Не болейте цифровой зависимостью

Этот материал ни в коем случае не претендует на какую либо «научность», просто однажды очень захотелось прояснить (в первую очередь для себя) давно интересующий вопрос: как же на самом деле влияет на нашу жизнь, на наше сознание увлечение цифровыми технологиями и чрезмерное потребление информации? Пришлось зайти издалека, что вполне оправдало себя, поскольку на этом пути обнаружилось много интересного, неожиданного, но чаще всего – заставляющего крепко задуматься…

При подготовке материала были использованы лекции доктора А. Курпатова, популяризатора научных знаний о механизмах работы мозга, а также влияния агрессивной информационной среды и цифровых технологий на человеческое мышление.

Это проблемы

Ключевой проблемой нашего времени специалисты считают такие явления, как гиперинформационная среда и цифровые технологии, которые, в свою очередь, породили две чудовищные болезни – цифровое слабоумие и информационную псевдодебильность…

Цифровое слабоумие развивается у детей, которые начинают свою жизнь с гаджета.

Цифровое слабоумие развивается у детей, которые начинают свою жизнь с гаджета

Родители, не препятствуя, а часто и поощряя это, даже не подозревают, что происходит с мозгом их ребенка, лишенного важнейшей составляющей развития – тактильного контакта с изучаемым предметом, взаимодействия с физическим миром. Все, что дети пытаются изучать и познавать с помощью гаджетов, проскальзывает мимо их сознания, не оставляя никакого интеллектуального багажа. Именно из этого фактора вытекает и такое распространенное явление наших дней, как синдром гиперактивности и дефицита внимания, поскольку мозг в свое время не был обучен запоминать и концентрировать внимание. В недалеком будущем специалисты пророчат нам поколение взрослых людей, неспособных к концентрации внимания и выполнению осмысленной работы…

Хаос

Мозг младенца, как известно из школьных учебников анатомии и научно-популярной литературы, являет собой настоящий хаос: изначально это просто скопище отдельных нервных клеток. Если проводить некоторые аналогии, то можно, наверное, сравнить это с первым днем творения: «земля была безвидна и пуста» (Быт. 1, 2). И как Господь творил потом из этой «безвидности» сушу, моря, растения, рыб, животных и, наконец, человека, – подобно этому и мозг ребенка должен произвести совершенно уникальную, грандиозную работу, чтобы из хаоса клеток превратиться затем в слаженный аппарат, способный мыслить, принимать решения, строить планы, создавать зрительные образы, радоваться, печалиться, различать цвета и запахи… И еще много-много других жизненно важных функций, вплоть до поведения, координирует, регулирует и контролирует мозг.

В первые годы жизни процесс этот идет удивительными темпами. Ребенок впитывает впечатления, как губка воду: он смотрит, слушает, пытается дотянуться до всего, что попадает в поле его зрения, хочет все попробовать «на зуб», пощупать, узнать, отчего что-то ездит, говорит, мигает. Он ломает новые игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри. Он задает тысячи «почему», приводя в изнеможение всех взрослых вокруг. И умные родители, отличающие простое озорство от похвальной любознательности, никогда не убьют в ребенке эту великую жажду познания мира. Однако в наше время на этом благословенном, установленном Самим Богом пути превращения ребенка в гармоничную личность выросла препона в виде цифровых технологий и гиперинформационной среды.

Как показывают исследования, современный 7-летний ребенок уже провел у экрана гаджета целый год (астрономический, 24 часа в сутки!) своей короткой жизни, а 17-летний отрок – 4 года… То есть они оставались один на один с экраном ежедневно по 8 часов в сутки…

Есть расхожее мнение, что дети при этом «развиваются»: они быстро получают любую информацию, многому учатся за более короткое время, следовательно, станут более развитыми, умными, талантливыми. Но вот тест Торренса[1], признанный лучшим в области психодиагностики творческих способностей человека, говорит о совершенно противоположном.

Тест этот, охвативший на протяжении полувека сотни тысяч детей школьного возраста, показал, что с 1960-х годов шел рост интеллектуального и творческого развития школьников, затем он замедлился и в конце 1990-х... остановился. А с 1990-х годов во всем мире и вовсе наблюдается неуклонное снижение этих показателей. В 2008-м году у 85% тестируемых детей были получены существенно более низкие оценки, чем у их сверстников в 1984-м году. Причиной этого специалисты называют тот факт, что сегодня дети все больше и больше времени проводят у экранов компьютеров и с гаджетами в руках, а также буквально погребены под лавиной ненужной информации, блокирующей их умственные процессы.

Нехорошее слово «гаджет»

«Хорошее дело гаджетом не назовут» – ходила в свое время известная поговорка. Но затем голос разума был успешно заглушён, и теперь молодые (и не очень молодые) люди массово ложатся и встают с гаджетами в руках, а просыпаясь ночью, первым делом смотрят: что там за это время произошло у них в Фейсбуке? Родители одного, на первый взгляд, вполне благополучного семейства однажды с ужасом рассказали, что обнаружили вдруг у своей 17-летней дочери «дикую», как они выразились, привычку: она переписывалась с подружками и даже разговаривала по телефону со своим сердечным другом, сидя в туалете… Сегодня подобное явление уже имеет свой медицинский термин – «цифровая зависимость». Это официальный диагноз заболевания, проявляющегося в первую очередь уменьшением количества нервных связей между клетками головного мозга, 10–20% из которых перестают работать, и подавляющее количество гаджетозависимых людей, как утверждают специалисты, уже вряд ли смогут это перерасти…

Исследования выявили, что эти поражения идентичны наркотическому поражению, и именно поэтому у человека, лишившегося гаджета, начинается настоящая «ломка» – он впадает в истерику, ярость, перестает контролировать себя, иногда вплоть до суицида или убийства тех, кто забрал у него гаджет.

Весьма примечательно, что изобретатели этих гаджетов не позволяют своим детям до 9 лет даже прикасаться к ним, а с 9–10 лет разрешается пользоваться не более 30–50 минут в день. В самых престижных закрытых школах до старших классов нет никаких компьютеров, и дети пишут исключительно от руки. Обо всем этом многие из нас знают, но стараются почему-то упорно не обращать внимания на столь говорящие факты.

Сейчас существует уже огромное количество исследований, которые разъясняют, как на самом деле влияют на мозг человека, и, соответственно, на его поведение и жизнедеятельность, все эти гаджеты, где мы постоянно в соцсетях, постоянно на связи, постоянно подключены, – нам постоянно приходят какие-то уведомления, сообщения, электронные письма – мы почти круглосуточно под лавиной информации! Человек переключается с одного на другое, не имея времени и возможностей обдумывать, а ведь для того, чтобы сосредоточиться и начать думать над какой-то задачей, мозгу нужно в среднем 23 минуты! Если мы перегружаем мозг информацией, не давая ему времени на совершенно необходимую работу – на обдумывание, – мы не тренируем его, и в итоге мозг просто перестает работать. Он потребляет информацию, но мыслить и обрабатывать ее он уже не может, и происходит то, что в народе называется: в одно ухо влетело, а из другого вылетело.

Мы давно уже находимся в тесном взаимодействии с навигаторами, гуглами, википедиями, рекомендательными сервисами и тому подобными «удобствами», которые «успешно» отучают наш мозг работать правильно, – при пользовании которыми отмирают целые его зоны.

В конце XX века у лондонских таксистов, не имевших еще навигаторов и державших в уме колоссальные пласты информации, был выявлен самый большой в мире объем определенной части головного мозга. А в последнее время сканирование мозга водителей, пользующихся навигатором, обнаружило обратный процесс: эта часть мозга как бы съеживается, усыхает. Если этот отдел мозга перестает функционировать, то человек не может вспомнить, где он был, что делал, как зовут его родственников, как ему добраться до места назначения – и это уже явные признаки амнезии.

Сайты, подобные Гуглу и Википедии, оказывают мозгу особую «медвежью услугу»

Сайты, подобные Гуглу и Википедии, заслуженно именуемые «симулякрами знаний», оказывают мозгу особую «медвежью услугу». Ведь если раньше знания нужно было «достать» из книги или лекции, обдумать, занести в свою память, то теперь достаточно уметь тыкать пальцем в кнопочки, и ты сразу получаешь готовую, уже кем-то «пережеванную» для тебя информацию, часто самым чудовищным образом подаваемую и даже недостоверную. Та же Википедия честно предупреждает, что она «не гарантирует истинность». Но главное, наш мозг при этом просто-напросто теряет способность мыслить, поскольку мышление – это навык, и если тренируешь его – оно у тебя есть, а если не тренируешь – его нет.

«Когда вы читаете, вы создаете интеллектуальные объекты и кладете их в специальную ‟копилочку” своей памяти, – говорит популяризатор научных знаний о работе мозга врач Андрей Курпатов. – Сталкиваясь с определенной ситуацией, мозг будет это использовать. Если же эти знания находятся где-то на другом ‟сервере” – в Гугле, Википедии, – то мозг не может использовать их – они оказываются бесполезными для нашего мышления».

Классический пример, многократно описанный в художественной литературе: врач, закончивший учение с отличием и думающий, что знает все. Наконец он встречается лицом к лицу со своим первым больным и впадает в ступор: он вдруг понимает, что не знает ничего! Совсем другое дело – врач с большим опытом, потому что все его знания стали достоянием мозга, а не сознания.

Иллюзия знаний убивает в нас чувство потребности в других людях! Нам уже неохота терпеть рядом другого человека

Здесь хотелось бы отойти немного в сторону и коротко отметить еще одну болезнь – цифровую аутизацию, потерю навыков социальности. Иллюзия знаний убивает в нас чувство потребности в других людях! Нам уже неохота «тратить себя» на выстраивание отношений с другими людьми, терпеть рядом другого человека, потому что я уже могу справиться без него – и я начинаю его игнорировать… Люди как носители опыта и знаний нам больше не нужны. Зачем мне спрашивать тетю Олю, как вылечить насморк или как приготовить утку, если есть Интернет? Да и сама она может сказать: «У тебя что, сломался телефон, отключился Гугл?» Она тоже уже предпочитает не понимать, что тебе, может быть, просто хочется услышать живой ответ от живого человека… Даже среди православных людей распространился в последнее время обычай: вместо поздравления с праздником сбросить в один клик уже присланную кем-то картинку – без единого слова приветствия. Ведь для того, чтобы составить предложение и подписать эту открыточку, нужно напрячь мозг, а он уже не хочет этого делать, противится…

«Цифровые технологии блокируют умственный и интеллектуальный процесс. Человеку кажется, что он очень умный, раз может все нужное тут же узнать в Гугле, – иронично констатирует доктор Курпатов, – но мозг играет с ним злую шутку. Деградация мозговой деятельности современного человека очень заметна на эволюции соцсетей – от ЖЖ с его длинными текстами до Инстаграма, где только картинки. Информационно псевдодебильный мозг уже не способен к большим текстам… Существует известный медицинский диагноз ‟умственная отсталость”, но это органические поражения мозга, вызывающие такие состояния, как идиотия, олигофрения, дебильность. Псевдодебильность – это научный термин состояния здоровых мозгов, которые работают как мозги идиота».

В это состояние сейчас, похоже, стремительно скатывается наше поколение – поколение гаджетов и цифровых технологий. Конечно, странно было бы в наше время всерьез рассуждать о возможности полного отказа от использования этих технологий, но если мы хотим оставаться в здравом уме и твердой памяти, то существенно ограничить их влияние на наш мозг мы, похоже, просто обязаны.

Друг не оставит в беде

Старшее поколение еще, наверное, помнит непременные атрибуты любой библиотеки – красочно оформленные плакаты со словами: «Книга – твой лучший друг!» И вот сейчас, в такой, как выяснилось, непростой ситуации, этот проверенный временем друг, как никто другой, может прийти на помощь. Что за способы предпримет он, борясь за наш здоровый мозг, узнаем чуть позже, а вначале сразу возникает вопрос: в каком же виде следует читать книги? В электронном, приводя как довод пресловутое удобство, или же в классическом, «бумажном»? И на этот счет тоже есть очень интересные научные исследования.

Набрали две группы людей, и одна из них читала определенный рассказ с помощью ридера (электронной книги), а другая тот же рассказ – в традиционной, бумажной книге. Люди из первой группы прочитывали рассказ быстрее, но быстрее его и забывали. Через некоторое время они не могли сложить в единое целое смысловую картинку прочитанного – упускали значимые детали, не могли припомнить всех персонажей и даже выстроить представленный им список событий из рассказа в определенном порядке.

Вторая группа, читавшая по книге, намного легче справлялась с этими задачами. Люди отдавали себе больший отчет о прочитанном, легко могли восстановить последовательность событий, глубже вникали в суть повествования, ярче и точнее формулировали образы действующих лиц, были способны представить всю структуру взаимоотношений героев, больше им сопереживали.

Чем же обусловлена такая разница восприятия?

То, как глаз человека просматривает текст на экране, очень доходчиво показывают так называемые «скроллинг-исследования». Если представить себе карту американского континента, то суша и островки – это будет то, что наши глаза «выхватывают», читая текст на экране, а обширная водная гладь вокруг – то, мимо чего они проскальзывают, не останавливаясь, не замечая. Глаза читают что-то вначале текста, затем «проматывают» пару абзацев, скользят дальше, ищут – ведь должен же какой-то смысл появиться… смотрят… опять возвращаются, чтобы понять, что же такое они сейчас прочитали. Не могут вникнуть, и человеку кажется, что все это бессодержательно, скучно – что тут вообще можно читать…

Совсем другой механизм чтения и восприятия текста в классическом варианте книги. Человек берет в руки книгу и, в отличие от электронной версии, сразу видит абсолютно структурированную вещь. Он ощущает твердость и фактуру обложки, ее оформление, видит форму, объем книги, толщину страниц, сразу понимает, каким образом текст разделен на части, главы, где помещено содержание. Общий вид книги дает довольно точное представление, сколько времени потребуется для ознакомления с ней. Все это очень способствует спокойному, вдумчивому чтению.

Линейному, то есть последовательному восприятию текста очень помогает физическое перелистывание страниц с их характерным шуршанием и ощущение того, что толщина книги при этом справа уменьшается, а слева увеличивается, давая реальную оценку проделанной работе. Описание событий твердо фиксируется в памяти тем, на правой или левой странице, в начале, середине или конце книги они происходили. У читателя есть удобная возможность вернуться назад, чтобы уточнить непонятое, не боясь потерять место, на котором он остановился, или же свериться с оглавлением. Все это особым образом задействует зрительную и тактильную память, дает важнейшие наметки для мозга, чтобы он мог правильно собирать ментальную модель того, с чем знакомится.

Кроме того, книга, как вещь структурированная, без труда приучает человека к структурированию своего дня, своей работы, всей жизни, помогает правильно строить модели будущего.

Книга приучает человека к структурированию своего дня, своей работы, всей жизни, помогает правильно строить модели будущего

Чтение книги в классическом, «бумажном» варианте – особая интеллектуальная и творческая работа, тренирующая мозг, а значит, и мышление в самых разных его проявлениях. Вследствие этого, например, у пожилых людей, читающих традиционные книги, в три раза реже обнаруживается болезнь Альцгеймера.

Экраносмотрение, наоборот, – фактор риска, поскольку мозг в этом случае не задействует многие свои важнейшие функции, и они просто атрофируются.

«Вот многие говорят, что электронные книги очень удобны, так как занимают мало места. Да, они также и в вашем мозгу мало места занимают», – весьма остроумно замечает А. Курпатов.

Несмотря на то, что при чтении традиционной книги мозг постоянно тренируется, работает, тем не менее это доставляет ему настоящую радость и удовольствие: психологическое состояние читающего быстро приходит в равновесие, и уже через 6 минут после начала чтения уровень стресса падает на целых 68%! Оказывается, классическая книга не только наш друг, но еще и настоящий домашний доктор.

Пишите письма мелким почерком

Удивительные вещи происходят с мозгом человека также и при письме от руки. Уже было сказано, что в закрытых элитных школах, куда сверхбогатые родители определяют своих отпрысков, до самых старших классов принято писать исключительно от руки. И поверьте: эти люди очень хорошо знают, зачем их детям это необходимо!

Мозг работает по-другому, когда мы имеем дело с физической реальностью

Исследования показали, что люди, которые испытывали стресс на работе и несколько дней вели дневник, вскоре чувствовали себя намного лучше, и их продуктивность выросла на 29%.

Были исследованы две группы инженеров. Те, которые вели дневник, записывая туда свои мысли и чувства по поводу потери работы, испытывали меньше гнева и враждебности, меньше скатывались в алкоголизм. Восемь месяцев спустя 52% испытуемых нашли новую работу по специальности. Из тех, которые не вели дневник, работу нашли только 19%...

Письмо от руки помогает легко усваивать новую информацию, структурировать ее, успешно переходить к новым идеям, так как мозг особым образом закрепляет в памяти то, что выписано на бумаге, и может затем думать о чем-то новом, оригинальном.

Записывая мысли, мы более четко понимаем, о чем думаем, обнаруживаем новые мотивации. Мозг работает по-другому, когда мы имеем дело с физической реальностью! И если мы действительно хотим сохранить себя, нам нужно возвращаться в реальный мир – реальное общение с реальными людьми и реальными предметами.

Елена Дешко

8 июля 2020 г.

[1] Тест Е. Торренса предназначен для подбора сотрудников, обладающих творческим потенциалом, способных принимать нестандартные решения; позволяет прогнозировать школьную адаптацию одаренных детей.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?» «Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?»
Иерей Сергий Ермолаев
«Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?» «Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?»
Беседа об информационном пощении
Иерей Сергий Ермолаев
Человек прочитал новость, начинает её обдумывать, раздражаться, гневаться, осуждать, в итоге - не может молиться.
Каким должен быть информационный пост христианина? Каким должен быть информационный пост христианина?
Ответы пастырей
Каким должен быть информационный пост христианина? Каким должен быть информационный пост христианина?
Ответы пастырей
Возьмем в руки не смартфон, а молитвослов и Евангелие, в тишине сердца помолимся. Когда Бог – на главном месте, то всё остальное – на своем.
Влечение к Интернету и девайсам сильнее сексуального Влечение к Интернету и девайсам сильнее сексуального
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Влечение к Интернету и девайсам сильнее сексуального Влечение к Интернету и девайсам сильнее сексуального
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Через Интернет не обнять человека, не облобызать его.
Комментарии
Елена28 сентября 2021, 05:15
Михайлов день.Нина Павлова:"знаю о главной опасности телевизора - телеманы, как правило, перестают читать. Нейрофизиологи уже доказали, что за чтение и за просмотр картинок видеоряда отвечают разные участки мозга. И если чтение требует напряжённой аналитической работы, то перед телевизором человек расслабляется. Постепенно происходит та сложная перенастройка организма, когда атрофируется потребность в чтении, и учителя жалуются, что школьников лишь из-под палки заставишь читать. Один американский учёный даже сказал, что человечество сейчас возвращается в состояние племени "ням-ням"... без книг оскудевает язык, и многие молодые люди пишут сейчас с ужасающими орфографическими ошибками."
Елена28 сентября 2021, 04:16
Спасибо автору за поднятый вопрос.Приходиться просто сражаться за внука(скоро 7 лет),которому "добрый" дедушка купил с рук планшет и мобильник,считая,что навыки работы с компьютером надо развивать как можно раньше,дабы не отстать от жизни,приводя в пример знакомых людей,чувствующих себя на старости лет не в своей тарелке из-за неумения привлечь компьютер к решению своих проблем.Господи,укрепи в стремлении донести до родственников пагубность увлечения гаджетами,и приведи их к Тебе.
Лена20 декабря 2020, 11:30
Денис очень активно отстаивает свою позицию, но если я правильно поняла, то основная его мысль заключается в том, что удобно иметь флешку, а не библиотеку книг, удобно быстро найти ответ в поисковике, а не хранить в памяти большие объёмы информации - тоесть защищает чисто внешние "удобства". Но ведь статья делает акцент совершенно на другом: чтение бумажных книг особым образом влияет на работу мозга и мышления, включает крайне необходимые умственные и даже психологические механизмы жизнедеятельности человека, а информационные технологии наоборот - всё это угнетают и атрофируют! Видимо, вы невнимательно прочитали статью и не смогли понять главную мысль, но сосредоточились на второстепенном.
Игорь М.15 июля 2020, 10:56
Денис14 июля 2020, 16:37 Игорь М., ныне нужно уметь составлять и задавать поисковые вопросы. В заучивании наизусть больших текстов нужда действительно отпала.>>> Ну, Денис, усвоить текст -- не значит его заучить наизусть. В памяти остаётся не "большой текст", а его смысл. Навык извлечения смысла из текста требует развития, и умственной работы. А кто сейчас хочет работать, особенно умственно? Всё сделает гаджет. Поэтому сейчас учатся "составлять и задавать поисковые вопросы" , но это только полдела. Надо ещё и усвоить полученный ответ. Иначе это как обед в Макдональдсе -- что на входе, то и на выходе, а пользы ноль.
Денис14 июля 2020, 16:37
Игорь М., ныне нужно уметь составлять и задавать поисковые вопросы. В заучивании наизусть больших текстов нужда действительно отпала.
Игорь М.14 июля 2020, 07:56
Денис11 июля 2020, 13:05 Не раз приходилось участвовать в вышибании пьяных на улице...Так, что давайте оставим восхищённые ахи о том как было хорошо молодым людям или слишком старом, которые уже не помнят из-за старческого слабоумия.>>> Зачем же, Денис, так жестоко про всех старых людей? И старые люди прекрасно помнят библиотеки с их неповторимой атмосферой.Неужели Вам так обидно,что приходилось сдавать книги вовремя?Но ведь за интернет Вы платите регулярно,и Вас это не оскорбляет.А что касается пьяных-вот Вам и показатель,в советские времена даже пьяницы стремились в библиотеки, а теперь и трезвенники,и язвенники скопом стремятся в такие заведения,что и упоминать не к месту.Прогресс,однако!
Игорь М.14 июля 2020, 07:47
Денис11 июля 2020, 19:37 Игорь М., ценной стала информация. Умные люди не хранят важную информацию без резервных копий в разных местах.>>> Денис, наоборот,сейчас и информация обесценилась: ввиду иллюзорной лёгкости получения её никто не старается усвоить -- прочитал текст, отреагировал стандартным "вау" и тут же забыл.И дорожить информацией так же,как дорожить любимой вещью,невозможно --информация нематериальна.А насчёт "резервных копий"--да хоть сотню копий иметь,хоть тысячу--это ничего не меняет,всё равно информация остаётся на носителе,а не в мозгу пользователя.Люди разучились РАБОТАТЬ с информацией,и это самое страшное.Теперь её только ПОЛУЧАЮТ, причём бессистемно.
Тамара 14 июля 2020, 00:08
Я долго и длинно писать не буду, но у меня 5 -то внуков, и то, что Вы пишите о вреде гаджетов истинно верно. Дети полностью отупевают от них, не вылазят из них, не могут уже без него посидеть и 5-ти минут. Дебилизм наступает самый настоящий!!
Денис12 июля 2020, 23:17
И., помимо карманного Евангелия бумажных книг за последние годы не покупал, наоборот имеющиеся потихоньку раздариваю. Полезен радиоприёмник в то время, когда комп требует длительного ремонта: новости, музыка....
Катерина 12 июля 2020, 10:27
Денис11 июля 2020, 13:05 -- в Вашей местности определенный специфический контингент, сформированный столетиями. А я из Подмосковья, часть родственгиков из Орловской и Тульской губерний. Чудные деревенские библиотеки за Окой одно из самых светлых деревенских детских воспоминаний. А книги я и сейчас сдаю... поздно, библиотекарши вздыхают, но штрафы упорно не берут. Люблю книги на твердом носителе - бумаге (производство книг отдельная индустрия), красивые иллюстрации талантливых художников, потертые обложки, новые обложки, дюбовно выбранный шрифт...
И.12 июля 2020, 00:45
Денис11 июля 2020, 13:05 Сочувствую Вам, у меня было все совсем по-другому, за просроченную сдачу книги никто не выговаривал и не казнил без суда и следствия. И даже не представляю, что пьяному могло понадобиться в библиотеке, да ладно. Вам же не предлагают повторять худшую практику, как и идеализировать что бы то ни было, зачем кидаться в крайности. Воля Ваша, хотите жить в цифровом мире, идите туда один или с компанией единомышленников, к чему Вам сопротивляющиеся. Пока книги издаются в бумажном варианте, буду их покупать, не собираюсь Вас ни в чем переубеждать, ни Вам, ни мне это не надо.
Денис11 июля 2020, 19:37
Игорь М., ценной стала информация. Умные люди не хранят важную информацию без резервных копий в разных местах.
Денис11 июля 2020, 19:35
Игорь М., программы преобразования текста в речь позволяют выбирать скорость воспроизведения. Кстати и у здоровых людей зрение может сесть от излишнего чтения.
Денис11 июля 2020, 13:05
И., успел попользоваться и бумажными общественными библиотеками. Поэтому помню и то, какой маленький выбор в них. Помню и книги залапанные так, как будто бы их подобрали на свалке. Помню как приходилось порою идти в библиотеку, чувствуя себя не совсем здоровым из-за того, что срок сдачи взятых книг поджимал. Хотя, конечно, всё это меркнет на фоне посетителей. Не раз приходилось участвовать в вышибании пьяных на улице. Только каким-то чудом до серьёзных разборок тогда дело ни разу не дошло. Так, что давайте оставим восхищённые ахи о том как было хорошо молодым людям или слишком старом, которые уже не помнят из-за старческого слабоумия.
Дмитрий11 июля 2020, 10:27
По моему, на детей, (да и взрослых тоже), большее влияние оказывает даже не сама информация, а тот дух, с которым она подается, примеры поведения, манера разговора и т. д. Почему , кто лично знал старцев, говорили что в их присутствии сам менялся больше, чем от каких либо умных разговоров. Потому что немного проникался их духом (хотя бы ненадолго). Так и находясь в Сети, играя в игры, тоже проникаемся их закваской, часто далекой от христианской, а зачастую и демонической.
Игорь М.11 июля 2020, 09:18
Ещё одна беда поголовной цифровизации-дети не учатся,а взрослые разучиваются ценить вещи.Вспомните как в детстве мы ценили любимые игрушки,а ещё совсем недавно дорожили любимой книгой,или даже какая-то вещица могла иметь для нас нематериальную ценность.Потом эра одноразовых вещей убила эти привязанности, а теперешняя "цифра" забила последний гвоздь.Практически всё интересное теперь живёт в зазеркалье гаджетного экрана,а физической вещи нет-как же можно ею дорожить?Да и сами гаджеты сделаны по одному шаблону и рассчитаны на сменяемость,к ним тоже невозможно привязаться.В будущих цифровых музеях современных писателей не будет предметов вроде очков Чехова и т.п.Ничего материального просто нет.
Игорь М.11 июля 2020, 09:06
Денис10 июля 2020, 14:54 для слабовидящих людей...Да и слишком много деревьев нужно для домашних библиотек.>>> В статье речь не о слабовидящих (Вы ведь тоже как-то читаете эту страницу).Никто не отменяет аудиокниги-я сам их слушаю.Но-и это очень важно-аудиокнига никогда не даст той полноты информации,которую получаешь от нормальной книги.Отсутствуют иллюстрации,важные даже для исторических книг и худ.литературы(вспомним "пляшущих человечков" Шерлока Холмса или карту Острова Сокровищ).Повторить важное описание тоже получится далеко не всегда.И главное,темп чтения аудиокниг устанавливается чтецом,а слушатель только ПАССИВНО следует за ним. А деревья-для производства флэшек их нужно не меньше.
Валентина 11 июля 2020, 06:37
Читаем то мы это в интернете, а не в бумажной книге или журнале. И пишем тут же.
Алла11 июля 2020, 06:14
Денис, многие люди предпочитают бумажные книги. Я на дух электронку не выношу, мне никакого места для полноценных книг не жалко)
И.10 июля 2020, 20:19
Денис 10.07.2020,14:54 Аудиокниги на других носителях были и до эры гаджетов. И библиотеки общественные были. Ножками туда ходили, брали книги, читали, возвращали. Не обязательно все дома собирать. И лес свой лучше на книги использовать, чем китайцам гнать контрабандой. А то без леса и книг, но зато с китайскими гаджетами и флешками с Альцгеймером в обнимку, очень вдохновляющая перспектива для будущих поколений.
Денис10 июля 2020, 14:54
Игорь М., для слабовидящих людей вроде меня важна возможность слушать электронные книги. Для всех же важно занимаемое место флэшкой и книжным шкафов в отнюдь не резиновых квартирах. Да и слишком много деревьев нужно для домашних библиотек из бумажных книг.
ТаняСем10 июля 2020, 12:52
Очень согласна с автором !!! Особенно с последним абзацем этой статьи,что,," если мы действительно хотим сохранить себя, нам нужно возвращаться в реальный мир – реально общаться с реальными людьми" Вот именно ,чтоб сохранить свою идентичность и Человеческую, а не цифровую личность !!! А сейчас все больше и больше ставят эксперименты с новейшими технологиями,которые ведут к разобщению и разчеловечиванию и в итоге к уничтожению всего живого,а значит Божьего!!!! И начинают все это внедрять в наших детей,которые итак не умеют уже общаться нормально,а уж читать-это просто фантастика,лучше кликнуть в поисковик и все готово..и дистанцинка активно внедряется,ведь без общения дети совсем одичают
Игорь М.10 июля 2020, 09:38
Денис 9 июля 2020, 18:36 Екатерина, а зачем к примеру заучивать наизусть целую книгу, если с этим прекрасно справляется флэшка по цене сравнимая с одной книжкой? Только вот флэшка может содержать куда больше информации, чем битком набитый книгами шкаф.>>> Вот в этом и есть основная ошибка--хранители информации разные: электронная информация остаётся на флэшке, а книжная переходит в мозг читателя.На флэшке у всех целые библиотеки,а прочитано с этой флэшки только название нескольких книг."На флэшке есть",и успокоились, читать не обязательно.
Михаил10 июля 2020, 07:56
Совершенно очевидно что в наше время люди становятся все более зависимые от гаджетов, особенно дети - наверное они еще малы, чтобы контролировать сидение в виртуальном мире. Мне лично не нужно никаких доказательств и исследований, чтобы это подтвердить, я просто это наблюдаю и вижу, что называется не вооруженным глазом. Я сам являюсь зависимым, играю в онлайн-шахматы и мне очень тяжело от них оторваться, не смотря на то, что стараюсь читать утреннее и вечернее правила, может конечно редко причащаюсь! Могу вспомнить много таких ситуаций про зависимых детей - в храме мальчики сидели и играли в телефоне (3 случая), мои дети тяжело отрываются от телефона (часто приходится ругаться) и т.д.
Наталья Богоявленская 9 июля 2020, 20:24
Статья очень правильная и полезная. Да, книга развивает мозг, а гаджет -- отупляет. Как-то мне пришлось находиться рядом с парнишкой лет восьми, увлёкшимся игрой на смартфоне, так мне без преувеличения стало страшно: если родители не постараются выправить ситуацию (лучше поздно, чем никогда), можно с горечью говорить, что он -- конченый человек. И многие знакомые жалуются на эту зависимость своих детей и внуков. "Поколение большого пальца" -- так охарактеризовал ситуацию протоиерей Артемий Владимиров. О том, что производители компьютерных игр не подпускают к ним своих детей, говорил, в частности, Никита Михалков в одном из выпусков "Бесогона". Нам бы вместо критики подумать, что же делать.
Денис 9 июля 2020, 18:36
Екатерина, а зачем к примеру заучивать наизусть целую книгу, если с этим прекрасно справляется флэшка по цене сравнимая с одной книжкой? Только вот флэшка может содержать куда больше информации, чем битком набитый книгами шкаф. Да и где к примеру в реале найдёшь сразу несколько любителей обсуждать богословские темы, церковные проблемы и достижения? Мы обсуждаем их на Православие.Ru.
Читательница (Подмосковье) 9 июля 2020, 18:08
И. (9 июля 2020, 15:35), согласна с Вами. Конечно, не гаджеты как таковые – зло, а чрезмерное их использование. А гаджеты лишь "провоцируют" пользователей на это. Многие из нас очень зависимы от цифровых устройств, интернета и уже не представляют свою жизнь без них. Вот это плохо. Лена (8 июля 2020, 19:58), спасибо за информацию.
И. 9 июля 2020, 15:35
Читательница (Подмосковье)8 июля 2020, 15:01 А.Курпатов не первооткрыватель, он повторяет то, о чем многие ученые говорят. В интернете есть лекции и статьи наших ведущих "мозговедов". И не сами гаджеты делают из людей роботов, а чрезмерное их использование и повсеместное внедрение под видом "улучшения качества жизни" приводит, в конечном счете, к деградации психической деятельности индивида, о чем сейчас только ленивые не говорят.
Илия 9 июля 2020, 15:23
В оккультных психотехниках есть прием "для ни чего не думания": так вот надо подумать о том, потом быстро о другом, о третьем,... десятом. В результате человек толком ни о чем и не думает. Так что ни какого "навала" информации нам не предлагают, а просто раздергивают наше внимание в разные стороны, лишь бы не сосредотачивались на своём.
Ирина 9 июля 2020, 13:44
Уже ничего не сделаешь
Владимир 9 июля 2020, 11:02
Друзья, в статье есть рациональное зерно. Как отец троих детей прекрасно понимаю обозначенную проблему и вцелом принимаю точку зрения автора. Кроме того, Василий Великий и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии. У Василия Великого есть статья «О пользе для юношества языческих сочинений». Поэтому не стоит строить критику на фамилиях... И стыдно должно быть не за автора, а за осуждение и злословие.
Екатерина 9 июля 2020, 09:55
Елена, спасибо за статью. Такие статьи нужны - может, хоть один-два человека задумаются. Может, хоть у одной мамы мелькнет после прочтения мысль - а правильно ли я делаю, что даю ребенку планшет во время еды? Может, у кого-то еще засигналит самокритика. Удивляет одно - всегда появление подобных статей вызывает негатив в комментариях.Причем обычно он направлен не на суть проблемы, а на какие-то второстепенные вещи: типа а почему вы ссылаетесь на этого? а вы что сами разве не в интернете? и т.д. и т.п. А с сутью не поспоришь - люди, мы становимся дебилами и делаем дебилами наших детей, одумайтесь!
Игорь М. 9 июля 2020, 06:12
"чрезмерное потребление информации"/// С точностью до наоборот.Поток информации-это да.Но потребления-то как раз и нет. Характерный термин последних (возможно, буквально) пары лет - TL;DR "Too long, didn't read". Если смысл не укладывается в паре строк, он уже не усваивается,идёт блокировка и перескок на другой "топик".Когда-то это называлось "клиповое сознание".И насчёт мифа про "закрытые школы с письмом от руки"-никто не замечал,как теперь дети пишут?Почти все поголовно держат ручку где-то в кулаке,между пальцами.Так ведь тяжелее-но они просто не могут научиться правильно,любая попытка к самообучению уже воспринимается как насилие над мозгом.
Денис 8 июля 2020, 20:55
Елена О, на мой взгляд, нелепо ставить выбор онлайн ИЛИ офлайн обучение. Нужно то и другое, так с одной стороны зачем кучковаться будущим программистам, но с другой стороны как стричь дистанционно?
Лена 8 июля 2020, 19:58
ЧИТАТЕЛЬНИЦА (ПОДМОСКОВЬЕ), могу ответить на ваш вопрос: "Кто по образованию автор статьи?" У автора статьи библиотечное образование.
Денис 8 июля 2020, 18:41
Читательница, у меня вызывают недоумение статьи против Интернета, которые пишут для размещения в Интернете. В частности возникает вопрос насчёт искренности критиков. Так данную статью вряд ли за полчаса-час набрали, скорее "убили" на неё рабочий день.
Елена О 8 июля 2020, 18:39
Читательница (Подмосковье), ничего удивительного в этой публикации не вижу. В обществе родителей царит уже практически истерика из-за угрозы внедрения дистанционного обучения детей. Консервативный портал вынужден подтвердить опасения родителей и педагогов нашей страны, ссылаясь на современные исследования. В Сретенской семинарии, да и в МДА таких исследований, я думаю, не велось.
Читательница (Подмосковье) - в дополнение 8 июля 2020, 15:01
Не увидела в статье еще одну фамилию – А. Курпатов. Посмотрела, кто он. Представляют А. Курпатова так: «Знаменитый психолог и психотерапевт». Его лекцию «Как стать счастливым?» даже и слушать не стала. Если бы статья, в которой "использованы лекции доктора А. Курпатова", была размещена на сайте «развивающейся» Сретенской духовной семинарии, я бы не удивилась. А так - я в недоумении.
Читательница (Подмосковье) 8 июля 2020, 14:43
Гаджеты - это зло, превращающее человек в бездушного робота. Интересно, кто по образованию автор статьи. Стыдно за свое невежество, но я не знала, кто такой Э. Торренс. Посмотрела в Википедии, источнике "знаний", - американский психолог. Такое чувство, что без психологии нам всем каюк. От губительного действия гаджетов спасет только она.)
Денис 8 июля 2020, 13:41
Для человека почти невозможно жить без греха особенно в молодости, когда уже нет детской невинности, но греховные удовольствия ещё в новинку. Информационная зависимость далеко не худшая среди реальных альтернатив.
Денис 8 июля 2020, 13:22
"Весьма примечательно, что изобретатели этих гаджетов не позволяют своим детям до 9 лет даже прикасаться к ним, а с 9–10 лет разрешается пользоваться не более 30–50 минут в день. В самых престижных закрытых школах до старших классов нет никаких компьютеров, и дети пишут исключительно от руки". Автор, будьте добры, приведите ссылки на первоисточники данной информации!
Антоний 8 июля 2020, 09:25
P.S. И последнее: Курпатов даже у А.Г. Невзорова в чести. Конечно, он хвалит Глебыча, но указывает на недостатки его "научной модели", дескать "мистически настроенная публика" - верующие, - "легко вкручивают данные новейших исследований в свою религиозную картину"; еще тезисы: "Сейчас ей (религии) осталось совсем немного, сейчас она уйдет совсем, нам пора строить науку о человеке", религия это - "массовое традиционное заблуждение". Видео см. на официальном YouTube канале г-на Невзорова. Вот только странно ссылаться на подобного персонажа на Православном сайте...
Антоний 8 июля 2020, 09:15
А. Курпатов: "инстинкт самосохранения сам религию и создал", "Можно вспомнить также и кроткого любимого ученика Иисуса - Иоанна Богослова, а также воинственного до неприличия апостола Павла, с "посланиями" которого современная христианская церковь теперь не знает, что и поделать,-уж больно они архаичны", "борцов за веру можно встретить в большом количестве, впрочем, чаще они переодеваются в рясы (или другую специфическую униформу), а еще чаще оказываются заложниками каких-либо сект и маргинальных религиозных объединений. Зрелище эти персонажи представляют собой печальное.", "Представителям Церкви (в принципе, любой) важно не столько наше психологическое благополучие, сколько наша верность".
Антоний 8 июля 2020, 09:11
В статье есть рациональное зерно, но много просто антинаучных фактов. Здесь и мозг младенца, который "изначально просто скопище отдельных нервных клеток", хотя прекрасно известно, что "слаженный аппарат, способный мыслить, принимать решения, строить планы, создавать зрительные образы, радоваться, печалиться, различать цвета и запахи" формируется и "вводится в работу" задолго до рождения. И так далее. Кроме того, сказав "А" надо сказать и "Б", взяв на вооружение иные тезисы Курпатова: "Например, сроки сотворения мироздания, указанные в ряде основополагающих текстов, не соответствуют данным радионуклидного анализа, эволюционная теория противоречит религиозным представлениям по этому поводу".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×