Инвалиды духовной войны

Смотрю на фотографию двадцатилетней давности... Оптина Пустынь, 1990-й год, общий снимок братии монастыря. И тех уж нет, и эти все далече... Едва ли не половина запечатлённых на фотографии – не только вне монастыря, но и вне монашества. Итог промежуточный, но сам по себе весьма печальный, – один из самых почитаемых духовников нашей Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин) неоднократно напоминал в своих письмах, что, согласно церковным канонам, сознательно изменившие монашеским обетам и не покаявшиеся – приравниваются к самоубийцам и лишаются, между прочим, христианского погребения.

Всё очень серьёзно. Конечно, если серьёзно воспринимать дело спасения своей души. Воспринимать как главное, а, скорее, – единственное дело жизни. Оно таковым и является и уже по одной простой причине: 70-80 (а часто и того меньше) лет и вечность – величины несопоставимые. Не всегда понимание этого приходит сразу. Но даже если приходит, его кажущееся наличие при недостатке смирения, твёрдости и рассудительности нередко подталкивает на стези, оборачивающиеся впоследствии жизненным тупиком. А иногда и трагедией. Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет. 4:18). И это не «страшилка», а слова Священного Писания, между прочим, парадоксальным образом не противоречащие другим – всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся (Рим. 10:13)...

Всякое дело, в том числе и главное, приобретает свои специфические особенности в зависимости от времени, в котором оно совершается. Тогда – в середине восьмидесятых – многим молодым неофитам казалось, что кроме как в монастырь и идти-то некуда. Иные разумные альтернативы только начинающей трансформироваться советской действительности ещё отчётливо не обретались; и благо, если новоиспечённым ревнителям хватало ума обратиться за советом – как жить – к здравствующим ещё старцам. К тому же о. Иоанну, например. Обращались не всегда. Ну, а монастыри открывались будто «по разнарядке», росли и ширились, изначально наполняясь насельниками, как многим тогда казалось, не случайными. Люди, сгруппировавшиеся вокруг возродившегося в 1983-м году Данилова монастыря, братия Оптиной Пустыни, других вновь открывшихся обителей в значительной своей части – молодёжь с высшим образованием. Публика искренняя, но несколько диссидентствующая. Иными словами – недовольная. По привычке склонная, скорее, навязывать своё мнение и наставлять, нежели учиться и смиряться. И это при том, что главный учитель – сама жизнь, с капризами обучающихся сообразующаяся мало, всё ставила и ставит по своим местам. Процесс небезболезненный, как известно...

Отсюда они – инвалиды духовной войны... Вернее, мы, ибо, кто без греха? Духовные недуги современного человека, менее всего склонного любить, смиряться и терпеть чужие немощи, распространяются, увы, и на считающих себя православными христианами. Наглядных свидетельств тому более чем достаточно. Стоит только почитать почти любые комментарии любых статей на любых православных сайтах, чтобы легко в этом убедиться...

Монашествующие, впрочем, – контингент особый – некая квинтэссенция христианства. Бог в жизни монаха участвует наглядно, ещё и потому, что тот сам затеял с Ним прямой и публичный диалог. Надо полагать, в здравом уме пообещав однажды послушание, нестяжание, целомудрие... Кто-то пообещал и исполнил, а кто-то – благополучно забыл или не предал обещанному должного значения – грань между «спастись» и «погибнуть» бывает и тонкой...

Если оглянуться вокруг, это множественно подтвердят истории непридуманные... Знакомый иеродьякон – молодой и ревностный – со временем превратившись в архимандрита с деньгами, властью и мирскими связями, видимо основательно расслабившись, женился... Его пример – другим наука... Вполне конкретный «другой» в схожей ситуации всё-таки молился и, как вскоре выяснилось, не напрасно. Таинственная дама, на большом джипе спешащая окончательно вызволить «несчастного батюшку» из опостылевшей ему обители, при подъезде к монастырю попала в аварию...

Речь, однако, не только о специфических особенностях иноческих искушений. Разница между обетами монашескими и теми, что даются при крещении, хоть и существенная, но не принципиальная. Напротив, имеет место принципиальное тождество: требование неоскудения внутренней воли. Важно, чтобы и при совершении Таинства Крещения, обещаясь отрицаться сатаны и соединяться со Христом, люди поступали ответственно. К сожалению, практика современной церковной жизни свидетельствует об обратном: пожелания священника и приходящих к нему креститься (родителей, крёстных, самих взрослых крещаемых) чаще значительно разнятся, нежели совпадают.

Лет тридцать тому назад креститься – означало совершить поступок неординарный и даже опасный; теперь – соблюсти формальность. Ну а формализм – расхолаживает. И уже «духовных инвалидов» почти не видно... «Христиане», которым, по сути, до Христа и дела нет, капитулируют сразу; врагу не противореча, и не «заморачиваясь» тем, что в философии называется «моральными сущностями».

Впрочем, у людей воцерковлённых, как правило, эти сущности продолжают оставаться основополагающей составляющей жизни. Таковых подстерегают опасности иного рода. Одна из них – подмена борьбы с врагом хоть и невидимым, но реальным, с тем самым, кто ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1Пет. 5:8), искусственно выстроенной внутренней междоусобицей. Человек пассионарный, если поищет, – всегда найдёт стан, где обретается враг видимый, ибо даже имитация жизни требует своего «адреналина». Подлинная же церковная жизнь уходит; трансформируется где-то в виртуальном пространстве, вернее теряет себя в нём, превращаясь в бесконечные выяснения отношений «практикующих» субъектов, унылую перепалку «миссиофилов» с «миссиофобами», в беспросветную скуку... При этом множащиеся внешние впечатления тоску и скуку не рассеивают, а только усугубляют.

Все это касается, в том числе, и жизни монастырской. Даже при счастливом приближении к Богу можно впасть в стыдную мелочную суетность, а через неё в «окамененное бесчувствие». Врачуется оно, как известно, терпением и молитвой – азы духовной жизни, которые на практике, почему-то, легко забываются.

Жизнь сама о них напоминает. Стеснёнными обстоятельствами, например, которые в монастырях, нередко, создаются искусственно. Причём с вполне определённой целью – «выдавить», «изжить» из себя «ветхого человека». Того самого, которому сопребывание со Христом невыносимо. Кто хочет – изживает, кто не хочет – остаётся «ветхим». Христианин – существо свободное и, опять же, если захочет, – счастливое. Хотя бы потому, что, будучи даже поломанным жизнью «духовным инвалидом», можно обратиться к своему Богу и исцелиться от, казалось бы, неизлечимых ран.

На последнем московском епархиальном собрании Святейший Патриарх заметил, между прочим, что желающих посвятить себя жизни иноческой в последние годы стало меньше. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Теперь, во всяком случае, такой выбор может быть более осознанным. Он уже – не следствие былой эйфории от одной возможности его осуществить, показав тем самым «фигу» опостылевшей советской действительности. Опыт показывает, что на одном отрицании прошлого новую жизнь не построишь. И вопросы, приходящие на монастырский сайт, типа: «у меня несчастная любовь, что нужно сделать, чтобы стать монахом» (чаще – монахиней), – тоже ничего, кроме грустной улыбки не вызывают. В монастырь от жизни не убегают – в нём её строят. И любви и терпения при этом требуется не меньше, чем в миру, причём в условиях, которые, скорее, исключение, нежели правило. Оказывается, любой другой повод для прихода в иноческую обитель, кроме искреннего стремления всего себя посвятить служению Богу, рано или поздно оборачивается жизненным крахом, превращая монаха в карикатуру на самого себя.

Опять же, речь не только о внутренних сугубо монастырских сложностях – так или иначе, но они касаются всей церковной жизни. Они есть, и на вопрос – соответствует ли термин «духовное возрождение» тому, что произошло в Церкви в последнее двадцатилетие на самом деле, – похоже, однозначного ответа не обретается. Внешнего лоска, действительно, стало больше, но ушли последние старцы-исповедники, а значит – стало меньше жизни. Не случайно известный священник, протоиерей Дмитрий Дудко, прошедший и сталинские лагеря и брежневскую тюрьму, уже на закате своей жизни в двухтысячные годы говорил, что придти к Богу и жить с Ним теперь – трудней, чем во времена его молодости и даже ещё совсем недавно. Время сейчас – не детское. Ушли куда-то наивная искренность, искренняя наивность. Больше стало цинизма, неотъемлемое свойство которого, – разрушать всё, чего он касается...

И, тем не менее, заповедь апостола Павла – всегда радуйтесь (1Фес. 5:16) – обращена не только к его современникам. Она исполнима всегда, как следствие исполнения другой, близкой ей, – непрестанно молитесь (1Фес. 5:16). Всегда находится иная, противоположная мрачной, сторона жизни. Трудности превращаются в приобретение, если использовать их преодоление как средство приближения к Богу. И во времена апостасии – массового отступления от Бога – находятся люди, уверенно шествующие в противоположном направлении. Достаточно войти в храм, увидеть в нём молодые лица, чтобы понять, сколь благ Господь... Желающие жить в гармонии со своей совестью всегда будут жить с ней в гармонии. По большому счёту, им не так уж и важно: в какое время они живут, и кто теперь «громоздится на мавзолее» – товарищ Хрущёв или господин Ельцин...

Снова всматриваюсь в знакомые лица на уже поблекшей фотографии... Пусть и инвалиды, но всё-таки живые... Люди, которым хватило решимости обратить к Богу жизнь во всех своих проявлениях, сделать её осмысленно-целенаправленной. Достаточно ли этого для спасения? Наверное, да, если не растерять верные смыслы не только на ухабистых стезях, ведущих к Храму, но и в нём самом... Вернуть, если они были утеряны...

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
иерей 4 апреля 2012, 18:45
Отцы епархии звонят, поддерживают, понимают чудовищность ситуации, переживает моя семья, миряне, друзья. Пытаются писать письма в патриархию, ну а там говорят, знаете сколько таких сигналов поступает каждую неделю? Письма будут отправлены обратно, они еще больше ожесточат архиерея. Смиренно жду промысла Божия, понимаю что священником был недостойным, может так и надо.......но абсолютно не готов смиряться с карьеризмом и прожектерством, пиаром и лицемерием, как быстро случайные люди в Церкви этому научились. Может слишком эмоциональный комент, без имен и адресов. Но оставляю вопрос открытым, есть ли в Церкви православные епископы? Если есть, расскажите кто.
иерей 4 апреля 2012, 18:43
Сделано многое, можно было сделать еще больше для родной Церкви, почему помехой этой деятельности становятся, те кто по послушанию должен Церковь укреплять? У нас почти две сотни епископов, сейчас мне кажется, что это две сотни римских пап..... я четко знаю что без епископа, нет Церкви. Но где же вы, епископы православные? Патриарх говорит все красиво, очень достойно и понятно, почему вслед этого ничего кроме слов не делается. В епархиях процветает карьеризм, такое ощущение что церковную власть захватили вот такие случайные люди. Сломать священника для них не трудно, посмотрите сколько запрещенного священства! Допускаю что разные случаи есть, но не в таком количестве. Говорю потому, что, сейчас в моей митрополии решается вопрос о снятии с меня сана, и я знаю что никто за меня не заступится, и мой епископ за мое "несмерение", "раскольничество", "непослушание" снимет с меня сан.
иерей 4 апреля 2012, 18:41
Мне эта статья попалась только сейчас. Мне кажется дело в том числе и в вопиющем бездействии, и в спекуляции добродетелями. Сам я в храме всего 11 лет, 7 из них священник. Нет ничего радостнее на свете чем быть иереем Божиим. Помню первое паломничество, восторг неофита и мудрое отношение к людям которые казались посторонними в Церкви, они были как бы в Церкви, но на самом деле, вне Ее. Злые, корыстные, расчетливые, я понимал, что и им Господь дает возможность меняться, видя собственные перемены. Сейчас конечно без восторга, но все же, радость служения остается, я знаю много прекрасных священников, мирян. Сам, как пастырь, старался говорить и показывать красоту нашей веры. И вот я священник 7 лет, скажите мне православные отцы и братия, есть ли православные архиереи???
Марина 1 ноября 2011, 11:39
Спасибо за стать!Конец вполне оптимистичен.
Евгений А21 октября 2010, 01:16
В статье нет самого главного - причины. Она походу не раскрыта вовсе. Посчитали потери, кто посмеялся, кто прослезился, и всё осталось на прежнем месте.
Вера18 октября 2010, 18:33
Помоги нам всем , Господи !
Георгий , почему Вы думете , что монахам нельзя пользоваться компьютером ? Это не серьезно.
Надежда18 октября 2010, 15:42
Поучения
оптинских старцев

Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святы­ми и добрыми. Когда же ви­дим их дурных, то это проис­ходит от нашего устроения.

преп. Макарий Оптинский
НС18 октября 2010, 15:35
Статья весьма актуальная и честная. Ныне случается замечать с каким удовольствием и как часто нынешние иеромонахи дают интервью, вспоминая с удовольствием своё светское молодое прошлое, как немало либеральных убеждений, политических эмоций сохраняется в их публичных речах. Грустно и страшно. Монахи - наши светочи, но если свет -тьма, как нам-то? Вы уж, братия, трезвитесь, а то уж и так пропадаем.
mr. bin17 октября 2010, 01:11
Да, это очень хорошая статья - очень понравилось :)
Сергей16 октября 2010, 08:51
От себя не убежишь никуда. Инвалидность духовная подобна телесной только гораздо сильнее и жестче,когда все в прошлом, тогда нет будущего.
Сергей.
Георгий Симон16 октября 2010, 07:24
Замечательно пишет отец игумен. Ведь монахи уже в кельях компьютеры прячут (видел своими глазами).
Василий15 октября 2010, 18:55
Умная, замечательная статья. Очень понравилось.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×