Пространная история Иерусалимской Церкви. Период I. Часть 2 (326-451)

/p>

Состояние Иерусалимской Церкви к началу IV века. Миссионерство

Ко времени восхождения на престол Византийской империи Константина Великого (324-337), состояние христианства в Палестине было весьма удручающим. В Иерусалиме христиане были настолько не многочисленны, что без вмешательства императора Константина они никогда не смогли бы вернуть захваченный и оскверненный язычниками Святой Гроб Господень. Единственной областью, где христианство имело реальную силу, была Кесария. В остальной же Палестине после затянувшихся гонений оно стало рассеиваться, а местами даже исчезать.

Реальные размеры Церкви в Палестине на тот период определить трудно, однако известно, что на I Вселенском Соборе со стороны Иерусалимской Церкви присутствовали епископы Кесарийский, Неапольский, Гадарский, Аскалонский, Никопольский, Ямнийский, Элевтеропольский, Газский, Капитолийский и Элийский. Исходя из того, что большинство из перечисленных архиереев были епископами греческих городов можно сделать заключение, что к началу четвертого века Иерусалимскую Церковь по большей части составляли греки и христиане "из язычников", а не "из иудеев".

С уверенностью можно сказать, что к началу IV века христиане обитали в Иерусалиме - Элие, Севастии - Самарии, Лидии - Диосполе, Иоппи, Сароне, Еммаусе - Никополе, Сихеме - Неаполе, Скифополе, Элевтерополе, Максимианополе, Иерихоне, Завулоне, Ямние, Азоте, Аскалоне, Газе, Гадаре, Капитолие, Вифлееме, Эно, Яттире, Аниме, Вифаваре, Сихаре, Ватание и Фено.

Несмотря на то, что христианство в Палестине не имело много сторонников, оно все же, рассеявшись по городам и деревням, было распространено по всей стране. Его центром была Кесария, потому как Иерусалим-Элия в то время являлся незначительным селением, больше похожим на деревню, а его епископ подчинялся Кесарийскому митрополиту. Однако на собиравшихся в Палестине Соборах Иерусалимскому епископу предоставлялась честь возглавлять их.

В этот период у христианства Палестины было два больших, всячески пытавшихся подавить его ненавистника: иудейство, центром которого являлась Тивериада, и эллинизм, оплотом которого была Газа. Будучи почти полностью уничтоженным за долгое время гонений, с наступлением мира христианство в Палестине очень быстро начало подниматься на ноги и вскоре дало свой ответ, обратившись к своим обидчикам с благовествованием Христа.

Принявший Христа иудей Иосиф сохранился в истории Иерусалимской Церкви как первый палестинский миссионер, проповедовавший среди иудеев. Его проповедь была настолько успешна, что в таких городах как Тивериада и Диокесария, населяемых в основном иудеями, где совершенно отсутствовала христианская община, были построены храмы.

На проповедь среди эллинов Палестины вышел святой Илларион, последователь основателя монашества, преподобного Антония Великого. Святой Илларион был приглашен в Газу некой женщиной, с чего и началась его миссионерская деятельность. Именно он ввел впервые монашеский образ жизни в Палестине. Вскоре святой Иларион основал и первую обитель, которая в последствии явилась центром его миссионерской деятельности.

Возведение храмов на Святых Местах

В 326 году по просьбе Иерусалимского епископа святого Макария I (314-333) Святой Град посещает мать Константина Великого благочестивая императрица Елена. Целью ее приезда был поиск древа Честного Креста Господня, а также очищение Святых Мест от языческих капищ. С этого момента в истории Иерусалимской Церкви начинается новая эпоха расцвета и славы.

К 326 году большинство из христианских святынь были погребены и покоились под толстым слоем земли. Прежде всего был откопан холм Голгофа, затем пещера Святого Гроба Господня, невдалеке от которой были обретены три креста - честной Крест Спасителя и кресты распятых с Ним разбойников. Часть обретенного Креста была оставлена в Святом Городе, а остальное животворящее древо было отправлено императору Константину Великому, который, в порыве неудержимой радости, сразу же повелел возводить на Святых Местах величественные храмы, известив об этом соответствующим посланием Иерусалимского епископа Макария, а также управителя той эпархии, своего близкого друга Дракиллиана.

На месте обретения святынь очень быстро было возведено три величественных и ни с чем несравнимых по красоте храма. Главным сооружением являлся возведенный на месте Святого Гроба Господня храм Воскресения. Особой красотой отличался находившаяся внутри храма кувуклия из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью.

На вершине Голгофы был возведен обнесенный балюстрадой цикличный храм, посредине которого возвышался крест. Посетители Святых Мест называли этот храм "Крестом", но в истории он сохранился под названием "Лобный". Невдалеке от храма Воскресения, с восточной стороны, возвышался и третий из возведенных святым Константином храмов - базилика "Свидетельства", позже названная базиликой "Святого Константина". Храм был украшен большим количеством обрамленных золотом мраморных колонн.

Наблюдавшая за строительством храмов на местах страдания и воскресения Иисуса Христа благочестивая мать богобоязненного императора одновременно посещала и другие святыни Палестины, украшая страну множеством христианских церквей. Так, помимо трех славных храмов в Иерусалиме, усилиями императрицы была построена церковь Святых Апостолов на месте сионской горницы. За пределами Святого Града, на месте Вифлеемской пещеры, был построен храм Рождества Христова. Христианские храмы были построены и на горе Елеон, при входе в пещеру, в которой, по древнему преданию, со Своими учениками обычно собирался Христос, на месте вознесения Христа, в Вифании и других местах.

Наравне со святой Еленой большим почитанием к Святым Местам отличилась Евтропия, супруга Максимиана, мать Фавсты и теща Константина Великого, добившаяся у императора позволения разрушить в Хевроне на месте захоронения ветхозаветных патриархов языческие капища и возвести христианский храм.

Также были построены церкви в Вифлееме, на месте явления благовестовавшего пастухам о рождении Спасителя Ангела, у источника, где апостолом Филиппом был крещен евнух-эфиоп, на горе Фавор и других святых местах Палестины.

Первые монастыри. Братство Святого Гроба Господня

Уже в 328 году святым Илларионом, учеником преподобного Антония Великого, был основан первый в Палестине монастырь. Несмотря на то, что обитель считалась общежительной, идеал общежительного строя в ней еще далеко не воплощался. Среди братии отсутствовало понятие общей собственности, не было тесной связи с игуменом и точного руководства с его стороны. Каждый подвизался по-своему, и лишь иногда братия собиралась на устраиваемые святым Илларионом общие молитвы.

Вклад святого Иллариона в развитие Православия в Палестине был неоценимым. Так в 334 году пожиная плоды его апостольского подвига, вся Иерусалимская Церковь праздновала принятие христианства всем княжеством Маюмским.

Параллельно со святым Илларионом монашество в Палестине вводил и его современник, великий подвижник святой Харитон, родом из Иконии. Спасшийся чудесным образом от рук разбойников, Харитон усердными трудами основывает в Фаране первую в Палестине Лавру, освященную в 330 году Иерусалимским епископом Макарием. Жизнь лаврских насельников заметно отличалась от жизни монахов Илларионова монастыря. Несмотря на то, что каждый из лаврских монахов обладал личной келией, они непосредственно подчинялись своему руководителю-игумену и общим правилам, несли послушание, а в определенные часы вся братия собиралась в лаврском храме на общую молитву.

Желавший уединиться и побыть немного в тишине святой Харитон, устроив все дела в Лавре и оставив братии игумена, отправился в Иерихон и уединился на одной из близлежащих гор под названием Сарандарий, где сорок дней постился и молился Иисус Христос. Однако его покой был недолгим, поскольку вскоре к нему приступило большое количество монахов-отшельников, просивших его пастырского руководства. И вскоре святым Харитоном на горе Сарандарий была основана вторая Лавра, называемая Дукской. Устроив в этой обители монашескую жизнь и оставив игумена, святой Харитон покинул и ее и отправился в пустыню, поселившись в пещере близ селения Фекое. Однако и там его настигли многочисленные подражатели, наслышавшиеся о святости и подвигах святого старца. Таким образом, на этом месте святым Харитоном была основана третья Лавра, называемая Сукa или Старая Лавра.

Заботами и стараниями святого Харитона в лоно христианской Церкви пришло множество новых христиан как из иудеев, так и из язычников.

Своим примером святые подвижники Илларион и Харитон способствовали тому, что в Палестине очень быстро появились многочисленные монастыри. Монашество основалось даже в Святоградских храмах. Так в храме Воскресения Господня зародилось Братство святого Гроба Господня. Вскоре братство распространилось на другие святыни Святых Мест и монастыри, став нерушимым оплотом Православия. Поначалу монахи жили в келиях у Давидовой башни и собирались лишь на популярные среди них всенощные бдения. Позже ими был основан свой монастырь, который вплотную примыкал к храму Воскресения.

Арианские волнения. Святой Кирилл Иерусалимский

Зародившаяся в начале IV века в Александрии арианская ересь нашла богатую почву и среди палестинских мыслителей. Необходимо отметить, что одной из главных причин столь быстрого распространения арианства в IV веке явилась сильная поддержка со стороны императорской власти. Его предстателями были близкий родственник Лициния (308-324) митр. Евсевий Никомидийский, а позже митр. Евсевий Кесарийский - друг и сподвижник императора Константина Великого (306-337).

Собравшиеся в Иерусалиме по случаю освящения на Святых Местах нововозведенных храмов и возглавляемые митрополитом Кесарийским Евсевием сторонники арианства очень быстро стали добиваться оправдания ересиарха Ария.

Ариане настолько укрепились в Палестине, что им даже удалось созвать ряд соборов, где настойчиво защищались их интересы. Таким, например, был созванный (по личной просьбе Ария) митр. Евсевием Кесарийский собор 325-328 года. Известный всему миру александрийский ересиарх требовал признать осужденных Александрийским епископом Александром, извергнутых из сана и изгнанных из Александрии за приверженность к арианской ереси клириков в их чине и священническом звании.

Решением собора все александрийские клирики были восстановлены. Также собор постановил, что изгнанным полагается возвратиться в Александрию и снова войти под омофор епископа Александра, которому собор направил специальное послание.
Соборное послание начиналось словами: "Блаженному папе и нашему епископу Александру со пресвитерами и диаконами радоваться. Вера наша и вера наших отцов, у тебя которой мы научались, Блаженный папа, сия есть...", а далее излагалось арианское вероучение, в конце которого первым из подписавшихся был Арий.

К оправдывавшему арианскую ересь соборному обращению было приложено и личное послание одного из самых образованных людей той эпохи, известного богослова Павлина Тирского, содержавшее составленный специально по этому поводу трактат, который разъяснял и оправдывал учения злочестивого Ария. Также к Александрийскому епископу свое послание направил и Евсевий Кесарийский, в котором он осуждал Александра и оправдывал Ария.

Результатом этого собора было возвращение Ария и поддерживавших его клириков в Александрию.

Можно сказать, что вплоть до смерти Кесарийского митрополита Евсевия эта ересь с большим успехом покоряла сознание палестинского священства. Однако решающее столкновение арианства с Православием на палестинской земле произошло лишь с восхождением на вдовствовавший в течении двух лет после смерти святого Максима (333-348) Иерусалимский престол известного катехизатора и оратора Кирилла I (350-386). На пустующий престол Кирилл был избран митрополитом Кесарийским Акакием, и его поддержали как православные, так епископы-полуариане, каким, например, был Мелетий Антиохийский (358-381), неоспоримый авторитет того времени. Однако между новоизбранным Кириллом и Кесарийским Акакием сразу же возникли трения, основавшиеся как на догматических, так и на политических разногласиях двух архиереев. Дело в том, что с подъемом Святых Мест и общим возвышением Иерусалима становился все более парадоксальным тот факт, что в Палестинской Церкви главенствует Кесарийский епископ.

В борьбе за чистоту веры и славу Святого Града епископ Кирилл трижды был сослан по самым различным обвинениям, а Иерусалимский престол не раз переходил в руки различных еретиков. Тем временем накопленные стараниями Константина Великого слава и богатство Святого Града постепенно иссякали.

С приходом к власти Юлиана Отступника (361-363) ситуация в Палестине особенно накаляется, и наступает период великих смут. Восставшие в Газе эллины избили христианское население города и разрушили монастырь святого Иллариона, преследуя населявших его чернецов по всей округе. Были избиты и христиане Маюмы. Цепной реакцией волна насилия прокатилась по всем греческим городам Палестины. Согласно церковному преданию, в тот период от рук эллинов принял мученический венец Иерусалимский епископ Кириак, скорее всего замещавший отсутствовавшего в очередной ссылке епископа Кирилла. Всех нещадно проливавших христианскую кровь язычников император Юлиан оставил безнаказанными. Желая подавить христианство в Палестине, Юлиан Отступник способствовал возрождению не только язычества, но и иудейства. Щедро одаривая иудеев, он даже повелел возвести вновь храм Соломона, дабы опровергнуть Иисусово пророчество. Однако успешно начавшееся предприятие вскоре было остановлено из-за сильного землетрясения. Рухнувшие стены заживо погребли множество рабочих, а оставшиеся в живых все до одного приняли христианство. Происшедшая в 364 году смена власти, к сожалению, не принесла христианам ожидаемого утешения, потому что в лице нового императора Валента II (364-378) обрело поддержку арианство.

На свою кафедру святой Кирилл окончательно возвратился лишь в 379 году, с приходом к власти православного императора Феодосия I (379-395). Посетивший Святые Места и украсивший их всяческими дарами император созвал в 381 году Второй Вселенский Собор, на который был приглашен и Кирилл. Осудивший арианство Собор почтил многолетний подвиг православного епископа, признав его единственным и законным епископом "Церкви Иерусалимской, Матери всех Церквей".

С этого момента в Палестине начинает возрождаться былая слава. Появляется большое количество как мужских, так и женских монастырей, славе которых дивились впервые посетившие их такие западные богословы и историки, как Павел Оросия, пресвитер Руфин и блаженный Иероним.

Окончательное падение эллинизма в Палестине. Оригенские споры

После смерти святого Кирилла Иерусалимского в 386 году, епископом на Святоградский престол был избран "исполненный добродетели" пресвитер Иоанн II (386-417). Годы его служения знаменуются окончательной победой православия над возрожденным стараниями императора Юлиана Отступника в Палестине эллинизмом и введением в ее монастырях устава святого Василия Великого.

До последнего момента несокрушимым оплотом палестинского язычества оставалась Газа. Однако православие восторжествовало и там, благодаря апостольскому служению святого Порфирия, который в 395 году был рукоположен Кесарийским митрополитом Иоанном (†404) в епископы и направлен на Газскую кафедру. Не прошло и дести лет, как Газу уже украшали несколько христианских храмов, самым знаменитым среди которых была освященная в 407 году базилика "Евдоксиани", возведенная стараниями супруги императора Аркадия (395-408) Евдоксии.

А тем временем долгожданный мир и покой Иерусалимской Церкви сменили оригенские споры. Уже осужденный раннее на Западе Ориген имел массу почитателей в кругах иерусалимской паствы, во главе которых стоял сам Иерусалимский епископ Иоанн II. Среди самых ярых и непримиримых обвинителей александрийского мыслителя были святой Епифаний (†403) и блаженный Иероним (†420), открыто заявлявшие, что ослепленный эллинизмом Ориген является ни кем иным, как "отцом Ария, корнем и родоначальником всех ересей".

Необходимо заметить, что такие учителя Церкви как святые Афанасий Великий и Отцы каппадокийцы всегда отличали Оригена от "оригенизма" и "оригенствующих". В своей полемике против ариан святой Афанасий использовал учение Оригена касательно связи между Лицами Пресвятой Троицы, а Василий Великий принимал его воззрения относительно Святого Духа.

Примирение наступило лишь к 411 году, когда на смену оригенским спорам в Палестину пришел пелагианизм.

Пелагианство

В 411 году, с прибытием в Иерусалим уже известного в церковном мире еретика Пелагия, утверждавшего, что спасение человека совершается лишь посредством совершенных дел и без участия Божией благодати, начинается новый период брожения умов в Иерусалимской Церкви.

Учение осужденного уже раннее на Кархидонском соборе (411) как haeresiarcha британского монаха Пелагия вызвало большой резонанс в православных кругах Иерусалима и очень быстро стало центром споров среди богословов. Прибывший по поручению блаж. Августина в 415 году в Иерусалим молодой испанский пресвитер Павел Оросия открыто обвинил Пелагия перед Иерусалимским епископом Иоанном II в искажении православного учения, назвав его еретиком.

По этому обвинению 30 июля 415 года в Иерусалиме был созван Поместный Собор. Однако по причине личной симпатии и благосклонности Святоградского Иоанна к Пелагию, а также сложности понимания значения латинского термина "благодать", которое вводил и защищал Пелагий, ведя спор с блаж. Августином, Собор оправдал Пелагия. Основываясь на том, что и обвиняемый, и обвинитель являются латинянами, настойчивый Павел Оросия добился перенесения дела Пелагия на окончательное рассмотрение епископу Римскому. Собор запретил Пелагию распространять свои мысли, а его противникам нападать на него.

Однако вскоре последовало новое обвинение Пелагия в ереси, предъявителями которого на этот раз, скорее всего, были ссыльные епископы Арелатский Герос и Провенский Лазарь, действовавшие, как впрочем и Павел Оросия, по указанию блаж. Августина. Обвинение было направлено Кесарийскому митрополиту Евлогию, созвавшему 20 декабря 415 года в Диосполе для решения этого вопроса Поместный Собор, на котором приняли участие 14 палестинских епископов, в том числе и святой Порфирий Газский. Однако сами епископы по причине болезни на Соборе не присутствовали, а Павел Оросия к тому времени уже покинул Палестину, поэтому Пелагий оказался без обвинителей.

Искажавший православное учение о первородном грехе, крещении, спасении, учивший об абсолютном предопределении и проч., Пелагий сумел оправдаться, обвинив во всех грехах своего сподвижника Келестия. Предав анафеме все указанные Евлогием в выдвинутом им обвинении злоучения, сам Пелагий соборным решением снова был оправдан.

В завершение Собора отцы зачитали постановления Кархидонского Собора 411 года и осудили неправедное учение Келестия, а также всех сторонников этого учения, назвав их "утратившими разум". Сведения об этом Соборе можно найти в труде святого Августина "De Gestis Pelagii", а также у св. Иеронима, который в одном из своих посланий называет пелагианство "кошмарным". Это вызвало негодование и ярость у некоторых фанатически настроенных сторонников Пелагиева учения, которые напали на Вифлеемский монастырь, где подвизался св. Иероним, сожгли несколько зданий и убили одного диакона. Престарелый же Иероним едва спасся.

После периода оригенских и пелагианских споров в Иерусалимскую Церковь пришла небывалая радость. В 416 году в Кафаргамале были обретены мощи святого первомученика и архидиакона Стефана, помещенные в храме святых апостолов на горе Сион, а в Елевферополе - мощи пророка Захарии.

Приобретение Иерусалимской Церковью статуса Патриархата

К V веку авторитет Иерусалимской Церкви вырос настолько, что ее жизнь стала привлекать внимание Царьграда. Так, в 418 году император Феодосий II (408-450) послал Иерусалимскому епископу Правлию (417-422) большую сумму денег на нужды бедных, а также большой золотой крест на гору Голгофу. В ответ на это Иерусалимский епископ послал благочестивому императору десницу от мощей святого архидиакона Стефана.

Период служения на Святоградском престоле епископа Ювеналия (422-458), поборника монашества и горячего защитника Православия, знаменовался для Иерусалимской Православной Церкви восхождением на небосводе монашеской жизни Востока множества новых звезд: св. Евфимия, преп. Феоктиста, преп. Исихия и многих других, а также дарованием Иерусалимской Церкви статуса патриархата.

Характерно, что епископ Ювеналий фактически уже почитался митрополитом "трех Палестин", на которые к началу V века было разделено административное управление Палестины. Таким образом, первой Палестине принадлежала территория от древней Иудеи до Самарии, с центром управления в Кесарии. Ко второй относились Галилея и все северные земли Палестины, управляемые из Скифуполя. К третьей - земли от аравийской Петры и до Красного моря с административным центром в Петрах. Над всей этой местностью, к которой позже присоединилась и Вострская митрополия, пытался расширить свои полномочия Иерусалимский епископ Ювеналий.

Осудивший вместе со Святыми Отцами на III Вселенском Соборе несторианскую ересь Ювеналий был отмечен особым вниманием императора Феодосия II, своим указом передал власть над Палестинской, Финикийской и Аравийской епархиями. Однако политический шаг требовал еще и церковного признания, что произошло лишь спустя двадцать лет на IV Вселенском Соборе, когда Иерусалимскому епископу был дарован статус патриарха.

На протяжении этих двадцати лет епископу Ювеналию неустанно помогала благочестивая супруга императора Феодосия II - Евдокия. Вклад Евдокии в развитие Святых Мест был настолько большим, что жители Палестины прозвали ее "второй Еленой". Императрица посещала Святой Град, жертвовала большие суммы денег и занималась щедрой благотворительностью. В 444 году она прибыла в Святой Град, чтобы уже навсегда в нем остаться. Евдокия основала множество храмов и украсила уже существовавшие. В Иерусалиме - колыбели христианства - она построила резиденцию Иерусалимскому епископу, гостиницу и большое число благотворительных заведений. Помимо этого возвела вокруг города давно разрушенные стены и заложила фундамент величественного храма святого Стефана. Евдокия заботилась о внутренней жизни Церкви, которую к тому времени стала беспокоить восходившая на обломках несторианства монофизитская ересь.

Необходимо отметить, что бывший сначала сторонником монофизитства и даже принимавший участие в Разбойничем соборе 449 года Ювеналий перешел на сторону его противников и на IV Вселенском Соборе защищал православное учение о двух природах Богочеловека Христа и вместе с большинством осудил ересь.

Резюмируя дарование в 451 году Иерусалимской Православной Церкви статуса патриархата можно сказать, что основными причинами достижения Иерусалимом этого великого звания явились следующие факторы: все возрастающее значение Иерусалимской Церкви в жизни Вселенской Церкви, состоящее в важности занимаемого ею места и активном участии на первых трех Вселенских Соборах; возведение на Святых Местах величественных храмов и полное торжество в Палестине христианства; стечение со всего мира, а главным образом из центров политической жизни того времени множества паломников; явление в лоне Церкви видных личностей и церковных учителей, а также их борьба за окончательное торжество Православия; большой интерес к Святым Местам благочестивых императоров и, наконец, расцвет Иерусалима и упадок Кесарии.

12 февраля 2002 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту