Две заступницы. Богородица и Рахиль

Рахиль. Художник: Мауриций Готтлиб Рахиль. Художник: Мауриций Готтлиб Вас никогда не удивлял тот факт, что евангелист Иоанн несколько раз называет самого себя возлюбленным учеником (буквально: «учеником, которого любил Иисус»)? Вы никогда не задумывались, почему из 12 апостолов Господь выделял именно Иоанна? Неужели Господь был пристрастен и у Него были любимчики? И почему сам Иоанн без ложной скромности несколько раз нам об этом напоминает (см.: Ин. 13: 23; 19: 26; 21: 7; 21: 20)?

Неожиданное объяснение я нашел в интереснейшей книге современного библеиста Брэнта Питри «Иисус и еврейские корни Марии» (Dr. Brant Pitre. Jesus and the Jewish roots of Mary). Питри – католик, и далеко не все его толкования Библии мы можем принять. Но его книги помогут нам лучше понять, во что же верили иудеи во времена Христа. Они могут оказаться полезны и для полемики с протестантами – то есть с христианами, чьим единственным вероучительным авторитетом является Библия. А в вопросе об Иоанне и об «особом» отношении к нему Господа, как мне представляется, его версия никак не противоречит толкованиям отцов Церкви. И вполне может, не заменяя их, просто заставить нас посмотреть на этот вопрос под непривычным углом.

Давайте для прояснения ситуации вспомним вот что.

От Иисуса Христа и апостолов берет свое начало Церковь новозаветная, как когда-то от Иосифа Прекрасного и его братьев произошла Церковь ветхозаветная, то есть еврейский народ. Иосиф Прекрасный, преданный братьями и простивший их, прообразует Иисуса Христа.

Вспомним семью Иосифа. Из всех сыновей Иакова (которого еще называли Израиль), только двое – лучший и младший: Иосиф и Вениамин – были детьми Рахили, остальные десять братьев родились от других женщин. Отец семейства, Иаков, больше всех сыновей любил Иосифа. А сам Иосиф из всех своих братьев, конечно же, выделял младшего, Вениамина, ведь у них была общая мать – Рахиль. Итак, Вениамин был возлюбленным братом Иосифа Прекрасного.

Иисус из Своих апостолов тоже выделял младшего – Иоанна, ведь и у них будет общая Матерь – Пресвятая Богородица. (Помните, на кресте Господь сказал Иоанну: «се, Матерь твоя…», а Марии сказал: «се, сын Твой» (Ин. 19: 26–27)?) О том, что именно Иоанн был младшим из 12, свидетельствует устойчивое церковное предание.

«Называя себя возлюбленным учеником, – пишет Брэнт Питри, – Иоанн указывает нам на свое положение среди апостолов, сходное с положением Вениамина среди 12 сыновей Иакова, возлюбленного младшего сына Рахили и брата Иосифа».

Интересно, что и в благословении Моисея именно Вениамин назван возлюбленным Богом:

«О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его» (Втор. 33: 12).

Дальше пойдут уже мои скромные размышления о прочитанном.

Праматерь Рахиль родила Вениамина, своего второго (и последнего?) сына, по пути в Вифлеем – в страшных муках, от которых и умерла; а Богородица обрела второго (и последнего?) сына, Иоанна, возле Распятия в страшных мучениях, которые преподобный Иоанн Дамаскин прямо уравнивает с муками родовыми[1].

Я неслучайно поставил знаки вопроса, называя Вениамина и Иоанна последними сыновьями, соответственно, Рахили и Богородицы. Последними, да не совсем последними… Наверное, вы уже догадались, о чем сейчас пойдет разговор.

Вспомним Книгу Иеремии. После смерти Рахили прошла тысяча лет. Евреев за их грехи постигла великая кара Божия. Сначала Север страны Израиль захватили язычники, а сами северяне были изгнаны с родных мест, но очень скоро (об этом и предупреждает в своей книге пророк) в языческий плен уведут и жителей Южного царства… И вот, когда казалось уже, что надежда на спасение пленников умерла, над дорогой, по которой уводили в изгнание несчастных евреев, послышался плач Рахили:

«…голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер. 31: 15–17).

Зададимся вопросом: плакала ли праматерь Рахиль в те дни лишь о своих кровных детях, о потомках Иосифа и Вениамина? То есть только о тех евреях, которые принадлежали к коленам Вениамина, Манассии и Ефраима? Или же она считала своими детьми всех евреев, включая и тех, кто принадлежал к колену Иудину (Иудеи, как вы, конечно, помните, по крови происходили не от Рахили, ведь Иуда был сыном Лии)?

Древняя иудейская традиция свидетельствует о том, что 1) Рахиль заступалась перед Всевышнем за всех евреев, считая их всех своими детьми и что 2) Господь помиловал еврейский народ в том числе и благодаря заступничеству и великим скорбям, которые в своей земной жизни претерпела праматерь Рахиль.

Есть у иудеев такой мидраш, то есть сказание. Якобы когда уводили их в Вавилонский плен, перед престолом Божиим предстали Авраам и Моисей. Они горько рыдали и умоляли Бога простить несчастных изгнанников, но Бог не внял их мольбам. И только когда Бог услышал голос Рахили, плачущей о детях своих, Он сказал: «Ради тебя, Рахиль, ради твоего плача и ради скорбей, которые ты претерпела, я верну плененных детей на родину».

Только когда Бог услышал голос Рахили, плачущей о детях своих, Он сказал: «Ради тебя, Рахиль, ради твоего плача я верну плененных»

Так понимали эту историю из Книги Иеремии сами евреи, по всей вероятности еще во времена Христа. И до сих пор для верующего иудея Рахиль – это Рахел иммэну, мамэ Рохл, то есть Рахиль наша матерь, матушка Рахиль. И до сих пор у гробницы Рахили по дороге в Вифлеем собираются иудеи в надежде на ее ходатайство перед Всевышним.

Странно ли после этого (этот вопрос я обращаю сейчас к своим друзьям-протестантам), что мы, православные христиане, тоже просим о заступничестве Рахиль? И странно ли, что мы просим о ходатайстве Ту, Кто выше Рахили? Ту, Кто «обрела благодать у Бога», «Благословенную между женами» (Лк. 1: 28). Ту, Которая, усыновив у Креста младшего из апостолов, Иоанна, усыновила в его лице и всех нас, недостойных сынов православной Церкви, как когда-то, умирая от страшных родовых мук, всех сынов ветхого Израиля усыновила Рахиль…

Так почему же – вернусь к вопросу в начале статьи – Иоанн был учеником, которого любил Иисус? Один из возможных ответов: потому что Иоанн, как младший, символизирует всех нас, православных христиан.

Тех, кто младше, тех, кто родится позже.

Тех, кого, по указанию Христа, усыновит на Голгофе, претерпевая страшные муки, Новая Рахиль.

Евгений Абдуллаев

20 октября 2020 г.

[1] Когда Бог изгонял из Рая первых людей, Он обещал Еве, что отныне она будет рожать детей в муках. Мучения при родах, как последствие греха Евы и как наказание за грех, перешло потом ко всем женщинам. Именно от родовых мук умерла праматерь Рахиль. Свободна ли была от этого наказания Пресвятая Дева?

Пророк Исаия когда-то предсказывал: «Еще не мучилась родами, а родила; прежде, нежели наступили боли Ея, разрешилась Cыном» (Ис. 66: 7).

Многие святые отцы относили эти слова пророка к Деве Марии, Которая сначала родила Христа безболезненно и только потом, у подножия креста, испытала родовые муки.

Вот что об этом писал прп. Иоанн Дамаскин: «Эта блаженная и удостоенная преестественных даров перенесла во время страдания [Господа] те бывающие во время родов, которых Она избежала, рождая Его, – перенесла, вследствие материнского сострадания претерпев терзание Своего сердца, и, как мечом, была разрезываема размышлениями, видя, что Тот, Кого через рождение Она узнала как Бога, умерщвляется, как злодей. И это значат слова: “и Тебе же Самой душу пройдет оружие” (Лк. 2: 35)». – Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 14 (87).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Покров неделим, как и Тело Христово Покров неделим, как и Тело Христово
Архипастыри и пастыри об участии Богоматери в истории и нашей жизни
Покров неделим, как и Тело Христово Покров неделим, как и Тело Христово
Архипастыри и пастыри об участии Богоматери в истории и нашей жизни
Во Христе все мы едины, и Покров Божией Матери над всеми нами: Она подает и утешение, и облегчение житейских тягот, и исцеление от недугов. Об этом говорят архипастыри и пастыри из Москвы и глубинки, из Украины, Греции, Белоруссии, Западной Европы и Средней Азии.
Будем как дети у Пресвятой Будем как дети у Пресвятой
Шесть рассказов о том, как подвижники чтили Божию Матерь
Будем как дети у Пресвятой Будем как дети у Пресвятой
Шесть рассказов о том, как подвижники чтили Божию Матерь
Вдруг отец Илий говорит: «Молитесь Божией Матери! Она здесь!» И поворачивается… к Богородице, Стоящей, оказывается, тут, между нами. И мы все явно ощутили присутствие Божией Матери.
Сладость и горечь слова Божьего Сладость и горечь слова Божьего
Сергей Комаров
Сладость и горечь слова Божьего Сладость и горечь слова Божьего
Сергей Комаров
Случившееся с Иезекиилем и Иоанном показывает, как действует семя Божественного слова в нас, какие этапы проходит человек, регулярно изучающий Писание и что он ощущает, когда желает передать эти слова другим.
Комментарии
Андрей23 октября 2020, 10:11
Евгений! Сердечная благодарность за статью!
Александр Б23 октября 2020, 06:16
С нами тоже самое происходит, мы любим всех по разному. А Евангельское повествование как бы говорит нам "не переживайте" , любите дальше...
Евгений Абдуллаев22 октября 2020, 16:29
Галине И. Уважаемая Галина! 1)от вопроса о плаче Иеремии Вы грубо ушли ( "все писано-переписано", а 2) Ваше выражение "ставить на одну планку, говорит о том, что Вы не внимательно читаете оппонента. Свт. Димитрий Ростовский, указывая на неверную жену, Вирсавию, как на ЗАСТУПНИЦУ тоже "ставил ее на одну планку с Богородицей"? Насчёт современных евреев - вот только не надо меня в иудействующие записывать, моя статья совсем о другом. Жаль, что нормальной дискуссии не получилось, мне было приятно увидеть среди читателей человека хорошо знающего Ветхий Завет. Всего доброго, не серчайте!
Галина И.22 октября 2020, 13:44
Евгению."Меня удивило ваше сравнение Рахили и Иеремии, который был "ближе"к Богу". Это сравнение возникло из вашей статьи, где вы предлагаете вспомнить книгу Иеремии. Он описывает плач Рахили, кот. услышали евреи,если конкретно- пленники царя Навуходоносора. Они шли по той же дороге, по кот. в свое время шли Иаков и Рахиль, мимо ее могилы. Однако говорить о том, кого почитали и кому молились и молятся евреи- знак б0льшого вопроса. Что для Бога тысяча лет,по Библии? Я глубоко почитаю прекрасную Рахиль, но на одной планке с Пречистой Приснодевой Богородицей никогда не поставлю. Но это ваше мнение. Насчет "Плача Иеремии" писано- переписано множество статей. Что-то фэйковое здесь вряд ли найти.
Евгений Абдуллаев22 октября 2020, 12:05
Галине И. вдогонку. Плач Иеремии об отступниках-евреях и о блуднице-Иерусалиме гораздо больше похож на плач Господа об Иерусалиме, но, на мой взгляд, он никак не похож на материнский плач Богородицы. Иеремия плачет и ОБЛИЧАЕТ, а Богородица и Рахиль ПРОСТО ПЛАЧУТ, как плачут матери. Если бы нашим заступником на Суде перед Господом был Иеремия, у нас бы не было никаких шансов...
Евгений Абдуллаев22 октября 2020, 11:54
Галине И. Уважаемая Галина, спасибо за интересный комментарий, но я не со всем согласен. 1) Действительно, между Рахилью, которая была лишь прообразом, ТЕНЬЮ Богородицы и Самой Пречистой Девой - пропасть, как между землёй и небом. Но такая же пропасть между Евой и Новой Евой (Марией), между Адамом и Новым Адамом (Христом), между Давидом и Сыном Давидовым (Христом). 2) Меня удивило ваше сравнение Рахили и Иеремии, который был "ближе" к Богу. Иеремия жил через тысячу лет после Рахили, он был из рода священников, знал детально Моисеев закон. А Рахиль - простая молодая женщина , жила в то время, когда и Закона то ещё не было... По поводу ПЛАЧА Иеремии - в следующем комментарии.
Галина И.21 октября 2020, 13:53
История Рахиль, описанная в кн.Бытия 29-30, 31: 14-35,35:16-20, не так уж проста и величественна. Перед бегством с Иаковым, своим двоюродным братом, на его родину в Ханаан Рахиль выкрала домашних идолов отца,которым поклонялась. Иакова и отца обманула. Ее грех оплакан многими слезами перед смертью в родах Вениамина ("сына скорби"). Непосредственно от Рахиль произошло 2 колена Израилева- Иосифа и Вениамина.Здесь видим великую Божью милость и любовь.Сам Господь И.Х. по плоти произошел от колена Иудина, по линии отрекшейся от язычества моавитянки Руфь: ее сын -дед царя Давида. Пророк Иеремия в своей скорби за неверный Израиль гораздо ближе к Богу, а его плач- к плачу Богородицы за отступников.
Тамара 20 октября 2020, 20:52
Очень интересная и познавательная статья.. Спаси Господи и сохрани всех детей и Рахили, и детей Божией Матери..
Елизавета20 октября 2020, 15:22
Спаси Господь! Замечательное, питающее душу толкование! Еще удивительно, что в чине Венчания есть слова, обращенные к невесте: "и умножися, яко Рахиль"! А Рахиль ведь разродилась после долгих лет неплодства. Значит, конечно, не только о плодородии здесь речь.
Евгения20 октября 2020, 10:58
Спаси Господь! Очень познавательеая статья!
Елена20 октября 2020, 09:33
Прекрасная статья, поэтическая. Огромное спасибо!
р.Б20 октября 2020, 07:23
А может всё проще: Иоанн был любимым учеником, потому что лучше и глубже других апостолов понимал Христа. Недаром Иоанна называют апостолом любви. И не называет Иоанн себя по имени в Евангелии именно из скромности.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×