Попрошайки

Сижу на лавочке в известном монастыре, жду духовника. Дело между службами, народу мало, и две местные побирушки, устроив себе перерыв, располагаются рядом со мной. Возможно, вид у меня не слишком презентабельный. Или взгляд достаточно отсутствующий... но они прямо при мне начинают козырять друг перед другом профессиональными достижениями.

Рассказывают о своих «гастролях», обсуждают, где и когда подают больше, хвалятся тем, как много удалось собрать в N-й день по N-му адресу... Это «нормальные» профессиональные побирушки – непьющие, не опустившиеся.

Самое забавное, что пару лет назад я стала свидетельницей такого же точно разговора в Троице-Сергиевой лавре. Попрошайки и лавочка были другие, а разговоры те же. Помнится, я потом еще посмотрела в зеркало и задумалась, почему внушаю им такое доверие...

В тот день одна побирушка вернула мне утраченный иммунитет к излишней сентиментальности. Мне казалось, что, живя 3 года в московском монастыре, я приобрела этот иммунитет пожизненно, ан нет... Наверное, старею. Но в ответ на жалобную просьбу о помощи рука как-то полезла в сумку и сама вытащила 20 рублей.

– Ну, хоть что-то, – снисходительно сказала побирушка, небрежно ссыпав монеты в карман.

Вообще-то для меня 20 рублей до сих пор является не «хоть чем-то», а деньгами. Я похлопала глазами и засмеялась, чувствуя, как голова возвращается на положенное ей место.

***

Настоящее знакомство с темой нищенства у меня началось классе в третьем, при чтении книги «Принц и нищий». До того концепция воспитания октябренка предполагала лишь одну оценку: богатые по определению плохие, а нищие по определению хорошие. Фильмы и книги про беспризорников и бродяг были преисполнены сочувствием к этим категориям населения – им было простительно всё... А тут такой беспощадный антураж к приключениям принца! Оказывается, нищие бывают нехорошие. Очень даже нехорошие. Злые. Попрошайничая, бесстыдно лгут; способны бывают и на воровство, и на убийство!

Оказывается, нищие бывают нехорошие. Злые. Бесстыдно лгут; способны и на воровство, и на убийство

Потом отрицательный образ нищего – молодого, здорового бездельника – мелькнул в «Алых парусах». Конан Дойл в «Человеке с рассеченной губой» раскрыл бухгалтерию профессиональных побирушек. В книгах Гиляровского тема получила полное развитие, и, наконец, в 1990-е расцветилась личными впечатлениями.

Ко всему прочему, одним из моих первых послушаний в монастыре стало дежурство на воротах. В центре Москвы! Такая смесь обязанностей дворника, привратника и справочного бюро. Тут-то, рядом с потоком попрошаек, у меня и появилась возможность систематизировать всю информацию о них, накопленную к тому времени на жизненном пути. Так что откровения современных побирушек лишь внесли туда поправку на инфляцию. Но удивительно, что и сейчас пропорция того, что может собрать ловкий «нищий» на «удачном» месте, с тем, как в среднем зарабатывают граждане, практически такая же, какую назвал Конан Дойл – шесть к одному! Разве что ситуация с карантином ослабила поток народа в людных местах.

***

Сразу надо сказать, что нищенство и в наше время крайне неоднородное явление, и всегда таким было. Но основные типы современных попрошаек выделить нетрудно.

Часть людей нищенствует по причине социальной дезадаптации, развившейся с детства в неблагополучной семье. Часть скатывается на дно по обстоятельствам жизни. И, наконец, немало тех, кто выпал из общества по причине каких-то психических отклонений – врожденных и/или приобретенных, – которые препятствуют заниматься длительным, целенаправленным трудом.

Ах, да, забыла – в мегаполисах появилась еще категория молодых попрошаек, которые не занимаются нищенством профессионально, а по-любительски подрабатывают с плакатиком: «Помогите, обокрали».

«Профессиональные» попрошайки условно делятся еще и на тех, кто спивается и/или с азартом предается страсти стяжательности, либо же живет без особого греха и без претензий к окружающим.

Не претендуя на всеобъемлемость своего социсследования, всё же скажу: из пары сот знакомых мне попрошаек лишь четверо нищих тунеядствовали из-за серьезной неспособности к труду, не спиваясь и не превращая сбор средств в азартную охоту. Выходит, что максимум 2–3 % из них нищенствовали по причинам, которые можно назвать не слишком предосудительными. Всем остальным вести нормальный образ жизни мешали не только обстоятельства или особое душевное устроение, но и запущенные страсти.

Из пары сот знакомых мне попрошаек лишь четверо тунеядствовали из-за неспособности к труду

Процент этот в наше время неудивителен. В 1990-е годы люди, действительно, оказывались никому не нужны. А сейчас, при желании как-то выкарабкаться со дна жизни, человеку помогут. Если он не может трудиться, то получит пенсию, а если может – работу.

Но на такую пенсию нельзя и жить, и пить с размахом. А на работе надо работать. Если эти неприятные обстоятельства не устраивают человека, то он – да – пойдет попрошайничать. И, скорее всего, преуспеет.

Но всё это вольные художники. Есть еще и невольные.

Их привозят в «хлебные» места неприметные парни – сами распределяют по точкам, сами защищают, сами кормят и поят. Сами хранят их паспорта и инвалидные книжки. И собранные ими деньги тратят тоже сами... И мы, добросердечно подавая подобным попрошайкам, лишь провоцируем их хозяев на расширение «бизнеса».

Впрочем, повторимся, сейчас не 1990-е – значительное число этих невольников могли бы освободиться, уйти от хозяев... но не уходят – что-то их в такой жизни устраивает.

***

Не надо думать, что побирушки, рассказывающие жалостные истории, испытывают чувство благодарности к тем, кого обманывают. Скорее, это чувство испытает тот, кто честно говорит вам, что ему не на что опохмелиться. Но тот, кто обманывает, – никогда. И чем крупнее суммы подаются обманщику, тем больше пренебрежения он испытывает к дарителю. Хотя дифирамбы поет звонче, конечно.

Чем крупнее суммы подаются обманщику, тем больше пренебрежения он испытывает к дарителю

В среде профессиональных нищих бытует мнение, что подаваемые деньги – или легкие, или «грязные», и даются для облегчения совести. И это неудивительно, потому что сами попрошайки, как правило, не имеют опыта длительного методичного труда по зарабатыванию денег. Зато с избытком имеют опыт разного рода фантазирований, сплетен и пересудов – благо, времени на это у них предостаточно.

К тому же, когда человек год за годом живет за счет людей, вроде бы неглупых, но верящих, что в наш век мощной социальной защищенности ему «нечего покушать», то с ним происходит то же, что и с детьми, которым взрослые позволяют собой манипулировать, – человек теряет чувство реальности. Одну и ту же картину порою видишь и на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, и у ворот храма: стоит человек – маленький или большой – и искренне считает всех вокруг идиотами.

Хорошо еще, что зазвездившиеся люди рано или поздно обнаруживают свое состояние. Это относится и к младостарцам, и, неожиданно, к профессиональным побирушкам, которые в конце концов снимают маску человека, умирающего с голоду и готового кланяться за каждый медяк.

И тут из их гневных или презрительных монологов могут выясниться неожиданные вещи. Либо побирушка мыслит себя благодетелем, потому что «прихожане спасаются» исключительно тем, что его содержат. Либо считает, что деньги они дают потому, что «много нагрешили и теперь не знают, как грехи загладить». Либо же просто глубоко презирает их, как «лохов». Изредка приходится слышать и «3 в 1» – все три варианта от одного попрошайки.

***

Вопросом этой статьи является не то, подавать или не подавать деньги современным попрошайкам – это каждый должен решать сам в каждой конкретной ситуации. Вопросом является то, почему мы так охотно «спонсируем» бездельников, обманщиков и мафиозников – в то время как рядом всегда есть по-настоящему нуждающиеся люди?

Оглядимся на ситуацию с нуждающимися в среднестатистическом приходе. Вот, женщину с четырьмя детьми, один из которых инвалид, муж бросил, оставив им, правда, жилье... но в счет алиментов. Вот мать с кучей детишек убежала от мужа, избивавшего семью до крови; алименты есть, но жилье на 5 человек – крохотная «однушка» с долгом по ипотеке. Вот женщина одна растит детей (муж скрывается от алиментов), из-за кризиса лишилась места в городе, и им приходится уехать в поселок, где есть жилье, но мало работы, где ждет нужда, а ребенок-инвалид не сможет получать специализированную медицинскую помощь, а второй подросток не сможет учиться по своему профилю...

Есть и отцы-одиночки, и по-настоящему многодетные семьи, и семьи с инвалидами – всегда есть кто-то, кто тоже нуждается, хотя и не так остро, как в первых примерах. Они стоят возле нас на литургии, живут с нами в одном доме – не надо даже отправлять СМС-переводы в адрес неизвестных фондов. Почему же мы не поможем им?

Может быть, всё дело в том, что, подавая попрошайке достаточно мелкие суммы, мы чувствуем себя благотворителями? Ведь он и на 50, и на 10 рублей подаяния реагирует так, будто мы спасаем его от голодной смерти. И это успокаивает голос совести, который говорит нам, что нуждающимся надо помогать. Сразу видно, что это – нуждающийся... и мы ему помогли!

Но если мы беремся благотворить людям в их реальных нуждах, то становится очевидно, что тут за 50 рублей себя благодетелем не больно-то почувствуешь. Ну, какую нужду решишь сейчас за 50 рублей?

Совесть не успокоена. Размах филантропических ощущений – не тот. Но вместо того, чтоб сказать себе, что благотворительность наша скудна, мы говорим, что это, видно, не нуждающиеся...

Выходит, побирушки нередко... правы, рассуждая, что деньги им подаются для успокоения совести? Вспомним эпизод из жития Василия Блаженного: где-то в людном месте блаженный накинулся с палкой на нищего. «Почто убогаго биеши?» – вопросили окружающие. Тогда блаженный перекрестил нищего, и тот... растаял в воздухе. Когда люди немного пришли в себя, блаженный объяснил им, что демон принял вид нищего, чтобы внушать им мысли самоуспокоения: мол, милостыню подаем, спасаемся...

И это, заметим, случилось тогда, когда нищие сплошь и рядом были по-настоящему нуждающимися людьми. Чего же говорить про наше время?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сквозь стекло Сквозь стекло
Анастасия Горюнова
Сквозь стекло Сквозь стекло
Анастасия Горюнова
«Купите бусы! Тысяча рублей», – повторяла женщина бесцветным голосом. «Какая, наверное, крайняя нужда заставила ее продавать эти бусы», – подумала я. И прошла мимо.
Должно ли быть рассуждение в милостыне? Должно ли быть рассуждение в милостыне?
Ответы пастырей
Должно ли быть рассуждение в милостыне? Должно ли быть рассуждение в милостыне?
Ответы пастырей
Творить милостыню заповедал нам Господь. Но как быть, если просит явный пьяница? И надо ли подавать «нищим», для которых попрошайничество стало профессией? И вообще есть ли какие-то «правила», кому и как благотворить?
Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО) Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО)
Игум. Нектарий (Морозов)
Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО) «Деньги на билет»
Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО)
Игумен Нектарий (Морозов)
Как поступить, если просящий о помощи явно обманывает вас? Чем лучше помочь бомжу? Когда можно дать денег алкоголику? И что лучше предпринять, увидев зимой лежащего на земле пьяницу?
Комментарии
Александр27 декабря 2021, 10:13
Духовный подвиг есть не только стяжание благодати, но и сохранение полученного состояния духа, даже при её утрате, способность не отдавать свой ум привычкам рассудительного мышления, держа ум во аде. Необходимо учиться не бороться со злом, а удерживать ум от зла. Преследуя зло, святыми не станете, а злыми - реально. Не будем обличать просящих милостыни. Всех их Господь призывает к покаянию, стучась каждодневно в их сердце. И у каждого своё время, свой час. Спасение наше в труде над добродетелями и очищении своего сердца, чтобы узреть Христа не только в себе, но и в других людях. Стремиться реализовывать Его примеры в нашей жизни, показывая, что Православие является живым и спасительным.
Александр23 декабря 2021, 08:55
"В Христе все люди - одна семья, и тот, кто придет к такому пониманию и станет жить им, уподобится Христу и воссядет рядом с Ним, как друг Его и сродник... Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17:21). В этом главная суть Христова Евангелия. Нужно учиться любить людей до конца жизни, потому что самый НИЧТОЖНЫЙ человек носит в себе Христа и однажды может стать святым! Держись этого правила постоянно. Прими боль души за всякого человека, рожденного в мир, так возрастет сила твоей молитвы и благодать." Архимандрит Кирилл (Павлов) +2017.
Александр 6 февраля 2021, 21:31
Как не понимаете -все,действительно нуждающиеся -вы их у метро,на паперти и т.д. просто не найдете . Им стыдно просить . А найдете только вот тех,кого перечислили .Что их обьединяет - они прося копеечку ,люто ненавидят и презирают вас. Не подавайте вообще.....
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву22 декабря 2020, 07:28
Возможно, это специфика Москвы последних 15 лет, когда множество людей едет в столицу работать вахтовым методом, и тут, вдали от дома попадают в трудную ситуацию. А в нашем маленьком городе за 21 год помню лишь двух просителей, которые были не против уехать по купленному им билету. Но, опять же, оба они были бродягами со стажем - ехать им надо было не потому, что кто-то где-то их ждал, не потому, что они оказались в трудной ситуации, а потому, что это было их образом жизни - побираться, бродяжничая.
Александр - Инне21 декабря 2020, 17:22
Продолжение... Итак, он первый из грешников спасаемых; стань и ты вторым, стань третьим, стань четвертым, стань десятым, стань одним из тысяч и мириад спасаемых, — и сопричислишь себя к Апостолу Павлу и тем почтишь Павла, как сам он говорит: подражатели мне бывайте, яко же и аз Христу (1 Кор. 11:1). Не сбивайте меня в левую сторону своим "богословским" образованием.
Ирина19 декабря 2020, 20:27
Очень бы хотелось прочесть полный вариант этой статьи. Опубликуйте, пожалуйста!
Игорь Ковалев19 декабря 2020, 14:08
Инокиня Наталья.Статистика от протоиерея Максима Козлова:"Мы...стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее."
Антон18 декабря 2020, 22:52
К сожалению, не так часто удаётся увидеть по-настоящему нуждающихся людей, которых описала автор. Хожу в храм, но там их как-то нет... Возможно, они не ходят в храм, и это совсем неудивительно. Но как их тогда найти? Безусловно, выбор между выбивающейся из сил матерью одиночкой и профессиональными попрошайками около храмов, которые в них никогда не заходят, очевиден.
Игорь Ковалев17 декабря 2020, 21:38
Алла."Не вы один читали Писание и Отцов"/-Так читать мало, надо ещё исполнять. А то, что священники о благотворительности рассказывают, так это деятельность прихода или монастыря, а не личные их дела и личные средства.
инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву17 декабря 2020, 18:33
У вас очень оптимистичная статистика. Если хотя бы 5% людей, которые просили у нас на билет, не лгали бы рассказывая о своих трудностях, то я подумала бы - писать ли эту статью)))
Алла17 декабря 2020, 18:30
Ю, этот мужчина что же, должен бесплатно своё жильё кому-то отдавать? С какой такой стати? Он берёт у тех, кто может позволить съём, и отдает часть денег нуждающимся. Вы не видите разницы между этими понятиями? Для вас что ли арендатор = нуждающийся? Ну я вот сейчас тоже снимаю квартиру. При этом зп моя более, чем хорошая, и не надо меня к нуждающимся относить, пожалуйста)
Алла17 декабря 2020, 18:27
Игорь, я постоянно читаю в православной прессе, как православные, включая священников, рассказывают, что именно они сделали ради благотворительности. Пожалуйста, перестаньте меня поучать) Не вы один читали Писание и Отцов.
*17 декабря 2020, 16:50
Ю.:"У него две квартиры в центре, которые он сдает... и квартиры достались по наследству". Этот человек всего лишь УПРАВЛЯЕТ доставшимся ему наследством. Тут нет странноприимства (а у кого из нас оно есть?!), однако нет и лихоимства.
Игорь Ковалев17 декабря 2020, 10:46
Александр."Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь"/-Эту цитату зря привели,Апостол так может сказать,а не мы. "Начало здравия души -видение грехов своих, бесчисленных,как песок морской."(прп.Пётр Дамаскин)./"Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное;о небесном она не думает.(свт. Игнатий Брянчанинов).Как же христианин,зная слова Писания,что "ни воры,ни лихоимцы,ни пьяницы,ни хищники - Царства Божия не наследуют",будет помогать человеку следовать этим страстям.Это противоречит христианской любви.А как говорят настоятели,которые постоянно сталкиваются с просящими:95% тех,кто просит на билет домой или лечение, пропадают,если им предлагают помощь,а не деньги.
Ю16 декабря 2020, 22:53
К сожалению, нищие в чем-то правы. Я имела честь узнать одного человека-"великого" благотворителя. Он помогает семьям священником из провинции. Только, как оказалось, он живёт, особо не заморачивается с работой. У него две квартиры в центре, которые он сдает и с этих денег благотворит. Только я не поняла смысла, у одних берет - другим отдаёт. Да и квартиры достались по наследству. И такие, увы есть... И нищие это прекрасно понимают
Игорь Ковалев16 декабря 2020, 20:20
Алла. " это так не работает. Когда ты говоришь "вот он сделал то и получилось в итоге это", /-Это опять аскетика. Когда говоришь о себе и о своих делах, то этим развиваешь свою гордость и тщеславие, даже если тебя не хвалят. Здесь и нужно рассуждение, чтобы выбрать что лучше -произвести большее впечатление своим примером, но развить при этом страсти и, нарушить заповедь " делать в тайне". Очевидно, что сказать:"знаю человека, который... " будет полезней для души. Как и делал Апостол Павел: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает ) восхищен был до третьего неба"(2 Кор. 12:2)
инокиня Наталья -- Человеку16 декабря 2020, 20:17
Повторюсь: формулировки "достоин/недостоин помощи" нет в статье, и она вообще какая-то странная. Что касается дара рассуждения, то человек не получает его с бухты-барахты; не бывает так, что люди либо имеют его, либо же лишены начисто. И он приобретается в том числе через решение подобных нравственных задач.
Алла16 декабря 2020, 14:09
Человек: "Так почему же мы будучи падшими, мы должны делать разделение и рассуждать, кто достоин помощи а кто нет" Ну наверное потому, что у нас ограниченный запас сил и денег, а значит мы их можем распределить либо правильно, либо нет. Например, помочь реально нуждающимся или шарлатанам. Вы будете отрицать наличие шарлатанов? "И все верно, рассуждение необходимо, только если у вас есть этот дар рассуждения". У всех нормальных людей есть способность к рассуждению. Это не дар, это свойство взрослого, умственного развитого человека.
Алла16 декабря 2020, 14:05
Игорь Ковалев, это так не работает. Когда ты говоришь "вот он сделал то и получилось в итоге это", то воздействие на слушателя на порядок меньше, чем если ты приводишь свой личный пример. В моём случае ежемесячный поиск куда именно пожертвовать деньги приводил часто к тому, что я просто забивала на это, и не жертвовала вообще ничего. Лучше найти конкретную точку приложения усилий. Думаю такой совет может быть полезен. А я здесь указываю только своё имя, без фамилии и какой-то конкретики, никто ведь не знает, кто я такая в реальной жизни, я тут пишу фактически анонимно) Так что даже если меня начнут хвалить, это мало что значит в такой ситуации.
Игорь Ковалев16 декабря 2020, 12:26
Человек . "рассуждать своим мирским умом, что вот этот человек достоин помощи "/-Про достоин или нет вообще речи не идёт. Разговор про пользу или вред для того , кто принимает помощь и в первую очередь для его души. Здесь и нужно рассуждение.
Александр - Инне и Игорю Ковалеву16 декабря 2020, 12:26
«У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди. Я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4:3-4).
Человек16 декабря 2020, 09:36
P.S. И все верно, рассуждение необходимо, только если у вас есть этот дар рассуждения :-) когда вы видите кто достоин а кто нет и точно в этом уверены, а чтобы быть уверенным на 100% нужно как минимум ведать, что у человека в душе, знать о его жизни, его чувствах, мотивах и побуждениях, а если не ведаем об этом, то о чем же спорим.
Человек16 декабря 2020, 09:29
Друзья, о чем же спорим, да простит меня автор, но тут мне кажется и спора быть не может. Мы все перед Богом и воры и блудники и разбойники, и все недостойны ни Божьей помощи ни спасения, как бы мы ни старались мы не можем стать другими, если только сам Господь нас не спасет и не поможет. Так почему же мы будучи падшими, мы должны делать разделение и рассуждать, кто достоин помощи а кто нет, если Господь не смотря на все наше падение все же подает нам необходимое в нуждвх наших, не должны ли и мы делать тоже самое, вместо того чтобы рассуждать своим мирским умом, что вот этот человек достоин помощи а вот этот не достоин, а сами мы чего достойны?
Игорь Ковалев15 декабря 2020, 21:56
Александр./-"Почему вы не любите людей?"-Вы спрашиваете у Аллы. Во первых ,потакать страстям ближних не есть любовь,а даже наоборот.А во вторых, откуда вы знаете у кого она есть? Вам откровение было?Выносить такой приговор о духовном состоянии человека, разве это не осуждение? По Апостолу, кто не имеет любви, тот "ничто, медь звенящая".
Игорь Ковалев15 декабря 2020, 21:17
Алла 9 декабря 2020, 01:44 "Я так перевожу одной многодетной семье. Пишу не чтобы похвалиться..."/-Хоть раз соглашусь с вами по сути. Но зачем вы рассказываете , что вы делаете?Господь же заповедовал:" творить в тайне... "Зачем же добро обращать себе во зло, нарушая заповедь?Хвалитесь, "не чтобы похвалиться".Здесь тоже нужно рассуждение, повторю слова Иоанны и св. Отцов:рассуждение нужно в любом деле. Даже святые и апостолы рассказывали о своих делах, если это нужно было для слушающих , приписывая их другим.
Игорь Ковалев15 декабря 2020, 21:06
Александр./-"Священник Александр Сатомский: – Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть.Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» – провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума! Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку)..."Это и есть любовь к ближнему-своим по виду добрым делом не навредить душе принимающего. Дидахе:"…пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь."Так, что впервые поддержу Аллу.
Инна Катерине14 декабря 2020, 21:02
А почему вы так выборочно жалеете? На Александра накинулись - Вам жалко, а на кого Александр накинулся - Вам не жалко. А ведь он накинулся))) "вы людей не любите, вы осуждаете, вы презираете, вы гневаетесь..."
Инна Александру14 декабря 2020, 20:34
Замечательно, когда сердце сокрушается - ибо такое сердце Бог не уничижит. Но плохо, что вы очень верите своим оценкам чужих побудительных мотивов. Ррраз - и: "вы не любите людей!", "вы сурово с презреньем осуждаете", "вы гневаетесь"... А с чего вы это взяли? В статье говорится о том, что большинство попрошаек не является носителями высокой нравственности. Но вы не можете знать, осуждает их автор или нет: говорить о проблемах, как тут было уже сказано, не значит осуждать. А вот вы сами точно осуждаете. На это я обращаю ваше внимание. И поверьте, уж чего-чего, а гнева во мне при этом точно нет - тут вы не угадали.
НН14 декабря 2020, 12:07
Старые священники учили: давать милостыню (слово-то какое!) надо всем, по принципу св. Филарета. И не обязательно деньги, можно и конфетку, а ещё лучше - помолиться: помоги ему, Господи... Господь с каждого спросит за его поступки: с нас, почему просящему не дали, лукаво просящего - за его действия. Мы собираем свои сокровища, они - свои... И не надо стесняться осознанности своих поступков, гордиться этим нельзя. Подал конфетку, помолился - и тут же забыл, не осуждай. Откуда ты знаешь, что может быть: человек лукаво просящий покается перед Богом, Господь его простит, а ты - осудил... Вот и подумай, как правильно.
Павел К.14 декабря 2020, 09:27
Братие ! Вот пример мудрой благотворительности из жития Филарета милостивого -"Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто ЛИЦЕМЕРНО ВЫМАНИВАЛ деньги."
Катерина 13 декабря 2020, 23:59
"Если бы я не давал ему денег, то он мучил бы свою жену, потому что забирал бы тогда те деньги, которые она зарабатывала (а она, бедная, ходила горбатилась по чужим домам), пропивал бы их, а дети страдали бы еще больше. Однако, когда я говорил ему: «Возьми это для твоих детей», он вспоминал маленько и о своих детях. Понятно? Мне было за него больно, он видел это, и в нем начиналась внутренняя работа. Многие исправились подобным образом. А некоторые, обличаемые впоследствии совестью, возвращали и деньги».
Катерина 13 декабря 2020, 23:58
"Сам преподобный старец так исполнял Евангелие и слова апостола Павла («Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его…) (Рим. 12:20): «В Конице был один пьяница, имевший семью. Я давал ему какие-то деньги. Некоторые узнали, что я помогал этому несчастному (он сам им об этом рассказывал), и сказали мне: «Не надо давать ему денег, он пьет». Сам он говорил мне: «Дай мне для моих детей», и я, когда давал ему милостыню, говорил: «Возьми это для твоих детей».Я знал, что он пьет, но знал и то, что мои слова немножко помогут ему: он будет продолжать пьянствовать, но и о детях своих маленько будет думать."
Катерина 13 декабря 2020, 23:45
《А мы по слову преподобного Паисия Святогорца «своей логикой не даем работать Христу … если просящий не нуждается, ты все равно должен ему дать… Какой-то бедняк просит тебя о помощи. Даже если у тебя есть сомнения на его счет, все равно, с рассуждением, помоги ему, чтобы тебя потом не искушал помысел. Помнишь, что писал авва Исаак: „Даже если человек сидит верхом на коне и просит у тебя — дай ему“. Ты не знаешь истинного положения дел. Твое дело — верить тому, что говорит тебе просящий, и подавать соответственно тому, сколько он у тебя просит».》 А то накинулись на Александра..., а он не так уж и не прав)
Алла12 декабря 2020, 22:07
Александр, это констатация факта, что они попрошайки и прощелыги. Или вы убийц и воров тоже не называете убийцами и ворами, считая это осуждением и клеймением? И почему же вы набросились на меня, но никак не комментируете слова Василия Великого, называющего недобросовестных нищих "псами"? Страшно спорить со святым, другое дело осуждать другого комментатора, да?
Галина И11 декабря 2020, 20:02
Алла11 декабря 2020, 13:19. Алла, вы в своем суждении совершенно правы. Но я не додумываю за свт. Василия Великого, я в сравнении с ним ничтожна. Просто нельзя делать категоричный вывод на основе вырванной откуда-то цитаты, как это многие делают. Бог не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию, Он любит кающихся грешников. В рассуждениях о милостыне основная мысль и у авторов Библии, и у св.отцов-это несомненное оказание милости нуждающимся совестливым людям и отказ в подаянии бессовестным.Или же осторожность в ней. Совесть-то от Бога. С другой стороны, и у "прощелыг", как у разбойника на кресте, может проснуться совесть, и в рай он пойдет вперед нас, сытых и самодовольных.
инокиня Наталья -- Юрию11 декабря 2020, 18:25
1.Приравнивать стяжание Святого Духа к безоглядной раздаче материальных благ - вот в чем странность Вашего рассуждения. 2.Не путайте Православие и толстовство: понятно, что фраза "Просящему у тебя дай" имеет ограниченное значение. Господь не требует от нас чтобы мы отдали просителю квартиру, ребенка или почку для пересадки; или ребенку дали заряженный пистолет, даже если будет просить со слезами (мысль взята из книги иг.Бориса (Долженко). 3.Свт.Феофан писал конкретным людям конкретного времени. Не в наш социально защищенный век. 4.Чтобы знать, куда идет такая милостыня, не надо быть пророком и провидцем - достаточно просто плотно пообщаться с попрошайками 28 лет.
Алла11 декабря 2020, 18:22
От тюрьмы да от сумы не зарекаются
Валерий11 декабря 2020, 18:14
Какая умница, какая замечательная статья. Важная и нужная. Цепляющая, по комментариям видно. Я на всю жизнь запомнил эпизод. 9 Мая идем на кладбище (это ещё при советах, я мал ещё был), нищие вдоль дороги. Отец набрал горсть пятаков и раздает, одному, другому, третьему и т.д., пятаки закончились, идём. Вдруг вслед рёв "ОБДЕЛИЛ! ОБДЕЛИЛ! ОБДЕЛИЛ!, - кричала нищенка на которой пятаки закончились...
Руслан, Украина11 декабря 2020, 16:28
Сейчас вообще тяжело кто по-настоящему в нужде, а кто с мафией связан. Ибо очень многим старикам и людям жить у нас очень тяжело.
инокиня Наталья -- авторам комментариев11 декабря 2020, 14:47
Братья и сестры, я знала, что сокращение этой статьи приведет к лишним дебатам. У нее были еще части, где говорилось о том, какого рода милостыня нужна профессиональным побирушкам (не материальная), и ЧТО может примирять нас с этими людьми, ведущими настолько противоестественный образ жизни. Но редакция решила, что лучше остановиться на призыве к реальному доброделанию. В чем-то они правы: статья - это же не монография по социологии)) Но есть и побочный эффект - недоговоренность рождает лишние споры(((
Алла11 декабря 2020, 13:19
Галина И., зачем додумывать что-то за святого, если он написал вполне конкретно, что не всякому нужно давать деньги, а только реально нуждающемуся? Не нужно потворствовать всяким прощелыгам.
Юрий11 декабря 2020, 13:01
Юрий- инокине Наталье: «Всякому просящему у тебе, дай» (Лук. 6, 30), заповедует Господь. Почитайте Феофана Затворника о милостыне . он прямо укоряет не дающих милостыню все просящих в отсутствии совести Какое тут может быть рассуждение ,если Вы не знаете и не можете знать куда просящий использует милостыню, Вы что пророк , провидец или еще выше? Никто не говорит , что рассуждение не нужно.Вы говорите что у меня странное понимание стяжание святого Духа, в чем странность? Это все дела во славу Божью , это просто говоря -сделал доброе дело и не прощеславился, не возгордился, в прелесть не впал итд , а сделал и забыл или а еще лучше вообще его в тайне сделал, вот это и есть вера .
Галина И.10 декабря 2020, 22:48
Алла10 декабря 2020, 16:50. Ув. Алла, эту цитату свт. Василия Великого, я думаю, нужно рассматривать в контексте его статьи. Он же и сказал:"Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого.Кто любит ближнего, как самого себя, у того нет ничего излишнего перед ближним.Как Бог дает всем возможность равно приобщиться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и одинаково сильный свет любви...Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя".// Т.е. не содействовать злу "всякого мимоходящего";"псу", не желающему "приобщиться света"- прийти к Богу с покаянием. Если различишь.
Иоанна_ 10 декабря 2020, 22:37
Александр, у аввы Дорофея, в "Лествице" вы найдёте, и не раз, мысль о том, что разумение и рассуждение среди добродетелей ставятся святыми отцами выше остальных. Из более близких нам по времени об этом говорили старцы оптинские, преподобный Паисий Святогорец. Вот слова из его поучений: "Рассудительность нужна всегда и во всём. Даже добродетель не будет приносить пользу, если не будет соединена с рассудительностью" ("Алфавит духовный старца Паисия Святогорца", М.,2015).
Надежда10 декабря 2020, 21:57
Совершенно согласна с автором статьи. Лучше помочь тем, кто действительно нуждается,чем кормить мафию. Сейчас стольким людям нужна помощь. На приюты, на бесплатные обеды для престарелых, на лечение и так далее.
Александр10 декабря 2020, 21:09
Хорошая тема. Нравится, что у автора есть критическое мышление. Я стараюсь не подавать деньги, а помогать именно едой, если просят на еду. И, кстати, это хорошо показывает нужду человека. Некоторые от сердца благодарят, а кто-то морщится. Ведь "ненастоящему нищему" деньги - это соблазн и подпитка, а молоко или хлеб не перепродашь и как бизнес попрошайничество станет бессмысленным. У человека остается меньше возможности совершить недопропорядочный поступок. Ну а с другой стороны, тот, кто и правда голоден, пусть лучше получит от меня еду, а не брошенную денежку. Считаю, это даже уважительнее к человеку и ему приятнее. Также и со всем остальным... Храни вас Боже, братья и сестры.
инокиня Наталья -- Михаилу10 декабря 2020, 20:24
Не надо путать Православие с толстовством. И не стОит стараться выглядеть святее святых. Здесь довольно уже цитировали святых отцов, которые говорят, что милостыня должна твориться с рассуждением.
инокиня Наталья -- Юрию10 декабря 2020, 20:21
Рассуждение святые отцы называют царицей добродетелей. Как же Вы говорите: "не наше дело рассуждать"? И у Вас какое-то странное представление о том, как происходит стяжание Святого Духа.
инна Александру 10 декабря 2020, 13:0710 декабря 2020, 19:15
Александр, вы хотите сказать, что признак ученика Христова - это неспособность рассуждать?!!
Галина И.10 декабря 2020, 19:08
Самое интересное, что логика рассуждения у Бога и св. Отцов совершенно иная, чем наша. Прп. авва Дорофей утверждает, что "воля Божья благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому- нибудь побуждению человеческому (со своим рассуждением), но ради самого добра, из одного сострадания".И что милостыня, в 1-ю очередь,- для нашего спасения, а потом для нуждающегося. "Бог повелел тебе не упрекать в лености, а помочь бедности, сделал тебя не обличителем нечестия, а поставил врачом нечестия.Бог повелел тебе не порицать беспечность,но подавать руку лежащему, не осуждать образ жизни, а утолять голод" (свт.Иоанн Златоуст). Вспомним притчу о добром самарянине и две лепты бедной вдовы (Мк 12).
Галина Ник10 декабря 2020, 17:13
Согласна с автором полностью. Для себя, не сразу,вопрос подавать – не подавать решила. От искушений, конечно, не избавилась. Бывает сомнение берет – прошла мимо, потом вернулась, а просившего след растаял, хоть прошло минуты две-три. Фонды тоже какое-то недоверие или сомнение вызывают, однако знаю людей, которым действительно помогли в сложной ситуации. Для меня понятнее и надежнее помогать конкретному человеку в конкретной ситуации – и результат виден, и надежда не оставляет. Когда бываю в столице вообще не решаюсь кому-то подать, так как на ступенях Храма Христа Спасителя встретилась ситуация о которой пишет матушка. Дома все всех знают – уже намного легче. Видимо, тут много личного.
Алла10 декабря 2020, 16:50
Александр, а кто сказал вам, что ученик Христов это тот, кто подаёт мошенникам? Василий Великий считал иначе: "Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою.
Иоанн10 декабря 2020, 13:19
почему подаем попрошайкам, а не реально нуждающимся? - потому те просят, а эти -нет. Нельзя сказать, что совсем не подаем, благотворительные фонды действуют. Но вопрос остался: как попросить тем, кто реально нуждается?
Михаил10 декабря 2020, 12:34
МИЛОСТЫНЮ НУЖНО ПОДАВАТЬ В СТА СЛУЧАЯХ ИЗ СТА В акте милостыни совершенно неважно, что и как происходит с ПРИНИМАЮЩИМ! Бес ли сидит перед тобой на своих культях или ангел? Действительно он нуждается или притворяется? Достаточно ли 50 рублей или нужно в десять раз больше? Собирает ли он для себя или для эксплуатирующих его? Вор и лгун трясет перед твоим носом пластиковым стаканчиком или добрый человек? Испытывает ли нищий чувство благодарности к тем, от кого получает помощь, или презирает их? Все эти вопросы не имеют никакого значения! Потому что они находятся в ведении лишь одного Господа Бога: лишь у Него есть право различать и право судить и нищего, и богатого – сообразно делам каждого!
Иоанна_ 10 декабря 2020, 10:01
Александр, надеюсь, вы понимаете, что ВСЕМ просящим помочь невозможно? Хотя бы по этой причине подавать без рассуждения нельзя, иначе велика вероятность, что "поможете" обманщикам, а настоящих нищих оставите ни с чем. Без рассуждения вообще ничего нельзя делать, это по святым отцам. Если рассуждать некогда или неохота - лучше положите в храме в ящик для малоимущих - в этом случае ваши деньги наверняка попадут по назначению. Это и будет милостыня, САМАЯ НАСТОЯЩАЯ, ведь далеко не всякий нуждающийся готов стоять с протянутой рукой.
инокиня Наталья -- Ольге 9 декабря 2020, 17:1210 декабря 2020, 08:54
На Ваш вопрос "видели ли" повторю: не претендую на всеобъемлемость своих знаний... но думаю всё же, что видела гораздо больше вашего. И описанные Вами истории видела. И их продолжения, к сожалению, тоже. Запущенные страсти так просто не оставляют свою жертву, тем более, если она не пытается двигаться дальше. Если человек пить перестал, а работать не начал, то вероятность того, что он вернется к прежнему, очень велика. Бывают же и то, о чем сказано в притче о вышедшем из человека демоне, когда он возвращается с семью злейшими себя "и бывает последнее человеку тому горше первого". То просто пил, а теперь всех осуждает, читает нравоучения... а попутно не только пьет, но еще и крадет в храме!
Юлия 9 декабря 2020, 23:13
Иоанн Златоуст учит давать всем всегда и всё.
Юрий 9 декабря 2020, 22:03
Если человек просит- дай, не наше дело рассуждать куда он использует эти деньги , это Божье дело, Господь сам определит на что человек их истратит, не нужно Бога подменять и Судьей выступать. Дал-забыл. все же православные знают что такое Вера православная - это стяжание ( собирание) Святого Духа т.е дела Христа ради, а это в свою очередь - дал-забыл,а будешь себе плюсики ставить типа сделал доброе дело ( а тут уже и весь набор сразу вылезет и тщеславие и гордыня итд) вся твоя вера уже прах. вот можно всю свою жизнь православную в прах превратить, порог переползешь и сразу же к ребятам где скрежет зубов и куча вопросов да как же так я же верующий, православный , не дай Бог .
Ирина 9 декабря 2020, 21:52
Моя мама на Пасху подошла к двум бездомным и угостила их яйцами и ещё чего то дала. Чуть пообщалась. Ух, как они счастливы были! А подруга собирающему мальчику -шоколадку. Он её зажал в руке и боялся, что отнимут. А попробуй-ка дай булочку тем, кто сидит и ждёт только деньги или начни задавать вопросы...
инокиня Наталья -- Дмитрию 9 декабря 2020, 18:57
Формулировки "достоин/недостоин подаяния" в статье нет, и она вообще крайне странная.
инокиня Наталья -- игумену Всеволоду 9 декабря 2020, 18:46
Батюшка, а кто призывает попрошаек осуждать? Осуждать их вовсе нет смысла: если они ведут такой образ жизни по уважительным причинам, то не только не осуждаемы от Господа, но и получат венцы страдальцев; а если по неуважительным, то они уже наказаны - поживи-ка такой бессмысленной жизнью! Говорить же о проблеме - не значит осуждать.
Галина И. 9 декабря 2020, 18:41
Андрей 9 декабря 2020, 00:50. /"И ещё: притча (опять своими словами):идёт в 5 утра человек. Мысли первого: украл..., идёт... Мысли второго: от любовницы идёт...Мысли третьего: в Храм идёт, на "раннюю", какой молодец. А шёл то и там, и там, и там,- один человек".// Ув. Андрей,эта "притча" из поучения прп. аввы Дорофея "К некоторым келлиотам",только там человек стоит ночью. А вообще-то у него есть поучение 14-е "О созидании и совершении душевного дома добродетелей", где он очень подробно, полностью на основании Свящ. Писания и св.Отцов раскрывает тему милосердия и разумной (!) милостыни-кому, в каких случаях, как и с какой целью. Все глубоко по- христиански,ясно, четко и понятно.Вопросов нет.
инокиня Наталья -- Андрею 9 декабря 2020, 18:30
Мне всегда интересно: как в статьях, где говорится о каких-то проблемах, люди определяют - осуждает автор или не осуждает?
Елена 9 декабря 2020, 17:56
Очень полезная статья. Ставит мозги на место.
Ольга 9 декабря 2020, 17:12
Много правды и у Вас в статье и в комментариях, однако все не так однозначно. Вы когда нибудь видели как со временем меняется "попрошайка", стоящий у храма? Как от откровенного пьяного взгляда и тяжелого дыхания человек со временем (месяц, пол года, год) преображается. Они приходят в праздничные дни к храму и глаза их светятся! Они трезвые! Да, все также бездомные, но уже совсем другие! Они спрашивают у Вас имена и молятся за Вас! А как изменяются прихожане (тоже не сразу, постепенно). Как от нескольких рублей "попрошайке", потихоньку меняются и уже реальными делами (и деньгами) помогают тем, кто нуждается. Бог меняет и тех и других!
Андрей 9 декабря 2020, 15:22
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» (Матф.5:42) Ничего не сказал Господь, что надо проверить, не обманщик ли нищий. И святые все, что Иоанн Кронштадский, что Иоанн Милостивый подавали любому(!), кто просил. Давайте подражать святым и Господу! Можешь дать - дай. А на приходе, как верно заметил Дмитрий, - это забота причта/клириков/настоятеля. Они должны организовать социальную работу на приходе. А реально нуждающиееся должны обращаться к своим собратьям на приходе за помощью, а не молчать. Иначе как узнаешь?
Алина 9 декабря 2020, 13:26
Да, раньше подавала «бабушкам у метро», считая себя «хорошей». Несколько лет потребовалось (всё не верилось!), чтобы до сознания дошло: в основном попрошайничает мафия. Настоятель нашего храма не благословляет подавать тем, кто иногда успевает постоять у ворот, прежде чем охрана их проводит. Он совершенно справедливо говорит, что тем самым мы потакаем тунеядству и распущенности. У нас попрошайничают в основном молдаване. Это их бизнес. Для желающих помочь НА САМОМ ДЕЛЕ в храме есть ящики для пожертвований с указанием разных нужд, в том числе – для малоимущих. Что касается фондов, безопаснее выбирать наиболее известные, представители которых недавно участвовали в передаче на канале «Спас».
Алина 9 декабря 2020, 13:24
Организация «Альтернатива» борется с современным рабством. У них на сайте есть инструкция «Что делать, если я вижу попрошайку?». Тезисно: 1. Попрошайки делятся на две категории: мошенники и рабы. Можно задавать им разные вопросы и если по ответам понятно, что это мошенник, проходите мимо. Если это человек, находящийся в рабстве, попытайтесь расспросить его подробнее. 2. Предложите помощь. Сообщите, что волонтёры движения «Альтернатива» могут приехать и помочь, устроив человека в безопасное место, где его не смогут найти «хозяева». НО! Только после того, как человек изъявил ПРЯМОЕ ЖЕЛАНИЕ покинуть место, где он попрошайничает, и заявил, что его принуждают этим заниматься.
Ирина 9 декабря 2020, 12:38
Организации, занимающиеся помощью попрошайкам-рабам, не просят, а умоляют- Люди, не подавайте профессиональным нищим, вы укрепляете тем самым бизнес их хозяев, и провоцируете увеличивать количество таких "рабов". Между прочим даже фонды скрупулёзно проверяют тех, кто к ним обращается, а почему то подающим на улице надо делать это бездумно.
Алла 9 декабря 2020, 12:37
Евгений, это просто неловко - кому-то отдавать деньги лично. Неловко и дающему, и принимающему. Куда лучше просто отправить перевод. А вот помогать "руками" я точно не могу и не буду. Только деньгами, помощь же больным у их кроватей и т.п. - совершенно не для меня, если это не мои родные или друзья. Я дружелюбна и мила в общении со всеми, но это только внешнее, близко же к себе я подпускаю мало кого и долго по времени. Зато зарабатывать деньги я умею. Вот лучше я их просто кому-то отдам. Электронным переводом.
Jekaterina 9 декабря 2020, 11:47
Большое спасибо за статью. Есть пища для размышлений. Насчет себя давно уже задумывалась, что подаю нищим перед храмом, чтобы откупиться от собственной совести, потому что реальные добрые дела - это трудозатратно - нужно искать, вникать, думать, брать ответственность, а сунуть рублик и поставить себе галочку куда проще. Я не говорю о том надо или не надо подавать, но это дело тонкое и в наше время есть возможность выбирать. Я из собственного опыта знаю, что помощь человеку деньгами может быть и во зло, даже если это не профессиональный нищий, потому что, как сказал Господь "без меня не можете творить ничего". И думаю подающие тоже частично несут ответственность за то на что пойдут их деньги
Наталья 9 декабря 2020, 11:14
Автор молодец! Написано без иллюзий и по существу.
Игумен Всеволод 9 декабря 2020, 10:59
Уже больше двадцати лет назад у входа в один московский монастырь среди нищих увидел пожилую женщину, вызвавшую у меня большую неприязнь. Никому не подал и прошел в храм. А через год-два эта женщина пришла к нам на престольный праздник и заняла очередь на исповедь именно ко мне. Еле удержался, чтобы не прогнать её. Но когда она стала исповедаться, я понял, что она необычный, если не обыкновенный человек. Такой глубокой, все понимающей исповеди я не слышал и от монахов. И в Лавре Господь сподобил меня увидеть просто святость одной из "попрошаек", которая несла подвиг: не иметь где главу преклонити. В ней я воочию увидел смирение вместе с прозорливосью. Да, таких единицы, но ради них не осужда
Людмила 9 декабря 2020, 10:55
Вот оно - смелое слово правды! Спаси Господи автора!
Антонина 9 декабря 2020, 10:52
Очень правильная статья, спасибо вам! По своему примеру вижу, что люди которые действительно нуждаются в помощи других незаметны, скромны и стесняются просить.
Дмитрий 9 декабря 2020, 10:24
Нам отец-настоятель на проповеди сказал: "Да подавайте вы им..." То есть, не надо пересудов - достоин-недостоин, и т.п. "Возьмите, Христа ради..." - этого достаточно. "Оглядимся на ситуацию с нуждающимися в среднестатистическом приходе." А вот здесь уже причт должен организовать работу. Ничто не мешает организовать тарелочный сбор после воскресной литургии. Тут уж только от пастырей зависит.
Евгений 9 декабря 2020, 10:04
Думаю что они же могут пойти на воровство, убийство, самоубийство. Так что пускай лучше просят. Помню почивший архимандрит Венидикт (Пеньков) говорил что когда подаешь милостыню нужно помолиться - Господи да будет эта милостыня человеку во благо.
Наталия Ростова 9 декабря 2020, 09:06
А вообще, я согласна с мнением, что подавая мелочь нищим, люди задабривают свою совесть. Я всегда удивлялась, читая жития святых древних и современных, откуда у них было столько времени НА ВСЁ!!! И на службы ходить успевали, и работали не жалея сил, и некоторые писали книги в большом количестве, и ещё каждодневно помогали людям. Я прям умиляюсь и, честно, говоря не понимаю, почему у меня нет времени хоть раз в неделю прийти в больницу с нашими храмовыми сестрами, чтоб помочь несчастным больным. Или в детский дом. Проще, конечно, кинуть копеечку, и успокоить себя мыслью, что типа "Бог и намерения целует"...Вот так и живём... Спасибо, матушка! Хорошая статья.
Наталия Ростова 9 декабря 2020, 08:56
Мне очень везёт на встречу с людьми, которые накануне маргинально провели вечер., или вообще неделю...Причём эти мужички и даже некоторые женщины, честно говорят, что дескать очень плохо и если я не помогу, то бедное сердце лопнет с будуна. Всегда даю какую-то денежку. Не судите люди, но я видела, как умер человек, которому не успели налить 100 грамм. И я не хочу копаться в причинах их пьянства и пытаться воздействовать на их совесть. Мне их жаль. Как жаль и больных деток, которых показывают на "Спасе"..А на приходе у нас всегда помогут, потому как постоянные прихожане объединились в группу в "Ватсапе" и личные нужды и прошения выкладывают туда. По мере возможности, люди помогают друг другу.
Игорь Александрович 9 декабря 2020, 04:34
Ни к чему много абзацев. Всё просто, по святому Златоустому: Или человек по доброй воле благотворит конкретному нуждающемуся ближнему(-им) на постоянной основе, или его средства так или иначе перетекают в карман нечестивцев на точно такой же основе.
Вадим 9 декабря 2020, 01:47
Оставьте им! Господь есть Высшая Справедливость. Накажут по своему усмотрению. Если они виноваты, то будет наказаны. А если нет- то нет. Ведь вряд-ли мы знаем больше Господа. О себе. Всю жизнь работаю. Не разбогател, хотя и не нищенствую. Иногда приходится занимать деньги, но отдаю все честно. А попрошайничать я наверное бы не смог.
Алла 9 декабря 2020, 01:44
Лучше найти конкретного нуждающегося человека и давать ему деньги регулярно с зарплаты. Я так перевожу одной многодетной семье. Пишу не чтобы похвалиться, а чтобы посоветовать. В Питере у нас ещё есть такая сеть благотворительная Добродомик, где бесплатно кормят пенсионеров. В общем, если вы, как и я, не хотите напрямую контактировать с нуждающимися, есть масса способов сделать это дистанционно и с пользой. Думаю хотя бы лишняя тысяса в месяц найдется у любого, кроме тех, кому самим нужна помощь. А непонятно кому на улице лучше ничего не давать. Они в лучшем случае просто не борются, а помогать нужно бойцам. А в худшем вообще мошенники.
Евгений 9 декабря 2020, 01:21
Думаю, что я сейчас не покривлю душой, если скажу, что люди все же подают из желания помочь. По крайрей мере я верю в это - большинство искренне хочет помочь ближнему. Хотя куда интереснее другой вопрос, поднятый автором статьи - почему мы, имея желание помочь, не помогаем кому-то, кто нам "ближе", чем абстрактный попрошайка в переходе - друзьям/соседям/сослуживцам, либо же помогаем недостаточно? Предположу, что нам мешает страх - страх оказаться ответственными. Ведь как - дашь человеку денег, он потратит на спиртное - найдутся языки (известно какие), которые скажут, что это ты виноват, ведь ты ему денег дал. Еще страх, что "на шею" сядут. Отказывать неприятно, но вечно на себе не вытащишь.
Антоний 9 декабря 2020, 01:11
Мой ответ здесь прост: помогать нужно тем, кого знаешь. Попрошайкам и фондам лично я не доверяю. На каждом приходе есть нуждающиеся семьи, дедушки и бабушки. Возьмись содержать таковую, и Бог тебя не оставит. Оставь себе необходимый минимум из заработанного, остальное жертвуй ближнему. Что же до уличных попрошаек - поскольку наличные деньги давно стали анахронизмом, и кошелек с собой мало кто носит, расплачиваясь везде мобильным телефоном, то и проблема сама собой исчезает. Осталось лишь, наконец, возродить Отечественную микроэлектронику, чтобы и телефон был на 100% Отечественным! Долой аппаратно-программную зависимость от стратегических противников Святой Руси!
Андрей 9 декабря 2020, 01:04
И ещё продолжу. Многие видят людей "с похмелья", и рассуждают,- "..не дам, ведь на пьянку,.., я ему только плохо сделаю....Или , учат, в том числе и в статьях,- дайте хлеба, а не денег...". Так вот: я Вы сами были "с похмелья" настоящего? Были? Знаете, что это такое? Если не знаете,- лучше дайте. Поверьте,- так плохо, что умереть можно. Поэтому не судите. Давайте понемногу. И учитесь не осуждать, не разбираться в судьбах. Или случай: человек выпил, пьяный, мать пожалел, пошёл просить ЕЙ на еду. А Вы не дали... Вот так Вы поступили. Вы. А не он. Могу ещё примеры привести. Т.к. знаю. А Вы лишь внешнее видите...Судите. Простите.
Андрей 9 декабря 2020, 00:53
Продолжу. Не хватило. Не умею, осуждаю. Знаю многих "в лицо". Но даю немного совсем. И...., пытаюсь не осуждать... Пока не выходит... Но не для того ли мы на Земле?....
Андрей 9 декабря 2020, 00:50
Старец Паисий ( передаю своими словами ): "...один завод производит пули, и этот же завод может производить розы...". Ещё очень хорошо перечитать житие Иоана Милостивого. И как он учил давать милостыню хорошо одетым...Ещё почитать как милостыню давал Иоанн Кронштадский... И ещё: притча (опять своими словами):идёт в 5 утра человек. Мысли первого: украл..., идёт... Мысли второго: от любовницы идёт...Мысли третьего: в Храм идёт, на "раннюю", какой молодец. А шёл то и там, и там, и там,- один человек. Вот и подумаем... Да, с рассуждениеам. Но имеем ли? Может поучимся от Святых. Им поподражаем, да над своими помыслами поработаем? С Божьей помощью, с просьбой к Богу? Я не умею, я осуждаю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×