Протоиерей Андрей Ткачев: «Если наши мужики прекратят бухать, наши женщины перестанут делать аборты»

Накануне Всероссийского Дня трезвости, 11 сентября, мы пообщались с протоиереем Андреем Ткачевым. Тема беседы – современные зависимости и трезвый образ жизни.

– Отец Андрей, давайте обсудим важность для нашей страны и Церкви трезвого образа жизни с точки зрения священнослужителя. Вы сами сталкивались с распространенностью пьянства?

– Пьянство поразило все страты населения, от самых высоких до самых низких. Меняется только качество напитков, от Хенесси до «Боярышника». На Слете трезвости и здоровья в Екатеринбурге я узнал, что в России на сегодняшний день есть тенденция к снижению потребления алкоголя. Но зависимых меньше не стало! То есть люди переключаются на другие формы зависимости.

Пьянство поразило все страты населения, от самых высоких до самых низких

Пьянство – единственная «историческая» форма ухода в параллельный мир, все остальное просто отсутствовало. Сейчас появился виртуальный мир, мир компьютерных игр, Интернет и далее – виртуальное общение, виртуальный секс, плюс наркотики. У современных людей масса альтернативных вариантов ухода «в несознанку», в виртуальный мир.

Поэтому пьянство теряет позиции. В каком-то смысле сейчас немодно пить. Даже среди наркоманов считается, что пьянство – дело «лоховское». Продвинутые люди имеют другие «коридоры ухода в иную реальность». Пьянство теряет позиции, на его место приходят новые формы бегства от действительности. Это ключ к пониманию проблемы. Потому что проблема – это уйти от действительности.

– Как духовник, вы сталкиваетесь с проблемой пьянства?

– Да, такие проблемы звучат регулярно. Сейчас у меня, в силу специфики служения, ограниченный контингент людей. А в Киеве, где двери храма были открыты нараспашку, у нас были просто армии забубённых алкашей. Большинство из них не хотели каяться, а хотели просто социальной поддержки. Осознающих проблему и желающих исправиться людей всегда меньше, чем тех, кто хочет получить помощь.

А здесь человек пьет раз в два дня бутылку вина и приходит ко мне с тревогой, что начинает привыкать пить. Я даже удивляюсь этой встревоженности, потому что больше привык сталкиваться с пьющими «по-чёрному». Я вырос во Львове. Там пили с детства, пили все. Там, если человек пьет, например, бутылку вина раз в три дня – значит, он идеальный трезвенник.

А здесь я встречаюсь с людьми, которые сигнализируют о своей проблеме. Например, женщина говорит: «Прихожу с работы взвинченная, выпиваю бокал вина, и уже не могу без бокала спокойно лечь спать. Я чувствую, что это проблема».

– Как вы оцениваете такую встревоженность?

– Хорошо оцениваю. Работящая мать семейства, верная жена, которая тянет дом, бизнес. У нее возникла привычка выпивать бокал вина перед сном, привычка укрепилась, и уже появилась тревога. Это правильная тревога. Она молодец, что тревожится об этом, ее надо вывести из этого состояния. Сказать: «Завяжи. Смени на чай с ромашкой, и будешь засыпать не хуже».

У меня накладывается одна картина на другую, я понимаю, что это совершенно разные миры. К счастью, мы можем перейти из мира забубённого пьянства в мир тревоги о бокале вина перед сном.

– Различается ли, на ваш взгляд, алкоголизм мужской и женский?

– Различается очень сильно. Женщины более чувственны. Включаясь в некие удовольствия, в том числе в алкогольное «удовольствие», они в большей степени лишаются самоконтроля, порабощаются сильнее.

Женщина более социализирована, она, прежде всего, жена, мать. Это очень ответственная позиция, ей некогда забываться в искусственных вещах. И слава Богу! Женщины в чем-то здоровей мужчин, иногда более сильны духом, и у них много «стопов» на пути. Но если женщина вдруг все эти «стопы» сомнет, вырвется в зону вседозволенности, то там уже нет берегов.

Женщине нужна некая асоциальность, чтобы пить. Скажем, проститутка глушит неестественность своего бытия химией. Об этом Куприн писал в «Яме». Почти все они – морфинистки или алкоголички, потому что неестественно женщине пропускать через себя 5–8 мужчин за день. И, неосознанно страдая душой от неестественности, они пьют. Пьют с ночи до утра, днем просыпаются, вечером выходят на «работу».

– Сейчас говорят, что основную профилактику надо проводить среди молодежи. Как вы считаете, что поможет молодому человеку не оступиться, не попасть в алкогольную зависимость?

– Хорошо бы сказать: «Занимайтесь спортом», но есть статистика: люди, уходящие из большого спорта, спиваются очень часто. Они сжимают пружину, закусывают губу и рвутся на Олимп. А потом, достигнув Олимпа или не достигнув Олимпа, они скатываются в одно и то же. Спорт сам по себе ни от чего не защищает. Он очень функционален и ограничен в средствах, он не оздоравливает. Он помогает, но не исцеляет.

Человеку нужен высший план бытия. Человек должен в юности знать, что Бог есть

Молодежи, вообще человеку, нужен высший план бытия. Человек должен в юности знать, что Бог есть. Как писал Экклезиаст: «Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца твоего, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9). Надо знать, что Бог есть. Это знание исцеляет.

С другой стороны, не хватает физической деятельности. Нет простого физического труда, не на что отвлечься. Современные молодые люди погружены в виртуальный мир, напичканы информацией и мало заняты простой человеческой деятельностью – помыть посуду, лестницу, вынести мусор, покрасить забор. Их на это не хватает. Поэтому хочется уйти из этого, как им кажется, скучного мира в параллельные миры. И в этом помогает химия.

У меня нет готовых рецептов для молодежи. Начинать нужно не с детей, не с молодежи. Начинать со зрелых людей, от которых зависит жизнь. Это те, кто находится в возрасте зрелости греческого мужа. 45–50 – это возраст, когда еще нет старости, но уже есть серьезность, закаленность опытом и отсутствие иллюзий, и вместе с тем трезвость души. Трезвость – это же не просто отсутствие пьянства. Трезвость – это характеристика ума вообще.

Мне кажется, что люди 45–50 лет – это самый важный срез общества. Они смотрят за стариками, держат в узде молодежь, они рожают детей или воспитывают недавно рожденных. Они находятся в самой поре человеческой жизни.

А молодежь пойдет туда, где крысоловы ей пропоют песенку. Им покажи по телевизору новое – они создадут новую моду. Они очень ведомые, у них нет ориентиров. Они хотят денег, славы, известности, удовольствий. Вот нехитрый набор того, что они хотят. Пьют они или не пьют, неважно. Они все равно в аду душевном.

– Сейчас часто говорят о любви к себе. Человек, который не любит себя, начинает жить деструктивно, разрушать себя и окружающий мир. Ваше мнение?

– Пьянство и прочие такие штуки – это может быть обратный аскетизм. И это особенно уязвляет народы, имеющие аскетическую традицию. Это некая деструкция, аскетизм со знаком минус. Алкоголик клеймит, позорит себя. Он согласен поставить себя ниже всех. Некий Мармеладов такой.

Любить себя, мне кажется, позорное занятие. Любить себя можно только выдуманного. Потому что чтобы любить, надо знать. А того себя, которого ты знаешь, ты любить не сможешь. Можно пожалеть себя или помилосердствовать о себе. Как Петр сказал Иисусу Христу: «Помилосердствуй о Себе, Господи! Да не будет с Тобой этого» ( Мф. 16, 22). Вот милосердствовать о себе, относиться к себе с состраданием. С любовью – нет. С любовью у нас возникает тысяча ловушек. Допустим, женщина, дующая себе губы силиконом, любит себя. Но это такая странна форма любви, которая мне совершенно непонятна.

Любовь к себе выражается в современной культуре в издевательстве над телом

Она любит себя идеальную и приближает себя к идеалу, и насилует свое тело ради приближения к идеалу. Чтобы любить себя, надо всю жизнь валяться в солярии, или потеть в фитнесе, или лежать на операциях. Любовь к себе выражается в современной культуре в издевательстве над телом. Люди меняют пол, сгоняют вес, сидят на диетах.

Наверное, она страдает. Вообще, страдают все люди. Страдание – это имя человечества. Страдает не только человек, который едет в битком набитом трамвае, – страдает и человек, который в это же время едет на мерседесе с кондиционером. Страдают все. Просто этого не понимают те, кто не умеет думать. Страдает вообще весь род человеческий, вообще вся тварь совокупно стенает и вопиет, и Павел слышал этот голос стенающей твари. Мы живет в страдающем мире. Как писал Тарковский: «Рана мира обошла меня, и жизнь жила помимо нашей воли».

Но вернемся к любви к себе. В этом есть какая-то великая пошлость, самозацикленность. Любить нужно другого. Почему любовь половая требует мужчины и женщины? Мужчина и женщина – это инопланетяне друг для друга. У них разная психика, кардинально разная физика – разная выносливость, темпоритм, эмоциональность. Они другие. Любить надо другого.

И Бог – Другой для человека. Он не похож на человека, Он никакой с точки зрения всех категорий, которые мы знаем. С точки зрения категорий мира аристотелевских, Его нет. Потому что он некатегориален, Он вообще Иной. Он вне категорий. Этот Иной требует любви. Его надо искать, почувствовать, что Он есть, воззвать к Нему с молитвой. И потом Он тебе отвечает: «Люби Меня и тех, которые возле тебя». И ты пытаешься любить Этого Невидимого, и это вообще великий крест.

С точки зрения глубоких понятий любви и глубоких понятий «Я», любовь к себе – это антихристианство в чистом виде, самозацикленность, ведущая к сумасшествию, которым и закончил Ницше. Любить надо другого. На самом деле сила любви должна быть обращена на Бога – сначала и на ближнего – потом.

– А как же фраза «Полюби ближнего, как самого себя»?

– Это просто все решается, хотя бы с точки зрения прощения. Когда я согрешаю и ищу себе оправдания, я призываю себе на помощь космос, гороскоп, родителей, советскую систему, друзей-хулиганов, плохую генетику… Я раскидываю свою вину по всем присутствующим, и оказывается, что я лично и не виноват! Вот если бы мы так искали оправдания грехам ближнего – это значило бы любить ближнего, как себя самого. Попробуйте простить ближнего, разбросать его вину по разным полочкам. Как себя самого, оправдайте его!

Попробуйте простить ближнего, разбросать его вину по разным полочкам. Как себя самого, оправдайте его

Да, пожалеть себя нужно. Если ты нужен другим – например, мать или отец нужны семье. Павел говорит: «Я бы давно хотел разрешиться и быть со Христом, но живу для вас, потому что вам это полезней» (Фил. 1, 23). То есть не мне, но вам. Если ты делаешь операции, которые не делает никто, тебе нужно передать это сокровище, ты живешь в ожидании учеников, и потом уже можешь спокойно уйти. Если есть некая общественная значимость, ты должен поберечь себя, если ты значим. Для семьи, для детей, для тех, кто тебя любит. Это может быть большое число или малое, неважно. Но если у тебя есть тот, кто любит тебя, и ты можешь поберечь себя, то побереги.

Мне кажется, русскому человеку нужно что-то делать ради какой-то большой цели. Ради спасения Балкан от турецкого ига, ради торжества святых ценностей Петра и Февронии на пространстве ЛГБТ-беснования. Ты русский? Любишь Россию? Брось бухать ради России!

Мне трудно представить француза, который бы бросил бухать ради Франции. Но я вполне понимаю русского мужика. Ты же любишь нашу землю, наш народ, историю. Болит душа за то, что происходит? Кинь бухать и стань нормальным! Высокая цель для русского оправдана. Я не знаю, почему так. Почему нельзя французу бросить бухать ради великой Франции, но русскому можно бросить пить ради величия России? Тут есть некая жертва. Россия, если не будет трезвой, великой не будет. Ты же хочешь великую Россию? Ну, так вложи свою копейку в общую казну.

Если наши мужики будут меньше бухать, они начнут читать, потом в спортгородок забредать без пива, потом, глядишь, и в церкви окажутся. Когда есть только футбол и пиво, тогда все понятно, выхода нет. А когда есть некий идеал трезвости, они разверзшуюся пустоту начнут заполнять книжкой и, неизбежно, Церковью. Вообще, все, читающие книги, будут в Церкви.

Нужно еще культуру чтения возрождать. Писатель же что делает? Он вызывает тебя на диалог и рождает неприятие, отторжение, бунт, гнев, согласие, симпатию. Он, по сути, невидимый собеседник. То есть он рождает в тебе твой собственный внутренний мир. В этом и ценность книги. При отсутствии серьезных собеседников, книга способна тебя двинуть на внутренний поиск, на бунт, на борьбу, на согласие, на радостное обретение. В этом ценность чтения. Начинаешь читать, начинаешь думать.

– Какая роль в этом духовенства?

– Духовенство наше невозможно переоценить во всех аспектах. Оно есть фактически совесть нации, что бы про него ни говорили. Какая нация – такая и совесть. Оно фактически призвано творчески включиться во все дела неполитического характера. Чем важна тема трезвости? Она не политическая. Если наши мужики прекратят бухать, наши женщины перестанут делать аборты, а наши подростки и юноши отлипнут от порнографии. Найдут себе замену в виде турника, библиотеки. Мы через 15 лет не узнаем Россию. Это будет по-настоящему великая страна. Она и так великая. России незачем доказывать, что она – великая. Она велика не только в силу географии, но в силу истории, внутреннего потенциала, сонма святых, синодика ученых, нобелевских лауреатов. Она велика по факту. Тут нечего расшаркиваться, книксены делать, типа «Извините, мы поздние дети в европейской цивилизации». Мы великие и так. Только надо, чтобы это величие было востребовано и впитано наследниками этого величия.

Мы через 15 лет не узнаем Россию. Это будет по-настоящему великая страна

В этом смысле духовенство может инициировать великие вещи: женщины без абортов, мужики без пьянства, подростки без порнографии. Этим трем категориям людей дать пастыря, литургическую церковную молитву – как отдушину, как отдых души, как ориентир движения и как реальную укрепляющую силу. Через 15 лет у нас будет новая страна, появятся новые элиты. Наши люди, которые не прячут детей в Лондоне, а бабки в Сингапуре. Новые люди, православные. Которые не афишируют, а делают правильные вещи.

– А какая роль государства в отрезвлении людей?

– Государство, по идее, должно озаботиться судьбой своего населения и духовным здоровьем своего народа. В принципе, русское государство должно заботиться о русском народе. Заниматься не народами вообще, но русскими в первую очередь. О татарах заботиться в этом отношении не нужно, они и так трезвы в силу ислама. А вот русские очень нуждаются в попечении. Нас спаивали государственники. Государственники и помочь должны выкарабкаться из этого всего. Конечно не так, как Горбачев, который порубил крымские виноградники. Бороться с пьянством, вырубая виноградники! Конечно, не так.

Государство, оно такое тяжелое, скрипучее, несмазанное… Если начинает куда-то лезть… уж лучше бы не лезло! Начинает обкладывать обязанностями, справками, отчетами. Поэтому мы боимся его и хотим ограничить его действие в нашей жизни.

Но факт исторический в том, что русских людей споило государство. Иван Грозный начал спаивать людей: это монополия на водку, «казёнка». Монопольное самогоноварение – это же сумасшедшие деньги! Спаивали нас наши православные цари. В силу логики исторического бытия, отрезвлять нас тоже нужно православным царям.

– Что государство реально может сделать?

– Я поддерживаю идею ограничения продажи алкоголя с 21 года, нужно отсечь доступ к алкоголю молокососам. Также запрет продажи на заправках, удаление от социально значимых объектов – школ, детских садов, ограничение продажи ночью – это все прекрасные вещи.

Потом, нужно с пивком разобраться. Все начинается с пивного алкоголизма. В Англии все одним только пивом напиваются в лёжку. 20 бутылок одного, сверху пинта другого, и он, как свинья, лежит под забором. И мужчины, и женщины. Сейчас убрана вся реклама, кроме безалкогольного пива. Безалкогольное тоже надо убрать: это двусмысленность ненужная. Ноль там градусов или нет – неважно: ее нужно убрать. Еще, возможно, с продавцов алкоголя снимать пеню на содержание алкодиспансеров. Здесь нужно познакомиться с опытом других стран. Просто запрещать мы не можем. Но можем часть сверхприбылей направить на лечение алкоголиков.

Социальная реклама очень важна. Она работает. Например, «узнай себя»: приходит пьяный жлоб домой и разгоняет всех по углам. Показать мужику: ты не похож ли на этого человека? Или человек выпил, сел за руль, поехал и улетел, и забрал с собой кого-то в другой мир. Это все можно снять, показать. Реклама запрета на алкоголь при посадке за руль. Домашнее насилие, связанное с пьянством. Социальная реклама может работать во всех направлениях, государство в силах это сделать. Ролик прокрутили в течение месяца по всем каналам. И по замерам через два месяца вы увидите уменьшение статистики по этой позиции.

Если вам интересны только доходы от алкоголя, тогда вы иуда

Но если вам интересны только доходы от алкоголя, тогда вы иуда. Есть душа торгаша и душа земледельца. Торгаш продал сегодня утром, купил сегодня вечером, завтра утром опять перепродал. Он крутится на марже, быстро продает и быстро покупает. Это душа торгаша. А душа земледельца – сегодня посеял, соберу через пять месяцев и съем через восемь месяцев. Я бы хотел, чтобы нами правили не иуды, а земледельцы, потому что генетика наша – земледельческая. Нам надо, чтобы нами правили люди со стратегией мышления: «Я вложу сегодня, завтра прибыли не будет, и послезавтра не будет, и через год не будет. Но через три года я не буду строить новую тюрьму, не буду строить новый диспансер для алкашей, не буду строить приют для брошенных детей. Эти люди социализируются».

Если человек стратегически думает, ему не нужно сегодня вложиться, чтобы завтра нажить денег. Он думает о людях. Это вопрос большой. Элиты, мнящие себя элитами, – они полностью отделены от нас, мы никак не влияем на них, или они связаны с нами все-таки? Может быть, наше покаяние, наша молитва, наш вопль к Богу могут изменить что-то? Может быть, в элиту войдут люди, а не нелюди? Которые будут работать не по иудиной схеме «обворовал – вложил – собрал дивиденды». Чтобы думал о стратегии: сегодня мы потеряем, еще два года потеряем, но в третий год соберем прибыль – человеческий капитал, здоровое потомство, уменьшение заключенных, расходов ФСИН. Это же стратегия! У нас есть такие люди, или мы дожили до полного безбожия?!

– Внешние ограничения устанавливает государство. А нужны ли внутренние ограничения? Вы сами употребляете алкоголь?

– По неизбежности и по желанию, да. Я с детства хорошо знаком с этой темой. Это действительно иной мир, и в нем много дверей, но ни одна из них не ведет туда, куда нужно.

Любовь к Богу рождает энергию спасать людей. Люди – это сокровищница Церкви

– Что Церковь может сделать для отрезвления народа?

– Церкви нужно быть просто Церковью. Она должна любить Бога и людей. Бога сначала, людей потом. Любовь к Богу рождает энергию спасать людей, которых она знает, любит и отвечает за них. Все остальное должно интересовать её во вторую очередь. Близость к власти должна быть второстепенна, денежный доход и калькуляция должны быть второстепенны. Сначала люди. Будут люди – будут деньги.

По сути, люди – это сокровищница Церкви. Их карманы, их сердца, их совесть, их души, их мысли. Поэтому Церкви надо заниматься главным и пренебречь второстепенным – канцелярским рабством, бумажной волокитой, иерархическими тяжбами всякими, – и заняться людьми. Литургически и евангелически. Нужно влюбить каждого прихожанина в Евангелие и влюбить каждого прихожанина в литургию. И чтобы и то, и другое было им понятно. Тогда у нас появится еще один великомученик Георгий, святой Пантелеимон, у нас опять возникнет святой Онуфрий, великий Антоний, Феодосий Печерский, у нас будет новый Сергий Радонежский. Будет все другое, другая жизнь!

С протоиереем Андреем Ткачевым
беседовал Валерий Доронин

11 сентября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пиво тоже алкоголь Пиво тоже алкоголь
О предложении Минпромторга России
Пиво тоже алкоголь Пиво тоже алкоголь
Минпромторг России предлагает снять ряд ограничений на торговлю пивом. Эксперты отмечают: убытки от употребления алкоголя в 20 раз превышают доход от его продажи.
Про каменщика Володю и беса Про каменщика Володю и беса
Свящ. Александр Дьяченко
Про каменщика Володю и беса Про каменщика Володю и беса
Священник Александр Дьяченко
«Слушай, батюшка, такая у меня проблема, – говорит Володя. – Еще в юности по глупости сделал я себе на плече татуировку: бесенка наколол. И если раньше всё было нормально, то теперь чувствую: он мне мешает…»
«Алкоголь. Незримый враг» (+ВИДЕО) «Алкоголь. Незримый враг» (+ВИДЕО)
Фильм
«Алкоголь. Незримый враг» (+ВИДЕО) «Алкоголь. Незримый враг» (+ВИДЕО)
Фильм
Спиртное – один из главных факторов вымирания и деградации населения России. Каждый год в нашей стране из-за спиртного стирается с лица земли целый город, в котором сотни улиц и тысячи домов.
Комментарии
Анна23 сентября 2020, 04:39
Можно спокойно прожить, не употребляя алкоголь. Старообрядцы раньше не употребляли и были самыми зажиточными и успешными купцами. Без алкоголя вполне можно обойтись. Мозги будут лучше соображать, больше будешь успевать, радостнее и здоровее будет жизнь
Денис17 сентября 2020, 17:18
Руслан, я тут на Православие.Ru полную весьма позитивной статистики статью https://pravoslavie.ru/126771.html "2009–2019 гг.: самая незаметная и эффективная антиалкогольная кампания в истории России". Кстати и ваш комментарий там имеется, а значит вы её читали. К чему тогда уныние в здешних комментариях? От себя добавлю, что среди молодых людей в моём родном Красноярске пьяниц действительно мало.
Руслан, Украина17 сентября 2020, 11:55
Кстати, ещё проблема в том, что кругом куча наливаек. И вроде и закрывают по жалобам, но потом опять открывают. Не мало раз видел пьяных людей, который выходили оттуда. Причем наливайки иногда бывают даже не далеко от детских площадок. У нас к примеру открыли наливайку рядом с местом, где любили посидеть обычные люди, по итогу это место, когда открыли наливайку стало магнитом притягивать тех, кто пьёт.
Денис16 сентября 2020, 22:13
В целом замечаю, что при капитализме деньгами пытаются залить любую проблему, а ведь могущество денег весьма ограниченно. Где на Земле богач, купивший хотя бы ещё один век жизни? Да и тоже пьянство среди богачей встречается и что толку, если вместо самогона элитный алкоголь?!
Галина И.16 сентября 2020, 20:52
НН 16 сентября. Да, вы правы. Просто надо уважать любого человека, даже бомжа, и любить его, как творение Божие. Как чьего-то, м. быть, сына, за которого день и ночь молится и плачет мать. Но это трудно. Далеко не все алкоголики пьют от безысходности или чтобы "уйти из скучного мира в параллельные миры".Зачастую это элементарная безответственность и безволие, желание насладиться прелестями мира. Поэтому их часто презирают. Да и не приучают сейчас детей, молодежь к труду. Но я знаю людей в нек. реабилитационных центрах, которые из любви к Богу и ближнему делают все, чтобы вытащить из ямы спившихся лиц, вернуть их к достойной жизни.Главное, чтобы они обрели веру в Бога и покаяние.Веру в себя.
НН16 сентября 2020, 18:35
Галина И.15сен21:32, Да я вовсе не об антиалкогольной кампании.Самогон гнали всегда,исхитрялись как могли. А сейчас и с аппаратом мудрить не надо-заказал-и заводской домой принесли.И не о вырубке виноградников. Моя старшая подруга врач-нарколог,работала с алкоголиками. В диспансере,а потом и в профилактории,пока их под корень не извели,как виноградники. Сколько она благодарности и тёплых слов заработала,особенно от жен пациентов. С ними она тоже работала.Она пробуждала желание бросить пить у мужиков и не быть"женой алкоголика" у их жён. Она не работает уже лет 20, а про каких-то пациентов до сих пор рассказывает.Желание бросить пить + медикаменты и профилактика давали оч неплохие результаты.
Руслан, Украина16 сентября 2020, 14:02
Денис, а теперь сравните территорию и запасы природных ресурсов Греции и РФ. По поводу Израиля ну, не сравнивайте. У них там семьи поддерживают. Государство многодетных очень сильно поддерживает, в моей стране их не поддерживают никак по сути. Уровень жизни в Израиле очень высокий. С той же Украиной не сравнить. Моя бывшая одноклассница вышла замуж за израильтянина. За них тоже девушки рвутся. В нищете у нас рожать не будут, а в обеспеченных странах с обеспеченными мужчинами, пожалуйста. У нас девушки даже приехавшие из провинции хотят себе обеспеченных женихов с жильём. Поэтому рождаемость у нас будет падать дальше. Без денег семьи у многих не будет
Катерина 16 сентября 2020, 08:35
Денис, не увлекайтесь чрезмерно статистикой, как говорил Черчиль, "доверяй только той статистике, которую подделал сам", насчет рождаемости Израиля - предположительно за счет ортодоксальных религиозных евреев, у них в семьях детей минимум 6 (у одного из них на улице во время поездки по Святой Земле я насчитала аж 8 девочек:). Остальные, нерелигиозные евреи обзаводятся примерно 1-2 детьми. "В среднем 3" - общая температура по больнице. Если 6 разделить на 2, то получается 3.
Денис15 сентября 2020, 22:44
Запад был сильнее языческого Востока, когда был с Богом. Без Бога же Запад слабее языческого Востока, так как на Западе нет навыка жить без Бога.
Галина И.15 сентября 2020, 21:32
НН:"Мы стыдливо не хотим"замечать",что в СССР с этим недугом боролись,и небезуспешно". Я отлично помню это время, когда вышел запрет на алкоголь. Боже, что стало! И до чего же наш народ изобретателен и поворотлив, его не протянешь просто так. Началось повсеместное изготовление самогонных аппаратов и гонка самогона. Из чего его только не гнали, это поразительно. Как сейчас, помню документальную передачу по центральному ТВ (каналов было мало, а телевизоры- черно- белые). Передача была о производстве самогона в различных местах страны, показывали множество самодельных самогонных аппаратов. Нас поразило, когда ведущий сказал, что самогон гнали даже из нефти. Вот и запрет
Денис15 сентября 2020, 17:07
Руслан, при переезде очень важно ориентироваться не только на то, что есть, но и на то, что будет. Даже по западным прогнозам, к примеру Standard Chartered Bank — британской многонациональной банковской и финансовой компании, 10 крупнейших экономик мира к 2030 году будут включать только одну европейскую страну. В конце будет Германия.
Денис15 сентября 2020, 16:59
Руслан, никогда не говорите никогда :) В такой развитой стране, как Израиль уровень рождаемости подняли до трёх детей на женщину. В том числе уровень еврейской рождаемости подняли до трёх детей на женщину благодаря восстановлению традиционного семейного уклада с адаптацией к городской жизни. Что смогли одни люди, то смогут и другие люди, если не будут заранее опускать руки.
Денис15 сентября 2020, 16:55
Руслан, ВВП (ППС) на душу населения в 2019 году даже по данным МВФ в России и Греции почти одинаковый 30,820 против 31,616, а по итогам 2020 года наша страна и вовсе выйдет вперёд благодаря развитию торгово-экономических отношений с уже отправившимся от коронокризиса Китаем. Пора оставить примитивный европоцентризм, перейти к трезвому пониманию, что 21 век - это век Азии и подниматься разумно вместе с ней.
Денис15 сентября 2020, 16:46
И., а зачем к примеру русским людям из Москвы с Питером перебираться в Лондон с Парижем? Последние, если чуть и богаче, то этот плюс с лихвою перекрывается культурной чуждостью, иноязычным окружением и тамошней русофобией.
И.15 сентября 2020, 11:45
Александр14.09.2020, 22:39 Самоуверенность некоторых советчиков иногда просто поражает. Начнем с того, что картофель, выращиваемый мною как хобби, уже выкопан моими руками, высушен и отправлен на хранение вместе с другими компонентами борща, они тоже хобби, а не нужда. Профессия моя вас, конечно же, тоже не интересует, но и с ней все в порядке. А в глубинке негде получить ее. А отсутствие качественного образования сказывается на качестве управления государством, потому что амбициозные приезжающие руководствуются в подавляющем большинстве не интересами государства, даже в случае замещения должностей госслужащих, а личным карманом. И считают себя мерилом успеха и примером.Подряд и рядом такие.
Катерина 15 сентября 2020, 11:03
Александр15 сентября 2020, 09:32 -- дарвинизм это.
НН15 сентября 2020, 10:44
Галина И.:/Пьянство на Руси было всегда,...Он описывает повальное пьянство как босяков,так и провинциальной интеллигенции,основными увлечениями которой было питие и игра в карты/- Это так. И дворяне пили не меньше,только весело и красиво. Босяки от безысходности,богачи-от безделья. Как сказал адвокат Пашаев,алкоголь и есть для того,чтоб его пить. И не возразишь. Мы стыдливо не хотим"замечать", что в СССР с этим недугом боролись,и небезуспешно. И на медицинском уровне,и общественно-политическом. Это дело прежде государственное,а потом уж каждого отдельного человека. Если,конечно,государству нужно здоровое,грамотное население. Нужна социальная реклам!Созание определяет бытие.И бытие-сознание.
Александр15 сентября 2020, 09:32
Катерина 14 сентября 2020, 20:22 Совершенно не важно чья, важно что почти любой спине, к сожалению, фигурально выражаясь нужен кнут. Там где его нет начинается вымирание, нравственная деградация и прочая гадость. Есть хороший принцип - "у здоровой собаки должны быть видны рёбра". Так и здоровый человек должен быть в меру голоден и в меру зол - это даст подвижность и стойкость перед окружающей средой. Перекормленность ведёт к расслаблению, оно - к дегенерации и вымиранию.
Галина И.15 сентября 2020, 09:04
Пьянство на Руси было всегда, достаточно почитать древнерусскую (историческую) литературу и классическую. Из древнерусской- "Слово о хмеле" Кирилла, философа Словенского,перевод с оригинала древнерусского списка монаха Ефросина (70-е гг. ХVв.). Из классической можно взять повесть "Городок Окуров" А.М. Горького (1909г.) и др.его произведения окуровского цикла. Он описывает повальное пьянство как босяков, так и провинциальной интеллигенции, основными увлечениями которой было питие и игра в карты.К слову: Горький- классик, хотя его и считают основоположником соц. реализма.
Александр14 сентября 2020, 22:39
И.14 сентября 2020, 17:19 А кто виноват, что человек не имеет востребованной профессии? Да никто, кроме этого самого человека или его родителей. Не нужно собственные промахи переваливать на плечи государства. Никакой Гудвин не принесет человеку благополучия, если этот человек не будет сучить ножками. Насчёт переехать - знаю тьму народа, которые так сделали. Я сам переехал и жил в "хлеву" долгие годы. И это нормально. Насчёт "глубинка загнётся" - оставьте наполеонам решать проблемы гос. масштаба, а сами для начала научитесь решать свои насущные задачи. Вот когда решите, тогда озаботитесь народным благом, а то у нас каждый решает мировые проблемы, а картофель посадить не может.
Руслан, Украина14 сентября 2020, 21:31
Денис, согласен, что не нужно делать из свободы идола. Но смысл нас сравнивать с традиционными обществами мусульманских народов (особенно горских)? У нас уже никогда такого традиционализма не будет. У нас все живут по принципу каждый сам за себя и пусть каждый живёт, как хочет. Без поднятия уровня жизни рождаемость будет падать и дальше. Девушек в традиционализм никто не загонит, да и не дадут это сделать. Поэтому поднять уровень жизни это единственный шанс, что большинство начнёт больше рожать детей.
Руслан, Украина14 сентября 2020, 21:26
Денис, все их проблемы и кризисы это лучше, чем наше "процветание". Это как было нытье, мол как живётся плохо грекам, кризис и т.д. Украина и РФ за годы независимости так хорошо не жили, как греки при кризисе. Живут европейцы гораздо лучше. И то, что они у себя называют плохим уровнем жизни и проблемами, у нас это считается нормой. Да мы даже до их уровня т.н. бедности не дотягиваем. У них бедные часто могут больше позволить себе больше, чем у нас обычные. Люди у нас живут в гораздо более ужасных условиях и всё время терпят. Европейцы такого не стерпили. Люди у нас невероятно терпеливые.
Катерина 14 сентября 2020, 20:22
"человеку для правильного функционирования нужно чувствовать кнут на своей спине."-- Александр, спина может Ваша оказаться. Или Ваших детей.
Галина Ник14 сентября 2020, 18:48
Гостю:да, вот это верный путь, но о-о-очень трудный. А мы хотим полегче. И без обязательств.
Денис14 сентября 2020, 18:34
Руслан, даже великий и могучий Советский Союз с его сверхчеловеческой мечтой о светлом будущем человечества рухнул будучи атеистическим. Так неужто прибывающий в состоянии полураспада после выхода Британии аморфный Евросоюз изобретёт жизнеспособную форму безбожия? Западная цивилизация возникла и достигла величия, как цивилизация западно-христианская. С отречением от Христа западные народы вымирают, а малочисленные дети в своём безбожии падают ещё ниже родителей №1 и №2, деградируя до состояния извращённых гедонистов и тупых погромщиков, валящих статуи древних героев и святых. Пир во время чумы заканчивается, остаётся мерзость запустения. Где теперь Запад куда стремятся западники?
И.14 сентября 2020, 17:19
Александр 13 сентября 2020, 20:57 Было бы на что им уехать и снять жилье, и еще профессия соответствующая с требуемым работодателем опытом работы, все давно по вашему совету перебрались бы в областные центры, а безработные областных центров в столицу, а из столицы в европы и америки, там хоть трава не расти. Глубинка при этом окончательно бы загнулась, и вопрос сам собой снялся. Да вот что-то нигде не ждут с распростертыми объятьями. И некоторым из глубинки локтями приходится работать в столицах да областных центрах, и по головам шагать, что они сами перестают замечать и считают нормой. Не все могут, вот и спиваются, кто в глубинке, кто в центре. Сытый голодного не разумеет. И не хочет.
НН14 сентября 2020, 17:13
Денис13 сент,23:12, Ну откуда у Вас непреодолимое желание изменить в православии то одно, то другое и ещё что-то? Никто не знает, никакая горстка, будет ли спасён человек. "Человеку это невозможно", Господь спасает, и только Он. Наше дело "делать что дОлжно, и будь-что будет".И молиться! По-поводу пьянства и любви. Не смею спорить с Паисием Святогорцем, но любви не хватает прегромадному количеству людей, а пьют и спиваюися далеко не все. Как в России до 1917г, так и в СССР, так и сейчас. Универсальный рецепт сходить в храм, исповедоваться, причаститься - работает далеко не всегда. Есть алкогольная зависимость, её надо лечить и профилактировать, часто недобровольно..Но сейчас это невозможно.
Денис14 сентября 2020, 15:58
Катерина, на Западе капиталисты взялись заботиться о рабочем классе, придя в ужас от победы большевиков во время Великой Октябрьской Революции и в ещё больший ужас от Победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне. СССР стал трещать по швам и на Западе стали сворачивать социальное государство, есть такие неологизмы "рейганомика" и "тэтчеризм".
Денис14 сентября 2020, 15:46
Руслан, зачем из свободы делать идола? Держат мусульмане в своём большинстве детей, особенной дочерей, в строгости и правильно делают, раз это даёт хороший результат в частности в плане высокой рождаемости. Важен результат, а не разглагольствования о демократии и правах человека. Дай Бог и православным столь же ревностно жить по-заповедям Божьим, как мусульмане живут по заповеданному Аллахом!
Денис14 сентября 2020, 15:39
Руслан, насчёт ваших неназванных знакомых в Европе, то одно дело верить им касательно бытовых тем, а другое касательно судеб стран и народов. Тут в частности нужно внимательно демографию изучать, так как будущие взрослые - это нынешние дети, а детей в Европе мало, если не брать в расчёт детей инокультурных мигрантов. При этом из своих детей европейцы выращивают такое, что вспоминается присказка из сказки о Царе Салтане «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку». Какое будущее у Европы с такими детьми?
Денис14 сентября 2020, 15:37
Руслан, первоисточником того, что вы называете страшилками являются "Европейский фонд улучшения условий жизни и труда, апрель 2020 & Евростат", что указано мною в соответствующем комментарии. Нашёл же я эту информация на "Евроньюс". Зачем пытаться выглядеть большим западником, чем сами жители Запада?
Галина Ник14 сентября 2020, 15:32
Читателю: пьюнство- следствие или средство уйти от действительности. Что можете предложить, чтобы пьющий безработный бросил пить? Денег насыпите? Пропьет. Больших денег? Больше пропьет. Можете на практике проверить, если средства есть. Или можете алкаша взять к себе, например, на дачу, предложить дом, стол и работу. Мороки, конечно, много, но результат Вас поразит. Хороший результат в случае если у Вас хватит терпения и любви.
Александр14 сентября 2020, 15:29
Старик Кант говаривал - "Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё". И это совершенно точно - по себе знаю. Поэтому количество денег, которое есть у человека не сделают его лучше - если человек слаб, то он также будет ныть и выискивать причины извне - почему всё плохо. Алкоголик будет таковым при любом финансовом раскладе, только вместо боярышника будет убиваться вискарём. Чтобы исправить морально-нравственный облик общества есть только одно средство-ввести в обществе чёткие нормы поведения и карать за отклонения от этих норм драконовскими методами, поскольку человеку для правильного функционирования нужно чувствовать кнут на своей спине.
Галина Ник14 сентября 2020, 15:24
Катерина, Вы наивный человек, если верите, что у капиталиста может проснуться сострадание. 20-е годы прошлого века - время Великой депрессии. Чтобы снизить напряжённость при набирающем обороты СССР капиталиста вынужден был уступать. В России же сначала община, потом колхоз, трудовые коллективы - где же каждый сам по себе и когда? Не стоит выдумывать историю, стоит её знать, ну или интересоваться ею.
Гость14 сентября 2020, 13:35
Святой Паисий Святогорец говорил, что первичная причина, почему человек пьёт или принимает наркотики - ему не хватает любви. Он не знает ни человеческой, ни Божией любви. Он пытается заполнить пустоту внутри себя любым суррогатом. Если показать ему, что Бог его любит, скорее всего, он перестанет пить. Это уже вопрос к нашим священникам...
Алексей14 сентября 2020, 12:44
Работаю в школе учителем,Москва,спальный район на окраине. Пьют с 7класса,иногда раньше,и девчонки. Не поголовно,конечно,но к выпуску некоторые становятся реальными хрониками.Зато злодей-Горбачев виноградники вырубал,все вздыхают.
Читатель14 сентября 2020, 11:57
Галина Ник: "Бороться с пьянство путем социальной рекламы - наивно и безрезультативно." Отнюдь. Все средства в рамках закона хороши для борьбы с этой пагубой. Странно, что вы отрицаете тот факт, Галина, что количество денег улучшит качество жизни. Очень странная у вас теория. Мы живём в материальном мире. Безусловно, количество денег улучшает качество жизни. А с большими деньгами можно улучшить качество жизни и других людей вокруг.
Катерина 14 сентября 2020, 11:28
Галина Ник13 сентября 2020, 16:44 -- но через это прошли многие в 90х. Тоько одни вышли из этих передряг (вероятно, и Вы живете не в рубище на свалке). А другие в силу своих природных данных и социального окружения, сформировавшего из привычки,продолжают жить в послевоенных бараках. Мы ведь ОЧЕНЬ разные.Поэтому предлагать ВСЕМ вытаскивать себя за волосы из болота наподобие барона Мюнхаузена,значит, игнорировать перечисленное мною. Вот пример. 20е прошлого века.У зап. капиталиста просыпается сострадание. Простым людям строятся бассейны,организуются спортивные,каритативные союзы, ставящие своей целью активно помочь ближнему, даже если он пропащий. В России? Каждый сам за себя. Вот результаты.
Руслан, Украина14 сентября 2020, 10:42
Денис, в странах по типу Украины и РФ уровень рождаемости напрямую зависит от финансового положения. В 90-ые по вашей логике у нас женщины должны были рожать по 6-7 детей, ведь нищета была просто ужасной, многим было нечего есть, но по факту был огромнейший обвал рождаемости и очень высокий уровень смертности. Моя мама говорила, что когда рожала меня (середина 90-ых), то в роддоме было очень много брошенных детей, особенно среди матерей одиночек, ведь те прекрасно понимали, что одни ребенка не прокормят, а помощи ждать не откуда было (это всем тем, кто рассказывает про счастливую бедность). Сейчас в большинстве стран Запада рождаемость выше, чем в Украине. Получается Украина богаче их?
Виктория14 сентября 2020, 07:53
Очень интересные комментарии! Много разных точек зрения, каждая из которых безусловно имеет право на существование.Алкоголизм - это тяжелейшеее заболевание души.Почему-то пишут о мужчинах-алкоголиках.А ведь женскиий алкоголизм еще старашнее, еще чудовищнее... Про подростковый, вообще молчу.Одна из причин алкоголизма - огромный страх перед жизнью...Друга юности, которому только 47 должно было исполниться, водка в могилу и унесла. А ведь был талантливый человек. Все умел - учебник написать, ремонт сделать, дерево посадить...Прочитала мысли о любви к себе. Так любовь с эгоизмом махровым ничего общего не имеет.Очень люблю классическую литературу.Скольких талантливых водка сгубила....
Денис13 сентября 2020, 23:26
Александр, ещё задам вопрос. Что делать в деревне горожванину, если речь не о сезонной работе? Механизация, автоматизация добралась и до сельского труда. Один зерноуборочный комбайн заменяет целую уйму косарей с ручными косами и для хорошей работы на нём нужно долго учиться, да и не у каждого выйдет выучиться. Для жителей же мегаполисов, могущих трудиться удалённо, скорее уместнее переселение в малые города. Так меньше ломка привычного уклада жизни, проще приспособиться.
Денис13 сентября 2020, 23:22
Александр, согласен с вами. Переселение в деревню - это отнюдь не панацея и в плане рождаемости. Так в России в 2018 году коэффициент рождаемости в сельской местности составил почти 1,9 и хотя в городах показатель почти на четверть ниже 1,5. Среди регионов, где ситуация обратная сплошь исторически православные регионы России: Брянская, Владимирская, Мурманская, Смоленская, Новгородская области.
Денис13 сентября 2020, 23:12
НН, согласен с вами насчёт идеологии. Детей хотя бы ревностно верующим можно было бы без страха рожать, если бы в православии восторжествовала вера во всеобщее спасение. Что значит даже целый век страданий на Земле по сравнению с вечной радостью на Небесах? Вместо этого ревностно верующие за редким исключением уверены, что спасётся лишь горстка избранных. Кто с такой уверенностью будет рожать? Рай без любимых детей родителям покажется Адом!
Руслан, Украина13 сентября 2020, 21:40
Денис, с Чечнёй сравнение неккоректное. Там очень жёсткие обычаи и традиции. Среди них жить по принципу "пусть каждый смотрит только за собой" не получится. Человеку придётся уехать оттуда. У нас же в обществе всё по принципу "пусть каждый живёт как хочет", соотвественно все живут как хотят, традиционализма по сути не осталось. И рождаемость у них высокая просто потому, что их девушек держут в железных рукавицах. У них и близко нет такой свободы, как у русских девушек допустим. Там девушки будут жить и рожать в нищете, у наших же девушек есть свобода, а при свободе никто из них жить и много рожать в нищете не будет.
Александр13 сентября 2020, 20:57
Галина Ник кругом права. Хлеб за ртом не бегает. Тяжело в глубинке - собираем вещи и едем в областной центр. И так далее. Чтобы хорошо, жить надо шевелиться. Крестьяне не от хорошей жизни в Сибирь и на Дон бежали. С тех пор ничего нового в этом плане не придумано.
НН13 сентября 2020, 20:16
Прошу прощения за какое-то странное слово "бесперктивности". Надо читать - бесперспективности. "Поспешишь - людей насмешишь"!
Галина Ник13 сентября 2020, 16:44
Катерина, Hola, не хочется биографию свою рассказывать, однако что такое картошку сажать, туалеты мыть, собирать по копейке коммуналку, выть втихую потому, что нечем платить за операцию мужу знаю не по наслышке. Многие путают благосостояние и качество жизни, считая, что количество денег улучшит качество жизни. А это глубокое заблуждение. Уход от реальности заключается ещё и в том, что люди перестали называть вещи настоящими именами. А ведь назвать имя означает понять суть явления. Бороться с пьянство путем социальной рекламы - наивно и безрезультативно. Кричать "надо же что-то делать" глупо. Поэтому надо делать. Хоть картошку сажать или улицу подметать. Даже если не платят. Менять ситуацию.
Руслан, Украина13 сентября 2020, 14:23
Денис, ну, хватит этих страшилок. И вообще Европа скоро загнеёт и развалится. Вот-вот. Уже лет 80 как все ждут, только почему-то всё никак не рухнет. Все мои знакомые, кто там живут в РФ и в Украине не собираются возвращаться. И им там государсво помогает. Зато знакомые россияне и украинцы с ужасом боятся продления карантина, ибо им в отличии от европейцев никто пособия не даст и жить будет не за что. Вы мне тут про индекс Джинни как то писали. Считая, что это авторитетный источник. Только по нему Украину на 1-ом месте по равенству. Что естественно реальности не соответствует и близко.
НН13 сентября 2020, 12:52
Денис12сент, Полностью согласна! Немного разовью тему. Когда в СССР религия была не в чести, очень мало людей были выбиты из колеи, в общественно-экономической жизни страны они погоды не делали, так как огромное, подавляющее большинство людей действительно строили светлое, справедливре будущее для себя и потомков. И тогда пили, но это было исключением. А после 1991 года, когда все завоевания народа обнулили и народ обокрали, у подавляюще большинства выбита почва из-под ног. До сих пор. Не может русский мужик жить мелкими житейскими радостями! Напотреблялись...Без великой идеи они запивают, от своей ненужности и бесперктивности. Вот и остаётся нас только"перезагрузить", изменить мЫшление.
Денис13 сентября 2020, 12:33
Игорь, самые богатые страны на свете - это Катар, Люксембург и Сингапур, в них самый высокий ВВП на душу населения хоть по курсу валют, хоть по паритету покупательной способности. Страны эти очень разные: Катар на Ближнем Востоке, Люксембург в Западной Европе, а Сингапур в Юго-Восточной Азии. Однако во всех трёх богатейших странах мира рождаемость в диапазоне 1-2 ребёнка на женщину, в том числе даже в мусульманском Катаре коэффициент суммарной рождаемости упал до уровня 1,73 ребёнка на женщину в 2019 году. Самая высокая рождаемость в нищих Сомали и Нигере, где 6-7 детей на женщину. Вопреки обывательской логике, реально деньги помеха многодетности, если это не целевая помощь многодетным.
Денис13 сентября 2020, 12:17
Игорь, далеко не только в столицах есть деньги, но и в региональных центрах вплоть до моего родного Красноярска. Однако вместо того, чтобы завести второго-третьего ребёнка русские пары заводят автомобиль и проводят отпуска за границей. Да, ведёт ли материальная обеспеченность вовсе к высокой рождаемости? Так в нищей Черной Африке с её массовым голодом рождаемость пять детей на женщину, а в зажиточном Евросоюзе с его массовым обжорством рождаемость полтора ребёнка на женщину. У нас в России самая высокая рождаемость не в богатых столицах, а в провинциальных Чечне с Тувою, где она вдвое выше средней по стране. При этом Тува самый нищий регион Сибири.
Александр 13 сентября 2020, 09:38
Хотелось поддержать Галину Ник, на которую набросились. Можно абстрактно рассуждать о категориях бедности и богатства, но в ее словах правда есть. Никто не сталкивался с ситуацией, когда приезжаешь в глубинку, в деревню, у тебя есть деньги, а нанять ты никого не можешь!!! Сидят мужики - кто пьяный, кто не очень, а работать не будут, не соглашаются! Многие фермеры с этим сталкивались - приходится завозить работников не пойми откуда, а местные - сидят у заборов и посмеиваются! С подобным сталкивались и те, кто пытался построиться в деревне... Хорошо если не подожгут потом из зависти, когда ты с привозной рабсилой что-то построишь. Это опыт. Реальность.
Денис12 сентября 2020, 23:58
Почему православие не может быть гос. идеологией России? Православие - это не идеология, а вера, где жизнь истинная за гробом. Идеология же о том, как обустроить земную жизнь. "Кесарю кесарево, а Божие Богу" (Матф. 22:21).
Катерина 12 сентября 2020, 22:30
Галина Ник, если Вы сами из глубочайшей глубинки, то Вас можно за такой боевой дух только уважать.Или Вы жительница крупного города?Мне однажды попалась статья корреспонденши МК, посвященная трагедии сгоревшего киноцентра и в частности, тем деревням, откуда были родом некоторые погибшие детки. Не люблю эту газету, но тут они и вправду показали, что и в МК есть и человечность, и порядочность. Найдите,посмотрите фотографию Дома культуры, в котором занимаются дети культурой. Хлев коровы моих бабушки с дедушкой был в гораздо лучшем состоянии. И рассказ об оставшимся в живых мальчике, который не поехал в город потому, что бабушка сказала или новые ботиночки, или поездка в город. Африка так живет.
Hola12 сентября 2020, 22:07
Галина Ник, нет, богатство и бедность это понятия конкретные. Это когда всем миром собирают на операцию людям, или на достойную жизнь в доме престарелых. А кто-то закупает за счет бюджета дорогостоящие машины. В огороде копаться? Картошкой платить за электричество и дрова, одежду и учебники?
Hola12 сентября 2020, 22:01
Должна быть воля сверху, а ее нет, и не будет, продажа алкоголя - это огромные деньги в бюджет. Можно было бы строить спортплощадки, пейнтбольные клубы, доступные для всех людей. Но и на это никто не разориться.
Руслан, Украина12 сентября 2020, 21:53
Игорь, рад за вас! Такие истории как у вас можно собрать и написать статью. Думаю, подобные истории многих вдохновят и подарят надежду.
Денис12 сентября 2020, 20:51
Руслану на заметку "28% опрошенных сказали, что потеряли работу или лишились ее на время. Почти 40% утверждают, что их материальное положение стало хуже, чем до пандемии. Почти 50% столкнулись с сокращением рабочих часов. Около 50% европейских домохозяйств с трудом сводили концы с концами. 20% молодых людей сообщили о чувстве одиночества, по сравнению с 15% среди старшего поколения. Безработица среди молодёжи возросла в 6 раз по сравнению с общей безработицей". Источник: Европейский фонд улучшения условий жизни и труда, апрель 2020 & Евростат
Игорь12 сентября 2020, 20:47
Галина, видно вы не бывали- не живали в отдаленных регионах, оттого и думаете, что страна не бедная. А мне хватило и побывать и пожить в таких местах, чтобы в этом убедиться. Обезьянкой не быть - хорошо, связь с Творцом - ещё лучше, только причиной пьянства зачастую именно социальные проблемы
Екатерина12 сентября 2020, 20:47
Спасибо, что был поднят вопрос о любви к себе. Сегодня, как никогда актуально, когда со всех сторон льется пропаганда любви к себе, ублажения себя, поиска личного комфорта. Столько семей распадается из-за этого или люди не могут найти пару, потому что не готовы уступать, терпеть недостатки друг друга, жертвовать. Нынешний ориентир людей - это тотальное счастье, и, если что-то пошло не так, нужно менять, бросать, уходить, лишь бы тебе самому было классно! Вот и будем скоро жить каждый в своей норке... по-одному, заполняя одиночество телевизором.
Денис12 сентября 2020, 19:13
Катерина, речь не о вас лично, а о молодых людях раздумывающих об обзаведении детьми после женитьбы. Ребёнка после рождения лет двадцать иждивенец, а значит надо быть уверенным в своей способности его достойно содержать. Ребёнок - это не котёнок, которого можно и с пенсии содержать. Поэтому для сбережения русского народа так нужно социалистическое государство с его гарантированным минимумом!
Денис12 сентября 2020, 19:07
Руслан, от советской Украины остались руины, где хозяйничают временщики в угоду своим заокеанским хозяевам. Речь о средних странах вроде России, где хоть путь на вершину и закрыт, но нахождение вместе с большой семьёй в среднем классе для здорового, трезвого, трудолюбивого мужика - это норма. На Православие.Ru частенько пишут о таких семьях, вот весьма поучительный пример https://pravoslavie.ru/133165.html "мы переехали из Донецкой области в Норильск, потому что тёще одной там было тяжело. Мне-то без разницы – я на Донбассе в шахте работал, а в Норильске, думал, в рудники пойду. И там, и там подземелье. Но друзья тестя предложили мне устроиться на металлургический комбинат слесарем".
Галина Ник12 сентября 2020, 18:08
Игорь, страна у нас далеко не бедная. Бедность и богатство понятия относительные. Сидеть и страдать, что не хватает на поездки и образование вместо того, чтобы в огороде копаться или взяться за неквалифицированную и малооплачиваемую работу? Ждать, когда накормят или кормиться самому и кормить других? Выбор всегда есть и доступен каждому. Человек создан для творчества. Бывает и дворник творец, а бывает- пьяница. Знавала пастуха - виртуоз, коровки у него как балерины ходили. Существует теория, что обезьяна - это опустившийся человек. Смотришь в грустные обезьяньи глаза и невольно думаешь, что да, обезьяна произошла от человека, утратившего связь со своим Творцом и отказавшимся от труда.
Игорь12 сентября 2020, 17:54
Бухал по-черному, ничто не помогало и ничто не останавливало. Закончилось когда Промыслом приведя меня в Церковь, Господь вложил в сердце понимание некоторых вещей. А именно - стремление к счастью заложено в человека Господом конструктивно и только Он может дать его человеку, как единственный источник.А когда человек живёт без Бога в сердце, а счастья ох как хочется, то он бежит за его земным (читай - бесовским) суррогатом - водкой. Не пью уже 9 лет и нет желания - мне нужна истинная благодать, а не её суррогат, как нужно настоящее золото, а не блескучка из меди. Алкоголизм это действительно болезнь души, корень которой - безбожие. И спасением я обязан Господу. Его заслуга, не моя.
Руслан, Украина12 сентября 2020, 17:41
Правильно говорят, что алкоголик почти никогда не признает себя таковым. Но самое страшное, если человек становится агрессивным, когда выпил. На меня когда-то парень пьяный налетел, нас разняли прохожие. Страшно представить, что происходит дома у тех, где мужья/отцы пьют и лезут драться. Тут уж надо к священнику идти, помощи просить, молиться. Ну, и с помощью медицины лечиться. Если алкоголик захочет лечиться, то это уже половина победы.
Игорь12 сентября 2020, 14:33
Галина Ник, поднимать уровень жизни - чтобы хоть немного хватало на нормальную медицину, на поездки, на образование, чтобы была возможность обеспечить старикам достойную старость, а не так, как это происходит в провинции сейчас в маленьких населенных пунктах. Избытка точно не видно, а вот недостаток очень во многом. Часто и в одежде, и в еде. Работы нет ни для кого толком. Бедная у нас страна, если не брать крупные города.
Катерина 12 сентября 2020, 13:34
Денис11 сентября 2020, 20:17 -- исторический опыт советского человека показал, что уверенность в будущем дне эфемерна. Но если кто хочет на этм же грабли наступить - пожайлуста. Человек сам хозяин своему лбу. С меня довольно и сегодняшнего дня
Руслан, Украина12 сентября 2020, 12:32
Денис, наши молодые девушки весьма охотно выходят замуж и рожают. Правда за европейцев. Очень много наших молодых девушек по статистике уехали заграницу и продолжают уезжать. Они выходят замуж за мужчин с Запада. Чем хуже у нас уровень жизни, тем больше девушек ищут иностранцев. И основная причина почему они выходят замуж за иностранцев в том, что у нас мужчины нищие, не могут приобрести жильё. Это со слов многих девушек, с которыми я общался. Девушкам у нас в отличии от мусульман дали свободу. И наши девушки в нищете выходить замуж и рожать не будут. Сколько бы вы не пропагандировали рождаемость и не говорили, что мы вымираем.
Руслан, Украина12 сентября 2020, 12:28
Денис, "богатство - это дети, которые потом и на достойное содержание престарелых родителей заработают", не согласен. Потому, что у нас давным-давно построено сословное общество, без социальных лифтов и с чудовищной коррупцией. Детей учить и лечить нужно за свои деньги. У меня большинство знакомых трудолюбивых ребят считают копейки. Те, кто из зажиточных семей живут припеваюче. Причём ребята из бедных семей не то, что родителям заработать не смогут, они себе жильё купить не в состоянии даже в ипотеку или просто следить за здоровьем. У нас люди будут рожать максимум по одному ребёнку, чтобы максимально помочь ему, ибо государство ничего не даст и самому из нищеты вырваться будет нереально.
Jelena Svintsova12 сентября 2020, 09:59
В статье бросилось в глаза стигматизирование молодых людей и превозношение пожилых.
Анна12 сентября 2020, 00:40
Дело не в алкоголе, а в мужской инфантильности. Не алкоголь, так наркотики, кальян, снюсы, танчики... Женщинам зачастую приходится все тянуть на себе. Я православная христианка, но глядя на многих таких замученных женщин, думаю: а зачем ей вообще нужен такой муж? Это не опора, а обуза. Чемодан без ручки. Где сильные мужчины - хозяева, опоры семьи, гаранты семейного благополучия? Хозяева опоры и гаранты - женщины, не от радости за это взялись. Вот от этого все и идёт. Общество сильно сильными мужчинами. Слабые мужчины - слабая страна.
Галина Ник11 сентября 2020, 23:07
Уважаемые, а что такое поднимать уровень жизни? Чего ещё современному человеку не хватает? Еды, одежды? Вот уж разрешите не поверить. Однако именно избыток губит. А все больше и больше хотят. Но человек такое создание, что без со-творчества с Творцом превращается в скотину Ии в этом все причины.
Кира11 сентября 2020, 21:42
Не соглашусь насчёт любви к себе:человек создан по образу и подобию Божиему, а образ Божий как не любить можно. Просто подлинная любовь к себе - не потакание страстям своим, а стремление от грехов очиститься. И человек, себя не любящий, не сможет любить и других. А накачивающие себя силиконом как раз таки себя не любят, иначе в силиконе не нуждались бы. Алкаши также себя не любят. Мусульман пьющих видела много, а во Львове Бог миловал от встреч таких. Запрет продажи до 21 года - абсурд, совершеннолетие у нас в 18. Вообще, запреты не эффективны, это борьба с бутылкой, а нужно альтернативу бутылке давать и в материальном, и в духовном плане.
Виктория11 сентября 2020, 21:41
Несколько слов в защиту Львова.Это изумительнейший город.Необыкновенно красивый.В разное время в нем жили Шолом-Алейхем, Оноре де Бальзак, Ференц Лист, родился польський писатель-фантаст Станислав Лем, великий Юрий Башмет ходил во Львове в музыкальную школу, из современных -композитор Мирослав Скорик, Святослав Вакарчук("Океан Ельзы")...Например первый в Европе ветеринарный университет был именно во Львове.Изумительнейший оперный театр. Да, собственно говоря, Львов не нуждается в защите... А о пьянстве - пьют не больше, чем где бы то ни было.Город имел Магдебургское право еще в 1356 году...Это просто информация и я не в коем случае не навязываю свое мнение.
Катерина 11 сентября 2020, 21:17
Hola, но разве быть прежде всего матерью и женой означает быть чьим-то приложением? Я, например, свою роль жены и матери не рассматриваю непременнл подчинительно.
Денис11 сентября 2020, 20:17
Катерина, детей сравнительно легко заводят, когда сегодня лучше, чем вчера и есть уверенность, что завтра будет лучше, чем сегодня. У нас же уже лет тридцать-тридцать пять цикл спад-восстановительный рост-спад... вместо настоящего развития. Да ещё и социальное расслоение при капитализме сильно выросло.
Денис11 сентября 2020, 20:09
Илья, с рождаемостью полтора ребёнка на женщину русский народ вымрет, а вместе с нашим народом и Русская Православная Церковь исчезнет. Вот о чём речь!
Денис11 сентября 2020, 20:07
Руслан, я согласен с протоиереем Андреем Ткачевым в том, что желания молодёжи определяют пожилые люди умеющие управлять людьми. Можно убеждать молодых людей в том, что главное богатство - это дети, которые потом и на достойное содержание престарелых родителей заработают. Кстати во многом это действительно так. Ватага братьев и сестёр в школе скорее будут среди лидеров, чем одиночки, а далее в институте и на работе.
Денис11 сентября 2020, 20:00
Руслан, спору между сторонниками сообщения спасения и спасения только в Церкви имеют многовековую историю и в данном случае я не об этом споре. У среднего молодого человека впереди ещё десятилетия жизни и он естественно думает в основном о жизни, а не о смерти и посмертии. Ожидание же плохого будущего молодёжью приводит к катастрофическому падению рождаемости и будущее действительно становится плохим. Поэтому так важно вселять оптимизм в молодёжь, в том числе и Церкви. Вместо этого у нас всё Антихрист, Конец Света и прочие ужасы. Естественно это отталкивает молодёжь, который хочется жить хорошо. Хотя в Апокалипсисе есть и упоминания тысячелетнего Царствия Божьего на Земле.
Hola11 сентября 2020, 19:22
*Женщина более социализирована, она, прежде всего, жена, мать* Нет, женщина, прежде всего, человек, а не приложение к мужу и детям. Статья правильная, но наивная. Не будут пить, будут сидеть за компьютером в свободное время. Нужно поднимать уровень жизни, а у нас он опускается
Катерина 11 сентября 2020, 17:21
Денис11 сентября 2020, 09:45 -- Надежда на светлое будущее? Нет, молодежь и сейчас хочет светлого настоящего, иначе страшно рожать детей. Лучше сигицу в руках, чем какое-то будущее неизвестноткогда и кому. Тем более что его уже обещали. А соелинение с Богом - оно есть. Здесь и сейчас. Помогает темноватое настоящее немного просветлить.
Илья11 сентября 2020, 13:46
"Если наши мужики будут меньше бухать, они начнут читать, потом в спортгородок забредать без пива, потом, глядишь, и в церкви окажутся...они разверзшуюся пустоту начнут заполнять книжкой и, неизбежно, Церковью. Вообще, все, читающие книги, будут в Церкви" Извиняюсь, но как-то очень наивно. Зачем таким гармоничным и разносторонним мужчинам в самом, как говорится расцвете сил в этом нарисованном автором прекрасном мире нужна будет Церковь с её множеством нелегких ограничений, предписаний и лишений? Скорее уж поверю что алкоголики и проститутки обратятся от безысходности ко Христу чем такие продвинутые умственно и физически индивиды. У Церкви сейчас много конкурентов в миру, это надо осознавать
Руслан, Украина11 сентября 2020, 13:37
Денис, я понять не могу, а почему нам всегда в пример мусульман ставят? Мой друг детства живёт в нац.республике в РФ, где рождаемость одна из самых больших в РФ. Там девушкам держат в ежовых рукавицах. Молодые часто живут бедно, с родителями. Очень многие живёт в сёлах. За иностранца другой религии и национальности девушек никто не отдаст. Если она сама захочет выйти замуж от неё как минимум откажутся родственники. Повторюсь, многие там живут бедно. У нас многие люди живут, как и у них, на том же материальном уровне.Но в том то и дело, что у нас я не знаю ни одной молодой девушки, которая хотела бы жить в подобных условиях,как те мусульманки.Наши девушки хотят комфортной и обеспеченной жизни
Руслан, Украина11 сентября 2020, 13:26
Денис, по поводу загробного блаженства, тут ещё вопрос а попадет ли человек в Рай. И молодые люди могут думать, что проживут жизнь полную ограничений и при этом в Рай не попадут. Не говоря о том, что в странах вроде моей честность почти всегда означает бедность. Причём, если раньше бедность при СССР можно было назвать счастливой, то в нынешнее время, когда молодой человек не может лечиться/приобрести жильё/жениться и создать семью без денег, а кругом куча зажиточных граждан сидящих на серых схемах, которые могут с лёгкостью себе позволить, то для бедняка это очень крутое и тяжёлое испытание.
Вероника11 сентября 2020, 12:05
Да,это проблема, и она должна решаться. Ведь, к сожалению, за алкоголем тянется ещё целая вереница грехов. Если ты выпьешь немного,то развяжется как минимум язык. А если много, то мозги,руки,ну и прочие части тела. И здесь церкви очень трудно в одиночку. Поэтому хочется иногда просто крикнуть: "государство, очнитесь!". Но стадом легче управлять. Поэтому,наверно, в данной ситуации "невозможное человекам возможно Богу".
Елена О11 сентября 2020, 11:52
Честное, живое, толковое интервью.
Руслан, Украина11 сентября 2020, 11:40
Молодёжь сейчас пьёт гораздо меньше, чем в 90-ых. Большинство моих знакомых и друзей-ровесников не пьют. Хотя, да, проблема есть. Многие просто пьют от нищеты и безысходности. Особенно в небольших городах. Когда денег хватает разве что на дешёвый алкоголь, а работа если есть, то платят мало. Если значительно поднять уровень жизни населения, то пить будут меньше, это точно.
Руслан, Украина11 сентября 2020, 11:36
Про Львов слова Ткачёва удивили. Наоборот всегда слышал, что на Западной Украине пьют гораздо меньше, чем в Восточной части. И об этом говорили все мои друзья и знакомые, которые ездили во Львов и другие регионы Запада нашей страны. "Через 15 лет у нас будет новая страна, появятся новые элиты. Наши люди, которые не прячут детей в Лондоне, а бабки в Сингапуре", а вот с этими словами я не согласен. У нынешних элит есть дети/внуки и никто просто так власть не отдаст. А т.к. нам говорят, что надо терпеть и смиряться, то подобные элиты будут лет 50 ещё сидеть, как минимум. Наоборот элиты будут ещё сильнее наглеть, прекрасно понимая, что им за это ничего не будет.
Антоний11 сентября 2020, 11:26
Дорогая сестра Катерина, "прогулки на свежем воздухе по красивым лесам доступны всем" не только теоретически, но и практически. Немного осталось лесов в окрестностях Москвы, в которых я не катался бы на велосипеде. И все ещё жив :-) Эх, было время, раньше по 30 километров в день наматывал, а сейчас в неделю... Так что - вперёд, в леса!
Денис11 сентября 2020, 10:26
Наталия Ростова, а зачем правящим нами ставленникам капитала заниматься всеми этими многотрудными делами? Мусульмане в своём абсолютном большинстве трезвенники и рождаемость в большинстве мусульманских регионов России и стран ближнего зарубежья высокая. Следовательно проще, выгоднее их на работу нанимать вместо безбожных пьяниц и даже "в меру пьющих" православных. Нам у себя в Церкви надо отношение к алкоголю менять вплоть до причастия на безалкогольной основе. Иначе даже желающие нам помочь в борьбе с алкоголизмом люди во власти будут задаваться вопросом, что это у вас за двусмысленные отношения с Зелёным Змием? "Да будет слово ваше: да, да, нет, нет" гласит призыв Христа!
Денис11 сентября 2020, 10:17
"О татарах заботиться в этом отношении не нужно, они и так трезвы в силу ислама" констатирует протоиерей Андрей Ткачёв. Однако мало констатировать. Надо разбираться, понимать, чтобы хорошее перенимать. Может причина в том, что в исламе алкоголь под полным запретом, а у нас всё безуспешно пытаются найти меру? Хотя новомученики в лагерях причащались с использованием ягодного сока в качестве физической основы причастия, но при этом их причастие было истинным в духовным смысле!
Денис11 сентября 2020, 09:45
"Потому что проблема – это уйти от действительности" пишет протоиерей Андрей Ткачёв. Однако первопричина массового ухода от действительности в том, какова действительность? Вместо светлого будущего о котором мечтали после победы в Великой Отечественной Войне, после первого полёта Гагарина мы живём в капиталистической антиутопии, где на кучку богачей множество бездомных, где Русь разделена, где на Украине власти прославляют дивизию СС "Галичина", а на Донбассе идёт война. Людям, в особенности молодым людям у которых жизнь впереди, мало надежды на загробное блаженство. Нужна вера в светлое будущее здесь, на Земле. Иначе уход от реальности будет всё более массовым в той или иной форме!
Наталия Ростова11 сентября 2020, 09:43
Согласна с о. Андреем, надо крутить по ТВ социальную рекламу, чтоб даже у двухлеток под корку въелась. И действительно, убрать это лукавство в виде безалкогольного пива в рекламе. В каждом районе создавать общества трезвости и при это добиться того, чтоб эти общества не пустовали, а люди потоком шли. Это означает, что алкоголику идущему туда, не надо оглядываться и слышать в свою спину ехидный шёпот - "Глянь, а Маша-то, оказывается бухает втихаря, а мы и не знали. Будет что сегодня вечерком обсудить". В общем, людям надо протянуть руку и ни в коем случае, не упрекать в их зависимости. Не гнушаться ими. Тогда, не сразу, но ситуация может начать исправляться в лучшую сторону. Хочется верить.
Наталия Ростова11 сентября 2020, 09:36
У меня бывшая свекровь живёт в городке с населением в 70000 чел. Раз в год, я приезжаю её проведать. И эти три дня по-настоящему вгоняют меня в депрессию. Бухая молодёжь, люди среднего возраста с пустыми глазами, в которых один немой вопрос - где взять деньги, чтоб выжить или жить по-человечески... Какая-то тоска в людях. И кто в таких маленьких городах будет создавать общества трезвости и какие-то клубы по интересам? Никто. Никому это не надо. Более-менее умные подростки, после школы рванут в большой город подальше от этой безысходности. Оставшиеся будут пить и клясть свою жизнь. И как правильно сказал батюшка, винить во всём систему, гос-во, родственников и Бога. Что делать? Продолжение..
Наталия Ростова11 сентября 2020, 09:28
Чай с ромашкой, как замена алкоголя - простите, но ерунда это. Сказать зависимому человеку, бросай бухать - вставай на лыжи - тоже...Алкоголики - это по сути - одинокие люди, даже если у них много друзей и родственников. Человек может быть известной личностью на всех континентах, и при этом быть зависимым алкоголиком. В мегаполисах, проблему можно ещё как-то решить. Отвлечь человека от выпивки, привлекая его к занятию любимым делом в сообществах, где у людей схожие интересы. В мегаполисах, человек боится выделиться из толпы, быть непохожим на других и рано или поздно, он захочет решать свою проблему с алкоголем. По-крайней мере постарается. В провинции совсем беда. Продолжение...
Читатель11 сентября 2020, 09:04
Возвышенные слова, чтобы влюбить каждого прихожанина в Евангелие и литургию. А на деле как... Ведь многие священники и сами пьют, кто больше, кто меньше. И редко когда можно встретить любящего литургию священника. А людьми занимаются ещё меньше. Такая грустная реальность.
Вячеслав11 сентября 2020, 08:15
А я здесь с Ткачевым соглашусь. Всё правильно !
Катерина 11 сентября 2020, 07:54
Очень очень удачное интервью! Конечно, алкоголизм и аборты взаимосвязаны духовно. Опытный пастырь о. Андрей. Узнал и назвал неразрывность этих грехов женщины и мужчины как и полагается. Мелкие замечания у меня, такие, как совершенно неудачный пример проф. спортсменов. Во-первых они в некотором роде спортивные роботы, которых накачивают с 60х прошлого века еще и всякими химиями и настраивают на победу вопреки всему. Там и психика, и физика сломаны. Они инвалиды. Ничего общего с оздоровляющими видами спорта нет. А оздоровляющий значит для здоровья.Прогулки на свежем воздухе по красивым лесам доступны всем.Теоретически.Хотя на практике риск встречи в лесу с криминалом,мои в Подмосковье боятся:(
Катерина 11 сентября 2020, 07:45
Понравилось интервью. Конечно, внешние ограничительные меры в борьбе с алкоголизмом необходимы, хоти и не решают внутренней тяги к крепким напиткам. Пример - скандинавы, вырвавшиеся из сковывающих их цепей ограничений на отдых в Испанию. Или травящие себя синюхой (вспоминается пример советский еще, где из лабаратории рабочии что-то спиртное выкрали... а затем поумирали один за другим). Но вводить надо, потому что северный человек (скандинавы тому пример) плохо перерабатывает алеоголь в силу своей биологии и быстренько к нему привыкает в силу своей психики.
Антоний11 сентября 2020, 01:20
Вопрос здесь в том, кого считать "нашими мужиками". Если Православных, то "женщины без абортов, мужики без пьянства, подростки без порнографии" для нас и так незыблемые нормы поведения. В нашей жизни ничего этого нет. Нет этого и у благочестивых мусульман. Важно лишь, чтобы Государство насаждало не разврат (посредством СМИ или пресловутых уроков полового развращения в школе, вновь всплывших в информационной повестке), а Патриотизм, Благочестие и Закон.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×