все священники, для которых их занятие – не заработок, а именно служение, по-доброму, по-особому почувствовали свою неразрывную связь с народом. И эта связь должна в дальнейшем только укрепиться, а элемент отчуждения, который проскальзывает иногда со стороны духовенства, должен быть преодолен.

Всем нам надо вспомнить хорошую поговорку: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Мы зачастую как относимся к богослужению? «Есть – и слава Богу, могу сегодня не пойти. Кому надо, сходит помолиться».

Я часто наблюдаю одну и ту же картину: открыли в селе храм (и неважно, построен он с нуля, восстановлен или это какое-то приспособленное под церковь помещение); потрудились сообща епархия, благотворители, местные жители. Приезжает архиерей на освящение храма. На первой службе и крестном ходе человек 100–150. Проходит неделя, две, месяц. Священник служит регулярно, а народу уже человек 50, затем – 40, и остается в конце концов человек 15–20. Спрашиваешь: «Почему в храм не ходите?» – «Так мы же были на Пасху». И точно: служба-то идет – и хорошо, все в порядке, зато «у нас огород», «у нас корова», «внуки приехали». Такое вот простонародное ощущение, что раз церковь есть – пусть там священник и молится, мы в нее тоже когда-то зайдем, когда надо будет.

Я думаю, что сейчас у всех по-настоящему верующих воцерковленных людей, которые оценили, что в их жизни означают Таинства и богослужения, должно произойти обновление этих чувств.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Думаю, многие поняли, что в их жизни означают Таинства и богослужения, и будут особенно ценить это

– В городах немного другая ситуация. Мы настолько привыкли (я по Москве сужу) к тому, что храмов много, что иногда батюшек начинаем чуть ли не по цвету бороды подбирать…

– Ну да, один храм лучше другого: тут батюшка хороший, а там еще лучше, тут поют по-византийски, там – обиходом, тут служат долго, там побыстрее. Выбор как на ярмарке… Заелись мы немножко. Есть такое свойственное человеку качество. Вот Господь нас слегка и окорачивает, останавливает.

В последние 30 лет мы привыкли жить в режиме благоприятствования – если и не полного, то очень большого. Я смотрел на то, как живут православные христиане на Украине, и мне всё время казалось, что рано или поздно это придет и к нам.

То, что сейчас произошло, – крайне неприятно. Выяснилось, что многие, в том числе представители власти, относятся к Церкви и вере как к чему-то третьестепенному, без чего можно обойтись и о чем даже не стоит говорить серьезным людям. Но Господь ничего не делает случайно, и надо видеть в этой ситуации руку Божию и напоминание Божие и не забывать о тех, кто служил Богу в гораздо более тяжелых и сложных условиях, чем сегодня находимся мы сами.

– Да, большинство из тех отцов, о которых мы сегодня говорили, прожили очень тяжелую жизнь, однако не унывали и светили другим отраженным Христовым светом.

– Именно. Они жили в государстве, которое поставило своей целью не временное закрытие храмов, а полное уничтожение религии. То государство преследовало, запрещало, издевалось над верующими и особенно над священнослужителями. Эти подвижники жили в клетке – напомню, на Лавре была надпись: «Музей-заповедник», – и власть терпела монастырь лишь потому, что нужно было демонстрировать приезжающим иностранцам «свободу совести» в Советском Союзе.

И несмотря на всё это, лаврские отцы были счастливы. Они жили у мощей преподобного Сергия. Они молились. Они старались исполнить свои монашеские обеты – и исполняли их. Это герои, которых нужно помнить и которым нужно подражать.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Памяти лаврских отцов Никона (Деева) и Лаврентия (Постникова) Памяти лаврских отцов Никона (Деева) и Лаврентия (Постникова)
Иеромонах Памфил (Осокин)
Памяти лаврских отцов Никона (Деева) и Лаврентия (Постникова) Чтобы не остаться не подготовленными…
Памяти лаврских отцов Никона (Деева) и Лаврентия (Постникова)
Иеромонах Памфил (Осокин)
Как поступили отцы Никон и Лаврентий в братство Аввы Сергия в один — 1964-й — год, так и перешли в обители вечные в этом — 2020-м — году.
«Он всех покрывал своей любовью» «Он всех покрывал своей любовью»
Архимандрит Илия (Рейзмир) о старце Кирилле
«Он всех покрывал своей любовью» «Он всех покрывал своей любовью»
Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)
Архимандрит Илия (Рейзмир)
«Посмотришь на него — и невольно берешь пример кротости, смирения и любви», — вспоминает архимандрит Илия о старце Кирилле (Павлове).
Шесть историй о таинстве смерти Шесть историй о таинстве смерти
Нина Павлова
Шесть историй о таинстве смерти «Трижды бывает дивен человек»
Шесть историй о таинстве смерти
Нина Павлова
Умерла Степанида в 106 лет – во сне с улыбкой на устах. Я рассказала батюшке о ее блаженной кончине, а он велел записывать истории о смерти разных людей. Вот и записываю.
Комментарии
Светлана25 июня 2020, 16:08
О Матвее Мармыли рассказывал дьякон Роман,что у него очень был музыкальный слух,он часто слушал репродуктор во время войны и если звучала музыка,то быстро запоминал.У него была инвалидность,нигде не учился,но колокольному звону у него было призвание-после него так больше не звонил.Очень одаренный человек.Мы поднимались на колокольню-там такой большой колокол.Обучались колокольному звону,а вот в Кремле не удалось попасть на колокольню-была экскурсия.
Наталия10 июня 2020, 19:08
Царство небесное и вечный покой почившим. Они - наши молитвенники на небесах, в Церкви Небесной.
Тамара 6 июня 2020, 01:11
Божией помощи Владыке Лонгину. Многая и благая лета. Слава Богу, что есть у нас такие владыки..
Фотинья 5 июня 2020, 11:42
Спасибо за Ваши слова.Спасибо за поддержку.Спаси Господь владыку.
Светлана 5 июня 2020, 11:15
Вадим 4 июня 2020, 22:01.Благими намерениями устлана дорога в ад.Это как раз тот случай,потому что благо устроители совсем не безвозмездно помогают церкви православной :1.получение прибыли .2.всё что не можешь победить надо возглавить,а потом вносить "свои"изменения вплоть до полного изменения либо уничтожения.Как то так...Бесы всегда хотят погибели для церкви,но Господь всё равно пускает их задумки нам на благо.
Вадим К. Алина 5 июня 2020, 10:42
"А я знаю людей, которые и дома много и горячо молятся, и службы вычитывают- и при этом страдали без храма гораздо сильнее, чем те, кто легко с этим смирился. М.б. потому, что в их жизни вера и богообщение, в том числе в Таинствах Церкви, имеет гораздо больший удельный вес..." Алина, как у первых, так и у вторых могут быть самые разные мотивы. Среди вторых могут быть и люди равнодушные и считающие, что храм и таинства лишь какое-то приложение, без которого их духовность может обойтись, и люди просто более стойкие что ли, которые еще не почувствовали произошедшего лишения. И среди первых может быть разное. Поэтому не надо друг о друге судить, а только о самих себе нужно это делать.
Денис 5 июня 2020, 01:33
Лариса, в контексте иных статей на данную тематику речь о потери симфонии властей и в России. Да и стоит ли винить в этом целиком, полностью светские власти? Ковид-диссидентов среди православных прихожан едва ли не больше, чем среди безбожных западников. Это даже по здешним комментаторам в коронавирусных обсуждениях видно. Властям же нужны поддерживающие в трудное время, а не создающие проблемы. Хотя есть и плюс в том, что Церковь будет и де-факто отделена от государства. Всяких плюшек вроде бесплатного выделения земли под храмы будет меньше, зато авторитет Церкви среди оппозиционно настроенных граждан будет выше.
Алина 5 июня 2020, 00:23
Хорошая статья. Но местами чувствуется, что корреспондент пытается ускорить тех, кто недоволен закрытием храмов, а Владыка их защищает. А я знаю людей, которые и дома много и горячо молятся, и службы вычитывают- и при этом страдали без храма гораздо сильнее, чем те, кто легко с этим смирился. М.б. потому, что в их жизни вера и богообщение, в том числе в Таинствах Церкви, имеет гораздо больший удельный вес...
НН 4 июня 2020, 22:47
Многая и благая лета владыке Лонгину! Дорогой владыка, я москвичка, знаю, как Вас любили москвичи и как сейчас любят в Саратовской епархии, ждут во всех уголках... Нам есть на кого ровняться, спаси Вас Господь.
Вадим 4 июня 2020, 22:01
Владыка, простите, Вы не снова бросаете упрек "власти", которая по Вашим словам относится к Церкви " как к третьестепенному". Власть в данном случае эпиденмии просто ограждала людей от заражения. В Саратовской области прекрасно известно, что подавляющее большинство храмов, монастырей, семинарию, епархиальное управление восстановлены как раз на средства , собранные представителями власти, и на личные средства некоторых из них. Простите, что напоминаю об этом, но это справедливое напоминание.
Алекс 4 июня 2020, 19:05
Владыке Лонгину многая лета! Прихожане Троицкого подворья помнят и любят Вас!
Нонна 4 июня 2020, 18:45
Владыка часто приезжал на подворье в первые годы саратовской жизни и рассказывал, какая обстановка царит в крае. Сплошь секты. И большая разруха в церквях. Помню, приехала на раннюю службу, ещё до часов, а владыка сидит на скамейке, как простой монах. Сидит и слёзы на глазах. Потом после службы просил всех сугубо молиться и за него и братию, которые с ним в Саратов уехали. А как же мы все плакали! Тогда он был еще епископом. Сколько воды утекло... И сейчас он митрополит. Епархия одна из богатых на приходы, монастыри, подворья. А у нас разруха. Из подворья осталось полтора полноценных монаха, из прихода -полторы старушки.
Лариса 4 июня 2020, 18:42
"Я смотрел на то, как живут православные христиане на Украине, и мне всё время казалось, что рано или поздно это придет и к нам". - Интересно, что это значит?
Светлана Ф. 4 июня 2020, 17:29
Спасибо за статью, за воспоминания и за любовь к людям.
Сергей 4 июня 2020, 15:44
Какие правильные и добрые слова...
Гуличкина Галина Гурьевна 4 июня 2020, 14:27
Владыка Лонгин упомянул старца Серафима (Амелина), который скончался в 1958 году. Сам владыка Лонгин родился в 1961 году и этого старца не мог видеть. Вероятно, речь идет о старце Серафиме Романцове), который скончался в 1976 году в Сухуми.
Любовь 4 июня 2020, 11:07
СПАСИ ГОСПОДИ .Владике Логину БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ в трудах .Благодарю за беседу.уходят наставники...Царство им небесное
Елена О 4 июня 2020, 10:09
Тоже присоединяюсь к благодарностям за столь глубокую и своевременную беседу.
Светлана 4 июня 2020, 09:23
Хорошее интервью!Единственное что смутило,что чуть ли не в каждой статье акцент ставится на коронованном вирусе.Ну какая разница от чего умерли настоящие монахи...тогда ради честности надо сообщать сколько умерло от онкологии, инфаркта, диабета т.д.
Наталия Ростова 4 июня 2020, 08:16
/Сегодняшняя ситуация, я думаю, должна повлиять на многих, должна заставить переоценить ценности, казавшиеся ранее незыблемыми, в том числе вспомнить, что человек может умереть в любую минуту./ Умереть в любую минуту, ещё не самое страшное. Умереть без покаяния - вот чего надо страшиться...Так бы хотелось, чтоб каждый христианин, успел сказать искренне, в последнюю минуту - Господи, помилуй! и Слава Богу, за всё!
Ольга 4 июня 2020, 06:34
Саратовской митрополии очень повезло. Действительно, дух Лавры живёт в учениках или, можно сказать, почивает, на последователях и учениках преподобного Сергия. Тоже очень люблю Троице-Сергиеву Лавру, дорога она моему сердцу, стремлюсь туда постоянно. Владыке Логину дай Бог терпения, сил и спасения! Благодарю за беседу автора - Антона Поспелова.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×