Не будем прилепляться к земному – последуем за Вознесшимся Христом!

В день отдания праздника Вознесения публикуем проповедь митрополита Флоринского Августина (Кандиотиса; 1907–2010), известного архипастыря и духовного писателя, посвященную этому празднику, которую владыка произнес в храме святого Афанасия селения Аминтэу (Греция) 12 июня 1986 года.

    

Сегодня, мои возлюбленные, мы отмечаем Вознесение Господне. Этот праздник называется «Господским», потому что в этот день мы с особенной торжественностью прославляем Господа нашего Иисуса Христа. Святой Косма Этолийский называл Его «сладчайший Господин и Владыка» – какие прекрасные слова[1]!

Он держит в Своих руках ключи жизни и смерти. Это «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 21: 6). Наш Господь Вседержитель, Владыка Христос.

Наступил Господский праздник. После Рождества, Обрезания Господня, Сретения, Распятия и Воскресения Христова мы встречаем Вознесение.

Что такое Вознесение? Христос после Своего Воскресения пробыл на земле сорок дней, а затем вознесся на Небо. Накануне мы празднуем Отдание Пасхи и в последний раз слышим пасхальный тропарь «Христос воскресе», которым когда-то христиане приветствовали друг друга каждый день от Пасхи до Вознесения. Теперь, к сожалению, прекрасные обычаи наших предков забываются и уходят в прошлое.

По прошествии сорока дней после Воскресения Христос повелел Своим ученикам взойти на гору, которую называли Елеонская, или Масличная, гора, потому что вся она была засажена маслинами. Там Он назначил им место для встречи. В этот святой день на вершине горы собралось 120 верующих. Их было так мало, но какие это были люди! Каждого из них не стоит сегодня весь мир. Первой среди них была Пресвятая Богородица, затем – одиннадцать апостолов (Иуда покончил жизнь самоубийством), потом – жены-мироносицы и, наконец, все остальные, всего 120. Это была первая Церковь, дражайшие души, которым нет цены.

Там с ними встретился Христос. Он сказал им Свои последние напутствия и благословил их. Если бы вы знали, что представляет собой благословение Христово! Какая это великая вещь! Никогда не пренебрегайте благословением священника. Во время службы это уже не просто батюшка Георгий, батюшка Ставрос, батюшка Петр или отец Августин – все мы тоже грешные люди. Когда священник служит в храме в богослужебных облачениях, через него действует Сам Христос! Возьми антидор, получи благословение у священника – и Господь будет с тобою, где бы ты ни был: на реке, в пустыне, в дремучем лесу, на морях или посреди бескрайнего океана.

Получи благословение у священника – и Господь будет с тобою, где бы ты ни был

Благословение Христа дороже, чем все богатства мира. Всегда старайтесь брать благословение у священника.

Христос их благословил. А потом произошло нечто удивительное. Пусть неверующие сомневаются, это их право, а мы веруем, что всё было именно так. Благословенные ноги Христа, которыми он ходил по этой грешной земле целых три года из деревни в деревню, из города в город, от горы к горе, ноги, которые были в конце концов пригвождены ко Кресту, оторвались от земной поверхности. Скоро они уже не будут ступать по земле: Христос возносится, восходит на Небо…

Тебе это кажется странным? Но что здесь такого? Посмотри на орла на скале. Он внезапно взмахивает крыльями и начинает подниматься в небо; он достигает такой высоты, что с земли кажется нам маленькой точечкой. Неужели Христу, Сыну Божию, Который дал орлу силу парить в небесах, трудно Самому подняться на высоту? Если вы прочитаете Откровение Иоанна Богослова, то увидите, что Христа называют «великим орлом» (Откр. 12: 14). Итак, Христос оторвался от земли, и ученики, устремив на Него взгляд, смотрели, как Он возносится на Небо.

Затем им явились два ангела в белых одеждах, и они им сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Не расстраивайтесь. Будьте уверены в том, что точно так же, как Христос вознесся на Небо, Он вернется на землю вновь». В это верует наша святая Церковь, и это мы исповедуем в нашем Символе веры: «И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».

Такова история этого святого праздника. Чему мы научаемся из нее? Очень многому.

  1. Прежде всего, дорогие мои, нам становится ясно, что Земля в масштабе Вселенной – это не более, чем детская песочница. Если бы вы увидели, как два человека убивают друг друга из-за песочницы, что бы вы на это сказали? Как это глупо! Земля не является нашим постоянным местом жительства. Это наше временное пристанище, наша «гостиница». Если во время путешествия тебе придется переночевать в гостинице, ты не захочешь оставаться там навсегда, а будешь с нетерпением ждать возвращения домой. То же самое касается и этой Земли. Мы на ней всего лишь гости. И точно так же, как постояльцы в гостинице: сегодня там живет один, завтра другой. Мы все покидаем эту временную жизнь. Никто не живет на земле вечно, ибо мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13: 14), мы «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11: 13).

Наш постоянный дом – это Небо. Мы были созданы не для земного и суетного

Так чего же мы ждем? Наш постоянный дом – это Небо. Мы были созданы не для земного и суетного, малого и незначительного, но для Небес. Доказательством тому является сам внешний вид человека. Животные ходят на четвереньках, их взгляд обращен к земле, а человек стоит прямо с высоко поднятой головой. Почему? Чтобы видеть небо. Прекрасное древнегреческое слово ἄνθρωπος (человек) означает: «тот, кто смотрит вверх, на небо». У одного философа однажды спросили: «Где твоя родина?». Он весь день не отвечал вопрошавшим и всё просил их подождать, словно испытывал их терпение. Но на самом деле он ждал ночи. Когда стемнело и появились звезды, он показал им на небо и сказал: «Моя родина – там!». Мы созданы для Неба. Вот почему человек устроен так, что глаза его смотрят наверх – чтобы он видел величие Божие и говорил: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18: 2).

Но когда мы говорим о «небе», что мы имеем в виду? Небо – это не только то, что мы видим своими глазами. Есть также «небо небес» (см.: Втор. 10: 14; Пс. 67: 34, 112: 24; Сир. 16: 18) или «небеса небес» (см.: Пс. 148: 4). То прекрасное небо, где днем виднеется солнце, а ночью – луна и звезды, галактики и кометы, является частью окружающей нас природы. И когда-то оно исчезнет. Но есть и еще одно Небо – непреходящее, вечное, Небо неописуемой красоты. Что это такое? Это духовное Небо, или «третье Небо», на которое вознесся апостол Павел (см.: 2 Кор. 12: 2). И как на нашем природном, видимом небе есть солнце, луна и звезды, так и на духовном, невидимом Небе есть Солнце Незаходимое – наш Господь Иисус Христос, луна – Пресвятая Богородица и сияющие звезды – наши святые. Вот куда мы должны устремляться, братья мои.

Мои возлюбленные! Божественная литургия, которую мы совершаем, представляет нашему мысленному взору всё таинство Божественного домостроительства. Мы вспоминаем Рождество Христа, Его пришествие в мир как Учителя, Тайную вечерю, Распятие, Воскресение и, наконец, на каждой Божественной литургии – и Вознесение Господне. Какие моменты Литургии напоминают нам о Вознесении? Когда после великого входа и «Верую» иерей возглашает: «Горе имеим сердца!». Вот что это обозначает: поскольку Христос вознесся на Небо, то и мы с вами должны обратить сердца к Небесам и всею душой устремиться ко Господу. Представьте, что горячо любимый и дорогой вам человек находится в Австралии или в Америке и вы думаете о нем постоянно, днем ​​и ночью, – точно так же все наши мысли должны быть обращены ко Христу. «Наше бо житие на Небесех есть» (Флп. 3: 20). Ближе к концу Литургии, после Святого Причастия, священник говорит: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» (Пс. 56: 6), что тоже подразумевает Вознесение.

Не будем прилепляться к земному и тленному. Последуем за Вознесшимся Христом на орлиных крыльях веры, вознесемся на духовное Небо, потому что иначе «нас поглотит болото», как говорит один поэт. Раньше в бедных избушках жили простые и честные люди, словно ангелы земные. А теперь в роскошных особняках живут неразумные скоты и злобные демоны. Свинья опускает голову вниз: она ищет желуди и, встретив прекрасный жемчуг, попрет его ногами, как сказал нам Христос (см.: Мф. 7: 6). Что любит свинья? Валяться в грязи. Точно так же и мы презираем бесценные слова Господа и, как свиньи, стремимся в болото нравственной скверны и вони. Свинья видит небо только один раз: когда мясник переворачивает ее на спину, чтобы зарезать. То же самое касается и скотоподобного человека. Когда явится Архангел с мечом, чтобы изъять его душу из тела, только тогда он впервые возвысит свой ум и увидит, что за пределами этого суетного мира есть еще и другая – вечная – жизнь.

Дорогие братья и сестры! Точно так же, как вы уверены в том, что этот видимый мир существует в действительности, твердо веруйте в то, что есть и другой, пока что невидимый нами мир. И в этот мир мы идем. «Горе имеим сердца!».

[1] См. «Слово 1» святого Космы Этолийского.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×