Библия, изложенная для семейного чтения
Рабство израильтян в Египте. Моисей

"Моисей
Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай)
По смерти Иосифа сыновья Иакова и семьи их продолжали жить в земле Гесем — на границах Египта и Аравии. Со временем, быстро размножаясь, они образовали целый особый народ, которому определено было стать избранным Богом для исполнения Его обетований. Живя в Гесеме, евреи продолжали быть хранителями отеческих преданий о Божественном Откровении. Само провидение благоприятствовало их обособлению в этой чудной, отведенной для них земле.

В то же время высокий уровень цивилизации древнего Египта содействовал и их разностороннему развитию. Пока фараоны помнили о том, какую услугу оказал им Иосиф, евреям жилось в Египте хорошо. И они мало-помалу стали оставлять родные обычаи, перенимать язычество, предаваться суевериям и пороку. В наказание за это Господь лишил их Своей милости и подверг тяжким испытаниям.

Образумившись, они снова обратились к Богу и умоляли Его о помиловании и спасении. И были услышаны. Господь вывел их из Египта в прежнюю землю обетованную, данную в наследие праотцу их Аврааму Самим Богом. Орудием избавления израильтян от ига египетского был Моисей.

Чудесная судьба была у этого избранника Божия, изменившего и направившего на новый путь судьбу своего народа. Родился он в то время, когда бедствия народа его достигли, казалось, высочайшей степени.

Управляли тогда Египтом уже не цари-гиксы (иноземцы), при которых так спокойно жил и размножался пришлый народ еврейский, их давно вытеснила новая династия правителей из туземцев, которые совершенно иначе отнеслись к чужеземному народу, основавшемуся по-соседству. Предполагая в них национальную враждебность, их подвергали жесточайшим преследованиям, отягощали непосильными работами на устроение и украшение египетской земли. Между прочим построили фараону евреи «Пифом и Раамсес, города для запасов, (и Он иначе — Илиополь). И делали египтяне жизнь евреев горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью».

Наконец ожесточение против евреев и страх от их размножения дошли до того, что «фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку».

(Исх. 1, 11, 14, 22)

Но Бог не предал истреблению Своего избранного народа, и, Промыслом Божиим, родная дочь фараона оказалась орудием спасения его.

Во время жестокого притеснения евреев, когда был издан указ истреблять рождающихся у них мальчиков, жена одного еврея из племени Левиина не могла покориться гибели родившегося у нее сына и долго укрывала его от исполнения над ним царского указа. Наконец не могла дольше скрывать его, и «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет».

«И вышла дочь фараонова на реку мыться. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: это из Еврейских детей».

Тогда подошла к ней сестра Моисея и предложила: не привести ли к ней кормилицу из евреянок, чтобы она вскормила младенца? И с согласия царевны она привела мать младенца, которая приняла плату, как бы наемница, и вскормила своего ребенка...

«И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его».

(Исх. 2, 3—6, 10)

Спасенный из воды Моисей получил блистательное образование при царском дворе, а когда пришел в возраст, то узнал и осознал бедственное положение своего родного народа. Всей душой Моисей стал сочувствовать ему, и именно его Бог избрал избавителем, и вождем, и законодателем, и великим пророком своего народа.

Однажды он увидел, что один египтянин бьет еврея. Не вынес этого зрелища преданный своему родному народу Моисей, вступился за единоплеменника и убил египтянина.

На другой день после того увидел он, что ссорятся между собою два еврея, и сказал обижающему: «Зачем ты бьешь ближнего твоего?»

«А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил (вчера) Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле».

(Исх. 2, 13—14)

Действительно, фараон услышал об этом деле и хотел убить Моисея, но, спасаясь от преследования, Моисей удалился в землю Мадиамскую, где поселился у одного священника, именем Иофора, женился на его дочери Сепфоре и стал пасти овец своего тестя.

Здесь в то время, когда он проходил со своими стадами по долинам, между горами Хорив и Синай, мысленно часто переносился он к своим угнетенным братьям, сокрушался о них всей душой и, в глубоком уединении, среди величественной природы, располагающей к высоким размышлениям, сосредотачивал внимание на мысли, каким образом помочь своему народу.

И Господь отзывался на возвышенные стремления великой души Моисея и чудесным путем повел его к достижению цели... Однажды явился Он Моисею, когда тот, расположившись со стадом у подошвы горы Хорив, предавался обычному раздумью о судьбе своих соплеменников. Внезапно увидел Моисей пламя, исходящее из одного тернового куста, но не сжигающее его. Пойду и посмотрю на такое странное явление, подумал Моисей, почему это куст горит, но не сгорает?..

Когда же он приблизился, то «воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей!»

«Он сказал: вот я, Господи!

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

И сказал Господь (Моисею): Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.

Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Пойди, собери старейшин (сынов) Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваши,х явился мне и сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.

Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас».

(Исх. 3, 4—20)

— Но что скажу я им, «если они не поверят мне и не послушают меня, скажут: не являлся тебе Господь?» — спросил Моисей в трепетном недоумении своем.

«И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его за хвост; и он стал жезлом в руке его.

Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова».

Затем снова, по слову Божию, Моисей положил руку свою к себе за пазуху и вынул ее, побелевшую от проказы, потом снова положил ее за пазуху и вынул ее оттуда здоровою.

«Если же не поверят и двум сим знамениям, сказал Господь, и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше».

Но все еще недоумевал Моисей и ссылался на свою косноязычность, на затруднительное произношение.

«Господь сказал тогда Моисею: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь Бог? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.

И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить вместо тебя, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты ему будешь вместо Бога; и жезл сей (который был обращен в змея) возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения».

(Исх. 4, 1—9, 11—17)

И пошел Моисей в дом тестя своего и объявил ему, что желает возвратиться в Египет, посмотреть, как живут братья его. «Иди с миром!» — отпустил его Иофор, и Моисей отправился к народу своему, напутствованный новым подтверждением сказанного ему прежде Господом.

Между тем, Аарон, родной брат его, также по внушению Божию, вышел навстречу ему и при горе Божией приветствовал его. Моисей рассказал ему все слышанное и заповеданное от Господа и, придя в Египет, собрали они старейшин Израилевых. Аарон передал им все слова Господа Моисею, и сделал Моисей знамения перед глазами народа. И народ поверил.

11 января 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×