Старец Паисий Сихастрийский и Сихлский

Старцы Паисий (Олару) и Клеопа (Илие) Старцы Паисий (Олару) и Клеопа (Илие)
Это парадокс, что к румынскому старцу Паисию (Олару; 1897–1990) пришла широкая известность: он всю жизнь старался жить сокровенно – в кротости, простоте и смирении. Один из писавших о нем заметил: «Трудно сказать, что за дар притягивает к отцу Паисию. Он не творит чудес. Он не проповедует: никто не слышал его проповеди с амвона церковного. Не отличается прекрасным голосом, в служении церковном не блистает. И, тем не менее, что-то в нем пленяет. На нем благодать».

И благодать эта привлекала тысячи верных искать окормления у него, искать совета и утешения. В темные годы коммунистической власти его простые и правдивые поучения укрепляли румын; были среди тех, кто приходил к старцу, и многие выдающиеся духовники.

Отец Паисий родился 20 июня 1897 года в румынской деревне Строинешти и был крещен с именем Петр. Он вырос в благочестивой семье, что жила на Буковине – в краю, известном глубоким благочестием жителей. Его отец, Иоанн, был лесником; на его плечах была забота о благополучии жены Екатерины и пятерых детей. Иоанн Олару слыл честным человеком, и соседи часто обращались к нему за советом. Его младший сын Петр закончил три класса сельской школы – в школе-то и было всего три класса. В детстве мальчика очень трогали жития святых. Особенно его поразило житие преподобного Саввы Освященного.

Петр был призван в армию во время Первой мировой войны, сражался на венгерском фронте. В 1921 году он демобилизовался и поступил в скит Козанчеа, что неподалеку от его родной деревни. Архимандрит Клеопа (Илие) писал: «Монахи очень любили его за то, что он всегда пекся о болящих и престарелых, проявляя к ним величайшую любовь: он посещал их кельи, приносил им еду, приводил священника, чтобы причастить их, и оставался с ними в час смерти».

Петр был пострижен в монахи в возрасте 25 лет с наречением имени Паисий. После пострижения он посещал монастыри в окрестностях Нямца, и здесь у него появилось желание стать пустынником в Карпатских горах. Однажды он молился на лугу в 500 метрах от скита Козанчеа и услышал чудесно поющий духовные песнопения небесный хор. По благословению митрополита Молдавского на этом месте он построил часовню во имя святого мученика Мины, а затем и кельи при часовне.

В течение дня он нес послушание в монастыре: трудился в церкви, в винограднике, в саду, а ночью удалялся в свое одинокое пристанище. Отец Паисий прожил там как простой монах 18 лет. В 1933 году он был пострижен в великую схиму и еще более прилежал к подвигу безмолвия.

Отец Паисий в скиту Козанчеа Отец Паисий в скиту Козанчеа
    

В 1943 году отец Паисий был рукоположен в диакона, а в 1947 году – в иерея. После священнической хиротонии его поставили во главе скита Козанчеа, но из-за нестроений среди братии он пробыл игуменом только шесть месяцев.

В 1948 году отец Паисий просил благословения перейти в монастырь Сихастрия. Отец Клеопа тогда был игуменом этой обители; он сам ездил в Яссы, чтобы ходатайствовать перед епископом об этом переводе, и его просьба была удовлетворена. Отец Клеопа назначил отца Паисия исповедовать монахов и мирян, посещающих обитель. В августе 1949 года отец Паисий и 30 монахов вместе с игуменом Клеопой перешли в монастырь Слатина, где отец Паисий оставался на послушании духовника братии. В этот период он провел шесть месяцев в скиту Рарау, приписанном к монастырю Слатина, а в 1953 году вернулся в монастырь Сихастрия. Старец считал годы, проведенные в обители Сихастрия, наиболее плодотворными в его жизни.

Отец Клеопа пишет: «В безмолвии он возлюбил своих духовных чад великой любовью. Он мог принять их исповедь в любое время, днем и ночью, являя искреннюю заботу об их спасении. Он не был слишком суров в следовании канонам, но подходил к каждому согласно его устроению… Своим всепрощением, терпением и кротостью он приобрел многие тысячи душ, жертвуя собой ради других».

Возжелав большего безмолвия и тишины, отец Паисий в 1972 году перешел в скит Сихлу, подчиненный обители Сихастрия. Но все равно множество людей преодолевало нелегкую горную дорогу в Сихлу, стремясь получить его благословение и совет. В 1985 году из-за болезни старец перебрался обратно в монастырь, чтобы иметь надлежащий уход. Он был прикован к постели начиная с сентября 1986 года и до своей кончины, продолжая принимать и благословлять приходящих, но все же значительно меньше, чем прежде. На закате 18 октября 1990 года в возрасте 93 лет отец Паисий преставился о Господе и 20 октября был погребен на кладбище обители Сихастрия.

Перевел с английского Василий Томачинский

Журнал “The Orthodox Word”. 2010. № 272. Pp 105—107.

27 сентября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Воспоминания о старце Паисии (Олару) Воспоминания о старце Паисии (Олару) Воспоминания о старце Паисии (Олару) Маленький уголок рая
Воспоминания о старце Паисии (Олару)
Монахиня Горгония
Я стучу в дверь твоего сердца, дорогой читатель, и прошу с радостью встретить меня, как встречал всех приходивших к нему чудный старец отец Паисий, говоря: «Добро пожаловать к отцу, дорогие!»
Старец Клеопа Старец Клеопа
Арх. Иоанникий (Бэлан)
Старец Клеопа Старец Клеопа
Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Скрываясь в горах, старец Клеопа служил литургию прямо на пне. И вот однажды, когда он расстелил антиминс на пне и произнес возглас: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков», слетелись птицы и, рассевшись по веткам деревьев, завели удивительные по красоте трели. И тут раздался тихий голос: «Это твои певчие на клиросе». Были и другие знамения, укреплявшие старца в годы его скитаний.
Любовь все переносит. Часть 1 Любовь все переносит. Часть 1
Беседа с отцом Иустином (Пырву)
Любовь все переносит. Часть 1 Любовь все переносит. Часть 1
Беседа с отцом Иустином (Пырву)
Архимандрит Иустин (Пырву)
В 1954 году мы праздновали Воскресение нашего Господа на 800 метрах под землей в соляной шахте. Мы взяли все металлические наконечники от буров и подвесили их на проволоку. Они издавали замечательный звук! Это был момент нашей жизни, когда мы чувствовали захватывающую духовную силу. Там были разные люди: школьные учителя, профессора университетов, инженеры, доктора, адвокаты, священники. И все учились друг у друга. Это была школа, университет жизни во всех отношениях. Там были пастухи, изучавшие немецкий и итальянский. Там были богословы, учившие догматике, молитвам, гимнам, акафистам, всему. Мы все учились друг у друга.
Комментарии
Михаил 6 февраля 2014, 18:41
В г. Суздаль есть отличный духовник. Александровский монастырь.
И21 октября 2013, 17:35
Где бы в наше время найти такого духовника.....
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×