«Заступнице усердная»

Комментарий к тропарю праздника Казанской иконы Божией Матери

4 ноября (22 октября ст.ст.) Церковь чествует Казанскую икону Божией Матери. Этот образ является одной из самых почитаемых русских святынь, связанных с важнейшими событиями истории Российского государства. Списки иконы получили широкое распространение, и многие из них прославились как чудотворные.

Установление празднования Казанской иконы Божией Матери началось в Казани, и совершалось оно 8 (21) июля – в день ее обретения. 22 октября 1612 года при сражении русских войск с поляками в Москве список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского. Молитвами и заступничеством Владычицы, явлением Ее чудотворной Казанской иконы государство Российское было освобождено от поляков. Царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память о рождении наследника в день празднования Казанской иконы Богородицы повелел праздновать 22 октября (4 ноября) по всей России[1].

Каждому церковному празднику посвящаются богослужебные тексты. Среди них особое место занимают тропари, которые являют собой словесную икону празднуемого Церковью события. Читателям портала «Православие.ru» предлагаем богословско-филологический комментарий основного песнопения праздника.

Спустя 15 лет явления чудотворной иконы, в 1594 году митрополит Казанский Ермоген – будущий Патриарх Московский и всея Руси, который был очевидцем и участником обретения образа, – написал «Повесть о явлении Казанской иконы»[2]. Данный труд был использован при составлении тропаря, который выглядит следующим образом:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим»[3].

Переводчики богослужения на русский язык не обошли стороной известное верующим песнопение. Так, протоиерей Владимир Успенский в начале XX века делает такой перевод тропаря:

«Усердная защитница, Матерь Господа Вышняго! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех прибегающих под Твою могущественную защиту. О Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, в скорбях и болезнях, нас, (ныне) предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем, пред Твоим пречистым образом и имеющих на Тебя непостыдную надежду – (на) избавление от всех зол; даруй всем полезное (для души) и спаси всех, Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров (защита) для Своих рабов»[4].

Фото: храм-ирины.рф Фото: храм-ирины.рф

Усердная Заступница

Тропарь начинается величественным воззванием святителя Ермогена, которое в дальнейшем стало использоваться в последующих Богородичных молитвах[5]. Заступница значит защитница, покровительница[6]. Таковой и была Пресвятая Богородица в дни Смуты, когда царская династия на Руси практически пресеклась и в стране начались беспорядки. Опасаясь навсегда остаться под властью поляков, русский народ встал на защиту своего Отечества и возложил упование на Небесную Заступницу. К Ней он обратился с молитвой о помощи в борьбе против врага и получил просимое. Впоследствии образ Казанской иконы становится знамением любви русского народа к Божией Матери.

Наше исповедание

Фраза: «за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего» – напоминает нам о правильном исповедании Пресвятой Богородицы. Мы веруем и исповедуем: Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа, Сына Божия. Архимандрит Киприан (Керн) так поясняет наше исповедание:

Богородица «вышла из этой мирской, грешной, человеческой среды, Она одновременно Божия Матерь и человек, что так сродняет нас с Ней, приближает Ее к нам, делает нашей близкой Ходатаицей, Заступницей, нам родной, нас понимающей и к нам снисходящей»[7].

В последние минуты земной жизни Иисус Христос, обращаясь к Своей Пречистой Матери и указывая на возлюбленного ученика, говорит: «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19: 26). Этими словами Господь усыновляет Матери Божией все человечество.

Содействие нашему спасению

«И всем твориши спастися» – здесь стоит отметить, что совершает спасение Бог. Только Он может удалить грех и освободить нас от наказания за него (см.: 2 Тим. 1: 9; Тит. 3: 5). Но Пресвятая Богородица Своей помощью и заступничеством, как правильно отмечает в переводе тропаря протоиерей Владимир Успенский, «содействует спасению всех прибегающих под Ее могущественную защиту».

Умиленная душа и сокрушенное сердце

Именно сокрушение о грехах и способствует оживлению души

Умиленной душой, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), является оживленная душа в отношении к Богу и вечности[8]. Сокрушенное сердце – «сердце скорбное, печальное, испытывающее или выражающее сокрушение»[9] о своих многочисленных грехах. Казалось бы, оживленная душа и сокрушение противоречат друг другу, однако именно сокрушение о грехах и способствует оживлению души.

Согласно святоотеческому учению, благодаря сокрушению сердца и слезам человек начинает любить Бога всем сердцем и видит себя первым грешником. Такой человек вместе с апостолом Павлом может говорить: «Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15).

Невозвратная надежда

Протоиерей Владимир Успенский слово невозвратная переводит как непостыдная, то есть не имеющая повода стыдиться[10]. Псалмопевец провозглашает: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145: 3). Такого нельзя сказать о Пресвятой Богородице, Которая, по словам другого Богородичного песнопения, есть «помощница обидимых, ненадеющихся надежда, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение»[11].

Божественный покров рабам Своим

Обращение к Божией Матери должно нас менять и преображать, чтобы мы были достойными Ее помощи и покровительства

Тема покровительства Божией Матери наполняет Богородичные службы – как скорбные, так и радостные. При этом важно понимать: обращение к Божией Матери должно нас менять и преображать, в молитве к Ней нам стоит сокрушаться о грехах и благоговеть перед Ней, чтобы быть достойными Ее помощи и покровительства.

В одной из проповедей святитель Иннокентий Херсонский, говоря о судьбе Византийской империи, произнес: «Когда Матерь Божия увидела, что покровительство Ее не делает лучше покровительствуемых, что для них нужна не милость, а наказание вразумляющее, то отняла Покров Свой»[12].

Преображение нашей жизни по евангельским заповедям – необходимый плод молитвы к Богородице. Мы своей жизнью должны свидетельствовать перед миром: Пресвятая Дева – наша усердная Заступница и Владычица.

Профессор Лариса Маршева, Антон Осипов

4 ноября 2020 г.

[1] Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2012. С. 197–247.

[2] Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14: Конец XV – начало XVII века. СПб., 2006. С. 24–53.

[3] Празднование Пресвятей Богородице ради Казанския иконы Ея // Минея. Октябрь. М., 2002. С. 549.

[4] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 217.

[5] Акафист Божией Матери в честь Ее иконы Казанской. М., 2006. С. 3.

[6] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 309.

[7] Киприан (Керн), архимандрит. Взгляните на лилии полевые. Киев, 1991. С. 17.

[8] Терещенко Т.Н. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 223.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М., 2002. С. 123.

[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1987. С. 234.

[11] Молитвы к 200 чудотворным иконам Божией Матери. Н. Новгород, 2010. С. 92.

[12] Иннокентий (Борисов), святитель. Сочинения. Т. 2. СПб., 1908. С.64.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
В спасении от неотвратимой гибели В спасении от неотвратимой гибели
Инокиня Наталья (Каверзнева)
В спасении от неотвратимой гибели В спасении от неотвратимой гибели
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Со времен Батыева нашествия не бывало подобного разорения Русской земле. «Всеконечная погибель» – вот что чувствовал народ.
В чем единство народов нашей страны? В чем единство народов нашей страны?
Рассуждают пастыри
В чем единство народов нашей страны? В чем единство народов нашей страны?
Рассуждают пастыри
Для подлинного единения нужно наше постоянство в доброделании. Не будет враждовать с ближними тот, кто приучился к духовному труду над собой. Объединяющей идеей могла бы стать и идея справедливости.
«А икону Мою военную отдай, куда Я укажу» «А икону Мою военную отдай, куда Я укажу»
Диак. Петр Пахомов
«А икону Мою военную отдай, куда Я укажу» «Дается тебе срок на покаяние, а икону Мою военную отдай, куда Я укажу»
Диакон Петр Пахомов
О чудотворной Казанской иконе Божией Матери из афонского скита Новая Фиваида и подполковнике В.Н. Котельницком, который принес в дар скиту эту икону.
Комментарии
Светлана23 июля 2021, 21:03
Спасибо за статью! Очень важные для себя слова в ней увидела!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×